| ия и воен. техники, а также войскового х-ва. 2) Метод управления войсками, заключающийся в перио-дич. проведении инспекторских проверок (инспектирования) войск, к-рые осуществляются специально назначенными лицами (комиссиями, группами).
И. И. Андронов.
ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ,
см. Государственные инспекции.
ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869 по инициативе реакционного министра нар. просвещения царского пр-ва Д. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью нар. школ и благонадёжностью учителей. Инспектора нар. училищ осуществляли адм.-контрольные функции надзора за земскими школами, приходскими гор. и уездными училищами. Вначале на губернию назначался один инспектор, с 1874 в каждой губернии число инспекторов нар. училищ было увеличено до трёх. Директора и инспектора нар. училищ были обязаны вести борьбу против "преступной политической и нравственной пропаганды" в нар. школе. И. н. у. просуществовала до Окт. революции 1917.
ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА в СССР, орган охраны труда, состоящий в ведении профсоюзов; см. в ст. Технический инспектор.
ИНСПИРАЦИЯ (лат. inspiratio - вдохновение, внушение, от inspire - вдыхаю, внушаю), 1) наущение, внушение, побуждение извне, подстрекательство (инспирированный - внушённый извне). 2) (Мед.) - вдох.
ИНСТАНЦИЯ (от лат. instantia -непосредственная близость), ступень, звено в системе соподчинённых органов (гос., парт, и т. д.). В системе суд. органов суд, рассматривающий дела на определённой стадии процесса. Понятие судебная И. применяется также для обозначения однозначных звеньев судебной системы, т. е. судов с одинаковыми функциями и правомочиями по рассмотрению дел. В СССР Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик различают рассмотрение дела в суде первой инстанции, в кассационной и надзорной инстанциях. Законодательство определяет, что суд первой инстанции правомочен вынести приговор, решение; кассационный суд (суд второй инстанции) рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры и решения, не вступившие в законную силу; суд надзорной инстанции рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры и решения, вступившие в законную силу. Судебное рассмотрение дел в СССР осуществляется в основном в двух И. (надзорная инстанция является исключительной).
Районные, гор. нар. суды, а также трибуналы соединений и гарнизонов действуют только в качестве первой И. Вышестоящие суды являются первой И. по делам, отнесённым к их подсудности, второй и надзорной И. по делам, рассмотренным нижестоящими судами. Для Верховного суда СССР и Верховных судов союзных республик в случае рассмотрения дел по первой И. не существует второй И., т. к. они возглавляют судебную систему (соответственно Союза ССР или республики).
Инстанционный порядок судебного рассмотрения уголовных и гражд. дел, при к-ром вышестоящая инстанция осуществляет проверку законности и обоснованности действий и решений нижестоящей, предоставляет существенную гарантию полноты, всесторонности, объективности суд. производства, охраны прав и законных интересов участников процесса, своевременного выявления и устранения судебных ошибок.
ИНСТЕРБУРГ, до 1946 название г. Черняховска Калининградской обл. РСФСР.
ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутр. раздражения. Механизм И., согласно И. П. Павлову,- безусловноре-флекторный, поэтому понятия И. и безусловный рефлекс он считал идентичными. Обычно И. называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный,половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т. п.). Любой И. состоит из цепи реакций, в к-рой конец одного звена служит началом другого. Имеются попытки классифицировать И. по их биол. и физиол. значению (сов. физиолога Н. А. Рожанский, А. Д. Сло-ним). По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие И.:пищевой, проявляющийся в виде пищедобываиия, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.; оборонительный, состоящий как из пассив-нооборонительных реакций (убегание, "замирание", "затаивание"), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.; половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (наз. также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда, запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным, охотничьим и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п. При углублённом исследовании механизмов И. особое внимание привлекает их изменчивость в силу возможного наслоения условнорефлекторных реакций (см. Условные рефлексы), к-рые вместе с И. составляют "биокомплекс активности" (по выражению А. Н. Промптова), или "унитарные реакции" (по терминологии Л. В. Крушинского). Установлено (Л. А. Орбели и др.), что чем более развита центральная нервная система, тем больший удельный вес в поведении животного имеют реакции, приобретённые в индивидуальной жизни. Так, поведение низших беспозвоночных (простейшие, кишечнополостные) основано исключительно на И. В поведении же высших беспозвоночных (насекомые, ракообразные, высшие моллюски), несмотря на наличие у них сложнейших И. (в особенности у "общественных" насекомых - пчёл, муравьев), заметную роль играют условные рефлексы.
И. человека в значит, мере подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однако воспитание, в свою очередь, помимо социально-историч. оснований, опирается на биол. фундамент в виде главнейших И., к-рые созревают в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни. Уже в утробном периоде отд. структуры нервной системы зародыша созревают быстрее других, обеспечивая тем самым готовность новорождённого организма it выживанию в специфич. для него условиях существования (П. К. Анохин). В различное время после рождения организма начинают созревать др. И., на основе к-рых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.). В осуществлении инстинктивной деятельности очень большую роль играют железы внутренней секреции.
Изучение И. имеет исключительно важное значение: для медицины, т. к. нек-рые психич. заболевания зависят от расстройства (или нарушения) инстинктивных побуждений; для животноводства в связи с отбором животных с наиболее полезными в хоз. отношении врождёнными особенностями; а также для выработки методов преобразования дикой фауны, акклиматизации животных, борьбы с вредителями с. х-ва и др. См. также Инстинктивное поведение.
Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Поли, собр. соч., т. 4, М.- Л., 1951; Промптов А. Н., Очерки по проблеме биологической адаптации и поведения воробьиных птиц, М.- Л., 1956; Рожанский Н. А., Очерки по физиологии нервной системы, Л., 1957; Крушинский Л. В., Формирование поведения животных в норме и патологии, М., I960; Слоним А. Д., Инстинкт. Загадки врождённого поведения организмов, Л., 1967; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968.
Л. Г. Воронин.
ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, совокупность генетически фиксированных врождённых проявлений внешней активности животных. И. п. выступает у всех представителей одного вида примерно в одинаковых формах и направлено на обеспечение наиболее важных для существования особи и продолжения вида жизненных отправлений. Относит, автономность и сравнительно малая изменчивость И. п. определяются сформировавшимися в ходе филогенеза устойчивыми связями в центр, нервной системе (наследственно закреплёнными "программами действия"). Поэтому И. п. непосредственно не зависит от конкретного индивидуального опыта животного, хотя развивается в онтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами научения. В ряде случаев признаки объектов, на к-рые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатле-ния. Инстинктивные действия, из к-рых слагается И. п., состоят из комплексов чётко скоординированных инстинктивных движений и поз, а также звуковых и др. сигналов, секреторных процессов, явлений терморегуляции, изменения окраски и др. процессов, совершающихся в определённой последовательности. Таким образом, И. п.- сложная целостная реакция всего организма.
Биологические проблемы И. п. животных, его развитие в филогенезе и роль как фактора эволюции изучает этология. При этом анализ И. п. ведётся в различных аспектах: функциональном (роль инстинктивных действий в разных сферах жизнедеятельности - питании, размножении, защите и т. д.), каузальном, или мотивационном (анализ внутр. и внеш. факторов И. п.), и эволюционно-генетическом (происхождение инстинктивных действий, развитие филогенетически более новых инстинктивных движений из более древних и т. п.). Сравнит, психология и зоопсихология изучают И. п. как источник и проявление наследственно закреплённых, видотипичных форм психич. отражения у животных и как одну из биол. предпосылок и основ психич. деятельности человека. В совр. исследованиях понятие И. п. постепенно вытесняет менее точное и недостаточно дифференцированное понятие инстинкт.
Лит.: Вагнер В. А., Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1 - 2, СПБ - М., 1913; его же, Возникновение и развитие психических способностей, в. 1 - 2, Л., 1924-25; Ладыгина-Котс Н. Н., Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Тinbeгgen N., The study of instinct, Oxf., 1951; Lorenz K., Uber tierisches und mensch-liches Verhalten, Bd 1 - 2, Munch., 1965; Hinde R. A., Animal behaviour, N. Y., 1966. К. Э. Фабри.
ИНСТИТУТ (от лат. institutum - установление, учреждение), 1) совокупность норм права, охватывающих определённый круг обществ, установлений. 2) Наиболее распространённое название высших учебных заведений (см. статьи об отд. крупнейших сов. ин-тах, напр. Азербайджанский институт нефти и химии, и статьи о группах отраслевых ин-тов, напр. Авиационные институты). 3) Название нек-рых научно-исследовательских учреждений (см. Научно-исследовательские институты и статьи о науках) и проектных организаций. 4) Учебно-методич. учреждения системы повышения квалификации специалистов (см. Институты повышения квалификации, Институты усовершенствования учителей). 5) Особый тип пед. уч. заведения (см. Учительские институты). 6) В до-революц. России - привилегированное женское ср. уч. заведение закрытого типа (напр., Смольный институт).
ИНСТИТУТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Академии наук СССР, научно-исследовательское учреждение, занимающееся актуальными проблемами стран зарубежного Дальнего Востока. Осн. в 1966. Находится в Москве. Издаёт журн. "Проблемы Дальнего Востока" (с 1972).
ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ (ИКП), спец. высшее учебное заведение, готовившее преподавателей обществ, наук для вузов, а также работников для н.-и. учреждений, центральных парт, и гос. органов. Организован согласно подписанному В. И. Лениным пост. СНК РСФСР от 11 февр. 1921 в Москве, находился в ведении Нарком-проса, общее руководство осуществлялось агитационно-пропагандистским отделом ЦК партии. Ректором ИКП с 1921 по 1932 был М. Н. Покровский. Первоначально единый ИКП через год имел 3 отделения: экономич., ист. и философское. В 1924 было организовано подготовит, отделение, к 1928 - историко-парт., правовое, естественное и литературное отделения. В 1930 ИКП был разделён на самостоят, ин-ты: ист., историко-парт., экономич., философии и естествознания. В 1931, после присоединения к ИКП аспирантуры н.-и. ин-тов Коммунистич. академии, были созданы ин-ты: аграрный, мирового х-ва и мировой политики, сов. строительства и права, литературный, техники и естествознания, подготовки кадров (б. подготовит, отделение). Курс обучения составлял 3 года. В ИКП преподавали В. В. Адоратский, Н. Н. Баранский, А. С. Бубнов, Е. С. Варга, В. П. Волгин, А. М. Деборин, С. М. Дубровский, Н. М. Лукин (Антонов), А. В. Луначарский, Ю. Ю. Мархлевский, В. И. Невский, М. Н. Покровский, В. М. Фриче, Ем. Ярославский и др. Из рядов слушателей ИКП вышли видные парт, и сов. работники, деятели науки и культуры (Н. А. Вознесенский, Я. Э. Калнбер-зин, Б. Н. Пономарёв, М. А. Суслов, М. А. Каммари, И. И. Минц, М. В. Неч-кина, А. М. Панкратова, П. Н. Поспелов, Н. Л. Рубинштейн, А. Л. Сидоров, А. А. Сурков, С. П. Щипачёв и др.). По мере укрепления высших уч. заведений и н.-и. ин-тов подготовка науч. кадров была сосредоточена в аспирантуре, ИКП начали терять своё значение и в 30-е годы были закрыты.
П. А. Венгерская, И. В. Загоскина.
ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС (НМЛ), центральное партийное научно-исследовательское учреждение. Собирает и хранит документы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, материалы об их жизни и деятельности; готовит к изданию их труды и биографии; собирает и хранит документы о выдающихся деятелях партии; собирает и издаёт документы по истории КПСС; готовит к изданию монографии и сборники по актуальным проблемам марксистско-ленинской теории, по истории КПСС, партстроительству, науч. коммунизму, истории международного коммунистического движения. Постановлением ЦК КПСС 15 июня 1968 на институт возложены также задачи: научно-мето-дич. руководство филиалами - ин-та-ми истории партии при ЦК компартий союзных республик, МК и МГК и Ле-нингр. обл. к-те КПСС, Музеем К. Маркса и Ф. Энгельса, Центр, музеем В. И. Ленина и его филиалами; координация всей н.-и. работы в области историко-парт. науки; наблюдение за изданием науч. трудов и произведений литературы и искусства о жизни и деятельности классиков марксизма-ленинизма; оказание научно-методич. помощи старым большевикам в подготовке и издании их мемуаров.
В ИМЛ в 1972 имелись отделы: произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина; истории КПСС; парт-строительства; науч. коммунизма; истории междунар. коммунистического движения; филиалов и координации н.-и. работы; Центр, парт, архив (ЦПА ИМЛ); библиотека; Музей К. Маркса и Ф. Энгельса (с 1962). ИМЛ издаёт журнал "Вопросы истории КПСС" (с 1957).
В 1918 по решению ЦК РКП(б) была организована комиссия по подготовке переводов произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработан проект издания Собр. соч. Маркса и Энгельса в 28 тт. В ред. коллегию вошёл В. И. Ленин. В 1918-22 выпущены 3-6-й тт. этого собрания. В нояб. 1919 в составе Социали-стич. академии общественных наук был создан кабинет теории, истории и практики марксизма. 8 дек. 1920 пленум ЦК РКП(б) по предложению Ленина поставил задачу создания "первого в мире музея по марксизму". По решению Оргбюро ЦК РКП(б) от 11 янв. 1921 музей был преобразован в н.-и. Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ) на базе кабинета теории, истории и практики марксизма. Вначале ин-т (директор Д. Б. Рязанов) находился при Социалистич. академии, с июня 1922 - при ВЦИК, с апр. 1924 - при ЦИК СССР. Ленин уделял большое внимание деятельности ИМЭ, собиранию лит. наследства Маркса и Энгельса, документов по истории революц. движения, революционной и рабочей печати, оказывал институту конкретную помощь. 13-й съезд РКП(б) поручил ЦК партии принять все меры для скорейшего издания Поли. собр. соч. Маркса и Энгельса на рус. и др. языках. Постановлением ЦК РКП(б) 12 июня 1924 при ИМЭ был создан Совет по руководству его работой из представителей ЦИК СССР, ЦК РКП(б) и Исполкома Коминтерна. 31 марта 1923 пленум МК РКП(б) принял решение о создании Ин-та В. И. Ленина, к-рьш 28 сент. 1923 перешёл в ведение ЦК РКП(б) на правах отдела. 26 янв. 1924 2-й съезд Советов СССР специальным решением поручил Ин-ту В. И. Ленина принять срочные меры к выпуску избр. соч., а также Поли. собр. соч. В. И. Ленина. 31 мая 1924 13-й съезд РКП(б) официально объявил об открытии ин-та и призвал парт, орг-ции и членов партии активно помогать ему в собирании материалов.
ИМЭ, Истпарт и Ин-т В. И. Ленина в 20-е гг. стали важнейшими н.-и. центрами, в к-рых сосредоточились лит. наследство классиков марксизма-ленинизма и парт, документы. Собирание материалов (в гос. и частных архивах) велось не только в СССР, но и во мн. странах Европы и Америки. Когда выявленные документы не удавалось получить в оригиналах, приобретались фотокопии. В ЦП А хранится (1972) ок. 8 тыс. документов Маркса и Энгельса, более 30 тыс. документов Ленина, 874 м кинохроники, снятой при жизни Ленина, 396 фотографий Ленина и 14 грампластинок с записью его речей, а также мн. тысячи документов по истории КПСС и междунар. комму-нистич. и рабочего движения. В библиотеке ин-та сосредоточено 800 тыс. книг и св. 1 млн. единиц периодики.
Во 2-й пол. 20-х годов развернулась науч. и издат. деятельность ИМЭ и Ин-та В. И. Ленина. ИМЭ издал на рус. яз. "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Капитал" К. Маркса, "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса и др., с 1928 начал выпускать 1-е изд. Соч. К, Маркса и Ф. Энгельса; к 1930 издал 5 томов "Архива Маркса и Энгельса", в к-рых были впервые опубликованы "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Диалектика природы" Ф. Энгельса и др.; на языке оригинала - 11 томов (12 книг) "Marx - Engels Ge-samtausgabe (MEGA)".
К 50-летию со дня смерти Маркса была выпущена биохроника "К. Маркс. Даты жизни и деятельности. 1818-1883" - первый опыт науч. биографии Маркса. ИМЭ издавал соч. Г В. Плеханова, П. Лафарга и др., выпускал ряд тема-тич. серий- "Библиотека научного социализма", "Библиотека марксиста" и др. Ин-т В. И Ленина завершил в 1926 выпуск 1-го изд. Соч. В. И. Ленина, начал в 1925 выпускать 2-е и 3-е изд.; опубликовал до 1932 Избр. произведения В. И. Ленина в 6 тт., 18 тт. Ленинских сб-ков, ряд тематич. сб-ков произведений Ленина,воспоминания о Ленине и др. Новые документы и статьи публиковались также в периодическом органе ИМЭ "Летописи марксизма" и в "Записках Института В. И.Ленина".
Постановлениями ЦК ВКП(б) 10 мая и 20 авг. 1928 Ин-т В. И. Ленина был объединён с Истпартом (директор М. А. Савельев). 3 нояб. 1931 решением Президиума ЦИК СССР Ин-т В. И. Ленина был объе |