| сюжетам они разделяются на "звериные", "охотничьи", "садовые" и "вазовые". Их узоры создают образ прекрасного цветущего сада. В керамике 16-17 вв. (осн. центры - Кашан, Керман, Йезд) вырабатывается новый тип росписи: преобладает изображение цветов и пейзажей. Изделия из металла украшаются покрывающим всю поверхность узором или выделенными на гладком фоне медальонами, заполненными орнаментом.
В 18-19 вв. упадок экономики вызвал резкое сокращение стр-ва. Строившиеся жилые и утилитарные постройки (рынки, караван-сараи, бани, водохранилища) сохраняют своеобразие форм. Нац. традициям продолжают следовать ковроделие, керамика, художеств, обработка металла. Получают распространение "каламкары" (декоративные набивные ткани-ковры с лубочными изображениями), жанровая и религ. живопись лубочного характера. Как результат знакомства с европ. иск-вом возникает живопись акварелью и масляными красками (произв. Сани оль-Молька, Махмуда Малек ош-Шоа-ра). Продолжает развиваться миниатюрная живопись (Лотф Али).
Серьёзные сдвиги в архитектуре и изобразит, иск-ве И. произошли в 20 в. Появились новые типы сооружений (здание ун-та в Тегеране, 30-е гг., арх. А. Годар). Жилые и обществ, здания, мосты, гидротехнич. (плотина на р. Сефидруд) и пром. сооружения строятся с применением железобетонных конструкций, стекла, металла. Начиная с 50-х гг. стр-во в И. приобретает особенно широкий размах: возводятся правительств, и мемориальные здания, отели, больницы, школы (здание сената в Тегеране, 1959, М. Фороуги, X. Гиаи; отель Хилтон близ Тегерана, 1962, те же архитекторы: госпиталь Реза-шаха в Мешхеде, 1965, X. Гиаи и др.) Иранские архитекторы объединяют в своих постройках совр. архит. принципы и нац. традиции (X. Сейхун - автор мавзолеев Ибн Сины в Хамадане, 1952, Надир-шаха в Мешхеде, 1961, павильона-ротонды над могилой Омара Хайяма в Нишапуре, 1963). В совр. градостроительстве И. участвуют сов. архитекторы: в 40 км от Исфахана строится металлургия, з-д и новый г. Ариашахр, спирально-радиальный в плане (проект 1969-70, арх. А. И. Мелик-Пашаев и др.).
С нач. 20 в. развиваются скульптура, живопись и графика (особенно книжная иллюстрация и рекламный плакат) ев-роп. типа; получают распространение жанры портрета и пейзажа, политическая и бытовая тематика. Путь реалистич. иск-ва избрали художники Кемаль оль-Мольк (основал школу живописи и ваяния в Тегеране, 1920), Хасан Али Вазири (живописец и скульптор), Мох-сен Мокаддам (живописец), Абулькасим Садеги (скульптор) и др. Художники реалистич. направления посвящают свои произведения жизни трудового народа (картины "Деревенский источник" Абдол-ла Амери, "Женщина с ребёнком" Лейли Матин Дафтари, гравюры Хушенг Пе-зешк-Ния), родной природе (пейзажи Хосейна Мехджуди), борьбе за мир (Реза Месах и др.). Миниатюристы (Хо-сейн Бехзад и др.) стремятся возродить традиции старых мастеров. Значит, развитие получают различные модернистич. течения (Бехджат Садр, Ашот Минасян, Ахмед Лсфандиари и др.). В декоративно-прикладном иск-ве сохраняются тра-диц. виды. В 1959 в Тегеране осн. Высшая школа декоративных иск-в. Группирующиеся вокруг неё художники ставят своей целью освоение традиций миниатюры, каллиграфии, керамики, ковроде-лия, создание нац.-самобытных произведений. Гл. отрасли нар. иск-ва - инкрустация деревом, перламутром и костью, чеканка по металлу (центры - Исфахан, Шираз).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956, с. 381 - 398, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 75- 104; Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970, с. 291-347; т. 8, М., 1969, с. 144-182; Денике Б. П., Живопись Ирана, М., 1938; Ашрафи М., Миниатюры XVI века в списках произведений Джами из собраний СССР, М., [1966]; Персидские миниатюры XIV - XVII вв., вступит, ст. О. Ф. Акимушкина и А. А. Иванова, М., 1968; Луконин В. Г., Искусство Ирана, в кн.: Искусство древнего Востока, М., 1968 (Памятники мирового искусства); A survey of Persian art. From prehistoric times to the present, ed. A. U. Pope and Ph. Akcerman, v. 1-6, L.-N. Y., 1938 -39;
Gray R., La peinture persane, Geneve, 1961; Godard A., L'art de 1'Iran, P., 1962; Ghirschman R., Parthes et Sassanides, Iran, P., 1962; Pope A. U., Persian architecture, L., 1965; Тadjуidi Akbar, L'art moderne en Iran, Teheran, 1967; Mazaheri A., Les tresors de 1'Iran, Geneve, 1970. Б. В. Веймарн (ср.-век. изобразит, иск-во), В. Л, Воронина (иск-во древнего периода и архитектура 7- 20 вв.), О, П. Галеркина (изобразит, иск-во 20 в.).
XV. Музыка
Профессиональная (классическая) и народная музыка И. имеет многовековые традиции и существует в основном как монодическая. В её основе своеобразная ладовая система дестгахов - звукорядов из 24 звуков, включающих интервалы четверти и трёх четвертей тона. Дестгахи делятся на 7 основных (шур, махур, хумаюн, сегах, чехаргах, нава, раст) и ряд дополнительных. Их используют композиторы, являющиеся одновременно исполнителями, для сочинений мелодий. Широко распространены такие формы нар. музыки, как теснифы (баллады), теране (местные напевы), касыды (оды), газели (лирич. песни). Популярны ма-камы - вокально-инструментальные сюиты, включающие несколько частей в определённом ладе с разнообразным варьированием темпа и ритмики. Среди нар. муз. инструментов: саз, тар (струнно-щипковые), кеманча (струнно-смычко-вый), карнай, зурна (духовые), зарб (ударный).
Сведений о музыке древнего И. почти не сохранилось; вместе с тем муз. инструменты, а также эстетич. теории, обобщающие и оценивающие различные явления музыки, указывают на связь муз. культуры И. с муз. традициями Месопотамии (одного из древнейших очагов мировой цивилизации). После завоевания И. арабами на его музыку оказала влияние арабо-мусульм. культура; в свою очередь арабы восприняли многие элементы перс, музыки (см. Арабская культура, раздел Музыка). С 9 в. начинается расцвет придворного иск-ва, в народе приобретают популярность мутребы (певцы-танцоры). Развитие получает теория музыки.
Широкую известность снискал теоретик музыки, композитор и исполнитель Урмави (13 в.). Начиная с 15 в. существуют свидетельства о муз. нотации.
Со 2-й пол. 19 в. на Иран, музыку начинает оказывать влияние европейская, в Тегеране при Имперском колледже была основана муз. школа европ. типа. В 20-х гг. 20 в. композитор, исполнитель-виртуоз на таре, проф. Тегеранского ун-та Али Наги Вазири положил начало обучения нац. музыке, записал на ноты дестгахи, издал учебник теории музыки, открыл в Тегеране муз. школу, в к-рой обучались первые проф. музыканты И. В нач. 30-х гг. открыты Высшая муз. школа в Тегеране (с кон. 40-х гг.- консерватория), много частных муз. школ. Среди иран. композиторов и музыковедов - Абдулхасан Себа, Али Наги Вазири, Р. Халеги, Ф. Ферзане, X. Сенджари, А. М. Рашиди, X. Оставар, А. Пажман; исполнителей и артистов оперы и балета - Ф. Себа, Ф. Панах, Т. Ашот, С. Таджбахш, X. Саршар, Т. Никджу, М. Вахили, А. Мелкониан, М.Чхари, Парен, Э. Резаи, Ф. Афиатпур.
В И. работают: Театр оперы и балета им. Рудаки (1967, Тегеран), балетная труппа Телевидения, Филармония (осн. 1953), два симфонических оркестра, консерватории, школы балетного искусства в различных городах. С 1968 в Ширазе проводятся национальные фестивали искусств.
Лит.: Иностранцев К. А., Сасанидские этюды, СПБ, 1909; Бертель с Е. Э., Теория музыки в современной Персии, в сб.: Музыкальная этнография, Л., 1926; Беляев В., Персидские теснифы, М., 1964. Л. Г. Григорьев.
XVI. Драматический театр
Истоки театра И. в старинных обрядах. Сохранились сведения о древнем театре базигер (напоминающем ср.-век. жонглёров или скоморохов); известно было иск-во пантомимы, теневого театра и театра кукол. Устраивались представления масок, обрядовые зрелища - саде. В 10 в. получила развитие мистерия, к-рая входила в религ. обряд шахсейвахсей. В 17-18 вв. появились записи мистерий, положившие начало одному из видов персидской трагедии - тазийе. До 30-х гг. 20 в. существовали бродячие актёры-масхаребазы. В 1890 был создан придворный театр при политехнич. школе в Тегеране. В нач. 20 в. было образовано театр, акционерное об-во "Фарханг" ("Культура"), в 1911-12 - Нац. театр, в 1917 - театр Иран, комедия, использовавший опыт европ. театра. В создании этих театров участвовал актёр Сейед Али Наср. С 1929 появились женщины-актрисы (до этого все роли исполняли мужчины). В 1932 первый театр, художник С. Керманшахи организовал Театр-студию в Тегеране, к-рая стала центром передового театр, иск-ва И. Репертуар театра 30-40-х гг. составляли мелодрамы, переделки зап.-европ. драматургии. В 1945-49 в Тегеране работал театр "Фирдоуси", где ведущим актёром и режиссёром был Абд оль-Хосейн Нушин, ставивший в этом театре пьесы прогрессивных драматургов и подвергавшийся за это преследованиям и репрессиям. С конца 40-х гг. театр И. переживает кризис (отсутствие постоянного финансирования, театр, помещений, проф. актёров). Подъём иран. театра относится к нач. 60-х гг. В 1963 в Тегеране создана драматич. студия, готовящая проф. актёров. Появляются постоянные труппы: "Театр сегодня" (руководитель М. Джаф-фари), Нац. труппа (руководитель М. Джеванмерд) и труппа при Мин-ве иск-ва и культуры. Среди известных актёров: Мостафа и Махин Оскуйи, Мо-хаммед Али Кешаварз, Рохмеддин Хос-рови, Джафар Вали, Амир Шерван. В 1968-69 в новом театр, зале "Талар музе" были поставлены произв. рус. и сов. драматургии (А. Н. Островский, М. Горький, А. Н. Арбузов), а также пьесы Б. Брехта и др. зап.-европ. драматургов. В Тегеране работают также театры "25-го шахривара", "Касра", "Наср", "Джамейе Барбод", в Мешхеде - Национальный театр, в Исфахане - "Сепахан", в Хамадане - "Буали", и др. Ежегодно в Ширазе проводится театр, фестиваль (с 1968). В Тегеране издаётся журн. "Меджелейе театр" ("Театральный журнал" с 1958; в 1952-58 паз. "Театр").
Лит.: Кримський А. Е., Перський театр, Кпв, 1925; Бейзайи Б., Немайеш дар Иран (Театр в Иране), Тегеран, 1965; Rezvani М., Le theatre et la danse en Iran, P., 1962. X. А. Чорекчян.
XVII. Кино
В 1930 в И. снят первый игровой фильм - фарс "Аби Раби" (реж. Эха-ниян). В 1934 выпущен звуковой фильм "Дочь лора" (пост, в Индии). До 40-х гг. на экранах демонстрировались преим. иностр. фильмы. В 1946 в Тегеране организована первая киностудия " Митрафильм"; поставленные здесь фильмы положили начало регулярному кинопроизводству. Лучшая картина 50-х гг. "Портовый вор" (1954, реж. А. Ширази) создана под влиянием итал. неореализма. В 60 - нач. 70-х гг. ставятся фильмы на мифологич. и ист. сюжеты, муз. комедии, мелодрамы. Среди фильмов: "Мазандаранский тигр" (реж. С. Хачи-кян), "Берег ожидания" (реж. С. Ясеми). С 1955 в Тегеране проводятся международные, с 1964 - нац. кинофестивали. В 1964 учреждён Высший совет кинематографии для содействия выпуску уч. фильмов и для контроля над нац. кинопродукцией. Значительный вклад в развитие кинематографии внесли режиссёры: И. Кушан, М. Мисагие, Мохтасем, М. Мохсени, С. Ясеми, Ш. Рафия, С. Хачикян и др. В кино снимаются актёры: Восуги, Фардин, Арман, Жале, Шива, Шохла, Делькеш, Садр и др. Среди производств, киностудий (1971): "Парс-фильм", "Асия-фильм", "Асре-Телаи", "Мисагие", "Караван". Издаются журналы: "Фильм ва хонар" (с 1965), "Сетарейе синема" (с 1965). Выпускается (1971) св. 100 художеств, кинокартин. Работает (1971) ок. 500 кинотеатров.
ИРАНИСТИКА, комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, экономику, языки, памятники письменности, материальную и духовную культуру ираноязычных народов. И. сложилась как наука в 19 в. В 20 в. в связи с выделением из И. в самостоят, дисциплины осетиноведения, курдоведения, афганистики, таджиковедения под ней понимается, с одной стороны, изучение собственно Ирана, с другой - изучение языков, памятников письменности (иранская филология) и древней истории ирано-язычных народов.
Ценными источниками для И. наряду с эпиграфич. памятниками явились труды по истории и культуре ираноязычных народов, созд. ещё в древности и раннем средневековье ими самими и представителями др. народов. Возникновение И. в Зап. Европе стимулировалось прежде всего развитием торг, и дипломатич. отношений европ. стран с Ираном, Ср. Азией, Индией, частично и практич. задачами миссионерской деятельности. В 13-14 вв. появились первые описания путешествий Дж. Карпини, В. Рубрука, Марко Поло, Г. де Клавихо и др., позже - итал. путешественника Пьетро делла Балле, франц.- Ж. Тавернье, Ж. Шардена, Р. дю Мана, нем.- А. Олеария, Э. Кемпфера и др.; в 17-1-й пол. 18 вв.- первые переводы сочинений Иран, классиков (Г. Гентий, Голландия), грамматика (ЛуидеДьё, Франция), словари (Якоб Голиус, Голландия, и др.), переводы ист. источников и ист. исследования (Т. Хайд, Великобритания; Б д'Эрбело, Мами-Клерак, Франция). Всё это создало предпосылки для складывания И. Исследования "Авесты" (пер. на франц. яз. опубликовал в 1771 франц. учёный и путешественник А. Анкетиль-Дюперрон), расшифровка др.-перс, клинописи (нем. учёный Г. Ф. Гротефенд, англ.- Г. Роулинсон), труды по др.-иран. языкам и классич. поэзии, издания текстов и переводов с яз. фарси (англ, востоковед У. Джонс, датский - Р. Раек, франц.- Э. Бюрнуф и др.) способствовали оформлению И. как науки. Благодаря трудам учёных Великобритании (Ф. Глэдвин, У. Оузли, К. Эллиот, Дж. Гилкрист), Франции (С. де Саси, Ж; Моль, Э. Катрмер), Австро-Венгрии (И. Гаммер-Пургшталь), Германии (Ф. Розенцвейг, И. Вул-лерс, Ф. Рюккерт, И. Г. Л. Козегартен)и др. лучшие произведения классич. поэзии на перс. яз. вошли к сер. 19 в. в мировую литературу. Труды по др.-иран. языкам сыграли значит, роль в создании сравнит, языкознания. Большинство работ по истории было написано на основе сравнительно-ист, метода и филологич. анализа. Наиболее обстоят, работы по истории Ирана принадлежат Дж. Малькольму, Р. Уотсону (Великобритания) и Ж. А. Гобино (Франция). Сведения о социально-экономич. положении Ирана содержались преим. в трудах путешественников и дипломатов: Дж. Мориера и Дж. Фрейзера (Великобритания), О. Блау (Германия), А. Вамбери (Австро-Венгрия) и др.
Успехи И. в 19 в. были связаны с общим развитием гуманитарных наук в Европе и усилением внимания европейцев к странам Востока в связи с активизацией колон, политики. Для 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. характерны расширение диапазона иранистич. исследований и начавшаяся дифференциация отд. отраслей И. Растёт число изучаемых языков (открыты памятники на ранее неизвестных иран. языках - согдийском, парфянском, хотано-сакском, а позже на хорезмийском и бактрийском) и диалектов; разрабатываются ист. география, манихеистика, новая история, этнография; развиваются палеография, эпиграфика, нумизматика. Публикуются каталоги рукописей (К. Рьё - Великобритания; Э. Блоше - Франция; X. Эте, В. Перч - Германия, и др.). Наиболее значит, вклад в изучение иран. языков, литературы, идеологии и культуры ираноязычных народов, археологию внесли нем. учёные Ф. Андреас, X. Бартоломе, X. Эте, П. Хорн, Ф. Юсти, Т. Т. Нёлъдеке, В. Гейгер, М. Маркварт, Ф. Зарре; венг.- И. Голъдциер; англ.- Э. Браун, Э. Вест, Р. Николсон; итал. - Дж. Пицци; франц. - Дж. Дармстетер, К. Барбье де Мейнар, Ж. де Морган, К. Юар; чеш.- В. Тома-шек, и др. Итоги развития И. к нач. 20 в. систематизированы в энциклопедическом труде "Основы иранской филологии" ("Grundriss der iranischen Philo-logie", Bd 1-2, 1895-1904), в иранистич. статьях "Энциклопедии ислама", в работах Э. Брауна по истории литературы Ирана.
И. в Европе и США в 20 в. характеризуется ростом интереса к социально-экономическим и совр. проблемам. По древней истории и культуре Ирана и др.-иран. яз. наиболее значительны труды нем. учёных (Э. Херцфельд и др.), учёных из США (Дж. Камерон, Р. Кент, В. Хеннинг, А. Поуп), Великобритании (Э. Денисон-Росс, X. Бейли, И. Гершевич), Франции (Э. Бенвенист, Ж. Лазар, А. Годар, Р. Гиршман), Швеции (Х.С. Нюберг), Норвегии (Г. Моргенстьерне) и др. Исследования по иран. средневековью и издания источников дали: франц. учёный А. Массе; белы.- Г. Корбен; англ.- Л. Локкарт, А. Арберри; нем. - X. Риттер, Б. Шпулер, В. Хинц (ФРГ); дат.- А. Кристенсен, И. П. Асмусен; амер.- Н. Кедди и др.; по социально-экономич. вопросам - англ, учёные А. К. Лэмбтон, Л. Элвелл-Саттон и др. Наиболее полную библиографию ист. источников и лит. произведений на яз. фарси составил англ, учёный X. Стори.
В Иране истоки И. восходят к ист. хроникам и тезкире, составлявшимся вплоть до 19 в. С 20 в. в иран. историографии и филологии утверждаются совр. критич. методы исследования (начиная с М. Казвини). Специалисты по древности (И. Пур-Давуд, X. Пирния, С. Кийа, А. Сами и др.) и по истории культуры и литературы (А. Тагизаде, С. Нафиси, Ф. Бади аз-Заман, Парвиз Натель Ханлари, А. Зарренкуб, М. Ми-нови, Р. Хомаюн-Фаррох и др.), придерживаясь ист.-филологич. метода исследования, издали ист. памятники, занимаются текстологией, политич. историей. В Иране опубликованы библиографии по И. (И. Афшар, Э. Яр Шатер, Ш. Шефа и др.), каталоги (М. Данеш-Пежух, Т. Тафаззоли и др.) и различные словари (особенно энциклопедич. словари А. Деххода, М. Моина и др.). Новая история освещается в трудах А. Кесрави, А. Эгбаля, Ф. Адамията; новейшая - в работах Али Азери, Мохам-меда Таги Бехара, X. Макки и др. Во мн. трудах заметна антиколонналистская направленность исследований. Зарождение марксистской историографии в Иране связано с именами Т. Эрани, П. Шада, И. Искендери и др. В 1968 здесь состоялся конгресс по искусству и археологии Ирана, в 1970 - первый нац. конгресс по И.
Индия - один из центров авестологии, пехлевистики (Э. и Б. Анклессария, И. Моди, П. Санджана, Дж. Унвала и др.), издания ср.-век. памятников на перс. яз. и исследований по ср.-век. истории и истории перс, лит-ры (Шибли Нумани, М. Сиддики, С. Хусейн, М. Исхак, В. Иванов и др.). В Пакистане издаются ист. хроники и исследования по ср.-век. истории и истории ислама (М. Шафи, М. Экбал и др.). В Турции сложилась традиция издания и комментирования классич. перс, поэзии (А.Атеш, А. Карахан), изучения ср.-век. истории Ирана (Ш. Гюнштай, Н. Узлук), ирано-турецких отношений (Э. 3. Карал). В Афганистане успешно развивается изучение исторических памятников (А. Кох-зад, М. Жобаль и др.) и языка (А. Фархади и др.). Появились исследовательские работы по И. в Египте, Ираке, Японии.
В России И. делала первые шаги в 1-й пол. 19 в. (А. В. Болдырев, О. И. Сен-ковский, А. И. Ходз |