| шения о культурном и науч. обмене. Кроме того, имеется ряд межведомственных соглашений об обмене учёными. Совет по научным и промышленным исследованиям И. имеет соглашения с организациями Чехословакии, ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, ФРГ, Великобритании и др. стран. В 1970 было подписано соглашение о науч. сотрудничестве между Инд. нац. академией наук и АН СССР, предусматривающее совместные исследования по геофизике, химии природных соединений, химии хлопчатника и др.
Большой ущерб И. наносит эмиграция инд. учёных и технич. специалистов (т. н. утечка мозгов), покидающих страну в поисках более благоприятных условий работы. По данным ЮНЕСКО, ок. 8 тыс. инд. учёных - математиков, физиков, химиков, биологов, а также инженеров работает в США, ФРГ, Великобритании и др. странах Запада. В. И. Ткаченко.
Лит.: Щербатский Ф. И., Научные достижения древней Индии, а кн.: Отчет о деятельности Российской академии наук за 1923, Л., 1924; Ray P., History of chemistry in ancient and medieval India, Calcutta, 1956; Юшкевич А. П., Р о-зенфельд Б. А., Математика в странах Востока в средние века, в сб.: Из истории науки и техники в странах Востока, М., 1960; Страшун И. Д., У древних истоков медицины (Индия и Египет), там же; Нестерук Ф. Я., Водные ресурсы Индии и их использование, там же; Ргаkash Satya, Founders of sciences in Ancient India, New Delhi, 1965; В a s h a m A. L., The wonder that was India, 3 ed., L., [1967]; Корнеев С, Г., Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки, М., 1969.
Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, [пер. с англ. ], М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, [пер. с англ.], т. 1 - 2, М., 1956 - 57; Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Идеологические течения современной Индии, М., 1965; Древнеиндийская философия. Начальный период, [пер. с санскрита], М., 1963; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии. (Древность и раннее средневековье), М., 1965; Чаттопадхьяя Д. П., История индийской философии, пер. с англ., М., 1966; Eeussen P., Allgemeine Geschichte der Pbilcsophie..., 4 Aufl., Bd 1, Abt. 1 - 3, Lpz., 1920; Masson-Oursel P., Esquisse d'une histoire de la philosophie indienne, P., 1923; Strauss O., Indische Philosophie, Munch., 1925; Crousset R., Les philosophies indiennes. Les systemes, t. 1 - 2, P., [1931]; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, L., [1932]; Вe1va1kar S. K., Ranade R. D., History of Indian philosophy, v. 2, 7, Poona, [1927 -33]; Guenоn R., Introduction generale a Г etude des doctrines hindoues, 4 ed., P., 1952; Bhattacharya H. [ed.], The cultural heritage of India, [2 ed.], v. 3 - The philosophies, Calcutta, [1953]; Dasgupta S. N., A history of Indian philosophy, v. 1 - 5, Camb., 1922-55; Frauwa11ner E., Geschichte der indischen Philosophie, Bd 1 - 2, Salzburg, [1953 - 56]; Sin-ha J , A history of Indian philosophy, v. 1 - 2, Calcutta, [1956]; Zimmer H., Philosophies of India, N. Y., 1956; Mishra M. U., History of Indian philosophy, v. 1, .L., .1957; Tucci G., Storia della filosofia Indiana, Bari, 1957; G1asenapp H. vоn, Die Philosophie der In-der, 2 Aufl., Stuttg., [1958]; Sanghavi S., Advanced studies in Indian logic and metaphysics, Calcutta, 1961; Conze E., Buddhist thought in India, L., 1962; Sources of Indian tradition, Delhi, 1963; Pandeya R. C., Problem of meaning in Indian philosophy, New Delhi, 1963; Wооd E., Vedanta dictionary, N. Y., 1964; Edgerton F., The beginnings of Indian philosophy, Camb. (Mass.), 1965; Dasgupta S., Development of moral philosophy in India, L., 1965; Srivastava R. S., Contemporary Indian philosophy, Delhi, 1965; 5 pratt P., Hindu culture and personality; Bombay, 1966; Dutt K. G., Hindu Sadhana. Bangalore, 1966.
АлаевЛ. Б., Некоторыепроблемыфеодализмавтрудахиндийскихисториков, "НародыАзиииАфрики", 1964, № 4; Осипов А. М., Заметки онекоторыхсовременныхработахподревнейисторииИндии, тамже, 1963, № 1; его же, 06 индийской ц национальной историографииподревнейисредневековойИндии, вкн.: ИсториографиястранВостока, М., 1969; Historians of India, Pakistan and Ceylon, ed. by С. Н. Phillips, Oxf., 1961; Historians of medieval India, Meerut, [1968]; Majumdar R. C., Study of Indian history, "The Sardhasatabdi Commemoration Volume", Bombay, 1959; Pathak V. S., Ancient historians of India, L., [1966]; "Quarterly Review of Historical Studies", Calcutta, 1964/65, v. 4, N 1 - 2.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В 1971 в И. насчитывалось 11036 пе-риодич. изданий, в т. ч. 650 ежедневных газет. Издания публиковались на 49 языках общим тиражом 29,3 млн. экз. (на хинди - 2694 издания, на англ. яз.- 2247, на урду - 898). В прессе господствует группа монополий, крупнейшие из к-рых: "Индиан экспресс", "Хиндустан тайме", -"Тайме оф Индия", "Стейтсмен лимитед", "Амрита базар патрика", "Фрипресс".
Политику партии Инд. нац. конгресс выражают или поддерживают ежедневные газеты "Нэшонал геральд" ("National Herald") на англ, яз., осн. в 1938, тираж ок. 30 тыс. экз.; "Амрита базар патрика", выходящая на англ., бенг. и хинди яз., осн. в 1868, тираж 112 тыс.экз.; газ. "Джугантар"на бенг. яз., осн. в 1937, тираж 131 тыс. экз.; "Фри пресс джор-нал" ("Free Press Journal") на англ, яз., осн. в 1930, тираж 90 тыс. экз., и др. Близка к партии Инд. нац. конгресс газ. "Хинду"("ТЬе Hindu") на англ, яз., осн. в 1878, тираж 142 тыс. экз.
Интересы инд. крупной и средней буржуазии, а по ряду вопросов нац. буржуазии вообще, выражают ежедневные газеты "Хиндустан тайме* ("Hindustan Times") на англ, яз., осн. в 1923, тираж 113 тыс. экз., "Хиндустан" на яз. хинди, выходит с 1933, тираж св. 100 тыс. экз., "Индиан экспресс" ("Indian Express") на англ, яз., осн. в 1932, тираж 408,5 тыс. экз., "Тайме оф Индия" ("The Times of India") на англ, яз., осн. в 1838, тираж 200 тыс. экз., "Нав Бхарат тайме" на яз. хинди, тираж св. 160 тыс. экз., и др. Интересы иностр. монополий и верхушки феод.-помещичьих кругов И. выражает ежедневная газ. "Стейтсмен" ("Statesman") на англ, яз., осн. в 1875, тираж 162 тыс. экз.
Политику наиболее крупных партий крайней реакции отражают еженедельные газеты "Свараджья" ("Swarajya") на англ, яз., издаётся с 1956, тираж 20 тыс. экз., орган партии Сватантра, и "Органайзер" ("Organiser") на англ, яз., издаётся с 1947, тираж 40 тыс. экз., орган партии Джан сангх.
Коммунистич. пресса представлена газ. "Нью эйдж" ("New Age") на англ, яз., осн. в 1953, ЦО компартии, "Пиплс де-мокраси" ("People's Democracy") на англ, яз., ЦО параллельной компартии, и др.; обе партии издают в штатах газеты на местных языках.
Имеется ряд т. н. независимых перио-дич. изданий: прогрессивный еженедельник "Блиц" на англ., хинди и урду яз., осн. в 1941, общий тираж 279300 экз., прогрессивная ежедневная газ. "Пэтриот" ("Patriot") на англ, яз., осн. в 1963, тираж 50 тыс. экз., и др.
Крупнейшее информационное агентство- Пресс траст оф Индия, осн. в 1949.
Первая радиостанция вступила в строй в 1927 в Бомбее. В 1932 была основана инд. гос. служба - Всеиндийское радио (All-India Radio). В 1968 в его системе работало 36 основных, 28 вспомогат. станций и 28 центров, ведущих параллельные передачи популярных программ. Руководство радиовещанием осуществляется Мин-вом информации и радиовещания И.
В 1959 в Дели начала работать телевизионная служба; телецентр - в Дели, ретрансляционные станции - в Бомбее, Калькутте, Мадрасе и Канпуре.
Лит.: Ермошкин Н.,Сучков И., Печать, радио, телевидение республики Индии, М., 1971.
XIII. Литература
Более чем трёхтысячелетнюю традицию инд. лит-ры открывают веды (кон. 2-го- 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.)- религ. гимны на санскрите, в к-рых содержатся зачатки лирики, эпоса и драмы. Приблизительно в 6-5 вв. до и. э. в устном творчестве на нар. языках - пракрипшх складывается ядро огромных эпич. поэм "Махабхарата"и "Рамаяна", окончательно оформившихся в первых вв. н. э. на санскрите. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на пали и пракритах создаётся буддийская лит-pa, в т. ч. джатаки, в к-рых религ. дидактика сочетается с фольклорными сюжетами (см. Палийская литература, Пракритская литература). В 4-3 вв. до н. э. на дравидийском юге страны зарождается самобытная др.-тамильская лит-pa (см. Тамильская литература), ранние памятники к-рой ("Десять песен" и др.) носят преим. светский характер. Записанный на санскрите нар. сборник сказок"Панчатантра" (3-4 вв.н. э.) положил начало жанру т. н. обрамлённой повести. На рубеже новой эры намечается переход к индивидуальному творчеству, складываются самостоят, лит. виды и формы: пракритская лирика Халы (приблизительно 4 в.), санскр. драмы Аш-вагхоши (приблизительно 2 в.), Бхасы (4 в.), тамильская лироэпич. поэзия (напр., "Повесть о браслете", приписываемая Иланго Адигалю, 7-9 вв.). В творчестве Калидасы (ок. 5 в.) и Дандина (6- 7 вв.) на санскрите мифологич. сюжеты, почти целиком утратив религ. окраску, стали средством выражения гуманистич. идей. Вершиной др.-тамильской лит-ры является книга афоризмов "Тирукурал" Тируваллувара (4-5 вв.), рисующая идеальный образ мудрого правителя.
Примерно с 7 в. начинается история ср.-век. лит-ры. Наряду с лит-рой на санскрите (см. Санскритская литература) и тамильском яз. возникают лит-ры на других языках - дравидийских (см. Каннада литература, Малаялъская литература, Телугу литература) и новоин-доарийских (см. Ассамская литература, Бенгальская литература, Гуджаратская литература, Маратхская литература, Орииская литература. Пенджабская литература, Урду литература, Хинди литература). Позднее вырисовываются контуры кашмирской литературы и синд-хской литературы, а также инд. лит-ры на пушту. Создание гос-в с правящей му-сульм. верхушкой и широкое распространение ислама вызвали становление инд. персоязычной лит-ры: Амир Хосров Дех-леви (1253-1325), Мирза Бедиль (1644- 1721) и др. (см. также Иран. Литература). Многовековые хоз., политич. и культурные связи народов И. заложили основу единства лит. процесса в И.
Нар. антифеод, движение, проходившее под религ. лозунгом бхакти, содействовало расцвету лит-ры развитого феодализма (15-17 вв.), направленной против классового и кастового гнёта, против религ.-сектантской розни. Отходя от санскр. канонов, писатели ориентировались на поэтику фольклора: поэт каннада Пурандарадаса (ок. 1480-1564), бенгалец Чондидаш (14-15 вв.), поэты хинди Кабир (15-16 вв.), Сурдас (ок. 1483- ок. 1563) и др. Консервативное крыло пыталось сочетать идеи бхакти с проповедью незыблемости кастовой системы (поэт хинди Тулсидас, ок. 1532-1624). Нар. восстания против державы Моголов в 17 в. вдохновляли певцов свободы - маратхов Тукарама (1608-49) и Рамдаса (1608-81), пенджабца Говинда Сингха (1666-1708).
Завоевание И. Великобританией и консервирование колонизаторами феод, отношений предопределили в 18 в. упадок инд. лит-ры и усиление эпигонских тенденций. Но уже в 19 в., особенно во 2-й его пол., в ряде лит-р И. появляются просветит, идеи, отразившие борьбу демо-кратич. "третьесословной" и феодальной культуры (некоторые инд. исследователи называют этот период инд. возрождением). Просветительский реализм способствовал развитию как в бенгальской, так и в др. лит-pax обличит, социально-бытового романа ["Баловень богатого дома" бенг. писателя Перичанда Миттро (1814- 1883) и др.]. Получает распространение романтизм (ист. романы бенг. писателя Б. Чоттопаддхая, 1838-94, и др.). Антиколон, пафосом проникнута пьеса "Зеркало индиго" (1860) бенг.драматурга Д. Миттро (1829-74), рисующая протест крестьян против произвола англ, плантаторов.
В 20-е гг. 20 в. центральной темой инд. лит-ры становится борьба за нац. независимость. В сер. 30-х гг. зарождается движение прогрессивных писателей, целью к-рого была последовательная демократизация лит-ры, сближение её с жизнью. В 1936 по инициативе Премчанда (1880- 1936), М. Р. Ананда (р. 1905) и Саджада Захира (р. 1905) создаётся Ассоциация прогрессивных писателей Индии. Глубокое воздействие на лит-ру оказал гандизм - господствующее идеологич. течение в нац.-освободит, борьбе И. Формируется революц.-романтич. течение (поэт урцу Джош Малихабади, р. 1898). Высшую ступень развития критич. реализма знаменует творчество Премчанда и Р. Тагора (1861-1941, Нобелевская премия, 1913). Поэзия М. Икбала (1877- 1938), писавшего на урду и перс, яз., прославляет волевого, инициативного человека, венец творения. Влияние лит-ры со-циалистич. реализма содействует становлению социалистич. иск-ва слова в И.: политич. поэзия и интимная лирика поэта урду Э. X. А. Вафы (1900-36), романы бенг. писателя Г. Халдара (р. 1902), проза и публицистика писателя хинди Яш-пала (р. 1903). Обновляются поэтич. формы, интенсивно развивается проза. В это же время появляются декадентские направления: фрейдистский роман "Лад-джа" писателя хинди И. Джоши (р. 1902), мистич. поэзия поэтессы хинди М. Вармы (р. 1907) и др.
Достижение И. гос. независимости (1947) содействовало росту прогрессивной лит-ры, выдвинуло на первый план социальную тематику, способствовало упрочению единства лит-р страны (при нац. своеобразии каждой из них). Резко обострилась борьба между прогрессивными и реакционными направлениями. Ведущей темой лит-ры стала трагедия человеческого существования в капиталистич. мире. Среди критич. реалистов усиливается тяга к изображению людей труда, борцов с социальной несправедливостью: прозаик каннада Ниранджана (р. 1923), малаялец Такажи Ш. Пиллай (р. 1914) и др. В лагере реакции выступают писатели религ.-шовинистич. направления (напр., писатель хинди Гурудатт). Экзистенциалистская философия отразилась на творчестве писателя хинди Агьеи (р. 1911) и романиста телугу Б. Кришна-рао (1918-62). В творчестве поэта хинди Д. Бхарати (р. 1926), маратхских поэтов Б. С. Мардхекара (1907-56) и Ш. Мукти-бодха (р. 1921) и др. поиски новых форм и средств художеств, выразительности становятся самоцелью.
Борьба за преодоление последствий колониализма и подъём экономики способствовали развитию ряда отстававших прежде лит-р и становлению новых (майт-хили, бходжпури, догри и др.).
И. С. Рабинович.
Наряду с лит-рами на нац. яз. в И. развивается инд. лит-pa на англ, яз., к-рый долгое время был основным языком гос. учреждений и высшего образования. В стихах первых англоязычных поэтов (Г. Л. В. Дерозио, 1809-31; К. Гхош, 1809-73; Т. Датт, 1856-77) ощущается влияние англ, романтизма. В поэзии кон. 19- нач. 20 вв. (Ауробиндо Гхош, 1872- 1950; С. Найду, 1879-1949; X. Чаттопад-хая, р. 1898) содержатся призывы к нац. освобождению И. В 30-х гг. 20 в. зарождается англоязычная проза, крупнейшими представителями которой являются М. Р. Ананд, Р. К. Нараян (р. 1906), X. Чаттопадхая и др.
Е. Я. Калинникова.
Литературоведение. Интерес к теоре-тич. осмыслению лит-ры обнаруживается уже в работах ранних инд. грамматистов Панини (4 в. до н. э.) и Патанджа-ли (2 в. до н. э.). Самостоятельное значение теория лит-ры получает во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. Объектом исследования становятся художеств.-изобразит, средства (аланкара), категории раса (эстетич. восприятие) и дхвани (художеств, ассоциации), задачи лит-ры и психология творчества. "Поэтические украшения" Бха-махи (7 в.), "Зерцало поэзии" Дандина (6-7 вв.), "Сутра о поэтических украшениях" Ваманы (8-9 вв.), "Краткое изложение поэтических украшений" Удбха-ты (9 в.), "Описание дхвани" Анандавар-дханы (9 в.), приписываемая Бхарате "Шастра о театральном искусстве" (рукопись 9 в.), "Рассуждение об уместности" Кшемендры (11 в.)и др. В прологах и вступлениях к произв. Калидасы, Баны, Дандина встречаются высказывания, свидетельствующие о попытках ист. подхода к развитию лит-ры. В 15-17 вв. продолжается детализированная разработка эстетич. категорий и нормативная систематизация жанров; литературоведение приобретает преим. схоластический характер, полностью лишаясь историзма. На первых этапах развития нац. лит-р классич. санскритская поэтика сковывала самостоятельную лит. мысль. Её влияние остаётся преобладающим и в 19 в., когда особенно интенсивно стала развиваться текстология. С сер. 19 в. намечается тенденция к осмыслению отд. нац. лит-р (особенно бенг. и хинди) как самостоят, лит. общностей; появляется совр. литературоведение объективистского и позитивистского плана. В 30-40-х гг.
20 в. инд. литературоведы приближаются к осознанию социальной и ист. детерминированности лит. процесса (С. К. Де, С. Н. Дасгупта), а нек-рые и к марксистскому его пониманию (Д. Косамби).
После завоевания нац. независимости (1947) резко возрос объём и уровень исследований, создан ряд общеинд. и местных науч. орг-ций как правительственных (Лит. академия в Дели и её филиалы, пенджабский Департамент языка и т. п.), так и общественных (Центр, союз пенджабских деятелей лит-ры, Союз деятелей тамильской культуры и др.). Видное место в совр. инд. литературоведении занимают X. Двиведи, В. Рагхаван, Н. Сингх, Б. Упадхьяй, К. М. Джордж, К. Чайтанья, Г. Халдар, Нагендра, К. Н. Субрахмань-ям, А. Бос, П. Мачве, П. Падмараджу, Ч. Д. Нарасимхайя и др. В центре внимания совр. инд. литературоведения стоят проблемы общеинд. лит. наследия, становления и развития нац. лит-р И., дифференциации направлений, соотношения инд. традиционной поэтики и совр. лит. теорий, инд. лит. процесса и его соотношения с мировым лит. процессом. Укрепляются контакты инд. и сов. литературоведов, появляются совместные издания (сб. "Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения", М., 1961, и др.).
И. Д. Серебряков.
Лит.: ЛитературыИндии, М., 1958; 'Драматургия итеатрИндии, М., 1961; Поэзия народовИндии, М., 1962; Современная индийскаяпроза, М., 1962; Культура современнойИндии, М., 1966; Рабинович И. С., Сорок вековиндийскойлитературы, М., 1969; История индийскихлитератур, пер. с англ., М., 1964; Литература Востокавсредниевека, ч. 1, М., 1970; Литература ДревнегоВостока, М., 1971; Winternitz M., A history of Indian literature, v. 1 - 2, Calcutta, 1927-33; Literatures in modern Indian languages, Delhi, 1957; Kane P. V., History of Sanskrit poetics, Delhi, 1961; S r i n i v a-sa lyengar K. R., Indian writing in English, N. Y., 1962; С hatter ji S. K., Languages and literatures of modern India, Calcutta, 1963; Krishnamoorthy K., Essays in Sansk |