| Вышел 21 том. Ред. Н. И. Кареев. Публиковались исследования по рус. и всеобщей истории, сведения о деятельности науч. учреждений, рецензии, отдельные ист. источники. Сотрудники А. С. Лаппо-Да-нилевский, В. И. Семевский, А. Е. Пресняков и др. представляли буржуазно-либеральное, частично народнич. направление в ист. науке. В 20-м т. сборника помещён библиографич. указатель ко всему изданию.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в России и в СССР, система подготовки пед. и науч. кадров в области истории. Как самостоят, отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в нач. 19 в. С 1804 на словесных ф-тах ун-тов было введено преподавание историч. дисциплин, в 1835 - в 4 ун-тах на философских ф-тах открылись истори-ко-филологич. отделения, к-рые в 1849 были преобразованы в ф-ты со спец. кафедрами истории. Читались курсы рус. истории, словесности и систематики, истории и лит-ры славянских народов, древней истории и истории ср. веков, теории и истории изящных искусств, вспомогательных историч. дисциплин, греч. и рим. словесности, вост. языков. И. о. осуществлялось в духе официальной теории "самодержавия, православия и народности". Революционная ист. мысль, представленная в трудах декабристов и революц. демократов, преследовалась. Вместе с тем учреждение спец. историч. кафедр и историке-филологич. ф-тов в ун-тах способствовало развитию историч. науки. Становление отечественного И. о. связано с науч. и пед. деятельностью ведущих рус. учёных буржуаз-но-либер. направления - Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского и др.
Введение в 1863 Университетского устава благотворно сказалось на развитии И. о. В 70-х гг. 19 в. наряду с чтением лекций начали практиковаться семинарии. На содержании И. о. в конце 19 - 20 вв. отразился идейно-методологич. кризис бурж. историч. науки, углубившийся в период империализма (уход в частную исследовательскую проблематику, распространение теории о непознаваемости законов ист. развития и т. п.).
После победы Великой Окт. социалистич. революции началось создание принципиально новой системы И.о., основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве открылась Социалистич. академия общественных наук, преобразованная в 1924 в Академию коммунистическую, имевшую в своём составе Ин-т истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на И. о. в СССР. В 1919 историко-филологич. ф-ты ун-тов были реорганизованы в ф-ты обществ, наук (ФОНы) с ист. отделениями в составе; в ун-ты направлены на преподавательскую работу коммунисты - преподаватели и науч. работники. В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Ин-т красной профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделён на несколько ин-тов, в т. ч. и ин-т истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные ф-ты, в т. ч. этнологические с историко-археол. отделениями (в 1931 эти ф-ты были упразднены). В 1931 осн. Московский ин-т истории, философии и лит-ры - МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими ф-тами МГУ). В 1931-37 действовал Ленинградский ин-т истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).
Перестройка И. о. в конце 20-х - нач. 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной и привела на практике по существу к ликвидации системы И. о., что было тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания истории как уч. предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 чО преподавании гражданской истории в школе", в к-ром были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило внимание на недопустимость игнорирования И. о. и создало перелом в развитии И.о. в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском ун-тах, а затем во многих др. ун-тах и пед. ин-тах открылись историч. ф-ты. Во 2-й пол. 30-х гг. под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад в развитие И. о. в СССР внесли крупные сов. учёные Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Кос-минский, А. М. Панкратова, С. Д. Сказ-кин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов, Ем. Ярославский и мн. др., принявшие участие в создании учебников истории для высшей и средней школы.
В 30-х гг. сформировалась совр. система сов. И. о. В 1971 специалисты с И. о. готовились в более чем 150 ун-тах и пед. ин-тах страны (по дневной, вечерней и заочной формам обучения). Уч. планы специальности чистория" предусматривают изучение курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории юж. и зап. славян, стран Азии, Африки и Лат. Америки), таких исторических дисциплин, как историография, источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма, истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических и социально-экономич. дисциплин (марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, по-литич. экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких иностр. яз. Так как основной задачей И. о. является подготовка преподавателей истории и обществоведения, в уч. планах имеется цикл пед. дисциплин - педагогика, психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Ок. 20% уч. времени в ун-тах занимает специализация студентов (в области истории СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии, истории религии и науч. атеизма, истории отд. стран), в пед. ин-тах подготовка историков осуществляется без специализации. Уч. и производств, практика проводится в школах, археол. и этногр. экспедициях, архивах, музеях и др. В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском, Тбилисском ун-тах на ф-тах востоковедения и в Ин-те вост. языков при МГУ готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском, Тбилисском и Уральском ( в Свердловске) ун-тах - по специальности чистория искусств" (о подготовке специалистов по истории и теории иск-в см. Искусствоведческое образование).
Срок обучения в ун-тах -5 лет, в пед. ин-тах -4 года (подготовка учителей истории со знанием иностр. языка - 5 лет). Обучение в ун-тах и большинстве пед. вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государств, экзаменов.
В 1971 по специальности чистория" в ун-тах и пед. ин-тах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104,7 тыс. студентов (из них ок.45 тыс.- в ун-тах); на историч. ф-ты было принято ок. 20 тыс. чел. (в т. ч. 7,7 тыс.- в ун-ты), выпущено 15,7 тыс. специалистов с И. о. (св. 6 тыс. из ун-тов). Кроме того,св. 3 тыс. студентов обучалось по специальности чисторико-архивоведение" в Московском историко-архивном институте.
Науч. и научно-пед. кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, н.-и. учреждений АН СССР, респ. академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистич. движения, всеобщая история, история междунар. отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по ист. специальностям обучалось св. 3 тыс. чел.
В 1971 в средней общеобразоват. школе работало св. 166 тыс. учителей истории, в вузах и н.-и. учреждениях -26,5 тыс. науч. и научно-пед. работников в области истории, в т. ч. ок. 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937-71 Высшая аттестац. комиссия утвердила в учёной степени доктора ист. наук 1,7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата ист. наук - 15,7 тыс. чел.
В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском ун-тах, Московском пед. ин-те и ряде др. крупнейших вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются институты усовершенствования учителей, в к-рых повышают квалификацию учителя истории в ср. школе.
Специализированные курсы истории нар. х-ва, истории экономич. учений, истории гос-ва и права, истории философии, истории науки и техники, истории иск-ва и т. п. изучаются на соответствующих ф-тах различных вузов; во всех вузах обязательными с учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политич. экономии и науч. коммунизма.
Общее И. о. осуществляется в ср. общеобразовательной школе, в ср. спец. уч. заведениях и предусматривает изучение основных сведений из истории древнего мира, ср. веков, новой и новейшей истории, истории СССР, а также обществоведения.
Лит.: Бущик Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961; О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР"), "Вопросы истории", 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917 -1923), М., 1968. А. М. Сахаров.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕСТОРА-ЛЕТОПИСЦА, осн. в 1872 в Киеве, официально открылось в янв. 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского ун-та, существовало до 1917. Об-во содействовало разработке рус. ист. науки, распространяло ист. знания, изучало памятники старины и способствовало их охране. В об-во входило: в 1873-13 чел., в 1877-33, с 1890-х гг. -100 чел. и более. Активно сотрудничали: В. Б. Антонович, К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Влади -мирский-Буданов, М. В. Довнар-За-польский, В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, А. А. Котляревский, И. И. Срезневский и др. В отличие от др. Исторических обществ, гл. внимание оно обращало на изучение истории, этнографии, археологии Украины и Юга России. Общетеоретич. проблемами об-во занималось мало. В трудах нек-рых его чл. проявлялась идеалистич. и буржуазно-националистич. трактовка истории Украины. Об-во устраивало публичные лекции. С 1879 издавало "Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца" (24 тома до 1914).
Лит.: Дашкевич Н. П., Историческая записка о возникновении и деятельности Исторического общества Нестора-летописца по январь 1898 г., в сб.: Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, кн. 13, К., 1899. М. А. Разгон.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, основано в окт. 1889. Действовало до 1917. Бессменным пред, комитета об-ва был Н. И. Кареев. В 1890 в об-во входило более 160 чел., в 1895- более 270, в 1915- более 180 чел. В об-ве сотрудничали историки Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и др. городов (А. С. Лаппо-Данилевский, В. И. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков и др.). В отличие от др. Исторических обществ, обращало значительное внимание на вопросы теории, обсуждение к-рых вызывало дискуссии и активную реакцию студентов, особенно с сер. 90-х гг., что было связано с развернувшейся в печати борьбой марксистов против либерального народничества и "легального марксизма" (представители последних входили в об-во). Студенч. волнения кон. 1890-х гг., уход из ун-та Кареева и др. прогрессивных профессоров, а затем события революции 1905- 907 были использованы властями для введения ограничит, мер против об-ва. Деятельность его замерла. Несколько активизировалась она после 1907. И. о. издавало в 1890-1916 непериодич. сб. "Историческое обозрение". A.M. Разгон.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в биологии, развитие органич. форм в течение всего времени существования жизни на Земле или эволюция отдельных групп животных и растений; то же, что филогенез.
ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марк-систско ленинская ист. наука изучает развитие человеческого общества как "...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс" (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
И. как процесс развития общества. И. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историч. творчество к-рых начинается с генезисом человеческого общества и к-рое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ, отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отд. индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич, двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва и обществ, отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.
Процесс ист. развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит, сил, производств, отношений и соответствующих им надстроечных явлений (гос-во, право и т. д.), геогр. среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное произ-во, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производит, силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политич. и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной ист. процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ, сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его обществ, бытия, в первую очередь господствующего в нём экономич. базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономич. отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако обществ, идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход обществ, развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы классовой борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. И. общества знает следующие осн. типы производств, отношений: первобытнообщинный, рабовла-дельч., феод., капиталистич. и комму-нистич. и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. Внутр. источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.
Изменение в развитии материальных производит, сил, вступающих в противоречие с существующими производств, отношениями, т. е. изменение общественного бытия, служит причиной возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, к-рые поддерживают их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу производит, сил. В антагонистич. формациях несоответствие материальных производит, сил общества существующим производств, отношениям проявляется в классовой борьбе (см. Классы, Классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. учреждений всегда затрагивает классовые интересы людей и возникающие внутри общества противоречия, к-рые могут быть разрешены только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является социальная революция.
Гл. творцом И. являются нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич. и духовном развитии человеческого общества. Историч. опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Наиболее активной она становится во время социалистической революции, социалистич. и коммунистич. строительства. Социалистич. революция в корне меняет ход мировой И., она знаменует начало перехода к новой обществ, эре, к принципиально новой обществ, системе - бесклассовому обществу.
Критерием обществ, прогресса наряду со степенью развития произво |