БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

1930) О'Доннелла, "Гнездо простых людей" (1933) О'Фаолейна, "Голод" (1937) О'Флаэрти. В драмах и 6-томной авто-биографич. эпопее Ш. О'Кейси (1-я кн.- "Я стучусь в дверь", 1939, 6-я - "Закат и вечерняя звезда", 1954) реалистически, представлена ирл. действительность, поэтич. образ служит утверждению социали-стич. идеала. Отрицание националистич. идей, внимание к социальным проблемам характерны для лит-ры 2-й пол. 50-х и 60-х гг. Сопоставлению совр. И. и идеалов нац. революции посвящены драмы Б. Биэна (1923-64), П. Гэлвина (р. 1925). Социальные мотивы звучат в поэзии П. Кэванаха (1905-67), Э. Милна (р. 1903), Дж. Монтегю (р. 1929). Многие стихи сб-ков "Полёт в Африку" (1963) и "Старомодное паломничество" (1967) О. Кларка (р. 1896) содержат са-тирич. картины жизни И. Социальный аспект в изображении нац.-освободит, борьбы преобладает в эпич. поэме Р. Мёрфи (р. 1927) "Огримская битва" (1968), в стихах С. Хини (р. 1930). В рассказах и романах Мэри Лэвин (р. 1912), О'Коннора, О'Фаолейна, Эдны О'Брайен (р. 1932), М. Уолла (р. 1908), Дж. Мак-Гахерна (р. 1935), Э. Хиггинса (р. 1933), Дж. Бэнвилла (р. 1946) передаётся чувство неудовлетворённости, беспомощность и одиночество совр. человека. Герои рассказов и романов У. Мэккина (1915-68) проходят тяжёлые испытания, сохраняя волю к жизни. В романе "Голодная трава" (1969) Р. Пауэр (р. 1928), сравнивая прошлое И. с настоящим, сделал попытку выявить совр. противоречия нац. развития. Дж. Планкетт (р. 1920) в романе "Звуки города" (1969) стремится объяснить социальную основу катаклизмов сегодняшней И., принимающих форму религ. и нац. антагонизма. Роман Дж. Каррика "Вместе с О'Лири в могиле" (1971) - один из первых откликов на борьбу за гражд. права в Сев. И.

Лит.: Алексина Л. М., Идеи национально-освободительной борьбы в ирландской поэзии XVI-XVII вв., "Труды Ленинградского гос. библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской", 1963, т. 14; Смирнов А. А., Древнеирландский эпос, в его кн.: Из истории западно-европейской литературы, М. - Л., 1965; Саруханян А. П., К вопросу об англо-ирландских литературных связях XVIII-XIX вв., в кн.:

Из истории литературных связей XIX в., N 1962; её же, Тема национально-осво( дительного движения в ирландской лиге] туре 30-х гг., в кн.: Зарубежная литература 30-е годы XX века, М., 1969; Gwуrn S.,Irish literature and drama in the tngli language, L., [1936]; Flanagan T The Irish novelists, 1800 - 1850, N. Y., 19; O' Connor F., A short history of Iri literature, N. Y., 1967; Power P. ( The story of Anglo-Irish poetry, 1800 - 19; Cork, 1967; Hyde D., A literary histc of Ireland, 2 ed., L., 1967; Ноgan R., i ter the Irish Renaissance, Minneapolis, 191 Blacam A. de., A first book of Iri literature, 2 ed., N. Y.-L., 1970.

А. П. Capyxaнян.

XIV. Архитектура и нзобразительн искусство

К бронзовому веку относятся дольмеys и кромлехи, курганы с погребальными камерами, бронзовые и золотые у крашения с геом. орнаментом. В эпоху железа (с 5-4 вв. до н. э.) металлич. изделия кельтов украшались сложным линейными узором. После христианизации И. в 5-12 вв. строились монастыри с часовнями и кельями (в Глен да лохе, Келсе и др.), высокие (до 40 м) сторожевые башни- колокольни. Декоративное богатство и энергия плетёного ленточного орнамента характерны и для каменных крестов (часто с экспрессивными сюжетными рельефами), и для бронзовых брошей, посохов, пластин (с эмалью и филигранью, с мотивами звериного стия в узоре), и особенно для миниатюр, великолепных по динамике, разнообразно и красочности заполняющего страницу орнамента ("Евангелие из Келса", ок. 800, Тринити-колледж, Дублин). В 11-12 вв. воздвигались примитивные по композиции, но подчас тонко украшенные скульптурой романские капеллы (в Кашеле) и церкви (соборы в Клонмакнойсе, Клонферте), а в кон. 12-14 вв.- готические храмы (Крайст-чёрч, илл. см. т.8, табл. XX, и Сент-Патрик - в Дублине), б. ч. с одним нефом и с башней над средокрестием. Английская колонизация тормозила развитие иск-ва И. В 17 - нач. 19 вв. в Дублине велось стр-во парадных адм. зданий, дворцов, особняков в стиле англ, классицизма (арх. У. Робинсон, У. Чеймберс, Т. Кули, Дж. Гэн-дон, Ф. Джонстон), а с 1829 началось стр-во церквей в духе англ, неоготики. В 19 - нач. 20 вв. в портовых городах создавались р-ны с регулярной застройкой эклектическими по характеру зданиями. Ирл. художники 18 в.- портретисты Ч. Джервас, Н. Хоун Старший, X. Д. Хамилтон, пейзажист Дж. Баррет, создатель первой панорамы Р. Баркер- работали гл. обр. в Англии. С 1840-х гг. борьба за нац. самоопределение стимулировала стремление к реализму, самобытности в лирич. пейзажах Н. Хоуна Младшего, гор. видах и жанровых сценах У. Осборна. В нач. 20 в. сложилась нац. реалистич. школа,ц представленная портретами Джона Б. Йитса, П. Тюои, Дж. Китинга, Ч. Лэмба, пейзажами Дж. X. Крейга и П. Хенри. Темпераментная, романтичная живопись Джэка Б.Йитса разносторонне отразила нар. жизнь И. В Ирл. Республике построен ряд архит. комплексов в совр. стиле (работы арх. М. Скотта и Т. Кеннеди в Дублине и Голуэе), пром. и транспортных сооружений, посёлков, но преобладают устарелые гор. застройка и архитектурная планировка. Наряду с традициями реализма в живописи (пейзажи Н. Мак-Гиннесс, Д.Хил-ла, Д. О'Нила) и скульптуре (портреты Л. Кэмпбелла, А. О'Коннора, Ф. Мак-Уильяма) распространены декоративная стилизация (Л. Ле Брокки, М. Джеллет, витражи И. Хоун) и многочисл. разновидности модернизма.

"Взятие Христа под стражу". Миниатюра в "Евангелии из Келса" (ок. 800, библиотека Тринити-колледжа, Дублин).

Западный портал собора в Клонферте. 1166.

X. Кин. Тринити-колледж в Дублине. 1752-59.

Традиц. нар. жилище И.- дом из грубого камня под соломенной кровлей, оштукатуренный и побелённый. Характерные виды нар. иск-ва - выделка шерстяных тканей, в т. ч. шалей с пёстрой каймой, вышивка яркими шерстяными нитками на тёмном фоне и белой гладью на холсте, изготовление дерев, утвари, разнообразное плетение из соломы и камыша.

Илл. см. на вклейке, табл. XXVII, XXVIII (стр. 352-353).

Лит.: Henry F., Irish art during the Viking invasions (800-1020 A. D.), L., [1967]; Arnold В., A concise history of Irish art, L., [1969].

XV. Музыка

В ирл. сагах есть упоминания о хоровом пении и многоголосии, бытовавшем у кельтских племён. Однако сохранившиеся образцы нар. музыки И. одноголосны, основаны на 7-ступенных диато-нич. ладах; ритмико-метрические особенности ирл. музыки связаны со спецификой ирл. нар. стиха - его акцентированными ассонансными формами. Нар. песни И. (любовные, обрядовые, трудовые, шуточные и др.) отличаются протяжной мелодической линией, симметричной структурой, гл. обр. 3-дольным размером. Встречаются также напевы в оригинальном 5- и 7-дольном ритме. Ладовая система нар. музыки И. определялась звукорядом арфы и волынки - ирл. нар. инструментов. В сопровождении арф звучали песни бардов. Арфисты выступали в состязаниях на ярмарках и сельских празднествах. Среди танцев известны с 14 в. ирл. разновидности жиги, рила, хорнпайпа, сетданса.

В муз. фольклоре И. нашла отражение многовековая освободит, борьба народа против англ, господства; патриотич. тема звучала в ирл. песнях с 14 в. (позднее, в 18-19 вв., создаются революц. песни сопротивления). Тормозя развитие нац. культуры, англ, завоеватели, однако, принесли в И. свою высокую церк. муз. культуру. К кон. 16 в. в гор. церквах устанавливаются органы, возникает многоголосная культовая музыка. Одновременно дворы феодалов становятся центрами муз. культуры, выдвинувшей в 16- 17 вв. первых проф. композиторов и арфистов, среди них: Рора Долл О'Катайн, Дж. и X. Скотт, Кэролл О'Дейли, Т. и У. Конеллан - авторы мелодий для арфы и любовных песен, а также бард Т. О'Кэролен (кон. 17 - нач. 18 вв.), создавший много танц. мелодий. С утверждением англ, экономич. и политич. господства (сер. 17 в.) ирл. знать всё больше ориентируется на муз. практику англ, аристократии; ирл. барды и арфисты, искусство к-рых перестало отвечать придворным вкусам, отходят от изощрённых поэтически-муз. форм и обращаются к традициям нар. поэзии и музыки, их иск-во демократизируется. Упрощение муз. языка способствовало распространению песен и танцев среди гор. населения И. Формируются гильдии цеховых музыкантов. Вместе с тем инструментальная музыка арфистов, опиравшихся на древнюю ладовую основу нар. музыки, стала казаться архаичной и утратила популярность в И. В 18-19 вв. старинная музыка ирл. арфистов привлекает своей самобытностью музыкантов в Великобритании и на континенте, становится популярной исполнявшаяся ими романтическая балладная остросюжетная нар. песня. Её используют англ, композиторы в балладной опере 18 в., обработки создаёт Л. Бетховен. В 18 в. в И. выдвигаются: композитор и арфист Д. Мёрфи, концертировавший во Франции и других европ. странах; певец и композитор М. Келли; долго живший в России пианист и композитор Дж. Филд, создатель ноктюрна - нового жанра фп. музыки; в 19 в.- оперный композитор и певец М. Балф; в 20 в.- композиторы Ч. Стан-форд и А. Бакс, работавшие в Ашлии. Ирл. муз. фольклор получил широкое отражение в творчестве англ, композитора Э. Дж. Морана. Совр. И. не выдвинула значит, имён. Муз. образование получают в Ирл. академии музыки (консерватория, осн. в 1856 в Дублине). Муз. центры - Дублин, Корк; в них существуют симф. оркестры, хоровые объединения, музыкальные об-ва. В 1963 в Дублине создана Ирл. нац. оперная труппа.

Н. Xоун Старший. "Мальчик, играющий на флейте". 3-я четверть 18 в. Национальная галерея Ирландии. Дублин.

Лит.: Henebry R., A handbook of Irish music, Cork, 1928; Music in Ireland. A symposium, Oxf., 1952; The Royal Irish Academy of Music. 1856 - 1956, Dublin, 1956; O'Su11ivan D., Songs of the Irish, N. Y., 1960. И. М. Ямполъский.

XVI. Драматический театр

С языческих времён в народе жили иск-во устной поэзии, декламационное мастерство поэтов-сказителей, определившие эстетич. принципы ирл. нац. театра. В 16 в. в Дублине англ, цеховыми гильдиями устраивались представления мистерий, с 17 в. создавались театры для англ, знати. Развитие нац. иск-ва тормозилось англ, властями. В кон. 19 в. в результате движения за развитие нац. культуры (получившего назв. "Ирландское возрождение"), связанного с деятельностью Гэльской лиги, в Дублине У. Б. Йитсом и А. Грегори был создан Ирландский лит. театр (1899-1901). В 1901 этот театр был объединён с кружком любителей и получил назв.- Ирл. нац. драм, об-во, к-рое было преобразовано затем в постоянный театр в Дублине - Театр Аббатства. В 1922 создан Драматич. союз. В 1929 Э. Хилтон и М. Мак-Лиамоир организовали в Дублине театр, где утверждались новаторские приёмы совр. театра. В 1928-31 существовал Гэльский театр в Голуэе. С 1939 спектакли на гэльском яз. начал ставить и Театр Аббатства.

Лит.: Гвоздев А. А., Ирландский театр, "Искусство и жизнь", 1940, № 6; Mac Liammoir M., Theatre in Ireland. Dublin, 1950; Fay G., The Abbey theatre cradie of genius, Dublin, 1958; Ma1оne A., The Irish drama, [L., 1965].

ИРЛАНДИЯ СЕВЕРНАЯ, см. Северная Ирландия.

ИРЛАНДСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (ИРП), см. в ст. Коммунистическая партия Ирландии.

ИРЛАНДСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ (ИСРП), первая марксистская орг-ция в Ирландии, сыгравшая видную роль в пропаганде марксизма и формировании пролетарского движения в стране. Осн. 29 мая 1896 группой передовых рабочих и интеллигентов, возглавлявшейся Дж. Конноли. Провозгласила своей целью создание социалистич. республики в Ирландии, а гл. ближайшими задачами - завоевание нац. независимости, борьбу за всеобщее избират. право и 8-часовой рабочий день. Выступала за союз со всеми прогрессивными силами нац. движения. С отъездом Конноли в США в авг. 1903 (вернулся на родину в 1910) деятельность ИСРП, не сумевшей преодолеть организац. слабость, прекратилась.

ИРЛАНДСКИЙ МОХ, назв. неск. видов морских красных водорослей; то же, что карраген.

ИРЛАНДСКИЙ ОЛЕНЬ, вымершее копытное животное; то же, что болъшерогий олень.

ИРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, язык части населения Ирландской Республики и Сев. Ирландии, первый офиц. язык Ирландской Республики (с 1921). Принадлежит к гойдельской ветви кельтских языков. Число говорящих на И. я. в Ирл. Республике ок. 0,6 млн. чел. (1971, оценка). На И. я. говорит и часть ирландцев-эмигрантов (см. Ирландцы). Древние памятники - огамические надписи 4- 5 вв. н. э. С 7 в. используется лат. алфавит. В истории И. я. выделяются три периода: древний (7-10 вв.), средний (10-14 вв.), новый (с нач. 15 в.). Обширная лит-pa (саги, поэтич. произведения, жития, анналы и т. д.) сохранилась в памятниках после 11 в., но многие её части восходят к др.-ирл. периоду. Совр. лит. И. я. представляет собой синтез трёх осн. диалектов - мунстерского, коннахтского и ольстерского. Развитие И. я. характеризуется упрощением именной и глагольной систем, появлением аналитич. конструкций. В основном сохранилась присущая и др. кельтским языкам система мутаций начальных согласных. В лексике отмечается большое число заимствований из лат. языка (с 5 в.). С 15 в. И. я. подвергается сильному влиянию англ, языка.

Лит.: Thurneysen R., A grammar of Old Irish, Dublin, 1946; его же. Old Irish reader, Dublin, 1949; Pokorny J., Altirische Grammatik, В., 1969; Dinneen P. S., An Irish-English dictionary. Dublin, 1945. А. А. Королёв.

ИРЛАНДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1641-1652, национально-освободит. восстание, вызванное земельными конфискациями и колон, порабощением Ирландии англ, монархией при Тюдорах и первых Стюартах. Началось 23 окт. 1641. Происходило во время Английской буржуазной революции 17 в. В восстании участвовали ирл. и англо-ирл. феодалы и крестьяне; руководство принадлежало феод, знати и католич. духовенству (католицизм в Ирландии являлся знаменем нац. сопротивления протестантской Англии), к-рые выдвинули умеренные цели борьбы: веротерпимость как гарантия безопасности земель и имущества католиков, возврат конфискованных земель (или их части), ликвидация произвола англ, властей. Среди руководителей шла борьба между представителями англо-ирл. знати и коренными ирландцами, выступавшими за более решит, действия. В окт. 1642 восставшие образовали своё гос-во - Ирл. конфедерацию католиков. Под влиянием англо-ирл. лордов и духовенства Конфедерация установила связи с папой римским и католич. странами, что позволило последним использовать её в своих реакц. целях. Измена знати и высшего духовенства освободит, зада чам борьбы и превращение Конфедерации в союзника феод, контрреволюции в Англии (в 1643 Конфедерация заключила перемирие, а в 1646 - мир с англ, королём Карлом I, возобновлённый в 1649) дали повод англ, индепендентам для полного завоевания Ирландии и её колон, ограбления в интересах англ, буржуазии и нового дворянства. В авг. 1649 в Ирландии высадились англ, войска под командованием О. Кромвеля. Осуществлённые Кромвелем и его сторонниками массовые земельные конфискации в Ирландии способствовали созданию новой англ. зем. аристократии, ставшей опорой реставрации монархии в самой Англии в 1660. По словам К. Маркса, "... английская республика при Кромвеле в сущности разбилась об Ирландию" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 532).

Лит.: Энгельс Ф.. Рукописи по истории Англии и Ирландии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. X, Л., 1948; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 465-67, 579-81; т. 35, с. 133-36; Сапрыкин Ю. М., Ирландское восстание XVII века, М., 1967.

Ю. М. Сапрыкин.

ИРЛАНДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1916, национально-освободит. восстание (24-30 апр.) против господства англ, империализма; известно также под назв. "Восстание на пасхальной неделе". Непосредств. причиной И. в. было недовольство нар. масс задержкой проведения в жизнь акта 1914 о гомруле и половинчатым характером акта, репрессиями против участников нац. движения, новыми тяготами, к-рые легли на плечи ирл. трудящихся в связи с участием Великобритании в 1-й мировой войне 1914-18. Наиболее активную роль в восстании сыграли ирл. рабочий класс и его вооруж. орг-ция-Ирл. гражд. армия, возглавлявшаяся Дж. Конноли. В восстании участвовали также представители мелкой буржуазии и интеллигенции. Осн. ареной восстания был Дублин, где 24 апр. повстанцы провозгласили Ирл. республику и сформировали Врем, пр-во. Локальные вспышки произошли также в Дублинском и соседних с ним графствах, в городах Эннискорти (графство Уэксфорд) и Атенрай (графство Голуэй) и в нек-рых др. местах. После 6-дневных боёв восстание было подавлено с исключит, жестокостью: расстреляны почти все лидеры восстания, в т. ч. тяжелораненый Конноли; рядовые участники подверглись массовой высылке из страны. Несмотря на поражение, И. в. содействовало развёртыванию нац.-освободит, борьбы в Ирландии.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч. 5 изд., т. 30, с. 52-57; Реме) в а О. И., Ирландское восстание 1916 Л., 1954 (Автореф.); Колпаков А. "Красная пасха", "Вопросы истории", 19 № 4; Greaves С. D., The Easter ris as history, L., 1966- Л. И. Голъм

ИРЛАНДСКОЕ МОРЕ, окраинное море Атлантич. ок., между о-вами Великобритания на В. и Ирландия на 3. Соединяется с океаном на С. Северным прол., на Ю.- прол. Св. Георга. Расположено на материковой отмели, к-рая пересекается вытянутым параллельно берегу Ирландии узким жёлобом. Глубины до 272 м. Донные отложения - галька, песок или ракушечник. Крупные о-ва -Мэн и Англси. Берега изрезаны небольшими заливами и бухтами. В течение года над И. м. преобладают ветры зап. направлений. Зимой часты штормы. Темп-pa воздуха зимой ок. 5 °С, летом 15 °С. Темп воды от 5-9 °С в феврале до 13-16 оС в августе, мало меняется с глубиной. Солёность от 32°/0о до 34,8°/0о. Поверхностные течения образуют циклональный круговорот. Приливы полусуточные, их высота от 1,2 до 6 м. Рыболовство (сельдь, килька, треска, анчоусы). Крупные порты - Ливерпул (Великобритания) и Дублин (Ирландия).

А. М. Myромцев.

ИРЛАНДЦЫ, нация, коренное население Ирландии. Числ. в Ирландской Республике св. 2,9 млн. чел. (1971, оценка), в Великобритании (гл. обр. в Сев. Ирландии) 1,3 млн. чел. Массовая эмиграция И., особенно с сер. 19 в., привела к образованию значит, групп И. в CША (ок. 2 млн. чел.), Канаде (св. 160 тыс.чел.), Австралии и Океании (св. 60 тыс.чел.). Большинство И. говорит на англ. языке; на ирла