| о-биографический словарь Швейцарии" ("Dictionnaire historique et biographique de la Suisse", publ. ...sous la dir. de M. Godet, H. Turleret V. Attinger, v. 1-7, Neuchatel, 1921-33; имеется параллельное изд. на нем. яз.) содержит св. 22 тыс. статей по истории Швейцарии с древнейших времён до 1930-х гг., много иллюстраций.
Лит.: Кауфман И. М., Словари и энциклопедии. Библиографический указатель, в. 1 - Дореволюционные издания, М., 1937; Zischka G., Index Lexicorum. Bibliographie der lexikalischen Nachschla-gewerke, W., 1959; Hepworth Ph., How to find out in history, Oxf. - [a.o.], 1966. А. И. Дробинский, И. И. Фролова.
"ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ", 1) непериодич. сборник документальных публикаций по истории дореволюц. России. Издавался Ин-том истории АН СССР в 1936-54 (10 вып.). Гл. ред.: Б. Д. Греков (1936-53), А. А. Новосельский (1954). 2) Науч. журнал, издававшийся в 1955-62 в Москве Ин-том истории АН СССР с участием Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Гл. архивного управления при Совете Министров СССР (6 номеров в год). Публиковал документ, материалы по истории СССР дооктябрьского и сов. периодов, КПСС и между-нар. рабочего движения, статьи по источниковедению, архивоведению и археографии, критико-библиографич. материалы; информации о науч. совещаниях и хронику зарубежного архивного дела. Гл. ред.: В. И. Шунков (1955-60), Д. А. Чу-гаев (1960-62).
"ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК", русский ежемесячный ист. научно-популярный журнал. Издавался в Петербурге (1880-1917) А. С. Сувориным, затем Б. Б. Глинским. Ред.: С. Н. Шубинский (1880-1913), Б. Б. Глинский (1913-17). В 1880 было 2,4 тыс. подписчиков, в 1913-12 тыс. Вышло 147 тт. "И. в." носил консервативно-монархич. характер (особенно после Революции 1905-07 и в 1-ю мировую войну 1914-18). Публиковал статьи по отечеств, истории, истории рус. литературы, географии и этнографии России; переводные романы, мемуары и дневники. Богато иллюстрирован.
Лит.: Городецкий Б. М. (сост.), Систематический указатель содержания "Исторического вестника" за 25 лет. (1880-1904), СПБ, 1908; Рудаков В. Е.-, Мартемьянов Т. А., Систематический указатель содержания "Исторического вестника" за семь лет. 1905-1911, П., 1915.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного иск-ва, посвящённый ист. событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий, ист. значение которых признано современниками. Основные виды произв. И. ж.- ист. картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, станковая графика. И. ж. часто переплетается с др. жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-ист. композиции), пейзажем ("ист. пейзаж"); особенно тесно с И. ж. смыкается батальный жанр, когда он раскрывает ист. смысл военных событий. Эволюция И. ж. во многом обусловлена развитием ист. воззрений, социально-политич. взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных конфликтов в досоциалистич. обществах, с ростом классового и нац. самосознания, со стремлением воплотить в иск-ве передовые обществ, идеалы. В И. ж. часто находили художеств, выражение драма-тич. столкновения ист. сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.
И. ж. в его совр. виде сформировался вместе с развитием науч. воззрений на историю (полностью лишь в 18- 19 вв.), но мн. его особенности сложились значительно раньше. Зачатки И. ж. известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Др. Египте и Месопотамии ист. события воплощались либо в условных символич. композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством я т. д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих гл. обр. о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Др. Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологич. образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев - образцов гражд. доблести (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477 до н. э., илл. см. т. 7, табл. XXVIII; рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением битвы греков с врагами, ок. 420 до н. э.). С распадом мифологич. устоев мировоззрения стало возможным и драматич. изображение недавнего события с реальными героями (сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 4-Звв. до н. э., известна по рим. копии). Связь др.-рим. ист. рельефов с идеями могущества гос-ва проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов, и в документальных повествоват. фризах (колонна Траяна в Риме, 111-114), где роль символич. и мифологич. фигур незначительна.
В ср.-век. Европе, где господствовал теологич. взгляд на историю, религ. сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (т. н. ковёр из Байё, ок. 1080, илл. см. т. 4, табл. XXXVI, т. 5, табл. XXXII; миниатюры в ист. хрониках). С ростом нац. самосознания связаны ист. сюжеты в рус. иконах ("Битва суздальцев с новгородцами", 15 в.; "Церковь воинствующая", после 1552) и миниатюрах ("Кёнигсбергская летопись", кон. 15 в.; "Лицевой летописный свод", 2-я пол. 16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в иск-ве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147-163). Черты ист. действительности отражаются в ср.-век. росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи. Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в кит., с 11-12 вв.- в япон. живописи, с 15-16 вв.- в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Ср. Азии, Индии ("Бабурнаме", кон. 16 в.).
А. Мантенья. "Триумф Цезаря". Картон. 1485 - 88. Хэмптон-корт. Лондон.
Собственно И. ж. начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 в. средством пропаганды обществ, идей. В 15 - нач. 16 вв. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), торжеств, событий совр. жизни (Мелоццо да Фор-ли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героич. идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению ист. событий. В 16 в. итал. художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя ист. сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматич. судьбами. Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политич. сюжетами ("Казнь Савонаролы")
В 17-18 вв. академизм выдвинул И. ж. на первый план, понимая его как "высокий" жанр, включающий религ., мифологич. и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжеств, по своему строю ист. картины. Помпезные историко-аллего-рич. композиции представляли монархов в облике антич. полководцев (III. Лебрен во Франции); для иск-ва 18 в. характерны и эффектные декоративные решения ист. тем (Дж. Б. Тьеполо в Италии). Широко распространялись гравюры ист. содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути И. ж., связаны с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные общественно-этич. пафоса образы благородных антич. героев ("Смерть Гер-маника", 1626-27); Д. Веласкес (Испания) с глубокой ист. объективностью представил конфликт противоборствующих сил - феод. Испании и бурж. Голландии ("Сдача Бреды", 1634; илл. см. т. 4, вклейка к стр. 369); П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял ист. реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорич. композициях (циклы "История Константина", "История Марии Медичи", ок. 1622-25); Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерл. революции в сцене выступления стрелков в поход (т. н. "Ночной дозор", 1642) и в легендарном драматич. эпизоде освободит, борьбы батавов ("Заговор Юлия Цивилиса", 1661). В России И. ж. начал развиваться в 1-й пол. 18 в., с появлением рус. светского искусства и ист. науки; сочетанием патриотич. патетики, торжеств, праздничности и документальной точности отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв н празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64).
Во 2-й пол. 18 в., в эпоху Просвещения, возрастает идеологически-воспитательное значение И. ж.: поступки древних или ср.-век. героев воспринимаются как урок обществ, морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требования натуральности, точности деталей. Накануне Великой франц. революции строгие, мужественные картины главы революц. классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражд. долга, прозвучали как призыв к борьбе ("Клятва Горациев", 1784, илл. см. т. 7, табл. XLII). В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события ("Клятва в зале для игры в мяч", 1791, илл. см. т. 7, стр. 479; "Смерть Марата", 1793, илл. см. т. 7, табл. XLII). Дальнейший ход политич. жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (в картинах Давида и А. Гро). Рус. И. ж. во 2-й пол. 18 в. также связан с просветительскими идеями и с классицизмом, пропагандистом к-рого стала Академия художеств; ведущую роль играла большая тематич. картина (А. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. И. Козловский), посвящённые героям не только античной, но и нац. истории - древней и новой. Отечеств, война 1812 привлекла внимание рус. художников к героич. подвигам ист. деятелей и простых людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о др.-рус. героях; в скульптуре-"Минин и Пожарский" И. П. Мартоса, 1804-18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814-36). Война за независимость в в Северной Америке 1775-83 стимулировала в иск-ве США демократизацию И. ж., стремление к жизненному, достоверному изображению событий (Дж. Трамбалл).
Трагич. аспекты истории вошли в И. ж. в нач. 19 в., в чём отразился драматизм революц. битв и сопротивления народов наполеоновской агрессии. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву нар. героев противостоит беспощадное, жестокое насилие ("Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", ок. 1814, илл. см. т. 7, вклейка к стр. 25). Прогрессивные франц. романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили И. ж. духом протеста против несправедливости и беззакония, страстным, темпераментным восприятием драматич. противоречий и конфликтов как современности, так и прошлых эпох. Пафосом революц. романтики овеяны картина "Свобода, ведущая народ" Делакруа (1830), горельеф "Марсельеза" Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых боёв; ярко выразительны здесь и аллегорич. фигуры, и типич. характеры участников революц. битв. Романтич. веяния сказались и в рус. И. ж.; трагич. события современности, волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-33), посвящённой судьбе антич. цивилизации, обречённости людей, противостоящих слепой разрушит, стихии. Большую роль в формировании идеалов и методов рус. ист. живописи сыграл А. А. Иванов, ставивший в своих композициях на религ. темы проблемы ист. прогресса, нравств. возрождения народа, создавший систему подготовки большой картины с помощью многочисл. эскизов и натурных этюдов. В Германии А. Ретель обращался к героике средневековья, К. Ф. Лессинг - к теме нар. антифеод, войн прошлого. С национально-освободит. движениями связано развитие романтич. И. ж. в Бельгии (Г. Вапперс; Л. Галле, илл. см. т. 6, стр. 68), Италии (Ф. Айес), Чехии (И. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (А. Гротгер), Румынии (К. Д. Розенталь).
Многочисленны были и группы консервативных романтиков, искавших в ср,-век. прошлом свой ист. и эстетич. идеал. Идеями воскрешения ср.-век. иск-ва руководствовались нем. назарейцы и позже англ, прерафаэлиты. Сентимент. сцены рыцарской эпохи создавали нем. художники дюссельдорфской школы. Но особенную популярность получили картины П. Делароша (Франция), с мелодрама-тич. сюжетами и обилием бытовых деталей. И. ж. классицизма, закостеневший в отвлечённых антич. сюжетах (Д. Энгр, Франция), сменился салонно-академич. псевдоист. композициями, где торжествовали претенциозность и порой явная пошлость.
В сер. 19 в. бурное развитие обращённого к современности реалистич. иск-ва изменило характер И. ж., на время снизило интерес к большой ист. картине. Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались "колорит эпохи", повседневная жизнь в точных деталях (Э. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). Новый тип ист. картины создал А. Менцель (Германия), к-рый как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха П. Идеи нац. возрождения, освободит, борьбы питали И. ж. Польши (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, илл. см. т. 1, стр. 422; Я. Чер-мак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи), в к-ром романтич. традиции, интерес к острым, кризисным ситуациям и к сильным, ярким характерам сочетались с реалистич. изображением конкретных условий жизни народов.
С 1860-х гг., с ростом демократич. движения и развитием ист. науки, начинается подъём рус. И. ж. В рус. ист. живописи 2-й пол. 19 в. были и мелодраматич. картины, вызывавшие сочувствие к жертвам насилия (К. Д. Флавицкий), и раз-влекат. "костюмные" изображения древ-нерус. быта (К. Е. Маковский), и салонно-академич. античные сцены (Г. И. Се-мирадский). Но осн. путь рус. И. ж. связан с расцветом демократич. реализма; он определялся широким интересом художников к отечеств, истории, к её драматич. противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам не только крупнейших ист. деятелей, но и нар. масс. Вслед за В. Г. Шварцем, впервые убедительно показавшим облик Руси 16-17 вв., жи-вопасцы-передвижники (Н. Н. Ге, илл. см. т. 6, вклейка к стр. 153; Н. В. Нев-рев, А. Д. Кившенко) и близкий к передвижничеству скульптор М. М. Антокольский (илл. см. т. 2, стр. 92) утвердили в И. ж. убедительность и достоверность психологич. и бытовых характеристик, внимание к драматич. социальным коллизиям, критич., обличит, тенденции. Особой эмоцион. силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотич. произвола ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885) и могучего вольнолюбия народа ("Запорожцы", 1878-91). История нар. масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887; "Покэрение Сибири Ермаком", 1895); показывая, как в трудные моменты ист. переломов складываются судьбы народа и нац. характер, выковываются героич. личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое нар. массу, старинную архитектуру, пейзаж, художеств, особенности быта. Эпич., былинный дух рус. древней истории воскрешал В. М. Васнецов ("Богатыри", 1881-98, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 329), облик моек, старины разных эпох - А. М. Васнецов (илл. см. т. 4, вклейка к стр. 328). К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В. В. Верещагин (илл. см. т. 4, табл. XLIX).
К кон. 19 в. в И. ж. стал обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью образам (героич. композиция франц. скульптора О. Родена "Граждане Кале", 1884-86). Вневременная символика и стилизация характерны для ист. живописи П. Пювиса де Шаванна (Франция), Ф. Ходлера (Швейцария). В рус. И. ж. усиливаются лирич. переживание прошлого, интерес к ист. колориту, духовной атмосфере эпохи (М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих); в картинах А. П. Рябушкина, С. В. Иванова, В. А. Серова рус. старинный быт изображён с глубоким лиризмом и с заострённой характерностью, подчас с чертами сатирич. гротеска. Графики "Мира искусства" (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины, в к-рой видели источник красоты и поэзии.
К кон. 19- нач. 20 вв. в И. ж. входит тема революц. борьбы, движений пролетариата и крестьянства (графич. циклы нем. художницы К. Кольвиц "Восстание ткачей", 1897-98, и "Крестьянская война", 1903-08, илл. см. т. 7, табл. XXI; картины С. В. Иванова, И. И. Бродского, В. Е. Маковского, А. В. Моравова, поев, событиям Революции 1905-07 или революционерам прошлого). Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, мн. художники 20 в., борющиеся за гуманистич. идеалы, придают своим ист. произв. прямое политич. совр. звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий, прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагич. экспрессии (анти-фаш. произв. нем. художников О. Дикса, Ж. Гроса, X. Грундига; фрески мекс. художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, X. К. Ороско); наряду со сложными условно-символич. формами ("Герника" П. Пикассо, 1937) определяется тяготение к отчётливости политич. идей, свойственной плакату (картины Р. Гуттузо, А. Фужерона).
Сов. И. ж. присущи объективность и историч. конкретность изображения событий, взгляд на них с позиций партийности, марксистско-ленинского понимания ведущих закономерностей истории в её революц. развитии, раскрытие роли народа как творца истории. В сов. иск-ве сложилась и заняла почётное место историко-революц. тематика. В первые годы Сов. власти революц. события находили часто символико-аллегорич. воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Рост политич. сознания художников, успехи революц. преобразования страны, путь иск-ва к социалистич. реализму определили появление этапных произв. сов. И. ж.: в живописи -"Оборона Петрограда" А. А. Дейнеки (1928), "Допрос коммунистов" (1933) и "На старом уральском заводе" (1937) Б. В. Иогансона, посвящённые В. И. Ленину полотна И. И. Бродского (илл. см. на вклейке к ст. Ленин В. И.), А. М. Герасимова (и |