| -во, связанное гл. обр. с индустриализацией страны. В 1950-60-е гг. с помощью сов. и др. иностр. специалистов возводились гидроэнергетич. комплексы (крупнейший - Бхакра-Нангал), металлургические комбинаты (в Бхилаи, 1-я очередь - 1956-61, 2-я - с 1962), машиностроит. з-ды (в Ранчи, 1961-63). Вокруг крупных производств, предприятий возникают города и посёлки. Так, за 1950-1960-е гг. выросло ок. 500 новых городов с регулярной планировкой улиц, застроенных различными по комфорту малоэтажными домами с внутренними дворами и садами (Гандидам, с 1948, арх. О. Кёнигсбергер; Чандигарх, 1951-56, группа инд. и иностр. архитекторов во главе с Ле Корбюзье; Бхилаи, с 1963, группа инд. архитекторов). Растут старые города (Дели, Калькутта, Бомбей, Мадрас), застраиваемые 4-5-этажными жилыми домами в новых р-нах и 12- 20-этажными башенными общественными зданиями в центре. На окраинах большинства городов продолжают тесниться лачуги рабочих и городской бедноты. Жилые и общественные здания в крупных городах сооружаются в духе эклектики, в формах совр. зап.-европ. стилей (гл. обр. функционализма', банк в Калькутте, 1969, арх. А. Гупта), а также в стиле, сочетающем традиц. и совр. строит, материалы, технич. приёмы и объёмно-пространств. решения (Музей Ганди, 1960-63, арх. Ч. Корреа, Ин-т индологии, 1960-63, арх. Б. Доши и др., оба - в Ахмадаба-де; Технологич. ин-т в Канпуре, 1963, арх. А. Канвинде). В мелких провинциальных городах и деревнях стр-во осуществляется, как правило, в местных традициях нар. зодчества, отличающихся необычайным разнообразием. Вместе с тем типичным для жилища всех р-нов И. является расположение помещений вокруг внутр. открытого дворика.
В изобразит, иск-ве независимой И. существует ми. течений и школ. Традиции "Бенгальского Возрождения" продолжают художники Б. У кил и др. Реалистич. направление представляют: скульптор и живописец С. Кхастгир, график X. Дас и др. Принципа сочетания традиций инд. иск-ва и европ. 20 в. придерживаются в своём творчестве живописцы и графики К. К. Хеббар, Ш. Чав-да, С. Мукерджи, С. Гуджрал, скульпторы Ч. Кар, П. Д. Гупта и др. С рубежа 1950-60-х гг. в И. усиливаются течения, подражающие зап. модернизму (абстракционизму, "поп-арту"). На этот путь встали художники М. Ф. Хусейн, Ш. Чавда, С. Гуджрал, Ч. Кар и мн. др. В декоративно-прикладном иск-ве совр. И. интенсивно развиваются мн. древнейшие виды кустарного произ-ва: ткачество, резьба по дереву, кости и камню, обработка металла, изготовление лаков, гончарное произ-во.
Илл. см. на вклейках - к стр. 224-225 и табл IX, X (стр. 208-209).
1. Ароматница с филигранью. 20 в. 2. Резная пороховница из слоновой кости. 18 в. 3. Сосуд из тёмного сплава с насечкой серебром из Бидара. 20 в. 4. Набойка. Хлопчатобумажная ткань. Бенгалия. 18-19 вв. 5. Тарелка с лаковой росписью. 20 в. 6. Кашмирская шерстяная шаль. 18 в. (1-3, 5,6 - Музей искусства народов Востока, Москва.)
Лиги.: Гусева Н. Р., Современное декоративно-прикладное искусство Индии, М., 1964; Короцкая А. А., Архитектура Индии раннего средневековья, М., 1964; Прокофьев О., Искусство Индии, М., 1964; Короцкая А. А., Сокровища индийского искусства, М., 1966; её же, Архитектура, в сб.: Культура современной Индии, М., 1966; Т ю л я е в С. И., Искусство Индии, М., 1968; Сидорова В. С., Скульптура древней Индии, М., 1971; С о о-maraswamy А. К., A history of Indian and Indonesian art, L. - N. Y., 1927; Brown P., Indian architecture, v. 1 - 2, Bombay, 1942, 3 ed., Bombay, 1956; К а г С., Classical Indian sculpture, L., 1950; D i-m a n d M-, Indian miniature painting, Bombay, 1960; Rao Ramachandra P. R., Contemporary Indian art, Hyderabad, [1969]. А. А. Короцкая.
XV. Музыка
Народы И.- носители древнейшей, глубоко самобытной муз. культуры; её истоки в нар. и культовых обрядах, связанных с разнообразной трудовой и духовной деятельностью народа. В И. рождение музыки традиционно связывают с одним из наиболее ранних лит. памятников "Самавсдой" (2-е тыс. до н. э.), в к-ром собраны гимны-заклинания, исполнявшиеся нараспев при обрядах жертвоприношений. Трактат по театру, музыке и танцу "Натьяшастра" (1-е вв. н. э.) даёт основание считать, что задолго до его создания индийцы обладали высокоразвитой муз. системой, глубоко своеобразной и оригинальной.
Для инд. музыки характерна импровизация. Любое произв., как инструментальное, так и вокальное, импровизируется на основе одного из традиционных ладо-ритмических построений - раги. В инд. музыке применяется семь гл. тонов, соответствующих европ. семизвучной гамме. Помимо главных тонов, различаются звуки, образующие интервалы менее полутона, благодаря чему октава оказывается разделённой на 22 неравных интервала, или шрути (от слова "слышать, различать"). 12 из них формируют рагу, к-рая состоит из пяти, шести или семи звуков (остальные вводятся в импровизацию по мере разработки муз. темы). Рага - одно из основных понятий инд. муз. эстетики; каждая глубоко осмыслена, опоэтизирована, несёт в себе конкретный художеств, образ. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала - лотос, рага-мегха - тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара - с чувством любви, рага-хасья - с весельем и т. д. Исполнение par приурочивается к определённому времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные).
Классич. муз. композиция строится в трёхчастной форме: она открывается алапой - медленным, проникновенным изложением темы, её сменяют сложные мелодико-ритмич. вариации, сопровождающиеся аккомпанементом ударных инструментов, и заключает гата - сложные мелодич. варианты темы с изысканной орнаментикой. Сочинённые по такому образцу композиции - крупные произв., исполнение к-рых длится часами. Ритм- один из наиболее ярких элементов инд. музыки. Она по своей природе одноголосна, поэтому роль ритма в создании и развитии муз. образа особенно значительна.
После основания в И. выходцами из Передней и Средней Азии (мусульманами по религии) феод, империй инд. муз. культура вступила в тесное соприкосновение с муз. наследием мусульм. Востока. В результате возник новый муз. стиль, синтезировавший традиционное иск-во индусов и мусульман (за ним закрепилось назв. североиндийского, или хиндустани, в отличие от южноиндийского, или кар-натского). Из большого числа вокальных стилей наиболее популярны: дхурупад (истоки в древних храмовых песнопениях, имеет четырёхчастную форму: сгхаи, ангара, сантара и авход) и кхиял (более поздний, возникший в результате соединения дхурупада с перс, музыкой); подвижная, богато орнаментированная композиция из двух частей - стхаи и антара. Широко распространены также тхумри - изящная лирич. песня о радостях и горестях земной любви, таппа - лирич. произв., содержащее в своей основе выразительные нар. песни Пенджаба; бхаджан и киртан, близкие образцам нар. музыки Бенгалии.
Хотя проф. музыка ведёт своё начало от фольклорных образцов, жанры классической и народной музыки существенно различны. Нар. песни разных районов наделены локальными особенностями, им свойственны естественная, задушевная интонация, характерная социальная окраска.
С нач. 20 в. под влиянием роста нац.-освободительной борьбы среди инд. музыкантов усиливается интерес к нац. фольклористике. Эта увлечённость особенно проявилась в творчестве выдающегося обществ, деятеля, драматурга, поэта и музыканта Р. Тагора и нашла многочисл. последователей.
После достижения И. независимости появилась новая возможность развития муз. культуры. Созданы Академия музыки, танца и драмы ("Сангит натак академи", 1953), Нац. оркестр Всеиндийского радио (1952), хоровые коллективы при радиоцентрах Дели, Бомбея и др. городов, постоянные печатные органы. С 1954 проводятся конференции инд. песни ("Сангит самелян"), дискуссии и симпозиумы по проблемам муз. творчества - симфонизма, гармонизации нац. музыки, осуществляются реформы муз. образования, нотации и др.
Музыка инд. кино - одно из новых явлений муз. культурной жизни совр. И. С ней ассоциируется понятие совр. лёгкой инд. музыки. Гл. её особенностью является синтез вост. и зап. образцов муз. иск-ва. Среди ведущих композиторов этого направления - А. Бисвас (фильмы "Мунна", "Утешительница Хамдард" и др.), Н. Али ("Байджу Бавра", "Дндар" и др.) и др. композиторы.
Инд. муз. театр (см. также раздел Театр), бытующий с глубокой древности, представлен разнообразными формами синтетич. характера, вобравшими в себя, помимо муз. выразит, средств, танец, пантомиму и слово. Наиболее значит, из них: джатра, тамаша и якшагана. Во время нар. и нац. праздников формируются труппы, к-рые разыгрывают муз.-танц. представления. В 50 -нач. 70-х гг. успешно ведутся эксперименты в области поисков новых форм нац. муз. театра. Его репертуар пополняется новыми интересными работами композиторов Анила Бисваса, Шилы Вате, Бахадура Хусейна Хана, Гуляма Хайдара, Рави Шанкара и др.
Лит.: Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958; Культура современной Индии, М., 1966; Мukегji D. P., Indian music. An introduction, [Bombay, 1945]; Danielou A., Northern Indian music, v. 1 - 2, [L. - Calcutta], 1949-54; Sambamoor-t h у P., South Indian music, 5 ed., v. 1 - 5, Madras, 1951 - 56; Sanyal A. N..Ragas and Ragiuis, Bombay, [1959]. М. П. Бабкина.
XVI. Театр
Hap. театральные представления зародились в глубокой древности и ведут своё начало от разнообразных обрядов, игр и танцев племён. Мн. формы нар. театра Дошли до нашего времени (возможно, в мало изменённом виде).
Сценич. воплощение древних эпич. поэм "Рамаяны", "Махабхараты"- основа большинства нар. театр, представлений. Спектакли инд. театра, где многие перипетии сюжета не только разыгрываются актёрами, но и рассказываются, не нуждаются в специальной сценич. площадке, декорациях, большом количестве аксессуаров. Гл. внимание сосредоточено на исполнителе. В его арсенале: декламация, танец, пантомима, пение и нередко иск-во циркового актёра. Одними из самых ярких и выразит, средств традиционного театра являются многочисл. стили и локальные разновидности танца, сформировавшие классич. школы нац. хореографии (бхарат-натьям, катхакали, кат-хак, манипури). Хореографич. основу подавляющего большинства театральных представлений юга И. формируют бхарат-натьям (одна из древнейших форм, построена на лит. сюжете, связана с культом бога Шивы) и катхакали, севера - катхак и манипури. Несмотря на различия в специфике структуры, внутр. организации и стиля каждой из классич. школ, инд. хореографии присущи сочетание танца с песней, высокотехнич. пантомима, развитое драматич. иск-во. Многообразие форм и вариантов нар. театра сохраняет свою синтетич. природу, к-рая остаётся неизменной.
Наиболее популярные формы нар. зрелищ сев. части И. - рамлила и криш-налила, разыгрываемые в дни нац. и религ. праздников в течение 14 дней (иногда и более месяца). Исполняют их любители на гор. или деревенских площадях. Постановка осуществляется, как правило, одним лицом, наиболее опытным и профессионально подготовленным. В основе сюжетов рамлилы и кришналилы лежат различные эпизоды из жизни эпических героев - Рамы и Кришны; между сценами исполняются бытовые интермедии - шомы, не имеющие прямой связи с сюжетом.
В зап. части Бенгалии и Ориссе известно представление джатра. Спектакль начинается обращением к зрителю гл. певца-бибека, к-рый затем комментирует происходящее на сцене. Действие сопровождают хор и небольшой оркестр. Филигранно разработанной системой жестов, строго канонизированным для каждого персонажа сложным гримом и костюмом обладает и др. театральное представление Юж. Индии - якшагана.
Нар. театр представлен в др. районах И. - тамаша (Махараштра), джаши (Кашмир), сванги (Раджастхан) и др.
Нар. театральные формы оказали большое влияние на классич. инд. театр, к-рый формировался в И. в течение 5- 1 вв. до н. э. В древнеинд. трактате "Натьяшастре" (1-е вв. н. э.) детально разработаны вопросы драматургии, актёрского иск-ва, архитектуры театральных помещений. В основу эстетики классич. театра положено учение об эмоции (раса) и её сценич. воплощении (бхава). Правила актёрского иск-ва строго канонизируются, критерием исполнит, мастерства становится их совершенное выполнение. Содержание классич. драмы связано с богатейшей сокровищницей нар. мифотворчества. Гл. действующие лица драмы - боги, святые, мудрецы, правители, высокопоставленные придворные. Древние трактаты по иск-ву театра запрещают воспроизводить на сцене социальные конфликты и трагедийные ситуации (бунт народа, осаду города, свержение власти правителя, смерть героя и др.).
Расцвет классич. инд. драмы и театра связан с творчеством в 4-6 вв. Бхасы, Калидасы и Шудраки. Пьесы крупнейших драматургов И., выходя из традиц. рамок, показали жизнь древней И. во всём её многообразии.
Глубокий социальный кризис, а также захват власти мусульм. династиями, практически наложившими религ. запрет на театр, привели классич. драму к упадку. В 12-13 вв. наблюдается её полное исчезновение. Театр, иск-во И., его самобытные нац. традиции продолжали, однако, своё развитие в нар. творчестве.
Во 2-й пол. 19 в. бурный рост нац.-освободит, движения и нац. самосознания пробуждает к жизни театр европ. типа, драматургию на новоиндийских яз. - бенгали, хинди, маратхи и др. Одной из первых была труппа бенг. артистов (создана ещё в 1795 в Калькутте рус. учёным Г. С. Лебедевым). В 1872 бенг. драматург Г. Гхош основал Нац. театр, оказавший большое воздействие на широкие круги инд. обществен-ности. На яз. хинди, маратхи и др. получила развитие социальная драма. Призыв к борьбе за освобождение от колон, гнёта, резкая критика порядков, установленных в стране англ, колон, администрацией, огромный обществ, резонанс деятельности театра Гхоша побудили англичан издать в 1876 Закон о драматич. представлениях, вводивший жёсткую полицейскую цензуру.
В 40-х гг. 20 в.театральная жизнь страны значит, активизируется. Возникли проф. и любительские театральные коллективы, призывающие к борьбе за освобождение от гнёта колониализма. Ассоциация нар. театров (осн. в 1943) объединила мн. прогрессивные театральные коллективы и организации И. В нач. 50-х гг. получили известность труппа танцовщика и хореографа У. Шанкара, "Малый балет" (организован в 1952 Ш. Бардха-ном) и др.
После достижения независимости возрождается нац. культура, в т. ч. и театральное иск-во. Важное значение имело открытие в 1953 Академии музыки, танца и драмы, к-рая имеет сеть филиалов и организаций во всех штатах. Наиболее известные театры страны в Калькутте - "Бахурупи", "Минерва", "Стар", "Рангмахал", Театральный центр и др. Постоянные театры имеются также в Дели, Илахабаде, Мадрасе, Бомбее, Варанаси, Пуне. В 60-е гг. насчитывалось св. 30 проф. театральных коллективов. В 1959 в Дели при Академии музыки, танца и драмы открыта первая гос. театр, школа, там же имеется Инд. центр иск-ва (создан в 1958).
Театральная жизнь нач. 70-х гг. характеризуется стремлением к синтезу традиц. нац. театра с формами и методами запад-ноевроп. театров, а также созданием новых проф. трупп. В 1971 только в Бомбее работало 22 проф. коллектива. Из числа вновь созданных наиболее популярны: Новый театр (Дачи), "Тарун опера" (Калькутта; в репертуаре спектакль по книге "Десять дней, которые потрясли мир" Дж. Рида - "Ленин - джатра"), "Драматик Винт" (Бомбей) и др.
Театр кукол - один из самых древних видов театральных представлений. В совр. И. наиболее популярны театр марионеток (шт. Раджастхан, Орисса), теневой театр (шт. Андхра, Керала, Орисса)и театр перчаточных кукол (Орисса, Уттар-Прадеш).
Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 208-209).
Лит.: ДраматургияитеатрИндии, сб. ст., М., 1961; Gupta Chandra Bhan, The Indian theatre, Banaras, 1954; Gargi Вa1want, Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Benegal S., A panorama of theatre in India, [New Delhi, 1968]. М. П. Бабкина.
XVII. Кино
Производство фильмов в И. началось в 1913 ("Раджа Харишчандра", реж. Д. Г. Пхалке). В 20-е гг. экспансия запад-ноевроп. и особенно амер. кино тормозила развитие инд. кинематографии. Выпускались гл. обр. коммерч. фильмы на мифологич. сюжеты, а также мелодрамы и псевдоисторические фильмы. В 1931 поставлена первая звуковая кинокартина "Алам Ара" (реж. А. Ирани). В 30-е гг., в период оживления нац.-освободит, движения, были выпущены фильмы, в к-рых содержались передовые социальные тенденции,- "Девдас" (1935, реж. П, С. Баруа), "Не ждали" (1936), "Соседи" (1939) (реж. обоих фильмов В. Шантарам) и др. Во 2-й пол. 40-х гг., особенно после завоевания И. независимости (1947), появилась возможность создания нац. кинематографии. В 1947 был организован Отдел кинематографии при Мин-ве информации и радиовещания. Появились первые фильмы, реалистически отражавшие жизнь народа - "Дети земли" (1946, реж. X. А. Аббас), "Обездоленные" (1949, реж. Н. Гхош). Ряд кинокартин,выпущенных в 50-е гг., также посвящён важным социальным проблемам современности, в т. ч. "Спутник" (1953, реж. Аббас), "Два бигха земли" (1953, реж. Б. Рой) о борьбе обездоленных крестьян за свои права на землю, в нек-рой мере - фильм "Бродяга" (1951, реж. Р. Капур). Кинотрилогия реж. С. Рея "Песнь дороги" (1955), "Непобеждённые" (1957), "Мир Any" (1959) стала заметным явлением не только инд., но и мирового киноискусства.
В 1959 вышел первый панорамный фильм "Бумажные цветы" (реж. Г. Датт). Новое решение острой социальной проблемы - возможности брака между членами разных каст - характерно для фильмов "Чеммин" (1966, реж. Р. Ко-риат), "Канку" (1969, реж. К. Ратод). В киноленте "Тихая река Кришна" (1968, реж. М. Падхак) показано столкновение руководителей сел. общины с реакц. землевладельцами, в фильме "Сагина Маха-то" (1970, реж. Т. Синх) - рост инд. нац.-освободит, движения в нач. 40-х гг. Для инд. фильмов характерно детальное изображение быта и нравов, неторопливое развитие действия. Значит, место в кинопродукции И. занимают муз. фильмы, часто на ист. сюжеты: во мн. из них чрезмерно большое внимание уделяется песням и танцам, не имеющим отношения к содержанию кинокартины. Выпускаются документальные фильмы, всесторонне отражающие жизнь страны. В 1960 открыт Ин-т кинематографии в в Пуне, курсы при этом ин-те готовят режиссёров, сценаристов, операторов и специалистов |