БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сло.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968.

ИКАР, в др.-греч. мифологии сын Дедала.

ИКАР , малая планета № 1566. Открыта амер. астрономом У. Бааде в 1949. Среднее расстояние от Солнца 1,08 астрономической единицы, эксцентриситет 0,83, наклон орбиты 23°, диаметр не более двух километров. Вследствие особенностей своей орбиты может приближаться к Земле на расстояние 0,04 астрономич. единицы. Названа именем др.-греч. героя Икара (см. о нём в ст. Дедал).

ИКАРИЯ (Ikaria), остров в Эгейском м., в архипелаге Юж. Спорады. Принадлежит Греции. Пл. 257 кмг. Поверхность гористая, вые. до 1033 м. Термальные источники. Виноградарство; садоводство.

ИКАРИЯ, утопич. коммунистич. страна, описанная франц. утопистом Э. Кабе в романе "Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер. 1924). Назв. "И." было дано коммунистич. общинам в Сев. Америке в 1848-95, созданным Э. Кабе и его последователями. "Икарийцы" были связаны с Социалистич. рабочей партией США и с 1-м Интернационалом.

ИКАСА (Icaza) Xopxe (р. 10.7.1906), экуадорский писатель. Лит. деятельность начал как драматург. Романы "Уасипунго" (1934, сокр. рус. пер. 1935), "На улицах" (1935, рус. пер. 1938, 1963), "Метисы" (1937), "Полвека в темноте" (1942), "Никудышный Ромеро и Флорес" (1958), сб-ки рассказов "Грязь сьерры" (1933), "Шесть раз умерщвлённый" (1952) и др. посвящены жизни индейцев и острым социальным конфликтам. Для реа-листич. произв. И. характерны напряжённая динамичность, введение разговорного языка индейцев, а также отд. черты натурализма.

Лит.: Хорхе Икаса, "Интернациональная литература", 1937, № 12; Кутеищикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX в., М., 1964; Gагго J. Е., J. Icaza, su vida у su obra, "Revista Hispanica Moderna", 1947, № 7-10; Cueva A., J.Icaza, [B. Aires, 1969].,

ИКАТСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Забайкалье. Вые. 1800-2000 м, наибольшая - 2573 м. Дл. св. 200 км. Сложен гл. обр. метаморфич. сланцами и гранитами. Типичны плоские вершины. На ниж. части склонов гор - горная лесостепь (на зап. склоне до 800-900 м), выше - лиственничная тайга (на сев. склонах до 1200 м, на южных - до 1700 м), ещё выше - заросли кедрового стланика и горная тундра.

ИКБАЛ Мухаммад (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб,- 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и обществ, деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в кон. 1890-х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока (поэмы на перс. яз.- "Секреты своего Я", 1915; "Тайны самоотречения", 1918; "Послание Востока", 1923; "Книга Джа-вида", 1932). Помимо сб. ранних стихов на урду "Колокольчик каравана" (1924), И. опубл. сб-ки "Крыло Гавриила"(1935), "Жезл Моисея" (1936), "Дары Геджаза" (1938), в к-рых воспевал созидат. деятельность человека, звал к переустройству жизни. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем филос. и обществ.-политич. взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистич. строй, И. в то же время защищал частную собственность и индивидуализм.

И. приветствовал Окт. революцию, с симпатией относился к идеям социализма (поэма "Ленин") и в то же время выступал против "коммунистич. атеизма". В 1930 И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульм. гос-ва на С.-З. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание гос-ва Пакистан.

Соч.: Звон караванного колокольчика, пер. с урду и перс., М., 1964.

Лит.: Аникеев Н, П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М.,1959; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Пригарина Н. И., Поэзия Мухамма да Икбала (1900-1924 гг.), М., 1972; Ghani A., I lahi К., A bibliography of Iqbal, Lahore, 1959. Г. А. Зограф, Л. И. Юревич.

ИКЕЯ - СЕКИ КОМЕТА, комета, открытая 18 сент. 1965 независимо друг от друга япон. наблюдателями К. Икея и Ц. Секи как диффузный объект 8-й звёздной величины; прошла по почти параболич. орбите. Принадлежит, подобно Большой комете 1882, к семейству "задевающих Солнце" комет, характерных исключительно малыми верительными расстояниями q и, по-видимому, являющихся результатом деления одной кометы-прародительницы. И.- С. к. прошла 21 окт. 1965 через солнечную корону на расстоянии ок. 500 тыс. км от поверхности Солнца (q = 0,008 астрономической единицы)', наблюдалась днём в непосредственной близости от Солнца. После прохождения перигелия наблюдалась как исключительно яркий объект на предрассветном небе и имела хвост, простиравшийся на десятки градусов. Спектры кометы, полученные во время её прохождения вблизи Солнца, богаты многочисл. излучениями металлов и напоминают спектры метеоров. И.- С. к. дала богатый материал для развития кометной и метеорной астрономии.

ИКИКЕ (Iquiqe), город и порт на берегу Тихого ок., в Чили; адм. центр пров. Тарапака. 68 тыс. жит. (1967). Ж.-д. ст. Рыбопе-рерабат. и хим. пром-сть. Рыболовство. Вывоз рыбной муки, селитры, иода. И. осн. в 16 в.

ИКИЛИ, тувинский струнный смычковый муз. инструмент; см. Игил.

ИКИНС (Eakins) Томас (1844-1916), американский живописец; см. Эйкинс Т.

ИКИТОС (Iqitos), город на С.-В. Перу, порт на лев. берегу Амазонки; адм. центр деп. Лорето. 67,9 тыс. жит. (1967). Нефтеперерабат. пром-сть. Экспорт каучука и др. лесопродуктов. Ун-т.

ИККИ, крест, восстания в феод. Японии. Крест, восстания 15-16 вв. разделяются на доикки ("зем. восстания" - крест, восстания за снижение ренты и пр.; наиболее крупное - восстание 1428, охватившее почти все центр, провинции), икко-икки (восстания под знаменем буддийской секты икко) - самые крупные среди восстаний 15-16 вв., токусэй-икки (гор. и крест, восстания против ростовщиков) икуни-икки ("провинциальные восстания" - крест.-самурайские восстания; наиболее крупное восстание в пров. Ямасиро в 1485-93); известно 164 выступления.

Восстания 17-19 вв. получили название хякусё-икки (в это понятие включались не только восстания, но и др. антифеодальные выступления крестьянства). За весь токугавский период (1603-1867) известно ок. 1640 восстаний и др. крест, выступлений. Антифеодальная борьба крестьян ослабила токугавское пр-во и способствовала его падению во время бурж. революции 1867-68.

ИККИ, см. Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала.

ИКОНА (от греч. eikon- изображение, образ), в христ. религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, к-рому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора 306, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, догматич. правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество). И., в отличие от идолов, рассматривается христ. церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к "оригиналу" (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церк. практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магич. свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфич. функциями (напр., И. "скорбящей" богоматери якобы спасает от болезней, И. "неопалимой" богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в нек-рых др. религиях (напр., в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись.

ИКОНИЙ (Ikonion), византийское название г. Конъя в Турции.

ИКОНИИСКИ И СУЛТАНАТ, гос-во в М. Азии в 11 - нач. 14 вв. См. Коний-ский султанат.

ИКОННИКОВ Владимир Степанович [9(21).12.1841, Киев,-26.11.1923, там же], русский историк, акад. Петерб. АН (1914). Окончил Киевский ун-т (1865), с 1871 проф. этого ун-та. Работы И. связаны с историей идеологии и культуры России ("Максим Грек", в. 1-2, 1865-66, и др.). Политич. историю рассматривал в плане личных биографий и характеристик политич. деятелей: "Русские общественные деятели XVI в." (1866), "Граф Н. С. Мордвинов" (1873) и др. Однако осн. науч. интересы И. лежали в области рус. историографии. И. принадлежат многочисл. статьи об отд. историках (Н. М. Карамзине, К. Н. Бестужеве-Рюмине, Л. А. Шлецере, И. Н. Болтине и др.), спец. монография "Скептическая школа в русской историографии и её противники" (1871) и капитальный труд "Опыт русской историографии" [т. 1 (ч. 1-2) - 2 (ч. 1-2), 1891 - 1908]. Последний содержит значит, фак-тич. материал по истории летописания, а также по истории разыскания, собирания, публикации и исследования различных источников и сохраняет справочное значение. И. ограничивал свои задачи созданием возможно более полного си-стематич. свода библиографии ист. лит-ры по предметам и темам ист. науки, не раскрывая закономерности внутр. развития и роста самой науки.

Лит.: Материалы для биографического словаря действительных членов АН, ч. 2, П., 1917, с. 304-11 (список трудов И. за 1865 - 1916 гг.); Библиография русской библиографии по истории СССР, М., 1957 (№ 23-27, 50, 362). Н.Л.Рубинштейн.

ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566, массовое нар. восстание в Нидерландах, явившееся первым актом Нидерландской буржуазной революции 16 века. Проходило под знаменем кальвинизма, обрушившись всей силой на католич. церковь - гл. опору исп. владычества в стране. Погрому подверглось ок. 5500 церквей и монастырей, где были уничтожены иконы и статуи "святых". В ряде мест восставшие громили дворянские дома и замки, уничтожали долговые и арендные записи. Гл. движущей силой И. в. были гор. плебс и крестьяне пригородных деревень. Вначале действиями восставших руководили кальвинистские консистории и отд. прогрессивно настроенные члены антиисп. "Союза дворян" (возник в 1565), но затем, напуганные размахом движения, они пошли на сделку с исп. наместницей. Желая расколоть движение, она издала 23 авг. манифест, обещая упразднить инквизицию, смягчить законы против еретиков, допустить огранич. свободу кальвинизма, амнистировать членов "Союза дворян". Лишённое руководства, И. в. было подавлено.

Лит. см. при. ст. Нидерландская буржуазная революция 16 века. А. Н. Чистозвонов.

ИКОНОБОРЧЕСТВО, религ.-политич. движение, направленное против христ. культа икон. 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 - 1-й пол. 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. предшествовали еретич. движения рубежа 7-8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в к-рых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу являлась борьбой за власть. В 730 имп. Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церк. имуществ, что дало значит, материальные средства гос-ву и провинциальной знати, к-рая первоначально поддерживала И. Против И. выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с И. для освобождения Юж. Италии от визант. политич. и церк. верховенства. Наиболее решительным противником И. являлось монашество, тесно связанное со столичной знатью. На церк. соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы осн. принципы И. и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В кон. 8 в. И. пошло на спад (чему способствовали и укрепление столичной знати, и отход от офиц. И. нар. масс), на Никейском соборе 787 почитание икон было восстановлено. На 2-м этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813-20), И. носило более демократич. характер; нар. массы активно выступали против засилья церкви, против монашества, против столичной знати. Провинциальная знать, социальные требования к-рой к этому времени в значит, мере были удовлетворены, отошла от И. Опасность нараставшего антифеод, нар. движения привела к объединению провинциальной и столичной знати. И. потерпело поражение. В 843 иконопочита-ние было восстановлено. 2) И. имело место в Зап. Европе в 16 в. в период Реформации (выступления Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).

Лит.: Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердловского педагогического ин-та", 1948, т. 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры VIII - первой половины IX в., М.- Л., 1961; Ladner С., The concept of the image in the Greek Fathers and the Byzantine iconoclastic controversy, "Dumbarton Oaks Papers", 1953, №7.

ИКОНОГРАФИЯ, (от греч. eikon - изображение, образ и ...графия) в изобразительном иск-ве, строго установленная система изображения к.-л. персонажей или сюжетных сцен. Иконографич. системы были порождены возникшей в древности связью иск-ва с религ. культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологич. концепцией (И. богоматери, Христа, "праздников" в христ. иск-ве, Будды и бодхисатв в буддийском иск-ве). На протяжении веков, с обогащением иск-ва новым содержанием, иконографич. схемы постепенно менялись. Обмирщение иск-ва, развитие реализма и творч. индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографич. схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании И.- описание и систематизация типологич. признаков и схем, принятых при изображении к.-л. персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения ср.-век. иск-ва, его источников, связей с религ. и лит. явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. историк иск-ва Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения визант. традиции в ср.-век. русском иск-ве. Амер. учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу т. н. иконологич. метода исследования сюжетной стороны произведений иск-ва, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эс-тетич. аспектов иск-ва, является одним из условий верного понимания художеств, произв.

Вист. науке И.- система приёмов и методика определения достоверности изображения к.-л. ист. лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы ист. И. распространяются на фото- и кинодокументы.

Под И. понимают также совокупность изображений к.-л. лица (писателя, политич. деятеля и т. д., напр. В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. наз. и совокупность сюжетов, характерных для к.-л. эпохи, направления в иск-ве и т. д.

Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky E.. Studies in iconology, N. Y., 1939; Reau L., Iconographie de 1'art chretien, v. 1 - 3, P., 1955-59; Aurenhammer H., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959-67: Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabаr A., Christian iconography. A study of its origin?, Princeton, 1968.

К. Г. Богемская.

ИКОНОМОВ Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский окр.,-10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театр, деятель, нар. арт. НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900-02 учился в Италии. Один из организаторов театр, трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. городах Болгарии, основатель передвижного "Современного театра" (1902-12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, нац. драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу "Родная сцена". Среди лучших ролей И.- Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Несчастливцев ("Лес" Островского) и др. Автор и переводчик ряда пьес.

Лит.: П енев П., Лекции по истории на българския драматически театър, ч. 2, София, [1954]; Годишник на Внешня институт за театрално изкуство "Кръстьо СарасЬов", 1966, т. 11, 1968, с. 374-80.

ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи. Фреска) и миниатюры, произв. И.иконы-являются отд. живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем гл.обр. темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлич. пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое искусство); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произв., так как они органически входили в единый идейно-художеств. комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, напр, в ансамбле иконостаса. Термин "И." употребляется преим. для обозначения ср.-век. христианской (гл. обр. православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэл-линистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале "портреты"-изобра-жения святых, а затем и др. персонажей христ. легенд. Позже (с 10-11 вв.) в И. появляются сюжетные композиции, имевшие гл. обр. символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Зап. Европы, где в ср.-век. культовом иск-ве преобладает скульптура, И. получила особенно широкое развитие в Византии. И. Византии оказала огромное влияние на иск-во др. стран - от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв.