БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса, т. е. следующих друг за другом во времени совокупности историч. связей и зависимостей его внутр. составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качеств, изменений в его структуре в целом; наконец, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой.

В соответствии с принципом И., разработанным марксистско-ленинской философией, процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в к-ром они протекали в действительности. Иными словами, марксистский И. совпадает с высшей науч. объективностью, исключает искажения действительной истории, допускаемые бурж. наукой, архаизацию настоящего и модернизацию прошлого. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных историч. условиях и связях. "Весь дух марксизма,- писал В. И. Ленин,- вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (а) исторически; (|3) лишь в связи с другими; (Y) лишь в связи с конкретным опытом истории" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 329).

Для совр. науки - естественной (биология) и социальной (социология, антропология, лингвистика, этнография), равно как и для филос. и логико-методоло-гич. осмысления процессов, происходящих в совр. науч. знании, характерны дальнейшее развитие принципа И., его сближение с др. принципами и прежде всего такими, как структурно-функциональный и системный подходы, обогащение его содержания элементами указанных принципов и методов.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии, там же, т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Грушнн Б. А., Очерки логики исторического исследования, М., 1961; К о н И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Столяров В. И., Процесс изменения и его познание, М., 1966; Философские проблемы исторической науки, Сб., М., 1969; Popper К. R., The poverty of historicism, L., 1960; Lipset S., Ноfstadter R. (eds), Sociology and .history. Methods, N. Y., 1968; Nisbet R. A., Social change and history. Aspects of the western theory of development, N. Y., 1969. Б. А. Грушин.

ИСТОРИЗМЫ, слова, обозначающие предметы, вещи, явления, к-рые не существуют в совр. действительности. "Тиун" (сборщик податей), "бортничать" (собирать мёд диких пчёл) и др. в настоящее время вышли из живого употребления, но при описании Древней Руси они выступают как И. (по отношению к современности). Возраст И. может исчисляться и столетиями ("смерд", "боярин", "братина"), и десятилетиями ("нэпман", "ликбез", "продналог"). В противоположность архаизмам, И. не имеют своих семантич. эквивалентов в лексич. системе совр. языка. И. обычно используются в языке художеств, произв. на историч. темы при стилизации, напр. "На конях князья разъезжали в шишаках узорных, к метыж в лаптях врагов отражали в тех боях упорных!" (Н. Асеев).

Лит.: Калинин А. В., Лексика русского языка, 2 изд., М., 1971, с. 102-107; Михайловская Н. Г., Устаревшие слова, "Русская речь", 1972, № 6. Н. Г. Михайловская.

ИСТОРИИ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, н.-и. учреждение, в к-ром исследовались проблемы истории народов СССР, истории стран Европы, Сев. и Юж. Америки. Создан в 1936 на основе Ин-та истории Комму-нистич. академии и Историко-археогра-фич. ин-та АН СССР; в 1938 учреждено Ленингр. отделение. В 1968 ин-т разделён на Истории СССР институт АН СССР и Всеобщей истории институт АН СССР.

ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, см. Археологии институт Академии наук СССР.

ИСТОРИИ СССР ИНСТИТУТ Академии наук СССР, центральное н.-и. учреждение, в к-ром разрабатываются проблемы отечеств, истории. Создан в 1968 на базе Ин-та истории АН СССР (1936). В ин-те 13 секторов: сов. общества, России периода капитализма, лока-питалистич. формаций на терр. СССР, общих проблем истории народов СССР, историографии и источниковедения, исторической географии и др. Ин-т занимается исследованием фундаментальных проблем истории СССР с древнейших времён до наших дней, подготавливает науч. труды и публикацию историч. источников, координирует исследоват. работу в области истории СССР; организует науч. дискуссии, обсуждения, конференции; устанавливает контакты с учёными зарубежных стран. Ин-т имеет Ленингр. отделение, а также аспирантуру. Выпускает журн. "История СССР" (с 1957) и непериодич. издания: "Исторические записки" (с 1937), "Архео-графический ежегодник" (с 1958), "История и историки" (с 1965). Г.Д.Алексеева.

ИСТИРИИ, ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТОРЫ ИНСТИТУТЫ (ИФЛИ) гуманитарные вузы университетского типа, существовавшие в СССР в 1930-е гг. Моск. ин-т истории, философии и лит -ры - МИФЛИ (первонач. назв.- Историко-философский ин-т), осн. в 1931 на базе ф-та истории и философии Моск. ун-та. Состоял из отделений - философского, история., антирелигиозного, истории развития техники, краеведения, истории и методологии иск-ва, к-рые вместе с вошедшими в состав ин-та филос. и истории, отделениями Коммунистич. ун-та преподавателей обществ, наук были реорганизованы в ф-ты: исторический, философский, лит-ры, языка и иск-ва; в 1939 открыт экономич. ф-т. В 1938 МИФЛИ присвоено имя Н. Г. Чернышевского. В 1941 влился в Моск. ун-т. Л енингр. ин-т истории, философии и лингвистики - ЛИФЛИ, создан в 1931 в составе историко-лит., музейно-краеведч., редакционно-издательского отделений, к-рые в 1934 реорганизованы в ф-ты: лингвистический, лит., историч., философский. В 1937 эти ф-ты были объединены с соответствующими ф-тами Ленингр. ун-та.

"ИСТОРИК-МАРКСИСТ", науч. журнал. Издавался в Москве в 1926-41. В 1926-31 орган Об-ва историков-марксистов при Коммунистич. академии и её Ин-та истории, в 1936-41 орган Ин-та истории АН СССР. В 1926-31 вышло 22 номера, периодичность издания в 1932-34 и 1936-39 - 6 номеров в год, в 1935 и 1940 - 12 номеров. Ответств. редакторы: М. Н. Покровский (1930-32), Н. М. Лукин (1933-38), Е. М. Ярославский (1938-41). Журнал освещал вопросы отечеств, и всеобщей истории,в т. ч. стран Востока. Сыграл большую роль в борьбе с бурж. историографией и в утверждении марксистской концепции в сов. историч. науке. В 1941 объединён с "Историческим журналом".

ИСТОРИОГРАФИЯ (от история и...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвящённых определ. теме или историч. эпохе (напр., И. Великой Окт. социалистич. революции), или совокупность исторических работ, обладающих внутр. единством в социально-классовом или нац. отношении (напр., марксистская И., франц. И.). 2) Науч. дисциплина, изучающая историю исторической науки.

И. как история исторической науки. И. до сер. 19 в. (до возникновения марксистской И.). В древности ещё до появления письменности ист. представления и нек-рые элементы ист. знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены нек-рые условия для развития ист. познания (напр., разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи ист. содержания: ист. надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование ист. событий оказывала религия. Все ист. события объяснялись "волей богов". Такие ист. представления закреплялись в "священных книгах" (напр., в Библии).

Важным этапом в прогрессивном развитии ист. познания была античная И. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях др.-греч. историков Геродота (прозванного "отцом истории") и особенно Фукидида; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутр. причинно-следственную связь событий, элементы ист. критики -попытка отделить достоверные факты от вымысла. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преим. политич. истории (истории греко-перс. войн, Пелопоннесской войны). В соч. Полибия впервые зарождается понятие всемирной истории. Существ, значение в античной И. имели также соч. Тита Ливия, Тацита, Плутарха (мастера биографич. жанра), Ап-пиана и др. Античной ист. мысли - при всех её достижениях - была чужда идея ист. прогресса: история рисовалась либо как регрессивный процесс, либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. (Подробнее об античной И. см. в статьях Греция Древняя, Рим Древний, раздел Культура.) Кит. историк Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.) создал первую всеобщую историю Китая, отойдя от чисто хронологич. принципа ист. повествования и пытаясь осветить не только политические, но и др. стороны жизни Др. Китая.

Для И. эпохи феодализма, когда характер ист. мышления определяла преим. феод.-церк. идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при к-ром ист. события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление "божественного плана" (см. Провиденциализм). Этой идеей была проникнута и феод.-христ. периодизация всемирной истории по "четырём монархиям" (Асси-ро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская - последнее "земное" гос-во) - последовательная их смена рассматривалась как результат божественного провидения. На зап.-европ. феод.-христ. И. наряду с Библией огромное влияние оказали филос.-ист. концепции христ. теолога Августина Блаженного, на мусульманскую И.- Коран. (О мусульм. арабской ср.-век. И. см. в ст. Арабская культура, раздел Историческая наука.) Наиболее распространёнными формами ист. сочинений наряду с агиографической (житийной) лит-рой (см. Жития святых) были анналы, "всемирные истории" (напр., зап.-европ. хрониста Оттона Фрейзин-генского, араб, историка ат-Табари) - обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Ср.-век. авторы, как правило, видели лишь внеш. связь явлений в виде их хронологич. последовательности, отсюда характерная форма ист. сочинений с погодной записью событий - анналы, рус. летописи (наиболее известный из ранних рус. летописных сводов - "Повесть временных лет"). Постепенно происходило усложнение ист. повествования. На смену примитивным анналам приходят более сложные хроники; по мере развития городов появляются гор. хроники; в процессе гос. централизации возникают летописные своды (напр.большие французские хроники 13-15 вв., московские летописные своды 15-16 вв. и др.). Одна из ранних в ср.-век. И. попыток перейти от чисто повествоват. истории к изложению ист. событий в их причинной связи (на светской основе) была предпринята в 14 в. араб, историком Ибн Хальдуном, отвергшим объяснение истории с позиций религ. идеологии и рассматривавшим историю как постоянное изменение быта и нравов людей, как непрерывный процесс возвышения и падения гос-в.

Первым этапом в становлении бурж. ист. мысли была зап.-европ. гуманистич. И. эпохи Возрождения (15-16 вв.). Её наиболее выдающиеся представители увидели движущую силу ист. процесса в политич. борьбе партий и социальных групп, сменяющих друг друга у власти (итал. гуманисты Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини), пытались вскрыть законы ист. развития и связать их с более общими законами, разрабатывая вопросы влияния геогр. среды на историю (франц. мыслитель Ж. Воден). Такой - светский - подход к истории означал разрыв с феод.-теологич. её трактовкой и был огромным прогрессивным шагом в развитии И. Исключит, значение для И. имело изобретение (сер. 15 в.) и распространение книгопечатания. Историки-гуманисты, опираясь на успехи филологии, положили начало систематич. критике ист. источников (итал. гуманисты Флавио Бьондо, Лоренцо Балла и др.), к-рая стала мощным орудием преодоления представлений, выработанных феод. И. Они заложили основы (итал. гуманист Л. Бруни) новой периодизации истории (деление её на древнюю, среднюю, новую). Гуманистич. И. подорвала монополию феод. И. в Зап. Европе. Представители феод.-абсолютистской и феод.-католической И. в борьбе с новым пониманием истории обратили большое внимание на собирание, систематизацию и публикацию ист. источников. В 17 в. появляются вспомогат. ист. дисциплины (дипломатика, палеография); боллан-дисты и мавристы издают первые обширные своды ср.-век. ист. документов. В 18 в. начало собиранию и публикации ист. источников было положено в России (см. ст. Археография).

В 17 в. голл. и англ. бурж. мыслители (Г. Гроций, Т. Гоббс) предприняли первые попытки создать теории обществ, развития на принципах естественного права и др. рационалистич. учений; итал. мыслитель Дж. Вико возродил и развил идею круговорота в истории. С неизвестной до того времени отчётливостью вопрос о законах истории был поставлен франц. просветителями 18 в. Подойдя к истории с позиций рационализма, они искали законы истории или в разумной сущности человека, или во взаимодействии общества с природой, механически уподобляя законы истории законам природы. Франц. просветители выдвинули идею создания всеобщей истории человечества, исходя из признания единства судеб человеческого рода (Вольтер), теорию естеств. состояния, утверждавшую, что в начале ист. Развития человек был только частью природы (Ж. Ж. Руссо), идею непрерывного прогресса в истории (Ж. Кондорсе и др.), разработали учение о влиянии на обществ, развитие естеств.-геогр. среды (Ш. Монтескье). Осн. предметом занятия историков они считали не только политич. историю, но и историю культуры (в широком смысле слова). Видные представители англ, и шотл. просветительской И. (Э. Гиббон, У. Робертсон) дали обстоятельное освещение с антиклерикальныхи антифеод, позиций важных периодов европейской истории. Большое значение имели филос.-ист. концепции нем. просветителей, особенно И. Г. Гердера, рус. просветителей, особенно А. Н. Радищева, подошедшего к истории с точки зрения революц. борьбы против самодержавия и крепостничества.

Против просветительской И. и её идей выступили в нач. 19 в. представители реакц. дворянского романтизма. Это направление романтич. И. (особенно сильное в нем. ист. и ист.-юридич. науке) отвергало существование переворотов в истории, идеализировало средневековье, отрицало рационалистич. объяснение истории. Однако романтики - при всей реакционности их общих позиций - внесли в постулат, развитие ист. науки плодотворные идеи. Они настаивали на наличии внутр. связи в ист. эпохах, полагая, что совр. состояние каждого народа является продуктом его длительного ист. развития, обращали внимание на качественное своеобразие истории отд. народов и др. Видные представители т. н. исторической школы права в Германии (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн) внесли значит, вклад в изучение истории гос-ва и права, базируя свои исследования на тщательном изучении и критике ист. источников. Большую роль в разработке критич. методов исследования в ист. науке сыграла классич. филология. Её применение к античной истории (нем. учёные Ф. А. Вольф, А. Бек и особенно Б. Г. Нибур) означало новую ступень в развитии этой отрасли ист. науки. Л. Ранке (Германия) впервые стал систематически применять к источникам по ср.-век. и новой истории принцип исследования, ранее выдвинутый фило-логами-античниками. Прогресс источниковедения позволил приступить к созданию первых науч. серийных публикаций источников по истории античности ("Корпус греческих надписей" - с 1825, позднее, с 1863 - "Корпус латинских надписей") и ср. веков (Monumenta Ger-maniae historica и др.). В то же время ист. концепция Ранке (провиденциализм, представление о решающей роли идей в истории, утверждение примата внеш. политики над внутренней, преим. внимание к деятельности "великих людей" и др.) была реакционной; она оказала существенное и длительное влияние на И. консервативного юнкерско-бурж. направления в Германии.

В русской И. этого времени господствующим было дворянско-монархич. направление (крупнейшие представители 1-й пол. 19 в.- Н. М. Карамзин, М. П. Погодин). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в рус. истории, о коренном различии ист. развития России и Зап. Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революц. пути развития. "Скептическая школа" рус. И. (М. Т. Каче-новский и др.), требовавшая критич. отношения к ист. источникам, начала критич. пересмотр мн. концепций дворянской И.

В 1-й пол. 19 в. на прогресс ист. представлений большое влияние оказали филос.-ист. концепции утопич. социализма (прежде всего А. Сен-Симона) и философия Г. Гегеля, предпринявшего -в рамках идеалистич. философии истории - наиболее плодотворную попытку раскрыть внутр. связь беспрерывного движения, изменения и преобразования, присущих истории человечества. Идея Сен-Симона о роли классовой борьбы в истории, возникшая из обобщения им ист. опыта Великой франц. революции, была воспринята франц. либерально-бурж. историками эпохи Реставрации - О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо. Несмотря на ист. и классовую ограниченность выдвинутой ими теории классовой борьбы (объяснение происхождения классов из завоевания, отождествление борьбы классов с борьбой "рас"), разработка ими конкретной истории Франции и Англии как истории классовой борьбы была в мировой И. явлением большого научного значения.

Признание закономерности ист. развития, стремление установить взаимосвязь ист. явлений и рассматривать историю как процесс развития в первую очередь политич. июридич. институтов - при особом внимании к истории гос-ва (с к-рой нередко отождествлялась история народа) - стали характерными для подхода к освещению истории многими крупными историками 19 в. С этих позиций подошёл, в частности, к рассмотрению рус. истории С. М. Соловьёв.

Домарксистская науч.-ист. мысль получила высшее развитие в революц.-демократич. концепции истории. В ист. взглядах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Черныше