| ., опираясь на авторитет Аристотеля, отвергали как ортодоксию Галеви, так и неоплатонизм Ибн Гебироля и утверждали свободу человеческой воли. В 13-14 вв. эти традиции евр. аристотелизма продолжил астроном и философ Герсонид.
Собственно исп. философия в ср. века была развита слабо: здесь почти не было крупных представителей ранней схоластики. Неортодоксальная линия с аптитеологич. тенденцией в исп. философии была связана с аверроизмом. Борьба с инакомыслящими-прежде всего с мусульманами - требовала определённой систематизации и рационализации схоластики; именно в И. в 13 в. началась деятельность крупнейшего и весьма своеобразного схоласта Раймунда Луллия. Осн. центром схоластич. мысли становится в 13 в. Саламанка.
В 15 в. с зарождением гуманистич. мировоззрения против церк. ортодоксии выступили А. Турмеда, А. Тостадо, Aнтонио де Небриха. В своей борьбе со схоластикой исп. философы (Педро де Лерма, Альфонсо Вальдес) опирались на традиции зап.-европ. вольнодумства и гуманизма; крупнейшим исп. гуманистом 1-й пол. 16 в. был Л. Вивес. Стремление к объективному познанию природы привело к созданию т. н. естеств. философии (M. Сервет, Гомес Перейра, Фернан Перес де Олива, Алонсо Фуэнтес), а в дальнейшем - к материализму, одним из основоположников к-рого в И. был X. Уарте.
16 в. ознаменовался укреплением ортодоксальной церк. мысли. И. стала идеология, оплотом контрреформации, в связи с чем особенно важны три явления: широкое распространение новой формы христ. деятельности в миру (орден иезуитов); обновление схоластики; расцвет внутрицерк. мистики. T. н. вторую схоластику создали доминиканцы Ф. де Витория, Д. де Сото, М.Кано, Д.Бапьес и прежде всего иезуит Ф. Суарес. Значит, место в исп. философии этого периода заняли вопросы христ. антропологии. Исп. католич. богословы заново поставили проблему свободы воли (учение Луиса Молины - т. н. молинизм, со сторонниками к-рого спорили доминиканцы - Д. Баньес). В И. 16 в. чрезвычайно усилилась ортодокс, линия в мистике, чему в значит, мере содействовали деятели кармелитского ордена Хереса Авильская и Хуан де ла Крус.
С сер. 17 в. философия приходит в упадок. Учение Мигеля де Молиноса - квиетизм, не умещавшееся в рамки ортодоксии, было объявлено ересью. Не были полностью признаны церковью и идеи в области нравств. богословия иезуита А. Эскобар-и-Мендосы.
Просветительская философия развивалась в И. в значит, мере под влиянием франц. философии 17-18 вв. Крупнейшие представители Просвещения в И. 18 в. - Б. X. Фейхоо, Г. Ховельянос и Г. .Маянс-и-Сискар. Против схоластики выступали философы-естествоиспытатели M. Мартинес, А. Пикер-и-Арруфат и др.
В 1-й пол. 19 в. передовыми публицистами-просветителями были А. Листа-и-Арагон, M. Mартель, Ларра и Марчена. Во 2-й пол. 19 в. выразителями материалистич. тенденции были Ф. Пи-и-Маргаль, П. Мата-и-Фонтанет и др. Получают распространение философия нем. мыслителя К. Краузе (Сане дель Рио и др.), неокантианство и неогегельянство, позитивизм, идеи писателя и философа мелкобурж. социалиста А. Ганивета. Зарождаются идеи, близкие к более позднему католич. модернизму (Ф. де Кастро и особенно M. Менендес-и-Пелайо). Католич. неосхоластику развивал X. Баль-мес. В кон. 19 в. в И. усиливаются религ.-мистич. настроения: спиритизм, теософия и др.
Возникшая в 1876 т. н. полемика об исп. науке и её самобытности вылилась в спор о "проблеме И." вообще, в ходе к-рого произошла поляризация течений - "традиционализма" с характерными для него представлениями об "исп. духе", "особом пути" и "великой миссии" И. и "авангардизма", видевшего гл. задачу в том, чтобы "догнать Европу" и включиться в "мировой историч. процесс" "Проблема И." обострилась после поли-тич. кризиса 1898, под знаком к-рого выросло т. н. "Поколение 1898 года", искавшее путей духовного возрождения. X. Ортега-и-Гасет стремился приобщить исп. мысль к европ. (гл. обр. немецкой) культуре. M. де Унамуно видел одну из причин кризиса в забвении духовной самобытности И. Воскресив её, необходимо, по Унамуно, "испанизировать Европу", утратившую контакт с "подлинным бытием". На этом пути Унамуно пришёл к философии существования, разработав оригинальную концепцию персонализма, а в последний период своей жизни - к христ. эсхатологии. Развитие Ортеги-и-Гасета также шло в направлении экзистенциальной философии, но через неокантианство и философию жизни. Унамуно и Ортега получили широкую европ. известность. Если осн. темы Унамуно - история, личность, смерть, то в центре внимания Ортеги - проблемы культуры, истории, "массового общества". Ученики Ортеги - M. Г. Моренте, X. Ma-риас и К. Субири придали исп. экзистенциализму религ. характер. В области эстетики значит, влияние приобрёл Э. д'Орс-и-Ровира, автор многочисл. эссе до теории и истории иск-ва. Распространение марксистской филос. мысли началось в И- в последней трети 19 в., когда в стране появились социалистич. организации. В числе первых пропагандистов марксизма в И. был один из основателей Исп. социалистич. рабочей партии Хосе Меса (перевёл на исп. яз. "Манифест Коммунистической партии", "Нищету философии", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" и др.; в 1891 опубликовал биографию К. Маркса).
После установления в И. франкистского режима в стране усилилось влияние католич. церкви и идеологии. Совр. схоластика в И. представлена сторонниками Суареса - иезуитами (журн. "Pensamiento", с 1945), томистами-доминиканцами (журн. "La ciencia tomista", с 1911), сторонниками августинизма (журн. "La ciu-dad de Dios", с 1882), скотистами-францис-канцами (журн. "Verdad у vida", с 1943, и "Estudios franciscanos", с 1907). Центрами бурж. филос. мысли являются Ин-т гуманитарных наук, журнал и изд-во "Revis-ta de Occidente" (с 1923).
Растёт влияние марксистско-ленинской философии, носителем к-рой является Коммунистич. партия Испании.
Лит.: История философии, т. 2-3, M-, 1941-43; История философии, т. 1, 3, 5, M., 1957-61; Solana у Gonzalez del Camino M., Los grandes esco-lasticos espanoles de los siglos XVI у XVII: sus doctrinas filosoficas yr su sienificacion en Ia historia de Ia filosofia, Madrid, 1928; Menendezу Pelауо M. p., Historia de las ideas esteticas en Espana, 4 ed., t. 1-2, Madrid, 1928-29; его же, Historia de los heterodoxos espanoles, 2 ed., t. 1-7, Madrid, 1911-32; его же, La filosofia espanola, Madrid, 1955; Guy A., Les philosopnes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, [v. 1-2], [Toulouse, 1956]; Cruz Hernаndez M., Historia de Ia filosofia espanola, t. 1-2, Madrid, 1957; Alfonso Lopez Quintas, Filosofia espanola contem-poranea, Madrid, 1970. Д. Претель.
Историческая наука. Во 2 в. до н. э.- 5 в. н. э. историческая наука И. была составной частью древнеримской историографии. Уроженец И. Павел Орозий (ок. 380 - ок. 420), ученик Августина, стремился истолковать с христ. позиций процессы упадка Римской империи и зарождения в её пределах варварских гос-в. Орозий и епископ Исидор Севильский (ок. 560-636) оставили ценные сведения о событиях, связанных с историей вестготского королевства. Ранний период Реконкисты представлен монастырскими хрониками и "Песней о Сиде", восходящей к сер. 12 в. К 13 в. относятся своды по истории И. толедского епископа Род-риго Хименеса де Рады и кастильского короля Альфонса X, при дворе к-рого изучение истории велось не только кастильскими (в И. в 13 в. кастильский яз. вытеснил в историч. лит-ре латынь), но и араб, учёными. С именем хрониста Педро Лопеса де Аллы связаны блестящие, но крайне тенденциозные описания эпохи смут и гражд. войн сер. 14 в. В 13-14 вв. успешно развивается каталонская историография, представленная рядом хроник. В 8-15 вв. неск. историч. школ и крупных историков (Ибн Хайян, Ибн Абд Раббихи, Ибн аль-Хатиб и др.) выдвинула арабская И. Центрами историч. науки в араб. И. были в 9-10 вв. Кордова, в 13-14 вв. Гранада. На рубеже 15-16 вв. в историч. науке появляются выразители абсолютистских тенденций; крупнейший из них - хронист Эрнан дель Пульгар. В 1-й пол. 16 в. события, связанные с исп. заморскими открытиями и колонизацией Нового Света, находят отражение в хрониках ряда исп. историков, напр, в трудах историка-гуманиста Бартоломе Лас-Касаса, выступившего с гневной критикой исп. колон, системы. Крупнейшим представителем гуманистич. историографии был философ и историк Хуан Луис Вивес. Однако в условиях реакции, начавшейся во 2-й пол. 16 в., в стране получили преобладание феод.-архаические тенденции (Прудеясио Сан-доваль, Хуан де Марнана и др.). В 17 в. на фоне общего застоя исп. общественной мысли заметный след оставила деятельность группы историков, предпринявших попытку разобраться в причинах прогрессировавшего упадка империи Габсбургов; среди них - историки т. н. экономич. школы Мартинес де Мата, Санчо де Монкада, Альварес Осорио.
Во 2-й пол. 18 в., в кратковременный период реформ, осуществлённых в духе просвещенного абсолютизма, с открытием недоступных ранее исследователям архивов, началась публикация старых источников, основанная на крнтич. анализе текста. Крупнейшие исп. историки П. Кампоманес, Г. Ховельянос выступили с резкой критикой феод, порядков и с пропагандой идей Просвещения. Появились историч. и геогр. энциклопедич. словари.
Напряжённая политич. борьба, к-рая развернулась в И. в 19 в., наложила отпечаток на всю исп. историографию. Наиболее ярким представителем бурж.-либерального направления в историографии 19 в. был Модесто Лафуэнте, автор многотомной, основанной на богатом документальном материале "Всеобщей истории Испании". Абсолютистско-монархич., как и конституционно-монархич., течения не дали крупных исследователей. Начиная с Исп. революции 1868-74 видное место в историч. науке занимает бурж.-респ. течение, представленное в 19 в. работами Ф. Гарридо, H. Сальмерона, Ф. Пи-и-Маргаля и Э. Кастелара и др. К социалдемократич. течению относятся работы X. Меса, X. Морато, П. Иглесиаса, к анархо-синдикалистскому - труды А. Лоренсо.
На рубеже 19-20 вв. огромное влияние на развитие историч. мысли оказало "Поколение 1898 года" (см. раздел Исторический очерк) в лице M. Унамуно, А. Ганивета, X. Ортега-и-Гасета, P. де Маэсту, P. Альтамиры, P. Менендеса Пидаля и др. Беспощадная критика его представителями исп. действительности способствовала пересмотру многих устаревших историч. концепций. Труды представителей "Поколения 1898 года" расширили рамки исследования истории И., начиная от древнейших времён до современности. Отпечаток влияния историч. мысли представителей "Поколения 1898 года" носят появившиеся в 20 в. работы P. Альтамиры "История Испании и испанской цивилизации", А. Бальестероса Беретта "История Испании и её влияние на мировую историю", многотомная, ещё не законченная "История Испании", начатая под редакцией P. Менендеса Пидаля, многотомная "Социально-экономическая история Испании и Америки" под редакцией В. Вивеса. Последняя работа выгодно выделяется среди других работ интересом автора к изучению истории развития производит, сил и социально-экономических проблем страны.
После Исп. революции 1931-39 появилось большое количество историч. исследований, посвящённых революции или связанных так или иначе с различными аспектами обществ, жизни И. в годы революции. Среди авторов, рассматривающих проблемы, выдвинутые революцией, в целом с франкистских позиций, наиболее известные - Э. Комин Коломер, А. Севилья, X. Пла. Приспособляя историч. науку к политич. нуждам режима, франкистская историография извращает политику исп. империализма, историю классовой борьбы, нац.-освободит, движения народов Каталонии, Страны Басков и Галисии. После 2-й мировой войны 1939-45 нек-рые представители нового поколения исп. историков стремятся, вопреки франкистскому засилью в научной и культурной жизни страны, освещать важнейшие проблемы истории И. с демо-кратич., по существу с антифранкистских позиций.
Установление в стране франкистского режима заставило многих видных историков эмигрировать из И. Среди них: К. Санчес Альборнос, Америке Кастро, С. де Мадарьяга-и-Рохо, M. Туньон де Ларра, А. Рамос Оливейра и др.
Особое место в историографии Исп. революции 1931-39 и Национально-революционной войны 1936-39, рабочего и коммунистич. движения занимают работы "Война и революция в Испании 1936 - 1939 гг.", "История Коммунистической партии Испании. Краткий курс", подготовленные к печати КПИ, воспоминания Д. Ибаррури "Единственный путь".
Важнейшие центры изучения истории в И.: ун-ты, Королев, исп. академия (осн. в 1713), Королевская академия истории (осн. в 1738, издаёт "Memorias", "Memorial Historico", "Boletin"), Королевская исп.-амер. академия (осн. в 1910, издаёт "Boletin"), Королевская академия искусства и ист. наук в Толедо (осн. в 1916, издаёт "Boletin"), Генеральный комиссариат археологии, раскопок (осн. в 1939, издаёт "Acta Arqueologica", "Informes y Memorias", "Noti-ciario Arqueologico Hispanico").
Я. M. Свет (до 19 в.), С. П. Пожарская. X. Гарсия (с 19 в.).
Экономическая наука. Становление экономич. науки в И. как самостоятельной отрасли знаний началось в 16 в. Произведения экономистов 16 в. посвящены гл. обр. теории денег, ден. обращения и цен, развитию идей меркантилизма. До последней трети 18 в. доминирующая роль принадлежала сторонникам меркантилизма (Л. Ортис, Санчо де Монкада, Марти-нес де ла Мата и др.). В 17-1-й пол. 18 вв. в трудах M. Гонсалеса де Сельориего, ф. Сентени и др. были высказаны нек-рые идеи и догадки, получившие позднее тео-ретич. обоснование в трудах физиократов и представителей классич. бурж. политич. экономии. Исп. просветители 18 в. Б. Уорц, П. Кампоманес, Г. Ховельянос и др. развивали идеи физиократов и классиков бурж. политич. экономии применительно к условиям И. Центр, место в идейном наследии просветителей занимает труд Ховельяноса "Доклад об аграрной реформе" (1795), к-рый был оценён К. .Марксом как подлинная декларация исп. революционеров нач. 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., г. 10, с. 437). По инициативе просветителей во MH. городах были созданы экономич. об-ва для изучения проблем экономич. развития И.
В экономия, лит-ре И. 19 в. значит, место заняла полемика между сторонниками свободы торговли (Л. Фигерола, Э. Кастелар, X. Эчегарай) и защитниками протекционизма (Э. Хаумандреу, X. Гу-аль-и-Феррер, П. Мадос). В тот же период с мелкобурж. критикой капитализма выступили исп. социалисты-утописты Ф. Гарридо, Ф. Пи-и-Маргаль, X. Коста и др. В последней трети 19 в. в И. начинают распространяться идеи науч. социализма, чему способствовало создание исп. секции 1-го Интернационала.
В 20 в. успехи в разработке конкретных экономич. проблем - статистики, ден. обращения, исчисления нац. дохода и др.- связаны с именами А. Флореса де Лемуса, Ф. Берниса, Л. Олариаги. Новые явления в экономике И., обусловленные образованием монополий и финанс. капитала, с прогрессивных позиций исследовались X. Г. Себальосом Тереси и А. Лопе-сом дель Арко. Необходимость радикальной агр. реформы, направленной на уничтожение пережитков феодализма, в нач. 20 в. обосновывал П. Каррион.
С установлением в 1939 франкистской диктатуры в стране офиц. экономич. доктриной становится национал-синдикализм, в основе к-рого лежали концепции активного вмешательства гос-ва в экономику. Эти концепции, выдвигавшиеся ещё в 20-е гг. в работах Ф. Камбо, X. Кальво Сотело, после установления франкистского режима принимают такие крайние формы, как автаркия, принудительное накопление, корпоративизм (X. А. Примо де Ривера, X. Арейльса, P. Гай-и-де-Монте-лья и др.). К кон. 50-х гг. методы гос. регулирования экономики, применявшиеся в И., потерпели крах. Теоретич. основой гос.-экономич. политики становится неолиберализм, обоснованием к-рого занимаются X. Прадос Аррарте, Э. Фуэнтес Кинтана, А. Ульястрес. Не отвергая гос. вмешательства в экономику, они выступают за широкое использование механизма рынка и конкуренции, за приток иностр. капитала. В 50 и 60-е гг. происходит возрождение прогрессивных, радикально-критич. направлений анализа исп. экономич. и социальной действительности (P. Тамамес, А. Комин, X. Анльо и др.). Существенный вклад в изучение тенденций развития исп. экономики, агр. вопроса на совр. этапе, проблем гос.-монополи-стич. регулирования был сделан представителями марксистской экономич. мысли (T. Гарсиа, X. Гомес и др.).
Научно-исследовательскую деятельность в области экономики осуществляют гос. учреждения: Нац. иы-т статистики, Экономич. научно-исследовательский ин-т им. Санчо де Монкады, Ин-т естественных и аграрных наук и др., а также частные учреждения - напр., Ka-толич. ин-т индустрии и ремесла. Науч. исследованиями занимаются экономич. ф-ты ун-тов, исследовательские центры Торгово-пром. и мореходных палат, Исп. банка, Бискайского банка, Комиссариата по планированию и др.
Важнейшие экономич. журналы: "Revista de economia politica" (с 1950); "Boletin de estudios economicos" (с 1946); "Moneda у credito" (с 1942); "Informacion comercial espanola" (с 1947); "Economia industrial" (с 1964).
Лит.: Colmeiro M., Biblioteca de los economistas espauoles de los siglos XVI- XVII у XVIII, Madrid, 1880; Sаrrailh J., L'Espaffne eclairee de Ia seconde moitie du XVIII siecle, P., 1954; Vеlarde F. J., El profesor Bernis ante Ia economia espanola, "Revista de Economia Politica", 1961, v. 12. X. Вгесемс.
Юридическая наука. История юридич. науки в И. восходит ко временам рим. завоевания. В ср. века трактаты исп. юристов, гл. обр. по вопросам рим. и ка-нонич. права, получили распространение как в самой И., так и в др. странах Европы. В 12-13 вв. были созданы компиляции королевского права и обычных норм. Наиболее известная из этих компиляций- "Siete Partides"-"Семь партид"-относится к периоду правления кастильского короля Альфонса X Мудрого и приписывается учёному-юристу Якобо Руису (утт верждены в 1348 при Альфонсе XI). В период араб, господства и реконкисты деятельность исп. учёных-юристов была тесно связана с Болонской школой права. Они сыграли заметную роль в развитии деятельности глоссаторов и постглоссаторов. В 14 в. испанец Каррильо де Альборнос основал исп. коллегию Болонской школы. Существ, влияние на правовую науку И. оказали мусульм. школы права, существовавшие в Гранаде, Кордове и др. городах. В 14 в. сложилась школа политич. и междунар. права, получившая большое развитие в 15-17 вв. В эпоху Возрождения приобрели известность раб |