| лисица корсак, гиена, леопард, в горах на севере И. встречаются бурый медведь, кабан, благородный олень, косуля; в тропич. р-нах на Ю. и Ю.-В.- крылан, мангуста, хамелеон и др. Много эндемичных видов. Омывающие И. моря богаты рыбой. В Каспийском море промысловое значение имеют осётр, белуга, севрюга; в Перс. зал.- сельдь и др. виды, развита добыча жемчуга.
Природные районы. Севере-Иранский - горный р-н, наиболее увлажнённый, со сложным сочетанием полу влажных субтропич. (гирканских) и пустынно-степных ландшафтов. Горы юго-за п. И. с лесными и кустарниковыми ландшафтами сухих субтропиков. Пустынные горы вост. И. - наиболее засушливый р-н И., на значит, протяжении лишённый растит, покрова. Внутр. часть Иранского нагорья с засоленными межгорными впадинами и пустынными равнинами. Горы юж. И.с развитием "дурных земель" и пустынными ландшафтами со скудной древесно-кустарни-ковой растительностью. Приморские и изм. юж. И. с преобладанием тропич. пустынь. Низменные равнины сев. И. с широким распространением лугово-солончаковых ландшафтов. М. П. Петров.
Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 352-353).
Лит.: Зарубежная Азия. Физическая география, М., 1956; Петров М. П., Иран (физико-географический очерк), М., 1955; Haas W. S., Iran, L., 1946; Моnteil V., Iran, P., 1957; Штёклин Дж., Тектоника Ирана, "Геотектоника", 1966, № 1; Stocklin J., Structural history and tectonics of Iran: a review, "Bulletin of the American Association of Petroleum Geologists", 1968, v. 52, № 7.
IV. Население
В И. живёт более 30 народов. Ок. 75% населения составляют народы иранской языковой группы (млн. чел.): персы (13,5; 1970, оценка), близкие к ним ги-лянцы (1,6) и мазендеранцы (1,2); курды (2,5), луры (0,8), бахтиары (0,5), белуджи (0,65), талыши (0,68), таты (0,3), хазарейцы, джемшиды, афганцы, таджики (всего 0,25). К тюркской языковой группе относится св. 20% населения И.: азербайджанцы (5 млн. чел.), каш-кайцы (0,38 млн. чел.), туркмены (0,45 млн. чел.), а также ряд племён: каджары, бахарлу, эйнанлу, нафар, хорасани, пичагчи и др. (всего ок. 0,28 млн. чел.). Живут также народы др. языковых групп (тыс. чел.): арабы (550), армяне (200), ассирийцы (75), евреи (70), брагуи, грузины, цыгане. Луры, бахтиары, кашкайцы, афшары, часть курдов и арабов, небольшие группы персов ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Официальный язык - фарси (персидский). Официальная религия - ислам шиитского толка. Подавляющее большинство населения - мусульмане (св. 90% из них шииты; туркмены, часть арабов, курдов и др.- сунниты); армяне, грузины, ассирийцы - христиане, евреи - иудаисты, среди персов имеется небольшая группа, исповедующая зороастризм, часть курдов-езиды. Официальный календарь - мусульманский солнечный календарь (солнечная хиджра); пользуются также календарём лунной хиджры и григорианским (см. Календарь). Год в И. начинается с 21 марта.
Численность населения увеличивается за счёт естеств. прироста. Ежегодный прирост населения в 1966-71 составил 3,2% (оценка). Экономически активное население возросло с 6 млн. чел. (32% всего населения, перепись 1956) до 7,6 млн. чел. (30,2%, перепись 1966). 46,2% его в 1966 (56,3% в 1956) было занято в сел. и лесном х-ве, 26,3% (20,1%) -в пром-сти и стр-ве, 3% (3,5%) - на транспорте и в связи, 22,2% (20,1%) -в торговле и сфере услуг.
По данным на 1966, в фаб.-зав. пром-сти было занято ок. 0,3 млн. чел., в мелких кустарных мастерских работало св. 1 млн. чел., наёмные рабочие в с. х-ве составляли ок. 0,8 млн. чел.
Средняя плотность населения 18,6 чел. на 1 км2 (1971). 46,5% населения (по переписи 1966) сосредоточено в сев. части И.- в останах Центральный, Вост. Азербайджан, Гилян, Мазендеран и главном губернаторстве Хамадан, к-рые занимают ок. 1/6 терр. И. В р-нах северо-востока, востока и юго-востока (св. 1/2 терр. страны) проживает 17,2% населения.
Гор. население составляет 11,9 млн. чел. (1971, оценка), или 40,7% всего населения против 38,1%, по переписи 1966, и 28,8%, по переписи 1956. В 1971 было 13 городов с населением св. 100 тыс. жит. каждый; наиболее крупные (оценка, тыс. жит.): Тегеран (3378), Исфахан (519), Мешхед (505), Тебриз (420), Шираз (324), Абадан (300), Ахваз (256).
Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957. С. И. Брук, В. С. Глуходед.
V. Исторический очерк
Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории И. (до 3 в. н. э.). Древнейшие следы заселения терр. совр. И. человеком относятся к концу ниж. палеолита (стоянка периода мустье ок. Бехистуна). Стоянки мезолитич. и нео-литич. охотников-собирателей известны у юго-вост. побережья Каспийского м. (Гари-Камарбанд, ок. 10-2-я пол. 6-го тыс. до н. э.). В 7-5-м тыс. до н. э. в отд. р-нах началось возделывание культурных злаков. Для 4-3-го тыс. до н. э. характерны энеолитические поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Получила развитие культура расписной керамики.
В начале 3-го тыс. до н. э. возникло классовое общество на Ю.-З. Ирана - сначала отдельные города-гос-ва, затем гос-во Элам (центр - Сузы). Эламское общество находилось под сильным влиянием шумеро-аккадской культуры, откуда заимствовало клинопись, вытеснившую с сер. 3-го тыс. местную иеро-глифику. Во 2-й пол. 3-го тыс. известно гос-во луллубеев. Ок. 2200 до н. э. горные племена сев.-зап. И. гутии (кутии) временно завоевали Шумер и Аккад; касситы, др. горные племена зап. И., завоевали Вавилонию в 18-16 вв. до н. э. и владели ею до кон. 13 в. до н. э. На 13-12 вв. падает расцвет Эламского гос-ва. Его терр. в период наибольших воен. успехов простиралась от Евфрата до Центр. И. Население большей части терр. И. находилось в то время ещё на поздней ступени первобытного общества. Наряду с земледелием население занималось также отгонным и полукочевым скотоводством.
В течение 2-го тыс. до н. э. на терр. И. проникают индоевроп. племена иран. группы, говорившие на индоиранских языках [либо через Ср. Азию, либо через Закавказье; от названия этих народов арии происходит _совр. название Ирана (др.-иран. Aryanam--"страна ариев")]. В 1-м тыс. до н. э. иран. языки стали господствующими в И.; в 9 - нач. 7 вв. дон. э. в сев.-зап. областях Иран, нагорья обитали ираноязычные племена мидян, жившие отд. общинами скотоводов и отчасти земледельцев с поселениями типа крепостей; в социальном отношении они стояли на грани классового общества. Более развитыми были народы, населявшие гос-ва Мана (у оз. Урмия)и Элам. К 7 в. до н. э. классовое общество сложилось во всех основных земледельческих районах И. Часть терр. И. (западные районы области Мидия) к этому времени были под властью Ассирии.
Ок. 673-672 до н. э. в результате антиассирийского восстания в сев.-зап. части Иран, нагорья возникло гос-во Мидия. В 616-605 Мидия в коалиции с Вавилонией разрушила Ассирийскую державу и, завоевав также Ману, Урарту и б. ч. Иран, нагорья, превратилась в мировую державу. В 550 до н. э. в результате войны (553-550) Мидии с подчинённым мидянам царством Персидой власть в стране перешла к перс, династии Ахеменидов. Назв. Персида (Парса, Парс, совр. Фарс) древние греки, а позднее и др. европ. народы перенесли на всю страну и стали называть её Персией (это назв. И. в европ. лит-ре сохранялось до 1935).
Держава Ахеменидов включала разнородные по этнич. составу и социально-эко-номич. укладу области. К кон. 6 в. до н. э., в результате завоеваний Кира II и его преемников, её границы простирались от р. Инд на В. до Эгейского м. на 3., от Армении на С. до первого порога р. Нил на Ю. В государстве Ахеменидов царь ("царь царей", современный перс, "шахиншах") и крупные вельможи имели большие хозяйства, к-рые обслуживались людьми гарда (или курташ). Они работали отрядами, получавшими довольствие и нередко земельные участки на отряд. Большинство учёных считает гарда рабами.
В период правления Дария I (522-486 до н. э.) значит, часть перс, народности была включена в командный состав войска, а также в администрацию и освобождена от податей и повинностей. Гос-во было разделено на наместничества - сатрапии. Наряду со старыми местными культами господствовала, возможно, одна из ранних разновидностей зороастризма (вопрос о характере религии Др. И. остаётся дискуссионным). Офиц. языками, кроме иранского (древнеперсидского), были вавилонский, эламский и арамейский.
Борьба за господство на торг, путях между Западом и Востоком вовлекла Ахеменидов в длит, войны с Грецией (см. Греко-персидские войны). В 330 до н. э. гос-во Ахеменидов пало под ударами армии Александра Македонского. После его смерти и последовавшей затем борьбы между его военачальниками И. вошёл в состав эллинистич. гос-ва Селевка I (см. Селевкиды). Для гос-ва Селевкидов была характерна система самоуправляющихся рабовладельч. городов-полисов, во внутренние дела которых центральная власть почти не вмешивалась. Часть полисов возникла как греко-македонские колонии, часть - путём передачи полисных прав местным городам. В них в основном возобладали греч. полисные формы идеологии и культуры и греч. язык. Положение населения И. за пределами полисов недостаточно ясно.
В сер. 3 в. до н. э. на границе совр. И. и Туркмении образовалось Парфянское царство, в состав к-рого в сер. 2 в. до н. э. вошла вся терр. И. Значение полисов уменьшилось. Наряду с царём важную роль играли совет знати и совет магов. Господств, религией была одна из форм зороастризма. В гос. канцеляриях Парфии официальными языками были греческий и один из среднеиранских - парфянский язык.
Начиная с 1 в. до н. э. Парфия была вовлечена в длит, борьбу с Римом. Ко 2 в. н. э. в Парфии усилились отд. наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению гос-ва. В 224 Ардашир I, правитель зависимой от Парфии Персиды, нанёс поражение последнему парфянскому царю Артабану V и создал Сасанид-ское гос-во (см. Сасаниды).
Становление и развитие феодальных отношений (3-1-я пол. 17 вв.). В период владычества Сасанидов (3-7 вв.) рабо-владельч. строй начал изживать себя в И. Города теряли привилегии. Распространялся частичный отпуск рабов на волю, причём раб становился собственником части производимого им продукта. В то же время происходило превращение крупной воен.-адм. знати и общинной верхушки в феод, знать, от к-рой общинники, возможно, находились в личной зависимости. Вопрос о времени зарождения феод, отношений в И. является спорным (датируется от 3-4 до 6-7 вв. н. э.).
В позднесасанидское время иран. общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, воен. знать, чиновничество, податное население. По-видимому, это деление восходит к делению древнеиран. общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов. В са-санидском И. окончательно сложились канон "Авесты" и догмы зороастризма. Социальный протест против гос-ва и церкви принимал характер религ. ересей; с сер. 3 в. появляется манихейство, в кон. 5 в.- маздакизм.
После разгрома маздакитского движения шах Хосррв I Ануширван (правил в 531-579) провёл реформы, направленные на поддержку средних и мелких землевладельцев - налоговую, административную, военную и др.; эти реформы усилили власть царя, ослабили крупную чиновно-землевладельческую знать, стремившуюся к политической независимости от центр, пр-ва.
Окрепшее Сасанидское государство завоевало Юж. Аравию, Сирию, Палестину и Египет и угрожало существованию Византии. Однако феод.-сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего Сасаниды не смогли противостоять араб, завоеванию И. в 7 в. (см. Арабские завоевания).
В результате араб, завоеваний И. был включён в состав Араб, халифата. Процесс феодализации И. продолжался, хотя вначале он несколько замедлился; войны, к-рые вели арабы, сопровождались обращением в рабство значит, части местного населения (труд рабов применялся в с. х-ве, на оросит, работах, в ремесле, в гос. рудниках), часть зем. фонда была превращена в гос. земли и в собственность араб, знати на правах мулька: обширные терр. И. были переданы араб. племенам. В И. сохранялась податная система Сасанидов, но размеры поземельной подати (хараджа) были увеличены. В И. начал распространяться ислам, к-рый в 10 в. стал религией подавляющего большинства населения. Арабский язык надолго стал государственным и литературным языком.
Владычество арабов в И. вызывало нар. недовольство, проявлявшееся в крест, восстаниях уже в 80-х гг. 7 в.
Идеологич. формой их были либо течения ислама - шиизм и хариджизм (см. Хариджиты), либо учение хуррамитов, стремившихся к социальному равенству и к передаче земель свободным сел. общинам. Нар. движение против халифов Омейядов, начавшееся в Мервском оазисе в 747 (под предводительством Абу Муслима), распространилось на весь И. Победой Аббасиоов, пришедших к власти в 750 в результате восстания, возглавленного Абу Муслимом, воспользовались иран. феодалы, ранее находившиеся в оппозиции к Омейядам, а Аббасидами допущенные к власти. Разочарование крестьян, положение к-рых не улучшилось при Аббасидах, и тяжесть податного бремени послужили причинами новых крест, восстаний под рук. Сумбада-мага (755),Устада Сиса (767), восстания "сорх алем" 778-779 (см. "Краснознамённых" восстание) и др. Секта хуррамитов играла руководящую роль в крест, войне под предводительством Бабека (см. Бабека восстание) ок. 816-37; значительно было её влияние в крест, восстании 839 в Табаристане.
В 9-10 вв. на терр. И. образовались наследств, наместничества (эмираты), лишь номинально зависевшие от Араб, халифата: Тахиридов в Хорасане (821- 873), Саффаридов в Систане (с 861), затем и в Хорасане (873-900) и др.; в 900 Хорасан и весь вост. И. вошли в состав гос-ва Саманидов (до 999); в зап. И. и Ираке сложилось гос-во Бундов (935- 1055).
В 10-1-й пол. 11 вв. в И. наблюдался экономич. и культурный подъём, чему способствовали: складывание в 10 в. развитого феод, общества, развитие городов феод, типа, рост транзитной торговли, падение владычества арабов и создание местных гос-в. Проводились большие оросит, работы, значительным был рост ремесл. производства, гл. обр. текстильного.
Преобладающее значение в городах имели местные землевладельцы - феодалы, связанные с крупными купеческими компаниями, державшими караванную и мор. торговлю. В отличие от ср.-век. Запада, крупное купечество И. вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и гор. бедноты. Поэтому в городах И. не сложилось общегор. самоуправления, хотя существовали ремесленные корпорации и квартальное самоуправление.
После распада гос-ва Саманидов вост. И. вместе с частью Ср. Азии и терр. совр. Афганистана вошёл в состав гос-ва Газневидов. С 11 в. начались вторжения в И. тюрок (огузов). Одна из их орд (сельджукская) разгромила (1040) войско Газневидов при Данденакане, завоевала весь И. и сопредельные страны и создала гос-во Сельджукидов. При сельджукском султане Мелик-шахе (правил в 1072-92) огузская воен. знать, захватившая много земель, стала носителем центробежных тенденций, в то время как иран. чиновная знать выступала за сильную централизованную власть. Проводником политики централизованного гос-ва был ве-зир Мелик-шаха Низам алъ-Мулък. Однако рост феод, раздробленности привёл в нач. 12 в. к распаду гос-ва Сельджукидов на ряд султанатов, внутри к-рых сложились княжества сильных вассалов-атабеков.
В 11-12 вв. обострилась классовая борьба в городах между феодалами и купечеством, с одной стороны, и ремесленниками и крестьянами окрестных р-нов - е другой; она носила форму религ. борьбы между суннитами (знать и купечество) и шиитами (гл. обр. гор. низы и крестьяне), особенно сектой исмаилитов, а также между приверженцами отд. суннитских течений, представлявшими разные слои горожан. В горах Эльбурса и Кухистана образовалось гос-во исмаилитов с центром в Аламуте (1090-1256). 12 в. был заполнен междоусобицами, феод, мятежами. К кон. 12 в. почти весь И. был захвачен хорезмшахом Текешом (правил в 1172-1200).
В 1220-56 И. был завоёван монголами. Монг. завоевание сопровождалось уничтожением мн. городов, опустошением целых р-нов, гибелью массы людей. Была введена хищнич. система налогов и повинностей, а крестьяне прикреплены к земле. Всё это привело к упадку производит, сил страны, массовому бегству крестьян в горы и леса, к созданию крест, повстанческих отрядов.
В сер. 13-14 вв. И. входил в состав монг. улуса ильханов Хулагуидов. Иль-хан Газан-хан (правил в 1295-1304) принял ислам, сблизился с иран. чиновной знатью, при помощи своего везира Рашид-аддина провёл ряд реформ, способствовавших нек-рому хоз. подъёму, но экономика И. далеко не достигла уровня нач. 13 в. Широкое распространение зем. условного пожалования (см. Икта), превратившегося в наследственное владение, упадок городов и товарного произ-ва, ослабление экономич. связей между областями приводили к росту феод, раздробленности. В 30-х гг. 14 в. гос-во Хулагуидов распалось и на его терр. образовалось неск. феод, гос-в, крупнейшими из к-рых были гос-ва Джелаиридов (1336- 1411) и Мозафферидов (40-50-е гг. 14 в.-1393).
В 14 в. в И. получил широкое распространение вид феода - союргаль, а также ин-т тарханов - феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Господство монг. завоевателей вызывало многочисленные восстания, проходившие под идеологич. оболочкой мусульм. сектантства. Наиболее значительные антифеод, и антимонг. восстания - Сербедаров восстание в Хорасане в 30-80-е гг. 14 в. и Сеидов движение в Мазендеране и Гиляне в 1350, в ходе к-рых были созданы гос-ва сербедаров и сеидов. Между 1380-93 И. был завоёван войсками Тимура. Гос-во сербедаров было ликвидировано, нар. движения в Мазендеране и Гиляне подавлены. После смерти Тимура вост. И. входил в состав владений Тимуридов; в зап. И. сложилось гос-во Кара-Коюнлу.
В 1-й пол. 15 в. по И. прокатилась волна нар. восстаний, возглавлявшихся "крайними" шиитскими сектами: восстания в Себзеваре 1405, Мазендеране 1406 и др. Между 1453-57 весь зап. И. (до пустыни Деште-Кевир) был завоёван гос-вом Кара-Коюнлу, а затем, в 1468,- войсками Узун-Хасана Ак-Коюнлу. Вост. И. остался под властью Тимуридов. В 15 в. в И. наблюдался рост крупного землевладения и феод, раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов Сефевидов (в Ардебиле); гл. их опорой стали тюрк, кочевые племена, преим. из М. Азии (кызылбаши). Воспол |