БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

hjddhviljinn"), с 1936, тираж 11 тыс. экз., орган ЕСПИ до её самороспуска, с нач. 1969 именует себя "органом социализма, рабочего движения и нац. свободы". Отражает взгляды партии Народный союз;"Альтидюбладид", с 1916, тираж 12 тыс. экз., орган С.-д. партии; "Нитт ланд-фрьяульс тьоуд" ("Nytt Land- Frjals Thjod"), с 1952, тираж ок. 5 тыс. экз., орган Организация свободомыслящих и левых. Собственного информац. агентства нет. Информация поступает гл. обр. от Норв. телеграфного бюро, агентства Рейтер и от Ассошиэйтед пресс (США). С 1930 работает гос. радиостанция (на исл. яз.). С 1966 ведутся передачиисл.телевидения. И.Ю.Корчагин.

XII. Литература

Истоки исл. лит-ры восходят к традициям др.-сканд. фольклора, дошедшего до нас в записях не ранее 13 в. Эдда Старшая-сборник мифологич. и героич. песен. Поэзия скальдов, крупнейшим из к-рых был Эгиль Скаллагримссон (ок. 910- 990), посвящена событиям 9-13 вв. и характеризуется сложной системой аллитераций, рифм и традиц. условных перифраз. Важнейший вклад И. в мировую лит-ру - саги. Из них наиболее интересны т. н. родовые саги - прозаич. произв., связанные с устной нар. традицией и реалистично повествующие о жизни исл. первопоселенцев и их ближайших потомков ("Сага о Ньяле", ч Сага об Эпяле"). Королевские саги - рассказы из истории Норвегии до сер. 13 в. Лучшая из них - "Хеймскрингла" (ок. 1230) принадлежит Снорри Стурлусону (1178-1241), автору Эдды Младшей - трактата о языческой мифологии и поэзии скальдов. В 13-14 вв. созданы т. н. саги древних времён, повествующие о событиях до 10 в.; развивалась и христ. поэзия, уделявшая большее по сравнению со скаль-дич. поэзией внимание человеческим переживаниям; вершины она достигла в сер. 14 в. в поэме Э. Аусгримссона "Лилия". Но осн. лит. жанром наряду с релит, сочинениями становятся (вплоть до 19 в.) т. н. римы - стихотв. пересказы всевозможных сюжетов. В кон. 16 в. началось собирание и изучение древних рукописей. А. Йоунссон (1568-1648) и T. Торвасон (1636-1719) писали на лат. яз. о др.-исл. истории и лит-ре.

Поэт 17 в. X. Пьетурссон (1614-74), автор "Псалмов о страстях господних" (1666), в значит, степени следовая нем. и дат. образцам. Творчество просветителя Э. Оулафссона (1726-68) способствовало пробуждению нац. самосознания. Его дидактич. поэмы - начало подъёма исл. поэзии после длит, застоя, связанного с многолетним господством в И. сначала Норвегии, а затем Дании. Лит-pa И. в 18 в. испытала заметное влияние европ. лит-р, особенно англ., через норвежско-датское посредство. В кон. 18 в. С. Пьетурссон (1759-1827) написал первые исл. комедии.

Возрождение лит-ры И. наступает в 19 в. в эпоху романтизма, тесно связанного с политич. борьбой за автономию И. Передовых писателей сплотил журн. "Фьольнир" ("Fjolnir", 1835-39, 1844- 1847), в к-ром печатался нар. поэт И. Хадльгримссон (1807-45). Романтиком был и поэт Б. Тораренсен (1786-1841). Исл. романтики . возвеличивали нац. древность-эпоху политич. самостоятельности И., боролись за чистоту нац. языка, однако они не следовали образцам нар. поэзии. Особняком стояло творчество С. Брейдфьёрда (1798-46) и X. Йоунссона (1796-1875), тесно связанное с традициями рим. Поздний романтизм был представлен Г. Томсеном (1820-96), Торстейнссоном (1831-1913) и M. Йохумссоном (1835-1920). Первый исл. роман - "Юноша и девушка" (1850) И. Тородсена (1818-68).

В 1864 опубл. первая романтич. пьеса - "Скуга Свейдн" M. Йохумссона. В 80-х гг. 19 в. появился исторический роман (Г. Томсен). Творчество исландских реалистов развивалось под значит, влиянием литературно-критич. деятельности Г. Брандеса. Представитель реализма в 19 в. Г. Паульссон (1852-91) обличал лицемерие и ханжество общества того времени. Достижение в 1918 суверенитета И. после столетней борьбы дало толчок росту лит-ры. В нач. 20 в. успехов достигла драматургия: драмы "Эйвинд с гор"(1911)и"Лофт-колдун" (1915) И.Сигурйоунссона (1880-1919); пьесы "Меч и жезл" (1899) и "Пляска в Хруни" (1921) И. Эйнарссона (1851-1939). T. Эрлингссон (1858-1914)- первый исл. писатель-социалист (сб. лирико-сатирич. стихов "Тернии"-, 1897). Близок ему по духу поэт Стефан Г. Стефанссон (1853-1927)- представитель лит-ры исл. переселенцев в Канаде. В условиях быстрого экономия, и политич. развития страны поэт Э. Бенедихтссон (1864-1940) воспевал природные богатства И. и технич. прогресс. Для поэзии Д. Стефаунссона (р. 1895), Стефауна из Хвитадаля (1887- 1933), T. Гудмундссона (р. 1901) характерен тонкий анализ человеческих чувств и переживаний. В романах Г. Гуннарссона (р. 1889) "Церковь на горе" (т. 1-4. 1923-29), К. Гудмундссона (р. 1902) чУтро жизни". (1929), Г. Камбана (1888- 1945) "Скаульхольт" (т. 1-4, 1930-35), Г. Хагалина (р. 1898)"Криструн из Хамравика" (1933), Г. Даниельссона (р. 1910) чГрасхаги" (1935) предстаёт прошлое и настоящее И. Значит, роль в формировании обществ, сознания сыграли политически страстные "Письма к Лауре" (1924) T. Тоурдарссона (р. 1889), показывающие кризис капиталистич. общества, а также его романы: "Исландская знать" (1938), "Камни говорят". (1956) и др. X. К. Лакснесс (р. 1902) продолжает традиции реалистич. лит-ры 19 в. В романе "Салка Валка" (т. 1-2, 1931-32) он описал первые шаги рабочего движения в И. В его творчестве острая критика бурж. действительности сочетается с глубоким психологизмом: романы "Самостоятельные люди" (т. 1-2, 1934-35), "Свет мира" (т. 1-4, 1937-40), "Атомная станция" (1948) и др. В лит-ре 40-х гг. отразился обществ, подъём, связанный с успешной борьбой за провозглашение И. независимой республикой (1944). В русле реализма развивается творчество новеллиста X. Стефаунссона (р. 1892), О. И. Сигурдссона (р. 1918), автора лирич. романов "Гора и мечта" (1944) и "Часовой механизм" (1955); поэзия Иоунассона ур Кётлума (р. 1899), Г. Бёдварссона (р. 1904) и С. Хьяртарсона (р. 1906). Видную роль в совр. исл. поэзии сыграл С. Стейнар (1908-58). Признание получили прозаик T. Вильхяумссон (р. 1925), драматург А. Богасон (р. 1917), публицист И. Аурнасон (р. 1922).

Лит.: Андрессон К. E., Современная исландская литература. 1918 -1948, пер. с исл., M., 1957: Стеблин-Каменский M. И., Культура Исландии, Л., 1967; его же, Мир саги, Л., 1971; Jоnssоn F., Den oldnorske og oldislandske litteraturs historie, 2 utg., [bd] 1 - 3, Kbh., 1920 - 24; Islason B. M.. Islands litteratur efterSaga tiden, с. а. 1400-1948, Kbh., 1949; Beck R., History of Icelandic poets. 1800 - 1940, N. Y., 1950; Einarsson S., A history of Icelandic literature, N. Y., 1957; его же, History of Icelandic prose writers, 1800 - 1940, N. Y., 1966. Арии Бергман, Исландия.

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

Издавна исландцы строили "длинные дома", часто углублённые в землю, из дерновых и торфяных блоков, с дерновой крышей и расположенными в ряд помещениями. С 11-12 вв. известна резьба по дереву (плетёный орнамент, рельефы, распятия, статуи) с чертами как романского иск-ва, так и норманской традиции звериного стиля; традиц. плетёным узором украшались и серебряные чаши 12-13 вв., иготич. миниатюры 14-15вв., и алтарные шитые покрывала. С сер. 18 в. строились города с кам. зданиями, гл. обр. по проектам дат. архитекторов (соборы в Хоуларе и Рейкьявике). В 19 в. сложился тип 2-3-этажного исл. дома из привозного леса, туфа, базальта, с обшивкой гофриров. железом. С усилением нац.-освободит. движения в 19 в. появляется исландская живопись - портрет (Сигурдур Гудмундссон) и пейзаж, (Тоураринн Торлаухссон, Аусгримур Йоунссон), в к-ром образы дикой, нетронутой природы И. становятся символами нац. пробуждения. Яркой нац. романтикой проникнута реалистич. живопись 20 в. - образы суровой сев. природы (Кьярваль, Йоун Стефаунссон), нар. сказок и легенд (Гудмундур Торстейнссон), картины из жизни трудового народа - крестьян и рыбаков (Кристин Йоунсдоуттир, Гунлёй-гур Шкевинг); темы истории, жизни и фольклора исл. народа правдиво воплощены в скульптуре разностороннего мастера Эйнара Йоунссона, Аусмундура Свейнссона, Сигурйоуна Оулафссона. В архитектуру с 1920-х гг. внедрялись совр. формы, конструкции (монолитный железобетон, стальной каркас), методы композиции, планировки и благоустройства (новая застройка Рейкьявика и Акурейри); строятся 4-5-этажные секционные дома, обществ., адм., пром. здания (архитекторы Сигурдур Гудмундссон, Гудйоун Самуэльссон, Сигвальдн Тордарсон). В совр. живописи наряду с реалистич. традицией (Сигурдур Сигурдс-сон) распространены модернистич. течения (Снорри Аринбьярнар, Торвальдур Скулассон). Характерные виды нар. творчества - резьба, вышивка, вязание.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXI, XXXII (стр. 352-353).

JJian-: Выставка живописи Исландии. Каталог, M., 1959; Колли H., Архитектура Исландии, в сб.: Советская архитектура, № 12, M., 1960; Fridriksson K. (red.), Art in Iceland, Reykjavik, 1943-Eldjarn K., Icelandic art, N. Y., 1961.

XIV. Музыка

Истоки нар. исл. музыки восходят к глубокой древности, об этом свидетельствуют памятники нар. эпоса, составной частью к-рого были песни-притчи. После введения христианства в И. распространяется григорианский, а затем, под влиянием реформации, - протестантский хорал. Наряду с церковной развивается и пар. музыка, гл. обр. в виде песен без аккомпанемента. Получают распространение героич. песни римур (множеств, число от рима) и викиваки - песни о жизни героев-рыцарей. Нар. музыка почти исключительно вокальна. Среди немногих употребляемых струнных инструментов - лангшпиль (смычковый инструмент) и скрипка. Нар. песни совр. И. характеризуются, как правило, двух-голосием, диатонич. складом мелодии, нечётным тактовым построением, свободной нерегулярной метрикой.

Развитие проф. музыки И. началось в кон. 19 в. Завоевание независимости, расширение связей с внеш. миром способствовали проникновению в страну европейской культуры. Основоположником проф. музыки был композитор С. Свейн-бьёрнссон, автор нац. гимна. На рубеже 19 и 20 вв. выделяются авторы инструментальных и хоровых сочинений - X. Хельгасон и И. Лаксдаль и первый исл. исследователь фольклора Б. Торстейнссон. В 20 в. появляются композиторы, получившие образование в европ. консерваториях и использующие в своём творчестве совр. муз. технику. Вместе с тем для большинства из них характер--но стремление к созданию нац. музыки на основе исл. фольклора. Наиболее известны композиторы П. Исоульфссон, И. Лейфс, Э. Тородсен, К. Руноульфссон, И. Тораринссон и др.; среди музыкантов-исполнителей - певицы Г. Симонар, Ф. Паульсдоуттир, певцы С. Исланди, Ф. Вейсгаппель, пианист А. Бейтененсон и др.

В Рейкьявике функционируют: Исландский гос. симф. оркестр (осн. 1950), мужской хор "Фостбрайдур" ("Названные братья", осн. 1916), хор "Исландские певцы", ряд камерных ансамблей. Нац. театр (осн. 1950) периодически осуществляет постановки оперных спектаклей. Концерты проходят в спец. зале, а также в кинотеатрах. Работают 3 муз. школы, изд-во "Музика Исландика" и несколько муз. об-в, объединяющих значит, число любителей музыки. Муз. об-ва имеются также в Акурейри, Акране-се, Хабнарфьордуре и др. городах.

Лит.: Leifs J., Islenzkt tonlistaredli, Reykjavik, 1922; его же. Islands kunst-lerische Anregung, Reykjavik, [1951].

Л. Г. Григорьев

XV. Драматический театр В поэзии скальдов, древних сагах И. содержались элементы театр, иск-ва. Первые театр, представления (с 1720) - спектакли лат. школы в Скаульхольте, к-рая с 1799 работала в Рейкьявике и была до 2-й пол. 19 в. центром театр, культуры И. Один из первых крупных деятелей исл. театра 2-й пол. 18 - нач. 19 вв.- драматург С. Пьетурссон. Go 2-й пол. 19 в. организовывались любительские театр, кружки, ставившие пьесы M. Йохумссона, И. Эйнарссона. В 1897 в столице было создано Рейкьявикское театр, общество, деятельность к-рого заложила основы проф. театра. С момента его открытия здесь ставились пьесы крупнейших исл. драматургов - И. Сигурйоунссона, Г. Камиана, Э. Кварана, Д. Стефаунссо-па. В 1950 на базе общества организован Нац. театр, на сцене к-рого идут драма-тич. и муз. спектакли. Значит, явлением театр, жизни стали постановки пьес X. К. Лакснесса. В репертуар театра вхо-.дят также пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу, И. А. Стриндберга, H. В. Гоголя, А. П. Чехова, A. H. Арбузова и др. Среди деятелей театр, иск-ва - И. Воге, Л. Паульссон, Б. Хальдоурссон, А. Бьёрнсдоуттир, X. Бьёрнссон, X. Валь-тисдоуттир, P. Арнфинссон. В Рейкьявике и в ряде др. городов работает также неск. полу проф. трупп.

Лит.: Poestion J. С., Zur Ge-schichte des islandischen Dramas und Theater-wesens, Wien, 1903; Sigurbjorns-s on L., Reykjavik Tcater, в кн.: Det mo-derne Island, Kbh., 1948.

ИСЛАНДСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, один из важнейших центров действия атмосферы в Сев. полушарии, область низкого атм. давления на С. Атлантического ок. Осн. её центр на климатич. картах для уровня моря располагается между Исландией и Юж. Гренландией, где давление в январе ниже 996 мб; другие центры зимой обнаруживаются западнее Гренландии и над Баренцевым м. Летом И. д. ослабевает и разделяется на 2 центра - над Датским проливом и к 3. от Гренландии. По юж. периферии И. д. у земной поверхности воздух переносится с Атлантического ок. к Европе. Это способствует формированию океанич. климата в Зап. Европе. С ростом высоты И. д. быстро смещается в сев.-вост. р-ны Сев. Америки, в сторону наиболее низких темп-р воздуха и превращается в ложбину Околополярной депрессии, создающей зап. перенос воздуха в большей части тропосферы и нижней етратосферы Сев. полушария, И. д. является отражением на многолетних средних картах атм. давления преобладания глубоких и устойчивых циклонов над антициклонами (особенно зимой). с. П. Хромов.

ИСЛАНДСКИЙ MOX, цстрария исландская (Cetraria islandica), лишайник (не мох) из сем. пармелиевых. Слоевище И. м. состоит из вытянутых разветвлённых коричневых лопастей, собранных в виде кустика вые. до 12 см. Распространён в лесной и тундровой зонах.

Растёт гл. обр. в борах, верещатниках, на равнинах и в горах. Содержит углеводы лихенин и изолихенин. На С. служит кормом оленям.

ИСЛАНДСКИЙ ШПАТ, известковый шпат, минерал, разновидность кальцита, прозрачные, бесцветные или слегка окрашенные кристаллы. Идёт на изготовление поляризационных призм различных приборов, служащих для получения т. н. поляризованного света. Крупное месторождение И. ш. расположено ок. г. Хельгастадир у Эскифьордура в Исландии (отсюда назв.), где кристаллы оптич. качества добывали из полостей в базальте. В СССР известны месторождения И. ш. в басе. р. Ниж. Тунгуска, в Якут. АССР, Тувинской АО, на Сев. Кавказе, в Закавказье, в Cp. Азии, на Д. Востоке.

ИСЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, язык исландцев, относится к зап.-сканд. подгруппе сканд. группы герм, языков. Распространён в Исландии (ок. 200 тыс. чел.) и среди исл. переселенцев в Сев. Америке (ок. 40 тыс. чел.). Древнейшие памятники- стихи скальдов 9 в., записанные в 13 в. Древнейшие рукописи относятся к концу 12 в. В 12-13 вв. И. я. почти не отличался от норв. яз. С тех пор в И. я. произошли большие фонетич. изменения (исчезновение носовых гласных, дифтонгизация долгих гласных, превращение долготы из качества гласных и качество слога, появление преаспирации и др.), но его морфология (богатая флективными формами) почти не изменилась. Совр. орфография выработалась в нач. 19 в. и очень близка к древнеисландской. Благодаря богатству лит. традиции И. я. оставался лит. языком и во время дат. владычества (кон. 14 - нач. 20 вв.). В 16 в. появились первые печатные книги. В совр. И. я. почти нет заимствованных слов; новые понятия выражаются посредством словосложения, суффиксального словообразования и переосмысления старых слов. Диалектальных различий почти нет.

Лит.: Вессен Э., Скандинавские языки, пер. со швед., 1949; Сте6лин-Каменский M. И., История скандинавских языков, M. - Л., 1953; его же, Древнеисландский .язык, M., 1955; его же, Культура Исландии, Л., 1967; Берков В. П. и Бёдварссон А., Исландско-русский словарь, M., 1962; Einarsson S., Icelandic; grammar, texts, glossary, 2 ed., Bait., 1956; Heuslеr А.,

Altislandisches Elementarbuch, 4 Aufl., HdIb., 1950; Cleasby R., Vigfusson G., An Icelandic-English dictionary, 2 ed., Oxf., 1957. M. И. Стеблин-Каменский.

ИСЛАНДЦЫ, нация, осн. население Исландии. Числ. ок. 200 тыс. чел. (1970, оценка). Живут также в Канаде и США. Говорят на исландском языке. Верующие - протестанты (лютеране). И.-потомки др.-сканд. переселенцев 9-10 вв., гл. обр. из Норвегии. В формировании исл. народности участвовали также выходцы из сканд. владений в Ирландии и Шотландии. В 11-13 вв. происходил процесс нац. консолидации И. и сложения исл. народности. Процесс национального развития И. был затруднён длит, датским господством в стране (с 1380). В 1918 Дания признала суверенные права Исландии на началах датско-исл. унии. В 1944 уния была расторгнута и страна провозглашена республикой. Осн. занятия И.- рыболовство, рыбооб-работка, с. х-во. Об истории, экономике и культуре И. см. в ст. Исландия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, M.. 1965 (библ.).

ИСМАИЛ, согласно библейской легенде, сын Авраама и его наложницы Агари. Когда жена Авраама Сарра родила Исаака, Авраам по её настоянию изгнал Агарь вместе с И. в пустыню; И. стал родоначальником арабов. Образ И. занимает значит, место в араб, историч. сказаниях и в Коране, где он рассматривается как один из пророков - предшественников Мухаммеда.

ИСМАИЛ Абдель Фаттах (р. 1939, г. Аден), гос. и политич. деятель Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ). По образованию педагог; работал преподавателем в школах Адена. Один из инициаторов создания (1963) Нац. фронта освобождения оккупированного юга Йемена (позднее - Нац. фронт, НФ) и в его рядах активно участвовал в нац.-освободит, движении народа Юж. Йемена. После завоевания Юж. Йеменом независимости (1967) занимал ряд постов в руководстве НФ и в пр-ве. С июня 1969 ген. секретарь НФ и член Президентского совета. С мая 1971 также пред. Высшего нар. совета НДРИ.

ИСМАИЛ, Мауля (Мула и) Исмаил (ок. 1646 - 20.3.1727, Мекнес), султан Марокко из династии Филали-дов (Алавитов); правил с 1672. Жестоко подавлял феод, мятежи и восстания племён, изгнал из ряда районов Марокко европейцев (в 1681 - испанцев из аль-Мамуры, в 1684 - англичан из Танжера и т. д.). Объединил всю страну. Его армия из негров-буахеров дос