| техники и стиля, приближение иск-ва к натуре. Позже преобладали риторич. изложение сюжетов художеств, произв. (Лукиан, Филострат, 2 в. н. э.) и систематическое описание греческих святилищ и художественных памятников (путешественники-"периэгеты" - Полемон, рубеж 3-2 вв. до н. э., Павсаний, 2 в. н. э.).
В Др. Риме появились тяга к др.-греч. старине, отрицание прогресса в иск-ве (Цицерон, 1 в. до н. э.; Квинтилиан, 1 в. н. э.), понимание иск-ва как чувственной формы идей, спиритуализм (Дион Хрисостом, 1 в. н. э.). Витрувий (1 в. до н. э.) систематически рассматривал художеств., функциональные и технич. проблемы стр-ва в их единстве. Плиний Старший (1 в. н. э.) составил обширный свод доступных ему ист. сведений по антич. иск-ву.
С начала н. э. наиболее цельный и универсальный характер носили архит. и художеств, трактаты в странах Азии. В них соединялись детальные рекомендации строителям и художникам, религ.-мифологич. легенды, филос., этич. и космогонич. представления, элементы истории иск-в. Многообразный опыт инд. иск-ва древности и ср. веков сконцентрирован в трактатах "Читралакшана" (первые века н.э.), "Шилпашастра"(5-12вв.), "Манасара" (11 в.). Филос.-эстетич. проблемы познания природы, пантеистич. взгляды на красоту мироздания, тончайшие наблюдения и ценные ист. сведения характерны для кит. ср.-век. трактатов (Се Хэ, 5 в.; Ван Вэй, 8 в.; Го Си, 11 в.). Предания, ист. экскурсы и практич. рекомендации миниатюристам и каллиграфам, догмы ислама и просветительские гуманистич. тенденции соединены в многочисл. ср.-век. трактатах Бл. и Ср. Востока (Султан Али Мешхеди и Дуст Мухаммад, 16 в.; Кази-Ахмед, кон.
16 в.; Садиги-бек Афшар, рубеж 16-17 вв.). Трактаты Нисикавы Сукэнобу, Сибы Кокана, Кэйсая Эйсена отражают поворот к реалистич. полноте мироощущения в японском искусстве 18 - нач. 19 вв.
В ср.-век. Европе теория иск-ва являлась неотделимой частью теологич. мировоззрения. Если эстетика раннего средневековья признавала наряду с воплощением божеств, идей "греховную" красоту мира и мастерство художника (Августин, 4-5 вв.), то зрелое феод, об-во стремилось полностью подчинить эстетич. мысль церк. дидактике, догмам о слиянии в боге "добра, истины и красоты" (Фома Аквинский, 13 в.). В Византии гос-во и церковь строжайше регламентировали архит. и художеств, деятельность (имп. законы о стр-ве; постановления 2-го Никей-ского собора 787); в духе этой регламентации Иоанн Дамаскин и Феодор Студит (8-9 вв.) рассматривали иск-во как материальный образ небесного мира. Осн. жанрами лит-ры об иск-ве были описания городов (преим.Константинополя и Рима), монастырей и храмов и технологич.трактаты; с энциклопедич. полнотой составлен трактат Теофила (Германия, 12 в.) об изобразит, и декоративном иск-вах. Среди проявлений пробуждающейся пытливой мысли - полемика аббата Сугерия (Франция, 12 в.) с аскетич. отрицанием иск-ва, а также предвосхищавшие ренес-сансный круг интересов попытки Виллара де Синекура (Франция, 13 в.) найти пропорции и приёмы изображения человеческой фигуры и трактат поляка Витело о перспективе (Италия, 13 в.). На Руси первые сведения и высказывания об иск-ве содержатся в церк. проповедях (митрополит Иларион, 11 в.), летописях, сказаниях, житиях, описаниях путешествий. Особенно важны письмо Епифания (нач. 15 в.) с характеристикой творчества Феофана Грека, полемич. послание Иосифа Волоцкого (15 в.), отстаивающее традиционную иконопись, трактаты Иосифа Владимирова и Симона Ушакова (17 в.) в защиту личности художника и его права на "живоподобную" живопись.
Важнейшим этапом в самоопределении И. как науки стала эпоха Возрождения. В 14-16 вв. вместе с тенденциями гуманизма и реализма складывается стремление к науч. обоснованию иск-ва, к его ист. и критич. истолкованию, возникают критерии оценки художеств. произв. связанные с освобождением науки и иск-ва от церк.-аскетич. норм и утверждением ценности реального мира и личности художника. В Италии в биографиях флорентийских художников Филиппе Вилла-ни, в трактате Ченнино Ченнини (14 в.) были намечены ренессансные концепции возрождения антич. принципов иск-ва, подражания природе и роли фантазии в творч. процессе. В 15 в. сложилось учение об обращённом к человеку реалистич. иск-ве, расцветавшем в антич. эпоху и погибшем в "варварские" ср. века, требующем науч. познания законов природы. Пластич. иск-ва, их теория и история, практич. аспекты естествознания, особенно оптики, учение о пропорциях, правила перспективы рассматриваются в многочисл. трактатах - в "Комментариях" Лоренцо Гиберти (соединяющих ист. и теоретич. разделы), теоретич. сочинениях Л. Б. Альберти о живописи, архитектуре и скульптуре, Филарете о градостроительстве, Франческо ди Джорджо об архит. пропорциях, Пьеро делла Франческа о перспективе. В период Высокого Возрождения Леонардо да Винчи высказывает глубочайшие мысли о живописи, её науч. основах и возможностях, об отражении в ней духовной жизни человека. В Германии в нач. 16 в. А. Дюрер утверждал мысль о многообразии проявлений прекрасного в природе и в живописи, разрабатывал учение о пропорциях, предугадал методы антропометрии. В Венеции П. Аретино выступил как зачинатель художеств, критики, обращённой к художнику и зрителю, и, используя тон непринуждённой беседы, отстаивал полную ощущения жизни, свободную от к.-л. канонов живопись, главенство в ней колоризма. На исходе эпохи Возрождения флорентинец Дж. Ва-зари вплотную подходит к пониманию И. как ист. науки в жизнеописаниях художников 14-16 вв. (время, назв. им Возрождением), выделяя осн. тенденции в иск-ве каждого, объединяя очерки общей концепцией, уподобляющей развитие иск-ва жизни человека. Ощущение кризиса ренессансного иск-ва сказывается в трактатах 2-й пол. 16 в., возрождающих спиритуализм (идеолог маньеризма Дж. П. Ломаццо). Изучение и осмысление антич. ордерной системы на основе соч. Витрувия и обмеров антич. памятников отражены в трактатах С. Сер-лио, Дж. да Виньолы, Д. Барбаро, А. Палладио, ряда франц., нем., исп., нидерл. зодчих. На рубеже 17 в. под влиянием Вазари Карел ван Мандер создал биографии нидерл. живописцев.
Обширная лит-pa по иск-ву в Европе 17 в. (трактаты, руководства, обзоры итал. и европ. иск-ва, путеводители по Италии и её областям, жизнеописания художников, хроника художеств, жизни) при всём её интересе к совр. художеств, культуре в целом ограничивает своё внимание классич. и академич. иск-вом Европы, полемикой вокруг классицизма; истолкователями его рационалистической эстетики были в Италии Дж. П. Беллори, историк-систематизатор школ и стилевых направлений, и автор первого словаря терминов изобразит, иск-ва Ф. Бальдинуччи, во Франции в области живописи А. Фелибьен, в области архитектуры Ф. Блондель. Элементы оппозиции догматике классицизма есть в интересе к богатству и свободе живописи у итальянца М. Боскини и у Р. де Пиля (начавшего во Франции спор "рубен-систов"-сторонников колорита и сближения с натурой - с догматиками-"пуссенистами"), в творч. понимании ордера во франц. архит. трактате К. Пер-ро. Итальянец Дж. Манчини, опережая своё время, ставил проблемы нац. особенностей иск-ва, его связей с ист. обстановкой и идеологией эпохи, творч. специфики школ и мастеров. В компилятивном труде немца И. Зандрарта, кроме ценных сведений о коллекциях и нем. художниках, появилась первая в Европе характеристика дальневосточной живописи.
В 18 в., в эпоху Просвещения, И. постепенно начинает определяться как самостоят, наука во всех трёх своих разделах и получает прочную основу, филос. и ист., с оформлением в науку эстетики и археологии. С развитием обществ.-критич. мысли во франц. лит-ре появляются критерии чувства, вкуса (Ж. Б. Дюбо), печатаются критич. обзоры выставок (Лафон де Сент-Йенн); в беспримерных по силе убеждённости и по яркости восприятия произведений "Салонах" Д. Дидро сформировались и жанр критич. этюда, и программа борьбы за социальную активность, идейность и реализм иск-ва. В Германии теоретиком реализма выступил Г. Э. Лессинг, к-рый ввёл термин "изобразит, иск-ва" и подверг анализу их специфику. Англ, художеств, теория (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс) искала компромисса между реализмом и традицией ренессанса и барокко. Идеи ист. развития, представления о ценности самобытных художеств, явлений утверждали в Италии Дж. Вико, в Германии И. Г. Гердер, пропагандист народности и нац. традиций, и И. В. Гёте, в частности оценивший красоту нем. готич. зодчества. И. Крист применил филологич. методы изучения памятников иск-ва, исследуя надписи, документы и т. д. Родоначальником истории иск-ва как науки стал И. И. Винкельман; он представил развитие антич. иск-ва как единый процесс смены художеств, стилей, связанный с эволюцией об-ва и гос-ва; его мысль о связи расцвета греч. иск-ва с демократией оказала огромное влияние на европ. классицизм. В Италии Дж. Б. Лан-ци завершил традициккжизнеописаний"- биографич. изложения истории итал. живописи. Архит. наука ввела в обиход наряду с др.-рим. памятниками др.-греч. шедевры на терр. Италии, осветила конструктивные принципы антич. зодчества, выдвинула требования разумности, естественности, близости к природе (во Франции Л. Ж. де Кордемуа, Г. Ж. Бофран, аббат Ложье). Венецианец К. Лодоли, предвосхищая идеи 20 в., видел красоту зодчества в функциональной целесообразности зданий и в их соответствии природе строит, материалов. В России в 18 в. переводились трактаты Витрувия, Виньолы, Палладио, Фелибьена, де Пиля, возникли оригинальные соч.- архит. трактат П. М. Еропкина, И. К. Коробова и М. Г. Земцова, теоретич. труды об изобразит, иск-ве И. Ф. Урванова и П. П. Чекалевского; если последний следовал Винкельману, то в трактате Д. А. Голицына видно влияние Дидро и Лессинга, а в высказываниях В. И. Баженова - связь с идеями А. Н. Радищева и Н. И. Новикова.
В 19 в. завершилось сложение И. как науки, систематически охватывающей широчайший круг проблем иск-ва всех эпох и стран, обладающей своей методологией и находящей опору в развитии филос.-эстетич. мысли, в прогрессе обществ, и точных наук, в мощных социальных движениях и идеологич. борьбе. В 1-й пол. века воздействие идей Великой франц. революции, влияние эстетич. концепций И. Канта, Ф. В. Шеллинга, братьев А. В. и Ф. Шлегелей и особенно Г. Ф. Гегеля создали возможность для возникновения, хотя и на идеалистич. основе, мировоззренчески цельного представления об иск-ве, проникнутого идеями ист. развития и взаимосвязей обществ, и культурных явлений. Размах археологич. исследований, накопление многочисл. фактов развития иск-ва, открытие публичных художеств, музеев способствовали быстрому формированию проф. науч. истории иск-ва. В атмосфере бурной обществ, жизни, успехов выставочного дела и журналистики складывается художеств, критика, активно участвующая в развитии иск-ва и в воспитании взглядов и вкусов публики. Теория, история и критика в небывалой мере наполняются борьбой обществ, идей и направлений. Теория иск-ва классицизма, поднимавшаяся в период Великой франц. революции до высокой гражданственности и предвосхищения архит. и градо-строит. рационалистич. открытий 20 в. (Э. Л. Булле, К. Н. Леду), позже стала догматич. доктриной, утверждавшей нормы "хорошего вкуса" (Г. Мейер в Германии, А. К. Катрмер де Кенси во Франции). С зарождавшимся романтизмом во многом связаны отрицание этих норм, обращение к наследию ср. веков и Раннего Возрождения, к нар. творчеству (С. и М. Буассере в Германии, Т. Б. Эме-рик-Давид во Франции, Т. Рикман в Великобритании). Опережают свою эпоху мн. ист. и критич. суждения Стендаля во Франции и Дж. Констебла в Великобритании, утверждавших жизненность и творч. свободу иск-ва, а также капитальные исследования К. Ф. Румора в Германии, положившие начало науч. изучению иск-ва на основе стилистич. анализа. Наряду с косной академич. критикой франц. салонов в 1820-40-х гг. появилась блестящая и свободная романтич. критика Э. Делакруа, Г. Планша, Г. Гейне, Ш. Бодлера; начала складываться и критика, обосновывавшая демократическое реалистич. иск-во, во главе с Т. Торе. В России с нач. 19 в. растёт интерес к истории нац. иск-ва (И. А. Акимов, П. П. Свиньин, И. М. Снегирёв) и к его гражд. программе (А. X. Востоков, А. А. Писарев). Противовесом академич. теории и критике (И. И. Виен, А. Н. Оленин, В. И. Григорович), в 1830-х гг. воспринявшим консервативные стороны романтич. теорий (П. П. Каменский, Н. В. Кукольник, С. П. Шевырёв), стали критические этюды К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, В. К. Кюхельбекера, основанные на живом общении с художеств, произв., взгляды А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. И. Надеждина, утверждавших филос. значение, жизненность и народность иск-ва. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, преодолевая идеалистич. методологию, дали рус. иск-ву глубоко обоснованную реалистич. программу; её воздействие сказалось в статьях В. П. Боткина, В. Н. Майкова, А. П. Баласогло. И. И. Свиязев и А. К. Красовский высказали ряд прогрессивных для своего времени положений о природе и задачах архитектуры. К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрыв природу художеств, освоения действительности, связь иск-ва с социалыю-эконо-мич. структурой общества и борьбой классов, вооружили И. науч. мировоззрением; поддерживая реалистич. иск-во, они обосновали его историч. прогрессивность, дали образцы исторически конкретного анализа и истолкования иск-ва (античность, Возрождение, классицизм и др.). В России революц.-демократич. эстетика Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова явилась базой для страстных, боевых критич. выступлений В. В. Стасова, остропроблемных статей М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. Н. Крамского, М. И. Михайлова, обосновавших участие иск-ва в идеологич. борьбе за права народа. Марксистская лит-ра 2-й пол. 19- нач. 20 вв. (Г. В. Плеханов, П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин) дала материалистич. объяснение происхождению и развитию иск-ва, подчеркнула его активную роль в обществ, борьбе.
С сер. 19 в. бурное развитие наук, в т. ч. археологии, этнографии, филологии, истории культуры, изучение архивов, художеств, памятников, их типологии и иконографии, атрибуц. деятельность сделали возможным появление в Германии первых опытов всеобщей истории иск-ва -фактографически-систематизаторской у Ф. Куглера, основанной на гегельянской философии истории у К. Шназе, на методах иконографии и филологии у А. Шпрингера. Логику развития иск-ва, связь его явлений с духовной и материальной культурой общества стремились раскрыть немец Э.Колофф, бельгиец А. Микиельс, швейцарец Я. Буркхардт; в теоретич. и ист. анализе архитектуры и декоративного иск-ва велики заслуги французов Э. Э. Виолле-ле-Дюка и О. Шуази, немца Г. Земпера. Большой обществ, силой стала художеств, критика, оценочные суждения к-рой переносились и на историю иск-ва; наряду с уводившим от жизни идеалистич. субъективизмом (Дж. Рескин в Великобритании, Т. Готье, Э. и Ж. Гонкуры во Франции) и позитивизмом (П. Ж. Прудон, И. Тэн во Франции) утвердилось направление, которое обосновывало и пропагандировало материалистич. эстетику, демократия, реалистич. иск-во (Щанфлёри, Ж. А. Ка- . станьяри, Э. Золя во Франции); с ним связана и проницат. оценка художеств, явлений 15- нач. 19 вв. французами Торе, Бодлером, Э. Фромантеном. С последней четв. 19 в. в Германии, Австрии и Швейцарии были последовательно и глубоко разработаны науч. методы стилистич. анализа художеств, произв.; основой для них, однако, служили не столько культурно-ист. (А. Шмарзов) или историко-пси-хологич. (Ф. Викхофф - основатель венской школы, см. Австрия, раздел Общественные науки) методы, сколько идеалистические представления об имманентном саморазвитии художеств, формы (А. Хильдебранд, Г. Вёльфлин, П. Франкль, А. Э. Бринкман), о "художеств, воле" (А. Ригль, X. Титце), об "истории духа" (М. Дворжак, В. Вайс-бах, К. Тольнаи). На этой базе возникли окрашенная национализмом концепция К. Гурлитта, противопоставление "Востока" "Западу" у И. Стшиговского, иррационализм В. Пин дера, субъективистские теории вчувствования и "абстрагирования" В. Воррингера. Вместе с тем знаточество (немец Г- Ваген, итальянцы Дж. Б. Кавальказелле и Дж. Морелли) и науч. методы культурно-ист, школы (Э. Мюнц во Франции, К. Юсти в Германии) в сочетании со стилистич. анализом позволили в кон. 19-1-й трети 20 вв. систематически исследовать иск-во древности (француз М.Коллиньон, швейцарец В. Деонна, немцы А. Фуртвен-глер, Л. Курциус, датчанин Ю. Ланге), ср. веков (М. Дворжак, французы Л. Брейе, Г. Милле, Э. Маль), Возрождения и барокко (Г. Вёльфлин, А.Шмарзов, знатоки нового типа-итальянец А. Вентури, немцы В. Боде, М.Фрид-лендер, В. Р. Валентинер, американец Б. Бернсон, голландец К. Хофстеде де Грот), нового времени (немец Ю. Майер-Грефе, француз Л. Розенталь), стран Азии (француз Г. Мижон, немец Ф. Зар-ре, австриец Э. Диц). Развитие И. нового времени подытожено во всеобщих историях иск-ва К. Вёрмана (на рубеже 19-20 вв.), а позже под ред. А.Мишеля и под ред. Ф. Бургера и А. Э. Бринк-мана (1-я треть 20 в.), в истории иск-ва "Пропилеи" (2-я четв. 20 в.), биографич. справочниках У. Тиме и Ф. Беккера (1-я пол. 20 в.) и X. Фольмера (сер. 20 в.). На рубеже 20 в. сложились понятия И. (Э. Гроссе) и всеобщего И. (Э. Кассирер).
В России во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. собирание и систематизацию материалов по истории рус. иск-ва вели Д. А. Ровинский, Н. П. Собко, А. И. Сомов, А. В. Прахов, Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин, Н. П. Лихачёв, А. И. Успенский, изучение рус. архитектуры - Н. В. Султанов, Л. В. Даль, В. В. Суслов, П.П. Покрышкин, А. М. Павлинов, Ф. Ф. Горностаев, Г. Г. Павлуцкий. Усиление интереса к стилистическому анализу в нач. 20 в. отразилось в работах по рус. иск-ву, возглавленных И. Э. Грабарём, расширение круга изучаемых памятников - в работах Г. К. Лукомского, С. П. Яремича, В. Я. Адарюкова, историков архитектуры И. А. Фомина, В. Я. Курбатова, Б. Н. Эдинга. Успехи рус. школы византиноведения и христ. иконографии связаны с именами Н. П. Кондакова, Е. К. Редина, Д. В. Айналова, Я. И. Смирнова, Ф. И. Шмита. Большую роль в изучении всеобщей истории иск-ва сыграли рус. учёные И. В. Цветаев, Б. В. Фармаковский, В. К. Мальмберг, П. П. Семёнов, Н. И. Романов, М. И. Ростовцев, А. Н. Бенуа, Н. Я. Марр. В кон. 19 - нач. 20 вв. эстетский индивидуалистич. характер носила деятельность ряда критиков и историков иск-ва (А. Л. Волынский, Д. В. Философов, С. К. Маковский).
Учение В. И. Ленина о двух культурах в каждой нац. культуре, об иск-ве как отражении социальной действительности, |