| Др. Греции весёлые песни (от k6mos - весёлая процессия и ode - песня). Долгое время под К. подразумевалось произведение, полярное трагедии, с обязательным счастливым концом; его герои, как правило, были из низшего сословия. Во мн. поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), К. определялась как "низший" жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесённые К. и трагедию; такое членение осознанно было нарушено в лит-ре Просвещения признанием "среднего" жанра - т. н. мещанской драмы.
В 19 в. и особенно 20 в. К. - весьма свободный разноликий жанр. Устремлённый прежде всего к обличению безобразного ("недолжного", противоречащего обществ, идеалу или норме), комедиограф претворяет его в смешные формы: герои К. внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению, "идее" - своей претензии, и этим выдаются в жертву смеху. Ослеплённость пороком (самовлюблённый урод) или иллюзорность сознания ставят комич. героя ниже окружающей действительности или в разлад с ней, погружая его в "призрачную жизнь" (Гегель); её-то, как "антиидеал", как противоположность истинным обществ, и человеческим ценностям, и развеивает смех, выполняя тем самым свою "идеальную" миссию. Диапазон комедийной критики чрезвычайно широк - от политич. сатиры до лёгкого водевильного юмора. Однако даже в острой социальной К. ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий ("мильон терзаний" Чацкого) допустимо лишь в определённой мере; иначе - сострадание вытесняет смех и К. преобразуется в жанр драмы ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина).
Наряду с незримым честным "лицом" всякой К. - смехом, положительное начало нередко бывает представлено в ней и непосредственно, зримо; напр.: "благородный комизм" в образе Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комич. образе Фальстафа в комедиях У. Шекспира, вольнодумство Чацкого. Характеры в К. обычно выписаны очень рельефно: акцентируется не эволюция, а статика характера, не полнота его проявлений, а осмеиваемые черты, что выражает часто человеческую ограниченность, "кукольность" комич. персонажа. Многовековая история К. породила разнообразные жанровые разновидности, отличающиеся композиционносюжетным строением, структурой образов, характером комич. пафоса: К. характеров, К. бытовая (нравов), К. положений, К. интриги, К.-буффонада, лирич. К., героич. К., сатирич. К. и др.
Традиц. средствами создания комич. эффекта в сюжете являются перемены от несчастья к счастью, "кви про кво" (одно вместо другого), узнавание и т. п. Комизм положений (особенно характерный для К. положений, осн. на хитроумной интриге, для водевиля и фарса) в большинстве классич. К. (напр., У. Шекспира, К. Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К. характеров; напр., у Мольера или Грибоедова). Важнейшее средство комич. эффекта - диалог, речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, контраст с характером, пародия, ирония, а в новейшей К. - остроумие и игра парадоксами).
"Отцом" К. считают Аристофана, создателя обществ.-политич. сатирич. К. В греч. новоаттической (Менандр) и рим. К. (Теренций, Плавт) в центре внимания-перипетии личной, частной жизни. Разновидности антич. К.: рим. ателлана, мим, нар. К. и др. Театральное воплощение антич. К. требовало гиперболы, карикатурности, буффонады; актёры выступали в масках, изображавших лица традиц. типов. В средние века смеховое начало окрашивает собой нар. карнавалы и проникает в лоно релит, жанров; рождаются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпилъ. В европ. лит-pax выделяются устойчивые типы К.: итал. "учёная комедия" 16 в. и комедия дель арте, сценич. система к-рой подняла нар. традицию на уровень высокого профессионализма и оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европ. театра; испан. К. "плаща и шпаги" (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерой), "высокая К." франц. классицизма. Богатством настроений проникнуты любовные К. Шекспира, выражающие излюбленную ренессансную идею о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комич. и трагическое, Шекспир одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем ("Двенадцатая ночь"), с красотой цельных характеров ("Укрощение строптивой"). Мольер синтезировал нар. комику (фарс, комедия дель арте) с ренессансной "учёной К.", классицистский анализ характера ("тип страсти") с живостью нар. зрелища и, подняв идейность К. до трагич. накала, создал жанр "высокой К.". Просветительская К. сочетала саркастич. насмешку с весельем и чувствительностью положит, героев (Бомарше, Гольдони). В 19 в. образцы сатирич. социально-"учительной" К. создают рус. реалисты: Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют К. характеров и нередко соприкасаются с трагедией. Под воздействием просветительской, а затем К. критич. реализма формируется рус. реалистич. школа актёрского иск-ва (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский и др.). Новые возможности К. (ослабление интриги, повышенный психологизм, более сложные характеры, интеллектуальные поединки) раскрываются в конце 19 - нач. 20 вв. (в "К идей" Б. Шоу и "К. настроений" А. П. Чехова). В 20 в. К, отличается чрезвычайным разнообразием жанровых модификаций (в т. ч. социально-обличит. комедии Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. О'Кейси), вплоть до трагикомедии (Л. Пиранделло, Ж. Ануй) и трагцфарса (Э. Ионеско), а также многообразием театр, форм ц приёмов выразительности. Сов. комедиография представлена мн. жанровыми разновидностями. Продуктивен жанр социально-бытовой К., сочетающей сатирич. и драматич. мотивы н наследующей образно-стилевой строй реалистич. классики 19 в. (Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов; позже - С. В. Михалков, А. Д. Салынский, Ю. Смуул и др.). Популярен жанр "весёлой", или лирической, К., использующей водевильные приёмы; её образцами остаются "Квадратура круга" В. П. Катаева и "Чужой ребёнок" В. В. Шкваркина. В существенно ином, условно-гротескном стиле созданы "сценические карикатуры" В. В. Маяковского "Клоп" и "Баня". Для условно-гротескного комедийного стиля характерно нарушение бытовой достоверности, крайнее заострение комич. ситуаций (эксцентризм) и образов (гипербола, пародия, буффонада), символич. и фантастич. элементы, обнажение условности и т. д. Ряд черт гротескного стиля сложился в сатирич. фарсе Н.Р. Эрдмана "Мандат", в пьесах М. А. Булгакова. Своеобразный театр комич. аллегории и сатирич. символа создали К.-сказки Е. Л. Шварца, включающие и светлую лирику (даже самые остросагирич. К.: "Дракон" и "Голый король"). Многокрасочна струя комического в ряде пьес Н. Ф. Погодина (напр., "Темп", "Аристократы" и др.); комическое в них переплетается с романтическим, а патетика облекается в юмор. Комич. начало в драме вообще весьма распространено в сов. драматургии, в т. ч., напр., во многих пьесах В. С. Розова ("В добрый час!", "В поисках радости", "Перед ужином"), А. М. Володина ("Назначение"), Л. Г. Зорина. Героич. К. представляет "Давным-давно" А. К. Гладкова, социально-бытовую - пьесы А. В. Софронова.
Сов. К. многонациональна; различные по жанру К., получившие признание за пределами республик, созданы А. Е. Корнейчуком, И. К. Микитенко, В. П. Минко (Украина), К. Крапивой, А.Е. Макаёнком (Белоруссия), Ю. Смуулом (Эстония), А. Каххаром (Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М.Г. Бараташвили (Грузия), Д. К. Демирчяном (Армения) и др.
Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель, Соч., т. 14, М., 1958, с. 366 -69; Булгаков М. А., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Ани кет А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Пинский Л., Комедии и комическое начало у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Волькенштейн В., Драматургия, 5 изд., М., 1969. Л. В. Чертов.
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia dell'arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли к-рого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. д. а. были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а. унаследовала реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала нек-рые мотивы и сюжеты гуманистич. "учёной комедии" ("комедия эрудита"). Буффонно яркие представления К. д. а., разыгрываемые на нар. диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирич. направленность. Душой спектакля были "слуги"-наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д. а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус исп. дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтич. сторону К. д. а. определяли идеализированные образы "влюблённых", выступавших без масок и говоривших на лит. итал. языке. Актёры К. д. а., виртуозно владевшие иск-вом коллективной импровизации, впервые в европ. театре выработали сценич. ансамбль. Крупнейшими актёрами К. д. а. были А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини (16 в.); Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д'Арбес, А. Сакки (18 в.). С сер. 17 в. начался упадок К. д. а. - под влиянием католич. реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. К. д. а. оказала воздействие на формирование нац. комедийной драматургии и сценич. иск-ва в др. европ. странах (театр "Комеди Итальенн" в Париже). Особенно заметно влияние К. д. а. на творчество Мольера, К.Гольдони, К.Гоцци. Жизнерадостная стихия К. д. а. зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле "Принцесса Турандот". Отд. черты поэтики К. д. а. восприняли совр. прогрессивные драматурги и актёры Италии (в т. ч. Э. Де Филиппе). Лит.: Дж ивелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; А р о 1-1 о n i о М., Storia della commedia dell'arte. Roma-Mil., 1930; Pandolf i y., II teatro del Rinascimento e la commedia dell'arte. Roma, [1969].
Сцена из представления комедии дель арте. 16 в. 2. Пульчинелла и Панталоне. 3. Д. Бьянколелли в роли Арлекина, 4. Актёры комедии дель арте на площади в Виченце. 17 в.
КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedieballet), театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) иск-ва. Характерен для франц. театра сер. 17 в.; его создатель - Мольер. Совм. с композиторами Ж. Б. Люлли и М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором Г. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак по принуждению" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1668), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670), "Мнимый больной" (1673) и др. К.-б. оказал значит, влияние на последующее развитие франц. муз. театра.
Лит.: Гвоздев А. А., Оперно-балетные постановки во Франции XVIXVII вв., в сб.; Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля ЛорансиЛ. д е, французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Tier sot J., La musique dans la comedie de Moliere, P., 1922.
КОМЕНДАНТ (франц. commandant - командир, начальник, от лат. commendo - вверяю, поручаю), 1) должностное лицо (офицер или генерал) в вооруж. силах различных гос-в. С 16 в. К. назывался нач. гарнизона крепости. В России до 1715 К. воен. гарнизона одновременно являлся уездным правителем, позже - только нач. гарнизона. При главнокомандующем и командующем отд. армией существовали К. гл. квартиры, имелись К. городские, ж.-д. и водных участков, К. корпусов. В Сов. Вооруж. Силах существуют К. гарнизона, воен. К. железнодорожного (водного) участка, станции (порта), К. переправы и др. Комендант гарнизона назначается в каждом гарнизоне. Он обеспечивает поддержание воинской дисциплины среди военнослужащих в обществ, местах и на улицах, контроль за правильным несением службы гарнизонными караулами и патрулями, организует охрану и оборону общегарнизонных объектов и патрульной службы в гарнизоне и др. В Москве и Ленинграде К. гарнизона одновременно является К. города. Военный К. железнодорожного (водного) участка, с т а н ц и и (п о рт а) является представителем Мпн-ва обороны СССР, обеспечивает выполнение планов воинских перевозок и выполняет в пределах терр. своего участка обязанности К. гарнизона. К. переправы назначается из командиров подразделений или частей инж. войск и обеспечивает поддержание порядка и дисциплины в пунктах переправ войск через водные преграды. 2) Управляющий домом, принадлежащим к.-л. учреждению, уч. заведению или занимаемым им.
КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС, чрезвычайная мера, запрещающая жителям данного населённого пункта появляться на улицах в установленное время суток без особого разрешения. В СССР К. ч. допускается лишь в условиях военного положения. Вводится с целью охраны порядка, предупреждения возможной диверсионной, разведыват. или иной враждебной деятельности против войск, воен. или гражд. органов власти, а также объектов, имеющих воен. или пром. значение. Для поддержания порядка во время К. ч. выделяются спец. воинские подразделения. В капиталистич. странах К. ч. устанавливается воен. или гражд. властями не только в воен., но и в мирное время в случаях возникновения политич. и экономич. обострений в стране и нередко сопровождается полицейским произволом и беззаконием.
КОМЕНДОР, звание матроса в русском ВМФ (с нач. 18 в. до 1917) и нёк-рых иностр. флотах, специально подготовленного для стрельбы из корабельных орудий. Были звания К. и старшего К.
КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия,-15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Род. в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии-"Театр всех вещей" (1614-27) и начал работу над полным словарём чеш. яз. ("Сокровищница чешского языка", 1612-56). В 1614 К.- учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения -Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 К. приступил к созданию труда по дидактике на чеш. яз. В связи с гонениями со стороны католиков К. эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чеш. яз. (1632), а затем переработал её и перевёл на лат. яз., назвав "Великой дидактикой" (1533-38), подготовил неск. учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания- "Материнская школа" (1632). К. усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), к-рые вызвали большой интерес европ. учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в сочинении "Пансофическая школа" (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, К. применил метод драматизации уч. материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии К. закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в к-ром рисунки являлись органич. частью уч. текстов. Переехав в Амстердам, К. продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в к-ром дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на лат. яз. в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни К. подвёл в сочинении "Единственно необходимое" (1668). По своим филос. взглядам К. был близок к материалистич. сенсуализму, к-рый самому К. представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, К. гл. значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирич., науч. и практическую. К. считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в определении цели воспитания у К. отчётливо чувствуется влияние релит, идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости мира, К. считал познаваемыми и все явления, связанные с пед. процессом, делал вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим её законам и все пед. средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природ осооб разности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий.
Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. К. призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.
В уч. методе, к-рый К. толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у К. вытекали и осн. требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, уч. материал должен соответствовать возрасту учеников. К. был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперёд, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы уч-ся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. К. полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравств. качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравст. воспитании он отводил примеру взрослых, систематич. приучению детей к полезной |