| ич. И. п., равными стоимости авансированного капитала.
Бурж. политич. экономия всегда игнорировала двойственность И. п. В односторонней, поверхностной трактовке И. п. она "открыла" своеобразный "заменитель" категории стоимости, выдвинув антинаучную теорию издержек произ-ва (сводящую стоимость к И. п., а последние - к затратам капитала). Различные варианты этой теории развивали вульгарные экономисты 19 в. (Ж. Б. Сей, Т. Мальтус, Р. Торренс, Н. Сениор и др.). В современной бурж. политич. экономии теория издержек произ-ва получила широкое распространение в сочетании с теорией предельной полезности (А. Маршалл и др.; см. Предельной полезности теория).
И. п. в социалистическом обществе различаются как совокупные затраты обществ, труда (живого и прошлого) на произ-во продукта, образующие его стоимость (основу цен), и как совокупные затраты материальных ресурсов (части обществ, продукта)на возмещение потреблённых средств произ-ва и на воспроизводство рабочей силы, образующие основу себестоимости. В условиях хозрасчёта себестоимость выражает ден. (ресурсные) И. п. социалистич. предприятий. В плановой цене, по к-рой реализуется их продукция, общество оплачивает И. п., измеряемые полными затратами труда (стоимость). Соотношение цены и себестоимости продукции определяет результаты хоз. деятельности предприятий, рентабельность их произ-ва. То же соотношение двух измерений И. п. в отраслевом и нар.-хоз. масштабах служит показателем экономич. эффективности отраслей и всего обществ, произ-ва. Себестоимость, как обособившаяся в ден. форме часть цены (стоимости), в отличие от капиталистич. И. п., не противостоит стоимости, как частные И. п. общественным. В производит, расходах и кругообороте средств социалистич. предприятий обе формы И. п. отражают движение (вое производство и реализацию) всего сово купного продукта, отношения социали стич. обществ, собственности. Это пол ностью исключает превращение рабоче! силы в товар, а ден. материальных ресур сов в капитал, эксплуатирующий труд Образующийся из превышения цены про дукции над её себестоимостью прибавоч ный продукт (прибыль, налог с оборота присваивается непосредственно общест вом и расходуется в интересах всех тру дящихся; часть его (прибыль после уста новленных отчислений) остаётся в распо ряжении предприятий.
Общий уровень И- п. в социалистич обществе планируется в целом и по каж дому их элементу в стоимостной и нату ральной формах на основе научно обос нованных норм. Большое преимуществе социализма перед капитализмом - ра циональное использование трудовых, материальных и ден. ресурсов общества. Систематич. снижение общего уровня И. п.- объективная закономерность социалистич. произ-ва. Они проявляются в снижении стоимости (цены) и себестоимости продукции, что отражает реальную экономию живого труда, материальных и ден. ресурсов.
Затраты живого труда - важнейший элемент И. п. Обратным его показателем является производительность труда. Рост производительности обществ, труда непосредственно снижает стоимость продукта. Его влияние на себестоимость опосредовано динамикой ден. затрат на оплату труда. Себестоимость снижается, если производительность труда растёт быстрее, чем заработная платя, или, иначе говоря, если снижение затрат труда на единицу изделия (трудоёмкости) сопровождается снижением удельных расходов на зарплату (зарплатоёмкости). Опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом зарплаты - необходимое условие систематич. снижения обществ. И. п. При соблюдении этого условия достигается наибольший экономич. эффект от снижения И. п. и обеспечиваются одновременно удешевление продукции (снижение уровня цен), увеличение чистого дохода общества и рост реальной зарплаты трудящихся.Постоянным источником снижения И. п. является экономия прошлого труда, достигаемая путём совершенствования и всё более рационального использования средств произ-ва (оборудования и материалов), а также снижение расходов на управление и др. общие потребности х-ва.
С развитием социалистич. экономики повышается роль точного учёта и планирования И. п. как в стоимостной и натурально-вещественной формах, так и в форме планомерных затрат труда. Всё большее значение приобретает исчисление показателя нар.-хоз. трудоёмкости, или полных затрат живого и овеществлённого труда, на единицу продукции непосредственно в рабочем времени (человеко-днях, человеко-часах). По отд. отраслям и в целом по нар. х-ву полные затраты труда определяются на основе использования межотраслевого баланса в стоимостном и натуральном выражении. ЦСУ СССР разрабатывает по нек-рым годам (1959, 1966) отчётные межотраслевые балансы произ-ва и распределения продукции в нар. х-ве и на этой основе - отчётные межотраслевые балансы затрат труда. Поиски путей эффективного снижения И. п. требуют решения экстремальных задач - нахождения максимума экономии или минимума затрат при заданной программе и наличной хоз. ситуации (в пределах данного комплекса предприятий).
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 198-201; Маркс К., Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 29-47, 168-88; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. 2, с. 139-40, 220-40; то же, т. 26, ч. 3, с. 71, 76-81, 167-71, 539-40; Программа КПСС, М., 1971, ч. 2, разд. 1, § 3; Применение математики в экономических исследованиях. Сб. под ред. В. С. Немчинова, М., 1959; Комина Л. Ф., Полные трудовые затраты, М., 1969; Белоусов Р. А., Общественно-необходимые затраты труда и уровень оптовых цен, М., 1969. М. П. Саков.
ИЗДЕРЖКИ ТОРГОВЫЕ, см. Издержки обращения.
ИЗДЕРЖКИ ТРАНСПОРТНЫЕ, совокупность затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров. При перевозке грузов производятся затраты: на погрузочно-разгрузочные работы, на перемещение (перевозку) грузов от пунктов произ-ва до мест потребления и на тару (упаковку), если последняя необходима только для перемещения груза, а не для его хранения или реализации (продажи); при перевозке пассажиров - на обслуживание пассажиров в пунктах отправления и назначения (вокзалах, портах, станциях), на перемещение пассажиров разными видами транспорта.
Затраты на перевозку грузов и людей внутри предприятий не относятся к нар.-хоз. И. т. в сфере обращения, а включаются в издержки производства, т. к. являются частью технологич. процесса произ-ва той или иной продукции (перевозки сырья и топлива со складов в цехи, материалов и полуфабрикатов из цеха в цех, готовой продукции из цехов на склады готовых изделий; спуск в шахту и подъём из шахты горняков подъёмными лифтами, канатными дорогами и т. п.). Различают общественные И. т. и издержки трансп. предприятий.
В обществ. И. т. необходимо включать, помимо затрат на перевозки грузов и пассажиров транспортом общего пользования, также и затраты пром. предприятий на перевозки по подъездным путям, связывающим их с транспортом общего пользования. К обществ. И. т. относятся и затраты нар. х-ва на перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Издержки трансп. предприятий слагаются из их затрат на перевозку, погрузку-выгрузку грузов, их хранение и т. п.
Абс. величина И. т. зависит от объёма и стоимости перевозок. Полного ежегодного учёта И. т. не производится. По ориентировочным расчётам, суммарные расходы нар. х-ва на перевозки всеми видами транспорта СССР (без расходов на тару) в 1969 превысили 30 млрд. руб., из них на грузовые перевозки было затрачено ок. 88% (в т. ч. на погрузочно-разгрузочные работы - почти 24%). Ввиду различий себестоимости и ср. дальности перевозок доля отд. видов транспорта в И. т. не соответствует их доле в грузообороте. Так, в СССР в общих И. т. по перевозке грузов на долю автомоб. транспорта приходилось в 1969 ок. 2/3, ж.-д. ок. 1 /4, морского ок. 4%, речного ок. 2%. В И. т. на междугородные пасс, перевозки св. половины всех расходов приходилось на ж.-д. транспорт, св. 1/4 на воздушный, св. 15% на автомоб. общего пользования (автобусы). Поскольку удельный вес ж.-д. транспорта в междугородных перевозках пассажиров систематически снижается, а автобусного и особенно возд. транспорта повышается, то соответственно изменяется и доля этих видов транспорта в И. т. на такие перевозки. Лит. см. при ст. Транспорт.
Е. Д. Хануков.
ИЗДЕРЖКИ ХРАНЕНИЯ, часть издержек обращения, связанная с хранением товаров.
И. х. относятся к дополнит, издержкам обращения, носят производит, характер и увеличивают стоимость товаров в той части, к-рая связана с хранением нормальной величины запасов, необходимой для непрерывности процесса воспроизводства. Если размеры товарных запасов вызваны трудностями реализации продукции в силу её перепроизводства или выпуска продукции, не пользующейся спросом, а потому не имеющей сбыта, то расходы по сохранению этих запасов относятся к непроизводительным. Маркс подчёркивал во 2-м томе "Капитала", что эти расходы ".. .не входят в стоимость товара, а представляют собой вычет, потерю стоимости при реализации стоимости" (Марке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 168).
Уровень и структура И. х. во многом определяются способом произ-ва материальных благ.
В капиталистич. х-ве значит, часть И. х. носит непроизводит. характер, т. к. вследствие антагонистич. противоречий капиталистич. способа произ-ва образуются товарные запасы, не находящие сбыта. Особенно больших размеров они достигают в период экономич. кризисов.
В социалистич. экономике подавляющая часть И. х. носит производит, характер. Размеры товарных запасов в сфере обращения определяются в плановом порядке, исходя из действительной потребности в них для бесперебойного осуществления процесса расширенного социалистич. воспроизводства, обеспечения непрерывности товарооборота. И.х. в социалистич. х-ве, направленные на сохранение созданной обществом продукции, являются важным условием сбережения социалистич. собственности.
Технич. прогресс во всех отраслях нар. х-ва, появление новых видов продукции, возросшие требования к её качеству, улучшение обслуживания потребителей вызывают необходимость дальнейшего развития материально-технич. базы снабжен-ческо-сбытовых и торг, орг-ций на новейшей технич. основе, в частности широкой механизации и автоматизации складского х-ва. Это приводит к известному увеличению расходов по хранению, но они перекрываются развитием товарооборота, ростом производительности труда в сфере обращения, экономией от сохранения громадных масс товарно-материальных ценностей, ликвидацией потерь продуктов из-за недостатка складов, хранилищ и т. п. Поэтому развитие материально-технич. базы снабжения и торговли способствует увеличению обществ, богатства.
Лит. см. при ст. Издержки обращения.
А. А. Якоби.
ИЗДЕШКОВО, посёлок гор. типа в Сафоновском р-не Смоленской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 128 км к С.-В. от Смоленска. Известковый, молочный и льнооб-рабат. з-ды.
ИЗДОЛЫЦИНА, вид аренды земли, при к-рой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая. Характеризует в основном докапиталистич. и неразвитые капиталистич. формы эксплуатации мелких с.-х. производителей. В условиях зарождения капиталистич. отношений И. являлась формой, переходной от феод, аренды земли к капиталистической. И. сохраняется ещё как пережиток феодализма в нек-рых развитых капиталистич. странах (США, Италия, Испания, на Ю.-З- Франции). Во мн. странах Востока И. занимает ведущее место в формах арендных отношений.
ИЗЕЛИН (Iselin) Исаак (7.3.1728, Базель,- 15.7.1782, там же), швейцарский просветитель. Изучал историю и философию в Базеле и Гёттингене. В 1761 был одним из основателей Гельветического общества. Из соч. И. наиболее известен вышедший в 1764 2-томный трактат "Об истории человечества". История рассматривается им как прямолинейное постулат, развитие от более низких форм к более высоким, а бурж. цивилизация как вершина прогресса, она призвана обеспечить материальное благополучие и счастье человечества. Гл. врагом прогресса И. считал войну, а его гл. целью - единение всех народов.
Соч.: Traume eines Menschenfreundes, Tl 1-2, Basel, 1776.
Лит.: Гулыга А. В., Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в., "Новая и новейшая история", 1963, М° 3; Im Hof U., Isaak Iselin..., T. 1-2, Basel, [1947].
ИЗЕО (Iseo), озеро на С. Италии, в Ломбардских Предальпах. Пл. 65 км2, глуб. до 251 м, вые. уровня 185 м. И. заполняет концевой бассейн древнего ледника, имеет крутые скалистые берега. Через И. протекает р. Ольо, лев. приток р. По. Судоходство, рыболовство. На юж. берегу И.- г. Изео.
ИЗЕР (Iser) Иосиф (21.5.1881, Бухарест,- 25.4.1958, там же), румынский живописец и график, нар. художник СРР (1954), чл. рум. Академии (1955). Учился в АХ в Мюнхене (1899-1904) и академии Рансона в Париже (1908-09). Автор обличит, антимонархич. рисунков и по-литич. карикатур ("Карл I", тушь, акварель, 1913), живописных работ ("Татарская семья", "Пейзаж в Добрудже", 1918, "Арлекин" - все в Музее иск-в СРР, Бухарест), отличающихся свободой живописной манеры, активной звучностью цвета.
Лит.: Mihalache M., Josif Iser, Вис., 1968.
ИЗЕР (Isere), река на Ю.-В. Франции, лев. приток Роны. Дл. 290 км, пл. басе. 11,8 тыс. км2. Берёт начало в Грайских Альпах, на границе с Италией, пересекает Савойские Альпы в глубокой долине. Питание преим. снеговое, весенне-летнее половодье. Ср. годовой расход воды ок. 330 м3/сек. В басе. И. ГЭС и водохранилища, в т. ч. крупное водохранилище Тинь в верховьях И. В ниж. течении используется для орошения и судоходства. На И.- г. Гренобль. Верховья И.- центр зимнего спорта и туризма.
ИЗЕР (Isere), департамент на Ю.-В. Франции. Пл. 8,2 тыс. км2. Нас. 798 тыс. чел. (1971). Адм. ц. - г. Гренобль. Более половины площади И.- Альпы (вые. до 4103 м). Равнинные и низм. участки - долины pp. Рона, Изер, Драк. Значительна площадь лесов. Осн. отрасль х-ва - пром-сть. Гидроэнергетика, электрометаллургия и электрохимия, машиностроение, бум., шёлковая, пищ. пром-сть. Животноводство. Туризм.
ИЗЕРЛОН (Iserlohn), город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия. 57,8 тыс. жит. (1970). Значит, центр металлообработки (проволока, пружины, иглы, бронз, изделия), произ-во арматуры, осветит. аппаратуры, электромоторов. Впервые упоминается в 1050; городские права - с 1278.
ИЗЖОГА неприятное ощущение жжения, распространяющееся по ходу пищевода. И. связана с забрасыванием кислого содержимого желудка в пищевод, а также с нарушением моторики пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки. Отмечается при нек-рых заболеваниях - гастрите, холецистите, язвенной болезни (при повышении кислотности желудочного сока), а также при ряде нервных расстройств. У здоровых людей И. возникает при непереносимости нек-рых пищ. продуктов. Для симптоматич. лечения И. применяют нейтрализацию избыточно образовавшейся кислоты (внутрь двууглекислая сода или жжёная магнезия). Однако беспорядочный, без врачебного контроля приём щелочей может вызвать раздражение слизистой оболочки желудка. Назначают также физиотерапевтич. процедуры, дробное питание с ограничением углеводов.
ИЗИДИИ, выросты на поверхности слоевища (таллома) лишайника, образованные гифами гриба, между к-рыми располагаются водоросли. При подсыхании И. легко отламываются и прорастают в новый таллом лишайника.
ИЗЛИВШИЕСЯ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, эффузивные горные породы, магматические горные породы, как и совр. лавы, излившиеся на поверхность Земли по вулканич. каналам или трещинам в земной коре и застывшие в виде потоков, покровов и куполов. См. Вулканические горные породы.
ИЗЛОЖЕНИЕ, устный или письменный пересказ текста. Используется в общеоб-разоват. школе (в основном в начальных и 4-8-х классах) как один из осн. видов классной уч. работы по развитию речи уч-ся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин "И." охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения. Сокращённое И. больших по объёму текстов способствует формированию у уч-ся навыка записи конспектов и лекций и обычно используется в старших классах.
По содержанию различают И. повествоват. характера, описания (явлений природы, процессов труда и др.), портретные характеристики, рассуждения. И. могут быть обучающими и контрольными.
Тексты для И. выбираются из художеств., публицистич., научно-популярных произведений; в практике преподавания используется также И. по лит.-драматич. звукозаписям, диафильмам, кинофильмам, спектаклям.
Лит.: Закожурникова М. Л., Обучение изложению и сочинению в начальной школе, 4 изд., М., 1959; Текучев А. В., Методика русского языка в средней школе, М., 1970.
ИЗЛОЖНИЦА, металлическая форма для отливки металла в виде слитка. По конструкции И. подразделяют на глуходонные и сквозные; по способу заливки металла - на заполняемые сверху и заполняемые снизу (сифонная разливка). Для разливки чугуна на разливочных машинах применяют И. горизонтального типа - мульды, а для разливки ферросплавов и нек-рых цветных металлов - И. в виде невысоких ванн, иногда с вертик. перегородками. Наибольшее распространение в пром-сти получили чугунные И. вертикального типа для разливки стали. И. для слитков, предназначенных для поковок, вмещают до 100 т стали и более; И. для стали, идущей в прокатку, рассчитаны на слитки массой от 100 кг до 20 т (слитки для слябов). В целях уменьшения усадочной раковины в слитках И. изготовляют с утеплённой надставкой.
ИЗЛОМ МИНЕРАЛОВ, характер поверхностей, образующихся при расколе кристаллов или зёрен минерала. Вид излома зависит от ряда механич. свойств минерала (хрупкость, ковкость и др.), его кристаллич. структуры (наличие или отсутствие спайности, степень её совершенства и др.), характера агрегатных срастаний в агрегатах минералов, величины формы зёрен в них и т. д. Кристаллы минералов с совершенной или хорошей спайностью образуют ровные с блестящими поверхностями изломы (слюда, кам. соль, свинцовый блеск и др.). Нек-рые минералы с совершенной спайностью по отд. направлениям могут давать изломы, не обнаруживающие плоскостей спайности (напр., раковистый излом в кальците). В скрытокристаллич. агрегатах и минералах, характеризующихся |