| ра, пер. с англ., М., 1960; Современная арабская литература. Сб. статей, пер. с араб., М., 1960; Крачковская В. А., Новые археологические открытия в Заиорданье, "Вестник древней истории", 1946, [Mb] 4; Кауфман С. А., Об архитектуре древнего арабского народа набатеев..., в кн.: Вопросы всеобщей истории архитектуры, сб. 1, М., 1961; ЕnIart С., Les monuments des Croises dans le Royaume de Jerusalem, t. 1 - 2, P., 1925-28; Сreswe11 К. С. A., Early Muslim architecture, pt 1, Oxf., 1932; A1bright W. F., The archaeology of Palestine, Harmondsworth, 1960.
ИОРДАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ИКП; Хизб аш-шуюи аль-Урдуни), осн. нелегально 25 нояб. 1943 (до сент. 1951 наз. Лига нац. освобождения). В 1951 была принята программа партии, ставившая целью ликвидацию господства империализма, феодализма, установление нац.-демократич. строя в Иордании. В 1954 по инициативе
ИКП, получившей в это время возможность легализовать свою деятельность, в стране был создан Нац. фронт пат-риотич. и антиимпериалистич. сил, по спискам к-рого ИКП в 1956 получила 2 места в парламенте. В результате реакц. переворота 1957 ИКП была запрещена и подверглась жестоким репрессиям. После израильской агрессии 1967 пр-во Иордании в целях получения поддержки всех патриотич. сил амнистировало иорданских коммунистов. Однако партия не была легализована; она стала действовать в полулегальных условиях. В авг. 1967 была принята Чрезвычайная программа ИКП, выдвинувшая в качестве осн. задачи мобилизацию патриотич. антиимпериалистич. сил на борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии, создание широкого нац. фронта. ИКП требует урегулирования ближне-вост. кризиса на основе решений ООН. Делегации ИКП участвовали в работе Совещаний представителей коммунистич. и ражочих партий (1957, 1960 и 1969, Москва). ИКП одобрила документы, принятые этими совещаниями. Первый секретарь ЦК ИКП - Фуад Нассар.
ИОРИ Иора, река в Груз. ССР и Азерб. ССР. Дл. 320 км, пл. басе. 4650 км2. Берёт начало с юж. склонов Главного, или Водораздельного, хр. Б. Кавказа. Впадает в Мингечаурское водохранилище (ранее И. впадала справа в р. Алазани). В верховьях течёт в ущелье, в ср. течении пересекает Самгорскую котловину. Питание снеговое и дождевое. Ср. годовой расход воды у с. Салахлы (43 км от устья) 11,6 м3/сек, убывает вниз по течению (у с.Юсуфлы 9,82л3/сек). В связи с постройкой Самгорской оросит, системы часть вод И. по каналу направляется в водохранилище, расположенное к В. от Тбилиси ("Тбилисское море").
ИОРКШИРЫ, йоркширы, группа пород свиней (крупная белая, средняя белая и мелкая белая), выведенных в 19 в. в Англии в графстве Йоркшир (см. Крупная белая порода свиней).
ИОРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ, Гаре-Кахетинское, плоскогорье между Курой и Алазанью в Груз. ССР и Азерб. ССР (юж. часть). Вытянуто с З.-С.-З. на В.-Ю.-В. и рассечено вдоль долиной р. Иори. Вые. от 200 до 900 м. Сложено рыхлыми песчано-глинистыми породами, песчаниками, конгломератами, образующими складчатые структуры. Невысокие горные гряды чередуются с плоскими равнинами и котловинами. Почвы чернозёмные, каштановые и коричневые. Господствует степная растительность, менее распространены светлые редкостой-ные леса и скальные ксерофиты. Значит, площади распаханы. Вост. часть И. п. наз. Ширакской степью.
ИОСАН, вулкан на о. Хоккайдо в Японии; см. Сирибеси.
ИОСАФАТ КУНЦЕВИЧ [1580, Владимир-Волынский,- 12(22). 11.1623, Витебск], полоцкий униатский архиепископ (с 1617). Сын ремесленника. В Вильнюсе сблизился с иезуитами, перешёл из православия в унию, окончил иезуитскую коллегию. Был настоятелем ряда униатских монастырей. Жестокими мерами насаждал церк. унию в Белоруссии, что вызвало всеобщую ненависть к И. К. В 1623 горожане Витебска, поддержанные жителями др. белорус, городов и нек-рых сёл, а также укр. казаками и Виленским братством, подняли восстание и убили И. К. В 1867 римский папа канонизировал И. К. Его именем ныне назван "Вост. ин-т" в Риме - центр антисов. деятельности.
Лит.: Похилевич Д. Л.
ИОСИДА Сигэру (22.9.1878, Токио,- 20.10.1967, Оисо), японский политич. деятель. В 1906 окончил юридич. ф-т Токийского ун-та. Много лет служил в Мин-ве иностр. дел Японии. В 1943-44 был причастен к заговору против премьер-министра ген. X. Тодзио. В мае 1946- дек. 1954 (с перерывом июнь 1947 - окт. 1948) премьер-мин. 5 кабинетов министров. Был президентом Японской либеральной партии (1946-48), Демокра-тическо-либеральной партии (1948-50), Либеральной партии (1950-54). Занимал антисов. позицию, активно выступал за усиление связей Японии с США, за ремилитаризацию страны и подавление демократич. сил. Подписал Сан-Фран-цисский договор 1951.
ИОСИФ (Joseph). В "Священной Рим. империи" и австр. монархии Габсбургов:
И. I (26.7.1678, Вена,- 17.4.1711, там же), император в 1705-11. Старший сын имп. Леопольда I. Энергично продолжал войну за Испанское наследство (1701-14). В империи пытался вновь усилить императорскую власть. В наследственных землях Габсбургов проводил политику меркантилизма. Большим влиянием при нём пользовался Евгений Савойский.
И. II (13.3.1741, Вена,-20. 2. 1790, там же), император в 1765-90; в габсбургских наследств, землях в 1765-80 соправитель своей матери Марии Терезии, затем правил единолично. Представитель т. н. просвещённого абсолютизма, И. II пытался преобразовать наиболее устаревшие феод, институты монархии Габсбургов путём реформ "сверху", учитывая потребности бурж. развития. Проводил политику протекционизма, поощрения мануфактур, отменил личную крепостную зависимость крестьян (1781-85), предпринял попытку ввести единый поземельный налог (реформа не была проведена в жизнь из-за ожесточённого сопротивления дворянства, также подлежавшего обложению). И. II ограничил самостоятельность католич. церкви в австр. землях, упразднил мн. монастыри, частично секуляризовал церк. имущество, способствовал развитию светской школы; в 1781 издал патент о веротерпимости (т. н. толерантный патент). В монархии Габсбургов, действуя насильственно-бюрократическими методами, попытался ввести единую строго централизованную систему управления; нем. яз. был (в 1784-85) введён в качестве официального во всех частях монархии. Эта политика вызвала взрыв сопротивления, особенно в Австр. Нидерландах (см. Брабантская революция 17S9-1790), в Венгрии. Во внешней политике (к-рой наряду с военным делом И. II ведал ещё будучи соправителем) отличался агрессивностью (в частности, был при австрийском дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и укрепить господствующее положение Австрии в империи; встречая сопротивление всё более усиливавшейся Пруссии, искал сближения с Россией (союз 1781).
Лит.: Митрофанов П., Политическая деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги, СПБ, 1907. См. также лит. при ст. Иозефинизм.
ИОСИФ, согласно др.-евр. историч. легендам, сохранившимся в Ветхом завете, любимый сын Иакова от Рахили. Проданный своими братьями в рабство, И. после долгих злоключений стал фактически править Египтом по поручению фараона. Когда гонимые голодом прибыли в Египет за хлебом его братья, И. предложил им и всему роду Иакова переселиться в эту страну. Вскоре они там поселились (провинция Гесем). При исходе евреев из Египта они взяли с собой, согласно завещанию И., его останки и предали их погребению в Ханаане.
С нек-рыми модификациями повествование об И. вошло в Коран. Отдельные сюжеты стали темой многих лит. произведений средневековья (перс.-тадж. поэм) и нового времени (Т. Манн, Назым Хикмет и др.), неоднократно находили отражение в изобразит, искусстве (у художников школы Рембрандта и др.).
ИОСИФ АРГУТИНСКИЙ, Долгорукий [1743, селение Саначин, около Тбилиси, -9 (21). 3. 1801, Тбилиси], князь, армянский церковный и политич. деятель, архиепископ с 1800 - католикос всех армян. В 1780 участвовал в совещании, созванном Г. А. Потёмкиным, по вопросам рус. политики на Кавказе и освобождения Армении и Закавказья от тур. и иранского ига. В 1783 И. А. участвовал в разработке проекта арм.-рус. договора, по к-рому Россия должна была восстановить под своим протекторатом независимое Арм. царство; И. А. один из организаторов поселений армян на юге России. Во время похода рус. армии в Закавказье в 1796 И. А. обратился к арм. народу с призывом помочь рус. армии.
Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951.
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, в миру - Иван Санин (1439/40- 9.9.1515), церковный писатель и публицист, глава течения иосифлян - воинствующих церковников, ставивших церковь выше государства. Происходил из семьи богатого вотчинника, владельца с. Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре; в 1479 в р-не Волоколамска основал монастырь, получивший позже его имя (см. Иосифо-Волоколамский монастырь). Первоначально И. В. был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III, и выступал как идеолог духовных и светских феодалов, оппозиционных великокняж.власти. Затем порвал с удельно-княж. оппозицией и заключил союз с великокняж. властью, завершившийся в 1507 переходом Иосифо-Волоколамского монастыря под патронат великого московского князя Василия III. На церк. соборе 1503 И. В. и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на соборе 1504 - жестокой расправы над еретиками. В этот период И. В. выступил с теорией божеств, происхождения великокняж. власти, что способствовало укреплению идеологич. позиций рус. самодержавия. Осн. соч. И. В.- книга против еретиков "Просветитель", его перу принадлежит также более 20 посланий к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского "Устава".
Соч.: Просветитель... Иосифа Волоцкого, 4 изд., Каз., 1903; Послания Иосифа Волоцкого, подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье, М.-Л., 1959.
Лит.: Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в., М.-Л., 1960; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в., М., 1960; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Будовнц И. У., Русская публицистика XVI в., М.-Л., 1947. В. И. Корецкий.
ИОСИФ ТБИЛЕЛИ (наст, фам.-Саакадзе) (г. рожд. неизв.- ум. в 1688), грузинский писатель. Тбилисский митрополит (с 1662). Был племянником полководца и гос. деятеля кон. 16 и нач. 17 вв. Георгия СаакаЭзе. Автор поэмы "Дидмоуравиани" ("Жизнь великого моу-рава") о жизни Георгия Саакадзе. Поэма отличается художеств, достоинствами, однако в ней чувствуется тенденциозность автора. Крайне субъективно изложены и истолкованы историч. события.
Соч. в рус. пер.: Великий мсгурави. Поэма XVII века о Георгии Саакадзе, М., 1945.
Лит.: Леонидзе Г., Иосиф Тбилели и его поэма "Дидмоуравиани", в кн.: И о-сиф Тбилели, Дидмоуравиани. Поэма о Георгии Саакадзе, Тб., 1944.
ИОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius; евр. имя - Йосеф бен Маттитйаху) (р. 37, Иерусалим,- ум. после 100, Рим), древнееврейский историк. Род. в жреческой семье. В юности основательно ознакомился с учениями фарисеев, саддукеев и ессеев, описания к-рых оставил. Примкнув к религ.-политич. течению фарисеев, И. Ф. принимал активное участие в политич. жизни. После начала Иудейской войны (66-73) был назначен одним из военачальников в Галилее, но затем после поражения при Иотапате изменил и сдался римлянам. Присутствовал в качестве переводчика при осаде и разрушении Иерусалима, после чего, поселившись в Риме, получил права рим. гражданина и был назначен историографом Флавиев, приняв их родовое имя. Оставил четыре соч. (на греч. яз.): "Иудейская война" (первоначально написана на арамейском яз.; рус. пер. 1900; др.-рус. пер.- Н. А. Мещерский, "История Иудейской войны Иосифа Флавия". Исследование и текст, 1958), излагающая события от 167 до н. э. до 73 н. э.; "Иудейские древности" (от "сотворения мира" до начала Иудейской войны; рус. пер., т. 1-2, 1900); "О древности иудейского народа. Против Аниона" (рус. пер. 1898) - апологетич. полемика с егип. писателем 1 в. Апионом; "Жизнь" (автобиографич. соч. с попыткой оправдания от возводимых на него обвинений). Соч. И. Ф.- важный источник для изучения истории не только др.-вост., но и средиземноморских народов. И. Ф. использовал и цитировал мн. ценные источники и документы, до нас не дошедшие. Основные тенденции трудов И. Ф.: проримское изображение событий Иудейской войны, попытки самооправдания в измене и апологетика иудеев.
Соч.: Opera, ed В. Niese, v. 1-7, В., 1955; то же, ed. Н. St. S. Thackeray, R. Marcus, L. H. Feldman, v. 1 - 9, Camb. (Mass.), 1926-66 -(Loeb Classical Library).
Лит.: Feldman L. H., Scholarship on Philo and Josephus, N. Y., [1963]; S с h r e-ckenberg H., Bibliographie zu Flavius Josephus, Leiden, 1968. И. Д. Амусин.
ИОСИФ ЭМИН (1726-1809), один из организаторов освободит, борьбы арм. народа против иран. и тур. ига; см. Эмин И.
ИОСИФЛЯНЕ, осифляне, представители церк.-политич. течения в Рус. гос-ве в кон. 15-16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономич. основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княж. оппозицией и выступали против великокняж. власти, стремившейся к секуляризации церк. земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, к-рый выдвигали т. н. нестяжатели, вначале поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. И. создали и затем поддерживали теорию о божеств, происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва - третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании офиц. идеологии рус. самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церк. иерархи 16 в. [митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Чёрный и др.]. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В сер. 16 в. по инициативе И. были созваны церк. соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. И. приняли активное участие в учреждении опричнины. К 17 в. иосифлянство как церк.-политич. течение прекращает своё существование.
Лит. см. при ст. Иосиф Волоцкий.
ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Волоцкий Успенский Иосифов монастырь, осн. в 1479 Иосифом Волоцким; находится в 17 км к С.-В. от совр. г. Волоколамска Моск. обл. Став в 16 в. центром иосифлян, И.-В. м. играл видную роль в политич. и церк. жизни и был оплотом борьбы с нестяжателями и еретиками. В 60-х гг. 16 в. И.-В. м. имел св. 30 тыс. десятин пахотной земли. В 1594-95 в вотчинах И.-В. м. произошли волнения крестьян, ставшие одним из предвестников назревавшей крест, войны нач. 17 в. Во время восстания И. И. Болотникова И.-В. м. деятельно помогал пр-ву Василия Ивановича Шуйского в борьбе с восставшими. Могущество И.-В. м. было подорвано разгромом, учинённым польск. интервентами в 1610. Восстановлен в царствование Алексея Михайловича. Включает кам. стены с шатровыми башнями (1543-66, перестроены в 1676-88 Т. Игнатьевым и др.), украшенными сложными узорами из кирпича, Петропавловскую надвратную церковь (кон. 17 в.), трапезную (пл. ок. 450 м2) с церковью Богоявления (конец 17 в.) и монументальный Успенский собор (1688-92) в "нарышкинском" стиле (изразцовый фриз - "павлинье око" -мастер С. И. Полубес; резной ажурный иконостас с витыми колоннами - мастер Е. Леонтьев; иконы - Г. Антонов, Ф. и В. Потаповы). Ансамбль монастыря дополнялся стройной 9-ярусной колокольней (1490, перестроена в 1670-х гг.). После Окт. революции И.-В. м. был преобразован в музей. Архитектурные сооружения монастыря 15- 17 вв. сильно разрушены нем.-фаш. оккупантами во время Великой Отечеств, войны 1941-45; в послевоен. время И.-В м. реставрируется.
Источи.: Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в., М.-Л., 1948.
Лит.: Павличенков В., Ансамбль Иосифова-Волоколамского монастыря, в сб.: Архитектурное наследство, [в.], 10, М., 1958.
ИОСИХИТО (31.8.1879 - 25. 12. 1926), император Японии в 1912-26. В связи с болезнью И. в 1921 регентом стал его сын Хирохито (с 1926 - император Японии).
ИОСИЯ (ок. 647 - 609 до н. э., Мегиддо), иудейский царь в 639-609 до н. э. Используя ослабление Ассирии и благоприятную междунар. ситуацию, И. сумел освободить Иудею от длившейся более 70 лет ассир. зависимости и присоединить значит, терр. бывшего Израильского царства. В 628 И. начал проводить религ.-политич. реформу, выразившуюся в централизации культа Яхве в Иерусалимском храме и борьбе с местными культами. В ходе реформы И. обнародовал в 622 т. н. "Книгу Завета", или "Книгу Учения", к-рую отождествляют с частью книги "Второзакония" в редакции нач. 7 в. до н. э. (в совр. каноне она представлена в более поздней редакции). Имеются данные, свидетельствующие о принятых И. мерах по облегчению положения социальных низов.
ИОССА Александр Андреевич [19(31). 12. 1810 - 2(14).!.1894], русский металлург. В 1829 окончил Горный кадетский корпус в Петербурге. Работал на уральских
з-дах (Кушвинском, Саткинском, Артин-ском и др.), где внёс много технич. усовершенствований: применение газа в пудлинговых и сварочных печах, использование каменного угля в доменном про-из-ве, выделка крупносортного железа (в связи с изготовлением по проекту Д. И. Журавского металлич. остова для шпиля собора Петропавловской крепости). Провёл теоретич. исследования процесса пудлингования. В 1861-63 одним из первых в России проводил опыты по бессемерованию.
Лит.: Котляревский И., А. А. Иосса, "Горный журнал", 1894, № 7.
ИОССА Николай Александрович [7(19).5.1845, Артинский з-д Пермской губ.,-31.12.1916 (13.1.1917)], русский металлург. Сын А. А. Иосса. По окончании в 1865 Ин-та корпуса горных инженеров работал на уральских з-дах, где успешно продолжил начатые его отцом опыты по исследованию и применению бессемеровского процесса. С 1871 работал в Петерб. горном ин-те (с 1882 проф.). В 1900-07 директор Горного департамента. В 190 |