| нриха II (прозван "Безземельным" потому, что, в отличие от старших братьев, не получил владений во Франции). В результате неудачной войны с Францией 1202-04 потерял значит, часть англ, владений на континенте. В 1207 вступил в открытый конфликт с рим. папой Иннокентием III из-за своего отказа признать назначенного папой нового архиепископа кентерберийского. После того как Иннокентий III наложил на Англию интердикт (1208), а затем низложил И. Б. (1209), последний в 1213 полностью покорился папе, признав себя его вассалом. Фискальный и политич. нажим И. Б. на крупных феодалов - баронов, сопровождавшийся откровенным произволом, а также его неудачи во внеш. политике вызвали в Англии в 1215 восстание баронов, к-рое было поддержано рыцарями и горожанами, недовольными резким увеличением налогов. И. Б. был вынужден подписать Великую хартию вольностей. После отказа И. Б. соблюдать хартию бароны в 1216 начали против него войну, во время к-рой он умер.
Лит.: Петрушевский Д. М., Очерки из истории английского государства и общества в средние века, 4 изд., М., 1937; Пти-Дютайи Ш., Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII вв., пер. с франц., М., 193.8. Е. В. Гутнова.
ИОАНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Peur) (28.5.1371, Дижон, - 10.9.1419, Монтро), герцог Бургундии с 1404. Глава феод, группировки бургиньонов, И. Б. в правление слабоумного короля Франции Карла VI (1:380-1422), борясь за власть, организовал в 1407 убийство своего соперника - герцога Людовика Орлеанского, возглавлявшего арманьяков (см. Арманъяки и бургинъоны), после чего захватил руководящую роль в правлении Францией. Пытался использовать в борьбе с арманьяками движение кабошъенов, но в решающий момент предал его. В 1413 был оттеснён от власти арманьяками. В возобновившейся Столетней войне И. Б. вступил в тайный союз (окт. 1416) с англ, королём Генрихом V. И. Б. после взятия им Парижа в 1419, испугавшись воен. успехов англичан, угрожавших Парижу, стал искать сближения с франц. королём. Во время переговоров с дофином (впоследствии король Карл VII) был убит его приверженцем.
Лит.: Pocquet du Haut-Jusse В.-A., La France gouvernee par Jean sans Peur. P., 1959; David H., Du nouveau sur Jean sans Peur, Dijon, 1959; Vaughan R., John the Fearless, L., 1966.
ИОАНН БОГОСЛОВ, в новозаветных легендах один из апостолов, ученик Иисуса Христа; сын галилейского рыбака Зеведея. По утверждению Папяя, епископа Иерапольского (1-я пол. 2 в.), И. Б. был убит в 60-х гг. 1 в. Согласно позднейшей христ. традиции, И. Б. дожил до рубежа 1-2 вв. (закончил жизнь в Эфесе). Христ. церковь приписывает И. Б. ряд соч., включённых в Новый завет: 4-е евангелие, три послания и Апокалипсис (в действительности являющихся сочинениями различных авторов).
ИОАНН ВОРОТНЕЦИ (1315-1386), армянский философ, педагог и церк.-политич. деятель; см. Ованес Воротнеци,
ИОАНН ДАМАСКИН (I5anr.es Damaskenos) (p. ок. 675, Дамаск,- ум. до 753), византийский богослов, философ и поэт. Род. в христ. арабской семье. Получил энциклопедич. образование в греч. духе. По-видимому, был приближённым халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества.
И. Д. - завершитель и систематизатор греч. патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: "Я не скажу ничего от себя". Всесторонность познаний И. Д. позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церк. догмы и на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы схоластич. метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие у ср.-век. теологов Запада, учившихся у И. Д. Гл. соч. И. Д. -"Источник знания"; это компендиум филос. и богословских сведений, предвосхищающий "суммы" зап. схоластов; лат. перевод его третьей части, осуществлённый в сер. 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского. Соч. И. Д. получили распространение также в вост.-христ. странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая И. Д. мысль о подчинённом положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в зап. схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).
В историю лит-ры И. Д. вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церк. песнопений. В литургич. лирике он реставрирует антич. просодию, доводит до необычайной усложнённости архитектонику канона, дополняя её хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллич. структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства (напр., в погребальном гимне "Какая сладость в жизни сей..."). Принадлежность И. Д. романа "Варлаам и Иоасаф" является спорной.
Соч.: Opera omnia, t. 1-3, P., 1860 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur. J.-P. Migne, t. 94 - 96); Schriften, Bd 1-, В., 1969 -; врус. пер.- Поли. собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. М., 1969, с. 621 - 26; Памятники византийской литературы IV -IX веков, М., 1968, с. 270-80. С. С. Аверинцев.
ИОАНН ДРАСХАНАКЕРТЦИ, Иоaннeс (889-931), армянский историк; см. Ованес Драсханакертци.
ИОАНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266, Макстон, Шотландия,- 8.11.1308, Кёльн), средневековый философ-схоласт; монах-францисканец. Учился в Оксфорде и Париже. Преподавал в университетах Оксфорда, Парижа, Кёльна и других городов. Крупнейший представитель францисканского направления в схоластике. Учение И. Д. С. противостоит доминиканской схоластике, нашедшей законченное выражение в системе Фомы Аквинского. Критикуя последнего, И. Д. С. ставит во главу угла не интеллект, а волю, не умственное созерцание бога, а единение с ним через акт воли. Теология для И. Д. С. - прежде всего "практич. мудрость", необходимая для "врачевания духа". И. Д. С. считал невозможным и ненужным построение завершённой филос.-теологич. системы, в частности рационально разработанной этики: человеческие действия определяются в зависимости от того, соответствуют ли они божьей воле; то, что противоречит ей и не исходит от любви, есть грех. В онтологии для И. Д. С. характерно передвижение акцента от абстрактно-всеобщего бытия к бытию индивидуальному как наиболее совершенному. И. Д. С. вводит спец. понятие, характеризующее не класс предметов, а данную единичную, "эту" вещь (haec ceitas).
Учение И. Д. С. выразило собой глубокий мировоззренч. кризис ср.-век. культуры. Не будучи замкнутой системой, оно открывало широкие возможности для творчества не столько на путях интеллектуальных построений, сколько на путях мистики. Из идей И. Д. С. в определённой мере исходили У. Оккам и ок-камисты.
С о ч.: Opera omnia..., v. 1-Civitas Vaticana, 1950; в рус. пер., в кн.: Антология мировой Философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 877-890.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 474 - 76; Штёкль А., История средневековой философии, пер. [с нем.], М., 1912, гл. 6; Harris С. R. S., Duns Scotus, v. 1-2, L.- Oxf., 1927; Gilson E., Joan Duns Scot, P., 1952; Copleston Fr. Ch., History of philosophy, v. 2, Oxf., 1965.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ (loannes Chrysostomos) (между 344 и 354, Антиохия, - 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог вост.-христ. церкви. Получил образование в школе языч. ритора Лива-ния (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор мн. проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует обществ, и религ. жизнь своего времени. И. 3. активно выступал против воен. засилья готов в Константинополе и соответственно против арианства. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. Хотя И. 3. не призывал к реформе обществ, строя (в частности, к отмене рабства) и субъективно стремился к укреплению позиций господств, класса и церкви, его критика пороков высших слоев общества (роскоши императорского двора, развращённости высшего духовенства и т. п.) вызвала недовольство константинопольского пр-ва; И. 3. был низложен в 403, затем, возвращённый на патриарший престол, вновь был низложен в 404 и сослан в Кукуз (Малая Армения). Причислен христ. церковьюк лику святых. Ему ошибочно приписывается православной церковью литургия (т. н. литургия И. 3.).
Соч.: Opera omnia, t.l -13, P., 1858-60 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur J.-P. Migne, t. 47-64); в рус. пер.- Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста..., т. 1-12, СПБ, 1895-1906.
Лит.: Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, "Ежегодник музея истории религии и атеизма", 1958, в. 2; Вaur Ch., Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1 - 2,Munch., 1929-30.
ИОАНН ЗОНАРА (loannes Zonaras) (г. рожд. неизв. - ум. после 1159?), византийский хронист, церковный писатель. Видный сановник при дворе имп. Алексея I Комнина. Выражая интересы высшей столичной знати, находился в оппозиции к Комнинам. Автор все-мирно-историч. хроники от "сотворения мира" до 1118 (представляющей собой в основном пересказ антич. и ср.-век. авторов; оригинальные сведения сообщает лишь по истории Византии рубежа 11 - 12 вв.). И. 3. составил также комментированный сборник канонич. права, толковый словарь; писал церк. стихи.
Соч.: Epitomae historiarum, v. 1 - 6 Lipsiae, 1868 - 75; Epitomae historiarum libri XIII-XVIII, т. 3, Bonnae, 1897.
ИОАНН ИМАСТАСЕР (p. ок. 1045/55 - ум. 1129), армянский учёный, философ и богослов; см. Ованес Имастасер.
ИОАНН ИТАЛ (loannes Italos) (2-я пол. 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане "консула философов". Довёл воспринятое им от учителя тяготение к антич. идеалистич. рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с христианством и церк. ортодоксией. Его учение было по приказу имп. Алексея I Комнина рассмотрено на церк. соборе 1082 и предано анафеме. В православном Синодике И.И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи (см. А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 847-48). Учение И. И. оказало влияние на груз, мыслителя Иоанэ Петрици. Соч.: Opuscula selecta, fasc. 1 - 2, Tphi-lisiis, 1924 - 26; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627-29.
Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русского Археологического ин-та в Константинополе", 1897, т. 2. С. С. Аверинцев.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ, Иоанн Предтеча, согласно евангельской мифологии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа); жил в пустыне (подражал ветхозаветному пророку Илье), обличал пороки общества и призывал к покаянию; крестил Иисуса Христа. Упоминание об И. К. имеется у Иосифа Флавия (1 в. н. э.), писавшего, что Иоанн жил, когда Галилеей правил Ирод Антипа (1-я пол. 1 в.); в угоду своей любовнице Иродиаде Ирод заключил И. К. в тюрьму, а затем приказал отсечь ему голову. Изображения И. К. распространены в живописи (А. Верроккьо, Леонардо да Винчи, П. Брейгель, А. А. Иванов и др.) и в скульптуре (Донателло, О. Роден и др.). В ср.-век. иконописи одна из трёх обязательных фигур Деисуса (Христос, богоматерь, И. К.).
ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ (Jan van Leiden, Johann von Leiden), Ян Бокелзон (Jan Beukelszoon, Bokelson) (ок. 1509, близ Лейдена, - 23.1.1536, Мюнстер), один из главных руководителей нидерл. анабаптистов, глава Мюн-стерскои коммуны (с апр. 1534 по июнь 1535). Сын помощника деревенского старосты Яна Бокела (Beukel, отсюда Бокел-зон) и вестфальской крестьянки. В Лейдене обучился ремеслу портного. По торг.-ремесл. делам ездил в Англию, а также во Фландрию и Португалию. В 1533 примкнул к главе нидерл. анабаптистов Яну Матису, крестился у него и стал одним из его "апостолов". 13 янв. 1534 приехал по распоряжению Яна Матиса в Мюнстер. Захватив вместе с др. анабаптистами в февр. 1534 власть в городе, стал в Мюнстере ближайшим помощником Яна Матиса, после гибели к-рого (5 апр. 1534) фактически возглавил совет "12 старейшин"-верховный орган власти коммуны. Позднее был провозглашён "царём Нового Сиона" (Мюнстера) и сосредоточил в своих руках неогранич. власть в осаждённом городе. Провёл ряд мер уравнит. характера, блестяще организовал оборону Мюнстера, предпринимал попытки распространить восстание на соседние вестфальские города и Сев. Нидерланды. При захвате Мюнстера войсками мюнстерского епископа 25 июня 1535 попал в плен; позднее был казнён. Лит. см. при ст. Мюнстерская коммуна. А. Н. Чистозвонов.
ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (ум. между 650 и 680), византийский религ. писатель. Был настоятелем монастыря на Синае. Его соч. "Лествица, возводящая к небесам" - аскетико-дидактич. трактат о ступенях на пути самоусовершенствования (отсюда заглавие) и о подстерегающих монаха нравств. опасностях. Этот трактат, вместивший в себя богатый опыт психологич. самонаблюдения и обильно оснащённый повествоват. материалом, был переведён на мн. (в т. ч. лат. и араб.) яз., пользовался большой популярностью у ср.-век. читателей Греции, Палестины, Сирии, Грузии, Сербии, Болгарии, Руси и др. стран, оказав влияние на нравственность, лит-ру, фольклор и иконографию изобразит, иск-ва этих стран.
Соч.: Scala Paradisi, P., 1864 (Patrolo-giae cursus completus, ser. graeca, accur. J.-P. Migne, t. 88); в рус. пер.- Лествица, возводящая к небесам, М., 1908.
Лит.: Богдановил Д., 1ован Лествичник..., Београд, 1968. С. С. Аверинцев.
ИОАНН МАЛАЛА (loannes Malalas) (ок. 491-578), византийский хронист. Видимо, сириец по происхождению. Биография И. М. неизвестна. Иногда его отождествляют с константинопольским патриархом Иоанном III Схоластиком (565-577), составителем сборника церк. правил. В сохранившейся рукописи 11 в. (возможно, передающей позднюю переделку первонач. текста) хроника И. М. начинается с легендарной истории египтян и доходит до 563. Хроника содержит много занимат., но недостоверных преданий. Первая часть её сосредоточена вокруг истории Антиохии, во второй - в центре внимания Константинополь.
Хроника содержит интересный материал по истории Византии 6 в. Переведена на слав, и груз. яз. (слав, перевод 10-11 вв. содержит более подробный текст, чем сохранившаяся греч. рукопись).
Соч.: Chronographia, Bonnae, 1831.
Лит.: Мещерский Н. А., Два неизданных отрывка древнеславянского перевода "Хроники" Иоанна Малалы, в сб.: Византийский временник, т. 11, М., 1956; Удальцова 3. В., Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси, в сб.: Археографический ежегодник за 1965 г., М., 1966, с. 47 - 58. А. П. Каждан.
ИОАНН САРКАВАГ, Иоаннес (1045-1129), армянский учёный; см. Ованес Имастасер.
ИОАНН СКИЛИЦА (loannes Skylitses) (гг. рожд. и смерти неизв.), византийский чиновник, хронист 11 - нач. 12 вв. Его "Обозрение истории" охватывает период 811-1057; основано на разнородных источниках, отражавших интересы различных группировок визант. знати; отсюда нередки противоречия, нарушение последовательности изложения. Произв. И. С. - важнейший памятник истории Византии 2-й пол. 10-1-й пол. 11 вв., поскольку источники, использованные автором для написания этойчасти хроники, ныне утеряны. Хроника И. С. (до сих пор не изданная) полностью включена во всемирную хронику Георгия Кедрина (12 в.). Принадлежность И. С. т. н. Продолжения хроники И.С., охватывающего 1057-1079/80, остаётся спорной.
Лит.: Каждан А. П., Из истории византийской хронографии X в., в сб.: Византийский временник, т. 20, М., 1961.
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригенa (Erigena) или Иеругена (lerugena) (ок. 810-ок. 877). средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во Францию и в нач. 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность. Покровительство монарха позволяло И. С. Э. вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церк. кругов.
В умств. атмосфере Запада той эпохи И. С. Э. представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствова-нию зап. клириков он не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но отчуждённость; его подлинная духовная родина - мир греч. мысли, его филос. вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христ. оформление в творчестве греч. авторов Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита (см. Ареопагитики) и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима И. С. Э. впервые перевёл на лат. язык и занимался их истолкованием). И. С. Э. решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религ. предания. Дистанции между идеалистич. умозрением и христ. откровением, между философией и верой для него не существует. Его гл. соч. "О разделении природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы", проходящей 4 стадии диалектич. самодвижения: 1) "природа творящая и не сотворённая", т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) "природа сотворённая и творящая", т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворённая и не творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворённая и не творящая", т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина И. С. Э. понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеч. личностью, но как присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: "Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое „что"" (De divis nat. 11, 28). Доктрина И. С. Э.представляет собой последоват. идеалистич. монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; И. С. Э. отрицает сущностную реальность зла - оно существует только как "ничто", как своё самоотрицание. Мистич. учение И. С. Э. о человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника и предвосхищает нем. мистика Мей-стера Экхарта. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, И. С. Э. явился одним из основателей и |