| Азии. В 20 в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, вт. ч. из железобетона. Но массовая застройка городов оставалась стихийной и неблагоустроенной. В сер. 19 в. в И. появилась реалистич. живопись с нац. патриотич. тематикой (Раден Салех), на рубеже 19-20 вв.- романтич. нац. пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию прогрессивного нац. реалистич. иск-ва, проникнутого любовью к человеку и патриотич. воодушевлением (Объединение художников И., осн. в 1937-38,- С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди, X. Нгантунг, Б. Ресобово). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтич. экзотики (Б. Абдуллах) и модернизмом. Развивались реалистич. скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная, узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты-Кебайоран), новые р-ны были построены в Джакарте, Джокья-карте, Бандунге; при помощи сов. специалистов строились обществ, здания, пром., учебные, спортивные и др. комплексы (спортивный комплекс в Джакарте и др.). После событий 1965 прогрессивные художеств, орг-ции были разгромлены, ряд художников подвергся репрессиям, в иск-ве и художеств, образовании получили перевес модернистич. направления. Илл. см. на вклейках - к стр. 248-249 и табл. XIV (стр. 208-209).
Лит.: [Рябинкин П.], Искусство Индонезии, М., 1959; Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Дёмин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967; Arts and crafts in Indonesia, Djakarta, 1956; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959. Н. П. Чукина.
XV. Музыка
Музыка И. сложилась в ходе историч. развития и преобразования традиций индо-яванской культуры и культуры др. народов, населявших терр. И. Она достигла наивысшего расцвета на о. Ява на рубеже 1-2-го тыс. и распространила своё влияние на Юж. Суматру, часть Калимантана, Бали, Мадуру, Зап. Ломбок и др. острова архипелага.
С древнейших времён в И. музыка существовала в устной традиции, в быту сел. населения. В ладовой основе музыки И. лежит 5-звуковая система слендро (вид пентатоники), расширяющаяся до 7-звуковой системы пелог. Характерныечерты индонез. музыки - широко развитая гетерофония и многоголосие. Несмотря на специфич. отличие вокального стиля от инструментального (при его ритмич. богатстве), в них обоих главенствует мелодич. начало. Мелодия образно называется "стволом" (покок), а развивающие её мелодич. и ритмич. фигурации - "цветами" (кантилан). Вершина классич. муз. иск-ва И.- оркестр нар. инструментов гамелан, существующий с эпохи раннего средневековья. В 16 в. возникает песенно-муз. форма, близкая европ. (вбирает и нар. традиции),- крон-чонг. В индонез. музыке преобладала устная традиция, хотя издревле существовали зачатки и записи невмами. В совр. музыке И. применяется и европ. нотация. Влияние европ. духовной музыки, культивировавшейся католич. миссионерами, сказалось на индонез. проф. муз. иск-ве. Нек-рые произв., созданные в 30- 40-е гг. 20 в., несмотря на вполне светское содержание, близки по стилю григорианским хоралам (вокальные пьесы Си-манджутака на тексты Сануси Пане и Усмара Исмаила, а также работы К. Синсу, ещё более сходные с церковными гимнами). После образования независимой Республики И. (1945) открылись новые перспективы создания общеин-донез. нац. культуры. Всё возрастающее число муз. коллективов как проф., так и любительских, стремилось не только сохранять, но и творчески развивать нар. традиции. Известность приобрели комп. Суджасмина, А. Пасарибу, Сус-бини и др. В Джокьякарте, а затем в Джакарте при радио были созданы камерные оркестры. С 1952 в Джокьякарте работает гос. муз. школа. В Сура-карте в 1960 была осн. консерватория, школа индонез. классич. музыки. После 1965 развитие муз. иск-ва затормозилось, прогрессивные муз. объединения прекратили существование, нек-рые муз. деятели подверглись репрессиям, а часть из них (напр., Пасарибу) вынуждена была покинуть родину. В 1968 в Джакарте создан симфонич. оркестр (руководитель Адидхарма), выступающий с концертами европ. музыки и реже исполняющий произв. индонез. авторов.
Лит.: Sachs С., Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens, В. - Lpz., 1923; Кunst J., Music in Java, 2 ed., v. 1-2, The Hague, 1949. Л. Б. Переверзев.
XVI. Театр
За длительный историч. период в И. сложился традиционный театр разнообразных форм, наделённый самобытными чертами сценич. выразительности.
Его истоки - в древних образцах театрализованных действий, входивших в нар. празднества и культовые церемониалы. Наиболее характерные традиц. театр, формы: ваянг-топенг (ваянг - театр, представление, топенг - маска), где исполнители выступают в масках н пользуются средствами пантомимы и танца (упоминается в яванских хрониках 9 в.); ваянг-пурво (теневой театр; древнеяванские лит. памятники указывают на 11 в.); ваянг-келитик (театр плоских деревянных марионеток); ваянг-голек (театр объёмных марионеток); ваянг-бебер (театр картинок, сопровождаемый рассказом); топенг-бабакан (фарсовый театр); ваянг-оранг, вобравший в себя разнохарактерные, строго канонизированные театр, средства. Драматургия, основой традиц. представлений послужили различные эпизоды из древнеиндийского эпоса "Рамаяны" и "Махабхараты", а также материалы индонез. сказаний и хроник. Как правило, спектакль идёт в сопровождении оркестра гамелан (см. раздел Музыка). На рубеже 19-20 вв. наряду с традиционным формируется театр современный - кетопрак и лудрук. Они сочетают традиционные средства выразительности с европейскими; в 50-е гг. были известны труппы "Мархаэн", "Триснокантен", выступавшие в разных районах страны. Возникали и труппы, более близкие к совр. европ. театру. В репертуаре этих коллективов произв. нац. драматургов: Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифаха, Али Мо-хаммада, Сануси Пане и др., а также пьесы Г. Ибсена, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя. В Джакарте существуют театр, здания "Отель Индонезия" и "Кечия", где выступают различные труппы.
В 50-е гг. в И. начали работать Нац. театр, академия и "Лембага драма И." (Отделение нац. драмы).
После 1965 прогрессивные театр, деятели подверглись репрессиям, нек-рые труппы распущены (часть трупп лудрука), ставить произв. совр. прогрессивных драматургов запрещено.
Илл. см. на вклейке, табл. ХУ(стр. 208- 209).
Лит.: Мерварт А. М., Малайский театр, в сб.: Восточный театр, Л., 1929; Демин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Вгandоn J., The theatre in southeast Asia, Camb. (Mass.), 1967. М.П.Бабкина.
XVII. Кино
Первые фильмы были сняты в И. в сер. 20-х гг. голл. режиссёрами. С нач. 30-х гг. предприниматели из натурализовавшихся в И. китайцев совм. с индонез. режиссёрами (Анджар Асмара и др.) начали выпускать озвученные киноленты на индонез. яз. (большинство из них по голливудским и кит. образцам). Наиболее значит, фильмы на сюжеты из совр. жизни И.: "Парех" (1935, реж. М. Франкен) и "Ясная луна" (1937, реж. А. Балинк) с участием актёров. Мохтара и Рукиях. Во время япон. оккупации кинематография служила целям япон. пропаганды. Вместе с тем в этот период, когда голл. и кит. предприниматели были устранены от участия в произ-ве фильмов, начался процесс формирования нац. кадров. В годы борьбы за независимость активизировалось произ-во хроникальных кинокартин. В 1950 в Джакарте были созданы первая гос. кинофирма "ПФН", крупная частная кинофирма "Перфини", увеличился выпуск художеств, фильмов. Прогрессивные социальные тенденции отличали кинокартины: "Калека" (1952, реж. Котот Сукарди, в сов. прокате - "Гиман"), "Туранг" (1954, реж. Бахтиар Сиагин), "Возвращение на родину" (1954, реж. Басуки Эффенди), "После комендантского часа" (1955, реж. Асрул Сани), "Борец" (1961, реж. Усмар Исмаил) и др. С нач. 60-х гг. произ-во фильмов из-за засилия голливудской и гонконгской кинопродукции резко сократилось. Ряд мер, предпринятых для стимулирования нац. кинематографии и ограничения импорта фильмов, к существенным изменениям не привёл.
Репрессии, последовавшие после событий 1965, коснулись и деятелей кино. К концу 60-х гг. нац. кинопроиз-во вновь стало расширяться. Среди фильмов:
"Семеро рыцарей" (1969, реж. Вим Умбох), "Несмываемый грех" и "Дышащий в грязи" (оба в 1971, реж. Турино Джу-наиди), "Что ты ищешь, Палупа?" (1971, реж. Асрул Сани), "Самиун и Дасима" (1971, реж. Нави Исмаил). В кино снимаются актёры: Читра Деви, Рима Мелати, Фарук Аферо, Фарида Аррияни, Су-карно М.Нур, Мила Кармила, Бамбанг Херманто и др. Выпускается (1971) 25 художеств, фильмов в год.
В. В. Сикорский.
ИНДО-СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ РАСА, одна из южных ветвей большой европеоидной расы. Отличается тёмной пигментацией волос и глаз, смуглой кожей, волнистыми волосами, узким лицом, прямой или выпуклой спинкой носа, долихокефалией или мезокефалией, умеренным развитием третичного волосяного покрова. Распространена в Юж. Европе, Сев. Африке, Аравии, Ираке, Юж. Иране, Сев. Индии. Имеет местные варианты.
ИНДОССАМЕНТ (нем. Indossament, итал. indossamento, от лат, in - на и dorsum - спина), передаточная надпись, надпись, учиняемая на оборотной стороне векселя, чека, коносамента и нек-рых других ценных бумаг для передачи прав по этим документам от одного лица (индоссанта) другому. И. может быть именным, ордерным (указывается лицо, к-рому или в распоряжение к-рого передаётся документ) или бланковым (предъявительским). И. по векселю или чеку возлагает на индоссанта ответственность за платёж по этому документу.
ИНДОСТАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, Индостан, полуостров на Ю. Азии.Пл. ок. 2 млн. км2. На 3. омывается Аравийским м., на В.- Бенгальским зал. Индийского ок. Сев. граница условно проводится от дельты Инда к дельте Ганга. На терр. И. п. расположены значит, часть Индии, часть Пакистана и Народной Республики Бангладеш. (Карту Зап. побережье (Конкан и Малабар-ский берег) - узкая аллювиальная низменность с бухтами и скалистыми мысами, восточное (Коромандельский берег)- абразионная равнина с лагунами и холмами, сложенными гранитами и гнейсами. Деканское плоскогорье (ср. вые. ок. 800 м) занимает большую часть И. п. и характеризуется столово-ступенчатым рельефом на С.-З. и широким распространением пологоволнистых пенепленов на кристаллич. основании. Его зап. приподнятый край (Зап. Гаты) обрывается крутыми ступенями к океану, на В. располагается группа глыбовых массивов различного происхождения, объединяемая общим назв. "Восточные Гаты". На юге И. п. расположены горы Нил-гири, Пални, Анаймалай (г. Анаймуди, 2698 м), Кардамоновы, расчленённые на отдельные массивы.
И. п.- часть древней докембрийской Индийской (Индостанской) платформы, охватывающей также басе. ср. и верхних течений pp. Инд, Ганг, Брахмапутра и о-в Шри-Ланка (Цейлон). Платформа сложена архейскими гнейсами, метамор-физованными гранитами и вулканитами, местами перекрытыми чехлом осадочных пород (см. Индия).
В конце мела - начале палеогена в области совр. Деканского плоскогорья произошли мощные покровные излияния базальтов; тогда же произошло опускание окраин платформы по берегам Аравийского моря и Бенгальского залива. В кайнозое продолжались опускания приокеанич. прогибов, и в миоцене возник грабен - пролив, отделивший Цейлонский горст от остальной платформы. В конце кайнозоя по сев.-зап., сев. и сев.-вост. периферии платформы поднялись крупные сооружения Сулеймановых гор, Гималаев и др., вдоль подножия к-рых образовалась система передовых прогибов.
Недра богаты полезными ископаемыми. С метаморфическими породами и гранитами платформенного фундамента связаны крупные месторождения жел. и марганцевых руд, золота, цветных металлов, графита, редких элементов и др., в осадочном чехле заключены залежи угля, нефти; имеются россыпи алмазов, монацита.
Климат субэкваториальный муссон-ный. Средняя темп-pa янв. 21 °С (на С.), 29 °С (на Ю.); мая до 40 °С. Годовая сумма осадков в центр, части И. п. ок. 700 мм, на наветренных склонах до 3000 мм. До 90% осадков выпадает во время летнего муссона (с мая по октябрь). Большинство рек пересекает И. п. с 3. на В. в тектонич. долинах, где широкие аллювиальные равнины чередуются с порожистыми ущельями. При впадении в Бенгальский зал. реки часто образуют дельты. Реки басе. Аравийского м. обычно короткие, обладают большим падением. Исключение составляют только значит, реки Нарбада и Тапти на севере И. п. Питание рек дождевое, режим муссонный с летне-осенним половодьем. Частые наводнения. Судоходны Годавари, Кришна и низовья pp. Нарбада и Тапти. Реки широко используются для орошения. Почвы красноцветные, на базальтах - чёрные тропические ("регуры"). Естеств. растительность - влажные тропич. вечнозелёные леса на наветренных склонах Зап. Гат, муссонные листопадные (из тика и сала), саванновые леса и саванны в центр, части, мангровые леса в дельтах. Естеств. ландшафты на больших пространствах сильно изменены. Господствует культурная саванна - рощи пальм и фруктовых деревьев посреди полей. Животный мир сильно истреблён, сохранились индийские слоны, львы, дикие быки, тигры, пантеры, много обезьян, пресмыкающихся, птиц.
Л.И.Куракова, В. Е. Хаин (геол. строение).
ИНДРА, один из великих богов в ведической религии, громовержец, бог-воитель, царь (раджа) богов.
ИНДРАГИРИ, река в Индонезии на острове Суматра; см. Индерагири.
ИНДРАПРАСТХА, Индрапат, древний инд. город, существовавший на месте совр. Дели с нач. 1-го тыс. до н. э. Согласно "Махабхарате", был основан братьями Пандавами из царского рода Куру. В сер. 1-го тыс. н. э. И. приходит в упадок, в средние века Индрапат - предместье Дели. Ведутся раскопки И.
ИНДРИ (Indri indri), млекопитающее сем. индриевых лемуров отряда приматов. Длина тела 60-70 см, хвоста - 3-6 см. Конечности, особенно пальцы, кисти и стопы удлинены, голова маленькая. Цвет шерсти очень изменчив - от чёрного до почти белого. Обитает в горных районах Мадагаскара на высоте ок. 1800 м. Живёт на деревьях, ведёт сумеречный образ жизни. Питается растительностью. Беременность 60 суток, рождает 1 детёныша.
ИНДРИКОТЕРИИ (Indricotheriidae), семейство вымерших гигантских носорогов; обитали в олигоцене в Евразии.
Наиболее изучен широко распространённый род Indricotherium из среднего оли-гоцена Казахстана, Монголии и Китая. Туловище у И. было короткое, ноги длинные, прямые, трёхпалые, с сильно развитым средним пальцем; голова небольшая, без рогов, шея длинная. На конце морды - по паре небольших верхних и нижних бивней (увеличенных резцов). Коренные зубы примитивного строения. И. - самые высокие и крупные наземные млекопитающие (до 5 м высоты). Питались листьями и ветвями кустарников и деревьев. И. вымерли в конце олигоцена или в начале миоцена.
Лит.: Борисяк А. А., О ф роде Indricotherium п. g. (см. Rhinocerotidae), П., 1923 (Записки Российской АН, т. 35, № 6); Основы палеонтологии. Млекопитающие, М., 1962.
Индрикотерий (реконструкция).
ИНДСКИЙ ЯРУС, первый снизу ярус триасовой системы [см. Триасовая система (период)]. Выделен Л. Д. Кипарисовой и Ю. Н Поповым (СССР) в 1956. В типовом разрезе (р. Инд в Соляном хребте) сложен внизу песчаниками, вверху известняками и мергелями. И. я. делится на 2 зоны: Otoceras и Gyronites. Отложения И. я. широко развиты в Евразии, а также в Сев. Америке, Африке, Австралии. Термин применяется преим. сов. геологами.
ИНДУЗИЙ, индузиум (лат. indusium - женская верхняя туника), п о-кры вальце, небольшой вырост на поверхности листа папоротников, прикрывающий кучки (сорусы) спорангиев. И. развиваются гл. оор. из эпидермиса листа, из плаценты (на к-рой сидят спорангии) или образованы завернувшимся краем листа.
ИНДУИЗМ (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преим. в Индии (ок. 95% всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 - Цейлон); кроме того, последователи И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, о-вах Фиджи, в Гайане (б. Брит. Гвиана) и в нек-рых др. местах (особенно в странах Юго-Вост. Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в науч. индологич. лит-ре их принято считать самостоят, религиями.
Истоки И. восходят к наивно-мифоло-гич. натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в к-ром осн. структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. И. же обычно называют ту форму брахманизма, к-рую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой историч. этапы развития одной религ. системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретич. принципами, сколько специфич. типом религ. поведения и мышления.
Уже в 8-6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество ере-тич. учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брах-манства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутр. смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам), философско-этич. текстов в эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна", а также учений буддизма и джайнизма. В ходе длит, процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю пол. 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, к-рая обычно и называется собственно И.
< |