| , к-рый одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил филос.-антропологич. обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу:*...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетич. связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (напр., в теории синкретич. первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и "действа" А. Н. Веселовского). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практич., а в условной, знаковой сфере, к-рая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практич. поведения. Однако между И. и искусством имеется существ, отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличит, свойством И. является наличие системы правил поведения.
Ю. М. Лотман.
В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита нем. философом и психологом К. Гро-сом (1899): в И. животных он видел предварит. приспособление ("предуп-ражнение") инстинктов к условиям будущей жизни. До него англ, философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление "избытка сил". Существ, поправкой к учению Гроса явилась теория австр. психолога К. Бюлера о "функциональном удовольствии" как внутр. субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голл. зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитич. концепции австр. врача 3. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.
В сов. психологии был развит подход к И. как к социально-историч. явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.)- В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.
Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos К., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; В u h 1 е г K., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizing a J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские. И. Б. Даунис.
ИГРА, посёлок гор. типа, центр Игрин-ского р-на Удмуртской АССР, на р. Лоза (басе. Вятки). Ж.-д. станция в 92 км к С. от Ижевска. Узел автодорог. 15 тыс. жит. (1970). Леспромхоз, комбинат строит, деталей, з-ды домостроит. и молочный, мясокомбинат.
ИГРЕНЬ, город (с 1959) в Днепропетровской обл. УССР, на р. Самара (басе. Днепра), в 17 км к С.-В. от Днепропетровска. Ж.-д. станция. 22 тыс. жит. (1970). Хлебный з-д, гранитный карьер. Население города работает гл. обр. на предприятиях Днепропетровска.
ИГРИМ, посёлок гор. типа в Березовском р-не Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл. РСФСР. Расположен у впадения Малой Сосьвы в Сев. Сосьву, в 130 км от ж.-д. ст. Сергино. Добыча газа, рыбная пром-сть.
ИГРИСТЫЕ ВИНА, столовые виноградные вина, насыщенные углекислым газом путём вторичного брожения (в бутылках, отд. герметич. резервуарах или в системе резервуаров) добавленного к ним сахара (сахарозы) или виноградного сусла. Приготавливают из спец. белых или красных сортов винограда. В СССР к И. в. относят "Советское шампанское", "Красное игристое", "Цимлянское", "Севастопольское игристое", "Мускат игристый". К числу И. в. принадлежат также вина, насыщенные углекислым газом при первичном брожении за счёт невыбродившего сахара (напр., грузинские "Чинури", "Чхавери", "Ате-нури", "Мцване"). Во Франции - вина Шампани, в Италии - игристые мускаты "Асти спуманте" и др. См. Вино виноградное.
ИГРУНКИ, (Callithrix), род животных сем. игрунковых обезьян. Дл. тела 15- 30 см, хвоста 18-40 см, весят 230- 450 г. Окраска разнообразная: целиком чёрная (С. penicillata), жёлтая (С. chry-soleuca), тело чёрное, голова белая (С. geoffroyi), тело светлое, хвост чёрный (С. argentata). Шерсть густая, довольно длинная, на ушах обычно имеются кисточки. 8 видов; распространены в Юж. Америке (Бразилия и Боливия). Древесные животные, очень ловкие и быстрые. Держатся группами по 3-12 особей. Активны днём. Питаются листьями и плодами деревьев, насекомыми, мелкими птицами и их яйцами. Беременность 140- 150 дней; детёнышей 1-3; самец часто помогает их воспитывать.Обыкновенные игрунки.
ИГРУНКОВЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ (Callithricidae), семейство амер. обезьян. В отличие от др. обезьян, имеют когтевидные ногти на всех пальцах (исключая большой , палец задних ног); отсюда др. назв.- когтистые обезьяны. Волосы густые, шелковистые, на ушах кисточки. Хвост обычно сильно опушён. Дл. тела 13-37 см, хвоста 15-42 см, весят от 70 до 1000 г. Окраска разнообразна, преобладают два цвета - белый и чёрный. В отличие от остальных обезьян, И. о. имеют по 2 больших коренных зуба (вместо 3) на каждой стороне верх, и ниж. челюсти. И. о.- наиболее примитивные из совр. обезьян. 4 рода, объединяющие 33 вида. Распространены в сев. части Юж. Америки, а также в Центр. Америке. И. о. обитают в тропич. лесах, очень ловки и быстры; при передвижении по ветвям часто пользуются хвостом как противовесом. Рождают 1-3 детёнышей (остальные обезьяны 1-2). Наиболее известны игрунки, тамарины, львиные игрунки (напр., розалия).
ИГРУШКА, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. служит целям умств., нравств., эстетич. и физич. воспитания. И. помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. И. широко используется в уч.-воспитат. работе с детьми, в частности для развития детского, технич. и художеств, творчества (см. Игры детские, Детское творчество). Типы, характер, содержание и оформление И. определяются конкретными воспитат. задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства И., особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.
Содержание и формы И. находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.
С древнейших времён известны И. в виде образов людей, животных, орудий труда, предметов быта: куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи (Др. Египет, 3-е тыс. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены И.- куклы,фигурки животных, предметы быта, обручи, волчки, погремушки и др.; по свидетельству Плиния и Плутарха, уже в эту эпоху существовали И. с заводными механизмами. В Афинах и Риме получила развитие торговля И. На совр. территории СССР древнейшие И. найдены среди предметов фатъяновской культуры (2-е тыс. до н. э.). Известны И., найденные при раскопках слав, городищ Среднего Приднепровья (6-8 вв. н. э.); глиняные свистульки в виде фигурок животных, куклы, посуда - из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (10-18 вв.). Кустарные промыслы И. стали развиваться в феодальном обществе. Для детей привилегированных сословий создавались дорогие И. Нек-рые И. предназначались для развлечения взрослых, напр, франц. и нем. заводные И. В Зап. Европе центры производства И. сложились в Рудных горах, Нюрнберге, Тюрингии, Ли-може. На терр. СССР первые промыслы И. возникли в 12 в. в Новгороде; с 17 в. широкое распространение получила нар. кустарная И. В 17-19 вв. выпуск кера-мич., деревянных токарных (вятская, бабенковская И.) и резных И., часто с яркой росписью, а также И. из папье-маше или мастики (И. Сергиева Посада, ныне г. Загорск) стал областью деятельности нек-рых рус. нар. художеств, промыслов (см. Дымковская игрушка, Гжельская керамика, Богородская резьба, Городецкая роспись, а также илл. к ним). С конца 19 в. началось пром. производство И. из металла, резины, целлулоида, затем в нач. 20 в.- из пластмасс и синтетич. материалов, к-рое потребовало специализации производства и значит, капиталовложений.
К И. предъявляются определённые пед., эстетич., гигиенич., технич. и эко-номич. требования. Существуют различные классификации И. Различают образные И., дидактические и игры-пособия, технические, театральные, карнавальные и музыкальные, спортивно-моторные, И.-забавы. Деление И. на такие группы условно, т. к. с помощью одной и той же И. могут решаться различные воспитат. и образоват. задачи, проводиться игры разного содержания и характера. В основе пром. классификации И.- материал для их производства: И. пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые, мягконабивные; куклы, муз., электромеханич., полиграфич. и др.
Пром. производство И. за рубежом наиболее развито в США, Японии, ГДР, ФРГ, Великобритании, Италии. Крупнейшими экспортёрами И. являются Япония, ГДР и ФРГ, крупнейшим импортёром - США. В СССР производство И. достигло большого развития в 1950-1970. Были возрождены и получили дальнейшее развитие нар. промыслы И., создана отрасль промышленности по производству И. В 1959 Совет Министров СССР принял постановление "Об увеличении производства, расширении ассортимента и улучшении качества детских игрушек". В 1972 выпуск И. осуществляли св. 800 предприятий, в т. ч. св. 100 специализированных заводов и фабрик. В СССР выпускается св. 10 тыс. различных видов И., ежегодно разрабатывается ок. 1 тыс. новых образцов (в основном Всесоюзным н.-и. ин-том И., созданным в 1932, и творческими организациями Союза художников). Специалисты по производству И. готовятся в Загорском художеств.-пром. училище (Моск. обл.) и др. спец. уч. заведениях, выпускающих специалистов для художеств, промыслов. В 1961 в Москве создан крупнейший специализированный торговый центр - Дом игрушки. В Загорске имеется Музей И.
Е. А. Коссаковская, В. И. Фёдорова.
Лит.: Воронецкий А. М., Кустарное производство игрушек. 1889, в кн.: Отчёты и исследования по кустарной промышленности в России, т. 1, СПБ, 1892; Игрушка, её история и значение. Сб. ст., под ред. Н.Д. Бартрам, М., 1912; Оршанский Л. Г., Игрушки. Сб., П., 1923; Церетелли Н. М., Русская крестьянская игрушка, [М.], 1933; Лебеде-в а Н. Т., Как выбрать игрушки детям, М., 1959; Россихина С. В., Русская народная игрушка, М., 1959; ФлёринаЕ. А., Эстетическое воспитание дошкольника, М., 1961; Э и д е л ь с Л. М., Техническая игрушка в трудовом воспитании детей, [М.], 1962; А р б а т Ю. А., Поющее дерево, М., 1962; Гаврилова Л. А., Друг детей, М., 1962; Коссаковская Е. А., Ребёнку купили игрушку, М., 1967; Детям - хорошая игрушка. Сб., М., 1963; Ильина Т. А.,Игрушка - не игрушка!, [Л. - М., 1964].
ИГРЫ ДЕТСКИЕ, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, гл. обр. действий взрослых и отношений между ними.
И. д. социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию. Многие И. д. носят нац., нар. характер и передаются из поколения в поколение. В них формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физич. качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в к-ром они живут и к-рый призваны изменить. В сов. педагогике И. д. рассматриваются как одно из средств коммунистического воспитания, самовоспитания и обучения детей.
В пед. лит-ре обычно различают и г-ы манипуляции детей до лет, сюжетные (ролевые, режиссёрские и игры-драматизации), подвижные и дидактические И. д.
Начальной формой И. д. являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся эмоциональным оживлением ребёнка, играющего, как правило, индивидуально. В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям, знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом.
Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в к-рых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных И. д. является их двойственный символич. характер (напр., играющий мальчик - одновременно и "лётчик в полёте", и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в к-рой только и могут действовать, и тех реальных предметов, к-рые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, эключаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в к-рых они ещё не могут Осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий - является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производств, и обществ, темы. Дети обращаются также к сюжетам лит. произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях,- к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в к-рой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных И. д. сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берутролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строит, и природных материалов.
В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание лит. произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художеств, способности и интерес к участию в художеств, самодеятельности.
Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила ("гуси-лебеди"), многие - только правила ("салочки", "прятки"). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные И. д. и спортивные игры имеют для фи-зич. воспитания школьников (см. Физическое воспитание, Спортивные игры).
Одним из действенных средств умств. воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактич. И. д. используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактич. И. д. проходят с игрушками, настольно-печатны-ми играми (различного типа лото, домино, викторины и т. п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактич. И. д. без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактич. И. д. (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактич. И. д. носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.Значит, место в И. д. занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что способствует развитию детского творчества. Взрослые обучают детей умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление участвовать в недоступной деятельности старших; обогащают содержание и сюжеты И. д.; помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения; создают условия для игры.
Игра, по словам Н. К. Крупской,- школа организации. Являясь действенным средством развития у детей творческой активности, инициативы, коллективизма, организаторских умений и навыков, И. д. широко используются в жизни детских коллективов, причём игровые элементы вносятся не только в различные детские праздники, соревнования, но и в трудовые и др. общественно полезные дела. Ряд игр носит всесоюзный характер: военно-патриотич. игра "Зарница", соревнования на приз "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", спартакиады школьников, радио- и телевикторины и игры-конкурсы и др.
С целью пед. организации И. д. в часы досуга в школах, внешкольных и куль-турно-просветит. учреждениях создана сеть детских игротек. См. также ст. Игрушка.
Лит.: Р у б и н ш т е и н С. Л., Основы психологии, М., 1935; Воспитание ребёнка в семье от трёх до семи лет. (Книга для родителей). Под ред. Е. А. Флёриной, М., 1950; Макаренко А. С., Игра, Соч., т. 4, М., 1957; Дьячкова О. А., Игры школьников, М., 1955; Эльконин Д. Б., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста, М., 1957; Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры, в его кн.: Проблемы развития психики, М.. 1959; Эльконин Д. Б., Детская психология, М., 1960; Роль игры в детском саду. Под ред. А. П. Усовой, М., 1961; Мах-лак Е. С., Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте, в сб.: Вопросы психологии личности школьника, М., 1961; Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966; Голециова О., Клиндова Л., Бердыхова Я., Игры |