| заболеваемость к-ры-ми выше среди арабов и евреев-иммигрантов из стран Азии и Африки. Встречаются природные очаги кожного лейшманио-за, клещевого возвратного тифа.
В 1969 было 193 больничных учреждения на 17,1 тыс. коек (5,9 койки на 1000 жит.), в т. ч. 39 гос. госпиталей на 9,7 тыс. коек. Функционировало также ок. 100 внебольничных учреждений (поликлиники, центры здравоохранения). Работали 6,9 тыс. врачей (1 врач на 410 жит.), 1,3 тыс. зубных врачей, 1,6 тыс. фармацевтов, 0,5 тыс. дипломированных акушерок и др. Врачей готовят мед. школы при ун-тах в Иерусалиме и Тель-Авиве.
А.Е.Беляев, А.А.Розов.
Ветеринарное дело. В сев. и зап. (прибрежном) р-нах среди кр. рог. скота и птицы регистрируются туберкулёз, бруцеллёз, грипп, респираторный мико-плазмоз, Ку-лихорадка и нек-рые др. В вост. р-нах преобладают природно-очаговые болезни (сибирская язва, пиро-плазмидозы, бешенство, листериоз) и оспа овец. Лептоспироз отмечается среди всех видов в зап. прибрежном р-не. Среди кр. рог. скота (особенно улучшенного европейским) распространён лейкоз. В юж. и вост. р-нах установлен паратуберкулёз. В И.ок.260вет. врачей (1970). Н.-и. работа ведётся в ряде вет. лабораторий.
X. Просвещение
В 1949 принят закон об обязат. нач. обучении без различия пола, национальности и вероисповедания. Однако фактически араб, часть населения подвергается дискриминации, школ для араб, детей крайне мало, доступ в высшие уч. заведения предельно затруднён. В 1968 число неграмотных среди евр. населения составляло 10,4%, а среди араб, населения достигало 42,8%.
Обучение и воспитание евр. населения носят ярко выраженный националистич. и религ. характер, подчинены целям реакц. идеологии сионизма. В сознание молодёжи внедряются доведённые до крайности шовинистич. идеи иудаизма об "особой миссии и исключительности" "евр. нации", её "исторических правах на Землю обетованную". Большое внимание уделяется также военизации воспитания - обязательную воен. подготовку проходят юноши (3 года) и девушки (2 года). Прогрессивная израильская общественность во главе с КПИ выступает против реакц. системы обучения и воспитания молодёжи.
Для детей 3-5 лет имеются детские сады (гос. и частные). В 1970 в них воспитывалось 121,8 тыс. детей. В р-нах араб, заселения дошкольных учреждений крайне недостаточно. Нач. школа (с 1969)- 6-летняя. Наряду с гос. светскими школами (65,5% уч-ся в 1970/71 уч. г.) существует значит, число гос. религиозных (28% уч-ся) и частных религиозных (6,5 % уч-ся) школ. Изучение Библии и Торы во всех школах обяз; -ельно. В араб, школах с 3-го класса преп даётся иврит. Ср. школа платная с 6 ICTHHM (с 1969) сроком обучения, состоит из 2 ступеней; 2-я ступень имеет 2 цикла - гуманитарный и естественнонаучный. В 1970/71 уч. г. в нач. школах обучалось 477,9 тыс. уч-ся (в т. ч. 89,8 тыс. арабов), в ср. школах - 140,1 тыс. уч-ся (в т. ч. 8,3 тыс. арабов). На базе нач. школы работают 4-летние ср. проф.-технич. школы и на базе средней - с.-х. школы (в 1970/71 уч. г. проф. подготовкой было охвачено 12,9 тыс. чел., из них арабы составляли 4,8%). Пед. образование осуществляется в пед. колледжах и ун-тах.
Имеется 10 высших уч. заведений (св. 45 тыс. студентов в 1970/71 уч. г., из них число арабов составляло ок. 2% ). Обучение в вузах платное. Крупнейшие вузы: Еврейский ун-т в Иерусалиме (осн. в 1918, официально открыт в 1925), ун-т в Тель-Авиве (осн. в 1953), Техноло-гич. ин-т ("Технион", осн. в 1912) в Хайфе. Высшие уч. заведения в И. финансируются гл. обр. Еврейским агентством, а также сионистскими орг-циями (в основном США), к-рые через специально созданный Фонд просвещения оказывают непосредств. влияние на систему образования и контролируют её.
Крупнейшие библиотеки: Евр. нац. и университетская б-ка в Иерусалиме (осн. в 1884, св. 2 млн. тт.), университетская б-ка в Тель-Авиве (осн. в 1954, 250 тыс. тт.). Гл. музеи - Нац. музей И. в Иерусалиме (осн. в 1965, включил Аохеологич. музей, художеств, музей "Бецалель" и др.), Гаарец-музей в Тель-Авиве (осн. в 1958). Г. С. Никитина.
XI. Научные учреждения
Руководство науч. учреждениями осуществляет Нац. совет науч. исследований (председатель - премьер-министр). Н.-и. работы финансируются за счёт гос. бюджета лишь отчасти, велик удельный вес вложений и пожертвований, получаемых от зарубежных сионистских орг-ций, от израильских и иностр. фирм. Израильская Академия наук осн. в 1959. Большая часть научных исследований подчинена целям милитаризации страны.
Среди крупных науч. центров: Н.-и. институт им. Вейцмана (осн. в 1934, Реховот) - исследования в области медицины, математики, физики, ядерной физики, радиоспектроскопии, кристаллографии, оптич. спектроскопии,электроники, электротехники, приборостроения, пластмасс, общей биологии, вирусологии, генетики растений. Этим ин-том совместно с Гос. комиссией по использованию атомной энергии (осн. в 1952, Тель-Авив) организован центр по изучению применения радиоизотопов в радиобиологии. Под руководством комиссии изучаются методы извлечения урана из фосфоритов пустыни Негев; комиссия располагает экспериментальными реакторами; ядерные исследования преследуют гл. обр. военные цели. Негевский н.-и. ин-т (осн. в 1956) изучает минеральные ресурсы пустыни Негев, ведёт исследования по биологии растений и животных.
Минеральные ресурсы изучаются и в Геол. ин-те, где составляются геол. карты. Ин-т нефти и геофизики (осн. в 1957, Холон) проводит исследования по сейсмографии, гравиметрии, ведёт разведку нефт. месторождений. В с.-х. ин-те (осн. в 1959, Реховот) ведутся работы по почвоведению, физиологии растений, механизации с. х-ва. Исследо-ват, учреждение при Технологическом институте ("Технион") в Хайфе осуществляет работы в области технологии машиностроения и др. отраслей техники. Центр, физич. лаборатория (осн. в 1950, Иерусалим) исследует возможности использования солнечной энергии в практич. целях. Минеральные богатства Мёртвого м. изучаются в спец. лаборатории. Н.-и. биологич. ин-т занимается вопросами эпидемиологии и здравоохранения. Болезни аридной зоны изучаются в Еврейском ун-те в Иерусалиме и в Ин-те аридной зоны в Негеве; ведутся разведка фосфоритов пустыни Негев и работы в области гидрогеологии. Ряд исследований субсидируется военным ведомством И., а также США и ФРГ.
Большая часть учёных И.- выходцы из Германии, Франции, США и др. стран, иммигрировавшие в И.
Лит.: Guide to world science, v. 9. L., 1970; The Middle East and North Africa, 1968-69, L., [1968]. H. А. Длин,
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В И. в 1971 издавалось св. 400 газет и журналов. Наиболее распространённые: "Гаарец", правая бурж. газета, изд. с 1918 на яз. иврит, тиоаж 44 тыс. экз.; "Ал-Гамишмар", изд. с 1943 на яз.иврит,тираж 25 тыс.экз., орган МАПАМ;"Давар", изд. с 1925 на яз. иврит, тираж 40 тыс. экз., орган Гистадрута, находится под контролем МАИ; "Гацофе", изд. с 1938 на яз. иврит, тираж 11 тыс. экз., орган Нац.-религ. партии; "Джерузалем пост" ("Jerusalem Post"), проправительств. газета, изд. с 1932 на англ, яз., тираж 21 тыс. экз.; "Едиот ахронот", вечерняя газета, изд. с 1939 на яз. иврит, тираж 85 тыс. экз.; "Маарив", реакц. бурж. вечерняя газета, изд. с 1948 на яз. иврит, тираж 118 тыс. экз.; "Арахим", ежемесячный теоретич. журнал, изд. с 1969 на яз. иврит, орган ЦК КПИ; "Ад-Дарб", ежемесячный теоретич. журнал, изд. с 1969 на араб, яз., орган ЦК КПИ; "Зу Гадерех", еженедельник, изд. с 1965 на яз. иврит, орган ЦК КПИ; "Аль-Ит-тихад", выходит 2 раза в неделю, издаётся с 1944 на арабском языке, орган ЦК КПИ.
Радиовещание осуществляется правительственной радиостанцией "Шидурэй Исраэл", осн. в 1968; до 1968 действовала радиостанция "Кол Исраэл". Передачи ведутся по мн. каналам на 11 языках. В 1966 начались уч. телевизионные передачи. Телецентр создан в 1968. Передачи на яз. иврит и арабском. Все органы пропаганды, находящиеся под контролем пр-ва и сионистских партий, служат интересам агрессивной израильской буржуазии и сионизма. Их деятельность носит крайне антисоветский характер.
XIII. Литература и искусство
Лит-pa и иск-во И. развиваются в условиях сложных социальных противоречий и нац. конфликтов, разжигаемых господствующей израильской буржуазией. Внутр. и внеш. экспансионистская политика реакционных правящих кругов И. с их националистич. сионистской идеологией накладывает свою печать на культурную жизнь страны. Дискриминация коренного араб, населения, противоречия во взаимоотношениях междуразными евр. общинами препятствуют развитию демократич. тенденций в лит-ре, изобразительном иск-ве, театре, кинематографии.
Израильская лит-pa создаётся преим. на языке иврит. Офиц. объединение литераторов И.- "Союз ивритских писателей" (осн. в 1940-х гг., гл. орган - журн. "Мознаим", с 1934) не допускает в свои ряды поэтов и прозаиков, пишущих на языках идиш и арабском. Многие литераторы в той или иной степени подвержены влиянию идей, пропагандируемых сионистским руководством. Некоторые писатели, иммигрировавшие в Палестину задолго до образования гос-ва И. (см. в ст. Еврейская литература), продолжали выступать с новыми произв. и после 1948: Ш. Агнон (1888-1970; Нобелевская пр. 1966); А. Шлёнский (р. 1900), Лея Гольдберг (1911-70) и др. К 50-м гг. в лит-ру пришла группа литераторов, выросших в Палестине: Е. Map (1921-68), Е. Амихай (р. 1924), Т. Ривнер (р. 1924), И. Хендель (р. 1925) и др. Они пишут о различных социальных проблемах израильского общества, о жизни ки-буц, воспитании молодёжи, дискриминации евреев - выходцев из стран Сев. Африки и Бл. Востока. В нек-рых произведениях С. Изхара (р. 1916)' выражен протест против расистского отношения к арабам. В 60-е гг. усиливается влияние модернистской зап. лит-ры и философии экзистенционализма. Осн. темами художеств, произведений становятся одиночество и отчаяние, отчуждённость и бегство от действительности: Б.Тамуз (р.1919),Н. Зах (р. 1930), А. Апельфельд (р. 1932), Далия Равикович (р. 1936). Особое место занимает проблема еврейско-араб. отношений. Её, как и др. политич. и социальные проблемы, освещают с прогрессивных позиций писатели М. Ави-Шаул (р. 1898), А.Пэнн (1906-72), Хая Кадмон (1919- 1960), А. Ноф (р. 1914), Рут Левин (р. 1929) и др. Шовинистич. реакции, антикоммунизму и антисоветизму, гл. выразителями к-рых в лит-ре являются У. Ц. Гринберг (р. 1894), И. Ратош (р. 1909), М. Шамир (р. 1921), а в последние годы жизни и Н. Альтерман (1910-70), противостоит также творчество писателей, нередко протестующих против конформизма и официальной экстремистской политики: А. Кенан, Д. Бен-Амоц, И. Орпаз (р. 1922), И. Лев (р. 1933), Э. Бен-Эзер (р. 1936) и др. В И. издаётся лит. журн. "Кешет" на яз. иврит. Мн. основоположники лит-ры на яз. иврит создавали также произведения на языке и д и ш, к-рый сионистское руководство долге е время стремилось вытеснить из культурной жизни страны. Значит, представители лит-ры И. на яз. идиш - И, Зрубавэл, М. Ман, И. Паперников, П. Бинецкий и др. На этом языке выходит лит. журн. "Ди голдене кейт". Лит-ра на араб. яз. представлена творчеством поэтов Тауфика Зийяда (р. 1926), Ханна Абу Хана (р. 1928), Самиха эль-Кесема (р. 1939), новеллистов Эмиля Хабиби (р. 1921), Мухаммеда Али Тахи и др. В ней наряду с борьбой за социальный прогресс ведущей является тема протеста против дискриминац. политики израильских властей по отношению к араб, населению страны и милитаристского курса правительства И.
Стр-во в И. подчинено гл. обр. гос. потребностям и не удовлетворяет острую нужду в жилище, вызванную притоком иммиг{ чнтов. С 1950-х гг. развиваются города Тель-Авив, Хайфа, Реховот; создаются новые города. Массовая жилая застро ка -1-2-этажная барачного типа в кибуцах, 6-9-этажная (с лоджиями, балконами) в городах; дома строятся из камня, кирпича, железобетона. Среди общественных и деловых зданий выделяются: концертный зал Ф. Манна в Тель-Авиве (1957), госпиталь Бейлинсон в Тель-Авиве (1950-58), Гаарец-музей в Тель-Авиве (1958-60-е гг.), гостиничный комплекс в г. Бет-Ям (1968-69), 36-этажное конторское и торг, здание "Шалом" в Тель-Авиве. Архитектура И. развивается в русле совр. между-нар. архит. направлений. В изобразит, иск-во евреи-переселенцы из разных стран приносили с собой традиции различных школ и направлений. Отсюда пестрота общей картины развития художеств, культуры в И. Реалистич. тенденции идут от Школы иск-в и художеств, ремёсел "Бецалель" (осн. в Иерусалиме в 1906 худ. Б. Шацем). Однако преобладающими являются всевозможные модернистские течения (живописцы Ц. Меи-рович, М. Янко, И. Зарицкий и др.).
Муз. культура И. складывается из нац. муз. культуры палестинских евреев и арабов, а также муз. традиций, принесённых евреями-переселенцами. С нач. 1950-х гг. начинают развиваться композиторская школа, исполнительское иск-во. В своём творчестве композиторы опираются на муз. фольклор народов вост. Средиземноморья, а также совр. приёмы письма; многие примыкают к различным авангардистским течениям. В 1948 осн. Израильская филармония, при к-рой организован оркестр (среди др. оркестров - Израильский камерный "Рамат-Ган", Хайфский симфонический, Израильской нац.оперы). Пользуется известностью муз. театр "Инбал" (осн. в 1950-х гг. С. Леви-Таннай), популяризирующий муз. фольклор вост. (гл. обр. йеменитских) евреев. В ряде городов существуют муз. об-ва - чОб-во камерной музыки", "Музыкальная молодёжь" (ведёт просветит, работу), хоровые объединения и др. Музыканты получают образование в Евр. консерватории("Суламифь-консерватория" в Тель-Авиве; преобразована из муз. школы в 1950) и Академии музыки им. Рубина в Иерусалиме, а также на муз. ф-те Еврейского ун-та в Иерусалиме. С 1959 (1 раз в 3 года) в Тель-Авиве проводится Междунар. конкурс арфистов. Существуют Лига и Фонд композиторов И. (осн. в 1957), муз. изд-во. С 1960 в Тель-Авиве издаётся муз. журнал "Бат кол".
С 1958 в Тель-Авиве работает Нац. театр И. В его труппу приглашаются и гастролёры (актёры и режиссёры). Среди спектаклей - пьесы У. Шекспира ("Юлий Цезарь", 1962, "Комедия ошибок", 1964, и др.). Театр получает гос. дотацию (ок. 7% бюджета). Популярен Камерный театр (осн. в 1944), ставящий произв. прогрессивных израильских и зарубежных драматургов. В 1963 осн. Городской театр в г. Хайфа, в репертуаре к-рого произв. классич. и совр. драматургии (У.Шекспир, Э. Ионеско). Из-за недостатка материальных средств были распущены ведущие театральные коллективы, стремившиеся создать нац. актёрскую школу: театр "Огель" ("Шатёр", 1926-68), обращавшийся в основном к рабочей аудитории, и сатирич. театр "Мататэ" ("Метла", 1928-49), пользовавшийся популярностью у зрителей. По этой же причине недолго просуществовали неск. драматич. и сатирич. театров, появившихся в 40 - 50-е гг. В репертуаре возникших в 60-е гг. небольших коммерческих драматич. трупп преобладают авангардистские пьесы и муз. комедии (мьюзиклы). Театры, к-рые не поддерживают официальный курс властей, подвергаются давлению пр-ва (нежелательные спектакли отменяются). С 1963 функционирует балетная труппа "Бат-Шева", ставящая модернистские спектакли. В Хайфе в 1968 осн. араб, драматич. коллектив "Аль-Масрах ан-Нахед".
В 50-е гг. организованы киноцентр при Мин-ве торговли и индустрии, об-во "Сенфилдо Исраэл". Пр-вом создан фонд помощи кинопроизводству (средства от налога, взимаемого с проката иностр. фильмов). Работает св. 10 кинокомпаний (наиболее крупные - "Исраэл" и "Гева-фильм"). Мн. фильмы снимаются совместно с кинокомпаниями США, Франции, Италии, ФРГ, Японии. Среди фильмов 60-х гг.:"Саллах Шабати", "Мальчик по ту сторону улицы", "Написано на песке", "Тевье-молочник и его семь дочерей", "Подвал", "Три дня и один мальчик", "Королева шоссе". В 1961 основан "Фильмархив" в Хайфе. Имеется св. 300 кинотеатров, выпускается (1969) 10-12 художеств., 60-100 документально-хроникальных фильмов.
Лит.: Поэты Израиля, М., 1963; Рассказы израильских писателей, М., 1965; Искатель жемчуга, М., 1966; KlausnerJ., Qitzur toldot hassifrut haivrit hachadascha (1781 - 1953), TeH-Aviv, 1955; Halkin S., Modern Hebrew literature: Trends and values, N. Y., 1950; Ribalow M., The flowering of modern Hebrew literature, N. Y., 1959; Urinоwski A., Toldot hassifrut haivrit hachadascha, Bd 1 - 3, Tell-Ayiv, 1956 - 57; его ж е, Toldot hassifrut haivrit bedorenu, Bd 1-2, Tell-Aviv, 1957; Гассан Канфа-н и, Адаб аль-мукавами фи фалшстин аль-мутталля, Бейрут, 1966; "L'architecture d'au-jourd'hui", 1958, Ли77; 1959, № 85; 1963, №106(рус. пер.-"Современная архитектура", 1963, № 2); 1964, М° 115; Gamzu Н., Painting and sculpture in Israel, Tell-Aviv, 1958; Хааманут хайехудит (Еврейское искусство), Тель-Авив, 1959 и 1961; В г о d M., Die Music Israel, Tell-Aviv, 1951; Smоira Rоll M., Folk song in Israel, Tell-Aviv, [1963].
ИЗРАИЛЬСКАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ АРАБСКИХ СТРАН 1967, инспирированное империалистич. державами и междунар. сионизмом вооруж. нападение Израиля на Египет, Иорданию и Сирию 5 июня 1967; привело к захвату Израилем значит, араб, территорий. С помощью израильской агрессии империалистич. силы во главе с правящими кругами США рассчитывали нанести удар по движению в араб, странах, направленному на упрочение их нац. независимости, вызвать свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, укрепить позиции неоколониализма и реакции в араб. мире. Правящая сионистская верхушка Израиля стремилась осуществить экспансионистские планы создания "Великого Израиля" от Нила до Евфрата, упрочить свои позиции внутри страны и связи с монополистич. кругами США.
Агрессия подготавливалась в течение длит, времени. 9 мая 1967 израильский кнессет (парламент) предоставил пр-ву полномочия начать воен. действия против Сирии. Для проведения агрессии и оправдания её перед мировым общественным мнением Израиль, поощряемый империалистич. и между нар. сионистскими кругами, воспользовался мероприятиями араб, гос-в, в частности Египта, по укреплению границ. Реакц. мировая пресса усиленно пропагандировала израильский тезис о необходимости для Израиля вести войну с араб, гос-вами ради сохранения своего существования, якобы поставленного под угрозу. В этих целях были использованы экстремистские высказывания отд. араб, деятелей (напр., быв. палестинского араб, лидера Ахмеда Шукейри, призывавшего арабов к уничтожению Израиля). Материальная и воен. помощь Израилю |