| специальном школьном уставе "Ratio atque institutio stu-diorum Societatis Jesu", утверждённом главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599. Цель И. в.- подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие - коллегии (с 7-летним сроком обучения) и высшие - семинарии (с 6-летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые - к ун-там того времени. Среди учащихся насаждался взаимный шпионаж, для облегчения которого все воспитанники делились на небольшие группы и пары. В целях воспитания у детей чувства соперничества иезуиты разработали систему поощрения отличившихся в уч. занятиях и поведении (особые места в классе, почётные звания и т. п.). Проступки учащихся влекли за собой позорящие наказания (колпак с ослиными ушами, прозвища, скамьи позора и т. п.). За проступки против религии допускались и телесные наказания, исполнителями к-рых, однако, были светские лица ("корректоры").
Иезуитские уч. заведения располагались, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, большое внимание уделялось физич. развитию детей. Всё это привлекало в иезуитские коллегии и семинарии большое количество детей из аристократич. семей.
Главное внимание в иезуитских школах уделялось изучению лат. яз. В двух старших классах коллегии вводился особый предмет "эрудиция", к-рый включал отрывочные сведения по географии, истории, археологии, природоведению. Позднее (18 в.) необходимость расширения реального образования обусловила введение в уч. план иезуитских школ систе-матич. курсов истории, географии, родного яз. и др. предметов.
Учитель, как и учащиеся, был лишён какой бы то ни было самостоятельности в работе, каждый его шаг регламентировался школьным уставом.
К нач. 18 в. насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. заведений, в т. ч. свыше 20 ун-тов.
Изменившиеся социальные и экономич. условия заставили иезуитов в 1832 пересмотреть свой школьный устав. Осн. принципы и цели И- в. остались прежними, но расширился перечень уч. предметов. Усилилось внимание к преподаванию естественно-математич. дисциплин. В нач. 20 в. было разрешено вносить изменения в уч. планы отдельных уч. заведений, исходя из местных условий и потребностей.
Во многих капиталистич. странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.) иезуиты и в 70-х гг. 20 в.оказывают сильное влияние на нар. образование: открывают свои школы, готовят преподавателей для гос. и частных школ (в США насчитывается ок. 50 иезуитских уч. заведений). Иезуиты работают в качестве преподавателей в большинстве католич. школ.
Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России,"Тр.Киевской духовной академии", 1869, № 4; Ястребов М., Иезуиты и их педагогическая деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, № 2; М и х н е в и ч Д. Е., Очерки из истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Тон диА., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; W e i с k e r G., Das Schul-wesen der Jesuiten nach den Ordensgesetzen, Halle, 1863; Schwickerath R., Jesuit education; its history and principles viewed in the light of modern educational problems, St. Louis, 1903; Mertz G., Die Padagogik der Jesuiten, Hdlb., 1910; Dainville F. d e, La naissance de I'humanisme moderne. Gen., 1969.
А. И. Пискунов.
ИЕЗУИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПАРАГВАЕ (1610-1768), образовано иезуитами, прибывшими в Парагвай в кон. 16 в. в целях эксплуатации индейцев под предлогом обращения их в христианство. Первые поселения индейцев во главе с иезуитами - редукции - возникли в 1609-10. Они представляли собой филиал обширной феод, орг-ции иезуитского ордена с элементами рабства и патриархально-родовых отношений. Лишив индейцев всякой собственности, иезуиты заставляли их тяжёлым трудом на полях и в мастерских создавать огромные богатства для ордена (среднегодовая выручка ордена равнялась 3 млн. долл.). Индейцы вымирали от непосильного труда, голода, болезней, погибали в войнах иезуитов против непокорённых индейцев (в 17 в. в редукциях было 150 тыс. индейцев, в 1739 - 74 тыс.). Рост богатства п власти иезуитов в Парагвае и др. исп. колониях встревожил исп. власти, по приказу к-рых иезуиты были изгнаны в 1768 из амер. владений Испании.
Н. Р. Матвеева.
ИЕЗУИТЫ члены католич. монашеского ордена [самоназв. - "Societas Jesu" (лат.)-"Общество Иисуса"], основанного в 1534 в Париже мелким исп. дворянином Игнатием Лойолой и утверждённого папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значит, успехов Реформации, став гл. орудием контрреформации. Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И. активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Осн. принципы построения ордена: строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала ("чёрного папы"), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная И., ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), т. к. давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать осн. религ.-нравств. требования, совершать любое преступление во имя "высшей цели" -"вящей славы божьей". Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И. девизе "цель оправдывает средства". Для большей успешности их деятельности орден разрешает! мн. И. вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от мн. религ. предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязат. взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной орг-ции, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисл. страны. В 16 в. И. утвердились не только в европ. гос-вах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В нач. 17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И. немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Юж. Америки. И. выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политич. жизнь европ. стран было столь велико, что в 18 в. пр-ва ряда гос-в (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден. В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феод, режимы, орден И. был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В 20 в. И. сохраняют значение ведущего отряда воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакц. кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал с Муссолини, Гитлером. И.-активные участники идеологии, борьбы против СССР и социалистич. стран. Ведут ожесточённую борьбу против марксизма, объявляя его "устарелым" (Г. Веттер и Др.), или, пытаясь "приспособить" марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И. Кальвез, П. Биго и др.). Вместе с тем среди И. усиливается стремление добиться более умелого приспособления католич. церкви к изменяющимся условиям в совр. мире.
В 1971 орден И. насчитывал ок. 34 тыс. членов, наибольшее число их в США (ок. 8,5 тыс). В руках И. св. 1300 газет и журналов, многие высшие и ср. уч. заведения. Орден имеет капиталовложения в пром-сти мн. стран, оцениваемые в 5 млрд. долл. (1958).
Б. Я. Рамм.
Иезуиты в России. Первые попытки проникновения И. в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558-83. И. сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали уч. заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя воюющими державами - Речью Посполитой и Русским гос-вом. Поссевино предпринял безуспешную попытку получить разрешение на постройку католич. церквей в России. Два десятилетия спустя И. принимали активное участие в организации польско-шведской интервенции нач. 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий I, оказавшись на русском престоле, не впустил И. в Россию. В нач. 18 в. И. в числе многих др. иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом Петра I от 18 апр. 1719 были изгнаны из пределов Русского гос-ва. После первого раздела Речи Посполитой (1772) И. опять появились в России, т. к. на терр. Белоруссии и Украины, вошедших в состав Росс, империи, существовали их организации. За ревностную службу царскому пр-ву имп. Екатерина II сохранила организации И. в России. Имп. Павел I даже добился в 1801 от папы признания существования И. в пределах Росс, империи. В нач. 19 в. иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе и др. городах. Однако оживлённая деятельность И. по пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 имп. Александр I запретил их деятельность в России, распустил организации И. и конфисковал принадлежавшее им имущество.
Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Великович Л. Н., Иезуиты вчера и сегодня, "Новая и новейшая история", 1967, № 4; Stierli J., Les jesuites, P., 1967; Н о 1 1 i s С h., A history of the Jesuits, L., [1968]; F о s s M., The founding of the Jesuits. 1540, L., [1969].
ИЕНА (Jena), город в ГДР; см. Йена.
ИЕНА ден. единица Японии, равная 100 сенам. И. назывались старинные золотая и серебряная монеты Японии, равные 1,5 г чистого золота и 24,3 г чистого серебра. Золотое содержание И. составляло 0,002657 г чистого золота (до дек. 1971). По курсу Госбанка СССР на 1 янв. 1972 1000 И. = 2 р. 69 коп.
ИЕРАКОНПОЛЬ Гиераконполь (греч. Hierakon polis, др.-егип. Нехен), один из древнейших городов Др. Египта (развалины на лев. берегу Нила у сел. Ком-эль-Ахмар на Ю. АРЕ), центр культа бога Гора. В погребении сер. 4-го тыс. до н. э. обнаружена древнейшая из егип. настенных росписей с изображением лодок, сцен охоты и войны. В И. был открыт храм I егип. династии (кон. 4-го тыс. до н. э.), в к-ром сохранились заме-чат. памятники др.-егип. иск-ва - булава царя Скорпиона с изображением прокладки канала и знаменитая плита царя Нармера. На ней изображены объединение Нармером Юж. и Сев. Египта, пиктограммы и самые ранние др.-егип. иероглифы. В последующее время И. был адм. центром одного из номов Др. Египта.
Лит.: Чаилд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Оuibеll J. Е., Hierakonpolis..., L., 1900.
ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП управления в технике, принцип построения многоступенчатых систем управления (автоматизированных систем управления отраслью, предприятием, самообучающихся и самоорганизующихся систем, цифровых вычислит, комплексов и т. п.), при к-ром функции управления распределяются между соподчинёнными частями системы. В соответствии с И. п. обобщённые управляющие сигналы подсистем высшего уровня поступают для управления подчинёнными подсистемами, и наоборот,- конкретные осведомит, и задающие сигналы низших уровней иерархии используются для формирования управляющих сигналов вышестоящих. Так, напр., в устройстве управления ЦВМ последовательность управляющих сигналов вырабатывается с учётом задающих сигналов операций, синхронизирующих сигналов, сигналов о состоянии устройств ЦВМ и задающих эксплуатационные режимы управления, и т. д. В совр. вычислит, системах применяется диспетчер-программа, к-рая определяет оптимальный план загрузки отд. устройств системы и управляет всеми программами и подпрограммами. И. п. тесно связан с принципом организации систем управления. Напр., применение принципа децентрализованного управления при построении многоступенчатой автоматизированной системы управления пром. предприятием обеспечивает наиболее эффективное использование осн. ЦВМ верхнего звена, передав обработку большого количества внутрицеховой (внутриотдельской) информации на вычислит, устройства среднего и низшего звеньев управления. При этом существенно уменьшаются потоки управляющей информации и время на её обработку.
Лит.: Фельдбаум А. А., Вычислительные устройства в автоматических системах, М., 1959; Голубев-Новожилов Ю. С., Многомашинные комплексы вычислительных средств, М., 1967; Геллер С. И., Журавлев Ю. П., Основы логического проектирования цифровых вычислительных машин, М., 1969; Меsаrоviс М. D., Масkо D., Takahara Y., Theory of hierarchical multilevel systems, N. Y. -L., 1970. Е. Я. Дашевский.
ИЕРАРХИЯ (греч. hierarchia, от hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин "И." был введён не ранее 2-й пол. 5 в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом (см. Ареопагитики) в трактатах "О небесной иерархии" и "О церковной иерархии" и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. В науке понятие И. стало разрабатываться со 2-й пол. 19 в. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового деления антагонистич. общества (напр., феод. И.) и характеристики структурывласти, в особенности бюрократии. В совр. бурж. социологии многочисл. исследования посвящаются И. престижа, И. богатства, И. власти и контроля как выражению социальной стратификации общества, обществ, неравенства.
С появлением в 20 в. общей теории систем понятие И. стало применяться для описания любых системных объектов. Иерархически организованные формы существуют во всех сферах объективной реальности: неорганической, биологической, социальной. В марксистской философии получила развитие идея И. качественно несводимых структурных уровней материи. В общей теории организации И. характеризует принцип управления, обеспечивающий эффективное функционирование организации; в лингвистике различают И. уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархически построенный граф (т. н. "дерево"). , Л. Л. Седов.
ИЕРАТИЗМ (от греч. hieratikos- культовый, священный), обусловленные религиозно-каноническими требованиями торжественная застылость и отвлечённость изображений (человеческие фигуры в строго фронтальных позах, с неподвижным взглядом). Термин "И." обычно применим к иск-ву древнего мира и средневековья.
ИЕРЕЙ (греч. hiereus, букв.- жрец, от hieros - священный), одно из назв. священника в православной церкви.
ИЕРЕМИАДА (от имени библейского пророка Иеремии, оплакивавшего падение Иерусалима), горькая жалоба, сетование, скорбная, жалобная песнь. Слово "иеремиада" иногда употребляется в иронич. смысле.
ИЕРЕМИЯ (10-е гг. 7 в., Анатот, Иудейское царство, - после 586 до н. э., Египет), в иудаизме второй из т. н. "больших пророков" (см. Пророки). Пророческую деятельность начал в юношеском возрасте в 626. Значительная часть проповедей И. была посвящена политическому положению Иудейского царства. И. проповедовал необходимость мира с наиболее мощным из врагов Иудеи - Вавилоном, предпочитая зависимость от Вавилона уничтожению им Иудеи. После взятия Иерусалима (586) вавилонским царём Навуходоносором II И. было разрешено остаться на родине, но противники вавилонского господства насильно увели его в Египет. Основу книги Ветхого завета, носящей имя И., составляют проповеди и изречения И. частично в его собственной записи, а также в записи его сподвижника Баруха, включившего в книгу и свои повествования об И. Окончательная редакция текста была проведена, вероятнее всего, во 2 в. до н. э. Книга И. является важным источником для истории Бл. Востока 7-6 вв. до н. э.
Принадлежность И. хотя бы одной из поэм, составляющих ветхозаветную книгу "Плач Иеремии", не может быть доказана. Ошибочно традиционное приписывание И. "Книг царей".
ИЕРИНГ (Ihering) Рудольф фон (22.8.1818, Аурих, - 17.9.1892, Гёттинген), немецкий юрист, в 1842-92 проф. в ун-тах Базеля, Ростока, Киля, Гиссена, Вены и Гёттингена. Широкую известность получили труды И. по гражд. праву, с его именем связаны попытки социологич. изучения права и гос-ва в бурж. науке. В основу теории И., к-рую он сам называл реалистической, положено понимание права как юридически защищённого интереса: в интересе, цели, практич. пользе он видел существ, элемент понятия права. Право, по И., возникает из борьбы личностей и их групп и в форме принуждения обеспечивает жизненные условия общества. Изучая право как продукт борьбы человеческих интересов, И., однако, далёк от классового понимания этой борьбы. В книге "Цель в праве" он трактует борьбу как момент социальной механики, мотивом и условием к-рой является эгоизм, а право - как признание сильным интересов слабого, как самоограничение и умеренность власти в целях установления мира на справедливых условиях между борющимися. Положение И. о том, что право требует "самообуздания власти и силы", широко воспроизводится и совр. бурж. правовой идеологией. В работах И. прослеживаются элементы прагматич. критики основных юридич. доктрин 19 в.- исторической школы права, естественного права.
Рус. юристы С. А. Муромцев, Ю. С. Г амбаров, Н. М. Коркунов и др. пытались развить отд. положения И. применительно к условиям дореволюционной России.
Учение И. оказало влияние на формирование ряда бурж. правовых доктрин 20 в. - "юриспруденцию интересов" в Германии, юридический прагматизм в США и т. д.
Соч.: Geist des romischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung, TI
1 - 2, Lpz., 1852 - 54; Der Kampf urn's Recht,2 Aufl.,W.,1872; Der Zweck im Recht, Bd 1-2, Lpz., 1877 - 83; Scherz und Ernst in der Juris-prudenz, Lpz., 1884; в рус. пер. -Дух римскогоправанаразличныхступеняхегоразвития, СПБ, 1875; Борьба заправо, М., 1874; Цель вправе, СПБ, 1881. Г. В. Мальцев.
ИЕРИХОН (др.-евр. Ерихо, греч. lericho), один из древнейших городов в Палестине, на терр. совр. Иордании (остатки в 22 км к С.-В. от Иерусалима; ныне городище Тель-эс-Султан). Раскопки велись в 1867, 1907-08, 1930- 1936, 1952-56. Древнейшее поселение на месте И. относится к докерамич. неолиту (7-6-е тыс. до н. э.). Оно имело глинобитные и из сырцового кирпича дома, святилища и кам. оборонит |