| ия об идеализированных абстрактных объектах и служит критерием плодотворности И. в познании.
Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.
Б. В. Бирюков.
ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно. И.,таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в. В 1702 нем. идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 франц. материалист Д. Дидро назвал И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избр. соч., т. 1, М.- Л., 1926, с. 28).
Филос. термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", к-рое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В филос. смысле "И." также и в этич. области обозначает отрицание обусловленности морального сознания обществ, бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации филос. материализма.
При всём фундаментальном единстве идеалистич. лагеря в решении осн. вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его гл. формы: И. объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
С ист. предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в религиозно-художеств. образах др.-инд. Упанишад (материальный мир - покрывало Майи, за к-рым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В ср.-век. философии его представлял схоластич. реализм, в новое время его крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ, идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличие двух гл. форм И. не исчерпывает многообразия различных версий идеалистич. филос. систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм и сексуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное" начало, не могущее быть объектом науч. понимания (иррационализм).
Поскольку идеалистич. или материалистич. решение осн. вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистич. решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием обществ, практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность И., его сохранение в обществ, сознании на протяжении тысячелетий? Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Ист. истоками И. являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологич. истоком И. становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса теоретич. мышления. Однако превратное пользование абстракцие{ влечёт за собой гипостазирование отвле чённых мышлением свойств, отношений действий реальных вещей в отрыве от ш конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстрак ции самостоят, существования. Сознание мышление, величина, форма, добро, кра сота, мыслимые вне и независимо от ма териальных предметов и существ, к-рьн ими обладают, равно как и растенш "вообще" или человек "вообще", прини маемые за сущности, или идеи, вопло щаемые в вещах,- таков тот ложный ход абстрактного мышления, к-рый ве дет к И. "Прямолинейность и односто ронность, деревянность и окостенелость субъективизм и субъективная слепотг voila (вот - Ред.) гносеологические кор ни идеализма" (Л е н и н В. И., Поли, собр. соч., 5изд., т. 29, с. 322). Эти гносеологич. корни И. закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умств. труда от физического, при к-ром "...сознание в состоянии эмансипироваться от мира..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 30). С формированием рабовладельч. общества И. становится естественноисторич. формой сознания для господствующих классов, поскольку умств. труд был первоначально их привилегией.
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное выражение религ. миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, филос. оправданием и обоснованием религ, веры. По словам В. И. Ленина, филос. И. есть "...д о р о г а к поповщине..." (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).
Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм обществ, сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Осн. формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Др. Греции. Своего наивысшего расцвета филос. И. достиг в нем. классич. философии (кон. 18 - 1-я пол. 19 вв.), обосновавшей и развившей новую ист. форму рационализма - идеалистич. диалектику. С переходом капитализма в им-периалистич. стадию доминирующей чертой идеалистич. философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В совр. эпоху господствующими в бурж. философии идеалистич. течениями являются: неопозитивизм (преим. в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных зап.-европ. странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католич. странах).
Совр. философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. "Многие чувствуют, что это скорее явление прошлой истории, чем живая школа наших дней..." (Е w i n g А. С., The idealist tradition, Glencoe, 1957, p. 3). Господствующая в совр. идеалистич. философии классификация филос. учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма - И., а на противопоставлении И-- реализму. Так неотомисты,называя свое учение "реализмом", отличают его и от материализма, и от субъективного И. Др. идеалистич. течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов ("нейтральный монизм", "элементы" и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения совр. бурж. философии являются фактически различными видами И.
Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, К вопросу о диалектике, там же, т. 29; его же, Конспект книги Аристотеля "Метафизика", там же; Быховский Б., Нарский И., Соколов В., Идеализм, в кн.: Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962; Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914; Черкашин П. П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961; Корнфорт М., Наука против идеализма, пер. с англ., М., 1957; Современный субъективный идеализм, М., 1957; Современнвш объективный идеализм, М., 1963; О й з е р м а н Т. И., Главные философские направления, М., 1971; W i I I m a n а О., Geschichte des Idea-Hsmus, 2 Aufl., Lpz.,1907; Ewing A. C., Idealism, L,, 1934.
Б. Э. Быховский.
ИДЕАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ, воображаемая жидкость, лишённая вязкости и теплопроводности. В И. ж. отсутствует внутреннее трение, т. е. нет касательных напряжений между двумя соседними слоями. Такая идеализация допустима во многих случаях течения, рассматриваемых гидроаэромеханикой, и даёт хорошее описание реальных течений жидкостей и газов на достаточном удалении от омываемых твёрдых поверхностей и поверхностей раздела с неподвижной средой. Матем. описание течений И. ж. позволяет найти теоретич. решение ряда задач о движении жидкостей и газов в каналах различной формы, при истечении струй и при обтекании тел.
ИДЕАЛЬНОЕ, 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации - абстрактный объект, к-рый не может быть дан в опыте, напр, идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.
Многообразные концепции И. тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует И. как самодовлеющее начало, к-рое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистич. мировоззрения И. истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей -"идей" как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредств. данностей индивидуального сознания, превращённых в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (совр. критич. реализм и феноменология).
Домарксовский материализм, критикуя представления об И. как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывал И. как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке И. заключалась в том, что он рассматривал И. как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.
По характеристике К. Маркса "...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектич. материализм исходит из понимания И., как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. И. представляет собой, т. о., определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к к.-л. материальным процессам и явлениям (физ., физиол. и т. п.). См. также статьи Сознание, Отражение, Психика и лит. при них.
ИДЕАЛЬНОЕ ЧИСЛО, см. Идеал (ма-тем.).
ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ, теоретическая модель газа, в к-рой пренебрегается взаимодействием частиц газа (средняя кинетическая энергия частиц много больше энергии их взаимодействия).
Различают классический И. г. (его свойства описываются законами классич. физики) и квантовый И. г., подчиняющийся законам квантовой механики.
Частицы классич. И. г. движутся независимо друг от друга, так что давление И. г. на стенку равно сумме импульсов, переданных за единицу времени отдельными частицами при столкновениях со стенкой, а энергия - сумме энергий отдельных частиц. Классич. И. г. подчиняется ур-нию состояния Клапейрона р = nkT, где р - давление, п - число частиц в ед. объёма, k - Больцмана постоянная, Т - абс. темп-pa. Частными случаями этого уравнения являются законы Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Шарля (см. Газы). Частицы классич. И. г. распределены по энергиям согласно распределению Больцмана (см. Больцмана статистика). Реальные газы хорошо описываются моделью классич. И. г., если они достаточно разрежены.
При понижении темп-ры Т газа или увеличении его плотности п до определённого значения становятся существенными волновые (квантовые) свойства частиц И. г. Переход от классич. И. г. к квантовому происходит при тех значениях Тип, при к-рых длины волн де Бройля частиц, движущихся со скоростями порядка тепловых, сравнимы с расстоянием между частицами.
В квантовом случае различают два вида И. г.; частицы газа одного вида имеют целочисленный спин, к ним применима статистика Бозе - Эйнштейна, к частицам др. вида (с полуцелым спином) - статистика Ферми - Дирака (см. Статистическая физика).
И. г. Ферми - Дирака отличается от классич. тем, что даже при абс. нуле темп-ры его давление и плотность энергии отличны от нуля и тем больше, чем выше плотность газа. При абс. нуле темп-ры существует максимальная (граничная) энергия, к-рую могут иметь частицы И. г. Ферми - Дирака (т. н. Ферми энергия). Если энергия теплового движения частиц И. г. Ферми - Дирака много меньше энергии Ферми, то его наз. вырожденным газом. Согласно теории строения звёзд, в звёздах, плотность к-рых превышает 1-10 кг/см3, существует вырожденный Ферми - Дирака И. г. электронов, а в звёздах с плотностью, превышающей 109 кг /см3, вещество превращается в Ферми - Дирака И. г. нейтронов (см. Нейтронные звёзды).
Применение теории И. г. Ферми - Дирака к электронам в металлах позволяет объяснить многие свойства металлич. состояния. Реальный вырожденный Ферми - Дирака И. г. тем ближе к идеальному, чем он плотнее.
Частицы И. г. Бозе - Эйнштейна при абс. нуле темп-ры занимают наинизший уровень энергии и обладают равным нулю импульсом (И. г. в состоянии конденсата). С повышением Т число частиц в конденсате постепенно уменьшается и при нек-рой темп-ре То (темп-ре фазового перехода) конденсат исчезает (все частицы конденсата приобретают импульс). При Т<То, давление И. г. Бозе - Эйнштейна зависит только от темп-ры. Свойствами такого И. г. обладает при темп-pax, близких к абс. нулю, гелий. Другим примером И. г. Бозе - Эйнштейна является электромагнитное излучение (И. г. фотонов), находящееся в тепловом равновесии с излучающим телом. И. г. фотонов является также примером ультрарелятивистского И. г., т. е. совокупности частиц, движущихся со скоростями, равными или близкими скорости света. Ур-ние состояния такого газа: р = е/3, где Е - плотность энергии газа. При достаточно низких температурах различного рода коллективные движения в жидкостях и твёрдых телах (напр., колебания атомов кристаллич. решётки) можно представить как И. г. слабых возбуждений (квазичастиц), энергия к-рых вносит свой вклад в энергию тела (см. Твёрдое тело, Квантовая жидкость).
В. Л. Покровский.
ИДЕАЛЬНЫЙ КРИСТАЛЛ, 1) кристалл совершенной структуры, лишённый всех дефектов строения (см. Дефекты в кристаллах), к-рые неизбежны в реально существующих кристаллах. И. к. является теоретич. моделью, широко используемой в теории твёрдого тела. 2) Кристалл совершенной формы, в к-рой физически равноценные грани одинаково развиты. Кристаллы, близкие к И. к., вырастают в подвешенном состоянии в хорошо перемешиваемом переохлаждённом растворе (см. Монокристаллы).
ИДЕЙНОСТЬ, приверженность определённой целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная верность им и в теории, и на практике. Одно только знание идеи, если оно не превратилось в убеждённость, а равно и одно только практич. принятие определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано на со-знат. усвоении идейного содержания, ещё не есть И. Внутреннее их единство, основанное на единстве теоретич. смысла идеи и практич., конкретно-историч. значения её, есть И. Но такое единство невозможно у идеологий и социальных сил, противостоящих историч. прогрессу.
Поэтому в каждую эпоху И. есть п е-редовая И., означающая духовную ориентацию и осмысленность всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала приверженность прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии). Приверженность реакц. идеям и деятельность по их осуществлению - антиподы подлинной, прогрессивной И.
И. проявляется во всех сферах обществ, деятельности и духовной жизни - философии, науке, искусстве, политике, морали и т. п. И. противоположна безыдейности - безразличию к духовному смыслу общественных поступков и событий, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем, пронизывающих собою все действительные отношения человека к другим людям. И. противостоит замыканию внутри ограниченных интересов - бытовых, утилитарных, технических, местных, групповых и т. п.- и любому оправданию этого мещанской, обывательской идеологией, индивидуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый маскируется формальной приверженностью к И. и выхолащивает её. И. всегда противоположна той идеологич. порабощённости, к-рая свойственна классово-антагонистич. обществам и к-рая выражается в слепой вере, в некритич. принятии навязанных и внушённых идей господств, класса. Быть идейным - это значит измерять и оценивать любые частные дела с позиции мировоззренч. принципов; это значит становиться ко всякой ситуации в активное отношение и благодаря этому пролагать новые пути преобразующей деятельности. В историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения, освобождения против порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима от партийности.
И.- источник великой энергии и мужества, нравств. возвышения и очищения, энтузиазма и героизма. И. всегда была знаменем революц.-созидат. активности. Поборники полисной демократии и независимости в антич. Греции и республиканцы в Риме, гуманисты эпохи Возрождения, участники бурж. революций, уходив |