| т же человек, как правило, пользуется разными языковыми средствами в разных ситуациях общения. Логопеды исследуют отдельные И. больных афазией.
ИДИОМА (от греч. idioma - особенность, своеобразие), сочетание языковых единиц, значение к-рого не совпадает со значением составляющих его элементов. Это несоответствие может быть следствием изменения значения элементов в составе целого.
Различают внутриязыковые и межъязыковые И. Последние характеризуются невозможностью "буквального" перевода. Лексич. И.- несвободное сочетание слов (разновидность фразеологич. единиц), характеризующееся слитностью значения, к-рое не может быть выведено из лексич. составляющих; она обладает функциональными признаками слова как номинативной единицы языка и воспроизводится как "готовая"- единица языка ("собаку съесть", "сломя голову", "ахиллесова пята", "под мухой"). Понятие "лексическая И." отражает результат распространённого, хотя и нерегулярного процесса образования целостных знаковых структур за счёт слияния означаемых двух или более словесных знаков при сохранении формальной отдельности их означающих (см. Фразеология).
Лит.: Виноградов В. В., Об основных типах фразеологических единиц в русском языке, в кн.: А. А. Шахматов. 1864 - 1920. Сборник статей и материалов, М. -Л., 1947; Б а р х и л л е л И., Идиомы, в кн.: Машинный перевод, пер. с англ., М., 1957; Мельчук И. А., О терминах "устойчивость" и "идиоматичность", "Вопросы языкознания", 1960, Jsfe 4; Москаль-ска я О. И., Грамматические идиоматизмы и синтагмика, "Иностранные языки в высшей школе", 1962, в. 1; Н о с k e t t Ch., Idiom formation, в сб.: For R. Jakobson. Essays on the occasion of his sixtieth birthday, The Hague, 1956. В. Н. Телия.
ИДИОМАТИКА совокупность лексических идиом, а также раздел языкознания, изучающий лексико-грамматический состав, характер значения, синтаксические и экспрессивно-стилистические свойства идиом как специфических единиц языка. См. Фразеология.
ИДИОМОРФИЗМ (от греч. idios - свой, своеобразный, особый и morphe - форма), способность зёрен минералов принимать при кристаллизации их в горных породах или рудных телах свойственную этим минералам форму хорошо огранённых кристаллов. Наиболее выраженным И. обычно обладают минералы, кристаллизующиеся на ранней стадии формирования породы или руды из легко подвижных сред (напр., расплавов или водных растворов). Степень И. обусловливается также кристаллизац. способностью вещества, благодаря чему идиоморфными могут быть и минералы, перекристаллизованные в твёрдой среде или образовавшиеся на поздних стадиях кристаллизации минералов горной породы или рудного тела. Идиоморфными минералами в горных породах часто бывают полевые шпаты, авгиты, амфиболы, кварц, нефелин и др.; в рудах - пирит, арсенопирит и др.
ИДИОСИНКРАЗИЯ (от греч. idios - своеобразный, особый, необычный и synkrasis - смешение), болезненная реакция, возникающая у отд. людей на раздражители, к-рые у большинства других не вызывают подобных явлений. В основе И. лежит или врождённая повышенная чувствительность вегетативной нервной системы к определённым раздражителям, или реакция, возникающая в организме в результате повторных слабых воздействий нек-рых веществ, не способных вызывать в организме выработку антител. И. отличается от аллергии тем, что может развиваться и после первого контакта с непереносимым раздражителем (простые химич. соединения, не обладающие свойствами аллергенов; пищевые продукты - рыбные, икра, крабы, молоко, яйца, земляника и др.; лекарства - амидопирин, антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.; пыльца нек-рых цветов и растений, запах различных животных, яд насекомых, а также физич. факторы - инсоляция, охлаждение, травма). Вскоре после соприкосновения с раздражителем появляется головная боль, повышается температура, иногда возникают психич. возбуждение, расстройства функции органов пищеварения (тошнота, рвота, понос), дыхания (одышка, насморк и др.), отёк кожи и слизистых оболочек, крапивница. Эти явления, вызванные нарушениями кровообращения, увеличением проницаемости сосудов, спазмами гладкой мускулатуры, обычно вскоре проходят, но иногда продолжаются неск. дней. Перенесённая реакция не создаёт нечувствительности к повторному действию агента. Лечение: предупреждение дальнейших контактов с непереносимым раздражителем, снижение повышенной реактивности организма.
Я. О. Ольшанский.
ИДИОТИЯ (от греч. idioteia - невежество, грубость), тяжёлая степень психического недоразвития - олигофрении. Обычно неразвита, нечленораздельна речь, движения неуклюжи, плохо дифференцированы. Влечения элементарны, не корригируются. В нек-рых случаях-И. характеризуется двигательным и общим расторможением, в др. случаях больные вялы, малоподвижны. Реакции на внешнее у них отсутствуют (внешнее не привлекает внимания). Воспитание навыков самообслуживания, поведения весьма ограничено; обучение, даже во вспомогательных, специализированных учреждениях, практически не реально. Для нек-рых форм И. разработано лечение (глутаминовая кислота, успокаивающие и нейролептич. средства, диеты, хи-рургич. операции и др.). Гл. роль принадлежит леч. педагогике - систематич. воспитание привычных элементарных навыков поведения, самообслуживания, упорядочения реакций.
ИДИШ, язык части евреев, живущих в Европе (в т. ч. в СССР), Америке, Юж. Африке и в Израиле. Относится к группе западногерм. языков. Сложился в результате взаимодействия верхне-нем. диалектов с семитскими (древнееврейскими, арамейскими) и слав, элементами. Письмо - справа налево (см. Еврейское письмо).
И. начал складываться в 12-13 вв. в Германии, где имелись большие поселения евреев, пользовавшихся в обиходе нем. речью с употреблением др.-евр. слов и оборотов для обозначения религиозных, культовых, семейно-бытовых, коммерческих, судебных, моральных и др. понятий. Из др.-евр. языка в И. вошли многие союзы, предлоги, аффиксы, ряд глагольных структур, а также выражения образной речи: эпитеты, сравнения, метафоры и т. п. С переселением массы евреев в Польшу и др. слав, страны (15-16 вв.) в И. стали проникать слав, слова и морфемы. Но средством сочетания этих морфем с немецкими и семитскими возникали новые слова и словообразоват. модели. Семитское и особенно слав, влияние сказалось на фонетике и синтаксисе. Разговорный И. распадается на три гл. диалекта: польский, украинский, литовско-белорусский (эти названия условны, т. к. границы диалектов не совпадают с границами данных территорий). Однако литературный И. един.
Лит.: Фалькович Э. М., Еврейский язык (идиш), в кн.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966. Э.М.Фалькович.
ИДЛИБ город на С.-З. Сирии, на автодороге Латакия - Халеб; адм. центр мухафазы Идлиб. 42,9 тыс. жит. (1967). Торг, центр. Произ-во оливкового масла, мыловарение.
ИДО (Ido, на языке эсперанто - потомок, отпрыск), междунар. вспомогательный язык, созданный на основе эсперанто Международной делегацией (Париж, 1907). Автор - француз Л. де Бофрон. Усовершенствованием и распространением И. занимался франц. логик Л. Ку-тюра. Оба они старались упростить словообразование. В Женеве на языке И. издаётся журнал "Progreso" (с 1908 -). Лит.: Д р е з е н Э., Очерк истории идеи международного языка, ч. 1, М., 1922; К о ф-ман А., Словарь международного языка, Ido, ч. 1, Одесса, 1910; Jacob H., Ido, в его кн.: A planned auxiliary language, pt 1, ch. 2, L., 1947; Kotzin В., Historic kaj teorio de Ido, Москва, 1913; BeaufrontL. d e, Grammaire complete de la langue Internationale (systeme Ido), P., 1908.
ИДОЛ (от греч. eidolon, букв.- образ, подобие), материальный предмет, являющийся объектом религ. поклонения. Культ И.- идолопоклонство - возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся И., он изображал (замещал) или вмещал божество либо сам являлся им. В совр. религиях И. продолжают бытовать в форме икон, распятий и т. п. В переносном смысле И.- предмет особенного, слепого, безрассудного поклонения.
ИДРИС Юсуф (Юсеф)(р. 19.5.1927), египетский писатель и драматург. В 1952 окончил мед. ф-т Каирского ун-та. Печатается с 1950. Произв. И. отличаются яркостью зарисовок, остротой драматич. конфликтов, тонким юмором, глубокой, порой трагич. серьёзностью. Получил известность как автор рассказов (сб-ки: "Самые дешёвые ночи", 1954; "Республика Фархата", 1955; "А разве не так?",1957; "Дело чести", 1958; "Край света", 1961, и др.), повестей ("Грех", 1959, рус. пер. 1962; "Чёрный солдат", 1962; "Люди и быки", 1964; "Белая", 1970), пьес ("Король хлопка", 1957; "Земная комедия", 1966; "Третий род", 1970, и др.). Герои этих произв.- феллахи, рабочие, уличные торговцы, представители мелкой буржуазии, интеллигенты. На творчество И. большое влияние оказал А. П. Чехов. Для произв. И. последнего периода характерны модернистские тенденции (со. рассказов "Сирена", 1969).
Соч.: аль-Лахза аль-хариджа, Каир, 1958; Лугат-аль-ай-ай, Каир, 1964; аль-Фарафиру, Каир, 1964; в рус. пер. -Четвертый пациент, М., 1960; в сб.: Египетские новеллы, М., 1956; в сб.: Современная арабская новелла, М., 1963.
Лит.: Кирпиченко В. Н., Чеховское звучание ранних рассказов Ю. Идриса, в сб.: Литература Востока, М., 1969; Современная арабская литература. Сб. статей, пер. с араб., М., 1960. В.Э.Шагалъ.
ИДРИСИ аль-Идриси (иногда Эдриси) Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед (1100, Сеута, Марокко,-1161 или 1165, там же), арабский географ и путешественник. Учился в Кордове. После путешествий по Португалии, Франции, Англии, М. Азии ок. 1138 переехал в Палермо, где жил при дворе сицилийского короля Рожера II (правил в ИЗО, 1154). По его поручению создал карту известной в то время части мира (в виде серебряного плоскошария и на бумаге) и связанный с нею труд "Развлечение тоскующего о странствии по областям" ("Нузхат аль-муштак фи-хтирак аль-афак") (иногда наз."Книга Рожера", завершён в 1154). Землю И. делит на 7 климатов (10 частей в каждом климате). Книги И., включающие описание всех климатов и карты к ним,- ценный источник по истории и ист. географии Европы и Африки; содержит интересные материалы по истории вост. славян, туркмен и нек-рых др. народов СССР. Источниками для И. послужили личные наблюдения, а также сведения, почерпнутые им из рассказов путешественников, купцов, моряков, паломников и людей, специально посылавшихся Рожером II для изучения различных стран. И. привлекал также труды Ибн Хордадбеха, Яку-би, Ибн Хаукаля, Масуди и др. араб, географов и путешественников.
"Круглая карта мира" Идриси в сочинении "Нузхат аль-муштак...". 1154.
Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении т. 1, М. -Л., 1939; К р а ч-ковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. -Л., 1957, с. 281-99; Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки южнее Сахары, т. 2-Арабские источники X-XII веков, М. -Л., 1965; L еw i с k i Т., Polska i kraje sa.siednie w swietle ksiegi Rogera, cz.l -2, Kr.-Warsz., 1945- 1954; Н е д к о в Б., България и съседните и земи през XII в. според "Географията" на Идриси, София, 1960; Oman G., Notizie bibliografiche sul geografo arabo al-Idrisi..., "Annali dell'Istitutq universitario Orientale di Napoli", nuova serie, 1961, v. 11.
В. В. Матвеев.
ИДРИСИДЫ арабская династия, правившая на терр. совр. Марокко в кон. 8-10 вв. Основатель династии и гос-ва И. Идрис ибн Абдаллах (правил в 788- 792) бежал из Аравии после неудачного выступления против Аббасидов. В 789 основал г. Фее, к-рый при Идрисе II (правил в 792-828) стал столицей гос-ва И. После смерти Идриса II гос-во распалось на удельные княжества, ликвидированные войсками Кордовского халифа в 974.
Лит.: Жюльен III. А., История Северной Африки, пер. с франц., т. 2, М., 1961, с. 51 - 55.
ИДРИЦА посёлок гор. типа в Себеж-ском р-не Псковской обл. РСФСР. Расположен на р. Идрица (приток р. Великой). Ж.-Д. станция на линии Москва - Рига, в И. З км к 3. от г. Великие Луки. Деревообрабат. комбинат, з-ды льно-обр., кирпичный и маслосыродельный. Совхоз-техникум (ветеринария, зоотехния).
ИДРИЯ (Idrija), город в Югославии, в Социалистич. Республике Словении. 6 тыс. жит. (1967). Расположен на р. Идрица, в горном р-не. Добыча ртути с 15 в. (один из крупнейших рудников в мире, ок. Vio мировой добычи ртути).
ИДРУС (Idrus) (р. 21.9.1921, Паданг), индонезийский писатель. Представитель "Поколения 45 года", зачинатель реализма в совр. индонез. прозе. В 1949 руководил лит. журн. "Индонесия". Его произв. нач. 40-х гг. "Ave Maria", "Семья Суромо", "Доктор Бисма" и др. (частично вошли в сб. "От Ave Maria до Другой дороги в Рим", 1948) носят романтич. характер. Новаторство И. проявилось в коротких рассказах-очерках "Зарисовки в подполье", повествующих о жизни и чаяниях простых людей в период япон. оккупации. Они предельно просты в стилистич. отношении и реалистичны. На творчество И. оказала влияние рус. лит-pa. Для более поздних сочинений И.- "Сурабая" (1947), "Женщина и нация" (1949), "Аки" (1950) и др. характерны психологизм и аполитичность. К нач. 60-х гг. И. эмигрировал в Малайзию, где опубликовал сб. психологич. рассказов "С открытым взглядом" (1961) и повесть "Глубь сердца человеческого" (1963). После 1966 живёт в Австралии. Перевёл рассказы А. П. Чехова, повесть Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69".
Соч. в рус. пер.: [Рассказы], в сб.: При лунном свете, М., 1970.
Лит.: СикорскийВ. В., Литература независимой Индонезии, в сб.: Республика Индонезия,1945-1960,М., 1961; Те е u w A., Modern Indonesian literature, The Hague, 1967. В. В. Сикорский.
ИДУМЕЯ (греч. Idumaia), др.-греч. наименование страны Эдом
ИДФУ, Э д ф у, город в АРЕ, в Верхнем Египте. 27,3 тыс. жит. (1966). Порт на р. Нил. Ж.-д. станция. Сах. и цел-люлозно-бум. пром-сть. Центр торговли продуктами с. х-ва. Кустарно-ремесл. произ-во.
ИДЫ (Idus), в др.-рим. календаре назв. 15-го дня в марте, мае, июле, октябре и 13-го дня в остальных месяцах. И. (так же, как календы и ноны) служили для счёта дней внутри месяца. См. Ка-лендарь.
ИДЭР река на С. МНР, правая составляющая р. Селенга. Дл. 452 км, пл. басе, ок. 24,6 тыс. км2. Большей частью И. течёт в широкой степной долине в отрогах Хангая. Питание преим. дождевое. Летние паводки, небольшое весеннее половодье, с ноября по март - межень. Ср. годовой расход воды в низовьях - 5/ м /сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Несудоходна.
ИДЮМ река в Хабаровском крае РСФСР и по границе его с Якут. АССР, прав, приток р. Алгама (басе. р. Лены). Дл. 317 км, пл. басе. 9170 км2. Берёт начало в вост. части Станового хр., течёт на С. Извилиста и порожиста. Питание преим. дождевое и снеговое. Притоки: Мулам (лев.), Дёсс (прав.). В бассейне И. ок. 1000 озёр.
ИЕВЛЕВ Виталий Михайлович (р. 15.5. 1926, Брянск), советский теплофизик и механик, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1955. В 1948 окончил Моск. авиац. ин-т. Осн. работы по теории двигателей, теплообмену, теории турбулентного пограничного слоя, общей теории турбулентности. Занимается исследованиями теплообмена и гидродинамики высокотемпературных газовых потоков, а также изучением нек-рых свойств высокотемпературных сред. В 1959 И. была присуждена пр. им.Н. Е.Жуковского за лучшую работу по теории авиации. Награждён 3 орденами.
ИЕГОВА искажённая форма имени бога в иудаизме; см. Яхве.
ИЕГОВИСТЫ, "Общество свидетелей Иеговы", христ. секта, возникшая в 1872 в США (шт. Пенсильвания); до 1931 называлась "Международное общество исследователей библии". Основатель - Ч. Рассел. К кон. 60-х гг. 20 в. секта имела орг-ции в большинстве гос-в, наибольшее число И. насчитывалось в США (св. 300 тыс.) и ФРГ (св. 70 тыс.). Центр -в г. Бруклин (шт. Нью-Йорк). Главный орган И.- журн. "Уочтауэр" ("The Watchtower") с многомиллионным тиражом (на мн. яз.). И. отвергают триединство бога, признавая единственным богом Иегову. Отказались от веры в ад, рай, бессмертие души. Весь земной мир, согласно учению И.,- царство Сатаны, и лишь их общество праведно. Они предрекают близкую битву (армагеддон) между силами Иеговы и Сатаны, в результате к-рой погибнет всё человечество, за исключением самих И., к-рые получат "вечное спасение"; на земле установится "тысячелетнее царство" - теократич. гос-во во главе с Христом. И. внушают верующим мысль о безнадёжности усилиями самих людей навести порядок на земле. Открыто выступают против коммунизма. В связи с антисов. направленностью деятельность И. в СССР запрещена.
Лит.: Бартошевич Э. М. и Б о-рисоглебский Е. И., Свидетели Иеговы, М., 1969; Москаленко А. Т., Современный иеговизм, Новосиб., 1971.
Э. М. Бартошевич.
ИЕГУДА ГАЛЕВИ ср.-век. еврейский философ и поэт; см. Галеви.
ИЕДДО Эдо, название до 1869 г. Токио.
ИЕДЗО название до 1868 японского о. Хоккайдо.
ИЕЗЕКИИЛЬ (ок. 622 до н. э., Иудейское царство,- г. смерти неизв.), в иудаизме третий из т. н. "больших пророков" (см. Пророки). В 597 был уведён в Вавилон вместе с др. иудейскими пленниками. В своих проповедях И. призывал к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. И.- автор книги Ветхого завета, носящей его имя, хотя в ней видны и следы значит, редакций.
ИЕЗУИТОВ Николай Михайлович [24.10(5.11). 1899, Александров, -1941], советский историк и критик кино, один из основоположников сов. киноведения. В 1924 окончил отделение археологии и искусствоведения Моск. ун-та. Сотрудничал (с 1924) в Обществе историков-марксистов, преподавал историч. и диа-лектич. материализм, социологию иск-в в моек. муз. школах, техникумах, Моск. консерватории. В 1930-32 науч. сотрудник Ин-та лит-ры и языка Комакадемии, работал в Гос. академии художеств, наук (ГАХН) и Всесоюзном н.-и. кинофотоин-ституте (НИКОИ). В 1932-36 работал в ленингр. Гос. академии искусствознания (ГАИС), руководил киноведческой аспирантурой, с 1936 зав. кафедрой истории кино во ВГИКе (с 1939 проф.). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 ушёл в ополчение, погиб в бою.
Соч.: Кино как источник истории заводов, в сб.: История заводов, в. 7, М., 1933; Пудовкин, М. -Л., 1937; Актеры МХАТ в кино, М., 1938; Гардин, [М.], 1940; Киноискусство дореволюционной России, в сб.: Вопросы киноискусства, М., 1958.
ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ система воспитания, разработанная орденом иезуитов. Её принципы и методика изложены в |