| оты цивилиста Антонио де Неб-рихи, основателя политич. права Паскуа-ля де Гагеньоса, Алонсо Диаса де Мон тальво - издателя кодекса права, составленного в предметно-алфавитном порядке (рассматривается как прообраз будущих юридич. словарей), Педро де Рибаденейра - автора полемич. трактата, направленного против трактата Макиавелли "Государь", Ф. Васкеса де Менчаки - специалиста по междунар. праву. Инквизиция также наложила отпечаток на историю исп. правовой культуры: в 16-17 вв. появилось множество юридич. соч. на темы, связанные с магией, колдовством, еретичеством.
Укрепление абсолютизма содействовало дальнейшей эволюции правовой науки в направлении создания отечеств, королевского права на основе традиц. исп. правовых школ - канонич. права, романистов, регалистов. В 18 в. на юридич. мысль И. оказали значит, влияние идеи естественного права (в томистском духе), взгляды франц. просветителей. Эти идеи нашли отражение в соч. исп. просветителей Г. Ховельяноса, X. Флоридабланки, 11. Кампоманеса, освещавших правовые аспекты политики просвещённого абсолютизма. Тогда же проведена реформа правового образования.
Потребности развивающихся бурж. отношений стимулировали появление фундаментальных работ по гражд., торг., семейному праву. В нач. 19 в. большую известность приобретают труды цивилиста X. Сала, его работа "Вещное право"- - классич, произведение исп. правовой науки. В этот период сложились либеральная и радикальная школы конституционалистов, одним из наиболее известных представителей к-рых был Франсиско де Асис Пачеко, основатель юридического журнала "Revista de legislacidn." ("Ревиста делегисласьон"). Реакц. клерикально-монархич. тенденцию исп. школы политич. права представлял юрист, публицист и гос. деятель Д. Кортес, сочинения которого были канонизированы впоследствии во франкистской И. К кон. 19 в. были осуществлены серьёзные реформы права в бурж. духе. Были, в частности, приняты кодексы по различным отраслям права. В подготовке этих кодексов принимали участие видные юристы. На исп. правовую мысль 19 в. значит, влияние оказали труды малоизвестного нем. философа Ф. Краузе, правовые и политич. взгляды к-рого, сочетавшие положения Канта с религиозным мистицизмом, пропагандировались либеральной бурж. интеллигенцией (т. н. течение crausismo). Конец 19 - нач. 20 вв. отмечены угасанием исп. правовой школы. В политич. праве получают наибольшее распространение взгляды реакц. "традиционалистов я: Васкеса де Мельи, Рамиро де Маэсту, Хиля Роблеса. В 20-30-х гг. распространялись фашистские и реакц.-клерикальные идеи тотального гсс-ва и корпоративного права, в значит, степени заимствованные из Германии и Италии.
После Нац.-револкщ. войны 1936-39 и установления диктатуры Франко официальная правовая доктрина приобретает откровенно фаш. характер. Деятельность юристов фашиствующего направления связана с офиц. Ин-том политич. исследований. Фаш. теоретики (Пеман, Хайвер Конде и др.) пытались обосновать "законность" режима Франко и "национальный", "народный" характер франкистского государства и права. В И. стали широко публиковаться сочинения по политич. (государственному) и адм. праву (M. Миранда Годед, X. Херас Сиф-ра и др.), а также по фаш, корпоративному законодательству, трудовому и семейному праву (Кастан Тобеньяс, Санчес-Хироп, Келькехеу и др.). С конца 50-х гг. Б правовой лит-ре намечается интерес к традиц. гражд. праву, к сравнительно-правовым исследованиям и др.
В легальной правовой науке совр. И. представлены различные течения от фалангистов, поддерживающих модернизированную модель этатистско-корпоратив-ного строя, до христианских демократов и социал-реформистов. Наиболее видное официозное направление группируется вокруг католич. философа и социолога Кальво Серрера. Значит, часть юридич. общественности поддерживает идеи либерализации и демократизации режима, создания полноценных представит, ин-тов, выступает за соблюдение элементарных политич. прав и гарантий личности.
Крупнейшие науч. центры изучения права: Королевская академия моральных и политич. наук (осн. в 1857) и Королевская академия юриспруденции и законодательства в Мадриде (осн. в 1730). Учебные центры по подготовке юристов: юридич. факультеты ун-тов в Барселоне, Мадриде, Памплоне, Овьедо, Севилье и др. городах. Важнейшие периодич. издания: "Revista de administracion publiса", с 1950, "Revista de estudios politicos ", с 1950, "Revista de politica inter-nacional", с 1950, "Revista de politica social", с 1928/1929, "Revista espanola de derecho internacional", с 1948.
Л. Б. Волков.
Языкознание зародилось в И. в кон. 15 в. в среде гуманистов - знатоков древних языков, крупнейшим из к-рых был А. де Небриха -автор первой грамматики исп. языка (1492), исп.-лат. и лат.-исп. словарей, а также правил орфографии.
16 в. в исп. языкознании знаменуется созданием "Диалога о языке" (1535-36) X. де Вальдеса. В "Диалоге" содержатся рассуждения о норме исп. языка, в частности стилистической. Вальдес выступает поборником простого, естеств. языка. Крупнейшим событием в развитии филологии 17 в. была публикация толкового словаря С. Коваррубиаса ("Tesoro de Ia lengua castellana", 1611, 2 доп. изд. 1674), В 1713 была создана Королевская исп. академия, перед к-рой была поставлена задача составления словаря и грамматики исп. языка, а также упорядочения правил орфографии. В первом исп. академия, словаре, известном под назв. "Словарь авторитетов" (т. 1-6, 1726-39), значения слов были иллюстрированы цитатами из произв. писателей-классиков, но начиная со 2-го изд. (1780) цитаты были исключены, и словарь публикуется в одном томе. Первая академич. грамматика была опубликована в 1772. Если в 18 в. деятельность языковедов была подчинена гл. обр. цели нормализации лит. языка, упорядочения словоупотребления, грамматич. правил и правописания, то в 19 в. в круг языковедч. деятельности входит изучение происхождения и истории исп. языка, критика текста, этимологич. разыскания, комментированное издание памятников, изучение языка и стиля писателей. Одним из крупнейших филологов 19 в. является X. Ceхадор-и-Фраука- автор капитального исследования языка M. де Сервантеса. В кон. 19 в. исп. филологич; школу на многие годы возглавил P. Менендес Пидаль, автор фундаментальных трудов по исп. словесности, среди к-рых особенно широко известны "Истоки испанского языка" (1926, 3 изд. 1950) и "Руководство по исторической грамматике испанского языка" (1904, 12 изд. 1966). Языкознание 20 в. характеризуется исследованиями по диалектологии, составлением региональных словарей, трудами по лин-гвистич. географии (В. Гарсиа де Диего, M. Альвар и др.). Был составлен сводный лингвистич. атлас Пиренейского п-ова (т. 1, 1962). Активизировалось изучение разных аспектов совр. исп. языка: фонетики (T. Наварро Томас), грамматики (А. Алонсо, С. Хили Гая, M. Крнадо де Валь, Э, Лоренсо), а также исследование каталанского (А. Бадиа Маргарит) и пор-тут. (П. Васкес Куэста, M. А. Мендиш да Луш) языков. Составлена и осуществляется программа обследования разговорной речи населения крупных городов И. и Лат. Америки. В 1963 в Мадриде состоялся 1-й съезд испанистич. центров, материалы к-рого опубл. под назв. "Настоящее и будущее испанского языка" (т. 1-2, 1964). Осн. лингвистич. центры-Королевская исп. академия; Ин-т им. Мигеля Сервантеса при Высшем совете научных исследований (с 1939), а также Междунар. организация по собиранию информации и наблюдению над совр. языком И. и Лат. Америки "Офинес", имеющая резиденцию в Мадриде. Филологич. журналы: "Revista de fuologia espanola" (осн. P. Менендесом Пидалем в 1914), "Revista de dialcctologia у tradiciones populares" (осн. P. Менендесом Пидалем в 1914), "Emerita" (с 1933), "Boletin de filologia espanola" (с 1953), "Filolo-gia moderna" (с 1960) и лингвистич. бюллетень "Espanol actual" (c!965), посвящённый совр. исп. языку. Крупнейшее лингвистич. изд-во "Гредос" регулярно публикует серию "Романо-испанская библиотека". H. Д. Арутюнова"
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Научные исследования в И. организуются и координируются Высшим советом науч. исследований, организованным в 1939 и состоящим из членов Королев, исп. академии, представителей ун-тов, науч. ин-тов, технич. вузов, пром-сти, армии и др. Науч. учреждения и ин-ты с близкой тематикой объединяются в патронаты. Из науч. ин-тов, входящих в патро-наты, наиболее известны: Ин-т зоологии им. X. де Акоста, Ин-т микробиологии им. X. Феррава, Матем. ин-т им. X. Хуана, Ин-т химии им. А. Алонсо Барбы, Ин-т физики им. А. де Санта-Крус, Ин-т науч. приборов им. Л. Торреса Кеведо. Имеются также науч. учреждения, подчиняющиеся непосредственно мин-вам, в частности Объединение по ядерной энергии (1951). Науч. исследования финансируются как гос-вом, так и отд. фирмами.
В И. имеется неск. академий: Королев, исп. (осн. в 1713), Королев, нац. академия медицины (осн. в 1732), Королев, академия наук и искусств в Барселоне (осн. в 1764), Королев, академия фармации (осн. в 1932) и др. Существует ряд науч. обществ. в. я. Визггм.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В И. выходит 205 газет общим тиражом 6,5 млн. экз. (здесь и далее тираж на 1970) и св. 3 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Крупнейшие ежедневные газеты: "АБэСэ" ("ABC"), изд. в Мадриде с 1905, тираж 213 тыс. экз., и Севилье с 1929, тираж 67,6 тыс. экз., орган монархич. кругов; "Арриба" ("Arriba"), с 1935, тираж 25 тыс. экз., орган партии Национальное движение; "Вангуардия" ("Vanguard ia"), изд. в Барселоне с 1881, тираж 206,6 тыс. экз.; выражает взгляды крупной каталонской буржуазии и чиновничества; "Иа" ("Ya"), с 1935, тираж 139 тыс. экз., орган католич. кругов; "Мадрид" ("Madrid"), с 1939, тираж 77 тыс. экз., вечерняя газета, выражает взгляды либерального крыла религиозно-политич. орг-ции "Опус ден"; "Марка" ("Магса"), спортивная газета, с 1938, тираж 130тыс. экз.; "Нуэво диарио" ("Nuevo Diario"), с 1967, тираж 60 тыс. экз., связана с религиозно-по-литич. орг-цией "Опус ден"; "Пуэбло" ("Pueblo"), с 1940, тираж 242 тыс. экз., вечерняя газ. Исп. профсоюзной орг-ции; "Солидаридад насьональ" ("Solidaridad Nacional"), с 1936 (до 1939 - как еженедельник), тираж 50 тыс. экз., орган партии Нац. движение; "Куадернос пара эль диалоге" ("Cuadernos para el Dialogo"), еженедельная газ., изд. в Мадриде с 1963. Выражает взгляды левых католиков. Тираж 35 тыс. экз.
Органы Коммунистич. партии И. (издаются нелегально): газ. "Мундо ооре-ро" ("Mundo Obrero"), с 1931; журнал "Нуэстра бандера" ("Nuestra Bandera").
В Мадриде функционирует офиц. Информационное агентство Испании (ЭФЭ- EFE - Editorial Falange Espanola, осн. в 1939). Радиовещание в И. осуществляется с 1919. Имеется гос. радио - Нац. радио И. Работают 15 радиостанций - в Мадриде и в крупных провинц. городах. Вещание ведётся по трём программам на собственно И., её владения, а также на страны Азии, Африки, Бл. Востока, Европы, Сев. и Юж. Америки (на 21 яз., в т. ч. на англ., исп., франц., арабском).
Экспериментальные телепередачи в Мадриде велись с 1951, регулярные начались в 1956. В 1970 телепередачи велись по 2 программам 30 телестанциями, главные из к-рых расположены в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Бильбао, Гвадалахаре. Нац. радио И. и исп. телевидение находятся в ведении Главного управления радиовещания и телевидения Мин-ва информации и туризма.
Ю. К. Беленко.
XIII. Литература
Литература в И. развивается на испанском, или "кастильском", яз. (испанская) и на языках нац. меньшинств - баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португ. яз. (галисийская).
Испанская литература. Лит-pa И. формировалась в ср. века на основе нар. творчества, а также под воздействием антич. и араб, культуры (об араб, лит-ре на территории И. см. в ст. Арабская культура; посредниками между двумя культурами нередко выступали евр. писатели). В период Реконкисты развивались нар. лирика (отд. её образцы созданы в жанрах, свойственных исп.-араб. поэзии,- мувашшаха и др.) и героич. эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати ("Песнь о моём Сиде", созд.ок. 1140, поэмы о Фер-нане Гонсалссе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в ср.-век. лит-ре И. занимала клерикально-рыцарская лит-ра. Родоначальником "учёной" литературы на исп. яз. был поэт Г. де Берсео (кон. 12 в.-после 1246), автор сб. "Чудеса богоматери" и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактич. романы "Книга об Аполонии" (13 в.), "Книга об Александре" (13 в.), "Рыцарь Сифар" (ок. 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под рук. Альфонса X (1221-84) "Первая всеобщая хроника" и др. труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произв. "учёной" литературы 14 в.: сб-ка новелл-притч "Граф Луканор" (1328-35) Хуана Мануэля (1282-1348), стихотворной "Книги о благой любви" (1343) Хуана Руиса (1283 - ок. 1350) и "Поэмы о придворной жизни" (1385- 1403) П. Лопеса де Аллы (1332-1407).
В 15 в. особое распространение получили нар. романсы и сатирич. поэзия. Влияние нар. поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна; 1398-1458), вместе с X. де Меной (1411-56) и др. обратившегося впервые к опыту итал. ренессансной поэзии. В "Строфах на смерть отца" (1476)поэтаХ. Манрике (1440-79)мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (ок. 1377-ок. 1460), А. Мартинес де Толедо (ок. 1398 - ок. 1470), X. Родригес дсль Падрон (1395? - 1452?) и Родригес де Лена (1-я пол. 15 в.).
В кон. 15 - нач. 16 вв. исп. лит-ра вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произв. раннего Возрождения - роман-драма Ф. де Рохаса (ок. 1465 - 1541) "Трагикомедия о Калисто и Мели-бее", известная под назв. "Селестина". В поэзии (X. Боска Альмогавер, ок. 1490-1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503-36, и др.) утверждается "итальянская школа". Большой популярностью пользовался рыцарский роман (исп. версия "Амадиса Гальского" Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпич. поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533-94), Б. де Вальбуэны (1568-1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635) и др., а в лирической поэзии- "севильской" (Ф. де Эррера, 1534-97), "саламанкской" (Л. де Леон, 1527-91) школами. В 16 в. развивается поэзия "мистиков." (X. де ла Крус, 1542-91; Тереса де Хесус, 1515-82). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра - роман "Диана", кн. 1-7, 1558-59, X. де Монте-майора, ок. 1520-61), "мавританские" повести, посвящённые "неверным", сатирич. плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европ. реализма (анонимная повесть "Жизнь Ласарильо с Тормеса", 1554; роман "Жизнеописание плута Гусмана де Аль-фараче", 1599-1604, M. Алемана-и-де-Энеро, 1547 - ок. 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580-1645, Л. Белеса де Гевары, 1578 - 1645) и др. Идейной и художеств, вершиной лит-ры Возрождения в И. было творчество M. де Сервантеса (1547 - 1616); его роман "Дон Кихот" (1605-15) оказал огромное воздействие на европ. культуру. В 16 в. складывается ренес-сансная драма (Лопе де Руэда, 1505-65; X. де ла Куэва, 1550-1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо ("Фуэн-те Овехуна", ок. 1613, и др.), к школе к-рого принадлежало большинство драматургов эпохи. X. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581 -1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или ок. 1583-1648) создал религ.-филос. драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).
Как реакция на ренессансыый гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в 17 в. лит-pa барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептпзмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600-81), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое филос. осмысление жизни. Во 2-й пол. 17 в. в лит-ре
И. торжествуют идеи феодально-католической реакции.
В просветит, лит-ре 18 в. развиваются классицистское и реалистич. направления. Идеи франц. классицизма стремились утвердить в своих теоретич. трудах И. де Лусан (1704-54) и его последователи; просветит, эстетику пропагандировал Б. X. Фейхоо (1676-1764). Классицист-ские трагедии создали H. Фернандес де Моратин (1737-80), X. Кадальсо-и-Васкес (1741-82), H. Альварес де Сьен-фуэгос (1764-1809), Г. де ла Уэрта (1734-87); в поэзии получил развитие жанр басни (T. де Ириарте, 1750-91; Ф. M. Саманьего, 1745-1801). Принципы классицизма с традициями нац. драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760-1828), заложивший основы бурж.-демократия. просветит. драмы ("Святоша", "Что означает „да" девушек". и др.). По пути просветит, реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильяр-роэль (1693-1770), X. Ф. де Исла (1703-81), автор антиклерик. романа "Херундио де Кампасас" (1758-68), X. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета "Марокканские письма" (опубл. 1789), крупнейший исп. просветитель Г. M. де Ховельянос (1744-1811), автор пьесы "Благородный преступник" (1774). Драматургия P. Ф. де ла Круса (1731-24) развивает в малых жанрах демократич. традиции исп. нар. драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно X. Мелендеса Вальдеса (1754-1817) звучат уже сентименталистские и предро-мантич. мотивы.
В нач. 19 в. в условиях Испанской революции 1808-14 господствующим направлением в лит-ре стал революц.-пат-риотич. классицизм: поэты M. X. Кинтана (1772-1857), X. H. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мар-тинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.
Становление и развитие исп. романтизма связано с революц. движением против реакц. абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ри-вас; 1791-1865) - автора поэмы "Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых ро-мантич. драм "Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революц. поэт-романтик X. де Эспронседа (1808-42) обличал бурж. цивилизацию. Антифеод, и антиклерик. идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-84), Х.Э. Арт-сенбуча (1806-80), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы историч. романов. M. X. де Ларра (1809-37), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-46) испытали влияние В. Скотта. |