БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации производств., военных и организац. систем; проектирование рациональных информац. моделей и органов управления; формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором; разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления, психич. напряжённости, стресса); разработку принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями технич. эстетики и художеств, конструирования.

Развиваясь как прикладная научная дисциплина, И. п. в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретич. и эксперимент, психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На совр. этапе для И. п. особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологич. черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно психологич. критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инже-нерно-психологич. задач. Организации и лица, ведущие исследоват., консультативную и педагогич. деятельность в области И. п., объединяются за рубежом в общества: "Человеческие факторы и биотехнология" (США), "Эргономика" (Великобритания, Франция и Япония), "Антропотехника" (ФРГ). В СССР инженерно-психологич. службы координируются соответствующими секциями Общества психологов СССР и Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР. См. также Эргономика.

Лит.: Инженерная психология. [Сб. ст.], М., 1964; Инженерная психология, Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; Инженерно-психологические требования к системам управления, М., 1967; Вудсон У. Е., Коновер Д. В., Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, пер. с англ., М., 1968; Иванов С., Человек среди автоматов, М., 1969; Мейстер Д., Рабидо Дж., Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления, пер. с англ., М., 1970; Военная инженерная психология, М., 1970; Эргономика. Принципы и рекомендации, в. 1 - 4, М., 1970-72.

В. П. Зинченко, Г. Л. Смолян

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА, один из видов военной разведки, предназначенный для определения характера и степени инж. оборудования позиций и р-нов, занимаемых противником. И.р. выявляет систему, плотности и виды применяемых заграждений, проходимость местности для боевой техники и транспорта, состояние дорог и мостов, характер водных преград и условия их форсирования, местонахождение и состояние водоисточников,наличие местных строит, материалов, а также добывает др. данные, к-рые могут быть использованы в бою и операции. И. р. организуется войсковым инженером (нач. инж. службы) в соответствии с указаниями общевойскового штаба и ведётся силами инж. войск самостоятельно (инж. наблюдательными постами, разведыват. дозорами, группами) или совместно с общевойсковой разведкой. Конкретные задачи И. р. определяются в зависимости от характера предстоящих боевых задач. Нек-рые инж. данные о противнике и местности могут быть получены возд. и наземным фотографированием, изучением документов, опросом пленных и местных жителей.

ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА, одна из служб в военно-воздушных силах СССР. Предназначена для инженерно-авиационного обеспечения авиационных частей: содержания самолётов, вертолётов, планеров, авиац. двигателей, вооружения и оборудования в исправном и готовом к эксплуатации состоянии. И.-а. с. занимается также организацией и осуществлением технически правильного использования авиац. техники, руководит технич. подготовкой лётного и инженерно-технич. состава, н.-и. работой по совершенствованию авиац. техники, разрабатывает руководства и наставления по технич. обеспечению, информирует командиров о состоянии авиац. техники, оказывает помощь руководителям полётов по руководству действиями лётного состава. Аналогичная служба имеется и в ВВС др. гос-в.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ зданий и населённых мест, комплекс технич. устройств, обеспечивающих благоприятные (комфортные) условия быта и трудовой деятельности населения.

И. о. зданий включает: системы вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), канализации, отопления, кондиционирования воздуха, газоснабжения, искусственное освещение, электрооборудование, внутр. транспорт (пасс. и грузовые лифты), средства мусороуда-ления,пылеуборки,пожаротушения, телефонизацию, радиофикацию и др. виды внутр. благоустройства.

При сооружении совр. городского здания на его И. о. расходуется до 40% общей стоимости строительства. Эксплуатация И. о. таких зданий требует квалифицированного обслуживающего персонала и в общих годовых эксплуатац. расходах составляет более 50%. Для повышения качества эксплуатации И. о. и уменьшения необходимого обслуживающего персонала применяют дистанц. и автоматич. контроль и управление работой осн. видов И. о. с помощью диспетчерских пунктов, объединяющих группу (комплекс) зданий обычно в составе микрорайона.

И. о. населённых мест включает сооружения, коммуникации и др. устройства, обеспечивающие работу' И. о. жилых зданий, обществ, сооружений, коммунальных и пром. предприятий, а также удаление атмосферных осадков с территории населённых мест, их искус-

ственное освещение и радиофикацию. Затраты на И. о. в городах составляют примерно 25-30% от общей стоимости жилищного и культурно-бытового строительства. В комплекс И. о. совр. города входят: станции по обработке и подаче воды, очистные водопроводные и канали-зац. станции; электрич. станции (в т. ч. ТЭЦ), электрич. и трансформаторные подстанции, котельные для теплоснабжения, мусоросортировочные, перерабатывающие и сжигательные станции, газоре-гуляторные станции и газобаллонные установки; холодильные станции, обеспечивающие холодом установки кондиционирования воздуха в зданиях и др. нужды; радио- и телефонные станции, а также многочисл. коммуникации, проводящие тепло, газ, холодную и горячую воду,сточные воды, электроэнергию и т. п. Все эти коммуникации, как правило, прокладываются под землёй, причём применяются раздельная и совмещённая (коллекторная) прокладки. В последнем случае в одном подземном туннеле (коллекторе) устанавливаются, напр., теплопроводы, водопроводные трубы, электрич. силовые и слаботочные кабели (рис.). Коллекторы обычно делаются проходными для удобства осмотра и ремонта коммуникаций. Совмещённая прокладка инж. коммуникаций создаёт особенно благоприятные условия для комплексной эксплуатации И. о.

К И. о. населённых мест (городов) нередко относят также инж. сооружения различных видов транспорта (скоростные гор. дороги, путепроводы, туннели, подземные переходы, транспортные пересечения в разных уровнях и т. п.). Развитие и совершенствование И. о.- важнейший фактор повышения уровня благоустройства населённых мест.

Лит.: Основы советского градостроительства, т. 3, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 3, раздел Г, гл. 1. Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений, М., 1963; Федоров Н. Ф. и Гусев В. М., Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений, Л., 1969.

И.Ф. Ливчак.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТНОСТИ, комплекс инженерных мероприятий по возведению укреплений и приспособлению местности для боевых действий войск. И. о. м. Осуществляется всеми видами вооруж. сил в различных видах боя и операции; наиболее сложные работы с применением воен.-инж. техники выполняются инженерными войсками. И. о. м. включает: возведение оборонит, и защитных сооружений (окопов, траншей, блиндажей, убежищ, укрытий для техники и т. п.), устройство различных видов заграждений, прокладывание войсковых путей, постройку дорог,мостов, аэродромов, оборудование пунктов водоснабжения, маскировку боевых порядков войск, техники и др. Войска приступают к И. о. м. сразу же с занятием оборонит, позиций и р-нов расположения и осуществляют его в определённой последовательности, обеспечивающей защиту и сохранение боеспособности. Широкое применение современной военно-инж. техники (спец. инженерных машин, напр., траншеекопателей, экскаваторов, путепрокладчиков и др.), а также взрывчатых веществ и сборно-разборных фортификац. сооружений позволяет осуществлять И. о. м. в короткие сроки. См. также Фортификация, Заграждения военные.

П. С. Иванов

ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ И ГИДРОГЕОЛОГИИ ИНСТИТУТ Всесоюзный (ВСЕГИНГЕО), научно-исследовательский ин-т Мин-ва геологии СССР. Создан в Мсскве в 1939. Осн. проблемы, изучаемые институтом: региональная гидрогеология; динамика, режим и баланс подземных вод; шахтная геология; гидрогеохимия; мелиоративная гидрогеология; региональная инженерная геология; карстовые процессы, оползни, переработка берегов; разработка методов исследований подземных вод (геофизических, геохимических, геоботанических, ядерных, математических, моделирования и др.), а также нового технического оборудования и аппаратуры. Коллектив сотрудников ин-та возглавляет издание многотомной монографии "Гидрогеология СССР" (выходит с 1966); опубликовано "Руководство по изучению режима и баланса подземных вод в речных бассейнах Международного гидрологического десятилетия" (1968); в 1969 издана составленная ин-том гидрогеологическая карта СССР масштаба 1 : 2 500 000. Результаты научных работ публикуются в "Трудах" ин-та, где отражаются вопросы гидрогеологии и инженерной геологии, и в тематических сборниках. S. А. Иванов.

ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, готовят инженеров и науч. работников для различных отраслей строительства, механизации и автоматизации строит, производства по специальностям: архитектура; пром., гражд., гор., гидротехнич. строительство; строит, и дорожные машины и оборудование; автоматизация и комплексная механизация строительства и др. Инженеров-строителей готовят также строит, факультеты нек-рых политехнич. институтов, ин-тов ж.-д. транспорта и др.

В 1972 в СССР было 26 инженерно-строительных ин-тов: Белгородский технологич. строительных материалов (осн. в 1970), Брестский (1966), Вильнюсский (1969), Волгоградский инженеров гор. х-ва (1952), Воронежский (1930), Всесоюзный заочный (в Москве, 1944), Горьковский им. В. П. Чкалова (1930), Днепропетровский (1930), Казанский (1946), Киевский (1930), Куйбышевский им. А. И. Микояна (1930), Ленинградский (осн. в 1842 как ин-т гражданских инж.), Макеевский (1972), Московский им. В. В. Куйбышева (1921), Новосибирский им. В. В. Куйбышева (1930), Одесский (1930), Пензенский (1958), Полтавский (1930), Ростовский (1944), Самаркандский архитектурно-строительный (1966), Томский (1952), Тюменский (1971), Усть-Каменогорский строительно-дорожный (1958), Харьковский (1930), Харьковский инженеров коммунального строительства (1930), Целиноградский (1964).

В большинстве И.-с. и. есть дневные, вечерние и заочные ф-ты, подготовительные отделения. Нек-рые И.-с. и. имеют ф-ты (отделения), филиалы в др. городах (напр., Всесоюзный заочный ин-т - вечерние ф-ты в Москве и в г. Люберцы Моск. обл., филиал в Алма-Ате).

При 18 И.-с. и. организована аспирантура. Право приёма к защите кандидатских и докторских диссертаций предоставлено Киевскому, Ленинградскому, Московскому и Новосибирскому ин-там; кандидатских - Вильнюсскому, Волгоградскому, Воронежскому, Горьковскому, Днепропетровскому, Одесскому, Ростовскому, Харьковскому.

Срок обучения в И.-с. и. 5-6 лет. Выпускникам, защитившим дипломный проект,в соответствии с полученной специальностью присваивается квалификация инженера-строителя (-гидротехника, -механика и др.). См. также Строительное образование. В. А. Юдин

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, см. Научно-технические общества СССР.

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки инженеров-экономистов для пром-сти, строительства, транспорта и др.

И.-э. о. как отдельная отрасль высшего экономического образования начало складываться в СССР в первые годы Сов. власти. Наряду с имевшимися коммерческими институтами (ф-тами) в ряде вузов были организованы ф-ты по подготовке хоз. кадров с технич. и эко-номич. образованием: инженерно-эко-номич. ф-т в Моск. промышленно-эко-номич. ин-те (осн. в 1923), пром. ф ты в Харьковском (осн. в 1921) и Ленинградском (осн. в 1926) ин-тах нар. х-ва. В 1930 Моск. промышленно-экономнч. ин-т и пром. ф-ты Харьковского и Ленинградского ин-тов нар. х-ва были реорганизованы в специализированные вузы (ныне Московский инженерно-экономический институт им. Серго Орджоникидзе, Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти, Харьковский инженерно-экономич. ин-т).

В 1972 в СССР подготовку специалистов с И.-э. о., помимо 3 специализированных ин-тов, осуществляли ф-ты (отделения) св. 40 отраслевых вузов.

И.-э. о. включает подготовку инженеров по экономике и организации производства для отд. отраслей пром-сти (маш.-строит., хим., радиоэлектронной, метал-лургич., горной, нефтегазовой, лесной, полиграфич., лёгкой и др.) и транспорта (ж.-д., автомоб., воздушного, водного), энергетики, строительства, связи, гор. х-ва, а также по организации механизированной обработки экономич. информации (инженеры-экономисты этого профиля используются во всех отраслях пром-сти и транспорта).

Учебные планы по инженерно-экономич. специальностям предусматривают п изучение обществ, дисциплин с расширенным курсом политич. экономии; курсов высшей математики, физики, химии; группы технич. дисциплин по избранной специальности (сопротивление материалов, механика, технология производства, машины и оборудование и т. д.). Экономич. цикл включает курсы статистики, бухгалтерского учёта, финансов, экономики соответствующей отрасли нар. х-ва и др. Наряду с общенауч., технич. и общеэкономич. подготовкой студенты получают достаточные знания в области технологии и техники производства, организации и планирования производства и труда, управления производством в конкретной отрасли х-ва. Студенты всех специальностей изучают курсы вычислительных машин и программирования, механизации обработки информации (или применения математич. методов в планировании и управлении производством). Срок обучения на дневных отделениях - 5 лет, заочных и вечерних -6 лет. Завершается обучение защитой дипломного проекта.

В 1971/72 уч. г. по инженерно-экономич. специальностям обучалось 186 тыс. студентов. Ежегодный выпуск ок. 11 тыс. специалистов.

Научно-пед. кадры инженерно-экономич. специальностей готовятся в системе аспирантуры Ленингр., Моск. и Харьковского инженерно-экономич. вузов и на кафедрах экономики и организации производства ряда втузов (МВТУ им. Баумана, Моск. авиационного, Ленингр. и Уральского политехнич. ин-тов и др.). Моск. и Ленингр. инженерно-экономич. ин-там предоставлено право приёма к защите кандидатских и докторских диссертаций, Харьковскому - кандидатских. При инженерно-экономич. ин-тах и Уральском политехническом ин-те созданы ф-ты по подготовке организаторов пром-сти и строительства (из числа специалистов с высшим образованием).

За рубежом нет специализированных инженерно-экономич. ин-тов. В др. социалистич. странах подготовка специалистов с И.-э. о. ведётся на отраслевых ф-тах втузов и ун-тов. Широкое развитие во мн. странах получило экономич. образование инженеров через различные формы повышения квалификации.

К. И. Шнитко.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА, специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий соединений и частей родов войск. И. в. имеются в вооруж. силах большинства гос-в и состоят из частей и подразделений различного назначения: инженерно-сапёрных (сапёрных), инженерно-дорожных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных (амфибийных), инженерно-мостостроительных (мостовых), инженерно-позиц., добывания воды (полевого водоснабжения), инженерно-строит. и др. специальностей. И. в. оснащены разнообразной инж. техникой для отрывки траншей и окопов (укрытий), строительства (восстановления) дорог и мостов, заготовки леса и конструкций; имеют переправочные, маскировочные, электротехнич., грузоподъёмные средства, а также средства разведки, добычи и очистки воды, минирования, разминирования и др. По организационной принадлежности подразделения и части И. в. входят в состав соединений и частей родов войск и видов вооруж. сил.

В бою и операции И. в. применяются для выполнения сложных задач инж. обеспечения, требующих спец. подготовки личного состава, применения различной инж. техники и инж -боеприпасов. В наступлении они устраивают проходы в заграждениях и переходы через препятствия, разграждают и прокладывают пути для движения войск, оборудуют и содержат переправы через водные преграды, разрушают оборонит, сооружения, уничтожают боевую технику и живую силу противника; в обороне устраивают минно-взрывные и др. заграждения, возводят сложные форти-фикац. сооружения, осуществляют механизированную отрывку траншей, ходов сообщения, окопов и укрытий. Кроме того, И. в. ведут инж. разведку противника и местности, оборудуют районы расположения войск, пунктов управления, выполняют наиболее важные работы по маскировке, осуществляют добычу и очистку (обеззараживание) воды. В армиях нек-ры! стран на И. в. возлагается оборудование аэродромов, прокладьшание и содержание полевых трубопроводов, содержание внутр. водных путей, оборудование и со держание пунктов манёвренного базирования сил флота, а также выполнение топографич., картографич. и геодезич. работ и снабжение войск топографич. картами.

Ещё в древности войска выполняли различные воен.-инж. задачи для обеспечения боевых действий войск. До появления И. в. возведение укреплений, подготовка путей, устройство переправ, создание заграждений и др. работы производились самими войсками, иногда с помощью временно созданных отрядов мастеровых. Появление И. в. относится к 17 в. (во Франции), ихпервым организатором был известный франц. инженер С. Вобан; в Австрии, Германии и России И. в. были созданы в нач. 18 в. Временем создания И. в. в России считается февр.

1712, когда Петром I были утверждены штаты минёрной роты (с 1702) и команды понтонёров (с 1704), а также создан "полк военных инженеров". Значительное развитие И. в. рус. армии получили во время Семилетней войны 1756-63, к-рая потребовала инж. подготовки осады мощных