| вину Явы, Ю.-В. Сулавеси, М. Зондские о-ва и часть Молуккских.
Илл. см. на вклейке, табл. XIII (стр. 208-209).
Лит.: Витвицкин Г. Н., Климаты зарубежной Азии, М., I960; Хуан Вэнди, В стране трёх тысяч островов. Животный и растительный мир Индонезии, "Природа" 1960, № 2, с. 39-44; 3абродская М. П. Шарец Д. С., Природа Индонезии, М. 1961; Павлов Н. В., Ботаническая гео графия зарубежных стран, ч. 1 - 2, М. 1965. Я. А. Шелстутин (физич. география) И. В. Архипов (геологич. строение и полезные ископаемые).
IV. Население
В И. расселено св. 150 народов. Большинство их (96% населения страны), близких по языку, культуре и быту, относится к индонез. группе малайско-полинезийской языковой семьи. Наиболее крупные народы этой группы: яванцы и родственные им сунданцы (сунды) и мадурцы (их общая числ. 75 млн. чел.), населяющие о-ва Ява и Мадура и плантационные р-ны Суматры и Калимантана; т. н. малайцы, в состав к-рых входят риау, палембанги, джамби, малайцы Калимантана, а также близкие к ним банджары, минангкабау, лебонги, реджанги, лампунги (ок. 14 млн. чел.), расселённые на Суматре и в прибрежных р-нах Калимантана и всех др. островов И.; особую группу (3 млн. чел.) составляют джакартцы (о. Ява), также говорящие на малайском диалекте; на С. о. Суматра живут аче (1,8 млн. чел.), в центр, р-нах-батаки (2,7 млн. чел.); внутренние р-ны о. Калимантан заселены малочисленными народами(нгаджу, кайяны, кенья, бахау, клемантаны, муруты, келабиты и др.), объединяемыми общим названием даяки (их численность ок. 2 млн. чел.); на Сулавеси живут буги, макасса-ры, тораджи, минахасцы, мандары и др. (всего 8,5 млн. чел.); на М. Зондских и Молуккских о-вах названия народов в большинстве случаев соответствуют названиям островов - балийцы (2,2 млн.), сумбаванцы, алорцы, буру, серамцы и т. д.; в центр, труднодоступных частях островов живут малочисл. племена: бадуи и тенгеры - на Яве, кубу, акиты, лубу, улу, мамаки, бенуа - на Суматре, пунаны - на Калимантане; по мелким островам кочуют оранглауты ("люди моря").
Кроме народов индонезийской группы, в И., на сев. побережье Зап. Ириана, живут меланезийцы, также входящие в малайско-полинезийскую языковую семью. На языках других семей говорят папуасы, населяющие внутр. р-ны Зап. Ириана, и близкая им группа народов, живущих на С. о. Хальмахера (всего ок. 1 млн. чел.).
В И., гл. обр. в городах и в р-нах плантаций, живут китайцы (ок. 3 млн.), арабы (100 тыс.), выходцы из Индии и Пакистана (90 тыс.), голландцы (10 тыс. чел.). Гос. язык - индонезийский. Основная религия - ислам. Мусульмане (сунниты шафиитского толка и в меньшей степени - ханифитского) составляют ок. 84% , христиане (католики и протестанты) ок. 6% , индуисты ок. 2% , буддисты и конфуцианцы 3%, остальные сохраняют местные традиц. верования (часть батаков, даяков и некоторые др. группы). Христианскую религию исповедуют минахасцы, часть яванцев и батаков; индуизм - балийцы, тенгеры и бадуи; буддизм, конфуцианство и даосизм - китайцы. (См. также Индонезийцы.)
Официальный календарь - григорианский; применяется также мусульманский календарь - хиджра (см. Календарь).
Ежегодный прирост населения 2,8% (в среднем за 1963-70). 2/3 всего населения сконцентрировано на о. Ява (вместе с о. Мадура 7% всей площади страны), где на 1 км3 приходится св. 500 чел.; наиболее редко заселены Калимантан (менее 10 чел. на 1 км2), Молуккские острова (11 чел.) и Западный Ириан (ок. 2 чел.).
Ок. 70% населения И. живёт в сел. местности (1965). Доля гор. населения на островах составляла (1961): на Яве 16% , Суматре 16% , Калимантане 19% , Сулавеси 16%, М. Зондских 7%, Молуккских 21%. Насчитывается 21 город с населением св. 100 тыс. жит., в т. ч. св. 1 млн. жит. в гг. Джакарта, Сурабая, Бандунг, более 500 тыс. жит. в гг. Медан, Пялембанг, Семаранг.
В составе экономически активного населения (35,2% всего населения страны) в 1964/65 было занятых (в % ): в с. х-ве, рыболовстве и охоте, лесном х-ве 67,2; пром-сти 5,8 (в т. ч. в горнодобывающей пром-сти 0,2); строительстве 1,3; торговле, банках и страховании 10,2; на транспорте и в связи 1,2; в сфере услуг 10,9.
Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966. С. И. Брук (этнич. состав), В. И. Антипов.
V. Исторический очерк
Период первобытнообщинного строя (до 2 в. н. э.). Терр. И.- один из центров формирования человека совр. типа (питекантроп, явантроп, затем вадьяк-ский человек). Обнаружены памятники ниж. палеолита (патжитанская индустрия). В период верх, палеолита и мезолита на б. ч. И. существовал юж. вариант континентальной бакшоно-хоа-биньской культуры. Культурно-хоз. комплекс неолита уже отличался от континентальных культур. По-видимому, ок. 5 в. до н. э. в И. проникла из Индокитая культура Донгшон эпохи бронзы; переход к бронзе в осн. р-нах произошёл во 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. В развитых прибрежных р-нах во 2 в. н. э. начался переход к жел. веку. Осн. занятиями населения были земледелие (особенно в долинах крупных рек), рыболовство, в меньшей степени охота. Осн. формой социальной орг-ции были роды и племена.
Период возникновения классового общества и ранних государственных образований (2 - сер. 7 вв.). Во 2-5 вв. с развитием производительных сил (применение железных орудий, совершенствование ирригации, развитие ремёсел и др.) на территории И. происходило формирование первых классовых обществ. В прибрежных районах возникли гос. образования: на Яве - гос-ва Тарума (Зап. Ява), Калинга (Центр. Ява) и вост.-яванское гос-во, название к-рого неизвестно; на Суматре - Малайю в центре и Шривиджайя на Ю. вост. побережья; на Калимантане - гос-во, где правила династия Кундунги (вост. побережье), и малоизвестное гос-во на зап. побережье. Распространились инд. религии - индуизм (шиваизм) и буддизм. Крестьяне-общинники занимались гл. обр. орошаемым земледелием. Господствующий класс состоял из служилой знати и жрецов-брахманов; правители носили индийский титул "варман". Недостаток материалов не позволяет с достоверностью отнести индонез. общество этого времени к рабо-владельч. или феод, формации.
Период раннего феодализма (сер. 7 - 11 вв.). К 7 в. в И. сложились феод, отношения в формах, близких к индийским. Дальнейшее развитие производит, сил выразилось в расширении рисопро-изводящих р-нов и увеличении числа городов. Индонез. моряки и торговцы стали одной из осн. групп торговых посредников на Востоке. Не позднее сер. 7 в. несколько княжеств объединились в могущественную суматранскую империю Шривиджайя. Во 2-й пол. 8 в. она прочно закрепилась на Малаккском п-ове. На Центр. Яве в 1-й пол. 8 в. возникло гос-во Матарам.
9-10 вв. - время расцвета империи Шривиджайя. В 1025 в борьбе с инд. гос-вом Чолов за контроль над торг, путями она потерпела поражение. Центр экономич. и политич. жизни И. переместился на Яву, где к сер. 11 в. гос-во Матарам объединило под своей властью плодородные долины и крупные торг, города Центр, и Вост. Явы и о. Бали. При Эрланге в 11 в. была сделана попытка объединить всю Яву в рамках единого гос-ва.
Период развитого феодализма (11 - 16 вв.). История И. начала этого периода связана с расцветом яванского гос-ва Кедири (возникло в 40-х гг. 11 в., после раздела Матарама на два гос-ва: Кедири и Джангала; ок. 1120 Кедири объединило почти всю территорию о. Матарама). По мере формирования экономич. единства И., экономич. и политич. консолидации Явы, Мадуры и Бали влияние яванских гос-в распространялось на другие острова, прежде всего на Молуккские.
Гос-во Сингасари (назв. Кедири с 13 в.) при Кертанагаре (правил в 1268-92) установило контроль над частью Суматры, юж. частью Малаккского п-ова, зап. частью Калимантана и др. р-иами. В кон. 13 в. гос-во Сингасари распалось, и на Яве сложилась империя Маджапахит (1293 - ок. 1520). Эта империя была самым крупным средневековым общеин-донез. гос-вом. Объединению б. ч. И. вокруг Явы с её развитыми феод, отношениями способствовали не только быстрое развитие внутрииндонез. торговли и культурных связей, но и превращение Явы в поставщика риса для большинства островов, производивших экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение И. выдвинулся талантливый политич. деятель Гаджа Мада, фактич. правитель Маджапахита в 1331-64.
Развитие феодализма на Яве в 14 в. привело к чёткому делению земель на общинные, царского дома, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). Оформилась группа крупных землевладельцев, занимавших высокие посты при дворе и, как правило, связанных родственными отношениями с правящим домом; она была в более привилегированном положении по сравнению с массой служилых феодалов с их условными пожалованиями. В 14 в. в И. стал проникать (из Индии и Малакки) ислам. На Сев. Яве возникли самостоятельные мусульм. княжества. С сер. 15 в. империя Маджапахит стала ослабевать и во 2-м десятилетии 16 в. распалась на ряд мусульм. княжеств. К 1575 борьба между княжествами, на к-рые распался Маджапахит, завершилась объединением б. ч. Центр, и Вост. Явы в новое гос-во Матарам. Независимым оставался султанат Бантам на 3. Явы. Дальнейшее самостоятельное развитие индонез. феод, общества было прервано вторжением европейцев.
Колониальный период (16 в.-1945). В нач. 16 в. португальцы захватили Ма-лакку (1511) и ряд пунктов на Молуккских о-вах, установили контроль над вывозом пряностей и мор. торговыми путями. В 90-х гг. 16 в. началось проникновение в И. голландцев. Слияние ряда голл. компаний по торговле с Востоком в 1602 в объединённую Ост-Индскую компанию (ОИК) с большим акц. капиталом создало предпосылки для вытеснения Голландией португальцев и её укрепления в И. В начале 17 в. ОИК изгнала португальцев с Молуккских о-вов. Голл. колонизатор Ян Питерсзон Кун основал первый голл. форт на Яве. Выросший вокруг форта на развалинах разрушенной голландцами Джакарты новый город Батавия (совр. Джакарта) стал столицей голл. колониальных владений в И.- Голландской Индии. Монопольное положение ОИК в И. стало бесспорным после захвата у португальцев Малакки (1641). Не ставя первое время цели терр. захватов за пределами Явы, ОИК ограничивалась навязыванием правителям и племенам других островов архипелага торг, договоров и жёстким контролем над их внеш. связями. Однако на Яве ОИК расширяла свои терр. владения. В период расцвета ОИК в 17 в. ело жилась голл. колон, система, характерная для периода первоначального накопления. ОИК широко применяла метод косвенного управления захваченными территориями при посредстве их прежних феод, правителей. Установление принудит, поставок традиционных культур и внедрение новых (кофе в 18 в.) являлись источником колоссальных доходов ОИК. Борьба индонез. народа против голл. колонизаторов переплеталась с антифеод, выступлениями и попытками отд. правителей Матарама и Бантама избавиться от господства ОИК. Голландцы подавили крупные нар. восстания (под рук. Труноджойо в 1674-79, под рук. бывшего раба Сурапати в кон. 17-нач. 18вв., восстание кит. торговцев и ремесленников, поддержанное крестьянами, в 1740-41, и др.). В 18 в. начался упадок ОИК, отражавший ослабление Голландии. Но и в период упадка ОИК расширяла свои владения на Яве. В 1755, используя борьбу за престол в Матараме, компания присоединила новые терр. Матарама. Остатки Матарама, разделённые на два княжества (Суракарта и Джокьякарта), превратились в вассалов ОИК. Однако англо-голл. война 1780-84 нанесла ОИК последний удар. С 1800 ОИК прекратила существование, её владения перешли к голл. гос-ву (Нидерландам).
В 1811 И. была захвачена англичанами. Стамфорд Рафлс, назначенный губернатором И., действуя в интересах англ, пром. буржуазии, стремился создать в И. условия для развития производства с.-х. сырья и превращения её в рынок сбыта англ, товаров (отмена принудит, поставок, введение ден. налога, поощрение частного предпринимательства и торговли и т. д.).
Господство Великобритании в И. было кратковременным. По англо-голландскому соглашению 1814 она была возвращена Нидерландам.
Развернувшиеся в Нидерландах споры о методах эффективной эксплуатации И. шли между сторонниками монопольной практики ОИК и пром.-торг, буржуазией, требовавшей свободы действий в колонии. Стремление голл. властей ликвидировать свободу частного предпринимательства в И., проводившаяся ими практика запрета европейцам арендовать земли в "самоуправляющихся" княжествах Центр. Явы затронули интересы индонез. феодалов. Часть феодалов примкнула к широкому нар. антиголландскому восстанию (1825-1830), возглавленному принцем Дипонегоро. Голландцам с трудом удалось подавить эту нар. войну. Голл. воен. экспедиции (1812-25) привели к подчинению Палембанга (Суматра), к укреплению колон, позиций на Сулавеси.
С 1830 в основу колон, эксплуатации на Яве была положена система принудит, культур, с введением к-рой отменялся зем. налог с крестьян, но им вменялось в обязанность разводить экспортные культуры (кофе, сахар-тростник, индиго, табак и т. д.) и сдавать все продукты пр-ву по крайне низким ценам. Внедрение принудит, культур осуществлялось при помощи яванских феодалов, ставших звеном колон, управления. Система гос.-крепостнич. эксплуатации обрекала яванцев на непосильный труд, лишала их возможности возделывать необходимые продовольств. культуры. Бедствия населения усугублялись высокими таможенными пошлинами на импортные товары, гос. монополией на соль и т. д. Деятельность частного капитала (в т. ч. и голландского) в с. х-ве и пром. произ-ве фактически исключалась. За счёт эксплуатации яванского крестьянства Нидерланды выкачали при помощи системы принудит, культур сотни миллионов гульденов, что ускорило капиталистич. пром. развитие метрополии. К 70-м гг. 19 в. голландцы обеспечили своё господство на о. Суматра, кроме султаната Аче. Принятые голл. пр-вом под давлением голл. пром. буржуазии в 1870 т. н. Сахарный закон, Аграрный закон и др. постепенно свели на нет систему принудит, культур. Иностр. капитал устремился в развивавшееся плантационное х-во и горнорудную пром-сть. Аграрный закон объявил гос. собственностью большую часть земель в И. За крест, общинами и индивид, х-вами признавалось наследств, владение обрабатываемыми ими землями. Все свободные земли можно было отдавать в наследств, аренду частным лицам любой национальности и компаниям. Плантаторы "с согласия жителей" могли арендовать и земли крест, общин сроком до 25 лет.
Крест, х-ва, лишённые значит, части общинных земель, обременённые налогами и поборами, были ограничены в своём развитии. Феод.-бюрократич. слои,ростовщики, деревенская верхушка захватывали и скупали крест, землю и обычно сдавали её в кабальную аренду. Обезземеление крестьян обеспечивало колонизаторов дешёвыми рабочими руками.
В 1873 Нидерланды начали завоевание Аче. Покорение мужественного народа, выдвинувшего ряд талантливых вождей освободит, борьбы (Теуку Умар и др.), длилось св. 30 лет. К 1904 Нидерланды установили своё господство в Аче, но партиз. борьба продолжалась до 1913. К нач. 20 в. голл. экспедиции завершили подчинение остававшихся независимыми территорий во всей И. Слабые в воен. и экономии, отношении Нидерланды вынуждены были проводить в своей колонии политику "открытых дверей" и предоставлять капиталу др. империалистич. стран возможность участвовать в эксплуатации народов И. Ввоз иностр. капитала, проникновение монополий и иностр. банков в И. непрерывно возрастали. Наиболее крепкие позиции в стране вслед за Нидерландами захватила Великобритания. В нач. 20 в. в И. была основана крупнейшая англо-гол л. нефт. монополия "Ройял датч-Шелл". В условиях империалистич. эксплуатации зарождение и развитие капиталистич. отношений происходили в И. в уродливых формах. Капиталистич. отношения переплелись с докапиталистическими. Формирование нац. буржуазии шло крайне медленно даже по сравнению с др. колониальными странами. Тем не менее в И. создавались предпосылки для складывания народностей И. в нации, шёл процесс становления общеиндонезийского самосознания. Выразителями этого процесса выступали в И. гл. обр. представители мелкобуржуазной интеллигенции.
Подъём нац.-освободит, движения на рубеже 19 и 20 вв. в др. колон, и полуколон, странах и пробудившая Азию Революция 1905-07 в России ускорили возникновение в И. первых нац. орг-ций. Появились первые просветители (Картиии и др.). В мае 1908 была создана первая нац. орг-ция "Буди утомо", первоначально носившая культурно-просветительный характер. Рост нац. самосознания проявился в попытках торгово-пром. буржуазии объединиться для защиты своих интересов. Возникший в 1911 на Яве Союз исламских торговцев быстро превратился в массовую орг-цию Сарекат ислам (Союз ислама), к-рая постепенно стала отражать общенац. демократич. интересы народа. Созданная в 1912 индоевропейцами (метисами) и передовыми индонезийскими интеллигентами Индийская партия во главе с Д. Деккером выступила с общеиндонез. позиций и первая поставила вопрос о независимости страны.
Рабочий класс в И. складывался быстрее, чем развивалась нац. буржуазия. Он формировался гл. обр. на иностр. предприятиях, и рост его классового самосознания был неотделим от борьбы с империализмом. В нач. 20 в. в И. возникли первые профсоюзы. Приток в Сарекат ислам рабочих, крестьян, ремесленников всё более придавал ему нар. характер. В ст. "Пробуждение Азии" В. И. Ленин отмечал, что "революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию". Носителем этого движения он считал прежде всего*... народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145).
1-я мировая война 1914-18 привела к ухудшению положения трудящихся и росту антиколониального движения, что проявилось как в стихийных выступлениях крестьян, так и в деятельности национальных организаций. Революционизированию Сарекат ислама способствовали левые голл. с.-д.- "трибунисты", создавшие в 1914 на Яве С.-д. объединение (союз).
Великая Окт. социалистич. революция оказала огромное влияние на И., прежде всего на революц. элементы С.-д. объединения, где росло число членов-индонезийцев. Размежевание революц. и реформистских элементов в объединении привело к выходу оппортунистов из объединения и образованию ими реформистской С.-д. партии. В 1918-19 стачечная борьба достигла значит, размаха. Росли профсоюзы, в 1919 был создан |