| 927); влияние суфизма характерно для философской лирики Надера Надерпура (р. 1929), поэтессы Лобат Шейбани (р. 1932).
В романах и повестях молодых писателей, выступивших на лит. арене в 60-е гг., заметно усиление интереса к социальным проблемам иран. действительности: -"Жители квартала печали" (1964) Этемади, "Когда плакали ангелы" (1963) Ускуи, "Язык слез" (1965) Саркоша и др. Феод, пережитки, невежество и мракобесие в быту подвергаются острой критике в социальных романах "Муж Аху-ха-нум" (1962) Али Мохаммеда Афгани, "Скорбящая Баяла" (1965) Голямхосейна Саэди, "Легенды и колдовство" (1968) Дидевара. Продолжается борьба сторонников новой поэзии с традиционалистами, подчиняющими форму и содержание своего творчества классич. канонам.
Литературоведение в И. восходит к раннему средневековью. Начиная с 12 в. составлялись своеобразные библиографич. антологии - тазкире, включавшие (наряду с лучшими образцами поэзии) сведения о жизни поэтов. Такие тазкире, как "Сердцевина сердцевин" (1220) Ауфи, "Тазкират ош-шоара" (1487) Доулатшаха Самарканди и др., не утратили своего науч. значения по сей день. Наряду с этим уделялось большое внимание поэтике стиха. Возникла наука об арузе ("эламе аруз"). Кодификации перс, аруза посвящена, в частности, книга "Китаб аль-муадждам" Шамса Кайса Рази (13 в.). Новый труд об арузе "Размеры персидского стиха" (1959) принадлежит совр. литературоведу Парвизу Нателю Ханлари. К 20 в. под влиянием европейской науки о лит-ре в И. возникают текстология, история лит-ры, критика. Первым выдающимся литературоведом нового направления был Мирза Мохаммед Абд оль-ваххаб Казвини, к-рый подготовил и издал многочисл. критич. тексты классич. периода, а также важнейшие ср.-век. тазкире. Казвини является автором работ по истории иран. и араб, лит-р. Большим событием в литературоведении И. стала 3-томная "Стилистика" Мохаммеда Таги Бехара. Многочисленные монографии, статьи и текстологические работы создали профессора Тегеранского ун-та: С. Нафиси, Мохаммед Али Тарбият, Забихолла Сафа, Реза-заде Шафаг и др. 50-60-е гг. отмечены стремлением иран. филологов не только к более глубокому литературоведч. анализу, но и теоретич. осмыслению лит. процесса. Интерес к проблемам реализма в лит-ре И. получил отражение в монографиях "Реализм и антиреализм" Митры, "Исследование о новом персидском стихе" (1966) А. Дастегейба, "Поэзия без лжи, без покрывала" (1968) А. Заррен-куба (см. также ст. Иранистика).
X. Г. Кор-Оглы.
Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1 - 3, М., 1914 - 17; Бертельс Е. Э., Очерки истории персидской литературы, Л., 1928; его же, Избр. труды, М., 1960, 1962, 1965; Болдырев А. Н., Брагинский И. С., Соображения о периодизации классической персидско-таджикской литературы, "Народы Азии и Африки", 1965, №2; Брагинский И. С., 12 миниатюр, М., 1966; Брагинский И., Комиссаров Д., Персидская литература, М., 1963; Комиссаров Д. С., Очерки современной персидской прозы, М., 1960; Кляшторина В. Б., Современная персидская поэзия, М., 1962; Кор-Оглы X., Современная персидская литература, М., 1965; Ризаев 3. Г., Индийский стиль в поэзии на фарси конца XVI - XVII вв., Таш., 1971; Рипка Ян, История персидской и таджикской литературы, [пер. с чеш., предисл. И. С. Брагинского], М., 1970; Резазаде Шафаг, Тарихе адабияте Иран (История литературы Ирана), Тегеран, 1321 с. г. х. (1942); Салим Нейсари, Тарихе адабияте Иран (История литературы Ирана), т. 1 - 2, Тегеран, 1328 с. г.х. (1949); Забихолла Сафа, Тарихе адабият дар Иран (История литературы Ирана), т. 1 - 3, Тегеран, 1335-1341 с. г.х. (1956-62); Browne E. G.,A literary history of Persia, v. 1 - 2, L., 1906 - 1908.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Памятники иск-ва на терр. И. восходят к древнейшим эпохам. От неолита сохранились остатки земледельческих поселений с глинобитными и сырцовыми домами со следами стенных росписей, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды, цилиндрич. печати (5-4-е тыс. до н. э.; Тепе-Сиалк близ Кашана, Сузы, Тали-Бакун близ Персеполя). В 3-2-м тыс. до н. э. на Ю.-З. И., в гос-ве Элам, развивается иск-во, близкое культуре Двуречья (см. Вавилоно-ассирийская культура; зиккурат в Чога-Зембиле; скальные рельефы в Фарсе, Хузистане и Курдистане; керамика, печати, изделия из золота, серебра и слоновой кости, найденные в Сузах). В могильниках 12- 7 вв. до н. э. (Тепе-Сиалк близ Кашана; Марлик в Гиляне; Зивие в Курдистане и др.) найдены художественные изделия из драгоценных металлов, мелкая пластика (т. н. луристанские бронзы), фигурные и расписные керамич. сосуды - произведения, свидетельствующие о высоком уровне иск-ва древнего населения И. Во времена Мидийского царства (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) возводятся мощные укрепления его столицы Экбатаны (совр. Хамадан), скальные гробницы с двустолпной фасадной нишей (в Даи-Дохтере на юге И., в Дуккани-Дауде к Ю.-В. от Касре-Ширина). В эпоху Ахеменидов грандиозного размаха достигает дворцовая архитектура (комплексы в столицах: Пасаргадах, осн. в 50-е гг. 6 в. до н. э., Персеполе, осн. в 518 до н. э., и Сузах, 521 - 1-я пол. 4 в. до н. э.). Для ахеменидских дворцов характерна ападана с перекрытием из кедровых балок (Пасаргады, Персеполь), типичны база в форме колокола и капитель с протомами (сдвоенные полуфигуры) быков, львов, грифонов (Персеполь, Сузы). Осн. строит, материалы - сырцовый кирпич, дерево, камень. В декоре применялись цветная штукатурка, золотые обшивки балок и рельефы в форме животных, украшавшие наличники. Кам. рельефы, оформлявшие стены, лестницы и вход дворца в Персеполе, и многоцветные глазурованные рельефы дворца в Сузах прославляли могущество царя и его державы. Культовые сооружения этого времени - зороастрийские квадратные в плане 4-столпные святилища и кам. квадратные в плане башни для хранения священного огня (Кабаи-Зардушт в некрополе Накши-Рустем близ Персеполя). Царские усыпальницы Ахеменидов - скальные гробницы с фасадами в виде углублённого в скалу широкого креста с колоннами по сторонам дверного проёма (продолжение индийской традиции) и рельефами в верх, части (изображения царя, благословляемого божеством, аллегорич. фигуры и т. п.; Накши-Рустем). Выделяется по форме гробница Кира в Пасарга-дах: крытое двускатной крышей прямоугольное в плане помещение поднято на ступенчатый постамент (блоки тёсаного камня). Произв. декоративно-прикладного иск-ва: серебряные и золотые сосуды с чеканкой и гравировкой, ювелирные изделия, печати, монеты - украшены растит, мотивами, изображениями животных, сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдич. мотивами. При Селевкидах в иск-ве И. преобладают эллинистич. образцы (храм в Кенгавере, 2 в. до н. э.). В парфянский период (см. Парфянское царство) в дворцовой архитектуре И. сложился тип здания с открытыми во внутр. двор айванами (дворец на г. Кухе-Ходжа у оз. Хамун). Сасанид-ский период - эпоха интенсивного градостроительства. Города застраивались внутри круглого (Гур, ныне фирузабад) или прямоугольного контура крепостных стен, часто по регулярному плану; напр., Ни-шапур имел регулярную прямоугольную планировку наподобие шахматной доски. Постройки возводили из камня, обожжённого кирпича или сырца, со сводами параболич. профиля. Появились купола на тромпах. Для сасанидских дворцов, имевших грандиозные размеры, характерны: большой сводчатый айван - аудиенц-зал, дополняемый купольным помещением,- и мощные круглые столбы-контрфорсы (в Фирузабаде, 3 в.; Серве-стане, 5 в.). Культовые сооружения Сасанидов - зороастрийский храм-"чор-так" (квадратный в плане купольный павильон с 4 арками на угловых устоях), кам. алтари под открытым небом. В изобразит, иск-ве Сасанидов осн. место занимает скульптура: круглая (почти не сохранилась; статуя царя Шапура I, высеченная в гигантском сталактите в гроте близ Бишапура; бронз, бюсты из Мазен-дерана), знаменитые скальные рельефы (известно св. 30 - в Накши-Рустеме, Бишапуре и др.; изображены сцены триумфа и инвеституры, т. е. акта передачи власти божеством царю), барельефные плитки из литого стука. Декоративная скульптура помещалась на фасадах и в интерьере зданий. Интерьеры украшались также резным стуком, стенными росписями и" мозаиками (изображения людей, иногда портретные, а также зверей, птиц, рыб; для стуковой резной декорации типичен орнамент из стилизованных растит, и геом. мотивов). Из предметов декоративно-прикладного иск-ва в этот период наиболее распространены сосуды из золота и серебра с превосходными чеканными, литыми или гравиров. изображениями (царские охоты и пиры, мифологич. животные, обрядовые сцены и сюжеты из нар. легенд), бронз, водолеи и курильницы в форме животных, образцы резного стекла, геммы и амулеты из полудрагоценных камней с портретами царей либо фигурами животных, монеты, шерстяные и шёлковые ткани.
1. "Луристанская бронза". 12-8 вв. до н. э. 2. Керамический зооморфный сосуд из Суз. 7 в. до н. э. Архео-логический музей. Тегеран. 3. Кубок из электра (сплав золота и серебра). Начало 1-го тыс. до н. э. Лувр. Париж. 4. Золотой ритон из Хамадана. 5 в. до н. э. Археологический музей.Тегеран.
Капитель колонны из дворца в Сузах. 5 - 4 вв. до н. э. Лувр. Париж.
Араб, завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений: мечетей с минаретами, медресе, мавзолеев, крытых рынков, караван-сараев ("ханы"), бань ("хаммамы") и др. Широко развернулось стр-во ср.век. городов-крепостей: 2 главные улицы, соединявшие четверо гор. ворот, пересекались в центре, образуя площадь ("мейдан"), на к-рой находились дворец, базар и соборная мечеть; иногда в центре - цитадель (арк). Гл. магистрали членили город на кварталы со своими базарами и сетью узких, кривых улиц. Вне гор. стен - ремесл. пригороды, также окружённые стенами. Осн. строит, материалы-сырец, обожжённый кирпич, камень. Арки и своды постепенно приобретают стрельчатые очертания (мечеть Тарик-хане в Дамгане, 8 в.). Возникает множество вариантов сводов на нервюрах и куполов на тромпах. Здания украшались резным стуком (мечеть в Наине, 10 в.) и узорной кирпичной кладкой (минарет мечети Тарик-хана в Дамгане, 1058). Ранние мечети сохраняют характер чортака или айвана (мечеть в Нейризе, 974). К 12 , в. складывается тип иран. мечети: прямоугольный двор, окружённый галереями с 4 айванами по осям и купольным залом за одним из айванов (мечеть в Заваре близ Эрдестана, 1135; Соборная мечеть в Исфахане - двор с галереями и 4 айванами). При мечети возводится минарет; ранние минареты - квадратного сечения или квадратные в плане, с восьмигранным стволом; с 11 в.- круглые в плане, суженные кверху, с поясами фигурной кладки, венцом сталактитов и башенкой с куполком в верх, части (минарет в Бестаме, 1120). Ставятся мавзолеи: башенные - круглые или звёздчатые в плане, с шатровым покрытием (мавзолей в Гомбеде-Кабусе близ Горгана, 1006),- и кубические купольные (мавзолей Доваздех-Имам в Йезде, 1037).
Мавзолей в Гомбеде-Кабусе близ Горгана. 1006.
Распространение ислама в И. сопровождалось изменением эстетич. представлений, развитием орнамента, каллиграфии и декоративного начала в изобразит, искусстве. От 7-13 вв. сохранились фрагменты стенных росписей и стуковые рельефы со сценами охоты и придворной жизни (из дворцов Саве, Рея, Нишапура, 8 -нач. 13 вв.; напр., фрагмент стенной росписи, 12-13 вв., собрание Келекиана, Париж; стуковое панно - придворная сцена, 12 в., Филадельфийский музей иск-ва). О существовании миниатюры свидетельствует происходящая из пров. Фарс -"Книга изображений постоянных созвездий" Абдаррахмана ас-Су фи, иллюстрированная персонификациями созвездий (1009-10, б-ка Бодли,
Оксфорд). Большое развитие получило декоративно-прикладное иск-во, в этот период сохранявшее связь с домусульм. традициями. Ранние образцы художеств, металла (бронз, курильницы, водолеи, кувшины) близки сасанидским. В сельд-жукское время (11-12 вв.) широкое распространение получают бронз, изделия с медной и серебряной инкрустацией, украшенные тончайшей гравировкой или ажурным узором, иногда в сочетании с рельефом и объёмными фигурами. В 9-13 вв. одно из первых мест занимает керамика: с подглазурной монохромной и полихромией росписью, с росписью люстром и надглазурной многоцветной живописью легкоплавкими эмалевыми красками - т. н. минаи (12-13 вв.). Осн. центры произ-ва керамики - Ни-шапур, Рей, Кашан, Верамин, Сольтана-бад, Саве и др. Изготовляются изделия из разноцветного стекла (кувшины, флаконы, блюда), создаются богато орнаментированные ткани. На художественно-ремесл. изделиях - пышные декоративные композиции из растит, мотивов, изображений людей и животных, надписей. Нередки сцены из эпоса, преим. из "Шах-наме" (особенно на керамике), напр. "Бахрам-гур и Азаде на охоте", "Бижан и Маниже" и др., а также сцены придворных пиров, охот, сражений, игры в поло.
Блюдо с люстровой росписью. 11-12 вв. Музей искусства ислама. Берлин-Далем.
В архитектуре сер. 13-14 вв. (правление ильханов Хулагуидов) появляются новые черты: в стенах айванов прорезают арки и ниши; над айваном портала возводят полукупол; в культовом зодчестве отдельно стоящий минарет заменяют 2 стройными башенками над порталом, все элементы фасада и интерьера делают узкими, сильно вытянутыми вверх. Осн. строит, материалы - обожжённый кирпич и сырец. Разрабатываются варианты сводов на поперечных подпружных арках (медресе Имами в Исфахане), в юго-зап. р-нах И. появляется высокий ячеистый купол. Широко применяются сталактиты (карнизы, своды). Приём узорной кирпичной кладки отмирает. Здания насыщаются многоцветным декором (окрашенный резной стук, орнаментальная роспись, глазурованная керамика, в т. ч. облицовочные плитки с люстровой росписью, резная поливная терракота). Складываются большие культовые ансамбли, объединяющие несколько зданий, напр.: мечеть, минарет, ханака или медресе (комплекс в Нетензе, 1304-25); строятся караван-сараи с помещениями вокруг двора, мосты, бани. На севере И. продолжают строить башенные мавзолеи, на Ю.-З. - кубические с островерхим ячеистым куполом. Выдающиеся памятники зодчества этой эпохи - 8-гранный мавзолей Ольджейту-Ходабенде в Солъ-тание (1305-13, зодчий Али-Шах). Культовые здания кон. 14-15 вв. (И. в составе гос-в Тимура и Тимуридов) увенчиваются куполом с голубой керамич. облицовкой на барабане, порталы фланкированы минаретами, фасады одеты сплошным ковром поливной керамики (мечеть Гаухаршад в Мешхеде, 1405-18, зодчий Кавамоддин Ширази).
В изобразительном иск-ве 14-15 вв. большое место занимает миниатюра. Для миниатюрной живописи 1-й пол. 14 в. (Шираз) характерны связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов ("Шахнаме", 1333, Публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград). В кон. 14 в. и особенно в 1-й пол. 15 в. миниатюры органично связаны с текстом и всем художественным оформлением рукописи. Сложная, часто многофигурная композиция, внимательное изображение персонажа и окружающей его среды, тщательная передача пейзажа, изысканный рисунок и богатство цветовых созвучий характеризуют декоративный образный строй иран. ср.-век. миниатюры в период её расцвета ("Антология Искандера", 1410, собрание Гульбенкяна, Лисабон). Наряду с Ширазом в сер. 15 в. центрами иск-ва миниатюры становятся и др. города И. В развитии иран. миниатюры 15 в. важную роль сыграла живопись герат-ской школы. В декоративно-прикладное иск-во - керамику, текстиль - после монг. завоевания (13 в.) проникли элементы дальневост. орнаментики (мотивы фениксов, драконов и др.). В украшениях на художеств, изделиях из металла в 14- 15 вв. преобладают орнамент, композиции; реже встречаются изображения живых существ.
Архитектура эпохи Сефевидов отличается колоссальными масштабами, помпезностью, массивными объёмами зданий, изящными и разнообразными деталями, сложным, красочным декором. Особенно широкий размах получило градостроительство. Возникает замысел грандиозного гор. ансамбля, наиболее виртуозным и ярким воплощением к-рого стал новый Исфахан, с гигантской площадью Мейдане-Шах и бульваром-магистралью Чехар-Баг, с группирующимися вокруг них дворцами, мечетями, караван-сараями и базарами, с садами и капитальными мостами через р. Зайен-деруд. Окончательно сформировался архит. тип караван-сарая. В декоративном убранстве сефевидских дворцов большая роль принадлежит живописи (росписи дворцов Али-Капу и Чехель-Сотун в Исфахане, дворцы в Казвине), многоцветной майолике (панно из расписных майоликовых плиток с изображением сцен в саду) и объёмной скульптуре (дворец Чехель-Сотун в Исфахане).
Подъём иск-ва миниатюры относится к 16-17 вв. В 1-й пол. 16 в. главную роль играет столичная тебриэская школа. Во 2-й пол. 16 в. важным художеств, центром стал также г. Мешхед; возникла придворная школа в г. Казвин ("Мяч и клюшка" Арифи, 1580-90, Публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград). Непрерывно развивался стиль ширазской миниатюры ("Хамсе" Низами, 1560, худ. Бахрам Афшар Ака, Нац. б-ка, Париж). В 1-й пол. 17 в. расцветает столичная исфаханская школа, возглавлявшаяся выдающимся иран. художником Реза Аббаси. Расширяется сфера использования миниатюрной живописи. Помимо иллюстрирования рукописей, выполняются миниатюры на отдельных листах. Меняются характер и способы изображения. Возникает жанр портретной миниатюры. В 17 в. основным становится линейный рисунок с лёгкой подцветкой. В попытках использования светотени сказывается знакомство с зап.-европ. живописью. Расцвет миниатюры сопровождается развитием иск-ва оформления рукописной книги: фронтиспис украшают заглавием в богатом орнаментальном обрамлении; поля страниц заполняют растит, арабеской и сценами охоты и борьбы зверей, написанными золотом; рукопись заключают в кожаные с золотым тиснением или расписные лаковые переплёты. В декоративно-прикладном иск-ве Сефевидов на первое место выдвигаются ткачество и ковро-делие (осн. uцентры - Тебриз, Кашан, Исфахан, Йезд). Высокого мастерства достигает изготовление шёлковых, атласных, парчёвых и бархатных тканей. Широкую известность получили ткани с сюжетными изображениями на темы иран. поэм и легенд (напр., "Искандер, поражающий дракона",- ткань "году-новского" халата, Оружейная палата, Москва). Изготовляются великолепные по колориту и орнаменту шерстяные и шёлковые ковры, иногда затканные серебряной и золотой нитью. По |