| BR>В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения - шива-изм и вишнуизм. Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (напр., тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).
В основе И. лежит реальная повседневная практика нар. верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнич., нац., социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.
Центрами отправления религ. культа служат многочисл. храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, напр. р. Ганг в р-не Варанаси), но гл. обр. местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.
Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны. В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён - богинь. Самостоят, значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также нац. божеством в Бен-галии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в совр. Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народнымверованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (напр., лотос), животные (напр., обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.
Формой социальной организации индусов служит каста (см. Касты). От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религ. поведения индусов.
Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по к-рому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы - воздаяния за совершённые поступки. Высшей религ. целью считается достижение избавления от цепи перерождений - мокша.
Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет гл. содержание различных религ.-философских учений И. Наибольшее значение среди философских школ И. имеет идеа-листич. система веданта в её неск. вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность - Брахман, конкретный же эмпирич. мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (ат-мана), к-рые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия(джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистич. медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (три-мурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога - Брахма - его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога И.- Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй - её охранителем, третий - её разрушителем.
Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос "Махабхарата", особенно такая её часть, как "Бхагавадгита", и "Рамаяна ", пураны, дхармагиастры и др.
Сложившийся в раннее средневековье комплекс религ. воззрений и практики И. в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12-17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм.
Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного "священного писания", централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.
В 19-20 вв., в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободит. движения, господствующая идеология этого движения - бурж. национализм в значительной степени принял форму возрождения и реформации И. (т. н. индусский ренессанс, неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисл. религ. реформаторские об-ва и орг-ции (Брахмо самадж, Арья самадж и др.), а также такие общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай, Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Р. Тагор, М. К. Ганди и др. Исходную теоретическую посылку большинства религ.-философских учений неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной, выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического субстрата и конструирование на его основе "новой", "единой", "универсальной" религии, "очищенной" и "освобождённой" от фанатизма, мракобесия, обскурантизма каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления религ.-философской деятельности в Индии является распространение в ней почти всех крупных вероисповеданий мира - И., буддизма, джайнизма, сикхизма, ислама, христианства - и объективная необходимость примирения религ.-общинных противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства (сер. 18 в. - 1947) английскими властями.
После завоевания независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация на религ., кастовой, нац. почве, проведён ряд мероприятий по искоренению многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов религ. фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в совр. Индии выступают религ.-общинные партии Хин-ду Махасабха, Джан Сангх и др., требующие превращения Индии в тео-кратич. гос-во. Несмотря на то, что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в стране наблюдаются религ.-общинные раздоры, социальная база И. в независимой Индии начала су жаться.
Лит.: Барт А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т.- 1, М. - Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии, в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Fагquhаг J. N., The crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism, N. Y., 1943; S i у a-nanda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sin ha J., The foundation of Hinduism, Calcutta, 1955; Daniё1оu A., Le polytheisme hindou, P., 1960; Вhandarkar R. G., Vaisnavism, Saiyism and minor religious systems, Varanasi, 1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta, 1969.
H. П. Аникеев.
ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, раздел логики, в к-ром изучаются логич. процессы перехода от знания о единичном и частном к знанию об общем. См. ст. Логика и лит. при ней.
ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ в электротехнике, см. Coпротивление индуктивное.
1019.htm
ИНЖЕКЦИОННЫЙ ЛАЗЕР, полупроводниковый лазер, в к-ром используется инжекция (впрыскивание) электронов и дырок в область электронно-дырочного перехода. Отличается малыми размерами (объём ~ 1 мм3). И. л. созданы на большом числе полупроводниковых материалов и излучают в широком диапазоне длин волн - от видимого света до инфракрасного излучения.
ИНЖЕНЕР (франц. ingenieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально - название лиц, управлявших воен. машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. Первые уч. заведения для подготовки И. были созданы в 17 в. в Дании, в 18 в.- в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в Москве. В Петербурге были открыты Горное уч-ще, приравненное к академиям (1773), Ин-т инженеров путей сообщения (1809), Уч-ще гражд. инженеров (1832, с 1882 - Ин-т гражд. инженеров), Инженерная академия (1855). С 19 в. за рубежом стали различать И.-практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее технич. образование (Civil Engineer).
Подготовка И. осуществляется в различного типа и профиля высших учебных заведениях, в СССР по след, отраслям технич. образования: геологич., горное, энергетич., металлургич., машиностроит. и приборостроит., радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологич., тех-нологич., строит., геодезич., гидрометео-рологич., транспортное, инженерно-экономическое (см. статьи об отраслях образования, напр. Геодезическое образование и др.). В 1971 в сов. системе высшего технич. образования св. 230 инженерных специальностей и 360 специализаций. Совр. научно-технич. прогресс обусловил необходимость подготовки И. комплексных профилей - И.-физик, И.-математик и др. Учебный план каждой инженерной специальности рассчитан на 5-6 лет и состоит из трёх циклов уч. дисциплин: общенаучных - высшая математика, физика, химия, политич. экономия, марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, история КПСС, иностр. язык и др.; общеинженерных - теоретич. механика, детали машин, теория механизмов и машин, начертательная геометрия и черчение, технология металлов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, техника безопасности, экономика и организация производства, вычислит, техника и др.; специальных - в зависимости от специальности и специализации (напр., для инженерной геодезии профилирующими являются геодезия, высшая геодезия, инженерная геодезия, инженерное изыскание, фотограмметрия, практич. астрономия и картография и др.). Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля, общеспец. дисциплины (напр., теория технологич. процессов, теория расчёта и конструирование машин и приборов и др.) закладывают науч. основы спец. подготовки будущего И. Общеинженерная подготовка, как правило, осуществляется на младших курсах, специальная - на 3-5 курсах. В процессе обучения будущие И. выполняют ряд расчётно-графич. и учебно-исследовательских работ и курсовых проектов, проходят уч. и производственную практику. Выпускники втузов защищают дипломный проект, сдают гос. экзамены и получают квалификацию И. (в соответствии с избранной специальностью - механика, электрика, технолога, экономиста и др.), по науч. уровню эквивалентную квалификации, к-рая присваивается выпускникам высших технич. уч. заведений США, Великобритании, Франции и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й проф. академич. степени, напр, магистра наук.
В 1971 на инженерных специальностях в вузах СССР обучалось ок. 3 млн. чел. Выпуск И. в СССР и США (в тыс. чел.) составил соответственно: в 1950 - 37 и 61, в 1960 - 120 и 43, в 1965 - 170 и 41, в 1970 - 257 и 50.
В 1970 выпуск И. в СССР по группам специальностей распределялся (в тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых - 5,1; разработка месторождений полезных ископаемых - 6,3; энергетика - 10,5; металлургия - 6,5; машиностроение и приборостроение - 69,0; электронная техника, электроприборостроение и автоматика - 40,5; радиотехника и связь - 19,8; химич. технология - 16,1; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 3,3; технология продовольственных продуктов - 7,9; технология товаров широкого потребления - 5,4; строительство - 30,3; геодезия и картография - 1,0; гидрология и метеорология - 1,1; транспорт - 14,9; экономика - 20,0. Численность дипломированных И., занятых в х-ве СССР и США соответственно (в тыс. чел.): в 1950-400 и 310, в 1960 - 1135 и 590, в 1965-1631 и 735, в 1970-2486 и 905.
Научные и научно-пед. кадры в области техники готовятся в системе аспирантуры втузов и н.-и. учреждений. В 1970 в СССР насчитывалось ок. 40 тыс. аспирантов и ок. 410 тыс. науч. работников в области технич. наук, в т. ч. 4,7 тыс. докторов и 63,5 тыс. кандидатов технич. наук.
В. А. Юдин.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ, раздел геодезии, изучающий методы измерений и инструменты, используемые при изысканиях и строительстве инженерных сооружений. Составные части И. г.: то-пографо-геодезич. изыскания, инженер-но-геодезич. проектирование, разбивоч-ные работы, выверка конструкций, наблюдения за деформациями сооружений. При изысканиях строит, площадок местность снимают в масштабах 1:5000-1:500. Геодезич. обоснование строят в виде сетей триангуляции, поли-гонометрии, нивелирования. Предвари тельные изыскания трасс линейных сооружений производят по топографич. картам и материалам аэросъёмки. Окончат, изыскания выполняют полевым трассированием. Оптимальные варианты трасс и площадок выбирают с помощью электронно-вычислит. машин по цифровой модели местности. Инженерно-геодезич. проектирование состоит в подготовке топографической основы проекта (планов, профилей) и аналитических данных (координат и отметок точек, длин и азимутов линий), а также в вертикальной планировке площадок, аналитической подготовке проекта и др. Для перенесения проекта на местность создают разбивочную сеть опорных геодезич. пунктов в виде триангуляции (туннельной, гидротехнич., мостовой), строительной сетки (на промышленных площадках), сетей полигонометрии (в городах), точной трилатерации (для высотных и уникальных сооружений). От разбивочной сети переносят в натуру главные оси сооружений идетально разбивают все строит, оси и поперечники. На законч. сооружениях выполняют контрольную исполнительную съёмку. Установка в проектное положение конструкций и оборудования включает выверку осей в плане, по высоте и по вертикали. Для плановой выверки применяют струнно-оптич. и оптич. методы. Конструкции по высоте устанавливают геометрич. и гидростатич. нивелированием или микронивелированием. Вертикальность осей проверяют точными теодолитами (наклонным визированием) или особыми зенит-приборами. При наблюдениях за деформациями сооружений определяют осадки и плановые смещения закреплённых точек (марок). Осадки измеряют высокоточным нивелированием, к-рое прокладывается периодически (циклами) по строго установл. программе. Применяют также электронно-гидростатич. системы с автоматич. записью их а показаний. Плановые смещения прямолинейных сооружений определяют створным методом, криволинейных - триангуляцией или полигонометрией. Пространственные деформации целесообразно измерять методом наземной стереофото-грамметрич. съёмки. В этих работах особое внимание обращается на устойчивость (незыблемость) плановой и высотной геодезич. основы.
Лит.: Левчук Г. П., Основные виды инженерно-геодезических работ. Геодезические работы при изысканиях и строительстве транспортных и промышленных сооружений, М., 1970; Глотов Г. Ф., Геодезические работы при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений, М., [в печати]; Лебедев Н. Н., Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей, М., 1970; Справочник геодезиста, под ред. В. Д. Большакова и Г. П. Левчука, М., 1966; Видуев Н. Г., Ракитов Д. И., Приложение геодезии в инженерно-строительном деле, 2 изд., М., 1964. Г. П. Левчук.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ, отрасль геологии, изучающая верхние горизонты земной коры и динамику последней в связи с инженерно-строит. деятельностью человека. Рассматривает состав, структуру, текстуру и свойства горных пород как грунтов; разрабатывает прогнозы тех процессов и явлений, к-рые возникают при взаимодействии сооружений с природной обстановкой, и пути возможного воздействия на процессы с целью устранения их вредного влияния.
И. г. зародилась в 19 в. В России первые инженерно-геол. работы были связаны со строительством же л. дорог (1842-1914). В них принимали участие А. П. Карпинский, Ф. Ю. Левинсон-Лес-синг, И. В. Мушкетов, А. П. Павлов, В. А. Обручев и др. Как наука И. г. оформилась в СССР к кон. 1930-х гг. в результате исследований, связанных гл. обр. с гидротехнич. строительством. В её развитии большая роль принадлежит Ф. П. Саваренскому, И. В. Попову, Н. Н. Маслову, В. А. Приклонскому, М. П. Семёнову и др.
И. г. подразделяется на: грунтоведение, изучающее горные породы и почвы, исследуемые в качестве оснований, естеств. материалов и среды для инж. сооружений; и н ж. геодинамику, рассматривающую наряду с природными геол. процессами процессы, возникающие под влиянием инж. деятельности человека, и региональную инж. геологию, к-рая изучает региональный и зональный характер распространения инженерно-геол. процессов и явлений; оценивает применительно к данной территории геол. факторы, определяющие условия строительства и эксплуатации инж. сооружений; даёт прогноз изменения инженерно-геол. условий в результате строительства.
Морская И. г. и |