БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ния югославянских народов Габсбургской империи и их автономии в её составе; существовала также тенденция к соединению южных славян в самостоятельное государство. Победа контрреволюции в Габсбургской империи означала крах И.

И. сыграл важную роль в развитии хорв. культуры и лит-ры, к-рую деятели движения изображали как южнославянскую. Заслугой деятелей И. была защита самобытности хорв. культуры в борьбе против попыток её германизации и мадья-ризации. В 1836 В. Бабукич установил нормы нац. лит. языка в работе "Основы словаря иллирскогославянского наречия", принятые затем печатью, писателями и учёными. Были созданы типография и читальни, в 1845 - кафедра хорв. яз. и лит-ры при Загребской академии. В 1847 хорв. яз. признан официальным в Хорватии и Славонии. В период И. возникла нац. хорв. лит-pa, для к-рой характерны романтическое воспевание прошлого "иллиров", разработка историч. сюжетов, обращение к фольклору (патрио-тич. песни Л. Гая, С. Враза, П. Прерадо-вича, поэмы И. Мажуранича и Д. Де-метера, историч. повести Л. Вукоти-новича и И. Кукулевича-Сакцинского и др.).

Лит.: Кулаковский П., Иллиризм, Варшава, 1894; Лещиловская И. И., Иллиризм, М., 1968; История Югославии, т. 1, М., 1963, с. 388 - 96; Surmin D., Hrvatski preporod, d. 1-2, Zagreb, 1903 - 04; J e z i с S., Ilirska antologija, Zagreb, 1934; ШишиЬ Ф., Хрватски шшризам, Београд, 1921; Petre F., Poizkus ilirizma pri slovencih (1835-1849), Ljubljana, 1939; Bicanic R., Poceci kapitaliz-ma u hrvatskoj ekonomici i politici, Zagreb, 1952; Bar а с A., Hrvatska knjizevnost od Preporoda do stvaranja Jugoslavije, knj. 1, Zagreb, 1954; Bogdanow V., Historija politickih stranaka u Hrvatskoj..., Zagreb, 1958.

ИЛЛИРИЙСКИЕ ПРОВИНЦИИ (Les Provinces Illyriennes), вассальное от Франции гос. объединение (1809-14) словен. и хорв. земель, отошедших к Франции по Пресбургскому миру 1805 и Шёнбрунн-скому миру 1809. В состав И. п. входили зап. Корушка (Каринтия), Крайна, Гражданская Хорватия, венецианская Истрия, б. ч. Далмации, Дубровник, Военная Хорватия (Военная граница) (см. карту). Адм. ц. И. п.- г. Любляна. Название И. п. произошло от иллирийцев - племён, населявших в древности эту терр. После поражения Наполеона I в войне 1812 с Россией Австрия в 1813 оккупировала И. п. Решением Венского конгресса 1814-15 их терр. была закреплена за Австрией.

ИЛЛИРИЙСКИЙ ЯЗЫК, индоевроп. реликтовый язык иллирийцев. Письменными памятниками в пределах Балкан не засвидетельствован. Реконструируется по большому числу географических названий, личных имён и немногим глоссам, а также по надписям с юга Апеннинского полуострова на мессапском языке, который большинство специалистов считает И. я.

Лит.: Гиндин Л. А., Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова, М., 1967, с. 10 - 11; Десницкая А. В., Древние германо-албанские языковые связи в свете проблем индоевропейской ареальной лингвистики, "Вопросы языкознания", 1965, № 6; Порциг В., Членение индоевропейской области, пер. с нем., М., 1964; К rahe H., Die Sprache der Illyrier, Bd 1-2, Wiesbaden, 1955-64; М а у e r A., Die Sprache der alten Illyrier, Bd 1-2, W., 1957-59; KronasserH., Zum Stand der Illyristik, "Балканско езико-знание", 1962, № 4, S. 5-23; Stipсeviс A., Bibliographia illyrica, Sarajevo, 1967.

ИЛЛИРИЙЦЫ (греч. Illyrioi), общее название обширной группы индоевроп. племён, занимавших в древности С.-З. Балканского п-ова от ср. течения Дуная до Адриатич. м. (наиболее значит, из иллирийских племён: далма-ты, либурны, истры, яподы, паннонцы, дези-тиаты, пирусты, диционы, дар даны, ар дней, таулан-тии, плереи и др.) и частично Ю.-В. Апеннинского п-ова (япиги, мессапы и др.). Первые упоминания об И. встречаются у греч. авторов Гекатея Милетского (6 в. до н. э.) и Геродота (5 в. до н. э.). Археологически И; связаны с гальш-татской культурой раннего железа (ко времени её расцвета в 700 - 400 до н. э. относятся культовые повозки, керамич. и бронзовая утварь с фигурами и рельефными фризами, украшения). В 7- 3 вв. до н. э. на терр. расселения И. греки основали ряд торг, и земледельч. поселений-колоний. Сначала И. строили крепости из необработанного камня, а позже стали под греч. влиянием выкладывать стены из тёсаных квадров, украшать святилища скульптурой. В нач.3 в. до н. э. в иллирийские области вторглись кельты, отчасти оттеснив И., отчасти подвергнув их кельтизации (образовалась группа иллиро-кельтских племён). В 3 в. до н. э., когда И. пришли в столкновение с римлянами, они находились в основном на стадии разложения первобытнообщинных отношений (у южноиллирийских племён возникли первые раннеклассовые образования ещё ранее: в 4 в. до н. э. у энхелеев и во 2-й пол. 4 в. до н. э. у таулантиев, в сер. 3 в. до н. э. у ардиеев). Подчинив соседние племена, ар дней создали обширную державу со столицей в Скодре (совр. Шкодер). В результате т. н. Иллирийских войн (229-228, 219, 168-167) между ардиеями t римлянами территория державы ардиее! была завоёвана римлянами (167) и во шла в состав рим. провинции Македония (148 до н. э.). Сев. области побережья населённые либурнами, далматами и япо дами, были завоёваны римлянами вс 2-1 вв. до н. э.; окончательно они были покорены во время Иллирийской войны 35-33 до н. э. Тогда же были завоёваны и племена паннонцев на средней Саве. В 13-9 до н. э. римлянами были завоёваны племена севернее Савы вплоть до ср. течения Дуная. Племена внутр. Далмации (дезитиаты, пирусты и др.) были покорены римлянами в ходе подавления панноно-далматского восстания 6-9 н. э. И. подверглись быстрой и сильной романизации (особенно на побережье и в городах). В ходе Великого переселения народов И. были окончательно ассимилированы; постепенно исчез и древний иллирийский язык. Потомками древних И. нек-рые учёные считают совр. албанцев. Памятники культуры И. сохранились в Австрии, Италии, Албании, Югославии.


Лит.: Свиридова И. Н., Иллирийские племена в кон. 1 в. до н. э. - в нач. 1 в. н. э., "Уч. зап. Московского Гос. педагогического ин-та им. В. И. Ленина", 1960, № 153[а]; Budimir М., Iliri i prailiri, "Vjesnik za arheologiju i historiju dolmatin-sku", 1952, № 53; Stipсeviс А., О umjetnosti starih ilira, "Republika", [Zagreb], 1960, broj 1, s. 16 - 17; Alfoldy G., Bevolkerung und Gesellschaft der romischen Provinz Dalmatien, Bdpst, 1965; Stipсeviс A., Bibliographia illyrica, Sarajevo, 1967.

ИЛЛИРИК (Illyricum), 1) завоёванная римлянами в 167 до н. э. территория расселения иллирийского племени - ардие-ев (Illyricum regnum); в 148 дон. э. вошла в состав рим. провинции Македония. 2) Рим. провинция, образованная, вероятно, во 2 в. до н. э. (самое позднее при Цезаре, сер. 1 в. до н. э.) на терр. расселения остальных иллирийских племён, завоёванных римлянами к кон. 1 в. до н. э. В 8 н. э. эта огромная провинция была разделена на 2: Верх. И.- Далмация и Ниж. И.- Паннония. 3) В период Рим. империи И. назывался таможенный округ, включавший дунайские провинции: Рецию, Норик, Паннонию, Дакию, Далмацию, Мезию. При имп. Диоклетиане (кон. 3 в.) И. был разделён на Зап. И. (I. occidentale) и Вост. И. (I. orientale). Для империи имел огромное хозяйственное и военно-стратегич. значение.

ИЛЛИЧ-СВИТЫЧ Владислав Маркович (12.9.1934, Киев,-22.8.1966, Загорянская Моск. обл.), советский языковед-компаративист. Обосновал ностратич. теорию (см. Ностратические языки) родства индоевроп., картвельских, семито-хамитских , дравидийских, уральских и алтайских языков, создав сравнительную фонетику и сравнительный словарь общих корней ("Опыт сравнения ностра-тических языков", т. 1, 1971). Автор фундаментальной работы " Именная акцентуация в балтийском и славянском" (1963), этимологич. и сравнительно-фонетических исследований пославянским, балтийским языкам, по индоевропеистике, по уральским, алтайским, картвельским, чадским языкам. Составил первый маке-донско-русский словарь (совм. с Д. То-ловски).

Соч.: Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты, в сб.: Проблемы индоевропейского языкознания, М., 1964; Материалы к сравнительному словарю ностра-тических языков, в сб.: Этимология. 1965, М., 1967; Соответствия смычных в ностратических языках, в сб.: Этимология. 1966, М., 1968.

ИЛЛЮВИЙ (от лат. illuvies - разлив, намывная грязь), минеральные и органич. вещества, выщелоченные дождевыми водами из верхней части почвы и отложенные в её нижней части (иллювиальном горизонте). И. состоит в зависимости от типа почвы из гумуса, гидроокислов железа, карбонатов, гипса.

ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio, от illudo- обманываю, насмехаюсь, разыгрываю), 1) неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия. И. представляют собой по преимуществу неосознанное и не поддающееся произвольной коррекции явление. 2) Ложные, несбыточные надежды, мечты.

Рассмотрение отд. примеров иллюзорного восприятия можно встретить уже у античных авторов (Аристотель, Лукреций, Витрувий). В эпоху Возрождения и в новое время интерес к И. культивировался занятиями оптикой и разработкой теории перспективы. Однако лишь начиная с работы С. Оппеля (1854, Германия) изучение И. приобретает систематич. характер. В русле гештальт-психологии И. впервые была осмыслена как самостоят, явление (М. Верт-хеймер, 1912, Германия). В совр. психологии наиболее значительные исследования И. проведены школами сов. психолога Д. Н. Узнадзе и швейц. психолога Ж. Пиаже.

Общеизвестны т. н. оптико-геометрич. И. (см. Иллюзии оптические), И. восприятия веса, времени, различных видов кажущегося и индуцированного движения, а также эффекты последствия фиксированной установки; были изучены также И., возникающие в сложных специальных условиях. Для каждой И. может быть экспериментально получена своя кривая ошибок восприятия, определённые количеств, показатели.

Большинство И. либо ослабевает (первичные И.), либо усиливается (вторичные И.) с возрастом, обнаруживая таким образом тесную связь с общим ходом развития восприятия, в частности с формированием его константности. И. издавна используются в искусстве, позволяя достигать особых эффектов выразительности. Учёт законов иллюзорного восприятия необходим при всякого рода прямых наблюдениях и оценках, а также в практике архитектуры и внешнего оформления изделий. А. А. Пузырей.

И. (м е д.). Иллюзорные обманы чувств возможны у здоровых людей, но свойственны преимущественно лицам с острыми и хронич. психич. расстройствами. И. возникают часто вследствие усталости, истощения, страха, тревожно-подавленного настроения или подозрительного отношения к окружающему. Так, напр., в лесу боязливый путник способен принять куст за затаившегося злоумышленника; инфекционному больному пятна на стене представляются изображением дерева, животного; алкоголик в состоянии похмелья в говоре толпы на улице слышит упрёки и брань в свой адрес. И. могут быть зрительными .слуховыми, а также осязательными, вкусовыми, обонятельными. И. отличаются от галлюцинаций наличием реального объекта восприятия. Помимо И. как психопатоло-гич. феномена, существуют "физические И." - всеми наблюдаемые явления, безотносительно к особенностям психики (см. Иллюзии оптические).

Б. И. франкштейн.

Лит. ГрегориР. Л., Глазимозг, М., 1970; Piaget J., Les mecanismes perceptifs, P., 1961; Carraher R. G., Thurston J. В., Optical illusions and the visual arts, N. Y., 1966.

Иллюзии оптические. 1. Высота фигуры кажется больше её ширины, хотя они равны. 2. Длинные косые линии параллельны друг другу, хотя кажутся расходящимися. 3. Две средние линии, идущие справа налево, - параллельные прямые, хотя кажутся дугами, обращёнными выпуклостями одна к другой. 4. Палуба правого корабля кажется короче палубы левого; между тем они изображены равными прямыми линиями. 5. Обе фигуры совершенно одинаковы, хотя верхняя кажется короче и шире нижней. 6. Нижняя дуга кажется более выпуклой и короткой, чем верхняя; между тем дуги одинаковы. 7. Буквы этой надписи поставлены прямо. 8. Эта фигура может представляться трояко: в виде лестницы, в виде ступенчатой ниши и в виде бумажной полосы, согнутой "гармоникой " и протянутой наискось.

ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ, обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предметов и пр., совершаемые наблюдателем при определённых условиях. Ошибки эти весьма многочисленны, разнообразны и с трудом поддаются классификации. За немногими исключениями удовлетворительные объяснения конкретных причин, вызывающих появление И. о., отсутствуют. На рис. 1 (см. табл.) приведён пример И. о., возникающих в результате свойства глаза переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Высота Фигуры, изображённой на рис. 1, кажется больше, чем её ширина, на самом деле они равны.

Разнообразны И. о., относящиеся к восприятию направлений линий. Пример таких И. о. дан на рис. 2 и 3. Длинные, косо направленные прямые линии на рис.2 кажутся расходящимися в разные стороны. Такого же характера И. о., изображённые на рис. 3. На этом рис. прямые параллельные линии кажутся изогнутыми. Велико число И. о., связанных с тем, что определённые предметы или части предметов воспринимаются не отдельно, изолированно, а в связи с окружающими их предметами или их частями (психо-логич.закон контрастов). Такого рода И.о. дана на рис. 4, где равные отрезки прямой (палуба корабля) на двух фигурах кажутся разной длины.

К особым видам И. о. относятся иллюзии, иллюстрируемые рис. 5 и 6. Обе фигуры на рис. 5 одинаковы, однако ширина верхней фигуры кажется меньшей, а высота большей, чем нижней фигуры. Две одинаковые дуги на рис. 6 кажутся разными и по длине и по кривизне. На рис. 7 наблюдатель видит на особом фоне буквы, составленные из чёрных и белых полос. Буквы расположены совершенно прямо (в чём можно убедиться с помощью линейки), но кажутся повёрнутыми в разные стороны. Часто встречаются И. о., связанные с восприятием рельефа (напр., И. о., приведённые на рис. 8). При долгом рассматривании рисунка пространственное восприятие может меняться как произвольно, в результате нек-рого усилия воображения, так и непроизвольно и даже вопреки желанию. К И. о. относятся также обманы зрения, вызываемые явлением иррадиации.

И. о. имеют важное значение в изобразит, иск-ве и архитектуре, где умелое использование их расширяет возможности художника или архитектора. На значение И. о. для живописи указывал ещё Л. Эйлер в 1774.

Лит.: Кравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, 4 изд., М.- Л., 1950; Перельман Я. И., Обманы зрения, П., 1924.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ, (франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка), имитация видимого мира в произведениях изобразит, иск-ва, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. И. предполагает зрит, стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их пе-ретекание, активное взаимодействие, зрит, подмену или кажущееся уничтожение веществ, материала (из к-рого состоит само произв.), плоскости стены или картины. И. появляется в антич. живописи, играет заметную роль в иск-ве Возрождения, становитсяодним из гл. принципов монументально-декоративного иск-ва барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архит. пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); И. встречается и в станковом иск-ве (напр., живописные, реже - графич. на-тюрморты-"обманки" 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России).

ИЛЛЮЗИОНИЗМ, вид циркового и эстрадного иск-ва. Основывается на использовании спец. аппаратов - ящиков с двойным дном, оптич. приборов и др., а также на манипуляции, т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, "чудесных превращений". В И. широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения.

Начало И. относится к древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17-18 вв. на ярмарках появились механики, показывавшие "чудеса", основанные на применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют выступления, вводят в них комич. элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Робер-Уден (Франция), Каланг (ФРГ) и др. Сов. иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тен-тау, А. Г. и Р. М. Сокол и др.

Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; его же, Иллюзионисты и "волшебники", М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного искусства, [М., 1966].

Ю. А. Дмитриев.

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (от позднелат. 11-lusorius - призрачный, обманчивый, кажущийся) в изобразительном искусстве, иллюзия чувственной достоверности изображения. И. может проявляться в кажущейся осязаемости, телесности и объёмности воспроизводимых на плоскости предметов, в трёхмерности, стереоскопичности, воздушности изображённого пространства. История иск-ва даёт многообразные варианты соотношения И. и условности в художеств, произв. И., лишённая эстетич. осмысленности и превращённая в самоцель, ведёт к натуралистич. копированию видимого мира.

ИЛЛЮМИНАТОР (от лат. illuminator - осветитель), застеклённое окно в корпусе или надстройке судна для освещения и вентиляции внутр. помещений. Судовые И. бывают круглые (бортовые и рубочные) и прямоугольные (рубочные), глухие и открывающиеся, часто с водонепроницаемыми крышками. Выбор типа И. определяется местом его установки и расстоянием до ватерлинии. И. наз. также круглые окна подводного исследовательского аппарата, самолёта, вертолёта, космич. корабля и др.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ (от лат. illuminо-освещаю, делаю ярким, украшаю), раскрашивание вручную гравюр или ри сунков от руки. И. также называете; весь процесс выполнения цветных ми ниатюр и орнаментации в ср.-век. рукописных к