| вв.). Известные лишь во фрагментах, они посвящены истории зап.-средиземноморских стран (в первую очередь Сицилии, Италии и Карфагена) и написаны на основании большого фактич. историкоэтнографич. материала. Конкретные сведения о гос. устройстве греч. полисов 4 в. содержатся в сочинениях философов (трактатах "Государство" и "Законы" Платона и "Афинской политии" Аристотеля). "Всеобщую" историю Греции, Македонии, М. Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Рима в их взаимной связи на протяжении 220-146 изложил автор "Истории" (в 40 кн.) Полибий (2 в.). Сам Полибий назвал свою "Историю" прагматической, понимая под этим изложение в первую очередь событий по-литич. и воен. истории. Но гл. задачей историка Полибий считал не описание, а объяснение событий, выяснение причинности явлений и их взаимосвязи. Продолжением труда Полибия является "История" (в 52 кн.) Посидония, охватывавшая события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н. э. Греч. историография продолжала развиваться и в период рим. господства. Одним из представителей её был Диодор Сицилийский (1 в. до н. э.), изложивший в работе "Историческая библиотека" (в 40 кн.) историю ойкумены с древнейших времён до 58 до н. э. Из числа писавших по-гречески историков рим. времени следует отметить также Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.), Плутарха (1-2 вв. н. э.), Арриана (2 в.), Павсания (2 в.) и пиона Кассия (2-3 вв.). Подробнее о сочинениях греч. историков времени Римской империи см. в разделе Историческая наука в ст. Рим Древний.
Литература. Др.-греч. литература - древнейшая из литератур Европы - возникла на основе фольклора греч. народностей. Возникновение лит-ры (8 - 7 вв. до н. э.) связано с распадом родовых связей внутри полисной общины и повышением личного самосознания индивида, к-рое ещё не переходит в обособление от коллектива. На основе эпич. песен о ро-доплеменных героях и ист. событиях прошлого в Ионии создаются большие эпич. поэмы "Илиада" и "Одиссея",приписывавшиеся слепому певцу Гомеру. Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история переплетена здесь с более ранними мифами. В "Илиаде" сконцентрирован преим. военно-героич. материал сказаний, в "Одиссее" - бытовой и сказочный. Гомеровский эпос соединяет стихийный реализм с гуманным мировоззрением, прославлением героич. сил человека. Пользуясь материалом дидактич. фольклора - перечнями, генеалогиями, афоризмами, Гесиод (8-7 вв.) дал картину происхождения мира и богов (в "Теогонии"), свод морально-хоз. и религ. наставлений с позиции земледельца, притесняемого царями (в "Трудах и днях").
В 7-6 вв. значит. роль в лит-ре начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности, но чувства и настроения индивида чаще всего сочетались с религ.-нравств. учительством. В Ионии при этом сложились два лирич. жанра: наставит. элегия (исполнялась под звуки флейты) с военно-политич., нравоучит. и любовной тематикой (Каллин, Архилох, Мимнерм, в материковой Г.- Тиртей, Солон, Феогнид и др.) и насмешливый бичующий ямб (Архилох, Симонид, Гип-понакт). Поэты о. Лесбос разрабатывали сольные песни под звуки лиры (монодич. лирика). У Алкея (нач. 6 в.) мотивы неспокойной жизни политич. борца и эмигранта принимают форму традиционной для мужского содружества застольной песни; Сапфо культивировала поэзию женского содружества с преобладанием любовной и свадебной тематики. По их стопам иониец Анакреонт (6-5 вв.) создал лирич. миниатюры гл. обр. на застольные и любовные сюжеты. Развивалась торжественная хоровая лирика, поэзия гимнов. Из представителей хоровой лирики наибольшей известностью пользовались Алкман, Стесихор, Арион, Ивик, Симонид, Бакхилид, Пиндар.
В 6 в. в Ионии зародилась философская и повествовательная проза. Возник новый тип фольклорного рассказа - новелла с ист. или бытовыми персонажами; яркой "низменной" фигурой прозаич. фольклора является раб Эзоп, герой бытового анекдота и, по преданию, автор басен.
Время культурного первенства Афин- 5-4 вв.-эпоха наивысшего расцвета др.греч. лит-ры. Развитие афинской демократии повысило роль граждан как полноправных членов общины. Центр. место занимали драматич. жанры, развившиеся из сочетания хоровой лирики с обрядовыми играми. Ведущий жанр - трагедия с мифологич. сюжетом. Эсхил, поэт периода становления афин. демократии, изображает победу демо-кратич. строя над деспотизмом ("Персы"), государственности, суда - над родовыми порядками (трилогия "Орестея", "Семеро против Фив"), торжество принципов семьи ("Данаиды") и цивилизации ("Прометей"); действие божеств. сил сливается с сознательным выбором человека и его личной ответственностью. У Софокла, драматурга эпохи расцвета
афин. демократии, люди вполне самостоятельны в своём поведении. Ведущие черты личности проявляются в конфликтах между законом гос-ва и неписаными законами религии и морали ("Антигона"), в столкновении честного прямодушия и лукавой мудрости ("Филоктет"), страдании во имя долга ("Электра"). Ошибки и страдания, вытекающие из человеческого неведения, изображены в "Трахинян-ках" и "Царе Эдипе". В сцеплении строго мотивированных событий, вытекающих из характеров и поступков действующих лиц, проявляется скрытое действие разумных божеств. сил, управляющих миром. Ев-рипид, поэт кризиса афин. демократии, исходит из автономной этики индивида и критикует традиц. мифы. Рисуя людей, "каковы они на самом деле", он приближает героев к бытовому уровню ("Электра"), изображает их внезапные порывы ("Геракл"), неукротимые страсти ("Медея", "Ипполит"). Страдание уже не имеет нравств. смысла ("Троянки"), и поэт часто упоминает роль Случая ("Ион", "Елена").
Комедия, возникшая в Сицилии (Эпи-харм, 6-5 вв.), но получившая развитие в Афинах 5 в. (т. н. древняя аттич. комедия), сохранила старинные карнавально-игровые формы, наполнив их новым обществ.-сатирич. содержанием. Комедии Аристофана - смелая и глубокая сатира на политич. и культурную жизнь Афин кон. 5 - нач. 4 вв., на агрессивную внеш. политику рабовладельч. демократии ("Всадники", "Осы"), на софистич. философию ("Облака"), на трагедии Еврипида ("Лягушки"), В комедиях "Ахарняне", "Лисистрата" поэт призывает к прекращению междоусобной Пелопоннесской войны. Вместо индивидуализации персонажей древняя комедия создаёт обобщённые карикатурные образы с использованием фольклорных масок.
Наступивший во 2-й пол. 5 в. кризис полиса получил идеологическое выражение в т. н. софистич. движении, к-рое привело к быстрому развитию прозы, достигшей высокого художеств. уровня в области историографии (Геродот, Фу-кидид, Ксенофонт), филос. диалога (Платон) и ораторского иск-ва. При этом греч. проза перенимает от поэзии ритмичность, обилие метафор, архитектонику предложения (напр., периодич. речь). Достигает расцвета в 4 в. красноречие - судебное и политическое (Лисий, Демосфен), а также "парадное" (Исократ). В связи с этим возникает риторика, теория стиля и ораторской аргументации. В 4 в. в верхушечных слоях греч. общества распространялись антидемокра-тич., даже монархич. тенденции (Исократ, Ксенофонт, Платон); отсюда интерес к образу идеального царя-мудреца и развитие жанра морализующей биографии. Лит. портрет в историографии (Ксенофонт), красноречии (Исократ) и филос. диалоге (Платон) - одно из достижений этого времени. Теория лит-ры тоже становится предметом изысканий; Аристотель в трактате "О поэтах" (не сохранился) и "Поэтике" подвёл итоги исследованиям предшествующего периода.
Установление в Г. македонского владычества и образование эллинистич. гос-в (нач. 3 в.) резко изменило уклад греч. жизни. Монархич. режим, утвердившийся в эллинистич. гос-вах, и постепенный упадок греч. классич. культуры проявились в отходе от значит. общественно-по-литич. проблем. Политич. красноречие потеряло почву. Лит-pa обращается к семейным и бытовым темам. Историография и драматургия показывают владычество Случая. На рубеже 4-3 вв. развивается "новая комедия" на семейно-бытовые и любовные темы с гуманной трактовкой обществ. противоречий (Менандр и др.); сюжеты строятся по традиц. схемам (подкинутый ребёнок и т. п.), но постоянные маски получают более индивидуализированную характеристику. С течением времени все виды серьёзной драмы оттесняются мимом, полунатуралистиче-ским-полуфантастическим фарсом. В гре-ко-вост. землях, особенно в сфере влияния Александрии, где господство греков не имело нар. базиса, развивается "учёная" мифологич. поэзия. Так, филолог и поэт Каллимах (3 в.) создаёт малые жанры лирики и эпоса с учёно-антикварным и любовным содержанием. Миф становится материалом для иронич. интимно-бытового изображения. В противоположность Каллимаху Аполлоний Родосский обновляет большой эпос, вводя в него психологич. анализ любви (поэма "Аргонавтика"). Жанровые картинки на мифологич. темы, мимич. сценки из жизни низших слоев города, наконец, буколич. стихи, где пастухи выступают в качестве носителей любовной тоски, характерны для "идиллий" Фео-крита. Натуралистич. характер имеют мимиамбы (сатирич. сценки) Геронда. Среди малых поэтич. форм - эпиграмма любовная, застольная, надгробная, насмешливая. Значительных историографич. сочинений не сохранилось; возникали псевдоисторич. жанры: фантастич. путешествия-утопии (Эвгемер, Ямбул); аре-талогия - рассказ о "мощи" и "чудесах" к.-л. бога и его пророков; новелла с историческим, бытовым, иногда сатирич. содержанием.
Римское завоевание (с сер. 2 в. до н. э.) углубило упадок культурной жизни Греции. Только с 1 в. н. э. положение греч. областей начало улучшаться. Верхушка греч. общества обращается к своему прошлому и политика Рима отвечает этим архаистич. тенденциям. В лит-ре они отражаются в виде аттикизма - ориентации на язык аттич. прозы. Историк-моралист Плутарх (1-2 вв. н. э.) создаёт в своих "Параллельных жизнеописаниях" образы героич. деятелей греч. и рим. прошлого. Апогей греч. архаизма обусловлен культурным оживлением во 2 в. н. э., за к-рым скрывается, однако, отсутствие самостоят. творчества. Т. н. вторая софистика доводит до крайних пределов культ эффектного слова и бессодержательной декламации. Наряду с торжественностью - покорность судьбе, мистицизм и суеверия. Критика этих признаков идейного упадка содержится в сатирическом творчестве Лукиана (2 в.).
Аттикизм и софистика содействовали дальнейшему росту эллинистич. жанров повествоват. прозы. Пассивный, страдающий герой - одна из любимых фигур этой лит-ры. Последний повествоват. жанр античности - греч. роман 1-3 вв. (преим. любовный) рисует идеальных влюблённых, остающихся верными друг другу, несмотря на удары судьбы и разные искушения (Харитон, Ксенофонт Эфесский, Ямвлих, Ахилл Татий, Лонг, Гелиодор). С 4 в. античная греч. лит-ра уступает ведущее место христианской, хотя старые формы ещё живут нек-рое время.
Широкий охват действительности в её существенных связях и создание идеала человека, хотя ещё в ограниченной ста-тич. форме,- такова всемирно-ист, заслуга др.-греч. лит-ры, определившая её значение для последующего лит.развития Европы начиная с римской лит-ры. Творч. соприкосновение позднейшей лит-ры с древнегреческой -непосредственно или через римскую лит-ру - никогда не прекращалось. По замечанию К. Маркса, греч. иск-во и лит-pa отражают "...детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).
Театр. Греч. театр и драматургия возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса (см. Дионисии). На этих празднествах исполнялись дифирамбы и фаллические песни, содержавшие элементы диалога и театр. действия. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида (2-я пол. 6 в. до н. э.), к-рому приписывается и введение первого актёра. Из хора, составлявшего вплоть до эпохи эллинизма необходимую принадлежность драмы, во 2-й пол. 6 в. выделился особый исполнитель - актёр, к-рым был сам драматург.
Уже в раннее время театр занимал важное место в обществ. жизни греков. Значение театра особенно возросло в период расцвета полисной демократии (5 в. до н. э.). Творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана отразило важнейшие стороны обществ., политич. и духовной жизни греч. народа и создало театр больших идей и совершенной художеств. формы.
Нар. характер антич. театра определил особенности организации театр. представлений и устройства здания. Организацию представлений брало на себя гос-во в лице должностных лиц - архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почётную обществ. обязанность богатые граждане, получавшие название хорегов. Спектакли давались на праздниках в честь Диониса [Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре - январе по григорианскому календарю); Ленеях (в январе - феврале); Великих, или Городских, Дионисиях (в марте - апреле)] и носили характер состязания. Каждый из трёх соревнующихся драматургов выступал с тетралогией, состоявшей из трёх трагедий и одной сатировской драмы.
В др.-греч. театре женские роли исполнялись мужчинами. Один и тот же актёр играл неск. ролей, от него требовалось умение не только хорошо читать стихи пьесы, но также петь и танцевать. Греч. актёры надевали на лицо маски, сменявшиеся в разл. ролях и даже во время исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актёры трагедии носили котурны - особую обувь на высокой подошве.
Др.-греч. театр состоял из 3 осн. частей: орхестры, скены и театрона. Древнейшее театральное здание в Г.- Театр Диониса в Афинах (кон. 6-4 вв.).
В период утверждения афинской демократии протекала творч. деятельность драматурга Эсхила, автора героико-патриотич. трагедий, поднимающих большие ист. и религ.-филос. проблемы,-"Персы", "Семеро против Фив", "Прикованный Прометей", трилогия "Орестея". Эсхил ввёл 2-го актёра, открыв этим возможность более глубокой разработки трагедийного конфликта и усиления действенной стороны театр. представления.
При Эсхиле определилась классич. форма строения трагедии и порядок представления трагедии.
Мощный политич. и культурный подъём афинского гос-ва во 2-й пол. 5 в. обусловил новый период в развитии театр. иск-ва и драматургии. В трагедиях Софокла "Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др. выражены гражд. и нравств. идеалы античной демократии эпохи расцвета. Высокое гуманистич. содержание трагедий Софокла, интерес к высвобождению человеческой личности из полисных связей определили драматизацию театр. представлений - появление 3-го актёра, уменьшение роли хора, увеличение диалогич. частей трагедии. С Софоклом связывается также введение декорационного оформления. В трагедиях Еврипида "Андромаха", "Гекуба", "Геракл", "Ипполит", "Медея", "Ифигения в Тавриде", "Финикиянки", "Троянки" изображаются бедствия, порождённые войной, критикуются старые религ. представления, обличается тирания, усиливается внимание к внутр. миру человека, передаче душевных переживаний героев. Древняя аттич. комедия достигла художеств. расцвета в творчестве Аристофана. В сатирич. комедиях "Всадники", "Мир", "Лисистрата", "Осы" и др. он подвергал резкой критике зачинщиков войны, хитрых и алчных демагогов, использующих в низменных целях доверие народа, лицемерных вождей из богатой рабовладельч. верхушки. Кроме трагедий и комедий, ставились также сатировские драмы - весёлые пьесы, в к-рых хор состоял из спутников Диониса - сатиров.
В эпоху эллинизма театральное иск-во стало одним из проводников греч. культуры на Востоке. Новая аттич. комедия, крупнейшим представителем к-рой был Менандр, воспроизводила совр. жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. Бытовые тенденции новой комедии потребовали соответствующего изменения стиля игры актёров; увеличилось число употребляемых масок для возможно большей индивидуализации традиционных характеров комедии. В эллинистич. эпоху впервые появились актёры-профессионалы, а также актёрские товарищества, членами к-рых были только мужчины и притом свободнорождённые. Среди театров эллинистич. эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (Пелопоннес), Приене, Эфесе (М. Азия), Оропе (С.-В. Аттики) и др. Постановка новой комедии, в к-рой хор уже отсутствовал, осуществлялась не на орхестре, а на сце-нич. площадке, называвшейся логейоном.
С 5 в. до н. э. в Г. существовали представления, во время к-рых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего - импровизация) бытового и пародийно-сатирич. характера - мимы. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистич. тенденций в антич. театре. Среди исполнителей мима были и женщины; актёры играли без масок. Широкое распространение в эллинистич. эпоху получил также пантомим - ми-мич. танец, обычно на мифологич. сюжет. Как правило, актёр пантомима выступал один. Женские роли исполнялись гл. обр. мужчинами. В Юж. Италии и Сицилии в 4-3 вв. до н. э. исполнялись флиаки - небольшие комедийные сценки, отличавшиеся от мима обязат. применением маски. Флиаки пародировали трагедии, но брали и темы из повседневной жизни.
Театр. культура Древней Г. оказала огромное влияние на развитие мирового театр. иск-ва. Широко использовали греч. театр. наследие римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпохи Возрождения и Просвещения. Демокра-тич. традиции театр. иск-ва антич. Г. сохранили значение и для последующих эпох. Постановка значит. общественно-политич., филос. и этич. вопросов, насыщенность драматургич. произв. идеями патриотизма, внимание к человеку, глубина героич. характеров, пробуждающая гражд. сознание зрителей, составляют жизнеутверждающую силу др.-греч. театра.
0718.htm
"ГРИВЫ", 1) узкие (выс. в неск. м), параллельно вытянутые формы рельефа, образующиеся на поймах широких речных долин в результате смещения русла реки в сторону одного из склонов. 2) Пологие возвышенности на Ю. Западно-Сибирской равнины, сложенные неогеновыми и ант-ропогеновыми песчано-глинистыми отложениями. Вытянуты преим. в сев.-вост. направлении до 200 км. Преобладающие высоты от 10-12 м (Барабинская степь, Ишимская равнина) до 100-160 м (Ку-лундинская равнина).
ГРИГ (Grieg) Нурдаль (1.11.1902, Берген,-2.12.1943, под Берлином), норвежский писатель. В первом сб. стихов Г. "Вокруг мыса Доброй Надежды" (1922), в романе "Корабль идёт дальше" (1924, рус. пер. 1926), в сб. стихов "Камни в потоке" (1925) в романтич. форме отразились впечатления путешествий Г. Изучал филологию в ун-тах Осло и Окс |