БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

еализм.

Учение Платона представляет собой синтез досократовского направления др.-греч. философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном разуме. Основанием истинного знания у Платона оказывается целокупность идей, к-рая в своём единстве (как идея блага) выступает как некое высшее бытие, истинное бытие. Эта целокупность идей, сущая истина, воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом-относительным небытием. Небытие есть условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рождённый и потому несущий в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью этой сущей истине души человека, к-рая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию. Само познание истины Платон понимает как воспоминание того, что душа созерцала до рождения. Этич. учение Платона содержит в себе, с одной стороны, созерцат. аскетизм, с другой - стремление к усовершенствованию человеческого общества (реформа нравов, воспитания; утопия гос-ва, в к-ром господствуют философы). В последний период жизни Платона его философия всё более сближается с пифагорейской мистич. математикой. Этот характер унаследовала после его смерти Академия платоновская в лице его ближайших преемников - Спевсиппа, Ксенократа и др.

Аристотель, ученик Платона, осн. в 335 до н. э. самостоят. школу (Ликей). Присоединяясь к Платону в принятии идеальных общих начал, мыслимых в нашем разуме, Аристотель, однако, не противопоставляет их действительности. Как действит. причины и начала вещей идеи суть живые "энергии", к-рыми должно определяться всякое движение, развитие, сама реальность. Нет в действительности отвлечённой материи (абсолютно бесформенной потенции), нет и чистых идей - они осуществляются в реальных вещах. Природа - это естеств. градация единичных вещей, или "субстанций", за пределами к-рой пребывает как её верхняя граница божеств. разум, неподвижный перводвигатель мира, а как нижняя - неопределённое вещество, способное принять любую форму. Это учение о бытии Аристотель положил в основу синтеза, охватывающего огромный круг знаний о природе и обществе. Логич. работы Аристотеля в течение двух тысячелетий служили базисом логич. исследований. Естественноисторич. произведения Аристотеля представляют собой широкую систематизацию изучения природы. Начатую Аристотелем работу в области истории и естествознания продолжали его ученики: Теофраст (классич. ботаника, история физики, этич. трактаты и др.), Евдем (этика, история наук), Аристоксен (теория музыки), Дикеарх (история культуры Греции).

Обществ.-политич. кризис греч. полисов, образование обширных военно-монар-хич. гос-в вызвали в кон. 4-3 вв. глубокие изменения в умств. жизни др.-греч. общества. Если прежде активное участие в политич. жизни сознавалось как долг гражданина, то в этот период такое сознание вытеснялось мыслью о том, что отд. личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающего и политич. деятельность человека. Задача философии - определение таких принципов личного поведения, к-рые могли бы доставить мыслителю наивысшее доступное ему благо. На первое место выдвигались вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и учение о знании. В учении о знании кризис др.-греч. философии этого периода привёл к распространению филос. скептицизма. Из возникших в 4-3 вв. филос. школ преобладающее влияние получили стоицизм (основатель Зенон из Китиона), школа Эпикура и скептицизм. В центре учения стоиков (в систематич. форме изложено Хрисиппом, 3 в.) - этический принцип повиновения мировому закону. Единую мировую силу, к-рая есть бог, но по своему внутр. закону превращается в мир, стоики вслед за Гераклитом ищут в огне. Огонь есть и первовеще-ство, и мировая душа, вседвижущий и всеобразующий разум. Человек включён в разумное единство природы, и его добродетель состоит в подчинении своей воли правильно познанному закону природы. Поведение человека, следующего разумной необходимости, должно определяться благом мирового целого, но подняться до его познания можно лишь при условии воздержания и самообладания. Учение Эпикура также характеризуется преим. вниманием к проблемам этики. Развивая материалистич. атомизм Демокрита, Эпикур выдвинул гипотезу о самопроизвольном отклонении атомов от прямой траектории и использовал её не только в космологии и физике, но и в этике, рассматривая это отклонение как минимум свободы в рамках причинной связи явлений природы. На этой основе Эпикур построил учение о человеке, о душе, а также этику, идеалом к-рой является невозмутимость мудреца, следующего только необходимым и естеств. потребностям. Наиболее значит. из последователей Эпикура был рим. философ Лукреций Кар.

Для др.-греч. скептицизма (Аркеси-лай, Карнеад, 3-2 вв.), позднее Энесидем и Секст Эмпирик (ок. 200 н. э.) характерны идеи: 1) достоверности ощущений, 2) одинаковой доказуемости противоположных суждений, из чего вытекает 3) воздержание от всяких суждений. В период рим. господства в Г. возрождались древние филос. учения, приобретая религ. и мистич. окраску. Мистицизм характерен для гностицизма, неопифагорейцев. Философия неопифагорейства принимает дуализм бога и материи. Попытками преодоления такого дуализма путём введения посредствующих начал были учение Филона Александрийского (1 в. до н. э.-1 в. н. э.), а также философия последней школы др.-греч.философии - неоплатонизма (3-6 вв. - Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Система Плотина - диалектика нисхождения от первоединого неизреченного божества через опосредствующие звенья: Ум, Мировую душу, души отд. людей - до небытия, или материи, и обратного движения человеческой души, соединяющейся с богом в экстазе, достигаемом путём упражнения и аскезы.

В 6 в. др.-греч. философия прекратила своё самостоят. развитие, но её идеи продолжали влиять на филос. мысль всех последующих периодов. По словам Энгельса, "...в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений" ("Диалектика природы", 1969, с. 29). Др.-греч. философия явилась исходной основой всего последующего развития зап.-европ. философии, оказав определяющее влияние на становление и формирование ср.-век. философии (традиции платонизма и аристотелизма); в дальнейшем её идеи усваивались и воспроизводились в многообразных направлениях новоев-роп. философии - как материалистических, так и идеалистических.



Естественнонаучные взгляды. Характерными чертами др.-греч. естествознания являются слабый эмпирич. фундамент и обилие общих гипотез и теорий, в к-рых др.-греч. естеств. -науч. мысль предвосхитила многие позднейшие науч. открытия. Вплоть до периода эллинизма (кон. 4 в. до н. э.) естественнонауч., политич. и филос. воззрения в Г. составляли одну нерасчленённую науку; почти все философы были естествоиспытателями.

Родиной первых др.-греч. учёных была Малоазийская Иония, более тесно, чем др. части Древней Г., связанная с культурой др.-вост. мира, оказавшей значит. влияние на развитие др.-греч. науки. Первые геометрич. сведения, употребление циркуля, предсказание солнечного затмения, рекомендации мореходам ориентироваться по Малой Медведице (а не по Большой, как это было принято раньше) связаны с именем основателя милетской школы (6 в. до н. э.) Фалеса; наблюдения над животным миром - с именем Анаксимандра, к-рый составил также древнейшую карту ойкумены, схему небесного свода для ориентировки по звездам. Анаксимену принадлежит мысль о существовании, кроме "огненных" небесных светил, "тёмных тел землистого качества". Из естеств.-науч. дисциплин наибольшего развития достигли математика, статика, астрономия и медицина. Начало развития теории чисел, а в геометрии методов точного определения математич. понятий и строгих логич. доказательств связано с именем Пифагора и его школы.

Наиболее значит. науч. достижениями характеризуется классич. период развития греч. науки (5-4 вв.). В это время была получена значит. часть тех геометрических знаний, которые и в наши дни входят в содержание школьной элементарной геометрии. Эти знания были изложены в трудах математиков Гиппия из Элиды (5 в.), Гиппократа Хиосского (2-я пол. 5 в.), Менехма (4 в.) и др. Теория чисел получила развитие в учении о делимости, о пропорциях. В сер. 5 в. стереометрия достигла такого развития, что Анаксагор и Демокрит дали первый очерк теории перспективы. В развитии математики сыграло роль впервые сформулированное Пифагором абстрактное понятие числа. Огромное значение имело открытие в пифагорейской школе иррациональных (несоизмеримых) величин. Вероятно, с этим была связана разработка геометрических приёмов изображения и изучения свойств величин. К измерению площадей и объёмов впервые были применены ещё далекие от строгости инфинитезимальные методы. На стыке между математикой и философией шли дискуссии о природе непрерывного и разрывного, нашедшие отражение в "апориях" Зенона Элейского. К этому периоду относится постановка трёх знаменитых задач: квадратуры круга, удвоения куба и трисекции угла. На рубеже 5 и 4 вв. Левкипп и Демокрит сформулировали основы атомистич. учения, явившегося высшим достижением античного материализма классич. эпохи.

На рубеже 6-5 вв. биологом и врачом Алкмеоном Кротонским была создана одна из древнейших мед. школ. Он первым стал производить вскрытие животных, установил, что мозг является центром нервной деятельности. Основателю сицилийской мед. школы Эмпедоклу (5 в.) принадлежит попытка объяснить развитие человеческого зародыша. Анаксагор (5 в.) производил первые опыты рассечения мозга у животных. На основе практики проф. врачей-асклепиадов в 5 в. оформились также мед. школы: т. н. книдская (с центром в Книде, М. Азия) и т. н. кос-ская (с центром на о. Кос). Крупнейшим представителем косской школы был Гиппократ, обобщивший практич. опыт лечения больных, разработавший методы установления диагноза и составивший описания (и методы лечения) многих болезней. В 4 в. происходило дальнейшее развитие науч. знаний, особенно в области естествознания и математики. Успехи в области математики принадлежали гл. обр. учёным, вышедшим из Академии Платона, к-рый считал, что математич. объекты стоят между видимыми вещами и идеями, а математич. мышление подготавливает к восприятию идей. Евдоксом Книд-ским была создана новая теория несоизмеримых величин. Завершил и обобщил большинство науч. знаний классич. эпохи Аристотель. Он построил систему всех известных в то время наук и предложил

их классификацию, заложил первые начала зоологии, ботаники, элементов биологии. Его ученик Теофраст продолжал развивать ботанику и заложил основы минералогии. Биологич. труды Аристотеля ("История животных", "О частях животных", "О возникновении животных") сыграли огромную роль в истории науки.

Со времени эллинизма произошло постепенное отделение естеств. наук от философии. Астрономия и связанные с ней математика и механика стали предметом точного и систематич. исследования (Евклид, Архимед, Аполлоний Пергский, Диофант Александрийский, Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей, Герон Александрийский и др.). Значит. успехи были достигнуты в области медицины и ботаники (Герофил Халкедонский, Эрасистрат из Иулиса). Подробнее о развитии естеств.-науч. взглядов в период эллинизма см. в ст. Эллинистическая культура.

География. Древнейшими геогр. соч. были периплы и периэгесы (описания плаваний и сухопутных путешествий от пункта до пункта, с указанием расстояний между ними), изложенные в стихотворной форме для облегчения запоминания их наизусть. По типу этих путеводителей строились также описания путешествий богов и героев, о к-рых сообщают мифы и эпич. поэмы. Гомеровский эпос наряду со сказочными подробностями морских путешествий содержит перечень прибрежных ахейских поселений, описания реальных местностей (как, напр., описание о. Крит) или полулегендарных (Схерии, Тринакии и др.), для которых ещё в древности были подысканы прототипы. Вопрос о реальных границах гомеровских геогр. представлений решается на основании упоминаний эпоса об этиопийцах, отождествляемых с негрскими племенами Африки, о пигмеях, локализуемых то в Африке, то в Индии, о киммерийцах, гиппемолгах, галактофагах и абиях, т. е. скифах. По мнению древ-неионийских географов (7-6 вв. до н. э.), Земля представляла собой плоский цилиндр, плавающий в Мировом океане. Плоская вершина этого цилиндра не вся обитаема, из неё выделяется ойкумена (обитаемая часть земли с центром в Элладе), древнейшую карту к-рой представил Анаксимандр (кон. 7-6 вв.). Помещая в центре своей карты Средиземное м., он разделил ойкумену на две равные части - Европу и Азию. Границей материков служила р. Фасис, а несколько позднее р. Танаис, под именем к-рой были объединены Дон и великие среднеазиатские реки. У Гекатея Милетского (на рубеже 6-5 вв.) появляется третья часть света - Ливия (Африка); граница её проходит по р. Нил. Реки Истр (Дунай) и Нил предполагались у Гекатея текущими параллельно в широтном направлении, первая - через Европу, вторая -через Ливию, обе от берегов Атлантики. Упоминаемые Геродотом (5 в.) полусЬантастич. рассказ о плавании финикийцев вокруг Ливии (Африки) на рубеже 7-6 вв., так же как и рассказ о плавании Скилака из Карианды (кон. 6 - 5 вв.) по р. Инд и Индийскому ок. (Эри-трейскому м.) в Красное м., свидетельствуют о расширении геогр. горизонтов у греков, происшедшем в значит. мере во время колонизации, распространившейся по всему Средиземноморью - от берегов Сирии до Киренаики и Испании.

Хотя представление о шарообразности Земли возникло уже в 6 в. у пифагорейцев. Анаксагор (5 в.) предполагал форму Земли цилиндрической, но лишь немного позднее Аристотель (4 в.) говорил уже об измерениях длины земного меридиана, величину к-рой Дикеарх (на рубеже 4-3 вв.) определил равной 300000 стадий, а в кон. 3 в. Эратосфен в результате очень точного измерения укоротил её до 252 000 стадий (39 690 км против действительной длины 40 007 км).

Если на рубеже 6-5 вв. известная ойку-мена простиралась в долготном направлении от Гибралтара до Индии, то сев. и юж. пространства были известны очень мало. Ещё и в 3 в. сев. оконечностью ойкумены считался фантастич. о. Туле, помещаемый к С. от Альбиона (Англия) у Полярного круга. Дальше этого острова, по сообщению Питеаса из Массилии, будто бы плававшего к нему в 4 в. до н. э., проникнуть было невозможно "из-за полного смешения стихий". Наиболее же южной точкой ойкумены и при Страбоне (1 в. до н. э.-1 в. н. э.) считалась юж. оконечность Красного м.- мыс Ноту керас (Южный рог), отождествляемый с мысом Гвардафуй, при выходе из Аденского зал.

Питеас из Массилии определял широту географически изученных им пунктов относит. продолжительностью дня в период летнего солнцестояния. Этот широко принятый позднее способ геогр. ориентации посредством измерения высоты Солнца позволил Эратосфену (на рубеже 3 - 2 вв. до н. э.) провести через определённые пункты неск. долготных и меридиональных линий, а Гиппарху (2 в. до н. э.) разделить земной шар на 360 градусов, приняв за длину одного градуса 700 стадий и назвав эту величину "климатом". Позднее этим расчётом воспользовались Марин Тирский (сирийский географ 1-2 вв. н. э.) и Птолемей (2 в. н. э.), нанёсшие на градусную сетку все известные им геогр. объекты.

Интенсивная воен. экспансия и развитие торг. связей ранней Римской империи способствовали тому, что на карте Птолемея стало возможно показать очертания Британии и о. Иерна (Ирландия), Аги-симбы (в Африке, к Ю. от оз. Чад), о. Тапробана (Цейлон) в Индийском ок., а также племена серов и синов (китайцев) на В. "География" Птолемея является вершиной древних познаний в области географии. Последние же века рим. истории привели скорее к сужению и затемнению геогр. представлений и к упадку географии как науки.



Историческая наука. Первыми сочинениями исторического содержания были труды ионийских логографов, из числа к-рых наиболее известен Гекатей Милетский (рубеж 6-5 вв. до н. э.), автор "Землеописания" и "Генеалогии". В своих трудах логографы использовали разного рода хронологич. и хроникальные записи (списки царей, архонтов в Спарте, Сикионе, Афинах, списки победителей на Олимпийских играх, ведшиеся с 776 до н. э.). К числу логографов нередко относят Геродота - автора знаменитого ист. соч. "История", содержащего в связи с изложением событий греко-персидских войн весьма обширный мифо-генеалоги-ческий, историке-этнографический и исто-рико-бытовой материал. Событиям Пелопоннесской войны посвящена "История" Фукидида (5-4 вв.). Хотя Фукидид пишет прежде всего воен. историю, его отличает большое внимание к вопросам социально-политич. борьбы. Выясняя происхождение того или иного ист. явления, Фукидид обращает особое внимание на причины и поводы событий. В его "Истории" даются обстоятельные описания гражд. конфликтов, столкновений демократич. и олигархич. группировок. В целом его изложение отличается высокой степенью объективности. Гл. задачу историка Фукидид видит в "отыскании истины", а методы, к-рыми он пользуется, делают его в значит. степени предшественником совр. историч. науки. В отличие от Геродота, Фукидид придаёт большое значение критич. проверке сообщений, к-рыми историк располагает для изложения своей темы. Попытки продолжения трудов Геродота и Фукидида производились неоднократно на протяжении 4 в. до н. э.: Ктесием (рубеж 5-4 вв.), сочинения к-poro посвящены перс. и инд. истории и географии. Сохранившиеся преим. в эксцерптах Фотия (9 в. н. э.), они содержали много сказочного материала, почти без каких-либо попыток его рационального переосмысления; Ксенофонтом (кон. 5-4 вв.), в "Греческой истории" к-рого, охватывающей период от 411 до 362, описываются преим. воен. события с лаконофильских позиций. Его соч. "Анабасис" является первоклассным образцом воен.-геогр. мемуаров; Эфором (4 в.), написавшим историю Г. от "возвращения Гераклидов" до 340. Этот труд представляет собой первую попытку целостного изложения значит. периода истории Г. и связанных с ней стран. К числу древнейших образцов сочинений по "всеобщей" истории относятся также труды Тимея (4-3