БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

хроники "Параратон". Наиболее значительная хроника мусульм. времени "Бабад танах Джа-ви", повествующая об истории Матарама в 17-18 вв. Эта хроника первоначально составлена Сунаном Калиягой между 1641 и 1646, а затем продолжена Панге-раном Ади Лангу II и Гариком Баяром. Крупным яванским историком 19 в. был Дипонегоро, написавший в изгнании на о. Сулавеси "Бабад Дипанагара", в к-ром, кроме личных воспоминаний о Яванском восстании 1825-30, содержится история султаната Джокьякарта. Значит, развития достигла историография на малайском яз., подвергшаяся большему, чем яванская, влиянию ист. мысли мусульм. Индии, Ирана и Аравии. Выдающимся историком 19 в., писавшим на малайском яз., был Али бин Ахмад Риауский.

Хотя местные историографич. традиции сохранялись в И. почти до кон. 19 в., с голл. завоеванием они пришли в упадок. В нач. 20 в. среди интеллигенции оживился интерес к нац. истории. Стали появляться первые историки, получившие зап. образование, из к-рых наиболее известным был Р. X. Джаяадинин-грат.

Интерес в И. к истории своей страны усилился с ростом нац. самосознания, с подъёмом нац.-освободит, движения после Великой Окт. социалистич. революции в России. Ряд брошюр и статей индонез. коммунистов о нац.-революц. движении опубликован в 20-е гг. в эмиграции (Семаун, С. Дингли и др.). В 30-х гг. определилась характерная для зарождающейся нац. историографии и в др. колон, странах тенденция идеализации и возвеличивания доколониального прошлого (Сукарно). После провозглашения независимости (1945) она развивалась в тесной связи с официальной идеологией "Панча сила". В многочисл. трудах М. Ямина прославляются "золотой век" Маджапахита и его деятели, преувеличивается степень централизации И. в средние века, идеализируется положение народа. Эта тенденция проявляется и в общих работах по истории И. (Сануси Пане и др.). Большое внимание уделяется прославлению героев антиколон, борьбы (Ямин, Хасил и др.). Эти работы в основном представляют патриотич. и национа-листич. интерпретацию фактов и источников, введённых в научный оборот голл. историками. Вместе с тем началась и самостоят, разработка источников. Значит, число работ посвящено истории Революции 1945 и последующему периоду. В трактовке событий они отражают интересы и взгляды представителей различных слоев и партий И. Апология сукарнизма и Сукарно характерна для публикаций Ямина, работ Руслана Аб-дулгани.

Наиболее серьёзные работы, издававшиеся после 1965 (Сламет Мульоно, Сукмоно),- труды по древней и средневековой истории страны. Работы, посвящённые современности, характеризуются явно пропагандистскими тенденциями. Их авторы (Нугрохо Нотосусанто и др.) стремятся опорочить КПИ, оправдать разгром демократич. сил и установление диктатуры военных.

Лит.: Коробков А. Ф., Буржуазная общественно-политическая и философская мысль Индонезии, М., 1972; Hall D.G.E., Historians of South East Asia, 3 изд., L. [a.o.L 1968; An introduction to Indonesian historiography, ed. by Soedjatmoko and Mohammi'd Ali, G. J.Resink and G. Me. T. Kahin, Ithaca, 1965. В. А. Тюрин, А. А. Губер.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1971 в И. издавалось 159 газет общим тиражом 1-1,3 млн. экз. В Джакарте издавалось 40 газет. Газеты осн. политич. партий выпускаются также изд-вами на периферии. Наиболее крупные газеты на индонез. яз.: "Мердека" ("Merdeka"), с 1945, тираж ПО тыс. экз.; "Ангкатан берсенджата" ("Angkatan Bersendjata"), с 1965, тираж 20 тыс. экз., орган Вооруж. сил; "Берита буана" ("Berita Buana"), с 1965, тираж 60 тыс. экз., орган сухопутных войск; "Сулух насионал" ("Suluh Nasional"), с 1966, тираж 10 тыс. экз., орган Нац. партии И.; "Компас" ("Кот-pas"), с 1965, тираж 60 тыс. экз., орган Католической партии И.; "Синар хара-пан" ("Sinar Harapan"),тираж 75 тыс. экз., орган Христианской партии И.; "Абади" ("Abadi"), с 1968, орган Мусульм. партии И., тираж 20 тыс. экз.; "Дута машаракат" ("Duta Masjarakat"), с 1954, тираж 10 тыс. экз., орган Нахдатул улама; "Хариан Ками ("Harian Kami"), с 1966, тираж 10 тыс. экз., орган индонез. студенчества; "Индонесия райя" ("Indonesia Raja") с 1950, тираж 20 тыс. экз.; "Суара карья" ("Suara Karja"), с 1971, тираж 20 тыс. экз., орган Объединённого секретариата функциональных групп; "Педоман" ("Pedoman"), с 1948, тираж 18 тыс. экз., независимая. Наиболее известные газеты на англ, яз.: "Джакарта тайме" ("Djakarta Times"), с 1967; "Индо-незиан обзервер" ("Indonesian Observer"), с 1956; "Армд форсис курьер" ("Armed Forces Courier"), орган вооружённых сил; "Нью стандард" ("New Standard"), тираж 12 тыс. экз., орган Объединённого секретариата функциональных групп; на кит. яз. издаётся газ. "Хариан Индонесия", тираж 100 тыс. экз.

Первая радиовещательная орг-ция в И. была создана голландцами в 1934. В сент. 1945 официально было сообщено о создании индонез. орг-ции Радио Республики Индонезии (РРИ). В апр. 1946 эта орг-ция была объявлена государственной и вошла в состав Мин-ва информации. Для зарубежных стран ведутся передачи "Голос Индонезии" на араб., кит., англ., франц., хинди, урду и др. языках. Передачи телевидения ведутся с 1962 гос. орг-цией Телевидение Республики Индонезии (ТВРИ), находящейся в ведении Мин-ва информации. В. П. Голованов.

XIII. Литература

Первые памятники письменности, обнаруженные на территории И., восходят к концу 7-8 вв. Это подписи на камнях на древнемалайском и древнеяванском языках, выполненные местными вариантами индийских шрифтов. Наибольшего развития в прошлом достигла яванская лит-pa: поэмы (к а к а в и н) "Рамаяна" (9 в.; переработка т. н. искусств, эпоса "Раванавадха" инд. поэта Бхатти), "Свадьба Арджуны" (11 в.) Канвы и мн. др. произв., написанные на основе инд. метрич. системы. Своего расцвета какавин достигает на вост. Яве в государстве Кеди-ри и на Бали. В 14-17 вв. яванские писатели, не теряя интереса к инд. классике (в особенности к "Махабхарате"), обусловленного влиянием индуизма и буддизма, создавали произв. на основе собственного мифологии, наследия и своей истории: прозаические "Танту Пангела-ран" и "Щраратон", поэма Прапанчи "Нагаракертагама" и др. Уже с 15 в. на Яве и Бали утверждаются новая метрич. система м а ч а п а т и новые поэтич. формы, тесно связанные с фольклорными истоками: поэмы "Деваручи", "Панд-жи Ангрени", "Дамарвулан". Яванская лит. традиция становится также образцом для оформляющихся в 16-18 вв. сунданской и мадурской литератур. У бугов и макассарцев (о. Сулавеси) возникают произв. историч. и дидактич. характера, эпос "И Ла Галиго" (в письм. форме не ранее 18 в.). К 16в. в приморских городах всё больше распространяется литература - посредница на малайском яз. (см. также Малайзия, раздел Литература), выступающем в И. в качестве языка общения и пропаганды ислама. На этом языке здесь создаются такие произв., как "Повесть о раджах пасей-ских" (вост. Суматра, 15 в.), "Повесть о земле Хиту" (Амбон, 17 в.) Имама Риджали, "Повесть о Хасануддине" (зап. Ява, 17 в.), "Поэма о макассарской войне" (Макассар, 17 в.) и др. В султанате Аче в 16-17 вв. жили и творили крупнейший малайский поэт-суфий Хамзах Фансури и более ортодоксально настроенные мистики Нуруддин ар-Ранири (ум. 1658) и Абду-р-Рауф.

Усиление контроля Голландии над индонез. торговлей приводит в 18 в. к ослаблению связей между исламизиро-ванными государствами И. и к временному оттеснению малайско-язычной лит-ры. Так, в Аче основным языком лит-ры становится аческий, на котором создаются поэмы, написанные народным рифмованным стихом (садж): "Малем Даганг", "Пучут Мухаммад" и др. Во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв. наблюдается новый расцвет яванской лит-ры: придворные поэты Ясадипура I (1729-1802), последний яванский классик Ронговарсито (1802-74), в творчестве к-рого уже ощутимо знакомство с идеями европ. культуры нового времени. Просветит, тенденции ещё более характерны, напр., для сун-данского писателя Мохаммада Мусы (1822-84), батакского Вилема Искандера Муды (1838-77) и др.

С зарождением в И. нац.-освободит, движения малайский яз. становится языком политич. и культурного единения всей страны (см. Индонезийский язык). В кои. 19 в. появляется пресса на малайском яз., способствовавшая развитию новой лит-ры И. Первыми пробуют свои силы в жанре романа на индонез. яз. пролетарские писатели Марко Картоди-кромо (1878-1928) и Семаун (ум. 1971). Однако преобладающее влияние в 20- 30-х гг. приобретает бытописательный "адатный роман", ратующий за пересмотр местного (в основном суматранского) уклада жизни в духе осторожного реформизма: писатели Мэрах Русли (1889- 1968), Hyp Сутан Искандер (р. 1893) и др. Романы просветительского плана на романтич. и сентиментальные сюжеты создают С. Т. Алишахбана (р. 1908) и Хамка (р. 1908). Патриотич. поэзия Рустама Эффенди (р. 1902) и Мохаммада Ямина (1903-1963) в 30-х гг. уступает место более углублённой в себя, отчасти навеянной стихами голл. "восьмидесятников" лирике поэтов, группировавшихся вокруг журн. "Пуджанга Бару" (Са-нуси Пане, 1905-68; Я. Татенгкенг, р. 1907; Интойо, 1912-71, и др.). Творчество одного из основоположников журнала, тонкого лирика Амира Хамзаха (1911-46) отмечено влиянием суфизма. Колон, период развития лит-ры И. порождает обличительные по сути своей произв.: роман Абдула Муиса (1886- 1у59) "Неправильное воспитание", стихи Асмары Хади (р. 1914) и др. К кон. 30-х гг. в творчестве ряда писателей усиливаются реалистич. тенденции (роман "Оковы" Армайна Пане, 1908-70; рассказы X. Б. Яссина, р. 1917; стихи X. Бандахаро, р. 1917). Провозглашение независимости И. (1945) активизировало лит. процесс. Напряжённая экспрессивность поэзии Хайрила Анвара (1922-1949), беспощадная ирония рассказов Идруса (р. 1921), исполненные человечности рассказы и повести Прамудьи Ананты Тура (р. 1925), филос. и социальный роман "Атеист" Ахдиата Картамихард-жи (р. 1911), пьесы Утуя Татанга Сонтани (р. 1920) представляют собой наиболее значит, достижения лит. течения "Поколение 45 года". С нач. 50-х гг. часть крупнейших писателей и драматургов постепенно сближается с Обществом народной культуры (Лекра) (Прамудья Ананта Тур, Утуи Татанг Сон-тани) и иными прогрессивными культурными орг-циями (напр., поэт Ситор Ситуморанг, р. 1923), др. замыкаются в кругу личных проблем (Трисно Сумарджо, 1916-69; Асрул Сани, р. 1926) или эмигрируют (Идрус, Мохаммад Балфас, р. 1922; Ахдиат Картамихарджа). События 1965 привели к разгрому общества Лекра и к репрессиям среди мн. литераторов (Прамудья Ананта Тур; Ривей Апин, р. 1927; Ситор Ситуморанг и др.). Ряд писателей покинул И. К наиболее значит, явлениям совр. лит-ры И. относится начавшее формироваться ещё в сер. 50-х гг. своеобразное почвенничество с отчётливыми нотками гуманизма: стихи и рассказы В. С. Рендры (р. 1935), Рамадана Картахадимаджи (р. 1927), Айна Росиди (р. 1938), проза Тохи Мох-тара (р. 1926). Последние романы Мот-тинго Буше, рассказы Герсона Пойка и др. говорят об интересе их авторов к острым социальным проблемам совр. И. Влияние философии экзистенциализма характерно для романов Ивана Симатупанга (1928-70), опубликованных в конце 60-х гг.

Лит.: Сикорский В., Индонезийская литература. Краткий очерк, М., 1965; Gonda J., Letterkunde van de Indische archipel, Amst., 1946; Poerbatjara-k a R. M. Ng., Kepustakan Djawi, Djakarta, 1952; Pigeaud Т h. G. Th., Literature of Java, v. 1-3, The Hague, 1967-70; R o-s i d i A.. Kesusastran Sunda dewasa ini, Djakarta, 1966; Teeuw A., Modern Indonesian literature, The Hague, 1967; R a f-f e 1 В., The development of modern Indonesian poetry, Albany (N. Y.), 1967; Jassin Н. В., К esusasteraan Indonesia modern dalam kritik dan esei, dj. 1-4, Djakarta, 1967.

Б. Б. Парникель.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство.

К эпохе мезолита (7-5-е тыс. до н. э.) относятся схематич. контурные изображения животных в пещерах Юж. Сула-веси, Зап. Явы, Суматры, М. Зондских о-вов, наскальные рисунки Зап. Ириана; к эпохе неолита (с кон. 5-го тыс. до н. э.; в ряде районов И. продолжалась до 20 в.) - керамика с преим. нарезным орнаментом. В эпоху позднего неолита и начала металла (кон. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э.) создавались мегалитич. сооружения - менгиры, уступчатые курганы, дольмены, склепы (комплексы Пасемах на Ю. Суматры, Лебак-Сибедуг на 3. Явы, горы Янг на В. Явы), каменные саркофаги и статичные фигуры предков. В сер. 1-го тыс. до н. э. с Азиат, материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. д.).

В первых веках н. э. на Яве (культура к-рой издавна являлась ведущей) сформировались первые гос. образования, к-рые под инд. влиянием восприняли индуизм и буддизм; инд. и местные традиции соединились в классич. иск-ве Явы, в т. ч. в каменной архитектуре. Небольшие изящные индуистские храмы ("чанди") 7 - нач. 8 вв. на плато Диенг (Центр. Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубич. массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными покрытиями. Выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с простотой и строгостью облика, ясной и чёткой тектоникой, лаконичностью декора. Таков и первый в И. буддийский храм - крестообразный в плане чанди Каласан (778 - сер. 9 в.), отличающийся тонкостью декора, классич. уравновешенностью. Импозантен чанди Мендут (кон. 8 в.) с его строгими формами, кристалличностью объёма; суровую мощь стен смягчают фигуры бодхисатв, окружённые изящной кружевной резьбой. Архит. комплекс чанди Севу (нач. 9 в.)- большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с гл. храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрич. квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, голо вы, рельефы); в ней замечательны сочность и мягкость лепки, цельность обобщённых объёмов, богатство пластич. нюансов; глубокая одухотворённость, внутр. сосредоточенность образов сочетаются с ощущением полноты жизненных сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве - Боробудур (кон. 8 - нач. 9 вв.) - естеств. холм, облицованный блоками андезита, имею-iiftifi вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой.Бесчисленные рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды в декоративных ступах и нишах составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Эпизоды буддийских легенд во мн. случаях лишь повод для изображения реальной жизни - быта эпохи, животного и растит, мира И. Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии.

С основанием в 1-й пол. 8 в. гос-ва Матарам офиц. религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (кон. 9 - нач. 10 вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисл. часовен. Стройность и устремлённость ввысь гл. храма Шивы (вые. 47 ч), пышный декор венчающей крутой пирамиды говорят об усилении декоративного начала. В рельефах на темы "Рамаяны" преобладают драматич. взволнованность и динамика; свободно и энергично воплощены сцены битв, непрерывный поток фигур. Образы стали более сложными, утончёнными, индивидуализированными. С гос-вами Сингасари (13 в.) и Мад-жапахит (кон. 13 - нач. 16 вв.) связан расцвет иск-ва Вост. Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (14 - 1-я пол. 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его гл. храме Шивы (1369) невысокая ниж. часть подавляется массивным многоступенчатым покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (ок. 1280) и чанди Джави (ок. 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значит, место в скульптуре заняли фантастич., причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудови ща чкала"). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана, каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (ок. 14 в.) пленяют естеств. красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью лиц.

Декоративно-прикладное искусство.

1. Фрагмент тканой женской одежды. Остров Сумба. Собрание Лангевис.

2. Крис с золотой инкрустацией. Королевский институт тропиков. Амстердам.

3. Латунная коробочка в виде повозки.

Минангкабау. Остров Суматра. Нач. 20 в.

Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград.

С 16 в. в И., разделённой на небольшие мусульм. княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились гл. обр. на о. Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы 18-19 вв. с 2-3 дворами, высокими воротами, ярусными башнями). На многочисл. островах у мн. народов И. развивалось нар. декоративно-прикладное иск-во. Старинные центры художеств, ремёсел Центр. Явы славятся изделиями из золота и серебра (сохранились образцы 14-15 вв.), с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы ("крисы"). От 14-16 вв. дошли образцы древнего иск-ва бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, колокольчики, подносы, сосуды для благовоний, светильники). Ява - родина батика, замечательного по красоте традиц. узора и расцветки. Ява и Бали - центры обработки буйволовой кожи, из к-рой изготовляют кукол для теневого театра, детали костюмов для танцовщиц и актёров классич. драмы и др. изделия. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут веера, циновки, шляпы, кухонную утварь, сумки. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских о-вах. На мн. островах изготовляют по древним образцам культовые статуэтки из дерева и терракоты. На Бали особого расцвета достигли художеств, ремёсла, традиц. живопись, лубок. Разнообразны типы нар, жилища - от хижин (Зап. Ириан, о. Тимор) и лёгких каркасных свайных домоа из дерева и бамбука до больших общинных домов (особенно длинных у даякоа Калимантана), иногда с высокой седло-видной крышей большого выноса (у тоба-батаков и минангкабау на Суматре)^ часто на мощных столбах.

С установлением голл. господства в И, нац. иск-во замерло, города строились по европ. образцу, но в мечетях и дворцах ("кратонах") местных правителей преобладали мотивы мусульм. архитектуры стран