БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

опротивление при 00C 8,2*10-8 ом*м, или 8,2*10-6 ом*сл; модуль упругости 11 н/м2, или 1100 кгс/мм2; твёрдость по Бринеллю 9 Мн/м2, или 0,9 кгс/мм2.

В соответствии с электронной конфигурацией атома 4d105s2Sp1 И. в соединениях проявляет валентность 1, 2 и 3 (преимущественно). На воздухе в твёрдом компактном состоянии И. стоек, но окисляется при высоких темп-pax, а выше 800 0C горит фиолетово-синим пламенем, давая окись In2O3 - жёлтые кристаллы, хорошо растворимые в кислотах. При нагревании И. легко соединяется с галогенами, образуя растворимые галогениды InCl3, InBr3, InI3. Нагреванием И. в токе HCl получают хлорид InCl2, а при пропускании паров InCl2 над нагретым In образуется InCl. С серой И. образует сульфиды In2S3, InS; они дают соединения InS*In2S3 и 3InS*In2S3. В воде в присутствии окислителей И. медленно корро-дирует с поверхности: 4In + 3O2+6H2O = 4In(ОН)3. В кислотах И. растворим, его нормальный электродный потенциал равен -0,34 в, в щелочах практически не растворяется. Соли И. легко гидро-лизуются; продукт гидролиза - основные соли или гидроокись In(OH)3. Последняя хорошо растворима в кислотах и плохо - в растворах щелочей (с образованием солей - индатов): In(ОН)3+3KOH = K3[In(OH)6]. Соединения И. низших степеней окисления довольно неустойчивы; галогениды InHal и чёрный окисел In2O - очень сильные восстановители .

Получение и применение" И. получают из отходов и промежуточных продуктов производств, цинка, свинца и олова. Это сырьё содержит от тысячных до десятых долей процента И. Извлечение И. складывается из трёх осн. этапов: получение обогащённого продукта - концентрата И.; переработка концентрата до чернового металла; рафинирование. В большинстве случаев исходное сырьё обрабатывают серной к-той и переводят И. в раствор, из к-рого гидролитич. осаждением выделяют концентрат. Черновой И. выделяют гл. обр. цементацией на цинке или алюминии. Рафинирование призводят хим., электрохим., дистилляционнымн и кристал-ло-физическими методами. Наиболее широко И. и его соединения (напр., нитрид InN, фосфид InP, антимонид InSb) применяют в полупроводниковой технике (см. Полупроводниковые материалы). И. служит для различных антикоррозионных покрытий (в т. ч. подшипниковых). Индиевые покрытия обладают высокой отражательной способностью, что используется для изготовления зеркал и рефлекторов. Пром. значение имеют нек-рые сплавы И., в т. ч. легкоплавкие сплавы, припои для склеивания стекла с металлом и др.

Лит.: Химия и технология редких и рассеянных элементов, под ред. К. А. Большакова, т. 1-2, M.. 1965-69 (т. 1. с. 88-99, т. 2, с. 178-207); Зеликман A. H., Крейн О. E-, Самсонов Г. В., Металлургия редких металлов, M., 1964, с. 424-45; Основы металлургии, под ред. H. С. Грейвера, H. П. Сажина, И. А. Стригина, т. 4, M., 19S7, с. 552-61. H. А. Гггрович.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е- нач. 1-го тыс. до н. э.), древнего памятника инд. религ. лит-ры, содержащего гимны ведич. богам (см. Ведическая религия). Мифология ведич. ариев раскрывает их представления о мироздании и значении различных сил и явлений природы, персонификацией к-рых являются многочисл. боги Ригведы (их св. 3 тыс.), причём хотя богов древние индийцы мыслили себе по образу и подобию людей, антропоморфизм ещё не развился до чётко выраженной индивидуальной характеристики. Представления о борьбе доброго и злого начал в природе нашли отражения в мифах о вражде богов и демонов. Представления древних индийцев о мироздании - в космогонич. мифах. Согласно одному из таких мифов, сначала было небытие (Асат), породившее бытие (Сат), к-рое состояло из Земли и твёрдого Неба. От Неба и Земли был рождён бог Индра. Он разъединил Небо и Землю, в результате чего образовалось воздушное пространство. Атмосфера стала обиталищем Индры и др. богов. Индра победил предводителя демонов змея Вритру; из живота Вритры излились мировые воды, породившие Солнце.

В нач. 1-го тыс. до н. э. на смену ведич. мифологии приходит мифология брахманизма. В космогонич. мифах брахманизма Вселенная представлялась покоящейся на спинах слонов, Земля - в виде цветка лотоса, плавающего в океане, континенты - в виде его лепестков, один из к-рых - Джамбудвипа (Индия). В центре Земли представляли гору Меру, вокруг к-рой двигалось Солнце. Вселенная проходит 4 ступени развития, соответствующие европ. мифам о золотом, серебряном, медном и железном веках (причём железный век с его бедствиями и социальной несправедливостью - Кали-юга, мыслится как современность), затем гибнет, и начинается новый, бесконечно повторяющийся цикл развития. Этот и ряд других космогонич. и космоло-гич. мифов, а также мифов, оправдывающих социальные различия в обществе, в частности существование сословий - вари, связан с образом Брахмы, считавшимся творцом Вселенной. Вар-новая система предстаёт в И. м. как изначальное и связывается с мифом о Первочеловеке - Пуруше, отождествляемом с Брахмой. Неравенство варн объясняется их происхождением: варна брахманов произошла из уст Пуруши, варна кшатриев - из рук, вайшьев - из чресл, шудр - из ступней, попирающих грязь. Олицетворением вечно живой природы и плодородия считались др. главные боги брахманизма - Шива и Вишну. Наибольшее развитие получили мифы о Вишну, воплощавшемся на земле в различные существа для уничтожения злых сил и помощи людям и богам. Это мифы о 10 главных аватарах (воплощениях) Вишну и 22 его "малых" аватарах. Значит, группу составляют мифы о подвигах героев Рамы и Кришны. В мифе о Раме, о его борьбе с демоном Раваной и о походе Рамы вместе с войском Ханумана - вождя обезьян - на о. Ланку (обиталище Раваны) нашло отражение проникновение на Цейлон населения, говорившего на индоевроп. яз., предков сингальцев. Мифы о Раме составили осн. содержание эпоса "Рамаяна". Богатейшим собранием мифов, в частности о Кришне, служит другая эпич. поэма - "Махабхарата". Отражением борьбы кшатриев и брахманов явились мифы о Парашураме, аватаре Вишну и о тысячеруком Арджуне. Большую роль в брахманистской мифологии играли представления о перевоплощении душ (сансара) и воздаянии (карма). Многочисленны мифы о риши (мудрецах). Риши Вьяса считался автором Вед, "Махабхараты" и Пуран, просветителем человечества .

Буддийские мифы (см. Буддизм) в основном связаны с личностью Будды. К началу н. э. появляются мифы о буддах и бодхисатвах - божествах (грядущем спасителе Майтрее, благодетельном Ава-локитешваре и др.). Создаются мифы о знаменитых учителях буддизма. Джай-нистские (см. Джайнизм) мифы рассказывают в основном о подвигах Махави-ры и предшествовавших ему 23 "основателей веры" (Тиртханкаров).

И. м. оказала огромное влияние на литературу, искусство и фольклор Юж. Азии.

Лит.: Ильин Г. Ф., Старинное индийское сказание о героях древности "Махаб-харата", М., 1958; Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. 1, М., 1876; М а с-d о п е 1 1 A. A., Vedic mythology, Stras., 1897; Hopkins E. W., Epic mythology, Stras., 1915; Thomas P., Epics, myths and legends of India. A comprehensive survey of the sacred lore of the Hindus, Buddhists and Jains, 12 ed., Bombay, 1961; С rook e W., The popular religion and folklore of Northern India, L., 1926. Е.М.Медведев.

ИНДИЙСКАЯ ПЛАТФОРМА, Индостанская платформа, докембрийская платформа, охватывающая п-ов Индостан, басе. pp. Инд, Ганг и Брахмапутра (до подножия Гималаев) и о. Цейлон. См. в ст. Индия, раздел Геологическое строение и полезные ископаемые.

ИНДИЙСКИЕ БЕГУНЫ, порода уток яйценоского типа. Выведена в Индии. Характерная особенность - почти вертикальный постав тела. Туловище узкое удлинённое, голова маленькая, клюв клинообразный оранжевый, шея длинная, ноги оранжево-красные. Оперение белое и пегое. Утки способны быстро бегать, не раскачиваясь (отсюда название породы). Яйценоскость ок. 200 яиц в год, наибольшая до 365 яиц. Масса селезней 2 кг, уток 1,8 кг, яиц 70-80 г.

ИНДИЙСКИЕ (ИНДОАРИЙСКИЕ) ЯЗЫКИ, языки, ведущие своё происхождение от древнеиндийской ветви индоевроп. семьи. Ближайшее родство - с дардскими языками и иранскими языками, к-рые, как и И. (и.) я., восходят к индоиранской лингвистич. общности. И. (и.)- я. распространены прежде всего в северной части Индии и в Пакистане, а также на Цейлоне, в южной половине острова, и в Непале. Из И. (и.) я. государственными языками являются: в Индии - хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамский; в Пакистане - урду, бенгали, панджаби, синдхи; в Непале - непали; на Цейлоне - сингальский.

Современные И. (и.) я. объединяются рядом особенностей, к-рые в известной степени объясняются дальнейшим развитием тенденций, свойственных пракритом, и наличием межъязыковых контактов .

На И. (и.), я. существует достаточно богатая литература (хинди, бенгали, маратхи, панджаби и др.). И. (и.) я. пользуются многочисл. алфавитами, являющимися историч. вариантами брах-ми (деванагари, "бал-бодх", гурмукхи и т. п.), или арабо-персидской графикой, а также специфич. локальными алфавитами (грантха, ланда и др.). См. Индийское письмо.

Большой вклад в изучение совр. И. (и.) я. внесли Дж. Бимс, Р. Хёрнле, Р. Г. Бхандаркар, Дж. А. Грирсон, Ж. Блок, Г. Т. Бейли, С. К. Чаттерджи, Р. Л. Тёрнер и др.

Лит.: ЗографГ. А., ЯзыкиИндии, Пакистана, Цейлона иНепала, М., 1960; Grierson G. A., Linguistic survey of India, v. 1 - 11, Calcutta, 1903 - 1928: В loch J., L'lndo-Aryen, du Veda aux temps modernes, P., 1934; Bailey T. G., Studies in North Indian languages, L., 1938; Chatterji S. K., Indo-Aryan and Hindi, Ahmedabad, 1942; Turner R. L., A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1966. В. Н. Топоров.

ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (ИНК), крупнейшая по-литич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. В кон. 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колон, режиму; выражал гл. обр. интересы верхних слоев инд. буржуазии, националистически настроенных князей, помещиков и наиболее зажиточных слоев местной интеллигенции; руководители - Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, М. Г. Ранаде и др. В нач. 20 в. внутри ИНК сформировалось мел-кобурж. демократич. направление т. н. крайних (экстремистов) во главе с Б. Ти-лаком. В 1907 произошёл раскол между "крайними" неумеренными". "Крайние", вышедшие из ИНК, считали, что целью Конгресса должно быть достижение "свараджа" ("самоуправления"), а средством - организация нац.-освободит, движения народных масс."Умеренные" утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с английскими властями. В 1916 "крайние", не сумевшие создать своей сплочённой opr-ции, вернулись в ИНК. Подъём нац.-освободит, движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало нового этапа в деятельности ИНК, к-рый стал превращаться в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса выступил М. К. Ганди. Под его руководством ИНК начал проводить массовые кампании "ненасильственного несотрудничества" с англо-инд. властями и кампании "гражданского неповиновения" (см. Сатъяграха). Устав ИНК, принятый в 1920, провозгласил целью ИНК "достижение свараджа мирными и законными средствами". В нач. 20-х гг. в Конгрессе выделилась группа свараджистов, стремившаяся использовать возможности парламентской борьбы. В период нового подъёма нац.-освободит, движения в 1928- 1933 в ИНК всё большую роль стало играть левонационалистич. течение во главе с Ч. Босом и Дж. Неру. Ещё в 1927 ИНК выдвинул лозунг полной независимости Индии; в 1931 он принял программу бурж.-демократич. реформ. Под руководством ИНК были проведены массовые кампании "гражданского неповиновения" и развернулась борьба против разжигаемой колонизаторами религ. розни. В 1934 внутри ИНК возникла Конгресс-социалистическая партия, разработавшая программу радикальных преобразований, к-рая включала нек-рые положения со-циалистич. характера. Борьба ИНК против реакц. конституции 1935 и др. анти-империалистич. действия Конгресса поддерживались коммунистами, боровшимися за единый антиимпериалистический фронт.

В годы 2-й мировой войны 1939-45, когда в стране развернулось мощное антиимпериалистич. движение, ИНК выступил с осуждением фашизма и заявил о своей готовности поддержать Великобританию в войне, если Великобритания гарантирует предоставление Индии независимости после окончания войны и создание нац. пр-ва ещё в период войны. В 1942 колон, власти арестовали почти всех лидеров ИНК, что ослабило его деятельность.

После окончания войны ИНК выдвинул требование немедленного предоставления независимости Индии, к-рое англ, империалисты под напором мощного подъёма освободит, движения, развернувшегося в стране, вынуждены были принять. При этом руководство Конгресса согласилось на раздел страны по религиозному признаку на Индию и Пакистан (1947).

В независимой Индии сформированное ИНК пр-во во главе с Дж. Неру (1947- 1964) приступило в 1948 к проведению реформ - аграрной, административной, реформы рабочего законодательства и др. В то же время имели место репрессии против рабочих. Компартия во многих штатах находилась вне закона (до 1950- 1951).

В нач. 50-х гг. обострились социальные противоречия в стране. Конгресс начал терять популярность. От него откалывались значит, группы, образовывая самостоят, партии. Внутри Конгресса усилилась борьба различных течений и группировок.

В 1955 ИНК выдвинул лозунг построения "Общества социалистич. образца"; трактовка лозунга была очень неопределённой, и каждая из группировок в ИНК вкладывала в лозунг своё толкование. После смерти Дж. Неру (1964) в ИНК усилилось правое крыло, представители к-рого выступили с открытым осуждением курса Неру, социалистич. лозунгов, с призывами к всемерному поощрению частной инициативы и пр. В результате всеобщих выборов 1967 ИНК потерял много мест в центральном парламенте, а в 9 штатах не смог сформировать правительств .

В кон. 1969 ИНК раскололся. У власти осталась большая часть во главе с премьер-мин. И. Ганди, выдвинувшей программу радикальных преобразований. Правоконгрессистская группировка возглавила другую часть ИНК, к-рая в парламенте выступила в блоке с правыми партиями против пр-ва И. Ганди. На внеочередных выборах в парламент в 1971 правящий Конгресс при поддержке демократических сил одержал внушительную победу над силами реакции. (См. также Индия, раздел Исторический очерк.)

Лит.: Рейснер И. М., Очерки классовой борьбы в Индии, ч. 1, М., 1932; Дьяков А. М., Индия во время и после второй мировой войны (1939 - 1949), М., 1952; Девяткина Т. Ф., Индийский национальный конгресс (1947 - 1964), М., 1970; Pattabhi Sitaramayya В., The history of the Indian National Congress, v. 1 - 2, Bombay, [1946 - 47]; S harm a Jagdish Saran, Indian National Congress. A descriptive bibliography of India's struggle for freedom, Delhi. 1959.

Т. Ф. Девяткина.

ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС ПРОФСОЮЗОВ (ИНКП), крупнейший профсоюзный центр Индии. Создан в мае 1947 под руководством партии Индийский национальный конгресс (ИНК). До кон. 60-х гг. руководство ИНКП проводило бурж.-консервативную политику. С нач. 70-х гг. под влиянием политич. перемен в стране (раскол ИНК в 1969, приход к власти в штатах коалиционных пр-в различной политич. ориентации), а также выхода из руководства самого профцентра в 1971 крайне правых лидеров гуджаратского филиала и Ассоциации текстильных рабочих Ах-мадабада, ИНКП выступил за проведение более прогрессивной профсоюзной политики. ИНКП включает 2182 тыс. чл. (на окт. 1971). Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов .

КАЗИМИР (польск. К а з и м е ж, Kazimierz). B Польше:

К. I Восстановитель (Odnowi-ciel) [25. 7. 1016-24. 10 (или 28.11). 1058], князь с 1038 или 1039, из династии Пястов. Вступил на престол в условиях упадка центр, власти и широкого антифеод, крест, движения 1037-38, опираясь на помощь герм. имп. Генриха III. Проводил политику объединения польских земель. При поддержке Киевской Руси, с к-рой заключил союз (ок. 1039), добился возвращения (1047) Мазовии; в 1054 приобрёл Силезию. Способствовал укреплению независимой от высшего герм духовенства церковной иерархии в Польше.

К. II Справедливый (Sprawiedliwy) (1138-5.5.1194), князь с 1177.

К. Ш В е л и к и и (Wielki) (30.4. 1310, м. Коваль, ныне Быдгощское воеводство, -5.11.1370, Краков), король с 1333, последний из династии Пястов. Издал Вислицко-Петроковские статуты 1346-47, отразившие создание в Польше сословной монархии. Учредил самостоят, высшие суды "немецкого права", запретив польским городам обращаться по юрид. вопросам за границу. Провёл ден. реформу (1337-46), к-рая привела к стабилизации цен и способствовала развитию торговли. К. III прекратил борьбу с Тевтонским орденом ценой уступки последнему Вост. Поморья и добился возвращения Польше Куявии (1343). В 1349-52 благодаря помощи Венгрии и Чехии захватил Галицкую Русь, а затем часть Волыни. При К. III был открыт Краковский ун-т (1364).

Лит.: Borawska D., Kryzys monarch!! wczesnopiastowskiej w latach trzydziestych XI w., Warsz., 1964; S i e r a d z k i J., Polska wieku XIV. Studium z czasow Kazimierza Wielkiego, Warsz., 1959.

КАЗИМИРОВА Екатерина Григорьевна (p. 8.12.1921, с. Фёдоровка, ныне Op-геевского р-на), молдавская советская актриса, нар. арт. Молд. CCP (1960). В 1939 по окончании Одесского театр, уч-ща начала сценич. деятельность в Молд. муз.-драматич. театре им. А. С. Пушкина (Кишинёв). Лучшие роли: Полина, Катерина ("Доходное место", "Гроза" Островского), Гонерилья ("Король Лир" Шекспира), Надя ("Враги" Горького), Сынзяна, Сафта ("Сын-зяна и Пепеля", "Яссы во время карнавала" Александри), Зоя ("Потерянное письмо" Караджале), Нила Снижко ("Барабанщица" Салынского), баронесса Штраль ("Маскарад" Лермонтова), мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина) и др. Деп. Верх. Совета Молд. CCP 5-го созыва. Награждена 2 орденами, а также медалями.


КАЗИН Василий Васильевич [р. 25.7 (6.8). 1898, Москва], русский советский поэт. Один из зачинателей рабочей темы в сов. лирике. Организатор и участник лит. группы пролет, писателей "Кузница". Начал печататься в 1914. В 1922 опубл. сб. стихов "Рабочий май", славящих свободный, радостный труд. Простота, "конкретность" лирики К. (стих. "Каменщик", "Рубанок" и др.) выгодно отличали её от космизма и абстрактности