| премьер-министром. Фактически же в этих странах права главы гос-ва в сфере И. в. осуществляются от его имени пр-вом (см. также Контрасигнатура). В т. н. президентских республиках главой гос-ва и пр-ва является одно и то же лицо - президент, к-рый юридически считается единственным носителем И. в.
Согласно бурж. конституционным теориям, единств, функция И. в.- исполнение законов, принимаемых органом законодат. власти - парламентом. В эпоху домонополистич. капитализма господствовала теория парламентаризма, осн. тезисом к-рой была политич. ответственность органа И. в. (пр-ва) перед парламентом. В эпоху империализма происходит кризис бурж. парламентаризма, проявляющийся в сужении полномочий парламента за счёт усиления И. в.: фактически бурж. гос-во контролирует и направляет деятельность парламента; оно не только определяет осн. направления его законодат. и иной деятельности, но и законодательствует само в порядке т. н. делегированного законодательства. Разделение властей и их противопоставление И. в. неизвестны гос. праву социалистич. стран, где действует принцип единой гос. власти, принадлежащей трудящимся в лице выборных представит, органов. Образуемое этими органами пр-во является исполнительно-распорядит. органом гос. власти.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАДПИСЬ, в СССР вид исполнит, документа. Совершается нотариальной конторой на документах, к-рые подтверждают требования о взыскании денежных сумм или о передаче другого имущества, и исключает необходимость обращения в суд или арбитраж. Перечень документов, по к-рым принудит, взыскание производится на основании И. н., утверждается пост, пр-ва соответств. союзной республики.
И. н. может быть совершена любой нотариальной конторой. Нотариус обязан проверить: представлены ли документы, указанные в утверждённом перечне и доказывающие обоснованность требования. С взыскателя взимается гос. пошлина в размере 1% суммы документа.
И. н. выдаётся, если со дня наступления срока требования прошло не более 1 года. Если для требования установлен сокращённый срок исковой давности (менее 1 года), И. н. выдаётся лишь в пределах этого срока. По истечении установленных законом сроков И. н. не выдаётся, а взыскание может быть произведено в судебном или арбитражном порядке.
Отказ нотариальной конторы совершить И. н. может быть обжалован в нар. суд. Требования, оформленные И. н. нотариальной конторы, могут быть оспорены должником посредством предъявления иска согласно общим правилам в суде или арбитраже.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, предусмотренный гражд. процессуальным законодательством порядок принуд. исполнения постановлений суд., арбитражных и др. органов.
По сов. праву по правилам И. п. подлежат исполнению: решения, определения и пост, судов по гражд. делам; приговоры, определения и пост, судов по уголовным делам в части имуществ. взысканий; пост, судьи или суда и обществ, приговоры в части имуществ. взысканий за совершение адм. проступков; мировые соглашения, утверждённые судом; исполнительные надписи нотариальных органов; решения органов арбитража в предусмотренных законом случаях; решения Морской и Внешнеторговой арбитражных комиссий; не оплаченные в срок платёжные требования, акцептованные плательщиком; решения товарищеских судов; решения комиссий по трудовым спорам; пост. ФЗМК по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда и др.
Судебные и арбитражные решения приводятся в исполнение на основании исполнительных документов суд. исполнителем или банком.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника (путём наложения ареста и продажи имущества); на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды его доходов; на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у др. лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определённых предметов, указанных в решении суда, и т. п.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, документы, на основании к-рых осуществляется принудит, исполнение постановлений суд. и арбитражных органов, а также актов др. органов, указанных в законе. По сов. праву И. д. являются: исполнительные листы; исполнительные надписи; приказы органов арбитража, выдаваемые на основании решений арбитража и решений третейских судов по спорам между гос. учреждениями, предприятиями, кооп. и обществ, орг-циями; решения Морской арбитражной комиссии, вступившие в законную силу; не оплаченные в срок платёжные требования, акцептованные плательщиком; удостоверения, выдаваемые ФЗМК по трудовым спорам на основании решений комиссий по трудовым спорам или пост. ФЗМК, и удостоверения ФЗМК по спорам о возмещении вреда; постановления, выдаваемые комиссиями по делам несовершеннолетних,о денежных взысканиях; постановления, выдаваемые адм. органами, о производстве взысканий с граждан в бесспорном порядке; решения исполкомов местных Советов о взыскании ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений, о принудит, продаже второго дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности. И. д. предъявляются к принудит, исполнению в течение 3 лет с момента вступления в законную силу решения по делу, в к-ром хотя бы одной стороной является гражданин; 1 года - по всем остальным делам, если законодательством не установлены иные сроки. Срок давности, как правило, прерывается предъявлением И. д. к исполнению. Взыскателям, пропустившим срок для предъявления исполнит, листа или исполнит, надписи к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, если иное не установлено законом.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, в социалистич. гос-вах адм. учреждения, наделённые полномочиями властного характера для выполнения задач по управлению гос. делами. Особенностью И. и р. о. является их организующая деятельность по осуществлению задач управления посредством применения правовых норм к конкретным обстоятельствам, организации исполнения и проверки исполнения, а также путём установления правовых норм для развития положений, содержащихся в законе.
Деятельность И. и р. о. социалистич. гос-ва основывается на предписаниях закона и др. решениях органов нар. представительства и осуществляется строго в пределах компетенции, уставовленной для этих органов конституцией и др. законодат. актами. И. и р. о. призваны обеспечивать не только поли-тич., но и хоз. руководство, организующее всю систему обществ, отношений, в т. ч. и саму основу этой системы - социалистич. экономику. В СССР И. и р. о. власти являются Совет Министров СССР, Советы министров союзных и авт. республик, исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства, ведомства и т. п.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА (ИККИ), руководящий орган Коммунистического Интернационала, действовавший в период между его конгрессами. Уставы Коминтерна, принятые на его 2-м(1920), 5-м(1924) и 6-м (1928) конгрессах, давали право ИККИ посылать директивные указания секциям Комму-нистич. Интернационала; контролировать их деятельность; исключать из рядов Коминтерна отд. лиц, группы и секции, нарушившие Программу, Устав Коминтерна или решения его конгрессов; принимать в состав Коммунистич. Интернационала с совещат. голосом орг-ции и партии, сочувствующие коммунизму; посылать своих уполномоченных в отдельные секции Коминтерна. Состав ИККИ избирался на конгрессах Коминтерна с учётом пожеланий его секций. ИККИ выбирал и создавал свои постоянно действовавшие органы. К их числу относились: Президиум ИККИ (до сент. 1921 - Малое бюро), Секретариат и Оргбюро, функции к-рых после 1926 стал выполнять Политсекретариат (после 7-го конгресса - Секретариат во главе с Ген. секретарём), региональные бюро и секретариаты, отделы и комиссии по отраслям работы или по проблемам, касавшимся отдельных компартий. ИККИ издавал Ц О Коминтерна - журнал "Коммунистический интернационал". О политич. деятельности ИККИ и его идейной борьбе на всех этапах существования см. в ст. Коммунистический Интернационал.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ, в СССР исполнит, и распорядит. орган сел., поселкового, гор., районного, национального округа, областного, автономной области или краевого Совета депутатов трудящихся. Избирается соответствующим Советом на срок его полномочий (на 2 года) из числа депутатов в составе председателя, зам. председателя, секретаря и членов. И. к. - коллегиальный орган общего управления, в компетенцию к-рого входит: руководство хоз. и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих гос. органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития х-ва и культуры в пределах своей территории, проектов местных бюджетов, представление их на утверждение соответств. Совета депутатов трудящихся и организация претворения их в жизнь; обеспечение соблюдения законов, охраны обществ, порядка и прав граждан и др.
В пределах своей компетенции И. к. издаёт решения и распоряжения, имеющие обязат. юридич. силу на территории его деятельности. Вышестоящий И. к. имеет право отменить решение и распоряжение нижестоящего, а также приостановить решение или распоряжение нижестоящего Совета депутатов трудящихся. Система взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими исполкомами строится на началах демократического централизма.
Местные органы других социалистич. стран также образуют исполнит, и распорядит. органы.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТОВ ЭСТЛЯНДИИ, создан на 1-м съезде Советов Эстонии [23-27 июля (5-9 авг.) 1917] в Таллине. В к т вошли 7 большевиков, 7 эсеров, 4 меньшевика и 1 меньшевик-интернационалист. Пред, избран большевик Я. Я. Анвельт. 2-й съезд Советов Эстонии [12-14 (25-27) окт.], руководимый большевиками, потребовал установления власти Советов. Съезд избрал новый исполком: Анвельт (пред.), В. Э. Кингисепп, И. Ю. Кясперт (секретарь), Э. Лелль, И. Мяги, Г. Соколов, И. Хайнтук. При исполкоме был создан ВРК Эстонии во гл. с И. В. Рабчин-ским, зам. Кингисеппом и секретарём В. Милоновым, объявивший 26 окт. (8 нояб.) о взятии власти Советами. Исполком руководил деятельностью Советов, устанавливал рабочий контроль на производстве, проводил конфискацию помещичьих земель, приступил к строительству сов. государственности; вёл борьбу с контрреволюцией. Деятельность Советов Эстонии была прервана нем. оккупацией Эстонии в февр. - марте 1918.
Лит.: Великая Октябрьская социалистическая революция в Эстонии. Сб. документов и материалов, Тал., 1958; Очерки истории Коммунистической партии Эстонии, Тал., 1961; Борьба за Советскую власть в Прибалтике, М., 1967. А. А. Дриэул.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ, в СССР документ, на основании к-рого осуществляется исполнение решений, приговоров, определений и пост, судов, мировых соглашений, утверждённых судом, решений товарищеских судов, решений третейских судов по спорам между гражданами, обществ, приговоров, решений Внешнеторговой арбитражной комиссии и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отд. дел, решений иностр. судов.
И. л. выдаётся судом взыскателю, как правило, после вступления решения в законную силу.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ, сервопривод, устройство, предназначенное для перемещения регулирующего органа в системах автоматич. регулирования или дистанционного управления, а также в качестве вспомогат.приводаэле-ментов следящих систем, рулевых устройств транспортных машин и т. п. Изменение положения регулирующего органа вызывает изменение потока энергии или материала, поступающих на объект, и тем самым воздействует на рабочие машины, механизмы и технологич. процессы, устраняя отклонения регулируемой величины от заданного значения. И. м. не только изменяет состояние управляемого объекта, но и перемещает регулирующий орган в соответствии с заданным законом регулирования при минимально возможных отклонениях. В большинстве случаев И. м. действуют от посторонних источников энергии, т. к. непосредственное управление И. м. от первичных элементов регулирования (реле, датчиков и др.) невозможно вследствие их малой мощности, недостаточной для воздействия на регулирующий орган.
И. м. обычно состоит из двигателя, передачи и элементов управления, а также элементов обратной связи, сигнализации, блокировки, выключения. И. м. для регулирования потока жидкостей и газов представляет собой клапан, задвижку или затвор, перемещаемые гидравлич., пневматич. или электрич. приводом. В пневматич. системах автоматики применяют мембранные и поршневые пневмоприводы. Электромеханич. И. м. широко используютв пром.автоматике; они имеют обычно привод от асинхронного электродвигателя, иногда от электромагнита (соленоида), применение к-рого ограничено из-за резких (рывком) воздействий на управляемый орган. Гидравлич. И. м. работают при давлении до 3Мн/м2 (30кгс/см2), пневматич. до 0,6 Мм/л2 (6 кгс/см2). Большинство электрич. И. м. имеют мощность электродвигателей от 10 вт до одного, а в отд. случаях до неск. квт.
Лит.: Основы автоматического регулирования, под ред. В. В. Солодовникова, т. 2, ч. 1, М., 1959; Миронов К. А., Шипетин Л. И., Автоматические регуляторы-Справочные материалы, М., 1961; Автомати. ческие приборы, регуляторы и управляющие машины, 2 изд., М., 1968. К. А. Розанов.
ИСПОЛЬЩИНА, вид аренды земли, при к-рой арендная плата, уплачиваемая собственнику земли, составляет половину урожая; разновидность издольщины.
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ (ИТК), в СССР, согласно ст. 11 Основ исправительно-трудового законодательства, исправительно-трудовое учреждение, в к-ром содержатся лица, осуждённые к лишению свободы, достигшие совершеннолетия. ИТК представляют наиболее целесообразную форму учреждения, исполняющего приговоры к этому виду наказания, т. к. в ИТК наряду с процессом наказания осуждённых наиболее эффективно достигается цель исправления и перевоспитания путём привлечения их к общественно полезному труду.
ИТК, в зависимости от установленного в них режима и категорий осуждённых, подразделяются на колонии общего, усиленного, строгого, особого режимов, а также колонии-поселения.В ИТК общего режима отбывают наказание впервые осуждённые к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими; в ИТК усиленного режима - впервые осуждённые к лишению свободы за тяжкие преступления; в ИТК строгого режима - осуждённые за особо опасные гос. преступления или ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы; в ИТК особого режима - особо опасные рецидивисты и осуждённые, к-рым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке амнистии или помилования.
Осуждённые к лишению свободы женщины отбывают наказание в ИТК общего и строгого режимов (в последних отбывают наказание особо опасные рецидивистки, осуждённые за особо опасные гос. преступления, и женщины, к-рым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке амнистии или помилования).
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО, отрасль социалистич. права, нормы к-рой регулируют порядок и условия отбывания уголовного наказания и применения к осуждённым мер исправительно-трудового воздействия, т. е. обществ, отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовного наказания. В СССР предмет И.-т.п. определён Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно к-рым задача исправительно-трудового законодательства состоит в обеспечении исполнения уголовного наказания. Основы определяют принципы и устанавливают общие положения исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания, назначаемого судом. Кроме того, порядок и условия отбывания различных видов наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия регламентируются исправительно-трудовыми кодексами и иными законами Союза ССР и союзных республик.
И.-т. п. тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все эти отрасли права служат решению общих задач борьбы с преступностью, основные принципы уголовного права являются ведущими и для И.-т. п. Однако, несмотря на общность задач и основных принципов, эти отрасли права отличаются друг от друга по предмету регулируемых ими общественных отношений: уголовное право определяет цели, содержание и виды наказаний, регулирует условия их назначения и освобождения в суд. порядке, а И.-т. п. - порядок и условия его исполнения и отбывания (см. Исполнение наказания).
Исправительно-трудовое право тесно связано и со спец. отраслями педагогики и психологии: исправительно-трудовой педагогикой и психологией, т. к. исполнение наказания предполагает наряду с осуществлением кары применение целой совокупности приёмов, средств и методов пе-дагогич. и психологич. воздействия.
И.-т. п. как самостоят, отрасль права начало развиваться в первые годы Сов. власти. В 1918 была принята временная инструкция НКЮ РСФСР "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового" - первый нормативный акт, регулировавший деятельность исправительно-трудовых учреждений. Большая роль в определении осн. принципов исправительно-трудовой политики принадлежит В. И. Ленину, к-рый в ряде своих работ отмечал такие принципы работы исправительно-трудовых учреждений, как дифференцированный подход к различным категориям преступников, гуманное отношение к осуждённым, исправление их при помощи различных средств воздействия. Эти положения получили развитие в последующих законодательных актах по И.-т. п. В решениях 20-го, 22-го и 23-го съездов КПСС поставлены задачи укрепления социа-листич. законности и правопорядка, усиления идеологич., воспитат. работы, развития советской демократии, повышения роли общественности в борьбе за искоренение преступности. В 1954-61 были приняты нормативные акты, регулирующие порядок исполнения наказания.
Важнейшим этапом развития И.-т. п. явились принятые в июле 1969 Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик - общесоюзного закона, определившего принципы и установившего общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, а также принятие исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Широкое развитие в СССР получила наука И.-т. п., к-рая изучает не только нормы этой отрасли права и регулируемые ими обществ, отношения, но и со-циально-экономич. закономерности, обусловливающие развитие системы органов, исполнения наказания, эффективность их работы, обобщает практи |