| лл. см. т. 4, вклейка к стр. 376), И. Э. Грабаря, картины С. В. Герасимова (илл. см. т. 6, вклейка к стр. 344), М. Б. Грекова (илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутате-ладзе; в скульптуре - обобщённые ист. образы "Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра (1927; илл. см. т. 4, табл. III), "Октябрь" А. Т. Матвеева (1927; илл. см. там же).
1. А. П. Рябушкин. "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате". 1893. Третьяковская галерея. Москва. 2. В. А. Фаворский.
"Кутузов". Гравюра на дереве. 1945.
Великая Отечеств, война 1941-45 побудила художников обратиться к событиям мужеств. борьбы сов.народа против фашизма и к героич. прошлому народов СССР (картины П. Д. Корина, Кукрыниксов, А. П. Бубнова, илл. см. т. 4, стр. 83, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова). В послевоенные годы художники посвящают свои произв. В. И. Ленину и революц. истории страны, подвигам сов. людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным героям истории ("Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" Б. В. Иогансона и др., 1950; картины Вл. А. Серова, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 377, Г. М. Коржева, Ю. Н. Тулина, И. А. За-риня, Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 152 и табл. XIII, Г. С. Мосина, М. Ш. Бруси-ловского; скульптура Н. В. Томского, Е. Вц. Вучетича, илл. см. т. 5, стр. 511, Ю. И. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского, илл. см. т. 4, стр. 100; графика В. А. Фаворского, илл. см. т.7, табл. XXII, Е. А. Кибрика, В. И. Касия-на). И. ж. в иск-ве др. социалистич. стран посвящён эпизодам нац. истории, борьбе с фашизмом, победе социалистич. обществ, отношений: картины И. Петрова (Болгария; илл. см. т. 3, табл. XXIX), М. Лингнера (ГДР), А. Чукуренку (Румыния), Ф. Коварского (Польша); скульптура К. Дуниковского (Польша), Ф. Кремера (ГДР). Велико значение И. ж. в воспитании патриотизма и пролетарского интернационализма, в раскрытии классовых противоречий в истории общества, в утверждении ист. оптимизма и веры в торжество коммунистич. идеалов.
Илл. см. на вклейках - к стр. 568-569 и табл. XXXIX, XL (стр. 560-561).
Лит.: Русская историческая живопись. Выставка 1939г. [Каталог], М., 1939; Русская историческая живопись до октября 1917 года. [Альбом], М., 1962; Череиская М. Г., Советская историческая живопись, М., 1969; Зименко В., Советская историческая живопись, М., 1970; Locquin J., La peinture d'histoire en France de 1747 a 1785, P., 1912; Вriegег L., Die deutsche Geschichts-malerei des 19. Jahrhunderts, В., 1930; С о 1 in P., La peinture europeenne au XIX siecle. Le romantisme, P. - Brux., 1935.К. Г. Богемская.
"ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", ежемесячный научно-популярный журнал. Издавался в Москве в 1937-45 (как продолжение журн. "Борьба классов") Об-вом историков-марксистов при Коммунистич. академии и её Ин-том истории; с дек. 1941 орган Ин-та истории АН СССР. В 1941 "И. ж." объединён с журн. "Историк-марксист". В 1945 вместо "И. ж." стал выходить журн. "Вопросы истории". Ответств. ред.: в 1937-41 - Б. М. Волин, затем Ем. Ярославский. "И. ж." публиковал статьи по истории СССР и КПСС, всеобщей истории, по историографии и источниковедению, научио-методич. статьи о преподавании истории в школе. В "И. ж." был раздел критики и библиографии.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса. И. м.- составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы обществ, наук.
И. м. органически связан с диалектическим материализмом. Единство диа-лектич. и историч. материализма не отменяет относительно самостоятельного характера И. м. как науки об обществе, имеющей собственный понятийный аппарат и выработавшей философско-социо-логич. методологию социального познания. Необходимость такой филос. науки об обществе определяется прежде всего тем, что любая социальная теория, анализирующая деятельность людей, сталкивается с проблемой отношения их сознания к бытию. И. м. даёт решение этого осн. филос. вопроса применительно к обществу, т. е. вопроса о соотношении обществ, бытия людей и их сознания, руководствуясь общефилос. принципами диалектич. материализма и опираясь на материал самой истории. Открыв законы и движущие силы обществ, развития, создатели И. м. возвели социологию на уровень подлинной науки об обществе. И. м. выступает и в качестве марксистской общесоциологич. теории, к-рая раскрывает специфику структурных элементов социальной системы, характер их взаимодействия, законы обществ, развития и механизмы их проявления.
До возникновения марксизма во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты .до К. Маркса, а также такие выдающиеся представители обществ. наук, как А. Смит и Д. Рикардо, А. Сен-Симон и Ш. Фурье, О. Тьерри и Ф. Минье, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов и др., не были материалистами в понимании обществ, жизни.
Социальные предпосылки возникновения И. м. связаны с развитием капитализма, расширившим возможности обществ, познания, и классовой борьбы пролетариата, породившей обществ, потребность в объективном познании социальной действительности. И. м. связан с предшествующей социальной философией и обществ, наукой. До К. Маркса и Ф. Энгельса были сформулированы идеи историч. необходимости и обществ, развития (Дж. Вико, Г. Гегель), создана трудовая теория стоимости (Смит, Рикардо), открыта борьба классов (Тьерри, Минье, Ф. Гизо), предугаданы, хотя и в утопич. форме, нек-рые черты социализма (Т. Мор, Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн и др.).
Исходные положения теории И. м. были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х гг. 19 в. Впервые осн. принципы И. м. были ими сформулированы в работе "Немецкая идеологияv (1845-46, опубл. в СССР в 1933). Важное место в разработке марксистской концепции истории принадлежит таким трудам, как "Нищета философии" (1847), "Манифест Коммунистической партии" (1847), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852) и др.
Краткая и вместе с тем целостная характеристика существа И. м. впервые была дана в предисл. "К критике политической экономии" (1859).
Выдвинутый первоначально в качестве гипотезы, И. м. должен был доказать свою истинность и плодотворность. Это было сделано основоположниками марксизма путём его применения к изучению различных социальных процессов и историч. событий и, в первую очередь, к анализу функционирования и развития капи-талистич. системы. Со времени выхода "Капитала" К. Маркса (1867) научная достоверность И. м. может считаться полностью доказанной (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139-40).
И. м. совершил подлинный переворот в развитии философии и обществознания. Появление И. м. позволило достроить здание материализма "доверху", создать цельный научно-филос. взгляд на мир, включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы филос. мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности обществ, познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.
Осн. категориями И. м. являются обществ, бытие, обществ, сознание, общественно-экономич. формация, способ производства, производит, силы, производств, отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания.
Важнейшие принципы И. м.: признание первичности материальной жизни общества - обществ, бытия по отношению к обществ, сознанию и активной роли последнего в обществ, жизни; выделение из всей совокупности обществ, отношений - отношений производственных как экономич. структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все др. отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественнойсторич. процесса движения и смены формаций общественно-экономических; идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудит, мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях обществ, производства их жизни. Разработка и применение этих принципов привели к преодолению главных недостатков предшествующих историч. и со-циологич. теорий: идеализма в понимании истории и игнорирования творч. роли народных масс в истории, позволили поставить на место абстрактных фило-софско-историч. схем научную теорию обществ, развития. "Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий,- на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса" (Ленин В. И., там же, т. 26, с. 58). И. м. составляет теоретико-методологич. основу научного обществознания - историч. науки, политэкономии, правоведения, теории искусства и т. д.
И. м. отвергает как идеалистич. отрыв общества от природы, так и их натуралистич. отождествление. Специфика общества выражается прежде всего в обществ, отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы в конечном счёте определяется степенью господства над природой, материально закреплённой в средствах труда, в производительных силах. Производство, т. е. функционирование и развитие производит, сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества,реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (Марке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 13, с. 6-7). Вместе с тем И. м. принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единств, активной силы в истории. И. м. требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных обществ, явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. И. м. обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем. История есть результат сложного взаимодействия различных обществ, явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон обществ, жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление историч. процесса.
Важнейшей категорией И. м. является понятие общественно-экономич. формации как качественно определённого общества на данном этапе его развития. Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени историч. развития, и тем самым применить в историч. исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономич. формация представляет собой своеобразный "социальный организм", специфика к-рого определяется, в первую очередь, материальными производств, отношениями, составляющими базис формации. Базис образует как бы "экономический скелет" социального организма, а его "плоть и кровь" составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (см. Базис и надстройка). Надстройка - это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (гос-во, суд, церковь и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества. Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качеств, отличие от других формаций. Но, помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономич. формации охватывает и ряд других обществ, явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни "социального организма". Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в совр. обществах всё большую роль играет наука и т. п. Кроме того, каждая формация связана с определёнными типами дифференциации на социальные группы (классы, социальные слои) и общности (семья, народность, нация и др.). Эти образования находятся в различных отношениях к базису и надстройке, перекрещиваются с ними, но не могут быть отнесены ни к базису, ни к надстройке. И. м., т. о., рассматривает каждую общественно-экономическую формацию как сложную социальную систему, все элементы к-рой органически связаны между собой, а конституирующим элементом этой системы в конечном счёте выступает способ производства материальных благ.
С помощью категории общественно-экономич. формации И. м. неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития. Трактовка историч. процесса как диалектики развития и смены общественно-экономич. формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Анализ и сопоставление различных формационных структур позволяют выделить нек-рые общие зависимости и закономерности обществ, жизни, понять историч. процесс в его целостности. Общесоциологич. законом, определяющим историч. необходимость перехода от одной общественно-экономич. формации к другой, более высокой, и позволяющим понять сущность историч. прогресса, является открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений производительным силам. Производит, силы определяют производств, отношения. Соответствие производств, отношений производит, силам необходимо для нормального функционирования и развития производит, сил. Однако, развиваясь в рамках данных производств, отношений, производит, силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие. "Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" (Марке К., там же, с. 7). До наступления социалистич. эпохи социальная революция есть закономерная форма перехода от одной общественно-экономич. формации к другой в процессе прогрессивного развития общества. Ступенями этого развития являются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономич. формации. Кроме первобытнообщинной, все общественные формации, предшествующие коммунистической, основаны на эксплуатации и антагонизме классов. Среди многочисл. различий (половозрастных, этнических, профессиональных и т. д.) между людьми в антагонистич. формациях первостепенное социальное значение имеют различия классовые, ибо производственные отношения здесь являются отношениями господства и подчинения, эксплуатации одного класса другим, а все социальные проблемы решаются в борьбе классов.Классовая борьба является движущей силой развития антагонистич. общества. В этой борьбе каждый класс отстаивает и защищает свои материальные интересы, определяемые местом класса в системе данных производств, отношений и его отношением к другим классам. Чтобы стать руководящим принципом деятельности, интерес в той или иной степени должен быть осознан. Отражение коренных общеклассовых интересов в теоретически систематизированной форме осуществляется в идеологии класса. По своей социальной роли идеологии делятся на прогрессивные и реакционные, революционные и консервативные, по характеру отражения действительности - на научные и ненаучные, иллюзорные. И. м. требует рассматривать каждую идеологию с партийных позиций, т. е. связывать её с интересами тех или иных классов. Марксизм-ленинизм является революционной и последовательно научной идеологией, выражающей интересы пролетариата, интересы социалистич. развития. Марксистский принцип партийности позволяет осуществлять научный анализ социально-классовых и идеологич. явлений и процессов. Марксистская партийность и объективность, последовательная научность тождественны. Это определяется тем, что рабочий класс и его революц. партия строят программу борьбы за своё освобождение на основе объективных закономерностей обществ, развития. Поэтому правильное познание этих закономерностей - условие успешной освободит, борьбы трудящихся.
Классовый подход позволил И. м. научно определить природу государства. Государство возникло с появлением классов и явилось продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. С помощью государства экономически господствующий класс осуществляет своё политич. господство и подавляет сопротивление угнетённых классов. Государство в антагонистич. обществе есть по своей сущности орудие насилия одного класса над другим. Типы государства и формы гос. устройства меняются с развитием антагонистич. общества, но его сущность как диктатуры эксплуататорского класса остаётся неизменной. В условиях капитализма развитие классовой борьбы пролетариата против буржуазии ведёт к социалистической революции и диктатуре пролетариата - качественно новому типу государства, к-рое служит орудием подавления и окончательного уничтожения эксплуататорских классов, сплочения трудящихся вокруг пролетариата и создания социали-стич. отношений товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, основанных на обществ, собственности на средства производства. Социализм есть первая фаза новой формации, гд |