| в детском саду, М., 1966; Выготский Л. С., Игра и её роль в психическом развитии ребёнка, "Вопросы психологии", 1966, № 6; Я к о в л е в В. Г., Гриневский А., Игры для детей, М., 1968; Всегда всем весело. Сб. игр для пионеров и школьников, М., 1969.Е. А. Коссаковская, И. Б. Даунис.
ИГУАНОДОНТЫ (Iguanodontidae), семейство вымерших пресмыкающихся отряда птицетазовых динозавров. Существовали в конце юрского и первой половине мелового периодов. Крупные (дл. до 10м), передвигавшиеся на задних конечностях растительноядные пресмыкающиеся, напоминавшие строением зубов совр. ящериц игуан. 5 родов, объединявших много видов. И.- предки утконосых динозавров. Многочисленные остатки И. найдены в Зап. Европе, Сев. Африке и Центр. Азии; в Бельгии (Бер-ниссар) выкопано 29 скелетов - это одна из лучших коллекций ископаемых позвоночных.
Скелетигуанодона (Iguanodon bernis-sartensis).
Лит.: Рождественский А. К., Новые игуанодонты из Центральной Азии, "Палеонтологический журнал", 1966, № 3; Основы палеонтологии. Земноводные, пресмыкающиесяиптицы, М., 1964; С a s i-ег Е., Les iguanodons de bernissart, Brux., 1960. А. К. Рождественский.
ИГУАНЫ игуановые (Iguanidae), семейство пресмыкающихся отр. ящериц. В отличие от представителей близкого сем. агам, зубы у И. прикреплены к внутр. поверхности челюстей. Более 50 родов, в т. ч. собственно И. (Iguana), анолисы, василиски, конолоф, жабовидные ящерицы и др. (всего ок. 700 видов).
Игуана (Iguana iguana).
Распространены преим. в Зап. полушарии; в Восточном - только на о-вах Мадагаскар (3 вида), Фиджи и Общества (2 вида). Большинство живёт в лесах, на деревьях, мн.- в пустынях и горах, нек-рые ведут полуводный образ жизни, скрываясь в воду в случае опасности. Питаются гл. обр. насекомыми и др. мелкими беспозвоночными; нек-рые ра-стительноядны (напр., морская ящерица). Большинство - яйцекладущие, нек-рые - яйцеживородящие. Род собственно И. (2 вида) населяет преим. тропич. часть Юж. Америки. Это ярко-зелёные ящерицы, дл. до 1,8 м- Живут на деревьях, обычно возле воды. Раститель-ноядны. Мясо и яйца съедобны.
ИГУАСУ (Iguacu), река на Ю.-В. Бразилии, лев. приток р. Парана. Дл. 1320км, пл. басе. 62 тыс. км2. Берёт начало на зап. склонах хр. Серра-ду-Мар, течёт на 3. по Бразильскому плоскогорью. По ниж. течению реки проходит граница между Бразилией и Аргентиной. На реке много порогов и водопадов (Озориу, Игуасу и др.). Питание дождевое. Полноводна в течение всего года, значительные паводки. Ср. расход воды в устье ок. 1200 м31сек.
ИГУАСУ(Iguacu), водопад в Юж. Америке, на р. Игуасу (на участке, образующем границу Аргентины и Бразилии), в 26 км от места впадения её в р. Парана. Спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделёнными скалистыми островками, покрытыми пышной тропич. растительностью. Общая вые. Падения 72 м, общая ширина обоих ступеней - до 4 км. Ср. расход воды ок. 1200 м3/сек. Открыт в 1892 под назв. Санта-Мария. В р-не водопада нац. парки Аргентины и Бразилии под тем же названием. Туризм.
К. Н. Игумнов.
М. Идальго.
ИГУАСУ, два сопредельных нац. парка: в Аргентине (Iguazu, пров. Мисьонес, пл. 55 000 га, осн. в 1909) и Бразилии (Iguacu, шт. Парана, пл. 140 000 га, осн. в 1939). Гл. достопримечательность - водопад Игуасу. Влажные тропич. и суб-тропич. леса с большим разнообразием древесных пород (до 200 видов), доминируют широколиственные, присутствует араукария. Обитают пума, ягуар, койот, оцелот, тапир, альпака, водосвинка, ленивцы, броненосцы, крокодилы.
ИГУМЕН (от греч. hegumenos, букв.- идущий впереди,, ведущий), настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.
ИГУМНОВ Константин Николаевич [19.4(1.5). 1873, Лебедянь, ныне Липецкой обл.,- 24.3.1948, Москва], советский пианист, нар. артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Окончил Моск. консерваторию в 1894 по классу фп. П. А. Пабста. В 1895 участвовал в Междунар. конкурсе им. А. Г- Рубинштейна в Берлине. Дебютировал в Москве в 1895. С 1899 проф. Моск. консерватории, в 1924-29 её ректор,., Игра И. отличалась лирической проникновенностью, тонким вкусом, благородством стиля, певучестью и красотой звука. Прославился интерпретацией цикла "Времена года" П. И. Чайковского и др. его соч. для фп.
И.- создатель одной из крупнейших Сов, .школ пианизма, пользующейся мировой известностью. Среди учеников: Н. А. Орлов, И. А. Добровейн, Л. Н. Оборин, Я. В. Флиер, М. И. Гринберг, А- Л. Иохелес, Я. И. Милыптейн и др. Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Мильштейн Я., Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова, в кн.: Мастера советской пианистической школы, М., 1954; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962.
ИДА, Ипсилоритис, Псилоритис (греч. Ide, Ipseloreites, Pseloreites), горный массив в центр, части о. Крит. Сложен известняками. Высота 2456 м. Каменистые склоны покрыты разрежённым покровом из колючих и подушко-видных ксероморфных полукустарников, кустарников и жёстких трав.
ИДАЛЬГО, Идальго-и-Костилья (Hidalgo у Costilla) Мигель (8.5.1753, Корралехо, шт. Гуанахуато,- 30.7.1811, Чиуауа, шт. Чиуауа), нац. герой Мексики, руководитель нар. восстания 1810-11, переросшего в войну за независимость Мексики от Испании. Окончил духовную семинарию в Валь-ядолиде (ныне Морелия), где позднее был преподавателем, а затем ректором. Разжалованный в приходские священники за распространение идей франц. энциклопедистов, И. продолжал выступать за независимость страны и улучшение экономич. и правового положения индейского населения. 16 сент. 1810 в г. Долорес И. обратился к народу с призывом подняться на освободит, войну ("Клич Долорес") и во главе революц. армии, состоявшей гл. обр. из крестьян-индейцев, рабочих рудников, пеонов, выступил против испанцев. В ноябре было создано в г. Гвадалахара пр-во во главе с И. Пр-во провозгласило отмену рабства, опубликовало закон о возвращении индейцам общинных земель и о снижении налогов. В янв. 1811 революц. армия потерпела поражение. В марте того же года И. был захвачен в плен, предан суду и расстрелян.
Лит.: Альперович М. С., Война за независимость Мексики (1810-1824), М., 1964; Mancisidor J., Hidalgo, More-los, Guerrero, [2 ed.]. Мех., 1970.
Г. И. Иванов.
ИДАЛЬГО (исп. hidalgo), мелкое и среднее рыцарство в средневековой Испании. Термин "И." (первоначально- сын имеющего нечто) возник в кон. 2 в. и окончательно укоренился для обозначения всех лиц рыцарского сословия в 13 и 14 вв. И. были важной воен. силой в Реконкисте. Разорение и оскудение И. началось в 15 в. В 16 в. И. активно участвовали в завоевании новооткрытых амер. земель. Наличие массы И., обнищавших, но сохранивших сословные предрассудки, присущие рыцарству,- характерная особенность обществ, жизни феод. Испании эпохи её упадка (кон. 16- 17 вв.).
ИДАЛЬГО (Hidalgo), штат в центр, части Мексики, на плато Центр. Меса. Пл. 21 тыс. кл2. Нас. 1156 тыс. чел. (1970). Адм. ц. - г. Пачука. Распространено потребит, земледелие, основные культуры: кукуруза, фасоль, агава, на орошаемых землях (округ Тула) - масличные, овощи, плодовые. Добыча золота и серебра. Машиностроение (Ироло); цв. металлургия (Пачука), пищ. пром-сть (Тулан-синго).
ИДАРСКОЕ БЕЛОГОРЬЕ горный хребет сев. склона Вост. Саяна. Расположен в басе. р. Кан. Вые. до 1660л. Дл. ок. 70 км. На Ю. примыкает к Тукшинскому Белогорью. Преобладает сред-негорный рельеф. Сложен гл. обр. кристаллич. породами. На склонах - кедро-во-елово-пихтовая тайга.
ИДАЯТЗАДЕ Исмаил Гусейн оглы (19.8. 1901, Баку,-11.11.1951, там же), азербайджанский советский актёр, режиссёр, нар. арт. Азерб. ССР (1938). В 1917 начал сценич., в 1934 режиссёрскую деятельность. Играл в Азерб. гос. театре (ныне им. М. Азизбекова, г. Баку). Роли: Абдул Али бек, Шариф, Саламов ("Севиль","Ал-мас", "В 1905 году" Джабарлы), Гаджи Кара ("Гаджи Кара" Ахундова), Шмага ("Без вины виноватые" Островского), Швандя ("Любовь Яровая" Тренёва) и др. Среди постановок: "Сиявуш" Джавида (1934), "Шах-наме" Джанана (1936), "В 1905 году" (1937), "Невеста огня"
(1939) Джабарлы, "Гачах Наби" Рустама
(1940). С 1938 гл. режиссёр Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф- Ахундова постановщик спектаклей: "Кёр-оглы" (1937), "Аршин мал алан" (1938) Гаджибекова, "Девичья башня" (1940), "Низами" (1948) Бадал-бейли, "Ануш" Тиграняна(1941), "Хосров и Ширин" Ниязи (1942), "Вэтэн" ("Родина") Караева (1945), "Кармен" Визе (1946) и др. Отмеченные неповторимым своеобразием сценич. образы и монументальные, ярко театральные спектакли И.- значит, этап в развитии нац. актёрского иск-ва и режиссуры. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 1-го созыва. Награждён 2 орденами.
Лит.: Чэфэров Ч., Халг артисти Исмаиыл, 1956.
ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или обществ, класса. Формирование природы сообразно И. представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.
Проблема И. была обстоятельно разработана в нем. классич. философии. Наиболее остро она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой "внутренней цели". Согласно Канту, явления, не имеющие цели, к-рая могла бы быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единств, существом, действующим по "внутренней цели", является человек как представитель рода. В животном внутр. целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими "род". Таким образом, осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только "идею" регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задаёт образ самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве И. может и должен быть представлен в виде образа - в форме прекрасного. И. науки ("чистого разума") задаётся в виде принципа "запрета противоречия", моральный И. ("практического разума") - в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И. и "прекрасное" становятся синонимами, и жизнь И. допускается только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера, И. Г. Фихте, ф. В. Шеллинга и нем. романтиков.
Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности "духа" (т. е. истории духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции - "эмпирической действительности", якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои "отчуждённые" состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему "эмпирическую действительность". И. науки (науч. мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы логики, а И. практического разума - в виде образа разумно устроенного гос-ва, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращённых к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный И., как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия,- т. е. коллективного разума объединённых вокруг идей людей. В виде И. всегда оформляется образ конкретной цели деятельности "рода", т. е. человечества на данной ступени его интеллектуального и нравств. развития. В составе И. действительно представляются разрешёнными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие противоречия. "Дух" всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную цель "абсолютного совершенства", представляемого как неподвижное и лишённое жизни (стало быть и противоречий) состояние.
Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций нем. классич. философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у него в эстетику, в систему определений "прекрасного". Осуществление И. как "прекрасного" относится Гегелем, однако, к прошлому - к эпохе античного "царства прекрасной индивидуальности". Это связано с тем, что Гегель считает бурж. (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически увековечивая капиталистич. разделение труда, Гегель считает романтич. мечтой, т. е. реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида. Но без этого идея "прекрасной индивидуальности" становится немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому "прекрасное" (а тем самым и И. как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели образом её будущего.
Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал диалектич. идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий жизни осн. классов современного им (бурж.) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, к-рые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И. Идеал был впервые понят с точки зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И. в сознании всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историч. ситуация, чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, обществ, классов, групп. В виде И. эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках к-рого наличные, гнетущие их противоречия представляются преодоленными, "снятыми", и действительность изображена "очищенной" от этих противоречий, свободной от них. Это не значит, что в виде И. следует представлять себе грядущее состояние лишённым каких бы то ни было противоречий развития. В И. идеально разрешаются наличные, конкретно-исто-рич. по существу и по происхождению, противоречия и поэтому И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически назревших задач. Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно прогрессивные И., собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, напр., И. Великой франц. революции. Таковыми являются в совр. эпоху И. Великой Окт. социалистическойреволюции. В наши дни единств, системой идей, представляющей прогрессивный И., является коммунистич. мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях к-рого осуществляется свободное и всестороннее развитие личности.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Кант И., Критика эстетической способности суждения, Соч., т. 5, М., 1965; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании, Собр. соч., т. 6, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1 - 2, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937 - 39; его же, Эстетика, т. 1-3-,М., 1968-72-; Дебо л ь-ский Н. Г., Об эстетическом идеале, "Вопросы философии и психологии", 1900, кн. 55, с. 759-816; Л и ф ш и ц М. А., И. И. Вин-кельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сб.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968; SchlesingerA., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908; Tsanoff R. A., Moral ideals of our civilization, N. Y., 1942; Веrt i n G. M., L'ideale estetico, Varese- Mil., 1949.
Э. В.Ильенков.
1004.htm
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation, от ideal - идеал), представление кого- или чего-либо лучшим, более совершенным, чем он или оно есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для к-рых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть "точка": невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект, к-рый не имел бы измерения. Аналогичный характер имеют понятия "прямая линия", "окружность", "абсолютно чёрное тело", "инерция". О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализация-ми), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. И. позволяет строго формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов для более глубокого их понимания; в этом смысле метод моделирования неотделим от И.
Признаком науч. И., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеализированные объекты в определённых условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Именно практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, к-рые порождают понят |