| шие в своих устремлениях далеко за пределы возможностей капитализма, утопич. социалисты, революц. демократы, пар гжские коммунары 1871, рус. революционеры 1905 и 1917 - творцы Великого Октября, защитники страны социализма в Гражданской и Великой Отечественной войнах, совр. коммуни-стич., рабочее, нац.-освободит, движение - дают образцы И., картину углубления и расширения поля действия И. вместе с углублением социальных преобразований и с возрастанием требований к личным качествам их вершителей. Чем глубже социальные противоречия и чем более сложные формы они принимают, тем настоятельнее потребность в И. для решения назревших историч. задач. Тео-ретич. содержание И. всегда развивается у участников событий в самом ходе историч. действия. Оно живёт в деятельном процессе проверки, критики и творчества. Поэтому И. передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринёрству, так и антиинтеллектуализму реакционных и консервативных классов и групп. И. чужда догматизму, к-рый ставит готовые схемы и формулы выше жизни, выше процесса познания истины, рассматривая саму действительность как нечто подчинённое соблюдению буквы доктрины и превращая свои положения в магич. заклинания, в идеологический ритуал. Антиинтеллектуализм враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует самостоятельность и критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает тёмные и разрушит, инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты, фашизм). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.
Исторически высшая форма И.- И. коммунистическая. Она требует строгого единства теоретич. убеждений и практической их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно слита с коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это - ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррациональную волю или скрытые интересы, а только на истинное понимание объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна полнота убеждённости, вырастающая из разумного отношения к действительности в её целостности и перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории и мужество трезвой мысли. А это предполагает высокую эстетич. и нравств. культуру. Быть идейным по-коммунистически - значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его проблемами, находиться в творч. движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и последовательная убеждённость помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и движущих сил прогресса. Следовательно, это - живой деят. процесс, в к-ром преобразованию и совершенствованию подвергается не только практич. отношение к миру, измеряемое критериями теории, но и сама теория, измеряемая критерием практики. "Не может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины ставится - соответствие ее с действительным процессом..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 309). Идейная принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладению ею и воспроизведению её принципов в самой жизни. Нет почвы для скептицизма и нигилизма лишь там, где торжествует требование постоянно учиться на историч. уроках, на положит, и отрицат. опыте и при этом выше всего ценить истину как творч. процесс, правду самой жизни - исток И.
Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение от И., от целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеологизация), а равно и скрытой безыдейности, к-рая "принимает" И. без её живого духа, без её творч. характера. Попытки спрятаться от проблем, отказот ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идеи, подмене И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно преодолевать безыдейность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом (см. там же, т. 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на "удобных ситуациях". "Авантюризм не думает о последовательности, старается только уловить момент, воспользоваться борьбой идей для оправдания и сохранения безыдейности" (там же, т. 7, с. 214).
В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение специальных знаний с мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением научного познания. Коммунистич. И. ориентирует учёного на последоват. принципиальность, утверждая мужество в искании истины, гражданственность, партийность.
В искусстве и литературе И.- критерий оценки художеств, произведений, в к-ром выражены социальная значимость его проблематики и художественной идеи. Вместе с тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения (см. Социалистический реализм). И. противостоит безыдейным тенденциям формализма, декадентства, теории "искусства для искусствам, натурализма. Быть идейным в иск-ве - значит также активно осуществлять его воспитательную роль.
Формирование И.- одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не может быть всесторонне и целостно развитой личности. Г. С. Батшцев.
ИДЕЛЬ, посёлок гор. типа в Сегежском р-не Карельской АССР, на трассе Беломорско-Балтийского канала. Ж.-д. станция в 60 км к Ю. от Беломорска. Возник в 1933 в связи со стр-вом канала. Предприятия транспорта.
ИДЕЛЬСОН Наум Ильич [1(13).3.1885, Петербург,- 14.7.1951, Ленинград), советский астроном-теоретик и специалист по истории физ.-матем. наук. Окончил Петерб. ун-т (1909), проф. там же (с 1926). Ответств. редактор "Астрономического ежегодника СССР" (1941-43), в приложениях к к-рому опубликовал две работы о редукционных и фундаментальных постоянных в астрономии. Исследовал движение комет Энке и Мешена - Тутля. Автор монографий по теории потенциала, способу наименьших квадратов, истории календаря, биографий Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Ж. Лагранжа, А. Клеро и Н. И. Лобачевского.
Лит.: Яхонтова Н. С., Идельсон, в сб.: Историко-астрономические исследования, в. 4, М.. 1958, с. 387 - 452 (имеется список трудов И.).
ИДЕН (Eden) Антони, лорд Э и в о н (Avon) (p. 12.6.1897, Уиндлстон, Дарем), гос. деятель Великобритании, один из лидеров Консервативной партии. Происходит из аристократич. семьи. Образование получил в Итоне и Оксфордском ун-те. В период 1-й мировой войны 1914-18 пехотный офицер. В 1923-57 чл. палаты общин от Консервативной партии. В течение мн. лет был тесно связан с брит, внеш. политикой. В 1935-38 мин. иностр. дел, оставил этот пост из-за своих разногласий (в основном тактич. характера) с премьер-мин. Н. Чемберленом, проводившим политику поощрения нем.-фаш. агрессии. В 1939-40 мин. по делам доминионов. В 1940-45 мин. иностр. дел в коалиц. кабинете У. Черчилля', участвовал в работе Тегеранской (1943), Крымской и Потсдамской (1945), а также др. междунар. конференций. В 1951-55 мин. иностр. дел. В апр. 1955 - янв. 1957 премьер-министр. Первостепенное значение придавал сохранению колон, позиций Великобритании. Один из инициаторов англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956. После её провала был вынужден подать в отставку и отойти от активной политич. деятельности. В 1961 получил титул лорда.
A. M. Белоногов.
ИДЕН(Eden), река в Великобритании. Дл. 153 км. Истоки в Пеннинских горах, течёт между ними и Камберлендскими горами в широкой долине; впадает в зал. Солуэй-Ферт Ирландского м. Многоводна зимой. Судоходна до г. Карлайл.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identifico - отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
В криминалистике процесс установления тождества конкретного объекта или личности по совокупности общих и частных признаков путём сравнит, их исследования в целях получения судебных доказательств. В зависимости от субъекта, объекта и способов И. различают следственную, уголовно-регистрационную и экспертную И.
В следственной, экспертной и суд. практике важное значение имеют приёмы И. личности по почерку (см. Почерковедение судебное), по чертам внешности, по следам рук, ног, зубов (см. Трассология); отождествление печатей, штампов, пишущих машин по их оттискам; оружия по стреляным пулям и гильзам (см. Баллистика судебная); обуви по её следам; инструментов и орудий взлома - по следам взлома; транспортных средств - по следам протектора, колёс; целого -по совмещению его частей (напр., частей разбитой автомобильной фары, разорванного документа и др.).
Итоги криминалистич. И. должны быть выражены в процессуальных актах, в противном случае они не будут иметь доказательств, значения. Такими актами являются предъявление для опознания и экспертиза (см. также Криминалистика, Экспертиза судебная).
Лит.: Терзиев Н. В., Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности, М., 1961; Белкин Р. С., Винберг А. И., Криминалистика и доказывание, М., 1969; Колдин В. Я., Идентификация и её роль в установлении истины по уголовным делам, М., 1969.
А. И. Винберг.
В психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом; формирование и обнаружение собств. идентичности (индивидуальности). Первоначально термин "И." был введён 3. Фрейдом. В психоаналитич. лит-ре в качестве моделей И. обычно фигурирует И. ребёнка с родителем того или другого пола. В со-циологич. и социально-психологич. лит-ре термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат. поведение, а с другой - особенно в исследованиях личности - эмоциональное слияние с объектом, глубокую интериоризацию (освоение) нормы или образца.
И. широко применяется в математике, технике и др., напр, в алго-ритмич. языках используют символы-идентификаторы операций, в кассовых автоматах осуществляется И. монет по их массе и форме и др. К осн. задачам И. относятся: распознавание образов,образование аналогий, обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и др. И. устанавливает соответствие распознаваемого предмета своему образу - предмету, называемому идентификатором. Идентификаторы, как правило, являются знаками взаимосоответствующих предметов; идентичные предметы считают равнозначными, т. е. имеющими одинаковый смысл и значение.
Лит.: Зиновьев А. А., Основы логической теории научных знаний, М., 1967; Бонгард М. М., Проблемы узнавания, М., 1967.
В химии определение состава и строения неизвестного соединения путём сопоставления результатов анализа, а также физ. и хим. свойств этого соединения с соответствующими характеристиками известного. По тождественности всех показателей устанавливают идентичность исследуемого неизвестного соединения известному.
Лит.: Вайбель С., Идентификация органических соединений, пер. с англ., М., 1957; Юинг Г. В., Инструментальные методы химического анализа, пер. с англ., М., 1963.
ИДЕНТИЧНОСТЬ (от позднелат. iden-ticus - тождественный, одинаковый), тождество, совпадение двух предметов или понятий.
ИДЕОГРАММА (от греч. idea - идея, образ, понятие и ... грамма), письменный знак, обозначающий (в отличие от букв) не звуки к.-л. языка, а целое слово или корень (напр., в др.-егип., кит. иероглифах).
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ словари, в к-рых слова расположены по тематическому признаку. См. Словари.
ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от греч. idea - идея, образ и grapho - пишу), тип письма, знаки к-рого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов - морфемы. И. п.- один из наиболее древних типов письма; в значит, мере идеографич. характер имели др.-егип., шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития этот тип письма достиг в кит. иероглифике. Системы И. п. всегда отличались исключит, сложностью, поэтому И. п. у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым.
Лит.: Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965; ДирингерД., Алфавит, пер. с англ., М., 1963.
ИДЕОЛОГИЯ (от идея и...логия), система взглядов и идей, в к-рых осоз фемы. И. п.- один из наиболее древних типов письма; в значит, мере идеографич. характер имели др.-егип., шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития этот тип письма достиг в кит. иероглифике. Системы И. п. всегда отличались исключит, сложностью, поэтому И. п. у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым.
Понятие И. изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин ч И." ввёл в употребление франц. философ и экономист Деспот де Траси (ч Элементы идеологии", 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто "идеология" - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об И. писали Ж. Кабанис и др. поздние представители школы франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин "И." приобрёл пренебрежит. оттенок. "Идеологами" стали называть людей, к-рые подходили к обществ, жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практич. вопросах реальной политики.
К. Маркс и Ф. Энгельс в ч Немецкой идеологии" (1845-46) и позднейших работах под И. понимали: 1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (И. ч...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли - таинством материального мира..." - Соч., 2 изд., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип мыслит, процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудит, сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности обществ, идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83); 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, к-рая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя нем. философа Е. Дюринга, писал, что ч...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления" (там же, т. 20, с. 97). Таким образом, действительность предстаёт в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием, в к-ром социальная реальность, объективные противоречия и потребности обществ, жизни выступают в превращённой форме. В противоположность этим идеологич. формам научное сознание остаётся ч...на почве действительной истории..." (Маркс К. и Энгельс ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и критики И. даёт материалистическое понимание истории (см. Исторический материализм), согласно к-рому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. И. подчиняется общим закономерностям обществ, сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.
В развитии И. накапливается определённый запас понятий и представлений - мыслит, материал, и каждая новая И., будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей И. Поэтому в сфере И. существует преемственность и влияние новых социально-экономич. условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслит, материала. Вместе с тем, если в И."...люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни,- подобно тому как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни" (там же, с. 25). Анализ реального ист. процесса показывает, что идеологич. иллюзии - не просто случайные заблуждения, что И. выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.
К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин "И." к собств. системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободит, классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия И. в марксистской лит-ре. В. И. Ленин расширил понятие И., введя категорию " научной И." и указав, что в предшествующих марксизму системах И. имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является науч. идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 340, прим.), вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил обществ, развития. Ленин показал, что в лице марксизма обществ, наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, т. е. стремится выразить интересы и практич. задачи класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы - программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как науч. идеология. С разработкой концепции научной И. само понимание И. стало более цельным и завершённым, были обобщены и методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологич. подходов. Поскольку И.- духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях - как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологич. подход при анализе и оценке идеологич. явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной И. имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная ил |