| о породы кажутся как бы сваренными. Включения стекла на сером фоне породы выступают или в виде неправильных клочьев и искр, или в виде субпараллельно расположенных линз, к-рые своей формой напоминают языки пламени; вследствие этого их часто и называют "фьямме" (итал. fiamme, мн. число от fiamma - пламя). Образование И. объясняют отложением из очень раскалённых пепловых туч, возникающих при извержениях катмайского типа (см. Вулканы). И. чаще встречаются среди кислых вулканич. пород (риолитов, трахитов, дацитов и реже андезитов), залегают в виде горизонтальных пластов среди вулканогенных толщ. И. характерны для многих вулканич. р-нов мира.
ИГНИТРОН [от лат. ignis - огонь и (элек)трон], одноанодныйионный прибор с ртутным катодом и управляемым дуговым разрядом. И. (рис.) применяют в качестве ртутного вентиля в мощных выпрямит, устройствах, электроприводах, электросварочных устройствах, электротяговых подстанциях на ж. д. и т. д. Испускание электронов, вызывающее осн. дуговой разряд между анодом и катодом И., происходит при положит, напряжении на аноде с одного или неск. ярко светящихся участков катода (катодных пятен). Катодные пятна создаются вспомогат. дугой, к-рая образуется периодически перед зажиганием осн. дуги пропусканием импульсов тока амплитудой до неск. десятков ампер и длительностью неск. мсек через поджигающий электрод, частично погружённый в жидкую ртуть катода. Изменяя момент зажигания вспомогат. дуги, можно управлять началом зажигания осн. дуги и тем самым регулировать среднее значение силы выпрямленного анодного тока от максимальной до нуля. И. выполняются гл. обр. в металлич. корпусе и выпускаются на ср. значения силы тока от 20 до 700 а при амплитудах напряжения на аноде до 5 кв и на коммутируемые мощности от 100 до 3600 ква. И. со стеклянной оболочкой выпускаются на ср. значения силы тока до 100 а при амплитудах напряжения на аноде до 5 кв.Игнитрон со стеклянной оболочкой: / - графитовый анод; 2- поджигающий электрод из карбида кремния или карбида бора; 3 - ртутный катод.. Лит. см. при ст. Ртутный вентиль.
ИГНЯТОВИЧ (Ипьатовип) Яков (12.12. 1824, Сент-Эндре, -4.8.1889, Нови-Сад), сербский писатель. Род. в семье торговца. Участник Революции 1848. В ист. романах и повестях И. "Джордже Бранкович" (1859), "Манзор и Джемила" (1860) и др., написанных в романтич. духе, изображена борьба сербов и венгров против тур. ига. Романы И. "Милан Наранджич" (1860-63), "Странный мир" (1869), "Васа Решпект" (1875), "Вечный жених" (1878), "Страдалица"(1888) знаменовали переход к реализму в сербской литературе.
С о ч.: Одабрана дела, т. 1 - 8, Нови Сад, 1948-53; Одабрана дела, т. 1-2, Нови Сад- Београд, [1959].Лит.: ГлигориЬВ.,.!. ИгшатовиЬ, Београд, 1949; СкерлиЬ J., J. Ипьатовип, Београд, 1965.
ИГОЛОМЯ (Igotomia), село близ Кракова (Польша), в окрестностях к-рого в 1924 открыто большое число гончарных печей (в основном 4 в. н. э.) для обжига глиняных сосудов. Обнаружены остатки железоделательных горнов первых веков н. э., а также ряд поселений и погребений различных времён (от неолита до средневековья). Исследования показали, что в первых веках н. э. в р-не И. находился крупный производств, центр, продукция к-рого не только удовлетворяла потребности местного населения, но и экспортировалась в более отдалённые р-ны Повисленья.
Лит.: IgoJomia, [Warsz., 1953]; Igolomia, t. 1 -Osada wczesnosredniowieczna, Wroclaw-Warsz.-Krakow, 1961.
ИГОЛЬНОГО MЫCA КОТЛОВИНА понижение дна на границе Атлантического и Индийского ок.; см. Агульяс.
ИГОЛЬНОГО MЫCA ТЕЧЕНИЕ Агульясово течение, тёплое течение в Индийском ок., у юго-вост. берегов Африки. Образуется при слиянии вод Мозамбикского и Мадагаскар-ского течений; движется к Ю. Скорость 2,7-3,7 км/час. Ок. 38° ю. ш. встречается с холодным течением Западных Ветров и уходит в глубину. Темп-ра воды в феврале от 27°С на С. до 20°С на Ю., в августе соответственно от 22 до 16°С. Солёность 35,5°/00.
ИГОЛЬНЫЙ МЫС Агульяш (Agulhas), самый южный мыс Африки (34°52' ю. ш. и 19°59' в.д.). Находится на терр. Южно-Африканской Республики, в 155 км к Ю.-В. от мыса Доброй Надежды. Название дано из-за наблюдавшейся поблизости в море магнитной аномалии (португ. agulha - игла, в данном случае-магнитная стрелка компаса).
ИГОЛЬЧАТАЯ ЛЕНТА то же, что кардолента.
ИГОЛЬЧАТОЕ РУЖЬЁ нарезное ружьё, заряжавшееся с казённой части, в к-ром при выстреле игла прокалывала дно бумажного патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. Первым нарезным И. р. было прусское ружьё, созданное И. Н. Дрейзе (1840), к-рое позволило увеличить скорость стрельбы в 5 раз, а возможность заряжания ружья лежащим стрелком давала так-тич. преимущества. После австро-прусской войны 1866, в к-рой И. р. оправдало себя, во Франции А. А. Шаспо разработал (1866) новое И. р., превосходившее по конструкции и меткости ружьё Дрейзе. В России появились ружья Карле, по системе очень сходные с ружьём Шаспо. К кон. 19 в. И. р. всюду были заменены более совершенным оружием с пружинным ударником, помещённым в затворе (см. Винтовка).
ИГОЛЬЧАТЫЙ ПОДШИПНИК см. Подшипник качения.
ИГОРЬ (г. рожд. неизв.- ум. 945), великий князь киевский с 912 (летописец приписывает И. происхождение от полулегендарного Рюрика). И. продолжал деятельность своего предшественника Олега, в годы правления подчинил своей власти вост.-слав, племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил восстание древлян. В 941 совершил неудачный поход на Константинополь. Во время похода 944 визант. пр-во предложило И. выкуп, между греками и русскими был заключён договор (см. Договоры Руси с Византией). И. первым из рус. князей столкнулся с печенегами, с к-рыми заключил перемирие на 5 лет. Убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.
Лит.: Повесть Временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Греков Б. Д., Киевская Русь, [М.], 1953.
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ (1150-1202), новгород-северский князь с 1178, черниговский - с 1199, сын Святослава Ольговича, князя черниговского. Участник феод, войн 2-й пол. 12 в. за киевский стол. В 1170-х гг. одержал ряд побед над половцами. И.С. в союзе с др. князьями вступил в борьбу с половцами, в 1185 организовал поход против них, оказавшийся неудачным, и попал в плен. Поход послужил сюжетной основой для "Слова о полку Игореве".
Лит.: Лихачев Д. С., Слово о полку Игореве. Историко-литературный очерк, 2 изд., М. -Л., 1955.
ИГР ТЕОРИЯ, раздел математики, изучающий формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. При этом под конфликтом понимается явление, в к-ром участвуют различные стороны, наделённые различными интересами и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими интересами. Отд. матем. вопросы, касающиеся конфликтов, рассматривались (начиная с 17 в.) многими учёными. Систематич. же матем. теория игр была детально разработана амер. учёными Дж. Нейманом и О. Морген-штерном (1944) как средство матем. подхода к явлениям конкурентной экономики. В ходе своего развития И. т. переросла эти рамки и превратилась в общую матем. теорию конфликтов. В рамках И. т. в принципе поддаются матем. описанию военные и правовые конфликты, спортивные состязания, "салонные"игры, а также явления, связанные с биол. борьбой за существование.В условиях конфликта стремление противника скрыть свои предстоящие действия порождает неопределённость. Наоборот, неопределённость при принятии решений (напр., на основе недостаточных данных) можно интерпретировать как конфликт принимающего решения субъекта с природой. Поэтому И. т. рассматривается также как теория принятия оптимальных решений в условиях неопределённости. Она позволяет математизировать нек-рые важные аспекты принятия решений в технике, с. х-ве, медицине и социологии. Перспективен подход с позиций И. т. к проблемам управления, планирования и прогнозирования.Основным в И. т. является понятие игры, являющееся формализованным представлением о конфликте. Точное описание конфликта в виде игры состоит поэтому в указании того, кто и как участвует в конфликте, каковы возможные исходы конфликта, а также кто и в какой форме заинтересован в этих исходах. Участвующие в конфликте стороны наз. коалициями действия; доступные для них действия - их стратегиями; возможные исходы конфликта - ситуациями(обычно каждая ситуация понимается как результат выбора каждой из коалиций действия нек-рой своей стратегии); стороны, заинтересованные в исходах конфликта,- коалициями интересов; их интересы описываются предпочтениями тех или иных ситуаций (эти предпочтения часто выражаются численными выигрышам и). Конкретизация перечисленных объектов и связей между ними порождает разнообразные частные классы игр.Если в игре имеется единственная коалиция действия, то стратегии этой коалиции можно отождествить с ситуациями и далее больше уже о стратегиях не упоминать. Такие игры наз. нестратегическими. Класс нестратегических игр весьма обширен. К их числу относятся, в частности, кооперативные игры (см. Кооперативная теория игр).Примером нестратегич. (кооперативной) игры может служить простая и г-р а, состоящая в следующем. Множеством ситуаций являются в ней всевозможные распределения (дележи) между игроками нек-рого количества однородной полезности (напр., денег). Каждый делёж описывается теми суммами, к-рые при этом получают отдельные игроки. Коалиция интересов наз. выигрывающей, если она может даже в условиях противодействия со стороны всех остальных игроков присвоить и разделить между своими членами всю имеющуюся полезность. Все коалиции, не являющиеся выигрывающими, совсем не могут присвоить к.-л. доли полезности. Такие коалиции наз. проигрывающи-м и. Естественно считать, что выигрывающая коалиция предпочитает один делёж другому, если доля каждого из её членов в условиях первого дележа больше, чем в условиях второго. Проигрывающие же коалиции не могут сравнивать дележи по предпочтительности (это условие также вполне естественно: коалиция интересов, к-рая сама не в состоянии добиться ничего, вынуждена соглашаться на любой делёж и лишена возможности выбора между дележами).Если в игре имеется более одной коалиции действия, то игра наз. стратегической. Важный класс стра-тегич. игр составляют бескоалиционные игры, в к-рых коалиции действия совпадают с коалициями интересов (они наз. игрокам и), а предпочтения для игроков описываются их функциями выигрыша: игрок предпочитает одну ситуацию другой, если в первой ситуации он получает больший выигрыш, чем во второй.Одним из простейших примеров бескоалиционной игры может служить "мор-pa" в следующем своём варианте. Три игрока показывают одновременно 1 или 2 пальца каждый. Если все три игрока показывают одно и то же число, то выигрыш каждого равен нулю. В противном случае один из игроков показывает в ( = 1 или 2) и получает Ь из нек-рого источника (напр., из банка, образованного предварительными взносами), а два других игрока, показывающие одно и то же b (^ а), не получают ничего.Если в бескоалиц. игре участвуют два игрока, а значения их функций выигрыша в любой ситуации отличаются только знаками, то игра наз. антагонистической игрой; в ней выигрыш одного из игроков в точности равен проигрышудругого. Если в антагонистич. игре множества стратегий обоих игроков конечны, то игра наз. матричной игрой ввиду нек-рой специфической возможности её описания.В качестве другого примера бескоалиц. игры можно привести шахматы. В этой игре участвуют два игрока (белые и чёрные). Стратегия каждого из игроков есть мыслимое (хотя практически и не поддающееся детальному описанию) правило выбора в каждой возможной позиции нек-рого хода, допускаемого движениями фигур. Пара таких правил (за белых и за чёрных) составляет ситуацию, к-рая полностью определяет протекание шахматной партии и в т. ч. её исход. Функция выигрыша белых имеет значение 1 на выигрываемых партиях, 0 на ничейных и -1 на проигрываемых (такой способ начисления очков практически ничем не отличается от принятого в турнирной и матчевой практике). Функция выигрыша чёрных отличается от функции выигрыша белых лишь знаком. Из сказанного видно, что шахматы относятся к числу антагонистических и притом матричных игр. В шахматах стратегии не выбираются игроками до начала игры, а реализуются постепенно, ход за ходом. Это значит, что шахматы принадлежат к позиционным играм.
И. т. является нормативной теорией, т. е. предметом её изучения являются не столько сами модели конфликтов (игры), как таковые, сколько содержание принимаемых в играх принципов оптимальности, существования ситуаций, на к-рых эти принципы оптимальности реализуются (такие ситуации или множества ситуаций наз. решениями в смысле соответствующего принципа оптимальности), и, наконец, способы нахождения таких ситуаций.
Рассматриваемые в И. т. объекты - игры - весьма разнообразны, и пока не удалось установить принципов оптимальности, общих для всех классов игр. Практически это означает, что единого для всех игр истолкования понятия оптимальности ещё не выработано. Поэтому прежде чем говорить, напр., о наивыгоднейшем поведении игрока в игре, необходимо установить, в каком смысле эта выгодность понимается. Все применяемые в И. т. принципы оптимальности при всём их внешнем разнообразии отражают прямо или косвенно идею устойчивости ситуаций или множеств ситуаций, составляющих решения. В бескоалиц. играх основным принципом оптимальности считается принцип осуществимости цели, приводящий к ситуациям равновесия. Эти ситуации характеризуются тем свойством, что любой игрок, к-рый отклонится от ситуации равновесия (при условии, что остальные игроки не изменят своих стратегий), не увеличит этим своего выигрыша.
В частном случае антагонистических игр принцип осуществимости цели превращается в т. н. принцип м а к с и м и н а (отражающий стремление максимизировать минимальный выигрыш).
Принципы оптимальности (первоначально выбиравшиеся интуитивно) выводятся на основании нек-рых заранее задаваемых их свойств, имеющих характер аксиом. Существенно, что различные применяемые в И. т. принципы оптимальности могут противоречить друг другу.
Теоремы существования в И. т. доказываются преим. теми же неконструктивными средствами, что и в др. разделах математики: при помощи теорем о неподвижной точке, о выделении из бесконечной последовательности сходящейся подпоследовательности и т. п., или же, в весьма узких случаях, путём интуитивного указания вида решения и последующего нахождения решения в этом виде.
Фактическое решение нек-рых классов антагонистич. игр сводится к решению дифференциальных и интегральных уравнений, а матричных игр - к решению стандартной задачи линейного программирования. Разрабатываются приближённые и численные методы решения игр. Для многих игр оптимальными оказываются т. н. смешанные стратегии, т. е. стратегии, выбираемые случайно (напр., по жребию).
И. т., созданная для матем. решения задач экономич. и социального происхождения, не может в целом сводиться к классич. матем. теориям, созданным для решения физич. и технич. задач. Однако в различных конкретных вопросах И. т. широко используются весьма разнообразные классич. матем. методы. Кроме этого, И. т. связана с рядом матем. дисциплин внутр. образом. В И. т. систематически и по существу употребляются понятия теории вероятностей. На языке И. т. можно сформулировать большинство задач матем. статистики. Необходимость при анализе игры количеств, учёта неопределённости предопределяет важность и тем самым связь И. т. с теорией информации и через её посредство - с кибернетикой. Кроме того, И. т., будучи теорией принятия решений, может рассматриваться как существ, составная часть матем. аппарата операций исследования.
И. т. применяется в экономике, технике, военном деле и даже в антропологии. Осн. трудности практич. применения И. т. связаны с экономической и социальной природой моделируемых ею явлений и недостаточным умением составлять такие модели на количественном уровне.
К 70-м гг. 20 в. число публикаций по науч. вопросам И. т. достигло многих сотен (в т. ч. неск. десятков монографий). Курсы по И. т. читаются во мн. высших уч. заведениях для студентов матем. и экономич. специальностей (в СССР - с 1956).
Международные конференции по И. т. проходили в Принстоне (1961), Иерусалиме (1965), Вене (1967) и Беркли (1970). Всесоюзные конференции по И. т. состоялись в Ереване (1968) и Вильнюсе (1971).
Лит.: Неиман Д ж., Моргенштерн О., Теория игр и экономическое поведение, пер. с англ., М., 1970; Лью с Р., Рай-фа X., Игры и решения, пер. с англ., М., 1961; Карлин С., Математические методы в теории игр, программировании и экономике, пер. с англ., М., 1964; Воробьев Н. Н., Современное состояние теории игр, "Успехи математических наук", 1970, т. 25, М° 2(152), с. 80-140; Оуэн Г., Теория игр, пер. с англ., М., 1971; Contributions to the theory of games, v. 1-4, Princeton, 1950-59; Advances in game theory, Princeton, 1964.
Н. Н. Воробьёв.
ИГРА, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др.тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В матем. игр теории И. определяется как матем. модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-куль-товыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, "Письма без адреса").
Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение к-рых в практич. сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физич. тренировкой, но и средством психологич. подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в ср.-век. Византии "болельщиков"- на ипподроме в поли-тич. партии, детские игры как модели социальных конфликтов "взрослого" мира).
Особая психич. установка играющего |