| имавшегося вопросами, касавшимися финансов, пром-сти, торговли, наук и пр.; военного департамента, существовавшего до кон. 50-х гг. 19 в. С 1832 по 1862 существовал департамент Царства Польского: в 1866-71 с аналогич. функциями - К-т по делам Царства Польского; в 1901-06- департамент пром-сти, наук и торговли. Все дела поступали в Гос. канцелярию. Во главе канцелярии стоял гос. секретарь. Первым гос. секретарём был М. М. Сперанский. Кроме того, в составе Г. с. был ряд комиссий, отделений и пр.
Роль Г. с. была не всегда одинакова. В царствование Николая I [правил в 1825-55] было окончательно определено место Г. с. в системе гос. учреждений как законосовещат. инстанции.
В 1815-25 и в 80-е гг. роль Г. с. падает, он подменяется К-том министров. С 1906, в связи с созданием Государственной думы, Г. с., как и Гос. дума, получил законодат. инициативу, исключая вопрос об изменении осн. гос. законов. В это время Г. с. составлялся наполовину из членов по назначению, наполовину - по выборам. Члены Г. с. избирались Синодом от православного духовенства (6 чел.), от каждого губ. земского собрания (по 1 чел.), от дворянских губ. и обл. обществ (18 чел.), от академиков и профессоров ун-тов (6 чел.), от крупнейших орг-ций промышленников и торговцев (12 чел.), финляндский сейм избирал 2 чел. Члены Г. с. избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. Ликвидирован в результате Февральской революции 1917.
Лит.: Сперанский М. М., Проекты и записки, М.- Л-, 1961; Отчёт по делопроизводству Государственного совета, т. 1 - 38, СПБ, 1870 - 1906; Стенографические отчёты Государственного совета. Сессия 1 -13, [т. 1 - 221, СПБ, 1906 - 16; Государственный совет. 1801 - 1901. СПБ, 1901; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968. П. А. Зайончковский.
2) В нек-рых зарубежных гос-вах (Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Камбодже, Тунисе, Экуадоре)- одно из центр. гос. учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля, либо (в отдельных странах - одновременно) консультативным органом при главе гос-ва.
3) В Швеции, Норвегии, Финляндии, в части кантонов Швейцарии, в КНР - офиц. наименование пр-ва.
4) В Польше, ГДР, Румынии - высший коллегиальный орган гос. власти, избираемый представительным органом власти (сеймом, Нар. палатой, Великим нац. собранием).
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", бурж.-реформистская и оппортунистич. концепция, в к-рой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения. В понятии "Г. с.", по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистич. смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 140); оно возникло как результат бурж. фальсификации, называвшей "социализмом" любые попытки гос-ва ограничить свободную конкуренцию, и, с другой стороны, как плод мел-кобурж. иллюзий утопич. социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов "введения" социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф. Энгельс указывал на систему гос. колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голл. пр-вом на Яве (см. там же, т. 36, с. 78-79, 96-97).
В истории социальной мысли концепции "Г. с." выдвигались Л. Бланом (Франция), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а бурж. гос-во. Взгляды, согласно к-рым всякое огосударствление средств произ-ва, усиление экономич. роли бурж. гос-ва уже есть отрицание капитализма, его "социалистическая трансформация", были затем систематизированы апологетами прусского бурж.-юнкерского гос-ва в катедер-социализме. В период действия исключит. закона против социалистов в Германии в конце 19 в. "Г. с." был единств. формой "социализма", дозволенной прусским пр-вом и даже поощрявшейся им. В 1877- 1882 издавался еженедельник "Государственный социалист". "Г.с." прусского пр-ва явился "...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих" (Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли бурж.-реформистскую сущность идей "Г. с.", охарактеризовали имевшие место в герм. социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как "...одну из детских болезней пролетарского социализма..." (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепций "Г. с." в империалистич. эпоху как орудия апологетики монополистич. и гoc.-монополистич. капитализма (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 68). Понятие "Г. с." используется теоретиками "демократического социализма" для подкрашивания "социалистической" фразеологией гос.-монополистич. регулирования совр. капиталистич. произ-ва.
" Левой " разновидностью " Г. с." выступает "военно-казарменный" социализм, в основе к-рого лежит мелкобурж. иллюзия, будто единств. источник социалистич. организации труда - власть, исполнение команд "сверху". Противники науч. социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем "Г. с.", предполагающего бюрократич. организацию произ-ва по полувоен. образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила гос. власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В. И. Ленин подчеркнул, что "социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социалистич. об-ва показал, что социализм предполагает демократич. организацию гос-ва, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф.. Социа-
лизм г-на Бисмарка, там же, с. 176-84; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288-95; его же, [Письмо] Э.Бернштейну, 12 марта 1881, там же, т. 35; его же, [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 22 авг. 1884, там же, т. 36; его же, [Письмо] А. Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38; Ленин В.И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.- П., 1923; Блан Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926; Лассаль Ф., Гласный ответ Центральному Комитету, учреждённому для созыва общегерманского Рабочего Конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М., 1925. Е.Г.Панфилов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ (ГУС), руководящий научно-мето-дич. центр Наркомпроса РСФСР в 1919- 1932. В его состав входили секции: научно-политическая , научно-педагогическая, научно-техническая, научно-художественная, медико-биологическая, просвещения национальностей. ГУС утверждал уч. планы, программы и уч. пособия для начальной, средней и высшей школы, а также преподавателей вузов.
В связи с созданием К-та по высшей технич. школе (пост. ЦИК СССР от 19 сент. 1932) ГУС был упразднён и его функции перешли к Учебно-методич. совету Наркомпроса РСФСР, Учёному методич. совету и экспертным комиссиям К-та по делам высшей школы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, в бурж. гос-вах язык, обязательный в данной стране для ведения делопроизводства в учреждениях, судопроизводства, преподавания в школах и др., независимо от нац. состава населения. Правящий класс обычно вводит в качестве обязат. языка свой нац. язык, умаляя тем самым права нац. меньшинств. В. И. Ленин указывал на отрицат. отношение марксистов к насильств. насаждению языка господств. нации. Демократич. гос-во, писал Ленин, "...безусловно должно признать полную свободу родных языков и отвергнуть всякие привилегии одного из языков" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 71-72).
В многонац. гос-вах Г. я., как правило, оговаривается в конституции (напр., в Индии, в Канаде, Швейцарии и др.). В развивающихся многонац. гос-вах Африки в качестве Г. я. устанавливается обычно наиболее распространённый в данной стране нац. язык, однако на переходный период иногда сохраняется в качестве Г. я. язык той страны, колонией к-рой ранее было это гос-во (напр., в Бурунди два Г. я. - кирунди и французский).
Последовательно демократич. гос. строй требует безусловного равноправия национальностей, без какого бы то ни было привилегированного языка. Исходя из этого принципа, в социалистич. странах обеспечивается полное языковое равенство, нац. меньшинствам обеспечивается возможность пользоваться родным языком. Так, в СССР в соответствии с Конституцией 1936 законы, принятые Верх. Советом СССР, публикуются на языках союзных республик, законы союзных республик - на языках большинства их населения и т. д. На языке большинства населения ведётся и делопроизводство в гос. учреждениях. Судопроизводство в СССР ведётся на языке союзной республики, а в авт. республиках, авт. областях, нац. округах - соответственно на языках этих образований или даже на языке большинства местного населения; при этом лицам, не владеющим языком, на к-ром ведётся судопроизводство, обеспечивается право пользования родным языком, а также услуги переводчика. Обучение в школах проводится на родном языке.
В конституциях нек-рых союзных республик (напр., Арм. ССР и Груз. ССР) используется термин "Г. я." для обозначения наиболее употребляемого языка, на к-ром говорит большинство населения данной республики, при этом Г. я. не пользуется к.-л. привилегиями, т. к. любому гражданину гарантируется возможность пользования его родным языком. Б. С. Крылов.
ГОСУДАРСТВО, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смы-сле под Г. понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ. жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Известны различные типы Г.- рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.- монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное Г. (федерация). К сер. 1971 существовало ок. 150 Г.
Осн. признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Г., по определению В.И.Ленина, "... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 72). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экономич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет определённый порядок обществ. отношений, а также структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.
Г. - основное, но не единств. политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и обществ. орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой другой обществ. власти), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ. власть не располагаетнапр., монополия законодательства, правосудие). См. также Суверенитет.
Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историч. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом - это политич. власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.
Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производств. отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоят. воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
На протяжении длит. периода истории в классово антагонистич. формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Осн. функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономич. и политич. условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, - как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. "...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина,чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Окт. социалистич. революции в России возникает совершенно новый тип Г.- социалистическое Г., представляющее собой политич. власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударств. формам управления обществом.
Добуржуазная социально-политич. мысль выдвинула различного рода религиозно-теократич. представления о Г., а также т. н. "патриархальную теорию", рассматривавшую Г. как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и Г. Бурж. наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности Г. В. И. Ленин отметил, что "...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве" (там же, с. 66). Основное в подходе бурж. науки к Г. - неприятие тезиса о Г. как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в бурж. лит-ре определение Г. как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие Г. Представители органической теории государства изображают Г. в виде особого живого организма, переносят на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским Г., а с другой - экспансионистские устремления Г. Другое направление - т. н. юридическая школа - скрывает социально-экономич. основу Г. за его юридич. трактовкой, рассматривая Г. исключительно как правовое явление ("юридическое олицетворение нации", "персонификация правового порядка" и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистич. попытки трактовать Г. как порождение особых духовных начал, "идею Г.". В совр. буржуазной политич. науке преобладает психологич. концепция Г., объясняющая Г. наличием в человеческой психике стремлений - "импульсов" - власти и подчинения.
Подлинно научное учение о Г. было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность Г. как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, осн. цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах и политич. режимах. Марксистское учение о Г., вскрывающее закономерности развития Г. в ходе смены обществен-но-историч. формаций,- важный исходный пункт теории социалистич. революции и путей коммунистич. преобразования общества.
Исторические типы Г. Каждой классовой общественно-экономич. формации соответствует определ. историч. тип Г. Смена историч. типов Г.- закономерный процес |