БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

из координат к-рого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.

Выражая своими средствами потребности обществ, жизни и обществ, развития, И. постоянно привлекает внимание всех социальных сил - государства, классов, партий, религ. организаций и др., к-рые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. В результате И. втягивается в орбиту классовой борьбы, выражая устремления нар. масс или эксплуататорских классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты обществ, развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин - на примере творчества Л. Н. Толстого). И. отражает процесс историч. развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. При этом разные обществ.-экономич. формации в разной степени благоприятствуют развитию И. Так, по характеристике К. Маркса, "... капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 280). И. в условиях развитого бурж. общества низводится до уровня товара, и творчество подчиняется законам рыночных отношений; художеств, культура разделяется на т. н. элитарное и массовое И., что губительно сказывается на обеих её частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу И.- ив его содержании, и в его форме. Только борьба против уродливых социальных отношений бурж. мира может в этих условиях помочь И. преодолевать тлетворное влияние капитализма. Поэтому магистральным путём развития И. в 19-20 вв. стал критический реализм; поэтому В. И. Ленин, размышляя над путями развития пролет. И. в бурж. обществе, сформулировал в 1905 принцип коммунистич. партийности, определяющий свободную духовную связь художника с революц. борьбой рабочего класса и, следовательно, освобождение художника от экономич., идеологич. и психо-логич. давления бурж. общества.

В социалистич. обществе место, характер и судьбы И. определяются новыми социальными условиями художеств, развития и духовными потребностями народа, вставшего на путь коммунистич. строительства. Окт. революция 1917 освободила художника от власти товарно-денежных отношений, обеспечив возможность истинно свободного творчества, обращённого ко всему народу, имеющего своей целью объединение чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетич. воспитание. В. И. Ленин предвидел, что на этом пути будет создано "великое коммунистическое искусство", которое найдёт для себя новую форму, соответствующую его новому содержанию (см. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 1969, с. 666). Метод социалистического реализма, выработанный в ходе развития пролетарского, а затем и социалистич. И. в СССР и во многих др. странах мира, является конкретной основой реализации ленинской программы построения художеств, культуры коммунистич. общества. См. также статьи Искусства пластические, Литература, Музыка, Театр.

Лит.: Маркс К. ц Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958; Луначарский А. В., Статьи об искусстве, М.-Л., 1941; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1 - 5, М., 1962-70; Античные мыслители об искусстве. [Сб. ст.], 2 изд., М., 1938; Дидро Д., Собр. соч., т. 5-6, М., 1936-46; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М.-Л., 1935; Г ёте И. В., Статьи и мысли об искусстве, Сб. ст., Л. -М., 1936; Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966; Г е-гель Г., Эстетика, т. 1-3, М., 1968-71; Бальзак О., Об искусстве, М.-Л., 1941; Белинский В. Г., Эстетика и литературная критика, т. 1 - 2, М., 1959; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1 - 2, М., 1958; Соловьев В. С., Общий смысл искусства, Собр. соч., т. 6, СПБ, [1900]; Овсяник о-Куликовский Д., Язык и искусство, СПБ, 1895; Прудон П. Ж., Искусство. Его основание и общественное назначение, пер. с франц., СПБ, 1865; Гюио М., Искусство с точки зрения социологии, [пер. с франц.], СПБ, 1891; Тэн И., Философия искусства, [пер1. с франц.], М., 1933; Христиансен Б., Философия искусства, СПБ, 1911; Горнфельд А. Г., Пути творчества, П., 1922; Гаузенштенн В., Искусство и общество, пер. с нем., М., 1923; Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М.-Л., 1930; Лифшиц М. А., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Буров А. И., Эстетическая сущность искусства, М., 1956; Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960; Поспелов Г. Н., О природе искусства, М., 1960; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, [М., 1962]; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М., 1962; Л о т-ман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965; НатевА., Искусствен общество, пер. с болг., М., 1966; Зись А. Я., Искусство и эстетика, М., 1967; Новожилова Л. И., Социология искусства. Л., 1968; Раппопорт С. X., Искусство и эмоции, М., 1968; Кодуэлл К р.. Иллюзия и действительность, пер. с англ., М., 1969; L а пge К., Das Wesen der Kunst, Bd 1 - 2, В., 1901; Dessoir M., Aesthetik und allge-meine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906; Langer S., Problems of art, N. Y., 1957; Соllingwood R., The principles of art, N. Y., 1958; Dewеу J., Art as experience, N. Y., 1959; Hauser A., The philosophy of art history, N. Y., 1959; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Heidegger M., Der Ursprung des Kunstwerkes, Stuttg., 1965; Art and philosophy, N. Y., 1966. См. также лит. при статьях Прекрасное, Реализм, Эстетика. М. С. Каган.

"ИСКУССТВО", издательство Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии н книжной торговли, выпускающее лит-ру по эстетике, истории и теории изобразительного иск-ва и архитектуры, театра и драматургии, кино и фотографии, радио и телевидению, лит-ру для художеств, самодеятельности и альбомы. Находится в Москве. Создано в 1938 на базе издательств "Изогиз" (осн. в 1930) и "Искусство" (осн. в 1935). В 1971 изд-вом выпущено 282 книги и брошюры (113 615 тыс. печатных листов-оттисков) общим тиражом 9160 тыс. экз.

"ИСКУССТВО", ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразит, искусства, орган Мин-ва культуры СССР, Союза художников СССР и Академии художеств СССР. Издаётся в Москве с 1933 (с перерывом с июля 1941 по 1946); до 1956 выходил 6 раз в год, в 1957-8 раз, с 1958 - ежемесячно. "И." освещает вопросы марксистско-ленинской эстетики и теории изобразит, иск-ва, художеств, наследия, совр. сов. и зарубежного иск-ва. В "И." ведётся хроника совр. художеств, жизни (выставки, вопросы художеств, образования и др.), публикуются рецензии на новые книги об изобразит. искусстве. Тираж (1972) 16 тыс. экз.

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА", "чистое искусств о", название ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность художеств, творчества, независимость иск-ва от политики и обществ, требований. Как показал Г. В. Плеханов, "склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой" (Избр. философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции "И. д. и." различны как по своим социальным и идеологич. истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что "устарелая" в его время мысль об "И. д. и.", однако, "...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям" (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 271).

Идеи "И. д. и." оформляются в теорию к сер. 19 в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм бурж. обществ, отношений. Воспринимая'весь строй бурж. жизни как последоват. отрицание эстетич. идеала, художники и поддерживающие их теоретики иск-ва стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на иск-во как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина "И. д. и." получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. у представителей школы "парнасцев" во главе с Т. Готье; в Великобритании - в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн; в 70-с гг.- У. Патер, в 80-е гг.- О. Уайльд). С кон. 19 в. концепции "И. д. и." резче обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи "И. д. и." в совр. эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетич. теории.

В России лозунг "И. д. и." в сер. 19 в. был полемически противопоставлен натуральной школе, или "гоголевскому направлению", т. е. реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти "молодые" славянофилы). Идеи "И. д. и." были подвергнуты критике рус. революц. демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения иск-ва, в дальнейшем - Г. В. Плехановым и марксистской лит.-художеств, критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов "И. д. и.", марксизм каждый раз раскрывает конкретно-историч. смысл их противостояния обществ, активности и классовой борьбе.

Искусство социалистического реализма и близких ему направлений в зарубежном иск-ве органически, в силу своей природы несовместимо с к.-л. проявлениями "чистого искусства", безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорпч. непримиримостью относится к антиобществ, тенденциям в искусстве, будь то продукция т. н. массового иск-ва или же формализма и "И. д. и.". В. Д. Сквозников.

"ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемесячный иллюстрированный журнал. Издавался с окт. 1898 по май 1902 в Петербурге Обществом поощрения художеств, под ред. Н. П. Собко. Отстаивал традиции передвижников и противостоял журн. "Мир искусства". Ставил своей задачей распространение в народных массах знаний об изобразительном искусстве и художественной пром-сти. В журнале сотрудничали В. В. Стасов, М. М. Антокольский, В. В. Верещагин. Имел приложение "Хроника журнала „Искусство и художественная промышленность"" (1899/1900-1900/1901-1902).

"ИСКУССТВО КИНО", иллюстрированный журнал, освещающий вопросы теории и критики киноискусства, с 1966- орган Гос. комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Союза кинематографистов СССР. Издаётся в Москве с янв. 1931 (перерыв - с июля 1941 по сент. 1945); в 1Э36-41 выходил ежемесячно, в 1945-47- нерегулярно, в 1948- 1951-1 раз в 2 месяца, с 1952-ежемесячно. В журнале печатаются статьи по истории и теории кино, рецензии на фильмы, сценарии, освещается творчество отд. мастеров кино. Тираж (1972) ок. 40 тыс. экз.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ,то же, что искусствознание.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ. В России первым журналом по изобразит, иск-ву, ставившим целью "распространять художественные знания" и "содействовать возвышению вкуса", был "Журнал изящных искусств" (изд. в Москве в 1807 И. Ф. Буле). Под тем же назв. в 1"823 и 1825 выходил журнал в Петербурге (издатель В. И. Григорович).

"Художественная газета" (изд. в Петербурге в 1836-41 под ред. Н. В. Кукольника и А. Н. Струговщикова) освещала гл. события художеств, жизни, "Вестник общества древнерусского искусства" (изд. в Москве в 1874-76) - проблемы изучения др.-рус. иск-ва. Преимуществ, внимание вопросам техники пластич. иск-в уделял журнал "Вестник изящных искусств". На рубеже 19-20 вв. с де-мократич. движением был связан журнал "Искусство и художественная промышленность", ставивший целью распространение художеств, знаний в народе. Журнал "Мир искусства", пропагандировавший новейшие достижения европ. иск-ва, памятники рус. иск-ва 18- нач. 19 вв., отличался высоким уровнем художеств.-полиграфич. оформления. Аналогичные по профилю ежемесячные журналы - "Весы" (выходил в Москве в 1904-09), "Искусство" (выходил в Москве в 1905), "Золотое руно", "Искусство и печатное дело" (с 1914 наз. "Искусство в Южной России"; выходил в Киеве в 1909-14) и др. Для узкого круга знатоков и любителей иск-в предназначались журналы "Художественные сокровища России" (издавался в Петербурге в 1901-07 Об-вом поощрения художеств) и "Старые годы". Вопросы театрального и изобразит, иск-ва, музыки, лит-ры в предреволюц. период освещал журнал "Аполлон".

В СССР после Окт. революции 1917 возникло большое число спец. и общих И. ж., на страницах которых освещались события текущей художеств, жизни, велась полемика о путях развития сов. иск-ва: "Русское искусство" (журнал по вопросам пластич. иск-в, театра, лит-ры, музыки, нар. творчества; изд. в Москве в 1923), "Среди коллекционеров" (изд. в Москве в 1921-24), "Гравюра и книга" (изд. в Москве в 1924-25 Российской академией художеств, наук), "Искусство в массы" (с 1931 наз. "За пролетарское искусство"; изд. в Москве в 1929-32 АХРР и РАПХ) и др. В 1930-70-е гг. в Москве изд. ряд ежемесячных общесоюзных журналов: "Искусство", "Творчество", "Декоративное искусство СССР". Среди крупнейших респ. искусствоведч. журналов: "Художник" (выходит в Москве с 1958 ежемесячно), "Образотворче мистерство" ("Изобразительное искусство"; выходит в Киеве с 1935; с 1941 по 1969 не выходил; в 1954-69 проблемы изобразит, иск-ва освещались в журнале "Мистецтво"), "Maksla" ("Искусство"; выходит в Риге с 1959 4 раза в год), "Сабчота хе-ловнеба" ("Советское искусство"; изд. в Тбилиси в 1927 и с 1935 с перерывами), "Советакан арвест" ("Советское искусство"; до 1955 наз. "Хорурдаин арвест"; выходит в Ереване с 1932 с перерывами).

За рубежом к числу первых И. ж. относятся: "Die Diskurse der Maler" (Германия, 1721), "Museum" (Великобритания, 1749), "Bibliotheque des sciences et des beauxarts" (Франция, 1754). В нач. 70-х гг. 20 в. за рубежом выпускается св. 500 И. ж. Проблемам изучения европ. и вост. художеств, наследия посвящают статьи: во Франции -"Gazette des beaux-arts" (ежемесячный журнал, выходит в Париже с 1859), в Италии-"L'Arte" (ежеквартальный журнал, выходит в Милане с 1898), "Bolletino d'arte" (ежеквартальный журнал, выходит в Риме с 1907), "Commentari" (ежеквартальный журнал, выходит в Риме с 1950), "Emporium" (ежемесячный журнал, выходит в Бергамо с1895), в Великобритании - "Burlington Magazine" (ежемесячный журнал, выходит в Лондоне с 1903), "Oriental Art" (выходит в Лондоне с 1955), в США - "Art Bulletin" (ежеквартальный журнал, выходит в Нью-Йорке с 1917), в Испании-"Goya" (выходит 6 раз в год в Мадриде с 1954), в ФРГ - "Pantheon" (выходит 6 раз в год в Мюнхене с 1960), в Индии - "Marg" (выходит 4 раза в год в Бомбее с 1943) и "Roopa-Lekha" (выходит 4 раза в год в Дели с 1929), в Японии - "Mizue" (ежемесячный журнал, выходит в Токио с 1905) и "Sansai" (ежемесячный журнал, выходит в Токио с 1946).

Наряду с общими историко-художеств, вопросами большое внимание истории развития нац. иск-ва уделяют: в ПНР - "Biuletyn historii sztuki" (ежеквартальный журнал, выходит в Варшаве с 1949), в ЧССР -"Umeni" (выходит 6 раз в год в Праге с 1953), в ВНР -"Muveszettor-teneti ertesito" (выходит 4 раза в год в Будапеште с 1952). Развитие совр. изобразит, иск-ва освещают: в Великобритании -"Studio" (ежемесячный журнал, выходит в Лондоне с 1893, с 1965- под назв. "Studio International"), в США -"Art News" (ежемесячный журнал, выходит в Нью-Йорке с 1902) и "Art in America" (выходит 6 раз в год в Нью-Йорке с 1913), в ФРГ -"Kunst-werk" (ежемесячный журнал, выходит в Штутгарте с 1946), в ГДР -"Bildende Kunst" (выходит ежемесячно в Дрездене с 1953), в НРБ -"Изкуство" (выходит ежемесячно в Софии с 1951), в ПНР - "Przegl^d artystyczny" (выходит 6 раз в год в Варшаве с 1950, в 1946-50 выходил в Кракове), в ВНР - "Muveszet" (выходит ежемесячно в Будапеште с 1960), в ЧССР -"Vytvarne umeni" (выходит ежемесячно в Праге с 1951), в СРР - "Arta" (выходит ежемесячно в Бухаресте с 1954; до 1968 наз "Arta pla-stica"). См. также Архитектурные журналы, Музыкальные журналы, Театральные журналы. Е. Н. Берковская.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Возникновение первых И. н. и. и обществ в сер. и 2-й пол. 19 в. (Об-во истории франц. иск-ва в Париже, осн. в 1870; Об-во швейц. истории иск-ва в Базеле, осн. в 1880; Ин-т истории иск-ва во Флоренции, осн. BJ.888; Нац. ин-т иск-в и лит-ры в Нью-Йорке, осн. в 1898), как и первого рус. И. н. и. (Ин-т истории иск-в, основан В. П. Зубовым в Петербурге в 1912), было связано с началом систематических комплексных исследований в области научного искусствознания. Им предшествовали ин-ты, учёные об-ва, архивы, комиссии ист., археол., этногр. и др. профилей. Большинство важнейших И. н. и. возникло в 20 в.; изучением истории и теории иск-ва занимаются также учебные заведения (ун-ты, консерватории), музеи, б-ки, фильмотеки, учёные об-ва; науч. силы группируются также вокруг перио-дич. изданий. В капиталистич. странах среди И. н. и. и сходных по задачам учреждений важнейшие: в Великобритании - Ин-т иск-ва Кортолда (Курто) и Ин-т Варбурга (оси. в 1905 и находился до 1933 в Германии) при Лондонском ун-те, Брит, киноин-т (осн. в 1933), Об-во изучения театра (осн. в 1948) в Лондоне; во Франции - Междунар. театральный ин-т (осн. в 1948), Ин-т иск-ва и археологии, Об-во истории театра (осн. в 1948), Ин-т музыковедения (осн. в 1951), Выеший н.-и. киноинститут (осн. в 1944) в Париже; в ФРГ - Центр, ин-т истории иск-ва (осн. в 1946) в Мюнхене; в Зап. Берлине - Нем. об-во искусствознания (осн. в 1908), Гос. ин-т музыковедения (осн. в 1935); в Австрии - Ин-т изучения австр. иск-ва (осн. в 1911), Об-во сравнит, искусствознания (осн. в 1932), Об-во истории иск-ва (осн. в 1958), Об-во венского театроведения (осн. в 1944), Австр. об-во киноведения (осн. в 1952) в Вене; в Италии - Нац. ин-т археологии и истории иск-ва (осн. в 1922), Итал. ин-т истории музыки, Итал. центр театральных исследований, Экспериментальный центр кинематографии (осн. в 1935) в Риме, Междунар. центр иск-в и костюма (осн. в 1951) в Венеции и Милане; в Испании - Ин-т иск-ва "Диего Веласкес" в Мадриде, Ин-т иск-ва при ун-те в Сарагосе (осн. в 1953), Ин-т исп. иск-ва (осн. в 1941) и Ин-т театра (осн. в 1913) в Барселоне; Швейц. ин-т искусствознания (осн. в 1951) в Цюрихе;