| в Бельгии - Высшие ин-ты истории иск-ва и археологии в Генте (осн. в 1920) и Лёвене (осн. в 1942); в Нидерландах - Гос. бюро документации истории иск-ва (осн. в 1930) в Гааге, Нидерл. киноинститут (осн. в 1948) в Амстердаме; Швед, об-во музыковедения (осн. в 1919) в Стокгольме; в США - Амер. музыковедческое об-во (осн. в 1934) в Филадельфии, Амер. об-во эстетики (осн. в 1942) в Кливленде; Канад. киноинститут (осн. в 1935) в Оттаве; в Аргентине - Нац. ин-т исследований театра в Кордове; в Перу - Ин-т исследований перуан. и амер. иск-ва (осн. в 1943) в Лиме; в Японии - Ин-т исследования иск-ва (осн. в 1930), Об-во изучения азиат, музыки (осн. в 1936), Япон. об-ва истории иск-ва (осн. в 1949), изучения театра (осн. в 1949) и изучения музыки (осн. в 1952) в Токио. Ин-ты араб, музыки существуют в Александрии и Каире (АРЕ).
В России до 1917 науч. центрами искусствознания являлись ун-ты, музеи, ист. и археол. об-ва и ин-ты, а после революции также комитеты по охране памятников старины и иск-ва, краеведч. орг-ции, комиссии и секции при АН и их филиалах. В СССР создана широкая сеть н.-и. учреждений, разрабатывающих вопросы истории и теории сов., рус. и зарубежного иск-ва. В 1920-х гг. Ин-т художеств, культуры (Инхук; 1920-24) в Москве и Гос. ин-т художеств, культуры (Гинхук; 1923-27) в Ленинграде в основном занимались вопросами изобразит, и декоративного иск-ва. В Москве центром музыковедения был Гос. ин-т муз. науки (ГИМН; 1921-31); широкий круг искусствоведч. проблем разрабатывали Гос. академия художеств, наук [ГАХН (см. Художественных наук академия); 1921-31] и созданная на её основе Гос. академия искусствознания (ГАНС; 1931-36, с 1933 в Ленинграде); Ин-т лит-ры, иск-ва и языка входил в состав Коммунистич. академии (1918-36), Ин-т археологии и искусствоведения - в состав Российской ассоциации НИИ общественных наук (РАНИОН; 1924-30). Гос. ин-т истории иск-в (1921-31) в Ленинграде сложился на базе первого рус. И. н. и. Мн. искусствоведч. исследования связаны с Академией истории материальной культуры (АИМК; 1919-37) и возникшим на её базе Ин-том археологии АН СССР (см. Археологии институт), с сов. академиями архитектурными. Комплексному изучению видов иск-ва и их истории посвящена работа Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (осн. под рук. И. Э. Грабаря в 1944, до 1961 - в системе АН СССР) в Москве и Ин-та театра, музыки и кинематографии (осн. в 1936 на базе ГАИС как НИИ искусствознания, с 1939 НИИ театра и музыки, совр. назв. с 1961) в Ленинграде. Проблемы изобразительных и декоративных иск-в разрабатывает НИИ теории и истории изобразит, иск-в АХ СССР (осн. в 1948), проблемы архитектуры - НИИ теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры (осн. в 1946), проблемы нар. декоративного иск-ва - НИИ художеств, пром-сти (осн. в 1934), проблемы художеств, конструирования - Всесоюзный НИИ технич. эстетики (осн. в 1962) Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и технике в Москве.
Преим. изучению художеств, культуры народов СССР посвящена деятельность респ. искусствоведч. НИИ (гл. обр. при АН союзных республик): Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского в Киеве, Ин-та искусствоведения, этнографии и фольклора в Минске, Ин-та архитектуры и иск-ва в Баку, Ин-та иск-в в Ереване, Ин-та истории груз, иск-ва в Тбилиси, Ин-та искусствознания им. Хамзы Мин-ва культуры Узб. ССР в Ташкенте, Ин-та лит-ры и иск-ва им. М. О. Ауэзова в Алма-Ате, сектора эстетики и искусствознания в Ин-те философии и права в г. Фрунзе, дектора истории иск-в Ин-та истории им. А. Дониша в Душанбе, сектора искусствоведения Ин-та истории им. Ш. Батырова в Ашхабаде, секторов искусствоведения Ин-тов истории в Вильнюсе и Таллине, отдела этнографии и искусствоведения АН Молд. ССР в Кишинёве, сектора искусствоведения Ин-та языка, лит-ры и истории в Казани. Искусствоведч. центрами являются также соот-ветств. кафедры высших уч. заведений, музеи, науч. о-ки, Госфильмофонд и др.
Ведущие н.-и. центры в социалистич. странах: в НРБ - Ин-т музыки (осн. в 1948) и Ин-т изобразит, иск-в (осн. в 1949) Болг. АН и НИИ кинематографии и радио (осн. в 1954) в Софии; в ВНР - Ин-т истории иск-ва (осн. в 1969) и Ин-т музыковедения (осн. в 1961) Венг. АН, Ин-т театроведения, Киноинститут в Будапеште; в ГДР - Герм, академия иск-в (осн. в 1950) в Берлине; в ПНР - Ин-т иск-ва Польской АН (осн. в 1949) в Варшаве; в СРР - Ин-т истории иск-ва (осн. в 1949), Ин-т этнографии и фольклора (осн. в 1949) в Бухаресте, Центр истории, филологии и истории иск-ва в Тыргу-Муреше - все при Академии социальных и политич. наук; в ЧССР - Ин-т теории и истории иск-в (осн. в 1952) и Ин-т музыковедения при АН ЧССР, Театральный НИИ (осн. в 1956) в Праге, Ин-т теории и истории иск-в (осн. в 1952), Ин-т музыковедения и Ин-т словацкого театра при Словацкой АН в Братиславе; в СФРЮ - Ин-т музыковедения (осн. в 1947) в Белграде, Ин-т лит-ры и театра Югосл. академии наук и иск-в и Ин-т нар. иск-в (осн. в 1948) в Загребе. См. также Археологические институты. Археологические общества. Архитектурные научные институты.
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки специалистов по теории и истории различных видов иск-ва (изобразит, и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художеств, критики для работы в н.-и. ин-тах, вузах, творч. союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в др. учреждениях и орг-циях культуры и иск-ва.
Истоки И. о. в России относятся к сер. 18- нач. 19 вв. В 1756 в уч. план Московского ун-та были включены нек-рые вспомогательные искусствоведч. дисциплины, с 1804 на отделении словесных наук - курсы теории изящных иск-в, в 1857 в ун-те организована первая в России кафедра истории иск-в, в 1907- первое отделение истории и теории иск-ва. В дореволюц. период уч. курсы истории и теории иск-в включали изучение истории мирового иск-ва и основных специфич. особенностей отд. видов иск-ва; совр. иск-во не изучалось. Специалистов по истории и теории музыки и театрального иск-ва в дореволюц. России не готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты, получавшие композиторское образование. В области теории и истории театрального иск-ва и кино (с нач. 20 в.) работали обычно театральные и лит. критики, драматурги и мастера театра.
После Великой Окт. революции 1917 в ряде ун-тов и художеств, вузов страны создаются искусствоведч. отделения (истории и теории изобразит, иск-в); организуется подготовка специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском ин-те иск-в был образован первый в стране ф-т истории музыки. В 20-х гг. в Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась на научно-композиторских ф-тах (отделениях). В нач. 30-х гг. в консерваториях организуются историко-теоретич. кафедры, самостоят, историко-теоретич. ф-ты, в 40-50-е гг. - музыковедч. ф-ты во всех высших музыкальных учебных заведениях. В 1921-30 при Академии художеств, наук (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения. В 1931 в Гос. ин-те театрального иск-ва (ГИТИС, с 1934 - им. А. В. Луначарского) открылся первый в стране театроведч. ф-т; в 40-50-е гг. театроведч. ф-ты созданы в ряде нац. театральных ин-тов. Подготовка киноведов в системе высшего образования началась в 30-е гг. при Гос. ин-те кинематографии (с 1934- Всесоюзный гос. ин-т кинематографии - ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся спец. киноведч. ф-т, с 1955- сценарно-киноведческий.
В 1972 специалистов с высшим И. о. готовили: в области изобразительных иск-в - Московский, Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) ун-ты, Ленинградский нн-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской ССР (Вильнюс) художеств, ин-ты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига), Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный ин-т; музыковедов - консерватории, ин-ты иск-в и муз.-пед. ин-ты (в т. ч. Московский им. Гнесиных); театроведов - ГИТИС, Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии, Киевский ин-т театрального иск-ва, Белорусский (Минск) и Ташкентский теат-рально-художеств. ин-ты и Азерб. ин-т иск-в (Баку); киноведов - ВГИК и Киевский ин-т театрального искусства.
В 1971/72 уч. г. на искусствоведческих ф-тах (отделениях) обучалось св. 6 тыс. студентов, приём составил 1,2 тыс. чел., выпуск - св. 1 тыс. специалистов.
Сов. И. о. имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов в области классич. и совр. отечественного и зарубежного иск-ва (см. Искусствознание). В уч. планы искусствоведч. ф-тов включены: обще-ственно-политич. и историч. дисциплины, курсы эстетики, теории и истории иск-ва (того, по к-рому специализируется искусствовед, и смежных иск-в), истории иск-в народов СССР и зарубежных стран, рус., сов. и зарубежной лит-ры, иностр. языка и др. Значит, место в уч. планах занимают спец. курсы и семинары по теории и истории иск-ва, осн. проблемам развития совр. сов. и зарубежного иск-ва, по теории и практике художеств, критики, а также производств, практика. На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной науч., пед., лит. работе. Уч. планы искусствоведч. специальностей рассчитаны на 5 лет (в вечерней и заочной системах - 6 лет). Обучение завершается сдачей гос. экзаменов и защитой дипломной работы.
Подготовка науч. и пед. кадров в области теории и истории иск-в осуществляется в системе аспирантуры, к-рая организована в ряде ун-тов, в крупнейших вузах иск-в и консерваториях, а также в н.-и. учреждениях Мин-ва культуры СССР, академий наук союзных республик, Академии художеств СССР и др. Право принимать к защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971): Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому ун-там, Моск. консерватории, ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому ин-ту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Ин-ту истории иск-в Мин-ва культуры СССР, Ин-ту теории и истории изобразит, иск-в Академии художеств СССР, Ин-ту искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, Отделению обществ, наук АН Азерб. ССР и др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 139 докторов и 1262 кандидата наук.
Курсы теории и истории иск-в включены в уч. планы всех художественно-творч. специальностей (см. Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование), а также ряда университетских и пед. специальностей. Нач. сведения по истории и теории иск-в уч-ся получают в средней общеобразовательной школе, профессиональ-но-технич. и ср. спец. уч. заведениях.
В др. социалистич. странах искусствоведы готовятся в ун-тах, художеств, академиях, консерваториях и ин-тах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразит, иск-в) осуществляется: в ГДР - на ф-те эстетики и искусствоведения в Берлинском ун-те им. Гумбольдта, в Польше - на кафедрах истории иск-ва филос. ф-тов в Варшавском, Познанском и Краковском ун-тах, в Чехословакии - в Пражском ун-те и др. В театральных ин-тах нек-рых социалистич. стран созданы самостоят, театро-ведч. ф-ты - в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском театральных ин-тах. В Варшавском ун-те - отделение теории кино для подготовки киноведов.
В капиталистич. странах И. о. поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков и теоретиков в области изобразит, иск-в и музыки сосредоточена в основном в ун-тах; вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило, литературоведы или деятели театра и кинематографии.
Л. Г. Ильина, Г. А. Пелисов.
ИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в истории обществ, сознания, взаимосвязи с социальной жизнью и с др. явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художеств, произведений. Искусствоведч. науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологич. наук, см. Филология), музыковедение, театроведение, киноведение, а также И. в узком и наиболее употребительном смысле, т. е. науку о пластич., или пространств., иск-вах (см. Искусства пластические), какими являются архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное иск-во. Собственно И. изучает, следовательно, изобразит, иск-ва, мн. аспекты архитектуры, декоративно-прикладного иск-ва и дизайна. Архитекту-роведение и технич. эстетика наряду с искусствоведч. разделами включают также ряд специальных проблем социологич. и технич. характера, выходящих за пределы И.
В пределах пластич. иск-в И. решает в принципе те же общие задачи, что и все искусствоведч. науки, и также складывается из трёх осн. частей: теории иск-в, их истории и художеств, критики, к-рые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют и свои особые задачи. Теория иск-в развивает применительно к пластич. иск-вам и каждому отд. их виду социально-философские взгляды об-ва и общие воззрения на иск-во, формулируемые эстетикощона изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художеств, метода, художеств, формы, средств выражения, техники и технологии иск-ва, специфики его видов и жанров и т. д. в их взаимосвязи; она рассматривает общие закономерности, объективную логику развития иск-ва, его взаимоотношения с об-вом, его воздействие на коллектив и на личность. История иск-в изучает и описывает развитие иск-ва в целом ("всеобщая история иск-в"), в к.-л. стране или в отдельную эпоху, анализирует эволюцию к.-л. вида или жанра иск-ва, творчества отд. художника или целого направления. Художеств. критика обсуждает, анализирует и оценивает явления совр. художеств, жизни, направления, виды и жанры совр. иск-ва, творчество его мастеров и отд. художеств, произведения, соотносит явления иск-ва с жизнью и с обществ, идеалами времени и класса. Этими задачами определяются осн. области и лит. жанры И.- теоре-тич. трактат, руководство для художников, теоретич. или ист. исследование, общее или специальное (монография), статья или доклад, посвящ. теоретич. или ист. проблеме, критич. обзор или этюд, освещающий ту или иную проблему текущей художеств, жизни. И. как наука, стремящаяся к объективности и точности своих выводов, пользуется методами обществ, и ряда точных наук; вместе с тем, имея своим предметом художеств, творчество, она базируется и на системе эстетич. оценок и суждений вкуса, отражающих эстетические воззрения и вкусы эпохи, того или иного класса и связанные с ними индивидуальные установки искусствоведа. Теория, история и критика иск-ва опираются друг на друга и на эстетику. При этом теория и история иск-ва основываются на специфически науч. методах, но критич. суждения и эстетич. ценностные ориентации своего времени составляют их неотъемлемую часть. В свою очередь, художеств, критика, целью к-рой является суждение и оценка, часто пользуется науч. методами, приходя к широким теоретич. и ист. выводам, рассматривая совр. художеств, процесс как этап истории иск-ва и как проявление её общих законов.
Во всех разделах И. применяется метод анализа художеств, произведений с целью выделить особенности их содержания и формы, определить характер единства этих последних и выявить объективное основание для той или иной эстетич. оценки. Обширна и разнообразна науч. искусствоведч. деятельность по накоплению, тщательной обработке и обобщению конкретных фактов истории иск-ва. Сюда входят: открытие памятников иск-ва с помощью раскопок и экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруж. материалов, И. тесно связано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации; определение (в т. ч. атрибуция) памятников, их регистрация и систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях; составление науч. музейных и выставочных каталогов, биографич. и др. справочников; публикация лит. наследия художников - их мемуаров, писем, статей и т. д. Искусствоведч. знания опираются на ряд вспомогат. дисциплин, связанных с музейным делом, охраной и реставрацией памятников, технологией иск-ва, художеств, иконографией, географич. и топографич. распределением памятников иск-ва и т. д., а также на ряд ист. дисциплин (хронология, эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика и др.).
Обществ, значение И. определяется как науч. ценностью его выводов и результатов, так и деятельностью по пропаганде и популяризации иск-ва (научная и научно-популярная лит-pa, лекции, экскурсии), приобщением широкого круга читателей к произв. иск-ва и к их пониманию. Выбор предмета исследования и изложения, характер анализа, оценок и выводов, отражая к.-л. эстетич. воззрения и вкусы, способствуют и их дальнейшему формированию. Выступая с оценкой, поддержкой или осуждением произведений, художеств, критика обращается не только к публике, но и к художникам, оказывая непосредственное активное влияние на процесс развития совр. иск-ва. Но теория и история иск-ва, устанавливая ту или иную систему оценок в сфере совр. эстетич. принципов и художеств, наследия, также глубоко воздействуют на творческий процесс своего времени.
История И. Выделение И. в особую науку совершилось на протяжении 16-19 вв., тогда как ранее его элементы включались в философские, религиозные и др. системы либо носили характер изложения отдельных сведений, рекомендаций и т. д.
Первые известные нам фрагменты учений об иск-ве записаны в Др. Греции, где были сформулированы мн. важные положения теории и истории иск-в. Как подражание природе рассматривалось иск-во в эстетике 4 в. до н. э.: у Аристотеля - как творческое, обобщающее познание мира, у Платона - как бледное копирование вещей, являющихся копиями вечных идей. Вопросы стилистики, иконографии, техники затрагивались в недошедших трактатах скульптора Поликлета (5 в. до н. э.), живописцев Евфранора, Апеллеса и Памфила (4 в. до н. э.). Антич. учение о числах лежало в основе архит. модулей и масштабов, пропорций человеческого тела в скульптуре. Ряд сведений сообщают историки (Геродот, 5 в. до н. э.). На эстетику Аристотеля опирались первые историки иск-ва - в 4 в. до н. э. Дурис, в 3 в. до н. э. Ксенократ, описавший эволюцию греч. живописи и скульптуры как последоват. развитие |