| ятий, управление к-рыми перешло к воен. администрации.
Опираясь на поддержку демократич. сил, и в первую очередь на КПИ, Сукарно декретом от 5 июля 1959 объявил о восстановлении конституции 1945. Новый кабинет возглавил сам президент (гл. министр - Джуанда). Нац. совет был преобразован в Высший консультативный совет.
17 авг. 1959 Сукарно в программной речи призывал к борьбе за идеалы Революции 1945. Под назв. "Политический манифест" ("Манипол") эта речь была принята Высшим консультативным советом как официальная гос. программа. "Манипол" включал пять основных принципов ("конституция 1945", "индонезийский социализм", "направляемая демократия", "направляемая экономика", "индонезийская самобытность").
Проходивший в сент. 1959 6-п съезд КПИ также одобрил "Манипол". Основываясь на конституции 1945, Сукарно распустил 5 марта 1960 выборный парламент. Его заменил новый, назначенный президентом парламент "готонг ройонг". Наряду с тремя осн. партиями (Национальная партия, Нахдатул Улама и КПИ) в нём были представлены рабочие, крестьянские и др. массовые орг-цни и вооруж. силы. Реакция тормозила проведение правительств, мероприятий. В марте 1960 представители партий Машуми, Социалистической и ряда др. правых орг-ций образовали т. н. Демократическую лигу, которая выступила против мероприятий президента, заявляя, что установление "направляемой демократии" благоприятствует усилению влияния коммунистов. 15 августа 1960 президент образовал Временный ^ародный консультативный конгресс. 17 августа 1960 декретом Сукарно были распущены партии Машуми и Социалистическая. Был подготовлен устав Национального фронта на основе принципа "Насаком" (сотрудничество националистических, религиозных и коммунистических организаций).
Все мероприятия пр-ва проводились под знаком "Манипол", "Насаком" и возвращения Зап. Ириана. К весне 1961 был завершён процесс национализации голл. предприятий. Ещё в авг. 1960 дип-ломатич. отношения с Нидерландами были разорваны. Угроза освободить Зап. Ириан силой сопровождалась воен. подготовкой и широкой пропагандой. Укрепление вооруж. сил И. при помощи СССР и подготовка И. к воен. действиям заставила Нидерланды пойти на уступки. В 1962 было достигнуто соглашение с Нидерландами о постепенном переходе Западного Ириана под управление республики (перешёл в 1963; в соответствии с голл.-индонез. соглашением вопрос о переходе Зап. Ириана в состав Республики И. был окончательно решён в авг. 1969 в результате проведённого И. референдума).
Борьба за Зап. Ириан отвечала нац. чаяниям индонез. народа, но использовалась правящими кругами и для отвлечения внимания нар. масс от тяжёлого экономич. положения. После возвращения Зап. Ириана в тех же целях использовалась начавшаяся в 1963 борьба против создания Малайзии. Технич. и органи-зац. неподготовленность к использованию национализированных голл. предприятий приводила к резкому снижению их доходности. Росли коррупция, валютные махинации, взяточничество. Возникал слой своеобразных бюрократов-капиталистов, включавший в себя многих руководителей Национальной и др. партий. Ближайшее окружение президента было втянуто в процесс коррупции. Осуществление многих прогрессивных мероприятий тормозилось (аграрная реформа 1У60, реализация 8-летнего плана развития 1961-69 и др.).
Сукарно был заинтересован в поддержке его КПИ и связанных с ней организаций, в удержании равновесия внутри Нац. фронта. Президент стремился использовать этот фронт для сохранения и укрепления своей верховной власти в И. КПИ, со своей стороны, учитывая соотношение сил в стране, видела в укреплении авторитета Сукарно условие сохранения нац.-демократич. курса и расширения своего влияния. Однако безоговорочная поддержка компартией всех основных направлений правительственной политики затрудняла её работу по защите интересов трудящихся, руководству борьбой нар. масс за улучшение своего тяжёлого положения.
Сукарно, стремясь получать помощь социалистич. стран, с одной стороны, и проводя курс на использование противоречий между империалистич. державами в расчёте на сближение с нек-рыми из них - с другой, в то же время всё больше в политич. плане склонялся к односторонней ориентации на Китай. Недопущение Советского Союза как "неазиатской страны" к участию в афро-азиатской конференции журналистов в 1963 в Джакарте, попытки И. и нек-рых др. стран воспрепятствовать участию Сов. Союза в предполагавшейся 2-й афро-азиатской конференции в Алжире отражали усилившийся пропекинский курс. В связи с избранием Малайзии в Совет Безопасности ООН Сукарно объявил в янв. 1965 о выходе И. из ООН (И. вновь вошла в ООН в 1966). Одновременно среди лидеров КПИ под влиянием руководства компартии Китая распространялись левооппор-тунистические авантюристические идеи. Демонстрацией якобы имевшего место прочного сотрудничества между президентом и КПИ должно было явиться общенациональное празднование в мае 1965 по указанию Сукарно и при его участии 45-летия КПИ, призванное показать нерушимость "Насакома". Однако в стране нарастала глубокая поляризация сил в условиях всё ухудшавшегося экономического положения, разочарования масс в "направляемой демократии", активизации реакции и оппозиции верхушки армии. Военное руководство консолидировало свои силы против КПИ и Сукарно, готовя захват власти. Руководство КПИ опасалось использования реакцией армии для расправы с революционно-демократическими орг-циями, но не готовило партию и массы к отпору. Влияние КПИ в армии было невелико. В этой обстановке в сентябре 1965 командиром батальона охраны президента Сукарно подполковником Унтунгом был организован контрзаговор левых армейских офицеров ("Движение 30 сентября"), направленный на устранение ряда высших должностных лиц сухопутных сил. Узкая группа из состава руководства КПИ решила поддержать действия Унтунга, не поставив в известность о своём решении ЦК партии. "Движение 30 сентября" вылилось в дворцовый путч, оно не получило поддержки народных масс и потерпело поражение. Хозяевами положения стали военные, возглавляемые командующим силами стра-тегич. резерва ген. Сухарто. Реакция, разжигая мусульм. фанатизм, используя правые молодёжные орг-ции, обвиняя коммунистов в организации заговора, бросила все силы на уничтожение КПИ. Сотни тысяч не подготовленных к отпору коммунистов и прогрессивных деятелей других демократич. орг-ций были зверски убиты. При запоздалых попытках отпора в нек-рых районах Явы, не получивших достаточной массовой поддержки, погибло большинство руководителей КПИ (Айдит, Ньото и др.). Формально оставив первое время Сукарно на посту президента, военное командование во главе с Сухарто взяло в свои руки всю полноту власти, подготовляя устранение Сукарно. Президентским декретом Сукарно в марте 1966 функции главы исполнит, власти были переданы Сухарто. В марте 1967 Врем. нар. консультативный конгресс лишил Сукарно президентского мандата и назначил Сухарто исполняющим обязанности президента И. В апр. 1968 Сухарто был назначен президентом И.
В марте 1966 Сухарто издал от имени президента указ об официальном запрещении КПИ. Сессия Врем. нар. консультативного конгресса (июнь 1966) утвердила этот указ и приняла постановление о запрещении в И. любой деятельности по распространению марксистско-ленинских идей. Влияние всех сохранившихся в стране партий и общественных организаций было заметно ограничено. Это, в частности, проявилось в результатах состоявшихся в 1971 выборов в за-конодат. органы страны, когда подавляющее большинство голосов получили кандидаты "функциональных групп" (армейской и др., созданных по проф. признаку в противовес партиям), связанные с режимом. В области внеш. политики пр-во Сухарто декларировало, что её основой является проведение "активной и независимой" политики неприсоединения. В таких вопросах, как борьба за мир и ослабление междунар. напряжённости, разоружение и запрещение ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения, разрешение ближневост. кризиса, борьба против апартеида и расизма, И. заняла те же позиции, что и большинство неприсоединившихся стран. Вместе с тем в позиции И. по ряду др. вопросов стала превалировать тенденция отхода от курса неприсоединения. И. постепенно начала расширять сотрудничество со странами - членами империалистич. воен. блоков, отказалась от поддержки нац.-освободит, движений в Азии и Африке, не выступала против колониалистской политики империалистич. держав. Курс пр-ва, направленный на развитие экономики страны с помощью иностр. капитала, привёл к усилению зависимости внеш. политики И. от США и др. империалистич. держав и ослаблению связей с социалистич. странами.
Д. В. Деопик (до 16 в.), А. А. Губер(с 16 в.).
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.. 2 изд., т. 36, с. 96-97; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145-46; т. 27, с. 259-61, 272-73, 367-68, 406-07, 412-13; т. 30, с. 45-57; Губер А. А., К вопросу об особенностях формирования классов и партий колониальной Индонези, "Уч. зап. АОН", 1958, в. 33; Мовчанюк П. М., Яванская народная вош 1825 - 1830 гг., М., 1969; Тюрин В. А Ачехская война. (Из истории национальн-освободительного движения в Индонезии М., 1970; Беленький А. Б., Нацинальное пробуждение Индонезии, М., 196 Заказникова Е. П., Рабочий класс и национально-освободительное движение в Индонезии, М., 1971; Демин Л. М Японская оккупация Индонезии, М., 196 Цыганов В. А., Национально-революционные партии Индонезии. (1927 -1942), М 1969; Национально-освободительное движене в Индонезии (1942-1965), М., 1970; Ж ров В. А., Индонезия на пути упрочения независимости (1949-1956), М., 1964; Симония Н. А., Буржуазия и формирование нации в Индонезии, М., 1964; Проблемы современной Индонезии, М., 1968; Архипов В. Я., Экономика и экономическая политика Индонезии (1945-1968), М., 1971; Другов А. Ю. и Резников А. Б., Индонезия в период направляемой демократии, М., 1969; Алешин Ю., Советско-индонезийские отношения в 1945-1962 гг., М., 196 Фаризов И. О., Советско-индонезийское экономическое сотрудничество, М., 1964; Холл Д., История Юго-Восточной Азии, пер. с англ., М., 1958; Roberts on J. В. and Spruyt J., A history of Indonesi N. Y., 1967; Pane Sanusi, Sadjarah Indоnesia. dj. 1 - 2, Djakarta, 1955 - 56; Stapеl ( F. W., Geschiedenis van Nederlandsch Indie, dj. 1-5, Amst., 1938-40; Соеdes G., Тhe Indianized states of South-East Asia, Canberr, 1968; Fегrand G. L., L'Empire sumatranc de Crivijaya, P., 1922; Sumarto, Tanah airku, dj. 1- Zaman Hindu dan Islam, Djakarta - Amst., 1952; Wolters O. W., Early Indonesian commerce. A study of the origins of the Srivijaya, Ithaca (N. Y.), 1967; Jamin M., Sedjarah peperangan Dipanegara pahlawan Kemerdekaan Indonesia, Djakarta, 1950; его же, Tatanegara Madjapahi dj. 1 - 3, Djakarta, 1962; его же, Gadj; Mada pahlawan persatuan Nusantara, Tjet Ke-6, Djakarta, 1960; A 1 i R. M., Perdjuangan feodal, Tjet ke-2, Bandung dan Djakarta, 1963; Moertono S., State and statecraft in old Java. A study of the later Mataram period, 16th to 19th centurу, Ithaca (N. Y.), 1968; Sagimun M. D., Pahlawan Dipanegara berdjuang, Jogjakarta, 1960. И.Ю.Перска.
VI. Политические партии, профсоюз Политические партии. Объединённый секретариат функциональных групп (Секбер голкар), политич. орг-ция, созданная в 1964 декретом президента. Фактически выступает в качестве проправительств. партии, Включает в себя военных, проф. орг-ции, молодёжные, женские, религиозные o6ъединения, союзы лиц свободной профессии, которые не входят в к.-л. политич. партии. Нахдатул Улама (НУ) (Nachdatul Ulama; Союз мусульмайских богословов), осн. в 1926. Kpyпнейшая мусульм. партия И. Выражав интересы сельских эксплуататоров и части нац. буржуазии. Национальная партия Индонези (НПИ) (Partai Nasional Indonesia), ocн. в 1927. Выражает интересы нац. буржуазии. В апр. 1966 на т. н. объединительном съезде руководство в партии было захвачено правой группировкой, после чего партия подверглась значит, чистке от левых элементов. Мусульманская партия Индонезии (МПИ) (Partai Muslimin Indonesia), создана в 1968. В неё вошли в основном члены распущенной в 1960 реакционной партии Машуми Мусульманский союз Индонезии (ПСИИ) (Partai Sarekat Islam Indonesia), создан в 1923. Лидеры ПСИИ выступают за провозглашение принципов ислама в качестве гос. основы Республики Индонезии. Христианская партия Индонезии (Паркиндо) (Partai Kristen Indonesia), создана в 1945. В ряды партии входят мелкие и средние предприниматели, интеллигенция, студенты, исповедующие протестантскую религию. Католическая партия (Partai Katolik), создана в 1949. В неё входят индонезийцы, исповедующие католич. религию. Существует также ряд др. малочисл. партий. Со стороны правящих кругов предпринимаются меры по "упрощению политической структуры страны". Они ведут дело к сокращению числа партий до 2. По их замыслам, одна из оставшихся партий объединит группировки национа-листич. направления и включит в себя также Католическую и Христианскую партии, а другая - все мусульм. поли-тич. группировки.
Коммунистическая партия Индонезии (КПИ) (Partai Komunis Indonesia), осн. в 1920. После событий 1965 запрещена (официально в марте 1966). Индонез. коммунисты действуют в глубоком подполье.
Профсоюзы. В 1970 индонез. профсоюзы насчитывали св. 18 млн. чел. Наиболее крупные профсоюзы: КБМ (Союз ра-бочих-мархаэнистов). Профцентр, примыкающий к НПИ. Создан в 1952.
САРБУМУСИ (Союз мусульманских рабочих Индонезии). Профцентр, примыкающий к НУ. Создан в 1955.ГАСБИИНДО (Объединение мусульм. профсоюзов Индонезии). Коллективный член МПИ. Создан в 1947. КБИМ (Конгресс свободных мусульм. рабочих). Коллективный член МПИ. ГОБСИИ (Объединение рабочих орг-ций Мусульм. союза И.), создан в 1953. Крупнейшее в И. до 1965 профсоюзное объединение СОБСИ (чл. ВФП) и входившие в него профсоюзы после событий 1965 были запрещены и распущены. Б. П. Голованов.
VII. Экономико-географический очерк
Общая характеристика экономики. За период колониального господства экономика И. получила аграрно-сырьевое направление. К кон. 19 в. здесь сложились крупнейшее в Азии плантац. х-во и значит, горнодобывающая пром-сть. И. стала важным поставщиком с.-х. и минерального сырья на мировой рынок (в 1938 на её долю приходилось 90% мирового произ-ва и экспорта хинина, 85% экспорта перца, 64% капока, 33% каучука, 29% копры и кокосового масла, 25% твёрдых волокон, 22% пальмового масла и ядер, 17% чая, 5% тростникового сахара). Иностр. вложения в довоенный период оценивались в 2,1 млрд. долл.(исключая займы местным органам власти), из них 70% приходилось на долю Нидерландов, 12,5% - Великобритании, 10% - США, 5% - Франции и Бельгии. Оккупация И. (1942-45) Японией в период 2-й мировой войны 1939- 1945 и голл. агрессия против Республики И. (1945-49) нанесли большой урон плантационному х-ву, пром-сти, транспорту.
После провозглашения независимости были приняты меры, направленные на восстановление и развитие нац. экономики и ослабление зависимости от империалистич. держав. Получил большое развитие гос. сектор, основой к-рого явилась национализированная собственность голл. колон, властей. Гос. сектор особенно усилился в связи с национализацией голл. частных предприятий (1957-61). Экономика развивалась в условиях непрерывной борьбы с внутр. и внеш. врагами республики. Реакционные элементы в гос. аппарате тормозили проведение прогрессивных преобразований. Стоящая у власти буржуазия использовала государственный сектор для своего обогащения. Экономическое положение страны ухудшилось после сент. 1965, когда в И. были разгромлены демократич. силы. Сократилось произ-во, усилилась инфляция, внеш. задолженность (сумма внеш. долга к 1970 достигла3,7млрд. долл. Возросла экономии. зависимость И. от иностр. капитала. После переворота для урегулирования проблемы долга США, Япония, Нидерланды, Великобритания и др. империалистические страны-кредиторы создали международный консорциум. За отсрочку платежей и новую финансовую "помощь" империалистич. держав пр-во И. пошло на большие уступки. В 1967 принят закон об иностр. инвестициях,открывший широкие возможности для деятельности в И. иностр. частного капитала (одобрен проект иностр. капиталовложений с нач. 1967 по февр. 1971 на сумму св. 1,4 млрд. долл., в т. ч.
1/3 капиталовложений США). Взятые ранее под гос. контроль иностр. предприятия были возвращены их прежним владельцам (напр., шинный з-д амер. компании "Гудьир", табачные ф-ки "Бритиш-американ тобакко компани", "Юнилевер" и др., почти все англ, плантации. В Джакарте открыли филиалы банки США, Японии, Нидерландов, ФРГ, Франции и др. Специальную поддержку пр-во оказывает предпринимательской деятельности индонезийской буржуазии. Значительный приток иностранных инвестиций и разные виды иностранной "помощи" ещё более усилили неравномерность развития и диспропорции в хозяйстве страны. Наибольшая концентрация иностранных капиталов в отраслях горнодобывающей промышленности, напр., обусловила более высокие темпы роста этих отраслей по сравнению с темпами роста обрабатывающей промышленности, отдельные отрасли к-рой развиваются в условиях нехватки капиталов. Ухудшилось положение трудящихся масс, В 1970 полностью безработных насчитывалось Змлн., частично безработных 14млн. чел. В плане экономического развития 1969/70-1973/74 основное внимание уделяется сельскому хозяйству, транспорту, электроэнергетике и горнодобывающей пром-сти.
1. Рисовые поля на о. Сулавеси в районе г. Макасар. 2. Плантация каучуконосов. 3. Нефтеперерабатывающий завод в Пладжу - пригороде Палембанга, на о. Суматра. 4. Шоссейная дорога на о. Суматра.
Сельское хозяйство - главная отрасль экономики; в 1968 на него приходилось 47% валового нац. продукта (в ценах 1960). С. х-во характеризуется переплетением капиталистич. отношений с феод, пережитками, а в нек-рых случаях с остатками родового строя. Капиталистич. плантац. х-ва соседствуют с большим числом мелких полунатуральных крест, х-в. Значит, часть земли принадлежит помещикам и ростовщикам, к-рые в большинстве сдают её в аренду крестьянам. По данным с.-х. переписи 1963, насчитывалось 12,2 млн. крест, х-в (к-рые обрабатывали 12,9 млн. га пахотной земли), из них только ок. 65% вели х-во целиком на своей земле. Земля, сдаваемая в аренду, составляла 17,2% всей пахотной земли. Большинство крест, х-в мелкие: на Яве ок. 70% крест, х-в владеют наделами менее 0,5 га, более 20% х-в имеют участ |