БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

дленной смены стилей теперь имеют место динамич. чередование и сосуществование различных направлений и школ. Так, уже в 17 в. бок о бок развиваются собственно барокко, классицизм, голл. реализм и т. д. Особенно сложным делается процесс развития в 19 в., когда с середины столетия уделом архитектуры и декоративно-прикладного иск-ва становится эклектич. бесстилие, а в изобразит, творчестве смена и борьба течений достигают особой остроты.

В этот период И. п. приобретают новые возможности при непосредств. участии в социальной борьбе. Мощное развитие получают живопись и графика критич. реализма (О. Домье, Г. Курбево Франции; передвижники в России).

Первенствующая роль изобразит, форм И. п. приводит к сближению живописи и графики со словесными иск-вами, в частности с литературой. В образной структуре этих иск-в важное значение приобретают повествоват. фабула, стремление к раскрытию сложных социальных конфликтов, с одной стороны, с другой - к углублённому психологизму.

Уже начиная с Возрождения изображение строится как реальная картина визуально воспринимаемой действительности. Художник добивается "эффекта присутствия", когда зритель должен ощущать себя непосредств. наблюдателем воспроизведённого мира. Ради этого разрабатывается формальная система расположения трёхмерных объёмов в пространстве. Ренессанс создал прямую перспективу с единой точкой схода, соответствующей мыслимой оси зрения воспринимающего картину человека. Колористич. завоевания венецианских живописцев 16 в., великих мастеров 17 в.- П. П. Рубенса, Д. Веласкеса, Рембрандта - открыли новые возможности в передаче чувств, богатства предметного мира. Выработка сценич. композиции, трактуемой как остановленная мизансцена во временном течении события, в чём особенно велик вклад мастеров-реалистов 19 в. (Г. Курбе, П. А. Федотова, И. Е. Репина и др.), разработка пленэра, развитого импрессионистами,- таковы гл. этапы становления новой структуры живописной картины, в к-рой с наибольшей полнотой осуществляется прогресс И. п. в Европе в новое время. Графика, особенно гравюра, следует в значит, степени по тому же пути. К 19 в. относятся и первые шаги фотоискусства, технич. средства которого оказались особенно адекватными поискам "эффекта присутствия". Специфика скульптуры не позволяет ей полностью вступить на эту же линию стилистич. развития, но и она, в меру своих возможностей, стремится к натуральности, станковой камерности, т. е. к масштабному соответствию между произведением и зрителем, к живописным композиц. приёмам.

Элементы "изобразительности" характерны в 19 в. даже для зодчества. Стилистич. эклектизм приводит к тому, что отд. сооружение -"изображает", то ре-нессансное палаццо, то интерьер готич. замка, то др.-рус. терем. Технич. успехи этого времени позволяют широко применять подобную изобразит, имитацию, одевать здание в любой наряд. Такое тяготение к воспроизведению прошлых стилевых форм сказалось и в декоративно-прикладном иск-ве, где претензии на художественность вырождаются в эклектич. подражательность, имеющую мало общего с ведущими эстетич. потребностями времени.

Романтически настроенные художеств, деятели 19 в. (Дж. Рескин, Ш. Бодлер) считали этот распад единого "большого стиля" свидетельством всеобщего упадка И. п. В неравномерности развития отд. родов и жанров И. п. видели кризис пластич. культуры вообще. В "станковизме" усматривали губительное разложение цельности художеств, видения. В действительности же развитие И. п. со времени Возрождения, и в частности в станковых формах, принесло огромные завоевания и в идейном, и в чисто пластин, отношении.

В И. п. нового времени складываются иные, чем прежде, взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и в ср. века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоцион. выразительность формы. Чёткая пластич. ритмика греч. статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия ср.-век. иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармонич. равновесии с пластич. экспрессией формы, как в эллинском искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как в иск-ве раннего средневековья.

В искусстве Возрождения целостность и свобода в воспроизведении реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью выражения конструкции и экспрессии форм, как, напр., в скульптуре Донателло и фресках Пьеро делла Франческа. У мастеров 17 в. имеет место тот же принцип. В дальнейшем усиливающееся стремление к достижению "эффекта присутствия" приводит в 19 в. к тому, что на первый план выдвигается изобразит, начало, а конструктив-но-композиц. логика и экспрессия формы существуют как бы в скрытом виде. Ноот этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В полотнах Г. Курбе и И. Е. Репина нетрудно обнаружить их прочную линейную и пространств, конструкцию. Цвет в картинах Э. Мане и В. И. Сурикова имеет далеко не только изобразительную, но и эмоциональную функцию.

На исходе 19 в. вновь начинается движение за возрождение стилистич. единства И. п. Стиль "модерн" в архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве, к-рому предшествовали теоретич. размышления Г. Земпера и практич. опыты У. Морриса, представляет собой первую попытку вернуться к синтетич. пониманию пластич. культуры, к единому "большому стилю",

куда органически входят и монумент, живопись (М. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени), и архитектонически продуманная скульптура (А. Майоль), и вся художеств, обработка материальной среды. Мн. крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного иск-ва. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания экспрессивной функции формы.

В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения. В них отражается вся сложность эпохи заката бурж. цивилизации, грандиозных революц. потрясений, утверждения нового - социалистического - обществ, порядка. Никогда прежде художеств, процесс не поляризовался так резко. Кризис бурж. культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластич. мышления, уводящий либо вчисто формальное экспериментирование (причём однобоко, гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны, грани художеств, выразительности формы), либо в эстетич. субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончат, разрыву связи иск-ва с действительностью и к разрушению целостности художеств, сознания (кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, поп-арт и др. течения).

Но в И. п. в 20 в. возникают и утверждаются также мн. плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технич. прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетич. принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроит. комплексах. Возникают новые виды и формы И. п. (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. И. п. вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая пластич. культура, проявляющаяся в художеств, конструировании, иск-ве оформления городов, выставок, в зрит, режиссуре празднеств, в рекламе, полиграфии и т. д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиц. художеств, ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран, гл. обр. в форме нар. прикладного иск-ва. Контакты И. п. с обществ, жизнью в передовом иск-ве становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политич. жанров (плакат, карикатура).

Мощный подъём переживают в 20 в. реалистич. направления в И. п. В них вырабатывается ряд новых образных и формальных принципов, обогащающих идейно-художеств. содержание реалистич. метода. Прежде всего в иск-ве социали-стич. реализма особенно непосредственной становится связь с совр. социальной борьбой. Реалистическое иск-во обретает открытую идейную целеустремлённость, отвечающую эпохе решит, столкновения двух систем -капитализма и социализма. Жизнь и ист. судьбы нар. масс, революц. события, глубокое, зачастую философски-опосредованное осмысление всемирно-ист, перелома в истории человечества, места отдельной личности в глобальных социальных процессах входят в круг интересов И. п. Соответственно кристаллизуется новая образная структура; формируются иные, чем прежде, связи И. п. с действительностью, видоизменяется соотношение места и роли отдельных видов художеств, творчества. Наряду с традиц. системой создания "эффекта присутствия" получают распространение различные формы условно-поэтич. интерпретации мира и соответствующая им стилистика.

Стремление к возрождению целостности и органичности пластич. мышления ведёт к сближению зодчества, изобразит. иск-в и художеств, обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художеств, творчества. Намечаются связи И. п. с другими родами художеств, деятельности; большое влияние на зрительно-пластич. культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль И. п. в образной структуре современного театр, и киноискусства решительно возрастает, так что рождаются гибридные формы, подобные мультипликац. фильму. Таким образом, вместе с возникновением новых форм И. п. возрастает значение последних в художественной культуре человечества.

Лит.: Гильдебрант А., Проблема формы в изобразительном искусстве, пер.с нем., М., 1914; Гегель Г., Лекции по эстетике, Соч., т. 13-14, пер. с нем., М., 1940 - 58; Лессинг Г., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, пер. с нем., М., 1957; Гер дер И. Г., Пластика, в его кн.: Избр. соч., [пер. с нем.], М.-Л., 1959; Дмитриева Н., Изображение и слово, М., 1962; 3емпер Г., Практическая эстетика, пер. [с нем.], М., 1970; Виппер Б. Р., Из "Введения в историческое изучение искусства", в его кн.; Статьи об искусстве, М., 1970, с. 59 - 450. Г.А. Недошивин.

ИСКУССТВЕННАЯ ЛИНИЯ, электрическая, электрическая цепь, составленная из неск. последовательно включённых звеньев, содержащих катушки индуктивности и конденсаторы. И. л. применяются в электротехнич. и радиотехнич. устройствах, гл. обр. импульсных, для задержки по времени импульсов, формирования импульсов малой длительности, моделирования волновых процессов и др. Различное соединение катушек индуктивности и конденсаторов в звене позволяет получать И. л. с заданными электрич. характеристиками (полосой пропускания частот, фазовой и переходной характеристиками и др.). При определ. условиях такие линии можно рассматривать как искусственно созданный эквивалент (отсюда и название И. л.) однородной длинной линии, осн. параметры к-рой можно выразить через параметры И.л. На практике И. л. выполняют из конечного числа чаще одинаковых звеньев (3-7 и более) с активным сопротивлением на конце И. л. (см. рис.). В И.л. при большом числе звеньев получают задержку импульсов по времени или фор- мируют импульсы длительностью в десятки мксек.

Схема трёхзвенной искусственной линии; L - катушка индуктивности: С - конденсатор; R - резистор, сопротивление которого равно волновому сопротивлению соответствующей длинной линии.

Лит.: Меерович Л. А., Зеличенко Л. Г., Импульсная техника, 2 изд., М., 1954; Литвиненко О. Н., Coшников В. И., Расчёт формирующих линий, К., 1962. В. М. Родионов.

ИСКУССТВЕННАЯ ПЛАНЕТА, космический летат. аппарат, движущийся по гелиоцентрич. орбите, являющийся искусственным спутником Солнца.

ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧКА гемодиализатор, аппарат для временного замещения выделительной функции почек. И. п. используют для освобождения крови от продуктов обмена, коррекции электролитно-водного и кислотно-щелочного балансов при острой и хронич. почечной недостаточности, а также для выведения диализирующихся токсич. веществ при отравлениях и избытка воды при отёках. В 1913 амер. учёный Дж. Абель создал аппарат для диализа, к-рый явился основой конструкции И. п.; в 1944 голл. учёный В. Колф впервые успешно применил на практике И. п.

Работа И. п. основана на принципе диализа веществ через полупроницаемую мембрану (целлофан) вследствие разницы их концентраций в крови и диализирую-щем растворе, к-рый содержит осн. электролиты крови и глюкозу в близких к физиологическим концентрациях и не содержит веществ, к-рые надо удалять из организма (мочевина, креатинин, мочевая кислота, сульфаты, фосфаты и др.). Белки, форменные элементы крови, бактерии и вещества с молекулярной массой более 30 000 через мембрану не проходят. При гемодиализе, т. е. работе И. п. (см. рис.), кровь больного отсасывается через катетер (1) насосом (2) из нижней полой вены, проходит внутри камер из целлофановых листов диализатора (3), которые снаружи омываются диализирующим раствором, подаваемым другим насосом, и, частично очищенная, возвращается в одну из поверхностных вен. Гемодиализ проводится от 4 до 12 ч; в течение этого времени, чтобы кровь не свёртывалась, в неё вводят противосвёртывающие вещества (гепарин). При острой почечной недостаточности гемодиализ повторяют через 3-6 дней до восстановления функции почек; при хронич. недостаточности, когда его необходимо проводить 2-3 раза в неделю в течение неск. месяцев или лет, между лучевой артерией и поверхностной веной предплечья устанавливают тефло-новый шунт, с к-рым и соединяют И. п. В этом случае кровь может поступать в диализатор без использования насоса. В СССР, Швеции, Франции, США и др. странах лечение больных с помощью И. п. проводят в специализированных почечных центрах. В СССР используют модели, созданные в НИИ экспериментальной хирургич. аппаратуры и инструментов Мин-ва здравоохранения СССР. Для одновременного проведения гемодиализа неск. больным применяют по-луавтоматич. системы приготовления и доставки к диализаторам диализирующего раствора.

Схема советской модели аппарата "искусственная почка": / - катетер; 2 - насос; 3 - диализатор; 4 - катетер возврата крови больному; 5 - бак для диализирующего раствора.

Лит.: Искусственная почка и её клиническое применение, М., 1961; Fritz К. W., Hamodialyse, Stuttg., 1966. А. А. Трикашный-

ИСКУССТВЕННОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ АППАРАТ (АИК), аппарат "искусственное сердце - легкие", аппарат, обеспечивающий оптимальный уровень кровообращения и обменных процессов в организме больного или в изолированном органе донора; предназначен для временного выполнения функций сердца и лёгких. На основании предшествующих многочисл. работ первый аппарат для искусств. кровообращения теплокровного организма, т. н. авто-жектор, был создан в 1925 сов. учёным С. С. Брюхоненко. При помощи этого аппарата сов. учёный Н. Н. Теребинский в 1930 экспериментально доказал возможность успешной операции на клапанах сердца. В 1951 итал. хирурги А. Дольотти и А. Костан-тини выполнили операцию удаления опухоли средостения, используя АИК. В СССР первую операцию на "сухом" сердце с помощью АИК осуществил в 1957 А. А. Вишневский. АИК включает комплекс взаимосвязанных систем и блоков: "искусственное сердце" - аппарат, состоящий из насоса, привода, передачи и нагнетающий кровь с необходимой для жизнеобеспечения объёмной скоростью кровотока; "искусственные лёгкие" - газообменное устройство, т. н. оксигенатор, служит для насыщения крови кислородом, удаления углекислого газа и поддержания кислотно-щелочного равновесия в физиологич. пределах. Оксиге-наторы в АИК могут быть сконструированы на основании одного из 4 принципов насыщения крови кислородом: пузырькового, плёночного, пенно-плёночного и через полупроницаемые синтетич. мембраны. Модель пенно-плёночного оксигенатора была создана Брюхоненко и В. Д. Янковским в 1937; пенно-плёночный принцип применяется в основном в советских оксигенаторах, к-рые по своим функциональным качествам более физиологичны, чем работающие при прямом контакте дыхательных газов с кровью.

Насосы для крови используют 3 типов: 1) создающие отдельно систолу и диастолу; основаны на принципе изменения объёма камеры мембраной при помощи гндравлич. или пневматич. среды; 2) создающие кровоток в гибких трубках расширением или сжатием; клапаны в этих насосах размещены в просвете трубки или вне её и 3) создающие кровоток прерывистой волной (роликовые и паль-чиковые). Все насосы для крови по механизму действия разделяются на насосы с постоянным и переменным ударным объёмом, а по характеру создаваемого ими тока крови на насосы с малой и большой пульсацией. Для реализация температурных режимов, соответствующих цели операции, т. е. для проведении искусств, кровообращения в условиях нормальной или пониженной темп-ры, используют теплообменник с терморегу-лирующим устройством. Система управления обеспечивает заданные режимы работы как отд. функциональных узлов, так и аппарата в целом. АИК приводят в действие при помощи гидравлич., пневматич. или электромеханич. приводов. При аварийном режиме применяют ручной привод.

В мире создано более 100 типов различных по назначению АИК: для изолированной химиотерапии злокачественных новообразований, воспалительных процессов и деструктивных поражений; для т. н. вспомогательного искусств, кровообращения при тяжёлых нарушениях сердечной и дыхательной функции; для оживления больных и пострадавших, находящихся в состоянии клинич. смерти; для поддержания жизнедеятельности изолированных органов, предназначенных для последующей пересадки, и т. д. Все аппараты имеют общую структурную схему (рис. 1) и отличаются друг от друга производительностью, особенностями систем управления или включения дополнит, спец. функциональных узлов. Схемы подключения АИК к сосудистой системе организма больного зависят от выбранного варианта искусств, кровообращения. Среди АИК для хирургии сердца распространёнными являются модели аппаратов, в к-рых "искусственное сердце" представлено роликовыми насосами, а "искусственные лёгкие" - дисковым оксигенатором [аппараты "Pemсо", "Sarens", "Imico" (США), ИСЛ-4, АСП-2 (СССР)]. У сов. аппаратов этого назначения АИК-5 (рис. 2), АИК-5М физиологич. блок состоит из мембранных насосов и пенно-плёночного оксигенатора.

Рис. 1. Блок-схема аппарата искусственного кровообращения.

Рис. 2. Аппарат искусственного кровообращения АИК-5 кардиохирургического назначения.

Лит.: Галлетти П. М., Бричер Г. А., Основы и техника экстракорпорального кровообращения, пер. с англ., М.,1966.

Н. А. Супер.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ, вскармливание грудного ребёнка при отсутствии