БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

о партийности иск-ва, о причинах разложения бурж. культуры послужило базой для марксистской критики предреволюц. лет (В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский) и для развития сов. И. Под руководством коммунистич. партии, опираясь на её программу и решения по вопросам иск-ва, сов. И. провело большую работу по разработке марксистско-ленинских принципов теории и истории иск-ва, обоснованию художеств, метода социалистич. реализма, разоблачению бурж. идеалистич. теорий. Широкий размах и планомерность получили в СССР объединившие науч. силы всей страны искусствоведческие, археологич., этнографические (см. Археология, Этнография) исследования иск-ва, музейная деятельность, реставрация и атрибуция памятников, публикация справочных изданий, каталогов, архивных документов, писем, мемуаров и т. д. В сотрудничестве с археологами и этнографами сов. искусствоведы участвовали в раскрытии и исследовании до того неизвестных художеств, культур, изучали и помогали развитию нар. иск-ва многих, в т. ч. ранее отсталых, народов. Многочисл. новые данные по существу заново осветили историю иск-ва народов СССР; в свете марксистско-ленинского мировоззрения получила науч. осмысление вся история мирового искусства; изданы или издаются капитальные труды по всеобщей истории иск-в, всеобщей истории архитектуры, иск-ву народов СССР, истории рус., укр., груз., азерб., эст., узб. иск-ва, справочники, посвящённые иск-ву стран и народов мира, художникам народов СССР, учёные труды музеев, НИИ, учебных заведений и т. д.

После Великой Октябрьской социалистической революции важнейшими задачами сов. И. стали борьба за создание обращённой к нар. массам социалистич. культуры, за революц. реалистич. иск-во, разоблачение бурж. идеалистич. концепций, формалистич. и натуралистич. иск-ва, утверждение классовости, социально-экономич. обусловленности иск-ва, его активной роли в обществ.-политич. борьбе; большое внимание уделялось охране памятников, музейному стр-ву, художеств. наследию, изучению народного творчества, подъёму нар. ремёсел. Среди активных участников богатой дискуссиями искусствоведч. жизни 1920-х гг. были Б. И. Арватов, А. В. Бакушинский, А. В. Луначарский, И. Л. Маца, Н. Г. Машковцев, А. И. Михайлов, Н. Н. Пунин, А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, Я. А. Тугендхольд, А. А. Фёдоров-Давыдов, В. М. Фриче, Н. М. Щёкотов, А. М. Эфрос. В этот период наряду с плодотворным развитием теории архитектуры, станкового и декоративного иск-в в И. проявились ниги-листич. взгляды на культуру (см. Пролеткульт), сведение иск-ва к выражению корыстных классовых интересов (см. Вульгарный социологизм). Преодоление этих ошибочных взглядов, в чём важную роль сыграли указания В. И. Ленина, а также критич. деятельность А. В. Луначарского, завершилось в 1930-е гг. и было связано с утверждением объективного характера отражения действительности в иск-ве, значения художеств, наследия (В. С. Кеменов, М. А. Лифшиц). Ведущую роль в сов. И. получили теория социалистического реализма, борьба за жизнеутверждающие идеалы социалистич. эпохи, проблемы классич. наследия, образа человека в реалистич. иск-ве, гуманистич. начал архитектуры и декоративного иск-ва (М. В. Алпатов, Д. Е. Аркин, Н. И. Врунов, Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев, Н.И. Соколова, Б.Н. Тер-новец). Вместе с тем структуру художеств, произв. ряд авторов стал понимать односторонне; художественный метод иногда противопоставляли мировоззрению, что было подвергнуто критике. В воен. и первые послевоен. годы усилилось внимание к вопросам нац. иск-ва и нац. наследия, к патриотич. идеям в иск-ве, к характеристике многонац. художеств, культуры СССР. В кон. 1950-х - нач. 1970-х гг. прошли дискуссии по актуальным вопросам развития сов. художеств, культуры, к-рые, преодолевая суженное, догматич. понимание реализма, выдвинули проблемы современности иск-ва, многообразия поисков в иск-ве социалистич. реализма, противоположности его модернизму, вопросы художеств, цельности произв. и т. д. (Н. А. Дмитриева, В. М. Зименко, А. А. Каменский, М. А. Лифшиц, Г. А. Недошивин). В центре внимания сов. И. стоят вопросы партийности, коммунистич. идейности и народности иск-ва, постулат, развитие социалистич. реализма и его многообразие, многогранные связи иск-ва с жизнью, активность его социального воздействия, борьба с бурж. и ревизионистскими взглядами, разного рода враждебными концепциями - расистскими, европоцентристскими, пан-исламистскими и др., с формализмом и натурализмом в иск-ве. Вместе с тем, как указано в постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), состояние критики пока не отвечает в полной мере требованиям, к-рые определяются возрастающей ролью художественной культуры в социалистическом строительстве. Долг критики, подчёркивается в постановлении, глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности художеств, прогресса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. иск-ва, последовательно выступать против бурж. идеологии (см. "Коммунист", 1972, № 2, с. 14-16).

Многонациональный коллектив сов. историков иск-ва, открыв новые пласты древних и ср.-век. культур, подверг разностороннему науч. исследованию проблемы происхождения иск-ва и первобытного иск-ва (А. С. Гущин, А. П. Окладников), художеств, культур Кавказа и Закавказья от древности до наших дней (Ш. Я. Амиранашвили, Р. Г. Дрампян, И. А. Орбели, Б.Б. Пиотровский, А.В.Саламзаде, Т. Тораманян, К. В. Тревер, М. А. Усейнов, Г. Н. Чубинашвили), Ср. Азии (Б. В. Веймарн, Г. А. Пугаченкова, Л.И.Ремпель). Большой вклад в изучение иск-ва народов СССР внесли сов. археологи и этнографы. Во многом заново освещена история иск-ва античности, особенно Сев. Причерноморья (В. Д. Блаватский, О. Ф. Вальдгауер, М. И. Максимова), история рус., укр., белорус, иск-ва средних веков (М. В. Алпатов, Ю. С. Асеев, Г. К. Вагнер, Н. Н. Воронин, М. А. Ильин, М. К. Каргер, Е. Д. Квитницкая, В. Н. Лазарев, П. Н. Максимов, Б.А. Рыбаков, Н. П.Сычёв, В. А. Чантурия) и нового времени (Э. Н. Ацаркина, А. В. Бунин, Г. Г. Гримм, Н.Н. Коваленская, П.Е.Корнилов, А. К. Лебедев, О. А. Лясков-ская, В. И. Пилявский, А. Н. Савинов, А. А. Фёдоров-Давыдов), искусство прибалтийских республик (Б. М. Бернштейн, В. Я. Вага, Ю. М. Васильев, Р. В. Лаце, Ю. М. Юргинис). Большие успехи в деле раскрытия и реставрации ср.-век. памятников в СССР связаны с именами И. Э. Грабаря, А. Д. Варганова, Н. Н. Померанцева и др. Создана история сов. изобразит, иск-ва и архитектуры (Н. В. Баранов, Б. С. Бутник-Сиверский, Я. П. Затенацкий, П. И. Лебедев, М. Л. Нейман, Б. М. Никифоров, А. А. Сидоров), исследованы многие области декоративно-прикладного и нар. иск-ва (В. М. Василенко, В. С. Воронов, П. К. Галауне, М. М. Постникова, А. Б. Салтыков, С. М. Темерин, А. К. Чека-лов, Б. А. Шелковников, Л. И. Якунина), графики, книги, плаката. Проведены значит, исследования зарубежного иск-ва - др.-восточного (М. Э. Матье, В. В. Павлов, Н. Д. Флиттнер), европейского (М. В. Алпатов, А. В. Банк, Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, Н. М. Гершен-зон-Чегодаева, А. А. Губер, М. В. Доб-роклонский, А. Н. Изергина, В. Н. Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг, А. Д. Че-годаев, Н. В. Яворская), Азии, Африки, Америки (О. Н. Глухарёва, Л. Т. Гю-зальян, Б. П. Денике, Р. В. Кинжалов, С. И. Тюляев и др.). Ряд важных работ посвящён исследованию взглядов на иск-во К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, изучению революц. иск-ва в России и за рубежом, передовым демократич. и социалистич. движениям в иск-ве ка-питалистич. стран. Теории иск-ва посвятили свои работы сов. архитекторы и художники: А. А. и В. А. Веснины, М.Я. Гинзбург, И.В. Жолтовский, А.С.Голубкина, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, В. А. Фаворский, К. Ф. Юон.

Заслугой совр. мирового И. является систематич. изучение не только европ. иск-ва - древнего (Ш. Пикар, Г. Рихтер, Ф. Матц, Дж. Д. Бизли), ср.-век. (Д.Толбот Раис, X. Зедльмайр, А. Грабар, О. Демус), Возрождения, барокко и нового времени (Л. Вентури, Р. Фрай, Р. Лонги, Р. Хаман, О. Бенеш), но и культур Азии (Э. Кюнель, А. У. Поуп, А. Кумарасвами, Р. Гиршман, О. Сирен, Дж. Туччи), Африки (Ш.Диль, У. Байер), Америки (X. Р. Хичкок, М. Коваррубиас). Проблемы архитектуры освещены как в трудах Н. Певзнера, Л. Откёра, 3. Гидиона, Б. Дзеви, так и в высказываниях крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, В. Гропиус, Ле Корбюзье и др.)- Среди совр. направлений наиболее влиятельны иконология (раскрытие мировоззренческого смысла иконогра-фич. мотивов - А. Варбург, Э. Панофский) и исследование структуры памятника (П. Франкастель), связанное иногда с психологией творчества (Э. Гомбрих) или с психоанализом (Э. Крис). Наряду с перенесением в И. строго науч. археол. методов (Дж. Кублер) распространено переплетение истории иск-ва с его идеа-листич. теорией и эссеистич. критикой (X. Рид, К. Зервос, Дж. К. Арган, М. Рагон). В сер. 20 в. в И. капиталистич. стран значит, место занимают воинствующие идеалистич. воззрения, апология упадочных антинар. явлений в иск-ве; сложились ревизионистские теории (Р. Гароди, Э. Фишер). Одновременно возрастает роль социологич. изучения иск-ва, отчасти под влиянием марксизма и советского И. (Ф. Анталь, А. Хаузер). Укрепляются и силы марксистского И. (Р. Бьянки-Бандинелли, С. Финкелстайн). Больших успехов достигло И.ц социалистич. стран - ГДР (Л. Юсти, И. Ян), Польши (Я. Бялостоцкий, Я. Захватович), Венгрии (М.Майор, Л. Вайер), Румынии (Дж. Опреску, Г. Ионеску), Болгарии (Н. Мавродинов, А. Обретенов), Чехословакии (А. Матейчек, Я. Пешина), Югославии (Дж. Бошкович, С. Радойчич).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, М., 1957; Ленин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956; Н е-дошивин Г., Итоги и перспективы развития советской теории искусства, в сб.: Вопросы эстетики, в. 1, М., 1958; Против ревизионизма в искусстве и искусствознании, М., 1959; Искусство и критика, М., 1960 (на обложке); История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века, М., 1963; Современное искусствознание за рубежом, М., 1964; История европейского искусствознания. Первая половина XIX века, М., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966; Павлов П. А., Искусствоведение, в кн.: Союз Советских Социалистических Республик, М., 1967; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века - начало XX века, т. 1 - 2, М., 1969; Dresdner A., Die Kunstkritik, Munch., 1915; Venturi L., Histoire de la critique d'art, Brux., 1938; Biatostocki J., Pigc wiekow mysli о sztuce, Warsr., 1955; Schlosser J., La letteratura artistica, Firenze, 1956; Кu1termann U., Geschichte der Kunstge-schichte, W., 1966; Richard A., La critique d'art, P., 1968.

ИСКЫР (Искър), река в Болгарии, прав, приток Дуная. Дл. 368 км, пл. басе. 8,6 тыс. км2. Истоки в горах Рила, в верховьях протекает по Самоковской и Софийской котловинам, затем пересекает хребет Стара-Планина в Искырском ущелье; в низовьях течёт по Нижнедунайской равнине. Весеннее половодье, летняя межень. Средний расход воды в устье 54 м3/сек, макс, (в многоводные годы) - до 800 м31сек. В бассейне И. имеются водохранилища и ГЭС. На И.- гг. Самоков, Мездра, Червен-Бряг; И. протекает по восточной окраине столицы Болгарии г. София.

ИСКЫРСКОЕ УЩЕЛЬЕ, ущелье в Болгарии, в зап. части хр. Стара-Планина, в месте прорыва его р. Искыр. Дл. 63 км. По И. у. проложены жел. дорога с многочисленными тоннелями и шоссе, соединяющие Софию и Нижнедунайскую равнину.

"ИСЛАЗСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ", "Ислазскак прокламация" (Proclamatia de la Islaz), проект бурж. конституции (не была принята) княжества Валахия, являвшийся частью воззвания, составленного рум. революц. демократом Н. Бэлческу. Чтение его 9 июня 1848 перед крестьянами с. Ислаз (отсюда назв.) послужило сигналом к началу революции 1848 в Валахии. "И. к." провозглашала Валахию республикой, декларировала политич. равноправие всех граждан, бурж.-демократич. свободы, предусматривала отмену барщины и крепостного права, наделение крестьян землёй за выкуп, отмену преследований нац. меньшинств, смертной казни, телесных наказаний и др.

Публ.: в кн. Попеску-Доряну Н., Революция 1848 г. в Румынии и Николай Балческу, пер. с рум., М., 1950, с. 151-63.

ИСЛАМ [араб., букв.- покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи - мусульмане - составляют б. ч. (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, гос-в Аравийского п-ова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значит, часть (от 60 до 75% ) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, ок. половины населения Ливана и Албании, ок. 30% нас. Эфиопии, ок. 20% нас. Либерии, Берега Слоновой Кости, Малагасийской Республики, Танзании, ок. 11% нас. Индии. В СССР мусульмане живут в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане, в Аджарской, Абхазской, Башкирской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Татарской и Чечено-Ингушской АССР, в ряде краёв и областей РСФСР. Общая численность мусульман в мире составляет ок. 500 млн. чел.

И. возник в 7 в. н. э. в Хиджазе (Зап. Аравия). Основатель его - Мухаммед, проповедь к-рого была реакцией на охвативший араб, общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этич. и религ. (по-литеистич. и фетишистских) представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной гос. и обществ, орг-ции. Эту задачу и осуществило религ.-политич. движение под знаменем И. Была создана теократич. система (см. Теократия), отражавшая и освящавшая в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты. Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политич. организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего "посланника" (расул) абсолютной религ. прерогативой. Это соединение светской и религ. сфер в теологич. оболочке и при господстве религ. фактора, отождествление морали и права, делало И. всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Многими чертами своей догматики, этики, обрядности, мифологии и т. д. И. наиболее близок христианству и иудаизму. Из них (а также из зороастризма и нек-рых др. олижне- и средневост. ре-лиг.-филос. и политич. течений) И. заимствовал немало идей и установлений. Но все они трансформировались в духе самого И. и лишь затем становились элементами мусульм. религ., политич., культурных, правовых и др. структур. В целом И. является самостоятельной религией, функционирующей в соответствии с собственными нормами и принципами.

Будучи уже в самом зародыше своём синтезом религии, политич. норм и права, синтезом, в к-ром религия выступала унифицирующим и определяющим фактором, И. обретал значит, стабильность как в самой Аравии, где на его основе образовалось централизованное гос-во, так и за её пределами, когда в результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя - Халифат. Необходимость объединения различных населявших Халифат этнич., расовых, культурных групп в единый политико-идео-логич. организм обусловила процесс активной универсализации И. Этому способствовали и религ.-эгалитарный идеал И., и предельно простая процедура перехода в него, и отсутствие в нём клерикальной иерархии (И. в принципе исключает к.-л. посредников между богом и человеком; профессиональные законоведы-теологи - факихи - не являются носителями "божественной благодати"; в отличие от христ. духовенства, у них нет ни исключительного права совершать религ. обряды, ни права отлучать от общины или же отпускать грехи). Неизменное подчёркивание мессианской роли И., исключительности всего мусульманского, унифицированная в основном система образования, высокая степень зависимости этических, эстетических и политич. идеалов от теологич. предписаний, наличие сравнительно однородных каналов общения (прежде всего - араб. яз. как язык культа, права и науки) - всё это способствовало упрочению исламских традиций, существенно повлиявших на культуру Халифата (см. ниже раздел Ислам и пластические искусства, а также ст. Арабская культура), в свою очередь оказавшую сильное воздействие на европ. цивилизацию.

В 9-10 вв. И. превращается в сложную систему с утончённой филос.-теологич. (калам) и детально разработанной правовой (шариат) основами. Гл. принципы И., якобы переданные богом Мухаммеду через ангела Джебраиля, сконцентрированы в Коране. В становлении, укреплении и унификации мусульм. ср.-век. цивилизации почитание Корана сыграло важную роль. Коран - единств, источник мусульм. вероучения, хотя на практике с ним по существу равноценным (а нередко даже, в случаях явного расхождения с Кораном,- и превалирующим) стало также и священное предание - сунна. Состоящая из множества Канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда, сунна, впитав в себя мн. элементы культурного наследия включённых в Халифат стран, позволяла наряду с фетвой и киясом (логич. заключение по к.-л. вопросу на основе аналогий в Коране или в хадисах) дополнять и развивать мусульм. религ. догматику и законодательство применительно к новым условиям.

Субъектом культа в И. является индивид. Молитва, даже совершаемая сообща,- индивидуальна; таково же и паломничество. Но ортодоксальный И. всемерно лимитировал эту индивидуалистич. тенденцию, в значит, мере сохраняя и активизируя характерную для предшествовавших ему идеологий ро-доплеменного общества теснейшую зависимость индивида от религ.-политич. общины.

Столь же неоднозначным оказалось и мусульм. учение о предопределении, сформулированное в ходе ожесточённой борьбы , между различными религ.-фи-лос., а в известной мере и политич., течениями 8-9 вв. (мурджиты, джаба-риты, кадариты, мутазилиты). Плодом компромисса между сторонниками идеи об абсолютном предопределении и теми, кто акцентировал необходимость признания принципиально важной роли свободной человеческой воли, ста