| благодаря механизму кармы; гуны - осн. формы связи бытия и сознания в плане соотнесения кармич. деятельности с действительностью дхармы.
В период 7-4 вв. до н. э. интеграция разнородных социальных иэтнич. групп, населявших Индостан, достигла такой степени, что впервые становится возможным говорить о единстве инд. культуры. Получили развитие систематич. организованные школы и направления филос. мысли, противостоящие брахманско-ве-дийской идеологии: локаята, джайнизм, бхагавата, ранняя санкхъя, адживака и буддизм.
Зачинателем инд. материализма (ло-каяты) считают легендарного Брихас-пати, выдвинувшего учение о независимом и безначальном принципе "свабхавы" (природы) как основе всякого бытия. Локаятики критиковали принцип причинности, отрицали достоверность всех источников знания, кроме непосредств. чувств, восприятия. Сознание, согласно локаяте, исчезает с распадом организма. Материальные тела представлялись как комбинации четырёх осн. элементов: земли, воды, воздуха и огня, объединённые силой свабхавы. Исходя из этого, в этике локаяты отвергался принцип кармы, жертвоприношения объявлялись ненужными, понятия о добре и зле-относительными, представление о дхарме - недоказуемым. В позднейшей разновидности локаяты - учении чарваков - собственно филос. элементы отходят на задний план и уступают место чисто гедонистическим призывам. Материалистические идеи локаяты оказали стимулирующее влияние на мн. школы индийской философии.
В основе учения джайнов лежало представление о плюрализме атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоянии им неодушевлённой природы (аджива). Высшим идеалом джайнизма выступает душа, полностью освободившаяся от притока неодушевлённой материи. Джайнизм не признаёт тождества индивидуальной души абсолютному духовному принципу и тем самым полагает освобождение (мокша) плодом чисто индивидуального действия. Легендарный основатель бхагаваты Кришна Васудева объединил широко распространённые в образованной среде др.-инд. общества религ.-этич. н филос. идеи неведийского толка в учение об особом тип: индивидуального поведения (идеальный воин - "истинный йог"). В основу его мировоззрения положена кшатрий-ская этика незаинтересованного действия как формы служения в миру религ. идеалам. Эта этика оказала огромное влияние на формирование древнего и раннесред-невекового инд. общества, поскольку в ней впервые обособилось специфически социальное, кастовое сознание, отличное от раннего - варнового - понимания общества как организма. Поэтому на позднейших этапах ннд. истории идеологи кастового общества многократно обращаются к наследию бхагаваты. В приписываемом аскету Маккали Деве учении адживака полностью отрицается наличие духовной субстанции: сознание выступает как уникальный результат сверхтонких соединений материи. Ранняя санкхья, приписываемая мифич. мудрецу Капиле, представляет собой дуали-стич. филос. систему, в основе к-рой лежит противопоставление независимых начал: познающего недеятельного субъекта (пурушн) и активной природной субстанции (пракрити). Процесс познания, отождествляемый с этапами либо актами миропроявления, начинается с намерения пуруши быть зрителем и готовности пракрити продемонстрировать игру разных форм активности (гун). В результате пуруша понимает свою инородность миру явлений и осознаёт себя как свободного субъекта. В санкхье, как и в бха-гавате, было развито наметившееся ещё в Упанишадах противопоставление проявленного (вьякта) и непроявленного (авьякта) состояний бытия. Во всех этих учениях сказалось стремление к анализу и проверке реальным опытом брахманист-ского мира духовного абсолюта; утвердилась мысль, что пути самопознания не предуготованы: каждый должен самостоятельно обнаруживать их для себя. Отсюда - небывалый интерес к психологии и способам объективного описания и обоснования действительности субъективного опыта. Эти тенденции наиболее полно выразились в буддизме, к-рый впервые чётко противопоставил метод свободного критич. анализа опыта тра-диц. догматнч. комментированию, одновременно утвердив примат йогич. практики над религ. априоризмом. Осн. метод буддизма сводился к следующему: абс. бытие (как индивидуальное, так и бытие вообще) рассматривалось как психич. феномен, к-рый затем представлялся в виде онтологич. картины. Отсюда - принципиально двуаспектное рассмотрение любой проблемы в буддизме, где всякий объект мира'может быть поставлен в соответствие с определённым психич. состоянием, а всякое субъективное психич. состояние в процессе йогич. созерцания и транса переживается как объект. Возникнув на почве традиц. инл. философствования, буддизм обнаружил свою фундаментальную противоположность духу этого философствования, ибо последнее строилось на принципиальной невозможности обойтись без личного или универсального духовного начала. В раннеклассический период развития инд. философии (4-1 вв. до н. э.) складываются шесть ортодоксальных (в смысле приверженности ведам) филос. систем. Осн. формой исходного текста для всех них явилась сутра - набор афористич. высказываний, излагающих осн. положения учения. В последующие века на основе толкования сутр, уточнения и конкретизации их создавались комментарии разных порядков следования и соподчинения. В своей совокупности они составляли корпус филос. лит-ры, объединяемый целостностью филос. позиции (даршана), т. е. системой. Системы, в свою очередь, группировались по степени близости. Исторически оказались взаимосвязанными и дополняющими друг друга филос. традиции ньяи и вайшешики, санкхьи и йоги, мимансы и веданты. В вайшешике были разработаны онтологич. основания плю-ралистич. реализма и создана система категорий, к-рая впоследствии была интерпретирована ньяей в плане учения о познании, что позволило ей дать формально логич. и семантич. обоснование вайшешики. Классич. санкхья снабдила йогу системой гносеологии и выступила по отношению к ней в качестве обобщённого филос. осмысления. Йога же дополнила спиритуалистич. философию санкхьи натуралистич. психофизиологией. Миманса, представляющая собой результат предельного развития истолкования вед в их ритуальном аспекте, своей острой критикой всяких попыток решения проблем познания и этики, достижения освобождения и построения онтологии вне рамок авторитетных предписаний вед, способствовала уточнению осн. положений метафизики веданты. Разработанная мимансой философия языка вошла в состав семантич. анализа веданты. В социальном плане миманса представляет собой законченный образец общинной идеологии, утверждавшей вечность и неизменность традиционной организации инд. общества. Выросшая на основе истолкования в духе абс. монизма гл. положений Упанишад, веданта отстаивала безусловное тождество Атмана и Брахмана, утверждая нереальность индивидуального опыта и существования. Тем самым она подвергла сомнению самую возможность неортодоксального умозрения, напр, в духе буддизма, и предлагала теоретич. обоснование авторитета вед. Названные шесть систем инд. философии, взятые в целом, полностью характеризуют идеологию индуизма в её филос. аспекте. Их объединяет ясно очерченный круг поставленных ими проблем. Это прежде всего - проблема реализма; все эти системы в большей или меньшей степени выступали приверженцами безусловной реальности существования - духовного либо материального. Затем-это проблема выбора достоверных средств познания, благодаря которым из реальности первоначал следовала бы реальность по крайней мере одного источника познания (восприятия, логического вывода, авторитета вед, либо интуиции). По существу само противопоставление этих ортодоксальных систем (астика) неортодоксальным системам (настика) происходило прежде всего в плане методологии и теории познания: джайны полностью отрицали авторитет вед, буддисты - авторитет вед и реальность мира, аджи-ваки и материалисты - реальность вед и достоверность всех средств познания, кроме чувственных, и т. д.
В позднеклассич. период развития инд. философии (1-8 вв. н. э.) кристаллизировались осн. положения шести ортодоксальных систем и были развиты позднейшие формы филос. буддизма. К нач. н. э. сложились буддийские сутры "Праджняпарамиты", где проблемы онтологии выступили в обособленном виде. Абс. бытием объявляется шуньята ("пустота"), с точки зрения к-рой никакое психич. и предметное существование не может рассматриваться как реальное. Эта идея была разработана в двух осн. направлениях: в учении Нагарджуны (2 в. н. э.) -т. н. мадхъямики, где абсолютность онтология. пустоты связывается с диалектичностью человеческого познания, и учении виджнянавады (йога-чара 3-5 вв.), где в качестве единств, безусловной реальности выступает само сознание в объективированном виде. Оба эти течения возникли уже в русле буддизма махаяиы. Примерно в это же время оформляются и два чисто схоластич. направления буддизма хинаяны: саут-рантика и вайбхашика. Крупнейшим представителем последней был коммен*-татор раннебуддийских канонич.текстов Буддхагхоша, создание же осн. трактатов буддизма махаяны связано с именами Ашвагхоши, Асанги, Васубандху, Диг-наги и Дхармакирти. Дигнага первым в инд. философии построил образцовую систему критич. анализа средств познания как разновидностей духовной деятельности, а Дхармакирти формализовал его систему, сведя эту деятельность к совокупности интеллектуальных процедур. Дхармакирти завершает важнейший период развития буддийской философии, дополнив обособленную в виде предмета онтологию спец. предметом - методологией ("праманавада"). В связи с этим начиная с 6-7 вв. обостряются филос. противоречия ортодоксальных школ с буддизмом, явное превосходство методов к-рого заставило их (в первую очередь - ньяю и веданту) разработать собств. системы с учётом новых методо-логич. средств.
Начало ср.-век. периода инд. философии (8-17 вв.) отмечено выдающейся фигурой Шанкары, к-рый синтезировал всю предшествующую традицию ортодоксальной философии, доведя её до совершенства благодаря применению метода буддийской диалектики. Созданная им система недвойственной веданты послужила теоретич. основанием не только последующей индуистской филос. и ре-лкг. мысли, но и самой индуистской социальной организации (кастового общества). До наст, времени традиция Шанкары остаётся наиболее влиятельной в И. Предложенная Шанкарой система (неотличе-ние индивидуального духа от абс. субъекта и неотличение абс. субъекта от высшей реальности) явилась предельным ло-гич. основанием мн. позднейших систем филос. и религ. умозрения. Мадхва (9 в.) создал веданту "двойственности - недвойственности", или диалектического дуализма. Рамануджа (11-12 вв.) развил вишнуистскую веданту ограниченной недвойственности, в основе к-рой лежала идея отождествления бога с абс. реальностью и вытекающая отсюда этика личной эмоциональной приверженности ("бхакти"). Крупными ведантистами были Валлабха (15 в.), разработавший учение Нимбарки (11 в.) о троичном различении природы абсолюта; Мадхава (15 в.), автор филос. компендиума по истории всех школ. Последним выдающимся достижением инд. философии этого периода явилась школа навьяньяя (12-17 вв.), основанная Гангешей Упад-хьяей, в к-рой была разработана единственная (до нач. 20 в.) в мире законченная система интенсиональной формальной логики отношений и создана критич. методология анализа теорий истинности.
Конец средневековья отмечен своеобразными фигурами Чайтаньи Нанака и Кабира (15-16 вв.), стремившихся к созданию синтетических филос.-религ. систем. Идеалом Чайтаньи был образ простого, не искушённого в философских и догматических тонкостях человека, ищущего правды и бога. Нанак стал основателем общины сикхов, объединявшей мусульманские и индуистские элементы. Кабир положил начало широкому религ. движению, в основе к-рого лежала идея отказа от общинной и кастовой идеологии.
Д. Б. Зилъберман, А. М. Пятигорский.
В 18 - нач. 19 вв. в философии преобладали просветит, идеи, тесно связанные с религ.-идеалистич. традициями. "Глашатай новой эры", поэт-мыслитель Ве-мана синтезировал в форме идеалистич. монизма раджайоги принципы ряда ре-лиг.-филос. систем древней и ср.-век. И., проповедовал "очищение" религии, осмысленное отправление культа, гуманную этику, отвергал аскетизм, отшельничество и т. п. Идеи реформации религии отстаивал и мусульм. мыслитель Валиул-ла-шах. Выдающимся просветителем нач. 19 в. был Раммохан Рай, создавший в 1828 об-во "Брахмо самадж", идеология которого основывалась на принципах объективного идеализма ведантистского толка. Деятели этого об-ва первые в И. обратились к изучению европ. философии. В мировоззрении Г. Дерозио, возглавлявшего об-во "Молодая Бенгалия", идеи религ. реформации сочетались с материа-листич. тенденциями. Идеи материализма проповедовал и его последователь Акшай Кумар Датт.
Развитие философии во 2-й пол. 19 в. связано с поисками путей нац. освобождения И. от брит, господства. Созданное в 1875 Д. Сарасвати об-во "Арья самадж" провозгласило лозунг "Назад к Ведам!" и в то же время проповедовало рационализм и монотеизм, "активизм" личности и идеи социального прогресса. С просветит, и религ.-реформаторскими идеями в сфере ислама выступил Сайд Ахмад-хан. Реформация индуизма особенно отразилась в учении Рамакришны Парама-хансы, согласно к-рому все религии истинны и ведут к познанию единого бога. Популярность приобрели его гуманистич. идеи служения ближнему как акта служения богу, осуждение кастового неравноправия и т. д. В области философии он был ведантистом, пытался синтезировать двайту, адвайту и вишиштха-адвайту.
В кон. 19-нач.20вв. филос. мысль в И. развивалась под влиянием выдающегося просветителя С. Вивекананды, стремившегося содействовать пробуждению масс, исходя при этом из религии индуизма. Основой его философии послужила веданта; он развивал также теорию "универсальной религии". В 20 в. получило распространение религ.-филос. и обще-ственно-политич. учение М. Ганди, ставшее идеологией инд. нац.-освободит, движения (см. Гандизм).
В 1925 по инициативе Р. Тагора и С. Радхакришнана был создан Инд. филос. конгресс, на ежегодных сессиях к-рого обсуждаются важнейшие проблемы развития инд. философии. С 20-х гг. 20 в. выдвинулась плеяда исследователей инд. философии: М. Хариянна, Б. Дас, С. Дасгупта, Радхакришнан и др. Весьма влиятельными становятся "интегральная веданта" А. Гхоша, учения М. Икбала, К. Ч. Бхаттачарьи, а в области эстетики- взгляды Тагора, А. Кумарасвамн и др. В центре внимания бурж. философии 20 в., в целом идеалистической, стоят социально-этич. и нац. проблемы. После завоевания независимости на основе нац. религ.-идеалистич. традиций создаются т. н. академич. системы (Радхакришнан, Т. М. П. Махадеван, Г. Р. Малкани, П. Т. Раджу, П. Р. Дамле и др.). К ним примыкают религ.-филос. учения С. Ши-вананды, С. Бон Махараджа, С. Ранга-натхананды, С. Джнанананды н др. При этом мистико-интуитивистским течениям противостоят рационалистич. тенденции. В 1950-х гг. оформилась школа "философии науки" (П. Дж. Чауд-хури, Ч. Т. К. Чари и др.). Существ, место в бурж. философии и социологии отводится социальным и гуманистич. проблемам (Р. Мукерджи, Г. С. Гхурие, Р. Н. Саксона и др.), к-рые разрабатываются также идеологами партии Инд. нац. конгресс (Дж. Неру, Сампурна-нанд и др.), в частности для обоснования концепции "общества социалистического образца".
Носителем марксистско-ленинского мировоззрения выступает Коммунистич. партия И. В трудах инд. марксистов Д. Чаттопадхьяя, М. Роя, Б. Сена, Р. Санкритьяяны, Баларамамурти, Р. Б. Шармы и др. анализируется сущность инд. материализма, буддистской философии, др.-инд. филос. систем. В трудах А. Сена, Н. Кабираджа, X. Мукерджи и др. освещается развитие инд. философии в новое и новейшее время, даётся анализ идеологии гандизма. В трудах и выступлениях А. К. Гхоша, Ш. А. Данге, Ш. Г. Сардесаи, Г. Адхикари и др. Деятелей КПИ разрабатываются кардинальные проблемы социально-экономического и политического развития И.
Филос. учреждения и журналы: Инд. филос. конгресс (осн. в 1925) и Инд. ин-т философии в Амалнере (общий орган: "The Philosophical Quarterly", c 1925), Инд. филос. ассоциация (г. Нагпур) и Инд. академия философии в Калькутте (общий орган: "Journal of the Philosophical Association", Nagpur), Ин-т вост. философии в г. Вриндабан (орган: "Indian Philosophy and Culture"), Центр науч. исследований в области метафизики при ун-те Вишвабхарати в г. Шантинике-тон (орган: "Visva-Bharati Journal of Philosophy"), Центр науч. исследований в области философии при Индусском ун-те в Варанаси (Бенарес), Центр науч. исследований адвайты и смежных филос. систем при Мадрасском ун-те. Марксистские журналы: "Indian Studies. Past and Present" и "Horizons" - орган Керальского института марксистских исследований (г. Тируванантапурам).
А. Д. Литман.
Историческая наука. Зарождение ист. науки в И. относится к древности, когда наряду с сочинениями религ.-философского содержания и эпосом создавались также итихасы ("истории"). Древнейшая инд. хроника "Раджатарангини" Калханы (12 в.) повествует об истории Кашмира. С 13-14 вв. при дворах мусульм. правителей составляются ист. хроники на перс, яз. Наиболее важные из них хроники Барани и Афифа (14 в.), Абул Фазла, Низам-уд-дина Ахмада, Бадауни (16 в.), Мухаммада Касима Феришты (17 в.).
Совр. ист. наука в И. возникла в колон, период как часть англ, историографии, хотя имела специфич. нац. черты - особое внимание к культурному наследию страны, критич. отношение к англ, колон, режиму и т. п. Первым из индийцев начал изучение древних памятников просветитель Раммохан Рай. Историей мусульман в Индии занимался Сайд Ахмад-хан. Крупным специалистом санскрита, ведической и буддийской лит-р был Р. Л. Митра, ставший в 1885 первым индийцем - председателем Азиатского об-ва в Калькутте. Индийские историки проделали большую работу по изучению и изданию древних и ср.-век. памятников литературы (X. П. Шастри, Д. Р. Бхандаркар, Шамашастри, К. П. Джаясвал и др.), по выявлению, публикации и изучению эпиграфики (Кришна Шастри, Д. Ч. Сиркар). Важную роль в открытии культуры Мохен-джо-Даро и Хараппы в 20-х гг. 20 в. сыграл Р. Д. Банерджи. Обществ, деятели Д. Наороджи, М. Г. Ранаде, а также многие историки (Б. Д. Басу, Р. Ч. Датт и др.) вскрыли экономич. последствия брит, владычества в И. Видным историком И. был Джадунатх Саркар, работы к-рого (опубл. в основном в 30-40-х гг.) посвящены преим. 17-18 вв. В работах многих инд. историков 1-й пол. 20 в. доказывалось, что по |