БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тво народов Востока. Путеводитель-очерк, М., 1968.

ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный характер, выполняются путём обработки веществ, материала, формирование к-рого существенно определяет характер их образного строя. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным И. п. относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространств. формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразит, и неизобра-зит. иск-вами не абсолютны. В декоративно-прикладном иск-ве широко используются более или менее условные и образит. мотивы, а нередко и законч. изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразит, творчества (напр., фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). В зодчестве иногда воспроизводятся органич. формы (Индия, Др. Египет); в архит. декоре употребляются растит, мотивы (напр., антич. коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12 - 13 вв.), антропоморфные (кариатиды, атланты). Изобразит, иск-ва иногда пользуются отвлечёнными мотивами (напр., книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Такая область И. п., как орнамент, пользуется как изобразит., так и неизо-бразит. мотивами.

От других родов художеств, деятельности И. п. отличаются, во-первых, отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, напр., в музыке. Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное иск-во); для полноценного освоения архит. образа, а в известных случаях и монумент, живописи и скульптуры, необходимо также двига-тельно-моторное восприятие, требующее определ. длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. И. п. входят в состав многих синтетич. иск-в более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театр, спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (напр., "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина). В ср.-век. Китае и Японии живопись органически сочетается в одном произведении с поэзией: стихотворение, начертанное на изображении пейзажа, объединяется с ним не только смыслом, но и посредством каллиграфич. начертания; каллиграфия является на Дальнем Востоке особым родом И. п.

Материал языка, слово, особенно в некоторые эпохи и в некоторых видах искусства, достаточно широко входит в структуру образа И. п. Текст - неотъемлемый элемент в плакате, в карикатуре. Слово зачастую конкретизирует и развивает образ в греческой вазописи, в ср.-век. иконописи и миниатюре, в лубочной гравюре. В зодчестве ту же роль играют надписи (напр., на рим. триумф, арках) и даже целые тексты (в др.-егип. храмах, ср.-век. мечетях); небезразличным к содержанию картины или скульпт. произв. является даваемое художником название. Однако в основном образная структура произведений И. п. строится эрительно-пластич. средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластич. движение, ритм, линия, светотень, цвет и т. д.), характером обработки материала.

Как и др. роды художеств, деятельности, И. п. осваивают мир в образной форме. Структуру художеств, образа в И. п. можно аналитически расчленить на три в действительности тесно связанных друг с другом аспекта - тектонически-композиционный, экспрессивный (выразительный) и изобразительный. Все они - в своём неразрывном единстве - выявляют идейно-художественный смысл произведения.

В архитектуре, декоративно-прикладном иск-ве, художественном конструировании и скульптуре первый из этих аспектов состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, в формировании его конструкции и тектоники, во взаимно гармоническом или намеренно дисгармоническом расположении отд. частей, в увязывании воедино всех элементов пластич. формы, в достижении целостности композиции. В живописи, графике, фотографии те же принципы конструк-тивно-композиц. построения воспроизводятся на плоскости, так что объёмно-иространств. отношения моделируются с большей или меньшей мерой условности в двух измерениях.

Выразительность образа достигается использованием зрительно-формальных элементов; последние способствуют созданию определ. духовной атмосферы, настроения, выявлению идейного смысла произведения. В практике творчества текто-нически-композиц. и эмоционально-экспрессивный аспекты нерасторжимы, т. к. духовная содержательность образа во многом зависит от определ. пластич.решения, а оно, в свою очередь, всегда несёт определ. эмоционалыш-эстетич. содержание.

Третий, изобразит, аспект специфичен для живописи, скульптуры и графики, несмотря на попытки бурж. модернизма превратить эти виды иск-ва в "абстрактные". Внутри изобразит, аспекта можно условно различать моменты непосредственно-визуальный (т. е. то, что непосредственно изображено художником, напр, плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и ассоциативный, позволяющий расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого (фабулу повествования, внутр. конфликты, психологич. состояние, символич. значение и т. д.), что даёт возможность включить в круг осваиваемых И. п. явлений действительности временное течение событий, философские размышления о жизни, широкую совокупность обществ, идей, т. е. те стороны реальности, к-рые не имеют непосредственно зрительного облика.

Т. о., нельзя считать, будто объектом эстетич. освоения мира в И. п. является лишь сам предметный мир, доступный зрению, и что художеств, их значимость ограничивается только чисто "пластич. ценностями" зрительно воспринимаемых объектов и пространств, отношений. Практически всё "...общеинтересное в жизни..." человека (см. Н. Г. Чернышевский, Поли, собр. соч., т. 2, 1949, с. 81-82) является предметом И. п. И. п. органически связаны с обществ, и идейными движениями своего времени; в них, хотя нередко в опосредованной форме, преломляются социальные конфликты, борьба классов.

Очень широк диапазон непосредств. объектов изображения в изобразит, искусствах. Особенно многогранна в отношении круга воспроизводимых явлений живопись. Массовые сцены, любые события истории и повседневности, природа в разнообразных её формах и состояниях доступны живописи и отчасти графике. Круг явлений жизни, непосредственно воспроизводимых скульптурой, уже. Но раскрывая идеал совершенного человека, его бунтарское дерзновение, овеществляя в материале самые сложные мысли и эмо-цион. импульсы, пластика располагает столь же мощными ресурсами духовного освоения мира. Неизобразит. И. п.- архитектура в первую очередь - также обладают богатыми возможностями духовной, идеологич. содержательности: они способны воплощать, как правило, наиболее общие социальные и философские идеи времени. Мир, каким он мыслился в определ. эпохи, запечатлен в архитектуре пирамид, Парфенона, собора в Реймсе, купола Ф. Брунеллески, храма в Коломенском.

Как род художеств, деятельности И. п. входят в круг явлений обществ, сознания, занимая на всех ступенях ист. развития человечества важное место в духовном освоении действительности, в идейной жизни и социальной борьбе своего времени.

Вместе с тем мн. своими чертами И. п. сближаются с миром материальных предметов, создаваемых человеком в качестве своей "культурной среды".

Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике "изменения мира" предметов, к-рых природа не знает и к-рые противостоят ей именно как результат человеч. творчества, развивали духовные способности человека, в т. ч. и "... чувствующий красоту формы глаз..."(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластич.координации. Тем самым вещь, созданная человеком, делается носителем его "сущностных сил", "одухотворяется". Предметный мир, преобразуемый человеком, воспринимается как мир "очеловеченный", как овеществлённое творчество, совершенствующее природу, вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстеич. чувство, на почве к-рого складываются постепенно разные виды И. п.

В этом смысле можно связывать происхождение И. п. с "деланием вещей". Но ошибочно сводить к этому их специфику. Иск-во - делание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностыо, а позднее - в классовых обществах - более или менее (в зависимости от вида И. п.) развёрнутым идеологич. смыслом. "Делание вещей" перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет "одухотворяется", прйобретает эстетич. качества. Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластич. или двухмерное изображение становится фактом иск-ва, когда в нём выражается эстетич. освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплено образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. Сосуд превращается из вместилища в произведение декоративно-прикладного иск-ва, когда в нём овеществляется определ. представление о красоте действительности; любое изображение является живо- писью, когда в нём есть хотя бы начатки образного осмысления мира.

С древнейших времён И. п. участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании "второй природы", зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным производством. Собственно художеств. начало тесно переплетается с внеэстетич. моментами -производств., бытовыми, относящимися к различным формам социальных ритуалов и идеологич. функций. Произведения зодчества, за малыми исключениями, сооружаются не в качестве "чисто" художеств, памятников, но для удовлетворения тех или иных материальных или социально-практич. нужд. Так, храмы - это здания, где отправляется определ. культ, театр - мест, куда собираются зрители, чтобы смотреть театр, представления. Тем не менее эстетич. качества сооружения неотъемлемы от его практич. функции, поскольку в неё входит и духовно-эстетич. выразительность здания. Жильё превращается во "дворец", когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции. Декоративно-прикладное иск-во, до 19 в. существовавшее только в форме художеств. ремесла - произ-ва предметов произ-ва, быта и т. д.,- прежде, чем быть иск-вом, выступает в своей практич. функции. Правда, художеств, обработка утвари, оружия, объектов общественно-гос. или религ. ритуала могла являться неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования: микенские кинжалы, золотые скифские фибулы, сасанидские блюда, "шапка Мономаха", китайский фарфор, японские лаки должны были обладать высокими эстетич. качествами, чтобы отвечать своему практич. назначению. Будучи красивы, богаты, роскошны, они обретали соответствующую эпохе "человеческую форму" (см. К. Маркс, там же, с. 594). Характерно при этом, что с течением времени, когда меняется социаль-но-экономич. уклад, практич. функция предмета нередко "выветривается" и произведение художеств, ремесла выступает в своём собственно эстетич. качестве (напр., декоративные керамич. тарелки, застёжка, превратившаяся в брошь, и т. д.). Аналогична и судьба таких произведений И. п., к-рые в пору своего возникновения были призваны удовлетворять в первую очередь внехудожеств. потребностям. Егип. скульпт. портрет, служивший целям заупокойного культа, икона, бывшая предметом религ. поклонения, дворянский портрет 17-18 вв., являвшийся для заказчика документом его генеалогич. древа, сохранили своё объективное значение только как произведения иск-ва.

Становление И. п. в недрах материального производства происходит ещё в первобытном обществе. Уже тогда предметы, создаваемые рукой человека,наделяются магич. или религ. смыслом, в к-ром проступают начатки чувственно-конкретного осознания действительности.

В древности и средневековье постепенно совершается обособление таких видов пространств, искусств, как скульптура и живопись, от непосредств. связи с ма-вериальным производством. Особенно тажные завоевания на этом пути были сделаны в греко-рим. мире, где не только изобразит, творчество, но и архитектура обретают большую полноту и свободу развития своего собств. эстетич. содержания. Даже в декоративно-прикладном иск-ве это зафиксировано, напр., в разделении труда между гончаром и вазопис-цем. Вместе с тем в антич. мире полностью сохраняется органич. связь скульптуры и живописи со всей областью художеств, обработки материальной среды, что выражается в высокой мере единства стиля во всём комплексе предметного окружения человека - от монумент, зодчества и статуарной пластики до любых мелочей бытовой утвари, одежды и вооружения.

То, что антич. иск-во имело в качестве своей почвы и арсенала мифологию, ещё более способствовало прогрессу в эстетич. освоении мира, поскольку сама мифология есть "...бессознательно-художественная переработка природы..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столь же велика роль мифологии в И. п. древнего и ср.-век. мира на Востоке (Китай, Индия, сасанидский Иран и т. д.).

В раннем средневековье, как в Европе, так и в Азии, вновь наблюдается более тесное срастание И. п. с ремеслом, материальным производством вообще. К этому присоединяется господство религ. идеологии, ограничивающее в известном смысле свободное развитие эстетич. освоения мира. Вместе с тем эта эпоха от-меченакрупными завоеваниями в эстетич. освоении новых сторон действительности и внутреннего мира человека. Так, кит. и япон. пейзаж дал образцы лирико-субъективного восприятия природы. В Европе готика создала предпосылки развитию психологизма и драматич. конф-ликтности в осознании противоречий действительности. В средние века сохраняется ещё редкая монолитность стиля: живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Визант. мозаика эстетически созвучна архит. формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архит. образа. То же наблюдается ещё и на исходе средних веков: в готике зодчество и статуарная пластика органически связаны друг с другом не только чисто формально, но, как и повсюду прежде, - самой художеств, концепцией.

Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах И. п. в Европе. В это время изобразит, иск-ва окончательно превращаются в собственно художеств, деятельность. Отделение от ремесла делает не только их, но и зодчество "свободными художествами", наряду с поэзией имузыкой. Параллельно совершается и их секуляризация. Даже когда в период контрреформации вновь оживают церковная живопись и скульптура, речь идёт об обслуживании религ. ритуала собственно эстетич. средствами. Алтарные образы П. П. Рубенса, храмовые статуи Л. Бернини не являются в строгом смысле слова иконами, т. е. предметами поклонения; это - собственно художеств, произв., призванные пропагандировать идеалы католицизма именно в своём эстетич. качестве.

Обособление И. п. в самостоят, область специфически художеств, деятельности решительно раздвинуло границы эстетич. познания. Мир раскрылся мастерам иск-ва в невиданном прежде богатстве и многообразии, что повлекло за собой расширение возможностей живописи, скульптуры и графики, сложившейся в особый вид творчества.

Расхождение путей "свободных художеств" и художеств, ремесла, эмансипация скульптуры и особенно живописи от зодчества - процесс, завершившийся к 19 в., привёл к возникновению, а затем и к выдвижению на первый план станковых форм иск-ва. Это повлекло за собой, с одной стороны, разрушение стилистич. и идейной целостности всей совокупности видов И. п., исчезновение характерного для них в древности и средние века эстетич. единства, упадок проф. художеств, ремесла. Это последнее не может сколько-нибудь полноценно выполнять те функции, к-рые теперь становятся ведущими в И. п., - функции непосредств. наблюдения и эстетич. осмысления разнообразных сторон социальной действительности и внутр. мира человека. Лишь в нар. творчестве, где оно ещё продолжает процветать (как, напр., в России в 18 - 19 вв.), сохраняются живые традиции былой художеств, целостности предметной среды.

Но, с другой стороны, в рамках станкового иск-ва происходит теперь осн. развитие художеств, мысли в области И. п., решаются основные идейно-эстетич. проблемы. Это открыло перед И. п. новые перспективы в осознании всё более глубоких обществ., моральных, философских, а затем и непосредственно политич. проблем времени. Живопись разветвляется на ряд самостоят, жанров - портрет, пейзаж, бытовой и ист. жанры, натюрморт и пр. В скульптуре отчасти впервые возникают, отчасти получают внутреннее развитие такие типы, как монумент в городе, станковый портрет, станковая фигура, жанровая скульптура, хотя по своей роли в общей системе И. п. пластика всё более уступает ведущее место живописи и графике, одновременно (кончая эпохой классицизма нач. 19 в.) сохраняя более тесные стилевые связи с зодчеством. В архитектуре также выдвигается ряд новых задач и собственно художеств. проблем: окончательно утверждается доминирующее положение светского зодчества, развивается зародившийся ещё в древности принцип заранее задуманного гор. ансамбля (в той мере, в какой этому не препятствуют экономич. и социальные условия крепостнич. и особенно бурж. общества), успехи техники обеспечивают возможность ряда смелых идейно-эстетич. новшеств (начиная с кон. 19 в. и особенно в 20 в.).

Соответственно меняется характер эволюции И. п. Вместо ме