| rit criticism, Dharwar, 1964; Derrett М. Е., The modern Indian novel in English, Brux., 1966; Fiction and the reading public in India, Mysore, 1965; Literary criticism: European and Indian traditions, Mysore, 1968; The novel in India, ed. by T. W. Clark, L., [1970].
XIV. Архитектура и изоОразительное искусство
Истоки инд. художеств, культуры восходят к возникшим на берегах pp. Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, к-рые послужили основой и для развития художеств, культуры Пакистана. К периоду высокоразвитой цивилизации Хараппы (сер. 3-го - примерно сер. 2-го тыс. до н. э.) относятся крупные города Сангхол (обнаруженный в р-не Патиалы) и Лотхал (на п-ове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича, бассейны для обществ, омовений. Найдены расписные керамич. сосуды, каменные и терракотовые статуэтки и печати-амулеты со знаками письменности и изображениями животных.
О культуре Сев. И. сер. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э. позволяют судить лит. источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием; здание общественных собраний зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу архитектуры кам. храмов и др. сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. - центрам образовавшихся в сер. 1-го тыс. до н. э. рабовладельч. гос-в. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны. Этот принцип расселения в городе сохранялся в И. вплоть до позднего средневековья. Одной из причин прочного сохранения в И. художеств, традиций было существование с глубокой древности цеховых строит, организаций-"шрени" (закреплённых кастовой системой) и единой системы канонов и правил строит, дела и прикладного иск-ва - "Шилпашастры".
Иск-во И. достигло расцвета с образованием мощного рабовладельч. гос-ва Маурья (4-2 вв. до н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные комплексы крепостей, дворцов (дворец царя Ашоки в Паталипутре, 3 в. до н. э.) и др. сооружений.
Распространение буддизма при Ашоке (3 в. до н. э.) вызвало массовое стр-во храмов - чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие "вихару" (квадратный в плане зал, окружённый кельями), а также мемориальных сооружений - ступ и столбов-сталб-ха. К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа № 1 в Санчи (3-2 вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченный в горах Барабара (3 в. до н. э.). Характерные памятники скульптуры эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель", ок. 243 до н. э.), со стилизованными фигурами 4 львов, и статуя якшини (богини плодородия) из Дидар-ганджа (песчаник; вероятно, 2 в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами.
Во 2-1 вв. до н. э. наивысшего расцвета иск-во И. достигает в рабовладельч. гос-вах Андхра в Декане и Шунга на севере И. К этому времени относятся крупные комплексы монастырей, высеченных в скалах Бхаджи, Насика, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значит, скальное сооружение - чайтья в Карли (1 в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространств, решения. Идеей утверждения жизни и её неисчерпаемости проникнуты сложные многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхарху-те (2 в. до н. э.) и воротах ступы № 1 в Санчи, установленных в 1 в. до н. э. Сравнительно с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные.
В первых веках н. э. на С.-З. И. существовало Кушанское царство, с к-рым было связано иск-во школы Мат-хуры, где появилось одно из первых антропоморфных изображений Будды.
С образованием в сев. и центр, р-нах И. мощного гос-ва Гуптов (4-6 вв.) иск-во И. рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось стр-во дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм № 17, 5 в.) и др. местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутр. помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды(статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе -5 в.).
Вверху - храм Дхармараджа-ратха в Махабалипураме (7 в). Внизу - храм № 17 в Санчи (5 в.).
Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феод. гос-вах Декана (Чалукьев, 6-12 вв.; Раштракутов, 8-1C вв.), юга (Паллавов, расцвет в 7 в., существовало по 9 в.) и севера И. (Харши, 7 в.). Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господств, идей индуизма тра-диц. формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Ок. 6 в. появились скальные брахмайские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.
Фасад чайтья в Аджанте (зал № 19). Ок. 550.
Наиболее значит, скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась гл. обр. стенными росписями буддийских монастырей (2 в. дон. э. -7 в. н. э.). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни И., создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развёрнуты барельефные композиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с канонич. фигурами Будды, для которых стали характерны застыл ость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики. Величием образов и композиц. смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (8 в.).
В 6-7 вв. определились 2 осн. типа наземного храма: сев. (индо-арийский) и юж. (дравидийский). Для храмов юж. типа характерно возвышающееся над святилищем завершение - чшикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных - шикхара пара-болич. очертаний с диском-чамалака" наверху. Принципы храмовой архитектуры Юж. И. были заложены в храмах Маха-балипурама и Канчипурама. В Маха-балипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы-<ратхи" - прототипы святилища и над-вратной башни-"гопурам" южноинд. храма, а также шедевр южноинд. скульптуры - гигантский многофигурный барельеф "Нисхождение Ганга" (7 в.). В Канчипура-ме был сооружён храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я пол. 8 в.), к-рый лёг в основу развития композиции южноинд. храма в целом. Его прямоуг. двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для молящихся - "манта-пам". Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (сер. 8 в.). Иск-во пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.
Начиная с 10- 11вв.,с укреплением феодализма в И., быстро растут города, развёртывается храмовое стр-во. Градостроительство и архитектура этого времени развивались, следуя в основном принципам, изложенным в "Шилпашастре". Гражд. постройки не сохранились, т. к. они сооружались гл. обр. из недолговечных материалов - дерева, кирпича, тростника, глины и т. д. Архитектура храмов становится более пышной и декоративной, объёмно-пространственные композиции более сложными, планы более вычурными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимает декоративный характер.
В 10-13 вв. в столицах различных гос-в И. возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архит. школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного сев. типа (храм Лингараджа в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных архит. объёмов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди к-рых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц, музыкантов у храма бога Солнца Шурья в Конараке, сер. 13 в.).
Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к сев. типу (Кандарья Махадео, ок. 1000), характерны: компактность композиции (достигнутая слиянием архит. объёмов), обилие скульптурного убранства как наружных, так и внутр. поверхностей стен.
Храмы Майсура (Ченна Кесава в Белуре, Хойсалешвара в Халебиде; оба -12 в.), с сильно подчёркнутыми горизонтальными членениями, отличаются высоким качеством исполнения ювелирно-тонкого резного декора.
В Юж. И. в 10-11 вв. сооружались храмы [Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре, 11 в.], в к-рых архит. композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в 8 в. в Канчипураме, получает своё завершение: шикхара обретает чёткость силуэта; декор, сдержанный и пластичный, строго подчиняется архитектонике здания.
На юге И. в 10-12 вв. распространяется бронзовая пластика. Среди статуй и статуэток индуистских божеств гл. место занимает изображение бога Шивы в виде многорукого Натараджана - бога танца.
Завоевание Сев. И. в кон. 12-нач. 13 вв. мусульм. феодалами принесло новые для И. культурные традиции Ср. Азии, Ближнего и Ср. Востока; господствующей религией стал ислам. В И. утвердились иные конструктивные элементы (арки, купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), небывалого расцвета достигло стр-во дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, т. к. религиозные требования ислама препятствовали изображению живых существ.
В декоративно-прикладном иск-ве стали развиваться преим. растит, и геом. орнаменты.
В период укрепления Делийского султаната (нач. 13-сер. 14 вв.) бы ли возведены мечеть Кувват-уль-Ислам (начата в 1193) с минаретом Кутб-Минар в Дели, сохранившим черты инд. зодчества (пластичность архит. масс, использование традиц. местного орнамента), а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все-14 в.), ныне на терр. Дели, Даула-табад (14 в.) в Декане.
С распадом Делийского султаната художеств, силы страны рассредоточились по отд. феод, гос-вам. В султанате Гуджарат на основе местных традиций деревянного гражд. и кам. храмового зодчества были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, ок. 1515). В Бенгалии возникли своеобразные постройки, в к-рых использовался опыт кирпичного и бамбукового зодчества с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандус, ок. 1360). В гос-вах Декана в 14-17 вв. сооружались здания, сочетавшие в себе инж. достижения мусульм. архитектуры с местными архит. традициями (мавзолей ГолТумбаз в Биджапуре).
С образованием империи Великих Моголов (1526) иск-во И. переживает новый подъём, достигнув наивысшего расцвета при Акбаре. Во времена его правления (1556-1605) были созданы замечат. образцы гра достроит, и фортификац. иск-ваа крепость в Агре; город-крепость Фатих-пур-Сикри (1569-84), сохранившийся в том виде, в к-ром был задуман; форты в Аджмере (1570) и Аллахабаде (Илаха-бад). Складывается классич.тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели, 1565). При Шах-Джахане (17 в.) в архитектуре нарастает декоративность, усиливается стремление к роскоши, излюбленным материалом становится мрамор , нередко инкрустированный самоцветами. Традиционные формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре. Чертами наступившего упадка (безвкусица, отсутствие новых творческих замыслов) отмечены могольские постройки 18 в. (гробница Сафдарджанга в Дели, 1745-53).
На высоком уровне продолжало развиваться иск-во Раджастхана, сохраняя местные традиции. Многовековый опыт кам. крепостного стр-ва сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, 16 в.; Датии, 17 в.; Удайпура, 16-18 вв., и др.), для к-рых характерен контраст массивных нижних этажей и "ажурных" верхних, с павильончиками, куполами и шпилями. Столица Раджастхана Джайпур (основана в 1728) с регулярной планировкой - один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. Гл. средство достижения художеств, цельности застройки Джайпура - применение одних и тех же форм карниза, арки, купола, эркера. В городах Раджастхана на фасадах и в интерьерах домов встречаются росписи (нередко минеральными красками по сухой штукатурке) с изображениями бытовых мотивов и сцен сражений.
В период господства мусульм. феодалов в Сев. И. традиц. храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем Ю., где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с надвратными башнями -"гопурам", покрытыми скульптурой. С веками количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город, включавший дворы с многоколонными открытыми галереями -мантапам и бассейнами для омовений (храмо-вке комплексы в Чидамбараме, Рамеш-Еараме, Мадурай и др.). К колоннам в мантапам нередко пристраивали огромные изваяния вздыбленных коней и фантастич. фигур.
В ср.-век. период в И. развитие получила миниатюрная живопись. Среди ранних школ инд. миниатюры известна гуд-жаратская школа (11-16 вв.). Будучи гл. обр. иллюстрациями религ. книг джайнов, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным, стилизованным изображением человеческих фигур, локальными красками. В 16 в. возникла мо-голъская школа миниатюры, в к-рой проявилось стремление к достоверности изображения, контрастирующее с традиционной плоскостностью и декоративизмом; распространение получили иллюстрирование исторических трактатов, портретный и анималистический жанры.
Многие традиции могольской школы миниатюры восприняла деканская школа, процветавшая в 16-17 вв. С сер. 16 в. развивается школа миниатюры Раджастхана, а позже школа Пахари (условно объединяемые нек-рыми исследователями в раджпутскую школу миниатюры). Рели-гиозно-мифологич. по тематике миниатюры обеих школ (более условные, чем мо-гольские) отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирич. проникновенностью.
В период англ. колон. господства (18 в. -1947) в И. проникает влияние европ. культуры, а национальная приходит в упадок. Стали быстро расти портовые города Калькутта, Мадрас, Бомбей, где уже с 17 в. англичане воздвигали свои форты, доки и христ. церкви. Возникают новые города - центры развивающейся пром-сти, а с ними и новые для И. типы сооружений: заводы, ж.-д. вокзалы, муниципалитеты. Вновь создаваемые города делились на кварталы: европ. - благоустроенные, с административными зданиями, особняками и парками, и инд. - с хаотич. застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов. Образец градостроительства колон. периода - Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.), геометрически правильно распланированные улицы к-рого застроены гл.обр. особняками и правительств. зданиями. С 18 до сер. 19 вв. в архитектуре административных, деловых зданий, частных резиденций преобладают формы англ, классицизма, а затем - неоготики. В полосу глубокого кризиса в колон, период вступило изобразит, иск-во И., постепенно утрачивающее свои древние традиции. Формированию нового проф. иск-ва способствовали основанные в 1850-х гг. несколько художеств, школ с европ. системой обучения. Среди проф. художников 2-й пол. 19 в. широко известен Р. Варма, обратившийся в своих жанровых картинах, выполненных в духе зап.-европ. академизма, к изображению жизни инд. народа.
В последней четв. 19- нач. 20 вв., с развитием нац.-освободит, движения и пробуждением интереса к нац. культуре, в архитектуре И. распространяется стилизация под традиц. формы инд. зодчества (ун-т в Хайдарабаде, 1918). На рубеже 19-20 вв. группа инд. художников во главе с А. Тагором и искусствоведом Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению - -"Бенгальскому Возрождению", к-рое ставило своей целью создать на основе старых традиций инд. стенных росписей и миниатюры (гл. обр. могольской), а также кит. и япон. живописи новое нац. иск-во. Сцены сел. жизни и мифологич. композиции мастеров "Бенгальского Возрождения" ( Н. Боса, С. Гупты, С. Укила и др.) отличались лирической тонкостью, игрой стилизованных линий, но были далеки от проблем совр. жизни, почему возможности самого "Бенгальского Возрождения" оказались быстро исчерпанными. Вместе с тем оно оживило художеств, жизнь И., пробудило интерес к её культурным традициям и оказало сильное влияние на дальнейшие пути инд. иск-ва. В 20-е гг. очагом нового течения в иск-ве И., основывающегося на принципе сочетания традиций инд. иск-ва и отд. достижений" новейших зап. направлений, стала художеств, школа в Шантиникетоне (близ Калькутты). С последней были связаны художники Г. Тагор и др. В 30-40-е гг. выступили художники А. Шер-Гил (к-рая в своих произв., посвященных жизни инд. народа, органически соединила традиции живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рой (опиравшийся в своём творчестве на традиции бенг. лубка). В те же годы выступают и крупнейшие представители реалистич. направления: живописец А. Бос, скульптор и живописец Д. П. Рой Чоудхури, скульптор В.П. Кармаркар, творчество к-рых с новой силой раскрылось в 1950-е гг.
Храмовый комплекс в Чидамбараме 10-16 вв.
С завоеванием независимости в И. развернулось грандиозное по масштабам стр |