| казывают в основном частнопрактикующие врачи; часть жителей пользуется бесплатной медицинской помощью в гос. учреждениях. Всего ок. 1/5 населения охвачено социальным страхованием на случай болезни.
По неполным данным, в 1969 в И. было 1648 больничных учреждений на 156,8 тыс. коек (5 коек на 1000 жит.), в т. ч. 354 больницы на 69,4 тыс. коек были государственными. В 1970 работали 41,4 тыс. врачей (1 врач на 819 жит.), 3,4 тыс. зубных врачей, 16 тыс. фармацевтов, 22,6 тыс. медсестёр и 4,1 тыс. акушерок. Подготовка врачей проводится в 11 ун-тах.
В И. действуют климатич., преим. горные, курорты; в стране много источников минеральных вод различного физ.-химич. состава. Из климатич. курортов известны Пантикоса в Пиренеях, санатории в горах Пеньялары (Овасерада, Вальделасьера, Тонфриса) для больных туберкулёзом, Трильо на берегу р. Тахо и др. На Атлантич. (западном) и южном средиземноморском побережье - приморские климатич. станции, в т. ч. Малага, Валенсия, Барселона с хорошо оборудованными пляжами; санатории для детей (от 5 до 15 лет), больных хирургия, формами туберкулёза. Лечение хлоридно-натриевыми водами применяют на курортах Арлансон, Бусот, Сервера-дель-Рио-Алама, Грабалгс; сульфатно-натриевыми водами-на курортах Кальдас-де-Кунтис, Фуэнте-Подрида; сероводородные источники расположены в Баньолас, Каррат-рака и др. К акротермальным принадлежат источники в Алама-де-Арагон, Kaльдас-де-Овьедо, Ла-Херрига и др.
3. А. Белова, Л. H. Захарова.
Ветеринарное дело. В И. распространены япгур, различные гельминтозы, клас-сич. чума свиней, лейкоз, респираторный микоплазмоз и кокцидиоз птиц, энзоотич. мастит у коров, чесотка овец, болезни животных, связанные с недостатком микроэлементов, витаминов и минеральных веществ. Регистрируются вспышки сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, брадзота и инфекционной энтеротоксе-мии овец, оспы, контагиозной агалактии овец и плевропневмонии коз. Мн. р-ны неблагополучны по туберкулёзу и бруцеллёзу, кровепаразитарным болезням (тейлериоз, анаплазмоз, бабезиоз). В 1960-67 регистрировались вспышки афр. чумы свиней (911 очагов в 1970). В 1966 была зарегистрирована вспышка афр. чумы лошадей.
В И. 7520 вет. врачей (1970). Имеется 5 высших вет. уч. заведений.
В. А. Ведерников.
X. Просвещение
Первый закон об обязат. обучении, принятый в 1857, практически не был осуществлён. После провозглашения республики в 1931 было открыто ок. 7 тыс. начальных школ и дошкольных учреждений. Но прогрессивные мероприятия проводились недостаточно последовательно, и более 50% населения оставалось неграмотным.
В годы Нац.-революц. войны 1936-39 в районах, контролировавшихся респ. правительством, под рук. КПИ была развёрнута широкая кампания по ликвидации неграмотности среди бойцов и гражд. населения. Пр-во отменило плату за обучение в ср. школе, начало школьное строительство.
После установления в И. франкистской диктатуры (1939) образование и воспитание молодёжи приобрели фашистско-кле-рикальный характер. Более 2/3 ср. школ оказалось в руках духовенства. С 1953 действует конкордат, заключённый между И. и Ватиканом, согласно к-рому обучение во всех уч. заведениях И. строится на основе католических догм. На всех ступенях образования католическая религия преподаётся как обязательный предмет.
Совр. система нар. образования строится в соответствии с законом 1964, объявившим обязательным и бесплатным обучение детей от 6 до 14 лет. Для детей 2 - 3 лет имеются материнские школы, для детей 4-5 лет - детские сады, в основном частные. В 1969 в дошкольных учреждениях воспитывалось св. 725 тыс. детей.
B И/существуют гос. и частные (фактически принадлежащие католич. церкви) учебные заведения. Нач. школа - 4-летняя. В 1969/70 уч. г. в нач. школах обучалось 4,6 млн- уч-ся.
Cp. школа 7-летняя, состоит из 4-летней обязат. промежуточной ср. школы и 3-летней общеобразоват. или технической (т. н. трудовой) ср. школы. Гос. ср. школы наз. институтами, частные - коллегиями. Окончание полной ср. школы даёт право поступления в любой вуз. В 1969/70 уч. г. в ср. общеобразоват. школах обучалось 1,4 млн. уч-ся, в тех-нич. ср. школах - 22,3 тыс. уч-ся.
На базе 8-летнего обязательного образования (4 года начальной и 4 года ср. школы) функционируют 3-летние проф.-технич. и коммерческие школы; окончание первых даёт право поступления на инженерный ф-т ун-та и в технич. ин-ты, окончание вторых - на коммерческо-эко-номич. ф-т ун-та и в коммерческие высшие школы. В 1969/70 уч. г. в проф.-технич. школах обучалось 151 тыс. уч-ся, в коммерческих - ок. 28 тыс. уч-ся. Воспитательниц детсадов и учителей нач. школ готовят 2-летние нормальные .школы. Преподавать в ср. школе имеют право окончившие ун т. В 1969/70 уч. г. в нормальных школах обучалось св. 41 тыс. уч-ся. Учителей для школ не хватает: в 1967 более 5 тыс. школ не могло работать из-за отсутствия учителей.
В И. имеются 17 ун-тов, из них 12 гос., 4 католич. и 1 частный. Крупнейшие ун-ты - в Мадриде (осн. в 1508), Барселоне (осн. в 1450), Валенсии (осн. в 1500), Вальядолиде (осн. в 1346), Севилье (осн. в 1502) - все государственные. В гос. ун-тах обычно имеются ф-ты философии и литературы, права, естественнонаучный, мед., обществ, наук и экономики; в нек-рых - инженерные и экономич. ф-ты; в католич, ун-тах - теологич., философский,канонич. права. Старейшее высшее уч. заведение И.- католич. Ca-ламанкский университет (осн. в 13 в.). В 1969/70 уч. г. в вузах обучалось 186,7 тыс. студентов, из них только 2% - из рабочей среды. Обучение в вузах платное.
К числу крупнейших библиотек относятся: Нац. б-ка (осн. в 1712; св. 2 млн.тт.) и университетская б-ка (св. 631 тыс. тт.) в Мадриде, библиотека Каталонии в Барселоне (осн. в 1914; 600 тыс. тт.).
В И. много археология, и художеств, музеев. Наиболее крупные: Музей Прадо (осн. в 1819; содержит богатейшие собрания картин) и Нац. археологич. музей (осн. в 1867) в Мадриде, художеств, музеи в Барселоне, Кордове, Валенсии, Севилье. Л. Я. Белова.
XI. Наука и научные учреждения
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Зарождение естественнонауч. знаний на терр. И. относится к антич. периоду. В И-, к-рая была одной из наиболее развитых провинций Римской империи, проходила деятельность географа Помпония Мелы, агронома и ботаника Луция Колу-меллы и др. известных учёных. Вторжение на терр. И. варварских племён и образование раннефеодального гос-ва вестготов (сер. 5- нач. 8 вв.) сопровождались упадком науки и культуры. В этот период научные знания накапливались гл. обр. в церк. и монастырских школах. Выдающийся вклад в развитие мировой науки внесли арабские учёные в И. (арабы приступили к завоеванию территории И. в нач. 8 в.). Крупнейшим науч. центром в 9-10 вв. становится ун-т в Кордове. В 10-11 вв. Маслама аль-Мадриленьо и его ученики Абу-ль-Касим и Ибн аль Сафф издают ряд сочинений по арифметике, геометрии (комментарии к Евклиду и др.), астрономии. В 12 в. наряду с Кордовой выдвигаются как центры науч. мысли Севилья и особенно Толедо. В Толедо формируется знаменитая школа переводчиков, познакомившая учёных И. и Европы с сочинениями выдающихся араб, и евр. учёных аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Гебироля, Ибн Эзры и др. Важную роль в успехах науки этого времени сыграли араб, мыслители - Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд (Аверроэс), изучавшие наследие Аристотеля. Они не только способствовали проникновению антич. мысли в Европу, но и создавали необходимые предпосылки для развития естествознания.
Значит, вклад в развитие науки в 13 в. внёс кастильский король Альфонс X Мудрый. Известны его комментарии к алхим- трактатам, составленные под его руководством таблицы движения планет в течение трёх веков считались лучшими в Европе. К этому времени относится также деятельность двух выдающихся учёных И.- Раймунда Луллия и Apнальдо де Виланова. Луллий был первым, кто пытался механически моделировать логич. операции. Арнальдо де Виланова - один из выдающихся алхимиков своего времени.
Вытеснение арабов и исп. колонизация в завершающий период Реконкисты (14-15 вв.) сопровождались созданием новых центров исп. науки. Возникли ун ты в Лериде (1300), Уэске (1334), Вальядолиде (1346), Валенсии (1500), Барселоне (1450). В 70-х гг. 15 в. в И. появилось книгопечатание. Развитие торговли и пром-сти, связанное с объединением И., обусловило прогресс кораблестроения, навигации, картографии и создало предпосылки для мор. путешествий и геогр. открытий. Конец 15 в. совпал с периодом расцвета культуры и науч. мысли И. В 1492 Колумб открыл Америку. В 15 - 16 вв. исп. путешественники и нек-рые конкистадоры внесли большой вклад в изучение географии Америки. Наиболее известны В. Нуньес де Бальбоа, А. Охеда, X. де ла Коса, Э. Сото, X. Элькано, В. Я. Пинсон, А. Ниньо, P. де Бастидас, П. де Леон, X. Д. де Солис, Ф. В. Коронадо. Главным центром науч. активности становилась Севилья, через к-рую в основном осуществлялась связь с амер. колониями. Здесь в 1503 была организована Торговая палата (Casa de Contratacion), при к-рой были созданы кафедры математики, астрономии, картографии, гидрографии и артиллерии. В нач. 16 в. там преподавали и проводили науч. исследования Д. де Энсисо.Ф. Колумб, А. де Санта-Крус, П. Медина, разрабатывавшие основы новой космографии и навигации. X. Myньос в 1572 наблюдал переменные звёзды, П. Сархуэло изучал атмосферную рефракцию. В И. в этот период уже была хорошо известна система Коперника. Разработка проблем астрономии, навигации, картографии содействовала развитию вычислит, математики.
Исследования в области физики и химии также стимулировались потребностями мореплавания, горного и металлургич. дела. Санта-Крус и M. Кортес изучали явления земного магнетизма (одним из первых обнаружил магнитное склонение X. Колумб); Гарсес проводил в шахтах Перу опыты по обогащению серебряных руд с помощью ртути; П. де Баргас применял марганец для получения стекла; Бустименте, Сааведра и Контрерас усовершенствовали печи для очистки ртути; идею атм. давления разрабатывал А.Монтано, оригинальный насос для извлечения воды из шахт изобрёл Ф. Г. Гарай; Б. де Гарай использовал на судах бортовые колёса, приводимые в движение мускульной силой, и т. д.
С открытием Америки был связан подъём и в области ботаники и зоологии. Д. А. де Чакос описал ряд амер.растений, неизвестных в Европе. Ценные сведения по ботанике, зоологии, географии Америки содержались в сочинениях Б. Лас Касаса, Ф. де Овьедо, H. Монар-деса. Одну из первых науч. экспедиций в Америку возглавил Ф. Эрнандес (1570). Европ. известностью пользовались врачи-учёные Ф. Вальес, А. Перейра и др. M. Сервет, выдающийся гуманист и анатом, открыл в 1536 малый круг кровообращения. Приговорённый инквизицией к сожжению, он бежал в Женеву, где был обвинён Кальвином в ереси и сожжён на костре (1553). Против схоластич. науки выступали философ и педагог Л. Ви-вес, философ и врач X. Уарте, врач-учёный А. Перейра. Во 2-й пол. 16 в. и в 17 в. И. вступает в полосу политич. и экономич. упадка, разгула инквизиции,сопровождавшихся катастрофич. упадком науки. Лишь в медицине отмечались в ту пору нек-рые достижения. В нач. 17 в. разработкой основ педиатрии занимались X. Сориан и Ф. П. Каскалес, во 2-й пол. века успешно проводили исследования кровообращения и нервной системы Г. В. де Собремонте и X. Б. Хуанини.
В сер. 18 в. в И. наметилось нек-рое оживление в экономике и культуре. В связи с изгнанием иезуитов (1767) возникла возможность частичного отделения уч. заведений от церкви. Наряду с укреплением ун-тов создаётся ряд новых уч. и науч. учреждений. Организуются науч. экспедиции в Лат. Америку, Австралию, на Филиппины. Наиболее значит, успехов достигли в этот период исп. минералоги и химики. Братья д'Элуяр выделяют из минерала вольфрамита новый элемент вольфрам (1783), A. M. дель Рио в 1801 открывает в мексиканских свинцовых рудах ванадий и называет его эритронием; тождество этого элемента с переоткрытым впоследствии ванадием установил нем. химик Ф. Вёлер. А. де Ульоа одним из первых описал свойства платины.
Исследования по механике и теплоте носили прикладной характер и были тесно связаны с потребностями техники (Меса, 1749,- ткацкий станок нового типа; Клавихо, 1796, - паровой насос для откачки воды и т. д.).
В области биологии и медицины большой известностью пользовались: X. С. Myтис, ботаник и врач, организатор биологической экспедиции в Колумбию; Ф. д'Асара, внёсший существ, вклад в изучение флоры и фауны Юж. Америки; M. Барнадес, описавший более 2000 растений, из них 300 неизвестных; К. Д. Гар-сиа, автор "Описания новых растений Севильи" и "Описания Королевского ботанического сада в Мадриде"; А. Пикер, переводчик и комментатор Гиппократа и автор ряда мед. сочинений; Ф. С. де Луке, разработавший учение о пульсе; педиатры-исследователи Иберти и Сантпоус, впервые изучившие нек-рые детские болезни; хирург А. де Химбернат и др. В 1803 в Америку была послана экспедиция для прививки оспы под рук. Ф. X. Бальниса. Нек-рое оживление происходит и в области математики, астрономии и геодезии. Систематич- астро-номич. наблюдения начинаются в обсерватории, основанной X. Хуаном в Кадисе. Организуется научная экспедиция для измерения силы тяжести в различных точках земного шара с целью определения его формы.
Развитие пром-сти, ускорившееся в И. в 20-30-х гг. 19 в., требовало подготовки научно-инженерных кадров и стимулировало развитие науч. исследований. В 1823 открывается Школа гражд. инженеров, в 1850 в Барселоне-Индустриальная школа. В 1850 создаётся Комиссия по разработке Геологич. карты И. под рук. Ф. де Кастро. Работа была закончена в 70-х гг. 19 в. и имела для И. огромное значение. Однако уровень исп. науки даже во 2-й пол. 19 в. продолжал оставаться невысоким в сравнении с науч. уровнем передовых европ. стран. Крупных успехов достигли в 19 в. исп. биология и медицина. Во 2-й пол. века складывается гистологическая школа, возглавляемая А.Маэстре и Э. Г.Сола; с ней непосредственно связаны работы выдающегося гистолога и исследователя нервной системы С. Рамона-и-Кахаля, получившего в 1906 Нобелевскую пр. Активными сторонниками и пропагандистами эволюционного направления в биологии были А. Мачадо-и-Нуньес, P. Гарсиа-и-Альварес, А. Гонсалес де Линарес и др. Одним из крупнейших философов-материалистов был врач и психолог Мата-и-Фонтанет, продолжатель учения X. Уарте.
В 20 в. требования, выдвигавшиеся ростом пром-сти, технич. прогрессом и начавшейся науч. революцией, диктовали необходимость улучшения организации науки и в отсталой И. В 1900 создан Ин-т биологич. исследований, в 1907 организован Совет по развитию науч. исследований, субсидировавший нек-рые науч. разработки. Были осн. Лаборатория физ. исследований, Матем. лаборатория, Музей естеств. наук и др. В Лаборатории физ. исследований, возглавлявшейся Б. Кабрерой, успешно велись работы по магнетизму, спектроскопии, кристаллофизике, физ. химии. X. Паласнос создал исп. школу рентгеноструктурного анализа. В 1922 M. Каталан открыл явление мультиплетности атомных спектров. В 1932 лаборатория была реорганизована в Нац. ин-т физики и химии. Физ. исследования проводятся и в Лаборатории автоматики, где изучается передача, приём и распространение электромагнитных волн.
В 20-е гг. в области математики работал X. Рей Пастор, известный своими трудами по проективной геометрии и истории физико-матем. наук. Комплекс исследований по энтомологии провёл И. Боливар. Крупными специалистами в области общей патологии были в 1-й четверти 20 в. Л. Корраль-и-Маэстро, P. H. Сантос, в патологии и эндокринологии - Г. Мараньон-и-Посадильо, в офтальмологии - P. Кастральехо Брионес.
В области технич. наук работали: Э. Эррера-и-Линарес, один из энтузиастов воздухоплавания (в частности, дирижаблестроения); конструктор вертолётов X. де ла Сиерва, пересекший в 1928 Ла-Манш на вертолёте собственной конструкции; Л. Торрес Кеведо, один из пионеров автоматики и телемеханики в И.
После 2-й мировой войны 1939-45, начиная с 50-х гг., в связи с быстрым подъёмом машиностроения (в частности, судостроения, автомобилестроения и тракторостроения), электроэнергетики, элект-ротехнич. и электронной пром-сти, растёт число науч. учреждений в области технич. и точных наук.
Развиваются науч. исследования по магнетизму, магнетохимии, спектроскопии, кристаллофизике, хим. термодинамике (школа Б. Кабреры и M. Каталана), квантовой теории поля и элементарных частиц (гл. обр. в ун-тах Мадрида, Барселоны и др.- X. Паласьос, А. Галиндо, П. Паскуаль и др.), ядерной физике, физике плазмы, ядерной энергетике (Объединение по ядерной энергии - С. делъ Рио, M. А. Вигон, P. Ортис, Л. Г. Хорда и др.), электро- и радиофизике, электронике, кибернетике (Нац. ин-т электроники, Ин-т электричества и автоматики под рук. Г. Сантесмасеса).
В области биологии выдающегося результата добился испано-амер. биохимик С. Очоа, к-рый вместе с Корнбергом в США впервые экспериментально воспроизвёл ферментативный синтез ДНК и РНК (Нобелевская пр., 1959, совместно с Корнбергом).
Ведущие испанские учёные медики - К. X. Диасоле (руководитель Ин-та мед. исследований), Ф. M. Лагос (руководитель Клинцч. госпиталя в Мадриде), Л. Пиньеро (руководитель Мед. ин-та в Валенсии) и др.
Лит.: Enciclopedia de Ia cultura espanola, v. 1-5, Madrid, 1963-68; R е у Pastor J., Los progresos de Espana е Hispano-america en las ciencias teoricas, Madrid, 1932. В. П. Визгин.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Философия. В 1-5 вв. филос. учения выходцев из И. (Модерат из Кадиса, 1в., Луций Анней Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В гос-ве вестготов, завоевавших И. (сер. 5 - нач. 8 вв.), философия была подчинена теологии, изучавшейся в церк. и монастырских школах.
Во время господства арабов (8-12 вв.) в И. получила распространение арабская философия, к-рая сыграла важную роль в передаче антич. филос. наследия ср.-век. европ. мысли. В 12 в. испано-араб. (кор-довские) философы Ибн Баджа, Ион Туфайль и особенно Ибн Рушд были крупнейшими представителями араб, ари-стотелизма. В 10 в. И. становится также центром евр. философии. Иегуда Галеви представлял ортодокс, линию евр. религ. философии. В 11-12 вв. ей противостояли евр. неоплатоники Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др. Евр. философы 12 в. Ибн Дауд, Маймонид и др |