| а (1963), Музей дворца Аббасидов (открыт в 1935) - в Багдаде, Мосульский музей (1951), Вавилонский музей (осн. в 1949 на руинах древнего Вавилона). К. П. Матвеев.
XI. Научные учреждения
Руководство научно-исследовательскими учреждениями осуществляет Министерство высшего образования и науч. исследований. Осн. науч. учреждения - Комиссия по атомной энергии, Орг-ция науч. исследований, Ирак. АН, Курдская АН, а также ун-ты. Всего н.-и. работой в области естеств. и прикладных наук занимается 1,2 тыс. чел.
Комиссия по атомной энергии занимается вопросами практич. применения атомной энергии и фундаментальными обще-теоретич. исследованиями. Имеется Центр ядерных исследований и атомный реактор. Науч. исследования проводятся в сотрудничестве с сов. специалистами.
Орг-ция науч. исследований имеет в своём составе 6 науч. центров: Ин-т естеств. ресурсов (исследования в области гидрологии, экологии растений и др.); Н.-и. ин-т нефти (исследования в области бурения на нефть, нефтехим. произ-ва, хранения нефти, использования газа и др.), ин-ту оказывает технич. помощь Франц. ин-т нефти; Центр по исследованиям в области стр-ва и стройматериалов; Центр биологич. исследований (изучение фауны и флоры И.); Центр по исследованию финиковых пальм; Экспериментальная с.-х. база (изучение вопросов плодородия почвы, подбор удобрений, выработка агротехнич. рекомендаций).
Ирак. АН (осн. в 1947) объединяет учёных, занимающихся гуманитарными науками и историей медицины. Курдская АН разрабатывает проблемы курдоведения.
XII. Печать, радиовещание.телевидение
В 1972 выходили: "Аль-Джумхурия", с нач. 1963, ежедневная газета на араб, яз., орган пр-ва, тираж ок. 20 тыс. экз.; "Багдад обсервер" ("Baghdad Observer"), с 1967, ежедневная утренняя газета на англ, яз., правительственная, тираж ок. 7 тыс. экз.; "Ас-Саура", с 1967, ежедневная утренняя газета на араб, яз., орган партии Баас, тираж 40 тыс. экз.; "Ат-Таахи", с 1967, газета на араб, яз., орган Демократич. партии Курдистана; "Алиф Ба", с 1968, еженедельный журнал на араб, яз., 2 тыс. экз.; "Ас-Са-кафа аль-Джадида", с 1969, ежемесячный обществ.-политич. журнал на араб, яз., отражает мнение ИКП; "Аль-Фикр аль-Джадид", с 1972, еженедельная газета, изд. ИКП. Офиц. агентство - Иракское информац. агентство, осн. в 1959.
Интенсивное стр-во радиосети началось после революции 1958. В 1972 работало 10 радиостанций - 6 в Багдаде, остальные в Басре и Киркуке. Внутр. вещание ведётся на араб., курдском и туркм. языках, внешнее- на англ., франц.,нем., евр., перс., тур., урду и рус. языках. Телевидение с 1956. Телецентры в Багдаде, Басре, Киркуке, Мосуле. Ведётся на араб, и курдском яз.
XIII. Литература
Богатая ср.-век. араб, лит-pa наибольшее развитие получила в Багдаде, столице Халифата и центре арабской культуры и науки (см. Арабская культура, раздел Литература). Развитие лит-ры 19 - нач. 20 вв. шло гл. обр. в русле поэзии. Самым распространённым прозаич. жанром оставался эпистолярный. Крупнейшие представители ирак. поэзии - архаист Абд аль-Мухсин аль-Казими (1865-1935), новатор Джемаль Сидки аз-Захави (1863-1936), традиционалист Ма-аруф ар-Русафи (1875-1945) - соединили в своём творчестве идеи просветительства и нац.-освободит. борьбы. Некоторые из поэтов, вкладывая новое содержание в традиц. поэтич. формы, стали основоположниками неоклассич. школы в поэзии. Характерными чертами поэзии периода нац.-освободит. восстания 1920 были революц. пафос и простота стихов, легко доходивших до сознания нар. масс. Жанры рассказа и повести впервые разработал Махмуд Ахмед ас-Сайид (1901-37), последние произв. к-рого пронизаны социалистич. идеями. Заметное воздействие на обществ, жизнь страны оказывали в 30-е гг. сатирики и юмористы Зу-н-Нун Айюб (р. 1908) и др. К сер. 50-х гг. в лит-ре И. формируется жанр романа. После революции 1958 лит-pa И. пережила большой подъём. Темы антиимпериалистич. и антифеод, борьбы, призывы к социальным преобразованиям и построению социалистического общества преобладали в неоклассич. поэзии Мухаммеда Махди аль-Джа-вахири (р. 1905) и в доступных широким массам стихах Бахра аль-Улюма (р. 1911). Политич. и социальные мотивы характерны для творчества Абд аль-Ваххаба аль-Баяти (р. 1926), Хасана аль-Баяти и др. поэтов и прозаиков. Глубоко лирично творчество ас-Сайяба (1926- 1964), поэтессы Назик аль-Маляика (р. 1923) и др. поэтов, реформировавших стихосложение. В И. развивается также лит-pa на курдском яз. (см. в ст. Курды).
Б. В. Чуков.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
На территории И. памятники искусства восходят к 4-му тыс. до н. э. (архео-логич. культуры Урука, Джемдет-Нас-ра, элъ-обейдская культура). Обнаружены многочисл. памятники одной из древнейших цивилизаций мира - вавилоно-ассирийской культуры (раскопки городов Вавилон, Ур, Ниневия, Кальху и др.), Парфянского царства (Хатра), сасанидского искусства (Ктесифон). Важное место занял И. в формировании арабской культуры. В 30-е гг. 7 в. осн. города - Куфа, Басра, в нач. 8 в.- Ва-сит; ко 2-й пол. 8 в. относится укрепл. дворец халифов Ухайдир, с 762 строится по круглому плану Мадинат ас-Салам (Город Мира, совр. Багдад). Архитектуру периода расцвета халифата Аббасидов характеризуют постройки Самарры (9 в.): грандиозные дворцовые ансамбли с многочисл. дворами, садами, жилыми и хоз. помещениями, укреплённые стенами с башнями (дворец Балькувара); мечети с обширным двором, окружённые стеной с башнями, с монумент, минаретом вблизи (Большая мечеть Мутаваккиля, спиралевидный минарет аль-Мальвия); купольные 8-угольные в плане мавзолеи (Куббат ас-Сулайбия). С ослаблением Халифата в 10-11 вв. монумент, стр-во в И. сокращается. Архитектура 12-1-й пол. 13 вв. представлена гл. обр. памятниками Багдада (комплекс медресе Мустансирия, гор. ворота Баб аль-Вастани) и Мосула (Большая мечеть Нур-ад-дина, или Джами аль-Кабир, и минарет), для к-рых характерны чёткие объёмно-пространств. композиции, сводчатые помещения, высокие порталы, купола на тромпах, декор в виде узорной кладки из кирпича, резной терракотвг, иногда рельефов. Получили распространение 8-гранные мавзолеи с высокими конич. ячеистыми куполами (мавзолей Зубайды в Багдаде; илл. см. т. 2, стр. 511). После монг. нашествия, в 13-15 вв. стр-во почти не велось. В архитектуре 16-17 вв. заметно влияние зодчества сефевидского Ирана: возводятся большие купольные мавзолеи-мечети с ярким по-лихромным декором - глазуров. керамич. облицовками, позолотой, росписями, резным стуком (мавзолеи-мечети: Мусы аль-Кадима, т. н. Золотая мечеть, в Багдаде, илл. см. т. 2, табл. XL; имама Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе). Нар. жилище И. вплоть до 20 в. сохраняло традиц. планировку с внутр. двором, лоджиями и террасой на колоннах; окна и балконы верхних этажей часто имели узорные деревянные решётки.
Изобразит, иск-во И. периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и росписей по дереву с изображениями живых существ, а также орнаментальными стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита). В Багдаде и в сев. И. в этот период начала развиваться книжная миниатюра, расцвет к-рой наступил в 12-13 вв. К багдадским относятся отличающиеся лаконизмом иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222, в разных музея::), исполненные жизненной выразительности миниатюры к "Макамат" аль-Харири (рукопись нач. 13 в. в Ленингр. отделении Ин-та востоковедения; рукопись 1237 с илл. Яхья ибн Махмуда в Нац. б-ке в Париже, илл. см. т. 2, табл. XIV). Сев.-ирак. миниатюре присуща торжеств, парадность (-"Книга песен", 1218-19, Национальная б-ка в Стамбуле; илл. см. т. 2, табл. XIV). В кон. 14 в. в Багдаде работал тонкий колорист и мастер композиции Джунаид Султани (илл. к "Хамсе" Хаджу Кермани, 1396, Брит, музей, Лондон). В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. И. важное место занимали: керамика - с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (8-14 вв.), глазурованная с росписью люстром (9 в., Самарра) или с полихромией росписью; художеств, изделия из металла - сосуды в форме птиц или зверей (8-9 вв.) либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией (13 в., Мосул) - и из стекла (Самарра); ткачество - золототканые, шёлковые, шерстяные и льняные ткани. Ср.-век. художеств, традиции сохраняются вплоть до 20 в.
Нац.-освободит, движение 20 в. и революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры. Багдад, реконструированный в 1920-30-х гг., постепенно застраивается совр. правительств., обществ. и жилыми зданиями; началась реконструкция Мосула, Басры и др. городов. К проектированию и стр-ву привлекаются зап. зодчие (В. Гропиус, Ф. Л. Райт,
А. X. X. Аалто и др.), выдвинулись ирак. архитекторы: Н. А. Джавдад, Р. аль-Ча-дерчи (автор памятника Неизвестному солдату в Багдаде, 1959; илл. см. т. 2. стр. 511), X. Мунир, К. X. аль-Мидфаи и др. Для современной архитектуры характерно стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым условиям (солнцезащитные и вентиляц. устройства), а также использовать элементы традиц. планировки и декора (внутр. дворы, узорные решётки и пр.). Продолжается стр-во 2-этажных гор. жилых домов местного типа.
Живопись маслом зародилась в И. в нач. 20 в. (пейзажи и портреты Абдель-Кадер Рассама, Мухаммеда Салеха Заки и др.). С 1939 подготовка художников ведётся в Ин-те изящных иск-в (Багдад). В 1940-50-х гг. возникли небольшие общества художников, к-рые в 1956 объединились в Ассоциацию художников И. Наряду с живописью развиваются скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного искусства. Джавад Салим, иракский скульптор и живописец, воздвиг на пл. ат-Тахрир в Багдаде величеств, панно-рельеф "Революция 14 июля" (камень, бронза, 1959-60), в к-ром органично сочетаются традиции древних культур с совр. прогрессивными идеями и художеств, приёмами. Поиски совр. нац. своеобразия на основе местных художественных традиций и опыта мирового искусства 2-й пол. 19-20 вв. являются основной творч. задачей большинства художников И. Живописец Фаик Хасан как в абстрактных композициях, так и в своих тематич. картинах придаёт гл. значение цвету. Хафиз ад-Дуруби, своеобразно используя традиции импрессионизма, передаёт кипучую жизнь Багдада. Исмаил аш-Шейхли, Дня аль-Азави, Саад ат-Тай и Нури ар-Рави ищут вдохновение в нар. примитиве, в старинных легендах. В реалистич. традициях работают художники Ата Сабри, Халед аль-Джадер и др. Произв. на актуальные темы современности создают живописцы Мухаммед Ариф и Махуд Ахмед. Нек-рые скульпторы (Халед ар-Раххаль, Мухаммед Гани), а также авторы майоликовых панно (Шамс-ад-дин Фарис, Ниэмат Махмуд) сочетают реалистич. принципы с приёмами древнего искусства. Поиски форм, отвечающих новому быту, наблюдаются в керамике. На протяжении столетий на территории И. развивается художественная культура курдов (см. в ст. Курды).
Лит.: Певзнер С. Б., Молодое искусство Ирака, "Искусство", 1959, № 11; Фарадж Аббоан-Нуман, Иракская школа живописи и ваяния, там же; Веймар н Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабских народов. (Средневековый период), М., 1960; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 15-28; там же, т. 6, кн. 1, М.,1965, с. 459 - 461; Крачковская В. А., Миниатюры "Книги Макам" ал-Харири, "Ученые записки ЛГУ", 1962, № 306; Искусство Древнего Востока, М., 1968 (серия "Памятники мирового искусства"); Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969; Халам и некая М.. Искусство современного Ирака, "Творчество", 1971, № 2; Сгеswе11 К. А. С., Early Muslim architecture, v. 1 - 2, Oxf., 1932-40; E t-tinghausen R., Arabische Malerei, Genv., [1962]; ap - Pави Нури, Таамулят филь фанн аль-Ираки аль-Хадис (Размышления о современном иракском искусстве), Багдад, 1962. Б. В. Веймарн.
XV. Музыка
В основе муз. культуры И. (как и др. стран совр. араб. Востока) лежит др.-араб. цивилизация. В силу историч. особенностей развития страны ирак. музыка явилась одной из ветвей араб. муз. иск-ва (см. Арабская культура, раздел Музыка). Отсюда бытование таких инструментов, как лютня - уд, рабаб (простая виола, своего рода скрипка), гиджак (струнный смычковый), канун, или псалтерион (струнный щипковый), най (перс, флейта), дуфф (маленький плоский квадратный бубен) и др. Нар. и традиционная проф. музыка характеризуется широко развитой ладовой системой, содержащей многочисл. лады-макомы (см. Макам). Макомы являются ладовой основой больших вокально-инструм. циклов типа сюиты. Каждая пьеса строится в определённом макоме и носит соответствующее ладу название. Для этих произв. типично орнаментально-вариационное развитие, чередование осн. напева с инст-рум. эпизодами. Среди разнообразных нар. песен популярен жанр атаба (жалоба) - своеобразная песня-диалог, состоящая из эмоциональных сольных речитативов и коротких ответов. Существенное место в быту иракцев занимает духовная музыка.
В совр. И. осваиваются достижения европ. музыкальной культуры. Центр музыкальной жизни - Багдад. При Багдадском радио работают Оркестр восточной музыки (руководитель - композитор Селим аль-Челеби), хор, вокалисты-солисты. В 1971 при Мин-ве информации создан Национальный симфонический оркестр. Муз. кадры воспитываются гл. обр. в Академии изящных искусств (осн. в 1940). Нек-рые выпускники продолжают муз. образование в др. странах, в т. ч. в СССР (неск. ирак. музыкантов, имеющих диплом Моск. консерватории, преподают в Академии). В 1968 открыта муз. школа для одарённых детей (мн. дисциплины преподают сов. педагоги).
Музыканты И.: композитор Ахмед аль-Халиль (автор песен, оркестровых пьес), исполнительницы нар. и совр. песен Ламиа Тауфик, Зугур Хусейн; певцы Фарук Халяль, Рида Али; инструменталисты Хасан Раджаб, Шуэйб Ибра-хим, Худейр Шибли, Джалиль Башир и др. Е. Б. Волгина.
XVI. Театр
Первые попытки создания проф. театра в И. относятся к кон. 20-х гг. 20 в. В 1929 учащиеся средних школ создали в Багдаде труппу Иракский нац. театр, к-рая выступала в школах, на улицах и площадях, исполняя скетчи, песни и танцы. В 1931 режиссёр-любитель Хакки аш-Шибли организовал первый проф. ансамбль, куда вошло ок. 50 ирак., егип., сирийских и ливан. артистов, а также оркестр нар. инструментов. Среди значит, работ - постановка антиангл, пьесы "Вахда" Мусы Шахбандера и инсценировки араб. лит. и фольклорных произв. В 1935 в Багдаде, Басре и Мосу-ле подобные коллективы создавали студенты и мелкие служащие. Несмотря на то, что Академия изящных иск-в (Багдад) готовит проф. актёров (многие завершили образование в зап.-европ. странах), в И. нет проф. театра, нет также постоянной драматич. или балетной труппы. Актёры выступают по радио, телевидению, в кабаре, в концертах, устраиваемых Академией. Наиболее популярны выступления макамов - чтецов, к-рые под громкий аккомпанемент нар. инструментов декламируют нараспев эпич. поэму или стихи; среди известных чтецов - Мухаммед Куббанчи, Салима Мурад, Афифа Искандер, Сабиха Ибрахим и др.
XVII. Кино
Развитие кинематографии началось в сер. 40-х гг.; поставлены фильмы "Дети Востока", "Лейла в Ираке", "Алиа и Иссам" и др. В 50-е гг. выпущены "Сайд Эфенди" (1958, реж. К. Хусни), "Фотна и Хасан" (1952, реж. X. Эломи), "Кто виноват?" (1957, реж. А. Вали), поев, жизни бедняков. Среди др. фильмов: "Навуходоносор" (1960, реж. К. аль-Адзави), "Рука судьбы" (1964, реж. К. аль-Ваби), "Осенние листья" (1964), "Прощай, Ливан" (совм. с ливанскими кинематографистами) (реж. обоих фильмов X. Лабиб), "Ночной сторож" (1968, реж. аль-Харис). В 1959 основана Всеобщая орг-ция кино и театра. Среди киноактёров - Х- Шафки, Ю. аль-Ани. Ежегодно производятся 1-2 полнометражные, 8-10 короткометражных кинокартин. Министерство просвещения выпускает учебные фильмы. Ввозится 300-400 иностр. фильмов в год. В стране 117 кинотеатров (1971). В. Н. Кислое.
ИРАКВСКИЕ ЯЗЫКИ, языки народностей ираку (иракв), гороа (горова, фиома), алава (алагва) и бурунги (мбулунги) в сев. и центр. Танзании. Число говорящих на И. я. ок. 300 тыс. чел. (1967. оценка). И. я. вместе с неизученными языками аса (араманик) и нгомвиа (Танзания) образуют юж. подгруппу кушитских языков. Сложная система согласных (включает глоттализованные аффрикаты, увулярный q, огубленные k10, g", xm, глухой и глоттализованный латеральный, 4 ларингала типа арабских). Есть фонологич. ударение и тоны. Флективная морфология использует суффиксы, чередование гласных и особенно конечных согласных корня, чередования по долготе и тону. Имя имеет 2 числа и 2 состояния (обычное и сопряжённое, подобные семитским), Зрода: мужской, женский и "множественный" (к к-рому принадлежит часть имён множеств, числа). Глаголу предшествует аналитич. показатель лица, рода и числа субъекта и объекта, времени, наклонения и залога. Лицо, род и число субъекта выражены и в самом глаголе (суффиксами и чередованием), глагольные породы (пассив, каузатив и пр.) - суффиксами.
Лит.: Whiteley W-, Studies in Iraqw. An introduction, Kampala, 1953; .его же, A short description of item categories in Iraqw, Kampala, 1958.
А. Б. Долгопольский.
ИРАКЛИЙ (Herakleios) (575, Каппадокия,- 11.2.641, Константинополь), византийский император с 610. Захватил власть в период глубокого внутр. и внешнеполи-тич. кризиса империи. И. удалось временно упрочить положение империи: в 626 было отражено нашествие авар и славян на Константинополь; в 627-628 разбиты персы и возвращены отнятые ими земли в Азии и Египте. Однако в последние годы правления И. эти вост. провинции Византии были захвачены арабами. С именем И. значит, часть византинистов связывает крупные воен.-адм. реформы, в т. ч. создание системы фем.
ИРАКЛИЙ II [7.11(18.11).1720, гор. Телави,-11(22).1.1798, там же], грузинский царь, гос. деятель и полководец. С 1744 царь Кахетии, с 1762 - Картли-Кахетского царства (Вост. Грузия). Из династии кахетских Багратионов. Стремился к объединению разрозненных груз, владений в централизованное гос-во, свободное от ирано-тур. господства, и к расширению власти Грузии в Закавказье. Заключил Георгиевский трактат 1783 о покровительстве России над Вост. Грузией. Внутр. политика И. II была направлена на поднятие производит, сил страны: на борьбу с системой крупных сеньорий (сатавадо), на организацию обороны, одни |