БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

е уничтожена эксплуатация, но ещё сохраняются различия между трудящимися классами и социальными группами и в рамках к-рой подготавливаются условия для перехода к бесклассовому социально однородному обществу, к высшей фазе коммунизма Этот переход осуществляется постепенно на основе сознательного и планомерного использования законов обществ, развития, на основе сплочения и сотрудничества всех классов и социальных групп при сохранении руководящей роли рабочего класса. Социалистич. государство при этом становится общенародным. С социализма начинается новая эпоха в истории человечества, когда постепенно создаются условия для со-знат. регулирования людьми своих общественных отношений, их подчинения контролю общества, для гармонического развития человека, для втягивания всей массы трудящихся в процесс сознат. творчества истории. Научное понимание историч. развития в И. м. служит основой для выработки социальных идеалов и духовных ценностей нового общества, начало к-рому положила Великая Окт. социалистич. революция в России, ознаменовав наступление революц. эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе.

Общая концепция историч. развития, разработанная И. м., имеет важнейшее мировоззренч. и методологич. значение. Но это не схема, которую можно навязывать историч. процессу или трактовать в телеологич. духе - как стремление истории с самого начала к осуществлению определённой цели. Возможность и необходимость перехода к каждой новой формации возникает лишь в рамках предшествующей в той мере, в какой созревают материальные условия её осуществления. "... Человечество, - писал К. Маркс,- ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления" (там же).

Теория И. м. позволяет преодолеть крайности как фатализма, так и волюнтаризма в понимании исторического процесса. История - закономерный процесс. Люди не могут творить её по собств. произволу, ибо каждое новое поколение действует в определённых объективных условиях, созданных до него. Эти объективные материальные условия и законы открывают разнообразные, но определённые возможности для социальной деятельности. Реализация возможностей и, следовательно, реальный ход истории зависят от активности и инициативы людей, от сплочения и организованности революц. и прогрессивных сил. Поэтому конкретный ход истории никогда заранее не предуказан, он складывается в деятельности, в борьбе, во взаимодействии разнообразных сил, факторов, событий. Применение И. м. позволяет раскрыть и внутр. единство историч. процесса, и источники его многообразия.

И. м. органически связан с практикой революц. классовой борьбы пролетариата, с потребностями развития социалистич. общества. Определение конкретных целей и выбор средств, выработка политики, разработка стратегии и тактики классовой борьбы осуществляются коммунистич. партиями на основе применения принципов И. м. к анализу социальной действительности. Основой развития И. м. являются накопление нового историч. опыта и новые завоевания обществ, познания.

Огромный вклад в развитие И. м. внёс В. И. Ленин, обогативший его обобщением опыта классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, пролетарских революций и начала строительства социализма в СССР. Отмечая, что всякая социальная активность должна строиться в соответствии с учётом объективных условий, В. И. Ленин, исходя из задач классовой борьбы пролетариата, особое внимание уделял методам анализа объективных условий революц. движения, включая сюда не только уровень материального развития, характер социальных отношений, специфику классовой структуры общества, но и состояние сознания масс, их психологию, настроение и т. п. В. И. Ленин разработал вопрос о роли субъективного фактора в историч. процессе, всесторонне обосновал огромную роль научной теории в революц. движении, значение творческой инициативы масс, классов, партий и отд. личностей. В полемике с бурж. теоретиками и реформистами, догматиками и ревизионистами В. И. Ленин развил марксистскую теорию классовой борьбы, теорию наций и нац.-освободит, движений в их связи с общими задачами революц. борьбы пролетариата и строительства социалистич. общества; теорию социалистич. революции и диктатуры пролетариата, теорию культуры и культурной революции. Ленин сформулировал ряд важнейших методологич. принципов подхода к коммунистич. формации, связанных с сознательным целена-правл. характером её развития, ликвидацией антагонистич. классов и разработал программу социалистич. строительства в СССР.

Опираясь на принципы марксизма-ленинизма, коммунистич. и рабочие партии, учёные-марксисты разрабатывают И. м. с учётом опыта мирового революц. движения, развития социалистич. системы, в борьбе с враждебными марксизму-ленинизму теориями и течениями. Можно выделить три осн. направления разработки проблем И. м.

Первое связано с анализом социальных процессов в странах социализма и развитых капиталистич. странах, а также в странах "третьего мира", придерживающихся как социалистич., так и несоциалистич. ориентации. Применение И. м. к этим новым социальным условиям потребовало как дальнейшего развития "традиционных" проблем И. м., так и выдвижения новых вопросов. Речь идёт о конкретизации и дальнейшей разработке теории обществ, формации; принципов и методов анализа социально-классовой структуры общества, а также структуры и особенностей развития обществ, сознания, в частности идеологии; общих закономерностей и специфич. условий перехода от капитализма к социализму; об осмыслении социальных последствий совр. научно-технич. революции в условиях капитализма и социализма и борьбы двух противоположных социальных систем; о методологич. проблемах планирования, прогнозирования и управления процессами становления и развития социалистич. общества; о проблеме соотношения личности и общества.

Второе направление связано с разработкой методологич. проблем спец. обществ, наук и прежде всего истории, политич. экономии совр. капитализма и социализма, юридич. и др. наук. Ряд проблем возникает также в связи с необходимостью разработки общефилос. мировоззренч. вопросов. Значение этих проблем объясняется, в первую очередь, возрастанием роли общественных наук в жизни совр. общества и прежде всего в развитии социализма, а также развитием самих этих наук, накоплением нового материала, требующего теоретического обобщения. В самой общей форме методологич. проблемы, возникающие на стыке конкретных обществ, наук и И. м., связаны либо с трудностями проведения общих принципов в конкретном социальном познании (напр., соотношение объективного и субъективного в социалистич. экономике, проблема механизма социальной детерминации в различных историч. условиях и т. д.), либо с выявившейся недостаточностью категориального аппарата и необходимостью усвоения и выработки новых понятий, позволяющих более адекватно отражать и всесторонне охватывать исследуемые социальные явления. Разработка методологич. проблем конкретных обществ, наук способствует развитию И. м. и поднимает теоретич. уровень этих наук.

Как общесоциологич. теория И. м. является теоретич. и методологич. основой конкретных социальных исследований. В связи с развитием этих исследований была сформулирована и разработана точка зрения, согласно к-рой наряду с И. м. в структуру марксистской социологии включаются частносоциологич. теории, обобщающие и отражающие различные направления социологич. исследований. Частносоциологич. теории различной степени общности (например, социология труда, семьи, науки, права и т. д.) служат промежуточным, посредствующим звеном между общесоциологич. теорией и эмпирич. базой социологии.

Наконец, третье направление связано с разработкой и использованием для целей социального познания нек-рых общенаучных методов исследования (системный подход, математик, методы, структурно-функциональный подход и др.). Разработка методологич. проблем, возникших в связи с взаимовлиянием и взаимопроникновением наук, появлением новых методов социальных исследований, входит в круг задач И. м.

Исследования в области И. м., обогащение и развитие этой науки имеют важное мировоззренч., теоретич. и методологич. значение.

В идеологич. борьбе И. м. противостоит бурж. социально-филос. и социологич. концепциям и взглядам по .коренным вопросам теории обществ, развития и познания. Большинство бурж. социологов отвергает или подвергает сомнению осн. принципы И. м. Для них особенно неприемлемым является тезис И. м. о том, что капитализм есть последняя в истории антагонистич. формация и что на смену ему с необходимостью идёт коммунистич. обществ, формация, что переход от капитализма к социализму возможен лишь через социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. Они утверждают, будто И. м.- чисто идеологии, конструкция, оторванная от жизни доктрина, призванная оправдать действия коммунистич. партий, что якобы развитие рационального исторического, социологии, знания об обществе постепенно ведёт к ликвидации И. м. В действительности имеет место обратный процесс: вместе с развитием различных сфер обществознания возрастает значение И. м. как общей теории и методологии обществ, познания. И. м. определяет идейно-теоретич. позиции всего марксистского обществознания.

И. м. оказал глубокое влияние на всю совр. социологич. мысль. Отвергая И. м. в целом, мн. бурж. социологи используют его отд. принципы и положения, как правило, искажая их. Социологи и философы-марксисты, подвергая критике бурж. социологию, учитывают также те её конкретные достижения, к-рые представляют науч. интерес (в частности, работы прогрессивных социологов, дающие богатый фактич. материал для критики капитализма).

Важным направлением теоретич. и идеологии, борьбы является критика различных искажений И. м. Это, во-первых, разоблачение всякого рода попыток протащить идеалистич., волюнтаристские взгляды на истории, процесс, во-вторых, это борьба против вульгаризации И. м., против подмены его экономич. материализмом, который отрицает сложную диалектику взаимодействия разнообразных, относительно самостоят, социальных сил и явлений и пытается причины всех событий в обществ, жизни искать только в экономике. Подмена диалектики социального взаимодействия узко понятым экономич. детерминизмом, вульгарно-социологич. схематизация историч. процесса глубоко чужды самому духу И. м. Критика идеалистич. искажений и вульгаризации И. м. имеет важное значение в условиях совр. острой идеологии, борьбы с правым и "левым" ревизионизмом и догматизмом.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его ж е, Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, там же, т. 23 - 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Роль насилия в истории, там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Военная программа пролетарской революции, там же, т. 30; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36: его же, Пролетарская революция "ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Детская болезнь 4левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, О кооперации, там же, т. 45; его же, О нашей революции, там же, т. 45; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., Об историческом материализме. [Сб. высказываний], М., 1966; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1971; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Документы совещания Коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Лафарг П., Исторический материализм Маркса, [пер. с франц.], Иваново-Вознесенск, 1923; ПлехановГ. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, К вопросу о роли личности в истории, там же, т. 2, М., 1956; Грамщи А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1-3, М., 1957 - 59; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М., 1959; Меринг Ф., К. Маркс и Ф. Энгельс - создатели научного коммунизма, [пер. с нем.], М., 1960; Лабриола А., Очерки материалистического понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929; Исторический материализм, под ред. Ф. В. Константинова, 2 изд., М., 1954; Горохов Ф. А., Ленин и исторический материализм, 3 изд., М., 1958; Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., 1960; его же, Исторический материализм и развитие социалистического общества, М., 1967; Исторический материа-лчзм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Караваев Г. Г., Особенности общественного познания и логика научного исследования, Л., 1965; Чесноков Д. И., Исторический материализм, 2 изд., М., 1965; Добриянов В. С., Методологические проблемы теоретического и исторического познания, М., 1968; Проблемы познания социальных явлений. [Сб. ст.], М., 1968; Социология и идеология, М., 1969; Научно-техническая революция и общественный прогресс. [Сб.], М., 1969; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1969.

В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ в Москве, центральный гос. музей истории СССР с древнейших времён до Великой Окт. социалистич. революции включительно. Основан в 1872. Здание И. м. на Красной площади построено в 1875-81 по проекту арх. В. О. Шервуда и инж. А. А. Семёнова. Открыт в 1883. И. м.- крупнейшее хранилище памятников истории и культуры народов Сов. Союза. Его фонды на 1 янв. 1972 наснитывали ок. 4 млн. предметов и св. 45 тыс. единиц хранения архивных материалов. В собрание И. м. входят богатейшие в СССР археол. коллекции, большой нумизматич. кабинет, ценные коллекции рус., вост. и зап. оружия, рус. и привозных тканей и одежд, изделий из драгоц. и недрагоц. металлов, стекла, керамики, кости, дерева, всемирно известное собрание рукописей и старо-пеиатных книг, историко-бытовые архивы, изобразит, материалы иконографии, и бытового характера, знаиительное собрание др.-рус. живописи, архит. графика, картографии, материалы 16-20 вв. и т. д. Среди них уникальные памятники: Бородинский (Бессарабский) клад (2 тыс. до н. э.), Таманский саркофаг (3 в. до н. э.), золотые вещи из Копен-ского Чаатаса (7-8 вв.), Изборник Святослава 1073, грей, рукописи 6-17 вв., новгородские берестяные грамоты 11 - 15 вв., Мстиславово Евангелие (12 в.), Никоновская летопись (16 в.), памятники, связанные с крупными ист. деятелями и событиями, в т. ч. обширные коллекции по Отечеств, войне 1812, Севастопольской обороне 1854-55, личные вещи М. И. Кутузова, И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Для пополнения фондов в 1923-72 проведено св. 500 археол. и более 200 историко-бытовых экспедиций. В 48 залах И. м. размещены тематии. экспозиции и постоянно действующая выставка "Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма". Организуются также врем, тематич. выставки.

Филиалы И. м. в Москве: памятники русской архитектуры 16-18 вв.- Покровский собор (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, Музей архитектуры и живописи 17 в.- церковь Троицы в Никитниках, Музей прикладного искусства "Палаты 16-17 вв. в Зарядье" на улице Разина. В 1971 музей (вместе с филиалами) посетило более 2 млн. чел. Ежегодно проводится ок. 15 тыс. экскурсий,работает лекторий. На основе фондов в И. м. ведётся большая публикаторская и исследовательская работа по проблемам истории СССР, археологии и истории материальной культуры народов Сов. Союза. В 1972 И. м. в связи со 100-летием со дня основания награждён орденом Ленина.

Изд.: Описания памятников, в. 1 - 3 М., 1896 - 1903; Отчеты с приложениями (1883-1925); Труды (с 1926); Ежегодник (с 1960); серия "Памятники культуры" (с 1949).

Лит.: Очерки истории музейного дела в России, М., 1960-61 (Тр. НИИ музееведения, в. 2-3); Путеводитель по экспозиции. Государственный исторический музей, М., 1964. Г, М. Лебедева.

ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК КОМИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (МКИН), постоянная междунар. орг-ция, имеющая целью установление науч. контактов между историками разных стран, подготовку и проведение Исторических конгрессов международных. МКИН создан согласно резолюции, принятой 5-м международным конгрессом историков в Брюсселе в апр. 1923; упредит, заседание состоялось 14 мая 1926 в Женеве; тогда же принят устав МКИН (в к-рый в 1933, 1950, 1957, 1960 вносились изменения).

МКИН состоит из нац. комитетов, к-рые представляют ист. науч. и уиебные учреждения 46 стран (на 1971), и междунар. орг-ций, примыкающих к МКИН (напр., Междунар. ассоциация византиноведения, Междунар. ассоциация по экономич. истории, Междунар. ассоциация по изучению стран Юго-Вост. Европы и др.), а также внутренних комиссий (напр., Комиссия по библиографии, Комиссия по иконографии, Комиссия по сравнительной военной истории и др.). Президенты МКИН: X. Кут (Норвегия) - в 1926-33, Г. Темперлей (Великобритания) - в 1933-38, Дж. Леланд (США) - с 1938, Г. Набхольц (Швейцария) - в 1947-50, Р. Фавтье (Франция)-в 1950-55, Ф. Шабо (Италия) -в 1955-60, Г. Шмид (Австрия) - в 1960- 1963, П. Арсен (Бельгия) - в 1965-70, А. А. Губер (СССР) - в 1970-71, Е. М. Жуков (СССР) - с сер. 1972. МКИН издаётинформац. бюллетень ("Comite international des sciences historiques. Bulletin d'information", с 1926- нерегулярно).

"ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ" непериодии. сборник. Издавался историческим обществом при Петербургском университете с 1890 по 1916.